Кто такой левиафан? Змей левиафан, что такое

В столичных кинотеатрах показывают «Левиафан». Что такое "Левиафан", как не перепутать Иова и Иону и при чем здесь трактат Томаса Гоббса – «Большой» готовит к просмотру фильма Андрея Звягинцева.

В минский прокат вышел фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», который уже получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар», BAFTA и звание «фильма о Рашке-говняшке» от министра культуры РФ . В лучших традициях эпохи пост-постмодернизма фильм можно смотреть и без предварительной подготовки, вот только в этом случае вы поймете лишь то, что лежит на поверхности. «Большой» выдает необходимый минимум гуманитарных знаний, с которым можно нырять в глубины «Левиафана», чтобы понять, что такое «Левиафан».

Кто такой Левиафан?

Левиафан – морское чудовище, о котором говорится в Ветхом Завете, а точнее, в книге Иова. В Библии он олицетворяет непостижимость божественного творения, а кое-где обозначает и враждебное Богу существо, дьявола, над которым Господь одерживает победу в начале времен, но который может пробудиться снова. Его сухопутный «аналог» — бегемот, правда, судя по описаниям, левиафаны куда ужаснее.

«Круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас»
(Иов. 40:20-41:26).

Почему говорят, что Левиафан – это кит?

В том, что многие представляют себе мифическое чудище всего лишь большим китом, «виноват» самый известный литературный Левиафан, который обитает в бурных водах романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». В произведении описывался реальный свирепый кашалот больших размеров, который в сознании одержимого китобоя стал символом мирового зла, левиафаном. Кстати, попытка победить кита и зло успехом не увенчалась.

Ассоциация «Левиафан – кит» так прочно утвердилась в массовом сознании, что, когда в 2008 году исследователи обнаружили на берегах Южной Америки окаменелые останки гигантского кита, то назвали его Livyatan melvillei – «Левиафан Мелвилла». Видимо, они тоже не знали, что такое Левиафан.

Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, непобедимое, которому до тебя и дела нет

Существует еще одно литературное произведение, где речь идет о Левиафане. Когда-то английский философ Томас Гоббс использовал сильный образ морского чудовища для описания государства в своем трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище изображалось в виде огромного человека, состоящего из тьмы крошечных человеческих тел. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, коварное, непобедимое, которому до тебя и дела нет.

При чем тут Иов и Иона?

Кроме того, что самое подробное описание Левиафана встречается в книге Иова, есть куда более важная связь ветхозаветного персонажа и творения российского кинематографа. Иов был праведником, который счастливо жил в большом богатстве вместе со своей семьей. Завистливый Дьявол стал доказывать Богу: Иов праведен только потому, что счастлив и богат. Тогда Господь позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Иов теряет богатство и детей, заболевает проказой, вынуждено покидает город и там, сидя в пепле и навозе, скоблит свои струпья черепком, но даже тогда не проклинает Господа. За смиренность и любовь Бог возвращает Иову былое счастье. Ветхозаветный Иов – символ безвинного страдания и бесконечного терпения.

Только не путайте Иова и Иону! Иона, библейский пророк тоже был знаком с Левиафаном: пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так как не хотел спасать народ Ниневии, но к «Левиафану» Звягинцева эта история имеет разве что отдаленное отношение. Хотя Иона точно узнал, что такое Левиафан…

При чем тут фильм Звягинцева?

Конечно, автослесарь Николай Сергеев, с которым познакомит вас «Левиафан», совсем не праведный Иов. Но параллель между его бедами и страданиями библейского героя проводить можно. «Николай чист сердцем и не сделал никому зла», — говорит режиссер Звягинцев.

А в основе сюжета фильма Звягинцева – трагическая история сварщика из Колорадо Марвина Джона Химейера, дом которого попытался отобрать цементный завод. Сварщик запаял себя в бульдозере и снес завод, а потом покончил с собой. Также в одном из интервью Звягинцев рассказывал, что источником вдохновения для него стала повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас»: ее герой, богатый барышник из Бранденбурга, в одиночку бросает вызов государству, пытаясь отомстить обидчику, обобравшему и унизившему его аристократу.

Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.

Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.



Изображение Левиафана из Византийской книги , XI век.

В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


Левиафан изображен в виде большой рыбы с чешуей и плавниками, его рот полон острых, угрожающих зубов. Его тело образует петлю, а хвост почти касается головы. Франция, XIII вв.

Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра, XII век.

Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания , но от веры не отрекался.



Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.

Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова : «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости» . Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.



Левиафан. Гравюра 18 века.

В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

Если местонахождение величайших библейских реликвий известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.



Изображения Левиафана, созданные для карты Америки гравером Иеронимом Коком (1510-1570) из Антверпена. / Левиафан на гравюре 1710 года. Библиотека Сент-Джеймс, Великобритания.

Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.

Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.


Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.


В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.


Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.


В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

Если известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.


Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный, как, например, о котором мы рассказывали ранее. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.

Посмотрел на днях последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для режиссера это первая работа с откровенным, можно даже сказать нарочитым, идеолого-политическим посылом. Во всех его предыдущих артхаусных работах достаточно талантливо разрабатывались принципиально аполитичные, общечеловеческие, архетипно-универсальные темы семейных межличностных отношений – отцы и дети, мужья и жены, больной человек и его близкие перед лицом смерти…

В случае с «Левиафаном» не так: прозападная, либерально-политическая заангажированность явно взяла верх над искусством, сделала его своим послушным орудием. Что ж, кто дает призы, тот и заказывает музыку.

Интересна и весьма показательна история возникновения самого замысла фильма. В 2008 г. Звягинцеву рассказали историю об американце Марвине Джоне Химейере, ветеране войны во Вьетнаме, который из-за длительного конфликта с местной цементной компанией (г. Грэнби, штат Колорадо) по поводу территории, где находилась его мастерская, обшил свой бульдозер броней, разрушил более десяти административных зданий, нанеся миллионные убытки своим обидчикам, после чего покончил жизнь самоубийством.

Сначала Звягинцев загорелся идеей снять фильм об этой истории, но потом решил отказаться от американских коннотаций и перенес действие фильма в современную Россию, объясняя это тем, что мы имеем дело с вечной темой. Почему фильм на вечную трагическую тему нельзя снимать с привязкой к США, прямо основываясь на случившихся там событиях, режиссер так и не пояснил. Видимо, все дело в пресловутой политкорректности.

Хотя фактическая история американца Джона Химейера по своему трагизму, насыщенности и динамизму на порядок превосходит сценарную историю главного героя фильма Звягинцева. Как бы там ни было, в итоге фильм снят о сегодняшней России, хотя на самом деле основывается на событиях, произошедших в США.

Перед зрителями разворачивается драматическое столкновение трудяги, мастера на все руки и вместе с тем пьяницы и сквернослова Николая, олицетворяющего, по всей видимости, простой русский народ, и бессовестного мэра, также пьяницы и сквернослова, представляющего современное российское государство.

Николай в Церковь совсем не ходит. Мэр, напротив, показан как вполне воцерковленный человек, посещающий Богослужения, более-менее регулярно исповедующийся и причащающийся.

Все попытки Николая вместе с другом-адвокатом и женой добиться правды по закону разбиваются о всемогущество насквозь коррумпированной системы. В неравной борьбе с ней Николай теряет все самое дорогое ‑ родительский дом, землю, автомастерскую, лучшего друга, сына, любимую жену, личную свободу. Жена сначала изменяет с другом, а затем кончает жизнь самоубийством. Невиновного Николая обвиняют в ее убийстве, фабрикуют улики и по несправедливому суду садят в тюрьму на пятнадцать лет.

Мэр торжествует. На захваченной у Николая земле он строит православный храм при полном одобрении вышестоящих властей и благословении местного православного владыки, олицетворяющего Русскую Православную Церковь.

К развязке фильма складывается устойчивое впечатление, что главным виновником трагедии, является именно православный епископ, предстающий перед нами этаким красноречивым книжником и фарисеем, благочестивыми словами оправдывающий любую гнусность властей ради своих корыстных целей. Именно он ставит перед мэром задачу постройки храма на злополучном участке земли, именно он своими утешениями и проповедями наущает мэра использовать все возможные средства для достижения цели, убеждает в праведности всех его действий, заглушает в нем робкий голос время от времени просыпающейся совести, именно он получает наибольшую выгоду от всего произошедшего.

Кроме епископа, Русская Церковь в фильме также представлена беспрекословно подчиняющимся ему простым, малообразованным священником, занятым преимущественно выживанием вместе с нищим и невежественным народом.

Итак, перед нами избитый до банальности сюжет о трагедии маленького беззащитного человека и его правды, гибнущего от вопиющей несправедливости всесильного церковно-государственного аппарата.

Трагедия эта разворачивается на фоне мертвенно-серых пейзажей, бездорожья, грязи, разрухи и нищеты. Понятно, что ничего, кроме унылой безысходности и омерзения все это не вызывает.

Беспросветный мрак русской жизни свыше всякой меры нагнетается негативними символическими образами, имеющими явные христианские коннотации, ‑ разбитые, гниющие на холодной морской отмели корабли, рыбы с отрубленными головами, свиньи, которых кормят хлебом, приобетенным для церковной панихиды… Имя главного героя Николай также выбрано не случайно и имеет символический подтекст.

Прекрасная операторская работа, проникновенная игра известных актеров, суровая величавость северной природы еще более усиливают у зрителей состояние жалости и сострадания к жертвам, возмущения и ненависти по отношению к мучителям, не навязчиво подталкивают к заданным революционным выводам: «Так жить нельзя!», «Долой такое государство и такую Церковь!»

Итак, при финансовой поддержке Министерства культуры России (sic! ) российский режиссер Андрей Звягинцев снял откровенно пропагандистский лживый фильм против Православной Церкви, против России и ее народа.

В этом нет ничего нового. Все это уже было в нашей многострадальной истории. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас»(Еккл. 1:10)… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!»(Еккл. 1:14). Сто лет назад русский народ вместе со своей Церковью все это уже проходил. Тогда глашатаем революции была литература, сегодня – «важнейшее из всех искусств» (В.И. Ленин).

Левиафан - мифическое существо, живущее в море. Упоминания о нем можно встретить в Ветхом Завете или Танахе. Это слово стало синонимом любого крупного морского чудовища или существа. В его внешности имеются черты крокодила, дракона, змея и кита.

Как выглядит левиафан?

За все время существования человечества появилось немало легенд о разнообразных мифических персонажах.

Люди говорят, что видели:

  • Ангелов.
  • Гномов.
  • Драконов.
  • Духов.
  • Единорогов.
  • Русалок.

Одним из таких является левиафан:

  • Его огромный рот окружен грозными зубами, спина имеет ряд щитов, которые находятся так близко друг к другу, что воздух не может пройти между ними.
  • Во время его храпа можно увидеть вспышки света, а глаза его похожи на лучи света. Из его ноздрей льется дым, как из кипящего горшка.
  • Левиафан - чудовище, которое своим появлением возмущает все море. Когда он уплывает, остаются блестящие полосы, как будто кто-то плывет с длинными белыми волосами.
  • Левиафаны - это существа без страха, они смотрят на всех сверху вниз, даже надменно.

По одной из версий мифическое существо левиафан является красным драконом, имеет семь голов и десять рогов. Нередко левиафана называют Сатаной в одном из обличий.

Левиафан и религия

Даже при упоминании такого чудища, как левиафан, религия имеет огромное значение. Морской змей левиафан занимал видное место в мифологии древнего Ближнего Востока. В шумерской иконографии можно найти его изображения, сделанные 3 тысячелетия до нашей эры.

Однако чудовище левиафан не описывается, как демон или какое-либо вредное существо, он считался просто частью океана, частью Божьего творения.

Итак:

  • Позже еврейские источники описывают левиафана, как дракона, живущего в воде. Считалось, что однажды два монстра расстались - левиафан и бегемот.
  • Женщина-монстр по имени левиафан, чтобы жить в хаосе океана и самец по имени бегемот, живущий на земле.
  • Бегемот и левиафан - существа, у которых нет пары, потому что во избежание размножения и дальнейшего распространения монстров на земле, Бог убил самку.

В христианстве левиафан трактуется по-другому. Библейский левиафан использовался в качестве Сатаны, ставя под угрозу жизнь всех Божьих созданий, пытаясь съесть их. По описанию Фомы Аквинского, левиафан - демон зависти, существующий в наказание грешников. Демон левиафан соответствует семи смертным грехам, как один из семи князей ада.

В сатанизме левиафан представляет собой элемент воды, что связано с жизнью и творчеством, и может быть использован во время ритуала. В Сатанинской Библии левиафана относят к одному из четырех наследных принцев Ада. А еврейские буквы слова левиафан церковью Сатаны используются в каждой из точек Печати Бафомета.

Как убить левиафана?

Многие люди задавались вопросом, как же уничтожить левиафана. Размышления на эту тему есть в Танахе и книге Иова. В этих писаниях предполагали, что есть несколько вариантов.

Например, можно вытянуть левиафана на рыболовном крючке, а затем связать его:

  • Протянуть шнур через его нос или проколоть его челюсть крюком. Может быть, надо воткнуть в его шкуру много гарпунов и копий.
  • Однако, учитывая размеры чудовища, многие понимают, что осуществить это в реальности невозможно.
  • Ведь вряд ли кто-то сможет приблизиться к его рту совершенно безопасно, кто сможет проткнуть его спину, которую защищает плотная оболочка.
  • Складки его тела плотно соединены, они являются твердыми и непоколебимыми. А дыхание и пламя изо рта приводит в ужас любого. Существует абсолютная защита левиафана, которая неподвластна обычному человеку.

Будучи древним сверхъестественным существом, левиафан является очень мощным:

  • Сверхчеловеческая сила. Из-за своего веса и размера левиафан физически силен и может с легкостью одолеть целую армию людей.
  • Смена обличия. Левиафан способен принять форму любого человека.
  • Мощные челюсти. У левиафанов очень большие челюсти с острыми рядами клыков, которые могут прокусить любое существо.
  • Приспособляемость. Они могут выжить на суше и под водой.
  • Потребление. Когда они едят людей или других существ, вместе с этим перенимают их знания и проблемы.
  • Ясновидение. Левиафаны могут видеть ангелов, бесов и других потусторонних существ, которых люди не видят.

Исцеление. У левиафанов есть сильный иммунитет к болезням. Также они могут выжить после огнестрельных, ножевых ранений, кислотных дождей.

Существует ли левиафан?

Однозначно ответить на этот вопрос нереально, ведь документальных фото и видео с левиафаном еще не сделали. Есть несколько точек зрения, о том существует ли левиафан в реальной жизни.

Все же большинство верующих считают, что левиафан был реальным существом, в отличие от других мифологических морских существ, которые сражались с Богом.

Левиафан - это не миф, а скорее существо из моря, будь то рыба, морской дракон или млекопитающее, такое как кит или рептилия. Также возможно, что левиафаны такие, какие они были, в настоящее время вымерли. Рекомендуется посмотреть видео по теме.

Loading...Loading...