Сословную принадлежность с л перовской. Перовская Софья Львовна. История жизни. Биография

В последние годы международный терроризм характеризуется как одна из главных глобальных проблем. Многочисленные террористические акции с конца 90-х гг. XX в. потрясли и Россию: Буденновск, Первомайское, взрывы домов и захват концертного зала в Москве, гибель сотен школьников в Беслане и т. д. Гнев, страх, недоумение слились в восприятии россиянами всех этих событий, широко освещавшихся средствами массовой информации.

В стремлении понять природу современного терроризма отечественные авторы заглянули в прошлое и сделали вывод, что Россия является родиной терроризма, так как именно российские революционеры выступили в качестве теоретиков и практиков революционного террора.

С. Л. Перовская и А. И. Желябов

1 марта 1881 г. царь-освободитель Александр II выехал от Михайловского дворца и буквально через несколько минут его экипаж на набережной Екатерининского канала подвергся атаке террористов. Бомба, брошенная Рысаковым, убила и ранила немало людей из царского конвоя и из числа прохожих, разбила царскую карету, из которой… вышел живой и невредимый император. Он направился к человеку, который стоял неподалеку. Это был второй «метальщик» Игнатий Гриневицкий. Вроде царь сказал, думая, что опасность миновала: «Ну, слава Богу!» И вроде бы террорист-самоубийца ответил: «А слава ли Богу?» И бросил метательный снаряд между собой и императором. Покушавшийся погиб на месте, а царь в страшных мучениях скончался через непродолжительное время на глазах своей семьи.

Кто же были эти люди, осмелившиеся поднять руку на Государя, «помазанника божьего», совершившие самый тяжкий грех – убийство? Что собой представляли российские террористы? Действительно ли Россия – «родина терроризма»?

Лидер группы отчаянных революционеров Андрей Иванович Желябов (1851-1881) происходил из крепостных крестьян. При выпуске из Александровской гимназии в Керчи был «по недостатку благонадежности» удостоен не золотой, а серебряной медали. За организацию нелегального студенческого кружка, как «руководитель и главный деятель» студенческих волнений в 1871 г. был исключен из Новороссийского университета (в Одессе) и выслан на родину. Затем вел революционную пропаганду среди интеллигенции и рабочих, ведал доставкой нелегальной литературы, собирал средства и отправлял добровольцев на Балканы. Его арестовали, судили в Петербурге в 1877 г. на «процессе 193-х», но оправдали «за отсутствием улик».

В 1879-1880 гг. Желябов являлся членом «Земли и воли», затем «Народной воли», членом-учредителем Исполнительного комитета, который вынес смертный приговор Александру II. Желябов был сторонником многообразия форм политической борьбы, допускал террор лишь как вспомогательное средство, как прелюдию и ускоритель народной революции. Под его руководством подготовлено несколько покушений на императора, но 27 февраля 1881 г. он был арестован.

Желябов потребовал приобщить его к делу «первомартовцев» и рассчитывал на рассмотрение дела судом присяжных. Он был уверен, что суд общественной совести не только оправдает народовольцев, но и выразит им «признательность отечества за деятельность особо полезную». На суде Желябов обличал «белый террор», который подавил мирную пропаганду социалистических идей. Он говорил, что, не веря в Бога, признает сущность учения Христа, а поскольку вера без дел мертва, то он хотел делом помочь униженным и оскорбленным нуждающимся труженикам. Желябов был повешен вместе с другими на Семеновском плацу в Петербурге и тайно похоронен на Преображенском кладбище.

Руководила действиями бомбистов гражданская жена Желябова Софья Львовна Перовская (1853-1881). Генеральская, губернаторская дочь выбрала путь революционерки. Она бежала из родительского дома от отца-самодура в 18 лет. Была учительницей в Тверской и Самарской губерниях, а также оспо-прививательницей. Вела революционную пропаганду среди рабочих Петербурга. После нескольких арестов и процесса «193-х» перешла на нелегальное положение. Миловидная, белокурая девушка с пухленькими розовыми щечками, с высоким выпуклым лбом и голубыми глазами выбрала путь аскетизма, самоограничений, тяжелой борьбы. Софья Перовская руководила действиями «метальщиков» 1 марта 1881 г.

«Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее. <…> Я жила так, как подсказывали мне убеждения; поступать же против я была не в состоянии; поэтому со спокойной совестью ожидаю все предстоящее мне. <…> До свидания же, моя дорогая, повторяю свою просьбу: не терзай, не мучай себя из-за меня; моя участь вовсе не такая плачевная, и тебе из-за меня горевать не стоит…», – писала она матери накануне казни. Софья Перовская стала первой русской женщиной, казненной по политическому делу.

Удивительными способностями обладал Николай Иванович Кибальчич (1853-1881). Он сначала поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но затем перевелся в Медико-хирургическую академию. Вел пропаганду среди крестьян, бывал арестован, сидел в тюрьме. В «Народной воле» (с 1879) он создал динамитную мастерскую, готовил снаряды для всех террористических актов народовольцев. Его партийным псевдонимом был «Техник».

Свободный труд на благо Родины Кибальчич считал идеалом, но его способностям не было суждено быть востребованными. «Ту изобретательность, которую я проявил по отношению к метательным снарядам, я, конечно, употребил бы на изучение кустарного производства, на улучшение способа обработки земли, на улучшение сельскохозяйственных орудий и т. д.», – говорил он на суде по делу «первомартовцев». На суде эксперты восхищались метательными снарядами Кибальчича и сожалели, что таких гранат нет на вооружении русской армии. Знаменитый генерал Тотлебен отзывался о Кибальчиче и Желябове еще более категорично: «Что бы там ни было, что бы они ни совершили, но таких людей нельзя вешать. А Кибальчича я бы засадил крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставил бы ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями». Так появилась идея создания «шарашки» для проштрафившихся выдающихся людей, которых можно использовать для нужд государства. Эту идею, как известно, реализовали И. В. Сталин и Л. П. Берия, которые знали, что Туполев, Королев и другие ученые никаких террористических актов не замышляли, а их золотые головы можно использовать по назначению. Незадолго до казни Кибальчич закончил расчеты для полета космического аппарата и ждал отзывов специалистов. Не дождался.

Во второй половине XX в. многие советские ученые, изобретатели и инженеры, работавшие в военно-промышленном комплексе (ВПК), сожалели, что им не пришлось себя проявить в сфере гражданского производства. Но приоритеты определяла высшая власть в стране.

Мало кому известно имя Николая Васильевича Клеточникова (1846-1883). Он происходил из дворян. Болел туберкулезом, не смог завершить обучение в университете. Осенью 1878 г. предложил себя в качестве исполнителя террористического акта, но по заданию «Земли и воли» поступил на службу в Третье отделение, где получил доступ к секретным материалам политической полиции. Клеточников пользовался полным доверием начальства и в течение двух лет информировал революционеров о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, раскрыл многих агентов полиции. Его арестовали в январе 1881 г., приговорили к смертной казни, замененной вечной каторгой. Клеточников умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости после голодовки протеста против жестокого тюремного режима.

Люди разного социального происхождения (их называли разночинцами), народники, как и многие современные россияне, хорошо знали теорию общественного договора. Отличие в подходе к теории общественного договора россиян начала XXI в. от россиян XIX в. заключается в том, что современная политическая элита через средства массовой информации в начале XXI в. внушает населению, что революция – это абсолютное зло. А народники в последней трети XIX в. еще помнили рассуждения Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и других философов о том, что у народа есть право на революцию, на свержение тех, кто по «общественному договору» получил право на управление, но не справился со своими обязанностями. Народники считали, что в борьбе с зарвавшейся властью следует применять различные средства, включая террор.

России вряд ли приходится претендовать на то, что она является «родиной террора» (как и «родиной слонов»). Слово «террор» в переводе на русский язык означает «устрашение». В этом смысле террор являлся и является неотъемлемым элементом внутренней и внешней политики абсолютного большинства государств.

В Древнем Риме (позже у монголов) воины подразделения, струсившего и побежавшего от врага на поле боя, подвергались «децимации» – казнили каждого десятого. На «врагов народа» в Древнем Риме составлялись «проскрипции» – специальные списки, по которым любого «проскрибированного» можно было убить. С жестоких «террористических актов» начала свое правление княгиня Ольга. Террористическим был режим Золотой Орды на русских землях. Появилась практика заложничества. Орудием террора в руках Ивана Грозного стала опричнина. В XVII-XVIII вв. в застенках, на виселицах, плахах, кольях, кострах, подвешенные на крючья за ребро тысячами гибли не только фальшивомонетчики (им горло заливали расплавленным металлом), убийцы, воры, но и участники народных восстаний, старообрядцы, просто оболганные доносчиками люди. Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. стало поводом для «большого террора», для «ежовщины». Любого, кто выступает против существующей власти, можно назвать террористом.

Народовольцы Желябов, Перовская, Кибальчич, Клеточников и другие не захватывали заложников, не воевали с безоружными женщинами и детьми, не получали деньги от зарубежных спецслужб и фондов. Их терроризм носил кустарный, примитивный характер. Их главным и единственным «ресурсом» была собственная жизнь. И они отдали свои жизни за лучшую жизнь для простого народа, за лучшее будущее для своей страны. Напрасно?

Введение

"Считаю несомненным тот факт, что истинные революционеры, инициаторы великих научных и политических переворотов, вносящие действительный прогресс в человечество, почти всегда бывают людьми гениальными или святыми и обладают удивительно гармоничной физиономией. Какие благородные лица у...Мадзини, Гарибальди... Перовской и Веры Засулич."

Ч. Ломброзо

Перовская Софья Львовна - российский деятель революционного движения, народница. Член кружка «чайковцев», участница «хождения в народ», член «Земли и воли», Исполкома «Народной воли», организатор и участница покушений на Александра II. Софья Перовская по своей революционной деятельности и судьбе, как первая русская женщина, казненная по политическому делу, представляет одно из немногих лиц, которые вошли в историю.

Цель реферата - изучение деятельности С.Л. Перовской.

Биография С.Л. Перовской

Перовская Софья Львовна , российская революционерка-народница, член Исполнительного комитета «Народной воли», непосредственный руководитель убийства Александра II.

Из дворянской семьи; ее отец был губернатором Петербурга. В 18-летнем возрасте ушла из дома. В 1869 поступила на Аларчинские женские курсы, где основала кружок самообразования. В 1871-72 была в числе организаторов кружка «чайковцев».

Незаурядные организаторские способности и волевые качества неизменно помогали ей занимать лидирующее положение в различных революционных сообществах. Для подготовки к «хождению в народ» сдала экзамен на диплом народной учительницы, окончила фельдшерские курсы. В январе 1874 была арестована, несколько месяцев провела в Петропавловской крепости. Судилась по «процессу 193-х» (1877-78), но была оправдана. Участвовала в вооруженной попытке освободить осужденного по этому процессу И.Н. Мышкина, которая окончилась неудачей. Летом 1878 была вновь арестована, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге бежала и перешла на нелегальное положение.

В 1879 участвовала в Воронежском съезде «Земли и воли», вскоре после которого организация раскололась на «Народную волю» и «Черный передел». С осени 1879 - член Исполнительного комитета, а затем Распорядительной комиссии «Народной воли». В ноябре 1879 участвовала в подготовке взрыва царского поезда под Москвой. Играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина. Весной 1880 участвовала в подготовке покушения на царя в Одессе. При подготовке следующего покушения на императора, закончившегося цареубийством 1 марта 1881 года, руководила наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (гражданского мужа Перовской) возглавила дело и довела его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и подав знак к действию на месте покушения. Надеясь освободить арестованных товарищей после цареубийства, не покинула Петербург и была арестована. По процессу «первомартовцев» Перовская была приговорена к смертной казни и повешена.

Перовская о себе:

От роду имею - 27, вероисповедания - православного.

Звание - дочь действительного статского советника, не замужем.

Место рождения и место постоянного жительства - родилась в Петербурге, где и проживала почти безвыездно с конца ноября 1879 г.

Семейное положение - имею двух братьев, живущих в Крыму, и сестру, находящуюся замужем за доктором Загорским, который, кажется, служит в Саратовской губ.

Экономич. полож. родителей - отец Лев Николаевич служит в совете при министерстве внутренних дел, мать моя Варвара Степановна живет в Крыму.

Были ли за границей, где и когда именно - за границей была только в детстве в 1865 г.

Привлекался ли ранее к дознаниям, каким и чем они окончены - привлекалась к процессу о 193 лицах, была оправдана, после суда высылалась административно в Олонецкую губ., но по пути скрылась со станции Волхов или Чудово Николаевской железной дороги.

На предложенные мне вопросы отвечаю:

В 1869 году осенью я вместе с родителями приехала в Петербург, где поступила на женские курсы при 5-й мужской гимназии. В 1870 г. осенью, по семейным обстоятельствам, я оставила родительский дом и начала жить самостоятельно, готовилась в народные учительницы, желая способствовать развитию народа. В 1872 г. я держала в Петербурге экзамен на народную учительницу; несмотря на то что экзамен я выдержала, мне все же, не объяснив причин, не выдали диплома. Тогда на зиму я отправилась в Тверскую губ., в Корчевской уезд, село Едимоново, прожила там всю зиму с 72 на 73 г. в качестве помощницы учительницы при народной школе. В 73 г. весною выдержала экзамен в Твери и тут получила диплом. На лето вернулась в Петербург и с осени начала тут занятия с рабочими. 5 же января 1874 г. меня арестовали; летом я была выпущена на поруки и уехала к матери, в Крым. Потеряв возможность быть дальше народной учительницей, я начала изучать фельдшерство. В 1874 г. поступила в симферопольскую земскую больницу, где я служила вплоть до вызова на суд в 1877 году в августе месяце. Судом я была оправдана, и в мае 1878 г. уехала опять к матери, где была арестована в августе для административной высылки в Олонецкую губ. С дороги я скрылась и с тех пор жила нелегальной. К революционному движению я примкнула с 1872 года.

Относительно мотивов, под влиянием которых партия и я, как член партии, начали террористическую деятельность, пояснить могу следующее. Стремясь к поднятию экономического благосостояния народа и уровня его нравственного и умственного развития, мы видели первый шаг к этому в пробуждении в среде народа общественной жизни и сознания своих гражданских прав. Ради этого мы стали селиться в народе для пропаганды, для побуждения его умственного сознания. На это правительство ответило страшными репрессиями и рядом мер, делавшими почти невозможной деятельность в народе. Таким образом, правительство само заставило партию обратить преимущественное внимание на наши политические формы как на главное препятствие народного развития. Партия, придерживаясь социалистического учения, долго колебалась перейти к политической борьбе, и первые шаги по этому пути встречали сильное порицание со стороны большинства партии, как отступление от социализма. Но ряд виселиц и других мер, показывавший необходимость сильного отпора правительству, заставил партию перейти решительно на путь борьбы с правительством, при которой террористические факты являлись одним из важных средств. Упорство же в посягательствах на жизнь покойного Государя вызывалось и поддерживалось убеждением, что он коренным образом никогда не изменит своей политики, а будут только колебания: одной ли виселицей больше или меньше, народ же и общество будут оставаться в прежнем вполне бесправном положении. Точно определить время зарождения мысли о цареубийстве нет возможности, во время соловьевского покушения единой всероссийской организации, строго говоря, не существовало, и мысль о покушении самостоятельно существовала в нескольких отдельных группах, но не у всех революционных деятелей.

Личностью и судьбой Софьи Львовны Перовской я заинтересовалась давно, ещё в детстве, после просмотра фильма "Софья Перовская". Жизнь её удивительна! Поступки ещё более. Но как можно было так необычно и безжалостно распорядиться своей единственной жизнью и не только своей!

Заинтересовала меня Софья скорее не фактами своей биографии в основном всем известными, а более с психологической точки зрения. Что заставило совсем молодую женщину приносить такую жертву? И кому эта жертва принесла пользу, кого осчастливила? Я думаю: это была абсолютно бессмысленная жертва. И даже вредная для России.

Есть версия, что страстное, маниакальное желание убить императора Александра 2-го имеет глубокие корни в её ненависти к отцу, а в Александре Романове она видела мужское всевластие, воплощенный деспотизм своего отца. Это вроде как нездоровая ассоциация. Софья Перовская может быть убила бы и отца, если бы не пожалела мать.

Определенную роль сыграла в жизни Софьи и любовь. Как кто-то сказал: любовь построенная на крови. АНДРЕЙ ЖЕЛЯБОВ был красивым и видным мужчиной с качествами лидера. Единомышленник. И Соня всем сердцем полюбила его. Кстати, когда Желябов сошелся с Перовской, он был уже женат. Но эмансипированная Софья брак не признавала, считала его буржуазным предрассудком.

Можно сказать Желябов привел на плаху любимую женщину, но и сам по своей воле взошел на неё, желая умереть вместе с Софьей.

Всё это было бы не так удивительно и странно, если не учесть в какой семье родилась Софья Перовская. А была она дочерью губернатора Санкт-Петербурга. Можно сказать кто-то вроде современной Ксении Собчак по происхождению. Но в то время сделать карьеру телеведущей, или эпатажной журналистки было невозможно. И Софья задумалась, как ей изменить мир в лучшую сторону. Амбиции её все же были велики. К тому же в Россию к тому времени просочилось это французское слово "эмансипация". И стали проникать новые марксистские идеи. А эмансипированная Софья Перовская легко впитывала в себя новые идеи. И просто не могла не познакомиться с марксизмом.

Современники вспоминали, что Соня имела философский склад ума, была независима в суждениях, привыкла добиваться всех своих желаний.

Софья Перовская , получив прекрасное домашнее образование, поступила на курсы, которые давали знания в объеме мужской гимназии. Вот здесь и начался её путь в революцию, я бы сказала - В НИКУДА, В ТУПИК. Она встретила таких же подруг эмансипированных и думающих, как бы изменить мир. Познакомилась с другими людьми и, конечно, идеями. Посещала кружки. В частности кружок "Чайковского".

Отец её, Лев Николаевич, пытался оградить дочь от "дурных влияний". В результате Софья в 17 лет уходит из дома и живет у своих друзей. А жить ей оставалось ещё только 10 лет.

Правда, имеется и другая информация о причинах Сониного бегства из дома. Якобы она очень набивалась в любовницы к работавшему у них дома студенту, взятому в качестве учителя к младшему брату Софьи. Студент отбивался, боясь потерять место. Но Соня была упорна и половая близость все же состоялась. Узнав об этом, Лев Николаевич высек и студента и свою дочь. С этой поры и началась ненависть Софьи Перовской к отцу.

Но, как бы там не было, она сбежала. Отец пытался найти её. Но Софья уезжает в Киев. Возвращается только тогда, когда Лев Николаевич выполнил некоторые требования Сони.

С этого момента начинается её политическая деятельность. Софья становится НАРОДНИЦЕЙ. Народники занимались тем, что уходили в деревни под видом учителей, или врачей и там занимались революционной пропагандой. Это называлось "хождение в народ". Но народу были не понятны речи Софьи, да и не нужны. Вскоре народники разочаровались в крестьянстве и вернулись в город. Здесь они уже агитируют рабочих.

После раскола "Земли и воли", Софья Перовская предпочла оказаться именно в той её части, которая рассматривала терроризм, как наиболее эффективный способ борьбы. Это уже была организация "Народ и воля".

Перовскую арестовывали, отпускали, снова арестовывали, один раз сослали в ссылку. Но она по дороге сбежала. Перешла на нелегальное положение. Снимали с Желябовым конспиративную квартиру.

Вместе с товарищами по "Народной воле" Перовская приговорила царя Александра 2-го к смерти.

Сначала они решили подложить мину под железнодорожными путями, чтобы взорвать поезд, на котором будет ехать император с семьей. Тот факт, что погибнут и другие люди их не волновал. Для осуществления задуманного, Софья Перовская сняла дом недалеко от путей и с одним из членов их организации они разыграли спектакль, притворившись супружеской парой, где "муж работает" обходчиком путей. Просто поражает, когда читаешь о том, как они делали подкоп под железнодорожное полотно. И думаешь: Ну хотелось же людям! Прорыли тоннель, где дышать было не возможно, видеть ничего нельзя, а надо было копать дальше. Мужчины не выдерживали под землей больше пяти минут, а Перовская работала по три часа. Их бы энергию в мирное русло!

Но поезд взорвали не тот. Так получилось, что состав, в котором ехал царь, прошел первым. А второй, где ехала прислуга и свита, они взорвали - 4-й вагон. Планировалось сначала, что вторым пойдет царский поезд. Пострадали другие люди, как это всегда бывает при террористических актах. Но террористов всех времен это не беспокоит. Главное цель, а средства не важны.

Затем была попытка взрыва прямо в Зимнем дворце. И снова пострадали ни в чем неповинные люди. 10 человек убиты, 80 ранены из охраны и прислуги.

Эти фанатики задумывают новый план. Зная, где проезжает император в Петербурге, они решают подложить мину на пути следования экипажа. Создается впечатление, что народовольцам неудачи придавали азарт. На случай, если мина не взорвется, решили подготовить метальщиков с бомбами. Если и это не пройдет, то Желябов должен вскочить в карету и заколоть царя кинжалом.

Но тут внезапно Желябова арестовывают. Современники рассказывали, что Перовская, узнав об аресте любовника даже плакать не могла, она вся дрожала.

После ареста Желябова всё руководство убийством Александра 2-го взяла на себя Софья Перовская. И ей это удалось. Правда произошли непредвиденные обстоятельства: царь поехал немного другим путем. Софья быстро переставила метальщиков с бомбами на другое место. Она должна была дать сигнал, когда взрывать: махнуть платком.

Первая бомба повредила карету, но император остался невредим и вышел из кареты. Тут Была взорвана другая бомба народовольцем Гриневицким. Причем сам Гриневицкий погиб от взрыва. Как это всё похоже на современных террористов-смертников.

Царь попросил отвезти его в Зимний, чтобы там умереть. Там он и умер. Это случилось 1-го марта 1881 года.

Убийство царя в это время, когда он последовательно проводил реформы в России, было крайне вредно для страны. А Александр ехал как раз, чтобы подписать ещё некоторые нужные реформаторские указы. Напомню, что Александр 2-й отменил в 1861 году крепостное право.

Перовскую вскоре арестовали и судом приговорили к смертной казни через повешение. Ей было 27 лет.

Народ воспринял убийство императора, как зло. Он считал, что это дворяне расправились с царем-освободителем, чтобы ему отомстить за отмену крепостного права.

И ещё. Остались протоколы допроса Софьи Перовской. Один из заданных вопросов был: на какие средства живете? Ответ: на средства партии. Спрашивается откуда эти средства партии.

Я считаю, что народовольцы и были первой настоящей оппозицией к власти.

Наум Коржавин

ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА

Баллада об историческом недосыпе

(Жестокий романс по одноимённому произведению В. И. Ленина)

Любовь к Добру разбередила сердце им.
А Герцен спал, не ведая про зло...
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда всё пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так началась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Всё обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт...
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребёнок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его...
Три составные части - три источника
Не проясняют здесь нам ничего.

Да он и сам не знал, пожалуй, этого,
Хоть мести в нем запас не иссякал.
Хоть тот вопрос научно он исследовал,-
Лет пятьдесят виновного искал.

То в «Бунде», то в кадетах... Не найдутся ли
Хоть там следы. И в неудаче зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушел.

И с песней шли к Голгофам под знамёнами
Отцы за ним, - как в сладкое житьё...
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто недоспал свое.

Мы спать хотим... И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить...
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.

Биография

Сдаёт экзамен на диплом народной учительницы, оканчивает фельдшерские курсы.

  • С 1872 года участвует в «хождении в народ», работая в школах.
  • 1873 год - в Петербурге организует конспиративную квартиру и одновременно преподает рабочим в Петербурге (в том числе Пётр Алексеев).
  • Январь 1874 года - арест, несколько месяцев в Петропавловской крепости.
  • 1877-78 годы - судится по «процессу 193-х», но оправдана. Участвует в неудачной вооруженной попытке освободить осужденного товарища по кружку - И. Н. Мышкина.
  • Летом 1878 года вновь арестована, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге, воспользовавшись тем, что охранявшие её жандармы заснули, бежит и переходит на нелегальное положение.
  • 1879 год - участвует в Воронежском съезде «Земли и воли», пытаясь предотвратить назревавший раскол.
  • С осени 1879 года - член Исполнительного комитета, а затем Распорядительной комиссии «Народной воли», активный участник создания «Рабочей газеты».
  • В ноябре 1879 года участвует в подготовке взрыва царского поезда под Москвой. Играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведён подкоп под полотно железной дороги и заложена мина (однако взрыв произошёл после того, как царь миновал опасное место).
  • Весной 1880 года участвует в подготовке покушения на Александра II в Одессе.
  • 1881 год - руководит наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (гражданского мужа Перовской) возглавляет дело и доводит его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и взмахом белого платка подав И. И. Гриневицкому сигнал бросить бомбу.

Когда я подняла глаза, то увидела, что она дрожит всем телом. Потом она схватила меня за руки, стала нагибаться все ниже и ниже и упала ничком, уткнувшись лицом в мои колени. Так оставалась она несколько минут. Она не плакала, а вся была как в лихорадке. Потом она поднялась и села, стараясь оправиться, но снова судорожным движением схватила меня за руки и стала сжимать их до боли…

А. М. Эпштейн

Надеясь освободить арестованных товарищей после цареубийства, не покинула Петербург.

  • 10 марта 1881 года опознана, арестована и предана суду. Обвинителем на нем выступил ее друг детства Н. В. Муравьёв .
  • 3 апреля 1881 года вместе с Желябовым, Н. И. Кибальчичем , Т. М. Михайловым и Н. И. Рысаковым повешена на плацу Семёновского полка .

Цитаты

Несмотря на весь свой стоицизм, несмотря на видимую холодность, в глубине души она остается вдохновенной жрицей, потому что под ее сверкающей стальной броней все же билось сердце женщины. А женщины, должно сознаться в этом, много-много богаче мужчин этим божественным даром. Вот почему им прежде всего обязано русское революционное движение своим почти религиозным пылом; вот почему, пока в нем останутся женщины, оно будет непобедимым.

Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо

Адреса в Санкт-Петербурге

Примечания

См. также

Ссылки

  • Елена Сегал. Софья Перовская ЖЗЛ 1962 год
  • В. Скобло. Софья Перовская. Март 1881
  • А. И. Корнилова-Мороз. Перовская и кружок чайковцев
  • И. С. Тургенев . Порог
  • Игорь Волгин . Софья Перовская
  • И. И. Попов. Монолог из поэмы «Перовская»
  • Е. Евтушенко . Казанский университет (отрывок)
  • Г. И. Кепинов. Портрет в мраморе С. Л. Перовской
  • Пясецкий Зарисовки на судебном процессе первомартовцев
  • Софья Перовская фильм (Мосфильм, 1967]
  • Инсаров М. «Софья Перовская. Выбор пути»

Литература

  • Тихомиров Л. А. И. Желябов и С. Л. Перовская. Издательство «Донская речь», 1906.
  • Долгий В. Г. Порог: Повесть о Софье Перовской . - М.: Политиздат, 1974. (Пламенные революционеры) - 439 с, ил.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перовская С. Л." в других словарях:

    Перовская фамилия Софья Львовна Перовская (1853 1881) русская революционерка, террористка, одна из руководителей «Народной воли». Повешена за убийство императора Александра II. Перовская, Ольга Васильевна (1902 1961) русская,… … Википедия

    Софья Львовна (1853 1881). Революционная народница. Член кружка чайковцев, участница хождения в народ, член Земли и воли. Организатор и участница покушений на Александра II. Повешена в Петербурге 3 апреля 1881 г … 1000 биографий

    Софья Львовна (1853 1881), участница революционного движения 1870 80 х гг. Член народнического кружка чайковцев, в 1 й половине 1870 х гг. участница хождения в народ, член революционного общества Земля и воля, Исполкома Народной воли,… … Русская история

    Софья Перовская С. Перовская и А. Желябов на суде … Википедия

    Софья Львовна , русская революционерка, народница. Из дворян. В 1869 поступила на Аларчинские женские курсы в Петербурге. В конце 1870, порвав с отцом, ушла из дома. В 1871 72 была в числе… … Большая советская энциклопедия

    Софья Львовна (1.IX.1853 3.IV.1881) рус. революционерка, народница, чл. Исполнит, к та Народной воли. Род. в аристократич. дворянской семье. В 1869 поступила на Аларчинские жен. курсы в Петербурге, где вокруг нее и сестер Корниловых сложился жен … Советская историческая энциклопедия

Наша история невероятно противоречива и неоднозначна. Пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь важного исторического события или исторической личности, отношение к которым было бы единым у всех.
Вот два характерных высказывания на одном из форумов по поводу фильма о Софье Перовской:
«Народовольцы, безусловно, мученики, как и Александр II. Желая блага Родине, они шли к нему разными путями. Великие люди! Наши патриоты! Жаль, что они не объединили усилия свои и вряд ли их разобщенность была предопределена».

«Люди, убившие царя-освободителя — герои? Подрывавшие закон и порядок государства? Изменяющие главной заповеди Христа — не убий? Мда…»

Неоднозначным было и отношение к деятельности С. Перовской ее современников. Одним из лучших стихотворений в прозе И.С. Тургенева по праву считается “Порог”. Напечатано оно впервые в сентябре 1883 года. Написано под впечатлением процесса Веры Засулич — террористки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Но созданный Тургеневым образ вполне можно отнести и к Софье Перовской. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог …

П.Строев "Девушка перед дверью тюрьмы". Иллюстрация к стихотворению в прозе Тургенева "Порог"

“… и тяжелая занавеса упала за нею.

— Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

— Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.

С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию двух разных людей!

Итак, кто же она, Софья Львовна Перовская?

Софья Перовская принадлежала к группе восьми террористов-народовольцев, первомартовцев, участвовавших в подготовке и осуществлении убийства императора Александра II 1 марта 1881 г. Пятеро из них были повешены: (Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов, Рысаков), но к ним относят еще И. Гриневицкого, погибшего при покушении; Н. Саблина, застрелившегося при попытке ареста; Г. Гельфман, помилованную из-за беременности, которая впоследствии умерла в тюрьме.

(Так же, первомартовцами, иногда называют и участников предотвращенного террористического акта, готовившегося в Петербурге на Невском проспекте 1 марта 1887 г., в числе которых был А.И. Ульянов).

Петербургский период жизни: детство и юность

Софья Перовская родилась в 1853 году в семье военного губернатора Санкт-Петербурга Льва Перовского. Детство Софьи, как и большинства детей российских аристократов, было безоблачным. Окруженная заботой родителей и гувернанток, она получила прекрасное домашнее образование, но девушке хотелось большего. Она отказалась поступать в Смольный институт, а пошла на Аларчинские женские курсы при мужской гимназии. Попытки отца наставить дочь «на путь истинный» результатов не дали — Софья с детства отличалась сильной волей и привыкла добиваться своего. Именно здесь, на курсах, где в основном учились дочери мелких чиновников и мещан, Софья приобщилась к идеям народничества и решила посвятить свою жизнь просвещению простого народа и борьбе за его лучшее будущее. Отец знал, в окружении каких людей находится его дочь, но попытки как-то повлиять на Софью всегда оказывались безрезультатными. Девушка просто сбежала из дома, а когда её стала разыскивать полиция, уехала в Киев. Домой она вернулась только после обещания отца выдать ей паспорт и разрешить жить самостоятельно.

После сдачи экзаменов за курс гимназии Софья поступила на педагогические курсы, чтобы стать народной учительницей. Вокруг неё снова сложился кружок молодежи, приверженной идеям народничества. Несмотря на высокое положение отца, Софья попала в списки «политически неблагонадежных», ей даже не выдали диплом учительницы после окончания курсов. Но это девушку не смутило: она уехала в Тверскую губернию работать помощницей учительницы в селе Едименово. Весной 1873 года Софья все-таки добилась получения заветного диплома и отправилась учительствовать в Самарскую, а затем в Симбирскую губернии.

Но, познакомившись ближе с крестьянской жизнью, она разочаровалась в идее просвещения крестьян и вернулась в Петербург, где вела занятия с рабочими. Вскоре за свою деятельность она была арестована и помещена в Петропавловскую крепость, где пробыла полгода и откуда ее вызволил отец, взяв на поруки. Строптивая Софья не желала материально зависеть от отца, она поступила на курсы фельдшеров и после их окончания уехала работать фельдшером в симферопольскую земскую больницу.

Симферопольский период жизни

С Крымом у Софью Перовской связано многое, она провела там несколько лет. Ее детские годы (1858-1859, 1867-1869) прошли в имении Кильбурун (ныне Пионерское), а более зрелые (1876 -1878) в Симферополе, на территории губернской земской больницы и, очевидно, на даче деда. Позже Софья Перовская жила под Севастополем - на хуторе Приморском, а в Симферополе бывала наездами.

Памятник Софье Перовской вблизи Севастополя

В имении и на даче была хорошая библиотека. Сюда из Петербурга приезжали братья и их друзья, не раз обсуждавшие острые политические вопросы. Все это утверждало мировоззрение С. Л. Перовской. Она работала в земской больнице, и отзывы о ней были очень хорошими: «Соня была сердечным и отзывчивым человеком по отношению ко всякому людскому горю, ко всякой немощи и страданию,- рассказывали о ней знакомые.- Она была изумительной сестрой милосердия при ухаживании за больными».

Готовя себя для «хождения в народ», С Л. Перовская в 1876 г. поступила в Симферополе на открытые женские фельдшерские курсы.

Она поселилась на территории больницы вместе с другими курсистсками и, кроме слушания лекций, дежурила по палатам, ухаживала за больными. В это же время, по воспоминаниям ее брата В. Л. Перовского, «ходила на дом к одной старухе, безнадежно больной раком, и делала ей перевязку, крайне тяжелую, вследствие несносного гнилостного запаха из раны; несчастная больная была в восторге от Сони». Судя по защитной речи адвоката Е. И. Кедрина, во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. Софья Перовская, окончившая к тому времени курсы, была назначена заведующей двумя бараками Красного Креста и оказывала большую помощь раненым, привозимым в Симферополь с русско-турецкого фронта.

В 1878 г. в Симферополе Перовская была арестована за участие в революционном кружке, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по пути бежала. Последние три года провела в подполье.

Окончательный переход к терроризму

В конце 1870-х годов среди народовольцев возникли разногласия: часть из них продолжала верить в идею народного просвещения. А другая часть разуверилась в этой идее и перешла к идее терроризма. На воронежском съезде народников в 1879 г. Софья Перовская поддержала ту часть партии, которая выступила за индивидуальный террор как метод политической борьбы. Она окончательно разуверилась в идеях народников, искренне считала, что убийством царя и нескольких видных сановников можно привести народ к революции, а на каждую казнь борцов с царизмом надо отвечать актами террора. Она была избрана в исполнительный комитет «Народной воли» и стала участвовать в подготовке к покушениям. Софья Перовская пользовалась уважением своих соратников, П. Кропоткин писал о ней: «Достаточно посмотреть на ее портрет, на ее высокий лоб и выражение лица, чтобы понять, что ум ее был вдумчивый и серьезный, что поверхностно увлекаться было не в ее натуре, что спорить она не станет, а если выскажет свое мнение, то будет отстаивать его».

Она участвовала в двух покушениях на императора: в 1879 г. взрыв царского поезда под Москвой — играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина.

Весной 1880 участвовала в подготовке покушения на царя в Одессе. И только третье покушение 1 марта 1881 г. закончилось цареубийством.

Она руководила наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (ее гражданского мужа) возглавила дело и довела его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и подав знак к действию на месте покушения. Надеясь освободить арестованных товарищей после цареубийства, не покинула Петербург и была арестована. По процессу «первомартовцев» Перовская была приговорена к смертной казни и повешена, став первой женщиной в России, казненной за политическое преступление.

Т. Назаренко "Казнь народовольцев"

В 70-е же и 80-е годы русские художники создали много картин, иносказательно отразивших героику и трагедию народничества. Одна из выдающихся - «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова , задуманная в 1881 г. под впечатлением казни Софьи Перовской. Подвиг женщины - первой в России, казненной за борьбу против самодержавия, - поразил воображение художника, и он в поисках иносказательного отклика на это событие обратился к личности Феодосии Морозовой, ибо она расценивалась тогда в демократических кругах как пример благородного и самоотверженного характера, готового скорее погибнуть, чем изменить своим убеждениям.

Loading...Loading...