Ольфакторные средства общения (запахи). Ольфакторная система

С рождения и до конца своей жизни человек соприкасается с касаниями. Касание - это установление физического контакта с человеком, его кожей, волосами с одеждой, предметами, которые человек носит или держит. У. Лаберром (по: Кириленко Г.Л., 1987) была предложена классификация касаний в зависимости от их распространенности и культурных ограничений использования:

  • 1) прикосновения, имеющие врожденную базу и распространенные во всем мире (например, прижаться к другому человеку, испугавшись чего-нибудь);
  • 2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (тереться носами в знак приветствия);
  • 3) социально нормированные прикосновения (дружеские объятия, поцелуи);
  • 4) прикосновения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия).

Выделяют следующие функции касания (Крейдлин Г.Е., 2002):

  • ? выражение дружбы, участия, заботы;
  • ? отражение интимного отношения;
  • ? установление контакта или привлечение внимания к чему-либо;
  • ? отражение доминантного положения человека на некоторой социальной шкале.

В дружеских отношениях касания допускаются, но человеку обычно не нравится, когда его трогают незнакомые или малознакомые люди.

Изучая отношение к касаниям, девушек и юношей попросили ответить на вопрос, как они отнесутся к тому, что представители противоположного пола будут их касаться такими способами, как: «похлопать», «погладить», «прижать к себе», «слегка коснуться и задеть», что они при этом испытают и что, по их мнению, могут эти касания означать. Ответы юношей и девушек были совершенно разными. Для девушек важным было место касания, в то время как для юношей - способ касания. Для девушек такие места касания, как руки, голова, лицо, плечи и верхняя часть спины, наделяются смыслом «любовь и дружба». Девушки отделили касания, обозначающие любовь и дружбу, от касаний, выражающих сексуальное желание. Для юношей приятное ощущение, любовь, теплота сексуальное влечение выражаются одними и теми же касаниями (Крейд- лин Г.Е., 2002).

Женщины, как правило, прикасаются к другим гораздо реже, чем мужчины, однако женщины больше ценят прикосновения. Женщины рассматривают прикосновение как экспрессивное поведение, которое выражает сердечное тепло и привязанность. Мужчины рассматривают прикосновение как инструментальное поведение (Вер- дербер Р., Вердербер К., 2003).

В коммуникации участников, имеющих неравный статус, например, начальник и подчиненный, у начальника как у человека, имеющего больший социальный вес, есть право «первого прикосновения». Если первым прикасается человек, имеющий более низкий статус, то это всегда оценивается как нарушение субординации (Крейдлин Г.Е., 2002).

Касания также могут влиять на успешность профессиональной деятельности. Было проведено исследование, в котором официанток, работающих в двух разных ресторанах, просили вести себя при расчете с клиентами одним из трех способов: постараться не дотрагиваться до этих людей, слегка прикасаться к руке либо задержать руку, прикоснувшись к их плечу. Размер чаевых служил критерием оценки. В итоге легкое прикосновение к руке (0,3 с) и более длительное касание плеча (1 - 1,5 с) значительно увеличивали размер чаевых по сравнению с вариантом не прикасаться (Гоулман Д., 1999).

Люди различаются по манере прикасаться к другому человеку и по реакции на прикосновения других людей. Манера прикасаться к другим людям в значительной степени зависит от культуры. В некоторых культурах довольно распространены близкий контакт и прикосновения, как, например, в латиноамериканских, в других же культурах люди уважают личное пространство человека, и частые прикосновения не поощряются (в скандинавских странах). В ряде стран Восточной и Южной Азии прикосновения партнеров друг к другу во время беседы запрещены. Японцы считают, что касаться собеседника может человек только при полной потере самоконтроля либо для выражения недружелюбия и агрессивных намерений. Для арабских культур удар по ладони собеседника в момент или после произнесения удачной шутки, остроты является обычаем. Не ударить ладонью об ладонь собеседника - это значит обидеть его (Леонтьев Л.Л., Сорокин Ю.Л., Тарасова Е.Ф., 1977).

Многие культуры при встрече используют рукопожатие. Частота его использования в общении также ограничена культурными нормами. Так, рукопожатие чаще используют в ситуации приветствия в русской культуре, чем в англосаксонской. В США рукопожатия не используются, если люди хорошо знакомы, напротив, в русской культуре рукопожатие используют люди как малознакомые, так и друзья (Леонтьев А.А., Сорокин Ю.А., Тарасова Е.Ф., 1977). По тому, кто первым подает руку, кому подают руку, а кому не подают, твердости или вялости рукопожатия можно судить об отношениях между участниками коммуникации.

Культурные традиции прикосновений распространяются и на вид взаимодействия - деловое или личностное. При деловой беседе больше ограничений на прикосновения даже у тех культур, которые относятся к контактным. Попытка использовать прикосновения, характерные для близких личностных контактов, в деловом общении может привести к избеганию партнера. Похлопывание по спине и плечу возможно при условии близких отношений и схожего социального положения. Прикосновения к человеку, обладающему более высоким социальным статусом, попытки погладить его, похлопать по плечу могут привести к конфликтам и недопониманию, если только человек использующий такого рода прикосновения не делает их специально с целью создания атмосферы эмоционального напряжения (Лабунская В.А.,1999).

Касания часто сопровождаются приближением к партнеру по общению, что усиливает роль ольфакторной системы. Ольфакция - наука о языке запахов, роли запахов в коммуникации, о смыслах, которые передаются с помощью запахов. Запахи могут быть как естественные (запах тела), так и искусственные (косметика, парфюмерия и т.п.). Естественные и искусственные запахи являются системой кодов, символов, на основе которых осуществляется деление на «своих и чужих». С помощью запахов создается интегральный образ социальных объектов, групп, времени и пространства, бытия человека (например, запах как символ детства, города, родины) (Летягина К.С., 2013).

В своей статье «Значение человеческих запахов при несловесной коммуникации» Барбара Холд и Маргрет Шлейдт отмечают, что лишь сравнительно немногие исследователи изучают потенциальную роль обоняния при общении людей, они подчеркивают, что общение людей нельзя рассматривать как происходящее при отсутствии запахов. Хорошо известны данные экспериментов, в которых дети 1,5 -3 лет узнавали своих матерей только по запаху. По мнению исследователей, запахи в коммуникации несут функцию контроля общения. Они изучили особенности распознавания по запаху и связанного с ним эмоционального оценивания участниками друг друга. В их исследовании приняли участие 24 супружеские пары, которые должны были по запаху ночной рубашки определить: какая рубашка имеет их собственный запах; какая рубашка имеет запах их партнера; какая рубашка имеет мужской или женский запах; какие рубашки имеют приятный, нейтральный или неприятный запах. 31% всех участников правильно опознали собственный запах, 33% верно определили запах своего партнера. В большинстве случаев запах партнера оценивался как приятный, реже - как нейтральный и в нескольких случаях - как неприятный. Женщины считают собственный запах в основном приятным, а мужчины чаще оценивают свой запах как неприятный и в большинстве случаев не могут его опознать (по: Лабунская В.Л., 1999).

На оценку запаха влияет его популярность, например модные духи. Общество регулирует интенсивность запахов, предъявляет к ним определенные требования, например запах пота или грязного тела рассматривается как признак отсутствия культуры и гигиены тела и может привести к избеганию взаимодействия. Чрезмерное использование парфюма также нежелательно, поскольку выбор запаха индивидуален и то, что нравится одному, не обязательно нравится остальным, кроме того, интенсивный запах может привести к появлению аллергических реакций у партнера по общению. Существуют профессии, в которых использование парфюма ограничено. В основном это профессии, предполагающие тесный контакт с людьми (врачи, учителя) или с продуктами (повара, кондитеры).

Роль запахов в жизни человека. Функции запахов в коммуникации. Символический и психофизиологический аспекты воздействия запаха на человека.

Мир вещей, одежды и украшений человека как средство коммуникации

ольфакция - науку о языке запахов, смыслах, передаваемых с их помощью, и роли запахов в коммуникации. Ольфакцию интересуют химическая и тепловая деятельность человеческого организма, влияющая на процесс коммуникации и речевого общения. Запахи играют важную роль, например, в коммуникации арабов. Кроме того, их изучает медицинская диагностика, по ним определяется поведение животных, не может существовать без этого направления и наука парфюмерия, а также современное имиджмейкерство, так как на образ человека, безусловно, всегда влияли сопровождающие его запахи.

Системология - науку о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации. Сюда он вводит язык украшений, язык одежды.

Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда.В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция.

Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

Швейцарский психолог М.Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравяться.Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры каркндашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналыи сенаторы. Отвергают, как правило, астенизированные, уставшие люди.Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего», такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды (« разбитые мечты»), истощение нервной системы.Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремяться к обеспеченности.Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.Педиатры заметили, что хронически больные дети, находясь в удовлетворительном состоянии, выполняют рисунки в сине-голубых тонах и оранжевой гамме – в период обострения болезни.Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.



Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Важной деталью в одежде являются украшения.К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.Престижные украшения . Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.Членский значок той или иной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.



Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и судя по ним, можно определить победителя.Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление.Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.Крупные украшения. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т.к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80(коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40(информации передается с помощью вербальных.Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно. Закройте глаза и спрячте руки, если вы не хотите, чтобы обнаружилась ваша неискренность, - к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда.

Ольфакторная коммуникация - обоняние, хемокоммуникация

Социальные знаки .Cсуществуют запахи богатства и бедности, города и села, профессиональные, половозрастные, маргинальные и т.д. Так, например, атмосфера торговли в престижных магазинах пропитана запахом дорогих духов и ароматизаторов. Запах дорогих сигар или сигарет, смешанный с дорогим парфюмом, в обеих культурах является символом благосостояния человека. Запах социальных низов связан с запахом мочи, фекалий, пота, нечистой одежды, перегара.

Эмоционально-ситуативные знаки (запахи, которые порождают положительные или отрицательные эмоции). Люди воспринимают запахи субъективно как приятные и неприятные. Ассоциативно определенный запах может быть связан с той или иной ситуацией в личной жизни. Это могут быть воспоминания о эмоционально окрашенных впечатлениях о праздниках, встречах с различными людьми, о жизненных эпизодах.

Субъективная символизация этапов жизни и значимых событий (запах болезни и больницы – например, запах касторки, нашатыря и проч., запах праздника – Новый год пахнет мандаринами; запах близкого человека - запах бензина ассоциируется с отцом-шофером; запах типографии, где работала мать; запах пирогов, которые пекла бабушка и проч.

Запахи в религиозных представлениях и ритуалах . Уже в древних культурах ароматические вещества использовались в процессе отправления религиозного культа. Запахи, являющиеся атрибутом богослужения, являются символами возвышения духа и очищения души, символами божественного: «… употребление ладана и других ароматов в церквах, распространенное с древнейших времен среди всех народов и во всех религиях, имеет целью пробудить, очистить и возвеселить наши чувства, сделав нас тем самым более способными к созерцанию»

Знаки «свой – чужой». Идентичнос ть. Запахи, ассоциируемые со своей культурой, и запахи, ассоциируемые с чужой культурой.Символизация чужой культуры через запахи (запах сандала – запах восточной культуры).

Знаки-запахи межкультурной коммуникации. Для русских запах родины ассоциируется с запахом степи, сырой земли, с национальной кухней. Это прежде всего аромат пирогов и наваристого русского борща и щей. В сознании современных болгар национальный запах – это запах болгарской розы, также аромат национальных блюд, включающих баранину, чеснок, запеченный перец, острые пряности и уксус. Нацональные запахи постепенно стираются в сознании людей. Остаются они единственно только в природе и в национальной кухне. Неслучайно запах “Макдональдса” за рубежом воспринимается нами как родной, знакомый и близкий нам запах.

Оценочные знаки (запахи и нормы этикета (лук, чеснок, пукнуть, бздеть - ?, запах перегара, запах спиртного, изо рта воняет), вербальная оценка поведения другого через запахи). Неудачи в коммуникации, связанные с запахами, и презентация в речи коммуникативных ошибок. Ругательства, связанные с запахами – вонючий козел и проч. Оценка местонахождения через запахи: «Отыскивая себе жильё, я прежде всего забочусь о том, чтобы избежать тяжелого и зловонного воздуха. Пристрастие, которое я питаю к прекрасным городам Венеции и Парижу, ослабляется из-за острого запаха стоячей воды в Венеции и грязи в Париже»19. Оценочные знаки в болгарской культуре: запах чеснока, пота, кислого, дешевых сигарет и алкоголя. Выражая брезгливость по отношению к такому собеседнику, болгары говорят: «смрадливка, миризливец, пръч».

Целенаправленное использование знаков в коммуникации (произвести впечатление на делового партнера, на сексуального партнера, запахи в рекламе – уничтожение неприятных запахов, приятные запахи как значимые характеристики предлагаемых товаров – реклама чистящих средств (исчезновение неприятного запаха, приятный запах), реклама парфюмерии дамской и мужской, обыгрывание запахов в другой рекламе – «запах сплетен и скандалов» в рекламе журнала). «… из всех сенсорно двигательных модальностей, быть может, только запах в этом отношении не столь существен для человека… Между тем хорошо известно, что устранение неприятных запахов может снимать пространственные, и не только пространственные, барьеры между людьми. Например, при отсутствии плохих запахов люди могут подходить друг к другу на более короткие дистанции и дольше находиться рядом в одном помещении

Системология - область научно-практической деятельности, изучающая и использующая системность, организацию и самоорганизацию объектов, процессов и явлений в природе, науке, технике, обществе и психологии личности, включая новую для биофизики синергологию. Они определяют качество жизни человека и его самореализацию как вида. Системология является объектом, продуктом и инструментом методологии. Системология - это методология изучения, проектирования управления и использования природной системности мира и его базовых категорий. Универсальность методологии в системологии применима для оптимизации методологии частных научно-практических направлений. Доминирование технических направлений системологии объясняется технологичностью цивилизации, но происходит из системологии природы.

Мир запахов такой разнообразный. Разнообразный настолько, что даже больше чем для половины ароматов люди не придумали названий. Да и зачем это делать, ведь запахи не настолько важны для жизни человека, как звуки или цвета. Но тот, кто так считает, глубоко заблуждается…

Человек - это часть природы. И людям, как и любым другим живым существам присущи определенные инстинкты. Одним из этих инстинктов является реакция на запах. Как и животные, которые, например, по запаху могут распознать «своего» и «чужого», мы также в своем поведении может руководствоваться запахами и ароматами.

Запахи и общение в социальном мире - это понятия, можно сказать, неразлучные. И это не только означает, что мы можем обратить внимание на человека и завести с ним разговор, если нам понравится его запах. Психика может проводить с нами такие интересные игры, о которых мы даже не догадываемся. Особенности нашей психологии могут быть использованы в коммерческих и других выгодных целях.

Знаете ли вы, что в Европе уже давно существуют направления в парфюмерии, которые нацелены на создание ароматов для магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц? Зачем, спросите вы? Сейчас вы сами ответите себе на этот вопрос. Вспомните, как заходя в какой-нибудь дорогой магазин, например, обуви или одежды, вы тут же ощущаете легкий приятный аромат. Почему-то он сразу же ассоциируется у вас с богатством, роскошью и благополучием. И как-то непроизвольно возникает желание приобрести что-нибудь из этого магазина. Теперь понимаете? Запах может моментально подавать импульсы в наш мозг, побуждая к определенным действиям. И этим пользуются различные коммерческие организации. Так, например, известно, что запах кожи в салонах, где продаются кожаные изделия (даже изделия из кожзаменителя) могут существенно повысить объемы продаж. В продуктовых магазинах такой эффект способен произвести запах арбуза или огурца, в магазинах одежды - аромат ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. Теперь вы понимаете, как элитная парфюмерия может повлиять на восприятие вас собеседником?

Точно так же запахи могут влиять на ход и результат общения между людьми. Например, для того, чтобы произвести ожидаемый эффект на бизнес-партнеров, перед встречей с ними в комнате распыляют духи с определенным ароматом. Так, аромат розы способен сделать собеседников сговорчивее и податливее. Запахи лимона при общении рассеивают внимание.

Поэтому не стоит недооценивать роль запахов в нашей жизни и их влияние на людей, а, наоборот, стараться пользоваться этой маленькой «ароматной» хитростью в своих целях.

Текст: Маргарита Герговская,

специально для женского журнала Lady Boss

До сих пор мы очень мало знаем о том, как общаются между собой животные, каков их язык. Известно, что одним из способов их общения является язык запахов. Собака без труда может найти по следу человека, если перед этим ей дали обнюхать что-нибудь из его вещей. Что же могут сказать друг другу звери с помощью этого таинственного языка, почти недоступного нам, людям? Сейчас учёные в какой-то мере уже могут ответить на этот вопрос, хотя роль запахов в общении млекопитающих основательно начали изучать относительно недавно — в конце 50-х — начале 60-х годов девятнадцатого столетия.

Представьте себе, что в лаборатории какого-либо исследователя встретились две крысы. Одна из них была привезена из Англии, другая отловлена в Москве. В отличие от людей, говорящих на разных языках, зверьки без труда поймут друг друга, воспользовавшись языком запахов. Достаточно, чтобы один обнюхал другого или же его пахучую метку. После этого животные смогут ответить на многие важные для них вопросы: какого пола встретившийся зверёк; молодой он или старый; испуган или чувствует себя уверенно. Более того, каждый из них поймет, что прибыли они из разных мест.

Общение с помощью запахов особенно широко распространено у зверей, которые ведут ночной или сумеречный образ жизни и не всегда могут воспользоваться зрением. Язык запахов удобен: чтобы узнать необходимое друг о друге, совсем необязательно встречаться, достаточно оставить в каком-нибудь заметном месте пахучую метку. Маркировка территории пахучими выделениями широко распространена у млекопитающих. Если вам посчастливится попасть на Дальний Восток, в Сихотэ-Алиньский заповедник, то, обследуя удивительные по красоте горные районы, вы увидите, что в некоторых местах кора на деревьях ободрана. А когда приглядитесь повнимательней, заметите на коре и отдельные шерстинки. Эти метки принадлежат красавцу горалу. Передвигаясь по тропинке, самец часто опускает голову, принюхиваясь к травинкам, к почве. Он тщательно проверяет, нет ли на его территории следов пребывания других самцов. Иногда горал останавливается около какого-нибудь дерева и начинает энергично тереться о ствол лбом, теменем, основанием рогов. Так он метит свою территорию секретом желез.

Виртуозно читают запахи представители семейства куньих, например колонок.
Едва уловимые следы пахучих ферментов рассказывают ему о врагах, добыче и границах соседей.

Хорошо маркируют места обитания хищ-ные животные. Соболь, лесная и каменная куницы оставляют пахучие метки на камнях, сучках, палках. Прежде чем нанести на предмет метку, зверек тщательно его обследует. Если камень или сучок невелик, грызет его и перетаскивает с места на место. После этого животное наносит на этот предмет секрет пахучей железы.


А у зайчат фотограф пой-мал мгновение первого знакомства.

Свой участок метят не только крупные звери. Грызуны также защищают свою тер-риторию — оставляют пахучие выделения, предупреждая других зверьков, что место уже занято. Оригинальный способ мечения у водяных полевок. Если зверёк сильно возбужден, например, видит перед собой вторгшегося в его владения незнакомца, он начинает как бы пританцовывать на месте. Кажется, что рассерженный хозяин топает ногами на непрошеного гостя, пытаясь его напугать. На самом же деле у этих зверьков такой способ мечения территории. Самцы быстро проводят задними лапками по бокам туловища, где расположены у них специальные железы. Секрет выдавливается на шкурку и остается на лапках. Прикасаясь ими к поверхности почвы, животное оставляет на ней невидимый след.

По-другому поступают самцы песчанок. Эти небольшие зверьки, напоминающие немного и хомячка, и крысу, и тушканчика, населяют степные и пустынные районы на-шей страны. Песчанки активны днём, поэтому за ними легко следить. В Узбекистане мне приходилось наблюдать, как живут большие песчанки — зверьки величиной с крысу, желтоватой окраски. Они образуют колонии, в которых каждая семья охраняет свой участок от вторжения соседей. Иногда можно видеть, как какой-нибудь зазевавшийся зверёк переходит невидимую границу участка другой семьи. Если это замечает кто-нибудь из хозяев, он тут же нападает на нарушителя и изгоняет его со своей территории. Если в пылу погони преследователь случайно переходит границу и оказьтается во владении животного, за которым только что гнался, роли меняются. Теперь убегавший зверек поворачивается к своему противнику «лицом» и смело встречает его на своем участке. Поняв свою ошибку, бывший преследователь спасается бегством.

Если на территорию, где уже живёт семья песчанок, поставить клетку с чужим зверь-ком, то хозяева сначала будут долго принюхиваться к нему, потом, рассмотрев чужака, попытаются вступить с ним в драку через сетку; убедившись, что до чужака не так-то легко добраться, самец — хозяин участка вдруг начинает вести себя на первый взгляд довольно странно. Он быстро роет песок, сгребает его в маленький холмик и про-ползает по нему на брюшке. Через некоторое время вокруг клетки вырастет ещё несколь-ко таких холмиков. Оказывается, на брюшке у песчанок расположена пахучая железа. Проползая по холмику, самец оставляет на нем секрет этой железы. Такие же холмики строят зверьки на границах своего участка и около нор. С помощью запаха они оповещают других песчанок, что этот участок и нора уже заняты.

Сигнальные холмики у песчанок сооружают только самцы. У самочек пахучая железа развита плохо, и они не метят территорию. Под знойным среднеазиатским солнцем на раскаленном песке пахучая метка сохраняется недолго: всего несколько часов. Поэтому самцам приходится все время заботиться об их обновлении. Зверёк периодически совершает патрульные обходы, строя новые сигнальные холмики и обновляя метки на старых.

Для того чтобы понять, что узнают животные по таким безадресным сообщениям, потребовались сотни опытов в лаборатории. Оказывается, звери могут запечатлевать запахи, когда они еще питаются молоком матери. Остроумный опыт провели итальянские исследователи. Они натирали брюшко кормящих самок духами «Пармская фиалка». И выяснилось, что подросшие мышата чаще всего ухаживают за самками, надушен-ными этими же духами. То есть взрослые мыши предпочли тот запах, который им был знаком с детства. Однако так бывает не всегда. Под моим наблюдением находился крысенок по кличке Глаша, который был выкормлен мышью. Так как молока у мы-шей сравнительно мало, а малыш скоро стал размером с приемную маму, приходилось подкармливать его молоком из пипетки. Глаша никогда не видела других крыс, тем не менее твердо знала, что она крыса. Если ей предлагали на выбор два запаха: крысы и мыши, то она всегда выбирала запах крысы.

В целом о запечатлевании запаха у зверей известно очень мало. Мы знаем, что зверьки одних видов могут запечатлевать запах другого вида, у иных же животных этого не происходит, реакция на запах сородичей у них закреплена генетически.

Для того чтобы убедиться, что самцы грызунов агрессивны по отношению к незнако-мым зверькам того же пола, но благожелательны к самкам, проведём простой опыт. В клетку к самцу домовой мыши подсадим другого незнакомого самца. Вот хозяин клетки подходит к чужаку, обнюхивает его и тут же приходит в страшное беспокойство: начинает горбиться, шерсть на загривке встает дыбом. Несмотря на крохотные размеры, выглядит он очень грозно. Передвигаясь по дуге вокруг незнакомца, хозяин в ярости хлещет хвостом по полу клетки. При этом хвост его совершает быстрые волнообразные движения. Удары о пол такие сильные, что вы хорошо их слышите, они напоминают барабанную дробь. Наконец ощетинившийся зверек нападает на при-шельца. Тот встает на задние лапки, он готов обороняться. Некоторое время зверьки бьют друг друга передними лапками, напоминая двух боксеров на ринге. Наконец хозяин побеждает, а чужак обращается в бегство.

Если в клетку поместить не самца, а самочку, картина будет совсем иной. После взаимных обнюхиваний отношения между зверьками будут абсолютно мирными. Проведем еще один опыт. Возьмем из клетки самку, на её шкурку нанесём запах незнакомого самца и посадим её обратно к тому же зверьку, который только что мирно сидел с ней рядом. Отношение резко изменится. Самец взъерошит шерсть и нападет на самку. Оказывается, чтобы вызвать агрессивное поведение у самца, достаточно одного только запаха чужака.

Существует мнение, что животные боятся запаха хищных зверей с момента рождения. Однако грызуны, по крайней мере домовые мыши, по-видимому, не обладают такой способностью, пока не познакомятся со своими врагами поближе. Мне пришлось наблюдать довольно интересную сцену. В нашей лаборатории одно время жил кот Васька. Кот как кот, только вот мышей не ловил. Любимым местом отдыха Васьки был стол, на котором стояла клетка с мышами. К моему удивлению, они нисколько не боялись, когда кот лежал, прислонившись к их жилью. Наиболее предприимчивые из них отгрызали у Васьки через сетку кусочки шерсти, и они сразу же шли в дело: зверьки утепляли ими свои гнезда. Особенно усердствовали заботливые мамаши, у которых в это время были малыши.

Если же мышь встречается с кошкой не через решетку клетки, это может закончиться для мыши плачевно. Однако зверек может успеть предупредить об опасности своих сородичей. Сделает это он опять же с помощью запаха. Испуганный зверек пахнет совсем по-другому. Он издает «запах страха», от которого другие мыши приходят в страшное беспокойство. Если около хлеба или даже кусочка сыра, который так любят эти грызуны, испуганная мышка оставила пахучую метку, то другой зверек никогда не рискнет прикоснуться к лакомому кусочку. Более того, он будет всячески стараться обойти это опасное место. Вот почему иногда бывает трудно заставить мышей есть отравленную приманку. Пострадавший от нее зверек с помощью запаха предупреждает других мышей о грозящей им смертельной опасности.

Пахучие секреты животных имеют очень сложный химический состав, в который входят сотни веществ. Неизвестно, по каким именно из этих многочисленных соедине-ний животные узнают представителей своего вида, отличают особей разного пола, а по каким — знакомых и незнакомых зверьков. Чтобы узнать химическую формулу феромонов, то есть веществ, которые вызывают у животных определенные поведенческие реакции, современные исследователи вооружились сложными приборами: хроматографами, масс-спектрометрами, ик- и уф-спектрофотометрами. Эти приборы позволяют узнать, какие вещества входят в состав пахучих секретов, выделяемых животными. Детально изучен химический состав феромонов насекомых. У млекопитающих пока исследовано только семь феромонов. Хотя их, наверное, тысячи!

Спрашивается, а зачем, собственно, изучать строение феромонов? Можно ли использовать их в практической деятельности человека? Конечно, можно. В настоящее время феромоны широко применяются для борьбы с вредными насекомыми. Часто для этого используют аттрактивные вещества, которые выделяют самки. Самцы прилетают в ловушки с привлекающими веществами, преодолевая десятки километров. В работе с феромонами млекопитающих в этом направлении сделаны пока только первые шаги. А ведь разработка новых методов борьбы с грызунами — очень важная проблема. Наличие таких привлекающих веществ избавит нас от необходимости применять яды, от которых погибают часто не только вредители, но и полезные животные. Феромоны же, действуя в очень малых концентрациях и являясь естественными продуктами живых существ, не загрязняют окружающую среду. Уже проведены опыты, которые говорят о том, что это возможно. Мы проводили эксперименты в Москве, в помещениях, где жили домовые мыши. Оказалось, что эти зверьки чаще попадаются в ловушки с запахом других мышей, чем в чистые, с одной только пищевой приманкой.

Мало мы ещё знаем о языке животных, о языке запахов. Это направление этологии (науки о поведении животных) сейчас разви-вается быстро во всём мире. Каждый год приносит много новых и инте-ресных результатов.

Loading...Loading...