День ангела светланы по церковному календарю. Преподобная Фоти́ния (Светла́на)

Жития преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии (Светланы)

Пре-по-доб-ный Мар-ти-ни-ан с 18 лет по-се-лил-ся в пу-стыне, близ го-ро-да Ке-са-рии Па-ле-стин-ской, где про-был в по-дви-гах и без-мол-вии 25 лет, удо-сто-ив-шись бла-го-дат-но-го да-ра ис-це-ле-ния бо-лез-ней. Од-на-ко враг не остав-лял от-шель-ни-ка, на-во-дя на него раз-лич-ные ис-ку-ше-ния. Од-на-жды жен-щи-на-блуд-ни-ца по-спо-ри-ла с раз-врат-ны-ми людь-ми, что со-блаз-нит свя-то-го Мар-ти-ни-а-на, сла-ва о доб-ро-де-тель-ной жиз-ни ко-то-ро-го рас-про-стра-ни-лась по го-ро-ду. Она при-шла к нему в ноч-ной час под ви-дом стран-ни-цы, про-ся ноч-ле-га. Свя-той впу-стил ее, так как по-го-да бы-ла ненаст-ная. Но вот лу-ка-вая го-стья пе-ре-оде-лась в до-ро-гую одеж-ду и ста-ла со-блаз-нять по-движ-ни-ка. То-гда свя-той вы-шел из кел-лии, за-жег ко-стер и встал бо-сы-ми но-га-ми на пы-ла-ю-щие уг-ли. Он го-во-рил при этом се-бе: "Труд-но те-бе, Мар-ти-ни-ан, тер-петь этот вре-мен-ный огонь, как же ты бу-дешь тер-петь веч-ный огонь, при-го-тов-лен-ный те-бе диа-во-лом?" Жен-щи-на, по-ра-жен-ная этим зре-ли-щем, рас-ка-я-лась и про-си-ла свя-то-го на-ста-вить ее на путь спа-се-ния. По его ука-за-нию она от-пра-ви-лась в Виф-ле-ем, в мо-на-стырь свя-той Пав-лы, где в стро-гих по-дви-гах про-жи-ла 12 лет до сво-ей бла-жен-ной кон-чи-ны. Имя жен-щи-ны бы-ло Зоя.

Ис-це-лив-шись от ожо-гов, свя-той Мар-ти-ни-ан уда-лил-ся на необи-та-е-мый ска-ли-стый ост-ров и про-жил под от-кры-тым небом несколь-ко лет, пи-та-ясь пи-щей, ко-то-рую ему вре-мя от вре-ме-ни при-во-зил один ко-ра-бель-щик, а пре-по-доб-ный плел для него кор-зи-ны.

Од-на-жды во вре-мя силь-ной бу-ри раз-бил-ся ко-рабль, и к ост-ро-ву, где спа-сал-ся свя-той Мар-ти-ни-ан, вол-ны при-нес-ли на об-лом-ках ко-раб-ля де-ви-цу по име-ни Фо-ти-ния. Свя-той Мар-ти-ни-ан по-мог ей вы-брать-ся на ост-ров. "Оста-вай-ся здесь, - ска-зал он ей, - вот хлеб и во-да, а через два ме-ся-ца при-е-дет ко-ра-бель-щик", - а сам бро-сил-ся в мо-ре и по-плыл. Два дель-фи-на вы-нес-ли его на су-шу. С тех пор бла-жен-ный Мар-ти-ни-ан стал ве-сти жизнь стран-ни-ка. Так про-дол-жа-лось два го-да. Од-на-жды, при-дя в Афи-ны, свя-той за-бо-лел и, чув-ствуя при-бли-же-ние кон-чи-ны, во-шел в храм, лег на пол, при-звал епи-ско-па и по-про-сил пре-дать свое те-ло по-гре-бе-нию. Это про-изо-шло око-ло 422 го-да.

Бла-жен-ная де-ви-ца Фо-ти-ния оста-лась жить на ост-ро-ве, где и про-ве-ла в уеди-не-нии 6 лет, а за-тем от-да-ла Бо-гу ду-шу. Кон-чи-ну ее от-крыл всё тот же ко-ра-бель-щик, при-во-зив-ший ей, как и пре-по-доб-но-му Мар-ти-ни-а-ну, пи-щу. Он пе-ре-вез те-ло бла-жен-ной Фо-ти-нии в Ке-са-рию Па-ле-стин-скую, где оно бы-ло с че-стью по-хо-ро-не-но епи-ско-пом и кли-ром. Па-мять пре-по-доб-ных Зои и Фо-ти-нии празд-ну-ет-ся в тот же день.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Далеко не все носительницы прекрасного русского имени Светлана знают, что у них целых три небесных покровительницы, носивших это имя, только в греческом варианте – Фотиния. В православии икона Фотинии почитается наряду с иконами других великомучениц и подвижниц, доказавших словом и делом свою верность Христу и его учению.

Св. Фотиния Самарянка

Об этой женщине мы узнаем из Евангелия от Иоанна, где описан такой, казалось бы, незначительный эпизод из земной жизни Иисуса.

Надо знать, что иудеи, к которым принадлежал Иисус, и самаряне крайне враждебно относились друг к другу, и общение между ними было полностью исключено. Вот почему молодая женщина (а это была Фотиния), подошедшая к колодцу, была крайне удивлена, когда Иисус обратился к ней с просьбой дать напиться. Иоанн Богослов описывает это так:

Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую

Каково же было потрясение Фотинии, когда Он рассказал ей обо всех ее грехах (а их было немало), и проповедал ей Свое учение. Это убедило Фотинию, что перед ней Спаситель, и, вернувшись в Самарию, она возвестила эту благую весть, после чего немало самарян уверовало, что Мессия наконец явился, и стали его последователями.

Эта встреча полностью перевернула жизнь Фотинии. Она отправилась в Карфаген на севере Африки и стала самоотверженной проповедницей учения Христа, не боясь преследований со стороны язычников.

Чудо Фотинии в Риме

В Риме, который покорил Иудею и насаждал там свои порядки, царствовал в те времена император Нерон, беспощадно преследовавший приверженцев Истинной Веры. Когда апостолов Павла и Петра казнили, Иисус, вернувшийся к Своему Отцу Небесному, явился Фотинии во сне, повелел отправляться в Рим, к самому Нерону, и там проповедовать Слово Божие.

В исполнении этой миссии Фотинии сопутствовали еще пять сестер. Подвижниц сразу же схватили, и Нерон приказал отрубить им руки. Но Господь защитил своих верных чад: сколько ни пытались стражники выполнить жестокий приказ, каждый удар отражался на них самих, а раны, которые им все-таки удавалось наносить, сразу же исчезали.

Тогда Нерон, зная об аскетизме христиан, решил сменить тактику и приготовил для подвижниц настоящее искушение. Их поселили во дворце, им прислуживала сотня рабынь, их кормили изысканными яствами. Рядом с ними находилась и Домина, дочь Нерона. Когда же император явился через 40 дней взглянуть, не отреклись ли женщины от своей веры, то обнаружил, что все рабыни и его дочь обратились в христианскую веру.

Мученичество Фотинии

По приказу разгневанного Нерона с Фотинии и ее сподвижниц живьем содрали кожу и бросили в пересохший колодец. Через несколько дней, когда Фотинию достали оттуда, ее раны зажили попечением Господа, которому она непрерывно молилась, и она по-прежнему была крепка в вере. Тогда ее бросили в темницу, а когда через 20 дней привели к Нерону и он вновь потребовал, чтобы она преклонилась перед языческими идолами, она просто плюнула ему в лицо. Тогда мученицу снова бросили в колодец, где она и приняла смерть. Впоследствии ее мощи были перевезены на Крит, в женский монастырь, носящий ее имя.

В чем помогает икона Фотинии

Для тех, кто не тверд в вере и нуждается в ее укреплении, икона «Святая Фотиния» станет духовной опорой, поможет преодолеть греховные искушения. На Руси она иногда называлась икона «Святая Светлана». В православии икона Фотинии считается оберегом душевного и физического здоровья, семьи и взаимопонимания между разными ее поколениями. Молятся иконе великомученицы Светланы об исцелении от лихорадки, кожных болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата, и случаи таких чудесных исцелений действительно известны.

Св. Фотиния Палестинская

Другая христианская подвижница с именем Фотиния, жившая в V веке, была родом из Кесарии, что в Палестине. Однажды корабль, на котором она плыла, потерпел во время шторма крушение. Фотинии единственной удалось спастись, уцепившись за доску.

Ее выбросило на скалистый островок, где вел отшельническую жизнь в посте и молитвах блаженный Мартиниан. Он увидел в спасении Фотинии Божий промысел, стал проповедать ей Христово учение и обратил в истинную веру, после чего покинул остров. Фотиния решила остаться и продолжить подвижнический подвиг отшельника. Трижды в год на корабле ей доставляли продукты, она же продолжала поститься и молиться. Когда через шесть лет подвижница скончалась, ее прах перевезли в родную Кесарию и похоронили там.

Если коснуться значения, то икона «Фотиния Палестинская» считается покровительницей мореплавателей; она помогает в обретении веры, укреплении душевного и физического здоровья.

Спустя тысячелетие, в 15 веке, подвиг Фотинии Палестинской повторила Фотиния Кипрская. Родом из благочестивой семьи, она уже в юные годы решила посвятить свою жизнь служению Христу и стать отшельницей. Живя в пещере, она предалась посту и молитвам. За подвижнический образ жизни на нее снизошла Божья благодать, и Фотиния обрела способность чудесным образом совершать исцеления.

Вскоре об этих чудесных исцелениях стало известно не только на Кипре, но и за его пределами. К Фотинии стали стекаться люди, чтобы получить у нее совет и наставление, поддержать духовные силы и укрепиться в вере. Ее мощи находятся в настоящее время в храме апостола Андрея.

Если у вас есть родственница или подруга по имени Светлана, то лучшим подарком для нее станет икона «Светлана (Фотиния)». Такая икона для Светланы станет и защитницей, и оберегом, и примером силы веры. Неважно, чьей именно из трех святых будет икона «Светлана», главное, чтобы она была, а носительница этого имени знала о подвиге трех своих покровительниц.

Светланы справляют свои именины три раза в год, в день памяти каждой из святых:

  • Св. Фотиния Самарянка — 2 апреля
  • Св. Фотиния Палестинская – 26 февраля
  • Св. Фотиния Кипрская – 2 августа

Молитва святой мученице Фотинии

О, Святая мученица Фотино. Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангилие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящие муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодязь брошена, душу свою Господу предала еси. Услыши нас Святая Фотино, духовною красотою возсиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою не ослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Миластивого, во все века. Аминь.

Строка поиска: светлана или фотиния

Найдено записей : 14

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, хочу в утренней молитве помолиться о бабушке, но она была некрещеная, как правильно ее упомянуть, как Светлана или Фотиния? Заранее спасибо.

Мария

Здравствуйте, Мария. Можно называть то имя, с которым она жила, – Светлана. И в храмах не всегда требуют, чтобы Светланы назывались Фотиниями. Смысл этих имен один и тот же. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Меня зовут Светлана, а крестили (со слов мамы) Фаиной. Под этим именем я уже как 40 лет всегда молилась, исповедовалась, причащалась в церкви и даже обвенчалась. И вот я узнаю от людей, работающих в церкви, что меня должны были назвать при крещении Фотинией. По православию Светлана - это Фотиния. А мама при этом говорит, что точно не помнит, каким именем меня крестили, Фаиной или Фотинией. Говорит, что, может, и Фотинией я была. Вот так. Что мне делать? Родственники не знают теперь, на какое имя за здравие подавать. Но самое главное, что с мужем я обвенчана как Фаина. Может, мне и дальше быть Фаиной, или нет? Помогите мне!

Светлана

Дорогая Светлана, не переживайте, таинства совершаются не над именем, а над человеком. Поэтому нет ничего страшного в том, что Вы, будучи уверенной, что получили имя Фаина, назывались так, а не Фотинией. Ни причастие, ни венчание от этого не могут стать несовершенными. Имени Светлана соответствует, действительно, Фотиния. Скорее всего, крестили с этим именем, и можно попробовать написать письмо в тот храм с просьбой проверить в архиве, вдруг есть запись (для этого надо точную дату указать). Если же сроднились с именем Фаина, то можно продолжать так именоваться, и почитать эту святую, как свою небесную покровительницу. Несомненно, она за Вас молится. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Подкажите, пожалуйста, почему раньше Светлан крестили с именем Фотиния, а сейчас называют Светланой? Какое называть имя перед причащением? Заранее благодарю.

Наталия

Наталия, Светлана и Фотиния - это одно и тоже имя, и не нужно их разделять. Если крестили именем Светлана то так и нужно называть при причастии.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! скажите, пожалуйста, можно ли назвать ребенка именем, которого нет в Православной церкви? И как крестить? Например, Снежана?

Проина

Лучше сразу дать малышу имя святого, чтобы впоследствии не было путаницы. Имя, данное при крещении, будет называться в церкви при совершении таинств, с ним Вы будете молиться о дочери в церкви и дома. В принципе назвать ребенка именем, не содержащимся в святцах, можно, но это будет сопряжено с определенными проблемами в будущем. Очень часто случается, что люди приходят в храм помолиться о ком-то, но не могут назвать имени, данного этому человеку при крещении. Если выбранного Вами имени нет в календаре, то при крещении нужно подобрать хотя бы созвучное или чаще всего употребляемое имя святого (например, Светлана – Фотиния, Яна – Иоанна, Оксана – Ксения). Честно говоря, я затрудняюсь сказать, с каким именем можно сравнить имя Снежана.

иерей Владимир Шлыков

Бывают случаи, когда очень хочется поблагодарить своего Ангела-Хранителя и поставить свечку к иконе. Но она есть не во всех храмах. Женщины, продающие свечки, сказали, что надо ставить иконе Всех Святых. Хотелось бы уточнить у Вас, так ли это? В интернете можно найти много разной информации, из-за чего и возникли сомнения.

Светлана

Здравствуйте, Светлана. Небесный покровитель, это святой угодник Божий, имя которого мы носим. У Вас, это мученица Фотиния, ее образ, наверное, есть у Вас дома, да и во многих храмах, во всяком случае, на минейной иконе за март, и иконе всех святых. Ангел Хранитель тоже изображается на иконах, в виде крылатого юноши, и они имеются в храмах. И своему святому и Ангелу мы возносим молитвы ежедневно. Просим их помощи и ходатайства. Есть хорошая традиция, во время домашних молитв, возжигать свечу или лампаду перед иконами.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день. Подскажите, если я хочу в утренней молитве упомянуть имена некоторых людей, но не знаю, какими именами они были наделены при крещении, а о некоторых неизвестно, крещенные ли вообще, то могу ли я называть их так, как они записаны в паспорте? Например, Юрий, Светлана. Знаю, что этим именам соответствуют церковные имена Георгий и Фотиния, но вдруг их крестили именем другого святого или не крестили вообще (узнать от них самих возможности нет). Будет ли для них засчитана такая молитва с произношением их мирских имен? Спаси Господи!

Ирина

Да, Ирина, так поминать можно. Молитесь за этих людей, и да поможет Вам Бог!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мне 28 лет. Я первый раз решила поститься. Прочитала много литературы об этом. Возникли вопросы, на которые или не могу найти ответа, или мнения священников разделяются. Помогите разобраться, пожалуйста! 1. Является чай или кофе сухоядением? 2. Можно ли читать евангелие, распечатанное на компьютере, или обязательно купить книгу в храме? 3. Я не знаю, каким именем меня крестили. Меня крестила в младенчестве моя тетя, мамина сестра (спросить у нее об этом нет возможности). Кроме нее никто из родственников на Таинстве не был. Мама говорит, что при Крещении нарекли Светланой, а свечницы в храме сказали, что святой Светланы нет, есть Фотиния. И всех, кого называют Светланой, крестят Фотинией. Правда ли это? И когда у меня день Ангела? Родилась 27.11.1984г.

Светлана

Светлана, сухоядение, это когда вкушают невареную пищу, а для восполнения запаса воды – сочные овощи или фрукты. Но, по немощи, конечно, можно пить воду или другой напиток, который не возбуждает нервную систему и не питает гортанобесие (вкусовые ощущения). Но у меня к Вам сразу возникает встречный вопрос и даже некоторое опасение: Вы собираетесь начать пост с сухоядения? Не следует этого делать, тем более, что поститесь Вы в первый раз. Я очень настоятельно Вам рекомендовал бы обсудить то, как Вам поститься, со священником в храме, иначе непомерный пост приведет к гордыне и еще большему духовному повреждению, а не к смирению и пользе. По второму вопросу я думаю, что Евангелие лучше все-таки приобрести, а пока Вы этого не сделали, можно начать читать по компьютерной распечатке. Что же касается третьего вопроса, то Ваша небесная покровительница – преподобная Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская, память ее совершается 28 февраля по новому стилю. Фотиния и Светлана – одно и тоже имя, только первый вариант на греческом языке, а второй – на русском.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В каноне ко Святому Причащению, почти в конце, но перед молитвами написано, что надо читать "Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш." - это как? Отче и Трисвятое - это понятно, а как читается "Достойно есть", что это за молитва? Как мне не делать то, что я не хочу, тем более, что меня предупредили, что не стоит этого делать, но до этого я зачем-то пообещала человеку это сделать (зайти в гости), так как постоянно зазывают, но этого человека знаю мало. Как не обидеть и в то же время не навредить себе, или что из этого выбрать? Помолитесь, пожалуйста, за р. б. Фотинию и Галину. Спасибо.

Фотиния

Уважаемая Фотиния, в богослужебных книгах порядок молитвословий дается в сокращенном виде, но прочитывать молитву нужно полностью, если написано "Достойно есть…", то молитву надо читать целиком. Если Вас куда-то приглашают, а душа этому противится, то следует найти благовидный предлог для отказа, чтобы не обидеть людей, но остаться дома. Фотиния (Светлана) переводится как светящаяся, не тускнейте мыслями и чувствами, все остальное приложится.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, батюшка! Это было более 10 лет назад. Дружила я с одной замечательной девушкой Оксаной, очень светлый человек она. Она принесла мне свои серебряные сережки и перстенек, которые любила, и попросила продать кому-нибудь за 300 рублей. А сама Оксана ушла служить в монастырь. Я не смогла их продать (в общем, нет у меня опыта продаж), сами очень тяжело тогда жили. Прошло время. Я забыла о гарнитуре. Потом увидела его, на душе тепло стало - надела на себя. И когда он на мне был - нашу квартиру ограбили (я тогда случайно не пришла на обед, а то застала бы их в квартире). Я пошла в церковь, принесла гарнитур, но у меня его не взяли - я пожертвовала 1000 рублей на восстановление храма во имя этого долга. А муж мой говорит мне, что Оксана в память мне этот гарнитур оставила. Может, разыскать ее (мы сейчас переехали далеко, но я приложила бы усилия), но зачем я буду ее смущать в служении? Прошу Вашего совета, что мне делать. Спасибо, батюшка.

Светлана (Фотиния)

Дорогая Светлана, забота ваша должна быть, прежде всего, о своей душе, о спасении. Оставьте себе украшения на память об Оксане, а сами постарайтесь стать доброй христианкой, живя в семье. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Меня зовут Светлана, в храмах при заказе служб всегда записывали как Светлану, иногда как Фотинью (говорили, что христианского имени Светлана не существует). А недавно я нашла святцы одной из моих покойных бабушек и увидела, что она записывала меня как Анну. Попытки выяснить истину ни к чему не привели - крестили меня в раннем детстве, сама ничего не помню, крещение происходило в глухой деревне под Смоленском (то есть, далеко от того места, где я сейчас живу), и никого из свидетелей этого крещения в живых не осталось. Проблема еще в том, что крестила меня вторая бабушка, а она с той, чьи святцы я нашла, была лично не знакома, никогда не виделась и между собой они не общались, поэтому нет уверенности и в том, что крестили меня именно Анной. Как быть в такой ситуации? Насколько я знаю, в православии не существует повторного крещения. На какое имя просить, заказывать службы? Спасибо!

Светлана

Здравствуйте, Светлана.
Повторного крещения не бывает, но если есть сомнения, что крещение было, крещение совершается с оговоркой: "Если не крещен, крещается …"
Если же известно точно, что крещение совершено, а сомнение в имени осталось, то вероятнее, что Ваше имя все-таки Светлана-Фотиния. Может, та бабушка, с кем мало поддерживали отношения, ошиблась.
Можно, конечно, связаться с тем храмом, может, у них остались записи о Вашем крещении. Но их может и не быть, если крестили в советское время и "подпольно".
В любом случае, Господь знает лично Вас, и с каким бы именем Вы не подходили бы к Таинствам, с тем, с которым крестили, или с ошибочно Вам назначенным, они над Вами совершатся.
Помоги Вам Господь.

иерей Сергий Осипов

Моей маме Татиане 71 год. Болеет она сильно. Язва желудка, гастрит, остеопороз, холецистит, панкреатит, артроз, артрит, остеохондроз, ишемическая болезнь сердца, скачет давление, болят почки. Приближается Великий Пост. Как ей быть? Возможно ли какое-то послабление? Без молочного ей вообще нельзя. Или, исходя из состояния здоровья, можно ей не поститься? И еще. У нее вызывает смущение, что из-за болей в суставах и спине она не может в последнее время посещать храм. Молитвенные правила исполняет дома. Но ей кажется, что она таким образом оставила Бога.Как ей объяснить, что это нет так? Прошу Вас, дайте разъяснения: является ли не хождение в храм по болезни грехом?

Фотиния

Грех – это нарушение той или иной Божьей заповеди, нарушение воли Божьей о человеке вообще и в частности. Если человек не ходит в храм не потому, что не хочет, а из-за болезни, то о каком тут грехе может идти речь? В таких случаях Церковь сама приходит к человеку, на дом, в лице священника, который соборует и причащает больного. Поэтому, Светлана, первое, что Вам необходимо сделать, это пригласить священника. Ну и, само собой разумеется, на больного не распространяются правила о постной пище. Пост вообще установлен для здоровых людей в нормальной жизненной ситуации. Поэтому для путешествующих, например, также существует послабление. И нет речи о том, чтобы, например, постились солдаты во время войны. Или заключенные. Ко всему нужно подходить с рассуждением, понимая смысл того, что мы делаем, а не раболепно следуя букве того или иного правила, чтобы исполнить непонятную нам формальность.

иерей Константин Кравцов

Спасибо Вам большое, батюшка, за очень доступно изложенные ответы на давно мучившие меня вопросы (практически все вопросы, ранее вызывавшие сомнения или просто интерес здесь прозвучали из уст других страждущих). Читаю, не оторвавшись, уже несколько дней. Спаси и храни Вас Господи.

Светлана (Фотиния)

Здравствуйте! Подскажите мне, пожалуйста, кто является моим небесным покровителем? Меня зовут Светлана, родилась 22 мая.

Светлана

Имя Светлана является греческим аналогом имени Фотиния. Как правило, каждому крещеному человеку то или иное имя нарекается в честь святого или святой, день памяти которого (или которой) приходится после дня рождения крещаемого. В Вашем случае ближайший день памяти святой с именем Фотиния приходится только на 13 февраля по старому стилю/26 февраля по новому стилю. В этот день совершается день памяти святой преподобной Фотинии, которая и является Вашим небесным покровителем. Вот что говорится в её кратком житии: «Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: "Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?" Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя. Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины. Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. "Оставайся здесь, - сказал он ей, - вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик", - а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года. Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл все тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день».

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров

Краткие жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Это та са-мая же-на-са-ма-рян-ка, с ко-то-рой бе-се-до-вал Гос-подь у ко-лод-ца Иа-ко-ва (). По-стра-да-ла за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Нероне в Ри-ме, в 66 г. Св. Фо-ти-на жи-ла в то вре-мя в Кар-фа-гене. По-лу-чив от Гос-по-да из-ве-ще-ние о пред-сто-я-щих ей стра-да-ни-ях, она от-пра-ви-лась в Рим и вме-сте с сы-но-вья-ми Иоси-ей и Фо-ти-ном (Вик-то-ром) и сест-ра-ми Ана-то-ли-ей, Па-рас-ке-вой, Ки-ри-а-ки-ей, Фо-то и Фо-ти-дой доб-ро-воль-но яви-лась к Неро-ну. По-сле мно-гих му-че-ний, ко-то-рые не при-чи-ни-ли ей вре-да, свя-тая бы-ла от-ве-де-на в «Зо-ло-той дом» Неро-на, где об-ра-ти-ла ко Хри-сту дочь его Дом-ни-ну и 100 ее ра-бынь.

Через три го-да, пре-тер-пев вновь мно-гие му-че-ния и со-дра-ние ко-жи, св. му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла бро-ше-на в ко-ло-дец, где и скон-ча-лась. Вме-сте с ней по-стра-да-ли за Хри-ста оба ее сы-на, сест-ры, му-че-ни-ца Дом-ни-на и му-че-ник Се-ва-сти-ан.

Полные жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Свя-тая му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла той са-мой са-ма-рян-кой, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ко-вле-ва (). Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Неро-на (54-68), про-явив-ше-го чрез-вы-чай-ную же-сто-кость в борь-бе с хри-сти-ан-ством, свя-тая Фо-ти-на жи-ла в Кар-фа-гене со сво-им млад-шим сы-ном Иоси-ей и там без-бо-яз-нен-но про-по-ве-до-ва-ла Еван-ге-лие. Ее стар-ший сын Вик-тор храб-ро сра-жал-ся в рим-ских вой-сках про-тив вар-ва-ров и за свои за-слу-ги был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-род Ат-та-лию (Ма-лая Азия).

Гра-до-на-чаль-ник Ат-та-лии Се-ва-сти-ан при встре-че со свя-тым Вик-то-ром ска-зал ему: "Я знаю до-сто-вер-но, что ты, твоя мать и твой брат - по-сле-до-ва-те-ли уче-ния Хри-ста. Но я по-дру-же-ски со-ве-тую те-бе - под-чи-нись во-ле им-пе-ра-то-ра, за это бу-дешь по-лу-чать иму-ще-ство хри-сти-ан, ко-то-рых ты до-ста-вишь нам. Тво-им же ма-те-ри и бра-ту я на-пи-шу, чтобы они не про-по-ве-до-ва-ли Хри-ста от-кры-то. Пусть тай-но ис-по-ве-ду-ют свою ве-ру". Свя-той Вик-тор от-ве-тил: "Я сам хо-чу быть про-по-вед-ни-ком хри-сти-ан-ства, как мои мать и брат". На это Се-ва-сти-ан от-ве-тил: "О Вик-тор, все мы хо-ро-шо зна-ем, ка-кие бед-ствия ожи-да-ют за это те-бя, мать и бра-та тво-е-го". По-сле этих слов Се-ва-сти-ан вдруг по-чув-ство-вал острую боль в гла-зах, из-ме-нил-ся в ли-це и оне-мел.

Три дня про-ле-жал он сле-пой, не про-из-но-ся ни сло-ва. На чет-вер-тый день неожи-дан-но он гром-ко про-из-нес: "Толь-ко ве-ра хри-сти-ан ис-тин-на, нет дру-гой ис-тин-ной ве-ры!" На-хо-див-ше-му-ся ря-дом свя-то-му Вик-то-ру Се-ва-сти-ан ска-зал: "Ме-ня при-зы-ва-ет Хри-стос". Вско-ре он кре-стил-ся и тот-час же про-зрел. Слу-ги свя-то-го Се-ва-сти-а-на, сви-де-те-ли чу-да, кре-сти-лись по при-ме-ру сво-е-го гос-по-ди-на.

Слу-хи о про-ис-шед-шем до-шли до Неро-на, и он при-ка-зал при-ве-сти хри-сти-ан к нему на суд в То-гда Сам Гос-подь явил-ся ис-по-вед-ни-кам и ска-зал: "Я бу-ду с ва-ми, и Нерон бу-дет по-беж-ден, и все, кто слу-жит ему". Свя-то-му Вик-то-ру Гос-подь воз-ве-стил: "С это-го дня имя те-бе бу-дет Фо-тин - "Све-то-зар-ный", ибо мно-гие, про-све-щен-ные то-бой, об-ра-тят-ся ко Мне". Свя-то-го Се-ва-сти-а-на Гос-подь обод-рил: "Бла-жен, кто со-вер-шит свой по-двиг до кон-ца". Свя-тая Фо-ти-на, из-ве-щен-ная Спа-си-те-лем о пред-сто-я-щих стра-да-ни-ях, в со-про-вож-де-нии несколь-ких хри-сти-ан от-пра-ви-лась из Кар-фа-ге-на в Рим и при-со-еди-ни-лась к ис-по-вед-ни-кам.

В Ри-ме им-пе-ра-тор при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-тых и спро-сил их, дей-стви-тель-но ли они ве-ру-ют во Хри-ста. Все ис-по-вед-ни-ки ре-ши-тель-но от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля. То-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал раз-дро-бить на на-ко-вальне ки-сти рук свя-тых му-че-ни-ков. Но во вре-мя ис-тя-за-ния ис-по-вед-ни-ки не чув-ство-ва-ли бо-ли, а ру-ки му-че-ни-цы Фо-ти-ны оста-лись невре-ди-мы. Нерон при-ка-зал свя-тых Се-ва-сти-а-на, Фо-ти-на и Иосию осле-пить и за-клю-чить в тем-ни-цу, а свя-тую Фо-ти-ну с пя-тью ее сест-ра-ми - Ана-то-ли-ей, Фо-то, Фо-ти-дой, Па-рас-ке-вой и Ки-ри-а-ки-ей - от-пра-вить в им-пе-ра-тор-ский дво-рец под над-зор до-че-ри Неро-на Дом-ни-ны. Но свя-тая Фо-ти-на об-ра-ти-ла ко Хри-сту Дом-ни-ну и всех ее ра-бынь, ко-то-рые при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Об-ра-ти-ла она ко Хри-сту и волх-ва, ко-то-рый при-нес отрав-лен-ное пи-тье, чтобы умерт-вить ис-по-вед-ниц.

Про-шло три го-да, и Нерон по-слал в тем-ни-цу за од-ним из сво-их слуг, на-хо-див-ших-ся в за-клю-че-нии. По-слан-ные со-об-щи-ли ему что свя-тые Се-ва-сти-ан, Фо-тин и Иосия, ко-то-рые бы-ли ослеп-ле-ны, ста-ли со-вер-шен-но здо-ро-вы, и их по-сто-ян-но по-се-ща-ют лю-ди, ко-то-рые слу-ша-ют их про-по-ведь; са-ма тем-ни-ца пре-вра-ти-лась в свет-лое и бла-го-ухан-ное ме-сто, где про-слав-ля-ет-ся Бог. То-гда Нерон при-ка-зал рас-пять свя-тых вниз го-ло-вой и в те-че-ние трех дней бить их по об-на-жен-но-му те-лу рем-ня-ми. На чет-вер-тый день им-пе-ра-тор по-слал слуг по-смот-реть, жи-вы ли му-че-ни-ки. Но, при-дя на ме-сто пы-ток, по-слан-ные тут же ослеп-ли. В это вре-мя Ан-гел Гос-по-день осво-бо-дил му-че-ни-ков и ис-це-лил их. Свя-тые сжа-ли-лись над ослеп-ши-ми слу-га-ми и сво-и-ми мо-лит-ва-ми к Гос-по-ду воз-вра-ти-ли им зре-ние. Про-зрев-шие уве-ро-ва-ли во Хри-ста и вско-ре кре-сти-лись.

В бес-силь-ной яро-сти Нерон при-ка-зал со-драть ко-жу со свя-той Фо-ти-ны и бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец. Му-че-ни-кам Се-ва-сти-а-ну, Фо-ти-ну и Иосии от-сек-ли го-ле-ни, бро-си-ли со-ба-кам, за-тем с них со-дра-ли ко-жу. Страш-ные му-ки пре-тер-пе-ли и сест-ры свя-той Фо-ти-ны. Нерон при-ка-зал от-ре-зать им сос-цы, а за-тем со-драть ко-жу. Изощ-рен-ный в же-сто-ко-стях им-пе-ра-тор уго-то-вал же-сто-чай-шую казнь свя-той Фо-ти-де: ее при-вя-за-ли за но-ги к вер-ши-нам двух скло-нен-ных де-ре-вьев, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Осталь-ных им-пе-ра-тор при-ка-зал обез-гла-вить. Свя-тую Фо-ти-ну вы-та-щи-ли из ко-лод-ца и за-клю-чи-ли в тем-ни-цу на 20 дней.

По-сле это-го Нерон при-звал ее к се-бе и спро-сил, по-ко-рит-ся ли она те-перь и при-не-сет ли жерт-вы идо-лам. Свя-тая Фо-ти-на плю-ну-ла им-пе-ра-то-ру в ли-цо и, по-сме-яв-шись над ним, ска-за-ла: "Нече-сти-вей-ший сле-пец, за-блуд-ший и безум-ный че-ло-век! Неуже-ли ты счи-та-ешь ме-ня столь нера-зум-ной, чтобы я со-гла-си-лась от-речь-ся от Вла-ды-ки мо-е-го Хри-ста и при-нес-ла жерт-ву по-доб-ным те-бе сле-пым идо-лам?!"

Услы-шав та-кие сло-ва, Нерон сно-ва ве-лел бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец, где она пре-да-ла дух свой Гос-по-ду († ок. 66).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Loading...Loading...