§3 Практические советы. Законы и правила в ландшафтном дизайне

Что такое композиция? Это создание единого целого из множества отдельных элементов. Именно композиция является тем базисом, на котором строится ландшафтный дизайн. И это целое должно быть привлекательным и гармоничным. О том, как грамотно создать ландшафтную композицию, мы поговорим ниже.

Оказывается для создания идеальной композиции ландшафтного дизайна нужно не так уж много. Стоит обратить внимание всего на 4 аспекта в процессе ее создания. Что же это за аспекты и как ими оперировать?

Вертикальная, горизонтальная, или изогнутая?

Да, вы правильно поняли, одним из основных нюансов в создании грамотного и гармоничного ландшафтного дизайна является линия, вернее, линии. Они могут быть прямыми и кривыми, вертикальными и горизонтальными и так далее.

Основные задачи линий в композиции ландшафтного дизайна

  • Подчеркивать нужные акценты.
  • Задавать маршрут передвижения по участку.
  • Выделять ключевые объекты участка.

Давайте рассмотрим на примере, если прямая тропинка сразу же направляет наш взгляд к ключевым объектам сада, то петляющая дорожка способна удивить, заинтриговать.

Правильно подобранные линии в ландшафте способы нацелить наш взляд на те участки, которые являются самыми значимыми. Поэтому, при создании пути, или маршрута в своем саду, или на даче, уделите внимание фокусным точкам. Если же тропинка направляет нас в никуда, то наш взгляд рассеивается, акценты теряются, и возникает сомнения по поводу того, нужно ли идти по этому пути.

Как создать красивую композицию с помощью прямых линий?

Сделайте так, чтобы дорожка вела к лавочке, интересному растению, скульптуре, или другому яркому объекту вашего сада. Примеры вы можете видеть на фото ниже:


Кривые линии позволяют создать эффект непредсказуемости

С помощью извилистых дорожек вы сможете сделать некий сюрприз и достичь эффекта неожиданности. Причем, сами по себе плетистые тропинки не представляют интереса. Гораздо более интересным является тот объект, к которому они ведут. Сделайте так, чтобы на каждом повороте установите небольшой фокусный элемент, который заинтригует и «позовет» идти дальше.

При этом дорожка не должна проглядываться до конца пути, лучше, если она будет прятаться за зеленой маскировкой, которую можно создать из растений.

Кроме дорожек линии создают высаженные растения, архитектурные формы и другие объекты ландафтного дизайна. Линии вызывают чувство упорядоченности, привлекают внимание к фокусным элемента и позволяют созерцать дизайн сада как нечто целостное.



Создаем нужные формы, чтобы получить правильную ландшафтную композицию

Формы ландшафтного дизайна образуются с помощью элементов малой архитектуры (фонтанчики, беседки, светильники, лавочки), цветы, деревья и кустарники.

Формы могут быть геометрически правильными: это может быть прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Плетистые контуры и расплывчатые грани позволяют создавать неправильные, свободные формы.

Формы в саду определяют его стиль. Строгая геометрия является базисом для создания регулярных садов, а свободные формы используются в пейзажных, естественных композициях.

Значение круга в композции вашего сада

Ландшафтная композиция, или ее элементы в форме круга позволяют обратить внимание на центральные акценты сада. Очень оригинально смотрятся эллиптические, сегментарные и овальные решения в создании композии.




Идеальные квадратные формы ландшафтной композиии

Квадратные формы встречаются на наших загородных участках довольно часто. Это и кирпичные, или деревянные конструкции, отделочные материалы (плитка). Квадрат, в свою очередь, может состоять из нескольких сегментов, которым можно придать более оригинальную и более сложную форму.






Композиция с «острыми углами»

Можество колючих углов образуют многоугольные формы. Как правило, они не очень приятно смотрятся самостоятельно, но позволяют создавать отличные комбинации с другими формами.



Композиция сада со свободными формами

Свободные формы в ландшафтном дизайне воспринимаются очень спокойно, они отлично работают в дорожках, цветниках, ручейках. Плетистость линий добавляют некой интриги в садовую композицию, постепенно раскрывая перед зрителем новые элементы.


Формы растений в ландшафтной композиции

Форма деревьев и кустарников представляет наибольший интерес, поскольку может меняться при групповых посадках. Форма, которая отличается от других форм в группе, создает основной акцент. Однако нужно не переборщить с использованием таких акцентных форм, в противном случае, получится хаос.

С помощью горизонтальных форм можно увеличить участок в ширину, а с помощью вертикальных – в высоту.

Формы деревьев и кустарников позволяют изменять пространство композиции ландшафтного дизайна, добавляя округлостей и углублений. К примеру, деревья с выгнутыми ветвями образует вогнутое пространство, где можно высадить куполообразные растения.

Существует огромное разнообразие форм деревьев.

Здесь они круглые:

А здесь – столбчатые, или колоннообразные:

Пирамидальные:

Кроме эстетической привлекательности деревья разной формы несут важные практические функции. Так, например, овальные и круглые деревья эффективно используются для создания тенистого участка. Для экранирования формируйте колоневидные и пирамидальные кроны.

Существует также такое понятие, как почвопокровная форма в композиции ландшафтного дизайна. Это ковровые, игловидные, комковатые, растянутые и стелющиеся формы.

Насколько важен цвет в создании гармоничной композиции ландшафта?

С помощью разнообразных цветовых решений (в малых архитектурных формах и растениях) можно удивительным образом разнообразить пейзаж. Однако, цвет является очень неустойчивым, хотя и наиболее примечательным фактором. Цветовые схемы создаются на основании цветового круга.

Создание монохромной композиции

В монохромной ландшафтной композиции используется только один цвет, кроме зеленого, который преобладает в листве и траве. Примером идеальной монохромной композиции может служить комбинация зелени в саду с белыми цветами.

Создание ландшафтной композиции в соответствии с аналоговой цветовой схемой

Аналоговую цветовую схему еще называют гармоничной, в ее состав входят 3-5 цветовых оттенков, которые расположены рядом в цветовом круге. Например, пастель, розовый и красный. Это связанные цвета, которые при смешивании формируют один вторичный и два третичных оттенков, гармонирующих между собой.


Создание ландшафтной композиции в соответствии с комплементарной цветовой схемой

В данной схеме используются контрастные цвета, которые в цветовом круге расположены друг напротив дружки.

Вы можете создавать следующие цветовые схемы:

  • Желтый и фиолетовый.
  • Зеленый и красный.
  • Оранжевый и синий.

Цвет позволяет создавать нужные акценты. Но особенность цветовой схемы ландшафтного дизайна в том, что она непостоянна и меняется на протяжении года. В летнее время ваш сад будет более ярким и насыщенным, зимний сад тяготеет к серой однотонной гамме.



Особенности текстуры в создании ландшафтной композии

Существует 3 основных разновидности текстуры: тонкая, средняя и грубая. Наличие разных структур в композиции ландшафтного дизайна позволяют создать разнообразный, контрастный и интересный дизайн. Текстуру имеют как растения, так и малые архитектурные формы. Причем, одно растение может обладать разными структурами. Например, у дерева отличаются структура коры, структура листьев, цветов, плодов.

С помощью крупно-текстурированных растений в саду можно привлекать и удерживать внимание на элементах сада. Грубая текстура зрительно уменьшает расстояние между элементами ландшафтного дизайна, тем самым уменьшая пространство.

Грубой текстурой обладают крупные листья, листья с рванными краями, толстые стволы деревьев, ветви, сучья, колючки и пр.

Тонкая текстура, наоборот, используется для увеличения пространства, она придает саду некой легкости и открытости. Такая деликатная структура характерна нежным травинкам, мелким цветкам, тонким стеблям.

Текстуру некоторых растений сложно отнести к грубой, или тонкой, это листья средней величины, обладающие простыми формами. Растения со средней текстурой часто выполняют роль фона для крупно-текстурных элементов.

Заметно преобразило загородные дома, коттеджи, дачи. Территории, еще недавно отведенные под овощные огороды, сегодня заменены цветниками, газонами, лужайками. Ландшафтная композиция придает неповторимое очарование домовладению и создает уют. Особое место в современном экстерьере стали занимать хвойные деревья, большинство из которых совершенно недавно появились в нашей стране.

Основные правила дизайна

Создание оригинального и неповторимого экстерьера - это не только украшение участка. Ландшафтная композиция - это целое искусство. Чтобы ваш участок выглядел гармонично, необходимо учесть два главных аспекта:

  • биологический;
  • инженерный.

Другими словами, все грядки, насаждения, клумбы должны умело сочетаться с остальными постройками. Придерживайтесь единого стиля.

Создать композиции в ландшафтном дизайне несложно, если соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Подготовьте местность. Продумайте и составьте план, расположив на нем все элементы: дом, деревья, баню, кустарники, клумбы.
  2. Выгоднее смотрятся сгруппированные растения, чем высаженные в одиночном варианте. Но сочетайте лишь те, которые не мешают росту друг друга.
  3. Старайтесь избегать прямых строгих линий в ландшафтном дизайне. Упорядоченность - это замечательно. Но строгое соблюдение симметрии лишит участок естественности.
  4. Изначально продумайте дополнительные компоненты вашего ландшафтного дизайна. Это могут быть декоративные элементы (фонтан, пруд), оригинальные художественные детали (дорожки, светильники).

Определите баланс, выбранный вами за основу, для построения ландшафтной композиции. Если вы решили придерживаться симметричности, то необходимо основные элементы повторять в зеркальном отражении. Это могут быть вазоны с цветами по обе стороны от дорожки.

При выборе асимметричного баланса предполагается единство композиции в отношении одного предмета.

Создание красивого дизайна

Значительно помогут создать прекрасные ландшафтные композиции схемы. Можно воспользоваться готовыми предложениями дизайнеров. Но некоторые владельцы предпочитают разрабатывать такие схемы самостоятельно.

Чтобы ваш дачный дизайн был великолепен и радовал глаз, придерживаетесь следующих советов:

  1. Дачный участок должен составлять единство пространства. Этот эффект легко достигается повторением в различных частях сада основных элементов. Желаемого результата можно достичь единой цветовой палитрой.
  2. Гармонично и естественно выглядит простая ландшафтная композиция. Прекрасный дизайн создадут плавные переходы от одного элемента к другому.
  3. Высаживают деревья, учитывая их высоту. Начинайте с низкорослых, плавно переходя к высоким. Это создаст на вашем участке эффект глубины. Кроме того, визуально ваше домовладение будет казаться значительно больше.
  4. Соблюдайте пропорциональность. Не следует размещать слишком громоздкие объекты на маленьком пространстве. И на большой территории мелкие детали будут выглядеть несколько не гармонично.

Лиственные растения

Красивые ландшафтные композиции обязательно должны включать в себя различные элементы.

Лиственные растения летом подарят множество зеленых красок. Кроме того, они подчеркнут в вашем саду движение времени. В зимнюю пору, когда листья облетят с деревьев, темный ствол будет прекрасно контрастировать с белоснежным снегом. Осенью ваш сад обогатиться алыми и золотыми красками.

Хвойные деревья

Они сохраняют свою зелень круглый год. Этим обязательно следует воспользоваться. Именно ландшафтные композиции из хвойных деревьев создают широкий простор для творчества. Такие растения отлично смотрятся зимой. Кроме того, они весьма неприхотливы.

Вечнозеленые растения

Это оригинальный способ создать эксклюзивный вариант дизайна. Большой полярностью пользуется лиственные вечнозеленые растения - падуб, самшит. Они позволяют выстроить самые разнообразные изгороди. Из них можно сформировать топиары - определенные скульптуры, которые формируются благодаря фигурной стрижке.

Сочетание хвойных и лиственных растений в одной композиции

Такие готовые ландшафтные композиции всегда выглядят наиболее выигрышно. Но, к сожалению, между собой не все растения благополучно уживаются. Поэтому совмещая разнообразных представителей растительного мира, следует учитывать их биологические особенности.

Некоторые способны болеть «ржавчиной». Такая напасть может распространиться и на другие растения. Часто болеющие кустарники размещать возле лиственных деревьев также не следует. Поскольку высок риск их заражения.

Размещение кустарников

Ландшафтная композиция подразумевает не только наличие цветущих растений. Очень важны в дизайне сада кустарники и деревья. Но необходимо их правильно расположить. Это позволит придать смысловую законченность композиции.

Кустарники часто размещаются по периметру, обозначая границы рокариев, альпинариев. Иногда создают ландшафтные композиции из кустарников. В этом случае именно они являются акцентами участка. Растения и цветы высаживаются вокруг них.

Виды ландшафтных композиций

Итак, если вы стремитесь создать красивый, ухоженный сад, обратите внимание на хвойные растения. Они обладают очаровательным видом, изысканными формами и позволяют воплотить самые смелые дизайнерские решения практически на любых площадях.

Готовые ландшафтные композиции, в которых гармонично сочетаются лиственные и хвойные растения, всегда выглядят безупречно.

А теперь рассмотрим, как составлять такой дизайн:

  1. Сосны, кипарисы, ели, можжевельники, туи, пихты - это вечнозеленые растения, которые выгодно смотрятся в самом центре вашего приусадебного участка. В этом случае они формируют хвойные скульптуры. Их можно размещать на границе участка.
  2. Хвойные растения живописно сочетаются с розами, вереском, рододендронами, лиственными растениями. Такие детали внесут в дизайн некий контраст и яркость. Они отлично видоизменяют посезонно дизайн сада. Старайтесь избегать берез и черемух. Данные деревья достаточно негативно влияют на хвою.
  3. Великолепно выглядят готовые ландшафтные пирамидальной формы. Если вы обладаете хоть небольшими творческими способностями, вы сможете создать из них отличные геометрические фигуры, ярусы, колонны, спирали, замысловатые аллеи. Фигурными подстриженными деревьями можно разбить пространство на определенные участки. Такие детали прекрасно украшают небольшие водоемы, каменные горки. Они великолепно смотрятся на перепадах рельефа, красочно дополняют альпинарии.
  4. Не забывайте, что ваш ландшафтный дизайн из хвойной растительности должен радовать объемными структурами и своими колористическими картинками в любое время. Поэтому при создании композиции сочетайте различные формы, фактуры и окраски хвойных деревьев.
  5. В ландшафтном дизайне обязательно должны присутствовать акцентные деревья и кустарники. Специалисты советуют выбирать зимостойкие разновидности. Они будут радовать своей стабильностью круглый год. Для второго плана более подходит растительность, обладающая раскидистой кроной. Завершить композицию должны плетущиеся низкорослые растения.
  6. Размещая кустарники и деревья, старайтесь подчеркнуть линии участка. Высаживайте их в тех зонах, где внешний вид, оригинальная форма лишь добавит утонченности рельефу. Они должны прекрасно подчеркивать контуры сооружений и конструкций на ландшафте, соответствовать конфигурации дорожек и других объектов. Деревья и кустарники прекрасно выглядят, если располагать их возле входа в дом.
  7. Гармонично сочетается высокорослая растительность, размещенная возле садовых лестниц и подпорных стенок. В этом и деревья становятся отличным дополнением ландшафтного дизайна.
  8. Прекрасным местом для высадки растительности являются изгибы дорожек и развилки. Зачастую деревья размещают возле площадок отдыха и беседок. В этом случае преследуется не только эстетическая цель, но и создается необходимая тень в жаркую пору.
  9. Замечательным вариантом, по мнению дизайнеров, является размещение кустарников и деревьев в цветниках. Можно высаживать их рядом с клумбами.

Заключение

Ни один красивый приусадебный участок не может обойтись без украшений, созданных заботливыми руками владельцев в виде ландшафтных композиций. Декоративный дизайн может быть составлен из хвойных и лиственных растений, кустарников. Но самым привлекательным и гармоничным вариантом считается их правильное сочетание.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, в котором господствуют свои собственные принципы и законы, без знания которых невозможно создать привлекательный, целостный и гармоничный образ. И хотя в современном садоводстве можно выделить несколько главных принципов ландшафтного дизайна, ведущее место среди них принадлежит композиции.

Композиция в ландшафтном дизайне – это такое размещение на участке отдельных компонентов, которое позволяет создать целостную, стилистически завершенную и гармоничную картину. Иными словами, это такое соотношение предметов и растений, которое радует глаз и излучает тепло, уют и гармонию. Композиция подчиняется теоретическим основам ландшафтной науки и неразрывно связана с пространственными формами ландшафтного дизайна. Поэтому при решении композиционных задач учитываются основные свойства пространственных форм, соотношение и сочетание которых, собственно, и определяет привлекательность и целостность будущей композиции.

Создавая ландшафтный дизайн, каждый садовод должен понимать, что любой элемент сада имеет свою собственную форму. В ландшафтной науке известно три главных формы – линейная, плоскостная и объемная. Так, дорожки и тропинки, бордюры и заграждения являются ярким примером линейных форм, а низкие цветочные насаждения напоминают плоскости. А что говорить о кронах деревьев, в которых угадываются разнообразные геометрические фигуры, преимущественно шары и конусы.

Для создания композиции посредством использования разных геометрических форм профессионалы советуют руководствоваться принципом контрастов (высокий – низкий, шаровидный – пирамидальный), который позволит создать нескучную и «живую» картину. К примеру, эффектным дополнением прямых дорожек в саду станут объемные и буйно цветущие клумбы, а аккуратный зеленый газон превосходно украсят деревья с кронами шаровидной формы.

В процессе создании композиции огромное значение имеет не только форма основных компонентов, но и их размер. В данном случае разрешается руководствоваться не только принципом контрастов, но и принципом подобия, поскольку в некоторых композициях неприемлемы предметы разной величины. Все зависит от выбранного стиля и идеи ландшафтного дизайна.

Сочетание цветов

Цвет – это один из тех инструментов ландшафтного дизайна, посредством которого можно добиться яркости и выразительности в ландшафтном дизайне. И если цвет рукотворных элементов можно запросто изменить, то цветовая гамма растений зависит от времени года. Не секрет, что цветовая гамма древесных растений изменяется каждый сезон: в зимний период их цветовой тон обусловлен только окрасом коры, а вот летом, осенью и весной палитра красок растений состоит из окраса листьев, цветков и плодов. Поэтому, чтобы избежать кричащей пестроты или перенасыщенности цвета в саду, нужно учитывать принцип гармонии и выбирать растения таким образом, чтобы в любое время года они органично дополняли друг друга.

Чтобы композиция выглядела привлекательно, не стоит забывать и о создании единого цветового фона, которым может стать зеленый газон или обильные насаждения вечнозеленых растений (туи, ели, пихты).

Сочетание фактур

На привлекательность ландшафтной композиции влияет характер поверхности всех компонентов садово-паркового дизайна – дорожек, лестниц, заборов. Чтобы достичь гармонии фактур, при создании всех этих элементов важно подбирать однофактурные материалы или материалы, которые хорошо сочетаются между собой (например, металл и стекло, дерево и камень).

Особенного внимания заслуживает фактура древесных растений. В ландшафтном дизайне различают такие типы фактур древесных растений – грубую (дуб), среднюю (липа) и тонкую (ива), и советуют не смешивать их для создания целостных, гармоничных и по-настоящему красивых природных композиций.

Ни одну композицию невозможно представить без фокусной точки, которая служит для привлечения и направления внимания. Фокусной точкой может стать мостик, беседка, фонтан, цветочная клумба или, к примеру, группа деревьев с фигурными кронами. Главное условие – фокусная точка не должна отличаться по цвету, стилю и фактуре от других компонентов ландшафтного дизайна.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне композиция может быть симметричной или ассиметричной. Композиции, созданные по принципу симметрии, характеризируются прямолинейностью, четкостью и строгостью линий, равновесием всех присутствующих компонентов. Обычно в таких композициях невооруженным глазом ощущается рукотворность всех компонентов, а малейшее отклонение от заданных форм вызывает дисбаланс. В отличие от симметричной, ассиметричная композиция предполагает неравномерное размещение предметов на участке, которое помогает воссоздать натуральные формы ландшафта, но при этом представляет собой единую и стилистически завершенную природную картину.

Таким образом, композиция – это один из ключевых принципов ландшафтного дизайна, благодаря которому можно придать стильный вид даже самому маленькому саду в любое время года.

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, поэзия, музыка. Эти правила диктует нам сама природа. Природный ландшафт включает в себя несколько тесно взаимосвязанных элементов: воду, воздушные массы, растительность и животный мир. Но в своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Практически везде оставлен след человеческой деятельности. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафта, созданного руками человека.

Композиция

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение». Мы же вкладываем в это слово более обобщенный смысл и подразумеваем под композицией расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое. Другими словами, располагая предметы в пространстве, мы добиваемся того, чтобы их сочетание радовало глаз и вызывало ощущение гармонии. Выстроить композицию не так просто. Здесь необходимо учитывать несколько свойств, определяющих пространственную форму, таких, как геометрический вид, величина, масса, фактура, расположение, свет и светотень. Соотношения форм по их свойствам образуют средства композиции. Сюда входят единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, а также приемы симметрии и асимметрии, контраста и нюанса, ритма, масштабности и т. д.

Соотношение форм по геометрическому строению

Природой не создано четких геометрических линий, они изобретение человека. Поэтому каждый природный элемент можно визуально поместить в какую-нибудь геометрическую форму. Форма может быть линейной, плоскостной и объемной в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной форме одно измерение доминирует над двумя другими, в плоскостной – два измерения относительно равны между собой, но преобладают над третьим. А в объемной форме все три измерения близки по величине. Посмотрите на кроны деревьев. Все они имеют свою форму. И каждое из них можно представить в виде геометрической фигуры – шара, конуса, куба и т. д. По сравнению с ними более низкие массивы, например низкорослые кустарники, цветники и травы, выглядят как плоскости и имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение форм по величине

При выборе деревьев и кустарников для сада мы, как правило, основываемся на контрастах: большой – маленький, высокий – низкий, конусовидный – шарообразный и т. д. Например, прямые дорожки в саду, соединяющие разные точки, прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При оформлении участка следует использовать какую-то одну определенную форму. Применение сразу нескольких внесет в ваш уголок природы хаос. А разнообразия можно достичь, придавая этим формам различную величину. Так, круглый бассейн можно расположить в центре овальной площадки. Очень интересна композиция из квадратных и прямоугольных площадок. Но геометрические формы интересны только тогда, когда они четко просматриваются – в дорожках, бордюрах, газоне или очертаниях пруда. В центре композиции необходимо расположить что-то эффектное, например подстриженное, оригинальной формы дерево или цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники прекрасно смотрятся по углам цветника квадратной или прямоугольной формы или в конце дорожек. В этом случае они подчеркивают четкость геометрических линий.

Соотношение форм по фактуре

Фактура – это характер поверхности предметов. В нашем случае речь идет о фактуре деревьев, кустарников, газонов, цветников, материалов, лестниц, ограждений и т. д. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Соотношение форм по цвету

При выборе цветовой гаммы необходимо учитывать время года, возрастные изменения растений, колорит цветников. Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов, стволов, ветвей. Зимой она состоит из окраски ствола и ветвей. Особое место в колорите композиции занимают вечнозеленые растения. Фоном для деревьев могут служить газоны, цветники, водоем.

Соотношение форм по положению в пространстве

Здесь имеется в виду положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Во фронтальной композиции представлены только два измерения. В объемной композиции ярко выражены все три. В глубинно-пространственной композиции образуются глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспективы.

Перспектива

Под перспективой понимается зрительное изменение предметов по мере удаления их от наблюдателя. Она бывает линейной и воздушной. При удалении от вертикального столба мы можем заметить, что он остается вертикальным относительно земли, но уменьшается в размере. Также мы можем сказать, что здание, расположенное вблизи, кажется выше, чем более высокое здание, находящееся дальше от нас. В этом случае речь идет о линейной перспективе. Если по мере удаления от объекта происходит изменение его яркости и четкости, то здесь мы имеем дело с воздушной перспективой. Перспектива основывается на точке обзора, объекте, за которым наблюдают, и промежуточном поле. Все эти компоненты должны образовывать единство и составлять одно целое. Важным элементом перспективы является то, что ее завершение оправдывает начало, а ее начало оправдывает конец. Перспектива является важной составляющей дизайна. В зависимости от перспективы мы можем ощущать движение или покой. Некоторые перспективы являются статичными. Они видны только с одной определенной точки. Другие раскрываются при наблюдении с нескольких мест сада. Перспектива состоит из трех плоскостей: верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальной плоскостью могут стать стены дома, изгородь, вертикально подстриженный кустарник или дерево. Горизонтальной плоскостью может быть газон, водоем, мощеная дорожка, верхней – небо или полог листвы раскидистых деревьев. При помощи перспективы можно зрительно увеличивать или уменьшать пространство. Для увеличения глубины пейзажа группу деревьев или кустарников располагают таким образом, чтобы по мере удаления наблюдателя они становились меньше по величине. Воздушная перспектива строится в зависимости от восприятия цвета и его эмоционального воздействия на человека.

Цвет

При выборе цвета нельзя допустить излишней пестроты вашего участка и беспорядка красок. При сочетании различных цветов необходимо достичь гармонии. Этого можно добиться, либо используя контрасты, либо с помощью сочетания различных оттенков одного цвета. Цвет влияет на эмоции и чувства. Цвета бывают холодными или теплыми, они способны делать предмет легким или тяжелым, вызывать чувство веселья или грусти, успокаивать и возбуждать. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) являются активными, холодные (синий, голубой, фиолетовый) действуют успокаивающе. Зеленый – промежуточный цвет, который также называют цветом физического равновесия. Существует мнение, что цвет обладает терапевтическим действием. В санаториях для успокоения нервов организуют так называемые голубые сады. Растениями для таких садов могут стать голубая ель, ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, незабудка, лобелия, василек и др. Известно, что в спальне, решенной в холодных тонах, человек засыпает быстрее, чем в комнате, выполненной в теплых. Из всего сказанного можно сделать вывод, что, правильно подобрав определенную гамму цветов на участке, вы можете управлять своим настроением и даже подлечить имеющиеся заболевания. Цвета делятся на хроматические и ахроматические. Хроматические – это цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый. В спектре не существует резких градаций цвета. К ахроматическим относятся белый, черный и все оттенки серого. Белый цвет вносит свет и оживление, дает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, наоборот, уменьшает объем и усиливает действие теплых цветов – красного и желтого. Цвет характеризуется насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Насыщенность цвета зависит от степени присутствия в нем белого цвета. Яркость, наоборот, определяется степенью отличия цвета от белого. В природе редко встречаются чистые, насыщенные цвета. В основном они вялые и размытые. Усилить насыщенность желтого цвета цветка можно, расположив рядом с ним фиолетовый; бледно-красный цветок смотрится ярче на фоне зеленого. Ярко-синее растение будет выглядеть менее насыщенным, если рядом с ним разместить цветок красного цвета. При выборе цветов следует также учитывать, что светлые тона кажутся легкими, а темные – тяжелыми. Ярко-желтый цвет стремится вверх, и кажется, будто он приподнимает плоскость, особенно если его разместить на темном фоне. Голубой цвет также является легким. Цвета различаются на цвета переднего и заднего плана. Все теплые тона при дневном освещении кажутся более близкими, их относят к цветам переднего плана. Холодные тона, наоборот, зрительно кажутся отдаленными. Чистые насыщенные тона в отдалении смешиваются, превращаясь в голубоватую дымку, голубые и синие, напротив, в отдалении приобретают большую густоту. Все эти цветовые особенности необходимо учитывать при составлении композиции. При оформлении участка важно помнить, что в общий колорит войдут не только цветы, деревья, пруд, лужайки, но и окраска стен дома, забора, бетонного ограждения водоема. Все эти цвета и оттенки займут соответствующее место в вашей палитре. Важно научиться видеть цвет и оценивать его в соотношении с окружением. Только в этом случае можно будет подобрать подходящий фон и составить композицию таким образом, чтобы фон не раздражал глаза и не вызывал отрицательных эмоций. Следует знать, что в сумерках цветовое соотношение меняется. Синий и зеленый становятся цветами переднего плана и смотрятся более светлыми. Красный и желтый превращаются в более глубокие и отдаленные тона. Не забывайте о контрастах. На фоне темной стены высаживайте светлые цветы с желтовато-зелеными или серебристо-серыми оттенками листьев. Около белого здания красиво смотрятся цветы с темно-зеленой листвой, которая частично поглощает отраженный свет. Здесь можно посадить барбарис, устроить цветник из красных роз. Если дом построен из красного или терракотового кирпича, растения около него должны быть холодных или нейтральных тонов. Для этого подходят сине-зеленый можжевельник, магония с серо-зелеными листьями, сизо-серебристый лох. Дизайн участка должен соответствовать и внутреннему интерьеру дома. Например, цвет мебели может быть сходным с цветом растущих на лужайке возле дома растений. Желтая занавеска на окне будет соответствовать ярким желтым одуванчикам на фоне зеленой травы. Ограждение сада, площадок, водоема также необходимо включить в цветовую гамму вашего участка.

Светотень

Важную роль в композиции играет светотень. С помощью светотени можно сделать растения более выразительными и объемными. Поверхность любого предмета отражает световые лучи, падающие на него, и оставляет на земле неосвещенный участок, называемый тенью. На той части поверхности, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень, а от границы собственной тени в сторону света появляется полутень. Внутри самих теней могут возникать рефлексы – свет, отраженный от других предметов. Рефлексы хорошо заметны на блестящих предметах, на которых дополнительно присутствуют блики – сверкающие пятна. Все эти особенности света и тени зависят от места расположения предмета относительно источника света. Цветовые градации в светотени определяются силой освещения, окраской самого предмета и густотой тени. При фронтальном освещении, когда источник света находится впереди предмета, переходы от света к тени практически незаметны и композиция выглядит невыразительно. При боковом освещении светотень становится более выраженной и рельефной. Когда освещаемый предмет находится между источником света и наблюдателем, появляется контражур. В этот момент солнце высвечивает фактуру предмета, подчеркивает силуэт, его окраска становится более яркой. Цвет может меняться в зависимости от характера освещения. При электрическом освещении синий цвет кажется менее насыщенным, а красный, наоборот, становится ярче. Сегодня существует множество источников света: лампы накаливания, люминесцентные, натриевые и др. Лампа накаливания делает красный цвет более чистым и светлым. Оранжевый цвет под воздействием этой лампы краснеет, голубой – зеленеет, синий и фиолетовый – темнеют и приобретают пурпурный оттенок. При освещении люминесцентной лампой цвета остаются практически такими же, как при дневном освещении. Ртутная лампа придает большую насыщенность синему и зеленому цветам, а красный под воздействием ртутной лампы превращается в черный. Под воздействием натриевой лампы все цвета, за исключением желтого, становятся серыми. В качестве источника света также используются пары ртути. Они дают приятное голубовато-зеленое освещение, которое рекомендуется использовать для хвойных пород деревьев. Натриевые лампы, дающие золотисто-желтый свет, больше подходят для освещения осенней листвы. В ночное время при помощи искусственного освещения можно достичь эффектного чередования света и тени. Цвета при этом преобразуются, усиливается контраст. Световой режим не одинаков в различных полосах земного шара. На севере свет более мягкий и слабый. Постоянные туманы и облачные дни смягчают краски. На юге, наоборот, свет очень насыщенный, границы между светом и тенью ярко выражены. При сильном освещении притупляется способность различать цвета, особенно теплые. Человек с юга способен различать меньше оттенков, чем человек, живущий в средней полосе. В дневное время лучше всего воспринимаются красные цвета, в сумерках – сине-голубые. А теперь поговорим о приемах композиции.

Симметрия и асимметрия

Элементы могут располагаться на участке симметрично или асимметрично относительно выбранной оси. В качестве таковой может стать линия взгляда, дорога, жилище, пруд. В природе симметрия встречается довольно редко. Она создается человеком и ассоциируется с определенным порядком. В Европе это слово было синонимичным слову «красивый» и означало изящную, приятную форму. Возможно, симметрия близка человеку потому, что его организм построен на относительной симметрии, которая подразумевает систему и ассоциируется с ясностью, равновесием, ритмом и стабильностью. В симметричной композиции важна законченность. В ней нет ничего лишнего, и если убрать из нее один предмет, то симметричность сразу исчезает, а следом за ней теряются равновесие и единство. При созерцании симметричной композиции взгляд улавливает определенную упорядоченность, ритм, может предугадать наличие последующего предмета и приходит в замешательство, если такового не обнаруживается. Баланс очень важен не только в ландшафтном дизайне. Он играет существенную роль для всех видов искусства. Любая картина, при отсутствии на ней равновесия, оказывает раздражающее и угнетающее воздействие. Хотя в естественном ландшафте не встречаются одинаково расположенные по отношению друг к другу предметы, здесь также присутствует условное равновесие. В симметричных композициях оно достигается при помощи равенства форм и расстояний. Но существует и другой способ достижения равновесия – с помощью асимметричной композиции, когда применяются неодинаковые предметы. Располагаются они таким образом и на таком расстоянии друг от друга и по отношению к наблюдателю, что создается эффект уравновешенности объектов. Асимметрия неординарна и более интересна. Она никогда не надоедает, так как является непреднамеренной и наиболее приближенной к естественности. Асимметрично можно расположить цветы, кустарники и деревья на территории участка. Асимметричным можно сделать водоем. В этом случае он станет более динамичным и близким к природным условиям участка. Контраст и нюанс. Эти два средства не менее важны для композиции. Контраст – это ярко обозначенная разница между свойствами пространственных форм, например светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий и т. д. Расположенные рядом два противоположных по свойствам предмета противопоставляются и подчеркивают особенность друг друга. Предмет кажется большим по величине, если рядом с ним стоит что-то, меньшее по размерам. Водоем будет смотреться совсем крохотным, если его окружить высокими деревьями, но покажется намного значительнее, если рядом с ним высадить низкорослые кустарники и цветы. При помощи контраста можно зрительно изменять не только форму и величину, но и цвета. Так, светлые предметы на фоне темных выглядят еще светлее, но тускнеют в сером безликом окружении. Серый цвет на фоне синего приобретает желтоватый оттенок, на красном – зеленый, на зеленом – красный. При оформлении участка контраст может оказать неоценимую услугу. Если вас не устраивает слишком строгое геометрическое построение вашего водоема, окружите его плавными очертаниями газонов, цветов, выложите несколько извилистых дорожек. Они смягчат контуры и внесут равновесие. Но не стоит злоупотреблять контрастом. Чрезмерное противопоставление одного качества другому может вызвать раздражение, усталость. Нельзя только на нем строить свою композицию. Контраст лучше всего сочетать с нюансом. Нюанс – это постепенный переход от одной формы к другой с помощью похожих друг на друга расположенных вместе предметов. Нюанс используется чаще, чем контраст, и требует глубокого знания материала и аккуратности выполнения.

Ритм

В ландшафтном дизайне под ритмом понимается повторяемость отдельных компонентов и расстояние между ними. Ритм чаще всего используется при устройстве аллей. Он хорошо просматривается при повторяемости одних и тех же предметов не менее 6–8 раз. При увеличении числа повторов возрастает эмоциональное воздействие композиции. Но нельзя переборщить с ритмом, так как он может перерасти в монотонность. Для того чтобы избежать монотонности, изменяют расстояние между предметами, ритмический ряд украшают фонтанами и статуями. При составлении ритма из кустарников их можно разнообразить вкраплением цветников. В саду можно чередовать плодовые деревья с ягодниками. Итак, мы познакомились с основными правилами и приемами ландшафтного дизайна. Теперь стоит поговорить о стиле, который, как и предыдущие компоненты, является неотъемлемой частью искусства дизайна.

Стили водных сооружений

Независимо от того, какой вид примет ваше водное сооружение, будь это тихий маленький ручеек, спрятавшийся в зарослях декоративных растений, или большой водопад, поражающий гостей своим великолепием и богатством, будь это мини-водоем, устроенный на вашем балконе, или настоящий дикий пруд в центре сада с яркими рыбками и экзотическими растениями, независимо от масштаба вашего предприятия следует подумать о стиле. В понятие стиля входит прежде всего планировка водоема, использование определенных сочетаний растительных экземпляров или отдельных растений, тип декоративного оформления. Выбор стиля водоема определяется прежде всего особенностями самого участка. Он должен непременно сочетаться с архитектурным стилем самого дома. Стиль складывается из уклада жизни, моды, национальных особенностей. При выборе стиля исходите из своего вкуса и остановитесь на том, который вам ближе всех остальных по духу. Он должен стать как бы отражением вашего собственного стиля. В первую очередь внимательно изучите все особенности вашего приусадебного участка, тщательно продумайте детали и выполните необходимые экологические мероприятия. Традиционно принято различать формальный (геометрический) и свободный (пейзажный) стили. Между этими двумя противоположностями в искусстве на протяжении многих лет ведется борьба.

Формальный стиль

Изначально в природе не существовало ничего формального: четких геометрических линий, форм. Человек, стремясь подчинить себе все живое, установить свои правила, желая обуздать хаос и привести необузданность природы в четкое соответствие, ввел в жизнь формальность, строгость, регулярность. Подстриженные в виде конусов, ромбов, квадратов деревья приобрели правильные геометрические формы. Многолетняя дикорастущая трава была заменена ровно подстриженными газонами. Многие полагают, что геометрия является истинной красотой, именно она создает порядок в окружении, придает ему ухоженный вид. Формальный стиль предполагает строгую симметрию в планировке вашего водоема и участка в целом. Симметрия – это размещение одинаковых предметов на равном расстоянии от оси. Формальный стиль, как правило, придает участку строгий, торжественный вид, дает ощущение порядка и организованности. Главная особенность этого стиля состоит в том, что в нем искусственность оттесняет все естественное и выступает на первый план; участок, водоем как бы закрепощаются в стены, изгороди, обосабливаются от мира природы и создают свой собственный. Глядя на такой участок, можно сказать, что здесь поработали руки человека. Этот стиль предпочитаем большинством людей, так как они чувствуют себя комфортнее в порядке, нежели в хаосе, для них симметрия намного привычнее асимметрии. Однако формальный стиль имеет свои недостатки. Своей точностью и правильностью он может легко разрушить столь привлекательную порой естественность ландшафта, превратить его в нечто ординарное и малоинтересное. Чрезмерная формальность может перерасти в напыщенность и чопорность. В строгом формальном стиле, как правило, строят бассейны с жесткой гидроизоляцией и, соответственно, строгой формы, а также фонтаны, каскады, пристенные фонтанчики. Формальный стиль сегодня менее популярен, чем раньше, когда великолепные дворцы были украшены множеством скульптур, придававших им торжественность и театральность. Однако многие элементы того времени почитаются и сегодня. Водоемы формального стиля особенно хорошо смотрятся около старинных особняков, построенных в классическом стиле с колоннами, террасами, скульптурами, павильонами и ротондами. Контейнеры для растений для прудов строгого стиля обычно изготавливают из керамики и украшают выпуклым орнаментом.

Пейзажный стиль

Особенностью пейзажного стиля является сохранение естественности. Этот стиль был создан на Востоке и широко распространился по всей Европе. В Китае и Японии преклонялись перед естественной красотой пейзажей, считали, что они обладают своеобразной гармонией и равновесием. В отличие от формального пейзажный стиль не отделяет строение от окружающего мира, не делает его чем-то обособленным и резко выделяющимся из окружающей среды. Его задачей является сохранить природную естественность строения, сделать его частью дикой природы. При взгляде на пруд свободных очертаний, устроенный в пейзажном стиле, никогда не подумаешь, что это чудо сотворено руками человека. Но тем не менее и здесь есть некоторая искусственность. Ведь при устройстве любого искусственного водоема зачастую сталкиваешься с проблемой неудобного ландшафта, неподходящего рельефа, отсутствия красивой растительности. Человек исправляет все эти недостатки в соответствии со своим вкусом, но делать это нужно так, чтобы максимально приблизить свое творение к естественному ландшафту. Для этого наилучшим образом подходит асимметрия. Асимметричное расположение предметов, освобожденных от жесткой планировки, гармонично вписывается в природный ландшафт. Рядом с таким водоемом предметы самой разнообразной формы установлены таким образом, что создается ощущение уравновешенности и гармоничности. Именно по такому принципу устроен каждый элемент природного ландшафта, будь это дикий пруд в глубине леса или горная местность, испещренная извилистыми ручьями. Как правило, водоем в пейзажном стиле является более экономичным по сравнению с водоемом формальных очертаний. Он не требует больших земляных работ, специальных подпорных стен, экранов и конструкций. Пейзажный стиль с его естественностью и лишь некоторой корректировкой со стороны человека пробуждает романтические чувства, сентиментальность. Здесь нет ничего насильственного. На участке, устроенном в пейзажном стиле, вы никогда не увидите прямых линий и очертаний, здесь нет строго подстриженных деревьев и газонов, ровных дорожек. Везде царят свобода и гармония. Как уже говорилось ранее, пейзажный свободный стиль пришел с Востока, где никогда не существовало формального стиля. На весь мир известен знаменитый японский сад, о котором просто невозможно не упомянуть при повествовании о стилях.

Японский сад

Площадь японского сада обычно невелика. Основной смысл его создания заключается в том, что каждая деталь здесь наделена своим внутренним содержанием. Это могут быть мощеные дорожки в виде волн на песчаном покрытии или символические композиции из природного камня. Но что бы это ни было, не должен нарушаться основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и умиротворенности, наслаждение природой, ее миниатюризация. На небольшом участке при помощи незамысловатых средств японские мастера пытаются создать впечатление пространственной глубины. Для этого приходится изменять естественный масштаб, уменьшая его, использовать карликовые деревья и скалы, создавая таким образом ощущение романтизма. Возможно, при созерцании японского сада вы спросите, что же тут естественного. Пейзаж, устроенный в японском стиле, не очень похож на дикий ландшафт природы. Но здесь это не главное. Основной задачей при устройстве японского сада является то, что мастера, создавая образы, берут за основу естественную картину природы. Автор творения вносит определенный смысл в величину, форму искусственно выращенной ветки, расположение камня, материал покрытия. Японский сад, устроенный на приусадебном участке недалеко от дома, предназначен не для прогулок, а для пассивного созерцания с определенной точки, например из окна дома. Его можно сравнить с живописной картиной, от которой невозможно оторвать глаз. Всматриваясь в такую картину, вы незаметно проникаете в ее пространство и оказываетесь наедине с великолепием дикой природы. Элементами японского сада, как правило, становятся вечнозеленые деревья, камни причудливой формы и всевозможных оттенков. Среди вечнозеленых растений особой популярностью пользуется зонтичная сосна. Сад построен на основе символов. Небольшой осколок скалы, покрытый мхом, и горсть песка символизируют морской берег. Воду в сад вводят при помощи устройства пруда, ручья, водопада. Эти составляющие обогащают сад, вносят в него свежесть и разнообразие. Японский сад может быть построен в разных стилях. Наиболее простой из них – стиль шин, более сложный – стиль со и самый сложный – стиль джио. Такие композиции могут принимать вид плоского или холмистого сада. Элементами плоского сада являются песок, гравий, несколько камней и мох. Так, например, в одном из десяти знаменитейших садов всех времен, в саду Ройан-Джи, на обработанном граблями гравии расположена композиция из пятнадцати камней и мха. Холмистый сад можно устроить и без использования живого материала. Здесь грандиозные пейзажи состоят из утесов, холмов, гор, камней, символизирующих морской берег; гальки, песка, изображающих реку. При помощи выставления на первый план некоторых деталей, а также создания направления течения воды (обычно слева направо) мастера наделяют композицию определенным смыслом. Сочетая таким образом элементы природы, можно по-разному воздействовать на человеческое восприятие. На этом и основан принцип построения композиций японского сада. Например, прямостоящий камень ассоциируется с крутым утесом, булыжник обозначает мягкие склоны, речная галька символизирует реку, а морская изображает море. В композиции с наличием водоема его форме также придается определенный смысл. В российских условиях на территории приусадебного участка можно свободно соорудить небольшой японский садик или ограничиться оформлением маленького фрагмента уголка Японии. В стиле японского пейзажа можно также украсить и внутренний дворик дома. Здесь следует посадить несколько зеленых деревьев и кустарников и окружить их серыми природными камнями. При этом архитектура самого дома должна соответствовать выбранному вами стилю. Если вы хотите создать уединенный уголок для отдыха, то выбранное вами для этой цели место необходимо отгородить от внешнего мира высокой изгородью. Основным элементом здесь является наличие вечнозеленого дерева. Дорожка из гравия приведет вас к незамысловатой скамейке, созданной из камня, вблизи которой расположится небольшой декоративный кустарник. В вашем саду можно принимать гостей, устраивать чаепития по-японски. Осуществление этой идеи не требует больших затрат времени и специальных знаний. На деревянном помосте расположите соломенный мат. Место отгородите от остального участка бамбуковым забором. Вдоль забора высадите вьющиеся растения, которые, разрастаясь, будут украшать вашу изгородь. На противоположной стороне уголка для чаепития постройте бассейн или изящный пруд. Вблизи водоема высадите красивый декоративный кустарник, например айву японскую. Вместо обычной газонной травы засадите территорию почвопокровными растениями. Японский сад обычно украшают антикварными вещами, фонарями из камня и вазами. Характерным аксессуаром являются ограждения из бамбука, прохладные водоемы с мостиками или переходами из отдельных натуральных камней. При необходимости используются цветы глубоких переливающихся тонов. Из цветочных растений, привезенных из Японии, в нашей стране акклиматизировались хоста и астильба. Японская хризантема, так любимая всеми японцами, приживается в условиях России плохо. Поэтому можно заменить ее хризантемой корейской. Контейнеры и клумбы для декоративных растений изготавливаются из керамики и других натуральных материалов и украшаются красивым орнаментом. Емкости могут быть в виде деревянных плошек с рельефным рисунком. Также приветствуются изящные занавески с узелками или мох под соснами, которые японцы называют деревьями долголетия, группы камней и каменные светильники. Каменные фонарики считаются основным элементом японского сада. Их помещают в определенной композиционной точке в сочетании с камнями, кустарниками, деревьями и водоемами, например у подножия горы или на берегу пруда и т. д. Фонарики являются не только декоративным компонентом сада, но и используются в качестве освещения в вечернее и ночное время. Они, в отличие от остальных элементов сада, максимально приближенных к природе, являются искусственным дополнением. Поэтому необходимо расположить их таким образом, чтобы они вписывались в окружение, не нарушая стиля. Японские светильники бывают нескольких видов: приземистые, с широкой крышкой, по форме напоминающие домик; изящные фонари на подставке; потайные фонарики. Светильники бывают на подставке и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из таких элементов, как основание, пьедестал, держатель для светильника и навершие. Иногда у фонарей отсутствуют основание, верхушка и пьедестал. Такие фонари располагаются прямо на земле. Эффектно смотрится фонарь на берегу водоема. Прибрежные горизонтально расположенные камни красиво контрастируют с вертикально стоящим светильником, а высокий кустарник, произрастающий на соседнем берегу, прекрасно уравновешивает композицию. Фонарь-светильник помещают на мостик перед чайным домиком. Он отлично смотрится среди вертикальных камней и высокой зелени на открытом пространстве. Маленькая частичка Японии окажется у вас в саду, если вы украсите его такими аксессуарами, как цукубаи (резервуар с водой для омовения), маленькие пагоды и резные каменные ступеньки. Посадите у себя азалию (рододендрон) и декоративную вишню (сакуру).

Модерн

Стиль модерн всегда отличался простотой линий. Сад, устроенный в этом стиле, представляет собой открытую комнату, примыкающую к дому. Она лишена каких-либо украшений, имеет строгие очертания. В центре, как правило, расположен бассейн. Белые стены могут украшаться темными решетками. Принцип устройства участка в стиле модерн – простота и отсутствие громоздкости. Растения должны также соответствовать данному стилю. Сюда идеально подойдут хоста и гладиолусы со своими остроконечными листьями, а также декоративные травы. Цвета должны быть чистыми, без различных примесей и оттенков, и строго контрастировать друг с другом. В качестве ограждений используются решетки темных тонов. Контейнеры для растений изготовлены из бетона или исполнены в виде терракотовых горшков простой формы. Поверхность вымощена плитками в виде геометрических рисунков из плит двух цветов – черного и белого. Возможны вставки из гальки. Мебель строгой формы лишена всяческих украшений и изготовлена из современных материалов – пластика и алюминия. Сад в стиле модерн, как правило, имеет формальные очертания, но не при этом придерживается строгой симметрии.

Колониальный стиль

Колониальный стиль является американским изобретением. Его законодателями стали американские колонисты, отсюда и название. Сегодня этот стиль очень популярен не только в Америке, но и в других странах. При оформлении приусадебного участка и сада в колониальном стиле используют кирпич и доски. Растения помещаются в деревянные кадки или контейнеры из терракоты, выкрашенные в белый цвет. Они подстрижены в виде сложных фигур и тем самым напоминают формальный геометрический стиль. Но в отличие от него композиция выполнена небрежно, нет четких соответствий, все сделано как бы наугад. Поверхность вымощена плитняком или застелена досками. В качестве украшения здесь можно использовать анималистические скульптуры из камня и дерева. Находясь в таком саду, вы непременно почувствуете некоторую леность и мягкое, плавное течение жизни. Здесь находится множество солнечных веранд, украшенных цветущими лианами. На территории участка около водоема можно разместить гамаки, кресло-качалку, складные кресла с плетеными спинками.

Стиль кантри

Этот стиль также называют деревенским, так как он по своему оформлению максимально приближен к природе и к сельской жизни около леса, речки, озера или моря. Данный стиль, как и предыдущий, характеризуется простотой форм, но предпочтение отдается естественности. Здесь доминируют естественные материалы – такие, как дерево, кирпич и натуральный камень. Дом и приусадебный участок выполнены из одного и того же материала. Сад является как бы продолжением самого жилища. В отличие от модерна стиль кантри наполнен яркими красками. Растения, великолепные в своей простоте, пестреют всевозможными оттенками, контрастируя друг с другом. Среди них маргаритка, мальва, душистый горошек. Мальву обычно высаживают у крылечка возле дома или по краям изгороди. Сараи и другие хозяйственные постройки украшены вьющимися розами и душистым горошком. На старой деревянной стремянке размещаются горшки с цветами. Вдоль забора пестреют яркими красками георгины. Мебель для оформления в стиле кантри лучше сделать собственными руками из подручного материала. Вместо стульев используйте чурбаны. Стол изготовьте из остова спиленного дерева, контейнеры для растений – из простой глины. Дорожки вымощены плитняком или кирпичом. Дорожку можно посыпать каменной крошкой и высадить туда стелющиеся растения. Элементами декорации могут служить любые орудия труда или предметы обихода, например обычная цинковая лейка. Место с наиболее плодородной почвой можно отвести под грядки с овощами. В качестве ограждения используйте доски, вкопанные в землю, прутья или плетень. Также можно изготовить ворота из старого кирпича и украсить их вьющимися лианами, диким виноградом или хмелем и цветущими кустарниками.

Природный экологический сад

В связи с неблагоприятной экологической ситуацией в мире данный стиль приобретает все большую популярность во многих странах. Если вы решили остановиться на нем, то возникают две основные задачи: восстановление нарушенной экологии и получение максимальных результатов при наименьших затратах, связанных с обустройством вашего приусадебного участка и уходом за ним. При создании вашего экологического уголка не следует руководствоваться модой и пользоваться последними ее достижениями. Здесь на первый план выходит фактор среды, обеспечивающий нормальное существование живых организмов в различных экосистемах: лесах, пустынях, озерах, реках и т. д. При создании природного сада остаются неизменными рельеф, состав почвы и произрастающие на ней растения. Если на вашем участке имеются овражки и впадины, то в них можно устроить водоем и заселить его влаголюбивыми растениями, которые будут собирать дождевую воду и лишнюю влагу. На открытых солнечных местах можно создать цветущую лужайку. Скошенная трава, засохшие ветки и опавшие листья в вашей мини-экосистеме также найдут применение. Их можно компостировать и использовать в качестве удобрений для растений. На участке с природным садом могут сосуществовать сразу несколько экологических зон: на солнечном участке – «степь» или «луг», во влажных местах – «болотце» или «пруд», в холмистой местности – «горы», в тени – «лес» и т. д. Сад может постепенно переходить в настоящий лес. На территории природного сада отведите место и для плодовых деревьев и огорода. Кроме перечисленных особенностей, во всем остальном этот сад ничем не отличается от других. Здесь могут расположиться и детская площадка, и цветник, и мощеные дорожки. Главное, чтобы сохранялся основной принцип природного экологического сада – принцип сохранения нормального функционирования экологической системы, обеспечения долговечности всех его элементов. Природный сад очень удобен в содержании, за ним легко ухаживать, на его создание требуется наименьшее количество сил и времени по сравнению со всеми остальными стилями. Всего этого можно добиться, если постоянно помнить, что ваше маленькое приусадебное творение живет по тем же законам, что и вся дикая природа. Поэтому необходимо создать для растений и животных условия, максимально приближенные к естественным. Сделать это можно, если: 1. Организовать сбалансированный агрофон для флоры и фауны, заселяющих ваш сад и водоем. 2. Использовать отходы для удобрения. 3. Тщательно подбирать растения исходя из того, что некоторые из них хорошо растут по соседству с другими, но совершенно не выносят соседство третьих. 4. Создавать благоприятные условия для успешного сосуществования растений, животных, птиц, рыб и насекомых. 5. Исключать из использования вредные для человека и всех живых организмов ядохимикаты. Не расстраивайтесь, если ваш участок очень мал или у вас вообще его нет. Ведь уголок живой природы можно создать и у себя дома, например устроить на балконе небольшой мини-водоем, заселить его водными растениями и маленькими пестрыми рыбками. Таким образом вы приобретете свою мини-экосистему.

Мини-водоемы

В последнее время водные сооружения становятся все более миниатюрными и могут служить как в качестве крупного, останавливающего на себе глаз объекта, так и в качестве фрагментарного элемента сада, обнаруживаемого лишь по тихому журчанию воды. К тому же это значительно экономит силы и средства на создание водоемов, упрощает уход за ними. Водоем не очень больших размеров можно устроить не только у себя на участке, но и на балконе или террасе. В этом случае нужно рассчитать, выдержит ли она это. В качестве декоративного водоема может служить и крупное сооружение, и емкость диаметром 0,5–1,2 м. В качестве емкости можно использовать ящик или кадушку, куда нужно налить воду, высадить водные растения, и у вас будет маленький прудик; из нескольких кадок получится композиция, причем величина кадки может быть неодинаковой. В качестве материала для их изготовления можно применять прочное дерево, покрытое гидроизоляционным слоем (если это кадка). Но предпочтительнее использовать бочки. Причем бочки не должны быть новыми, так как это может повредить растениям. А вообще материалы используются самые различные. Например, прекрасно выглядят керамические и фаянсовые чаши, но они не приспособлены для резких перепадов температуры и легко бьются, а дешевая пластмасса, хотя и долговечна, не производит впечатления роскоши, в отличие от керамики. При использовании глиняных чаш учтите, что их внутренняя поверхность должна быть покрыта глазурью, чтобы вода постоянно не убывала, испаряясь. В такой мини-водоем можно не только высадить растения, но и пустить рыбок. Растения же подойдут изящные, небольших размеров. Подробнее о них будет рассказано в главе «Пруды». Главное, необходимо грамотно подойти к составу флоры и фауны, учитывая совместимость всех компонентов вашего мини-водоема. Это же следует помнить и при планировке. Расположение мини-водоема должно подходить всем его обитателям. Самые важные составляющие их хорошего развития и роста – чистая вода, свежий воздух и солнечный свет. Из этого следует сделать вывод, что нельзя допускать загрязнения воды, а в жару непременно нужно доливать ее из-за сильного испарения; водоем не рекомендуется располагать в северных или затененных местах, т. к. время его освещения солнцем должно составлять 6–8 часов в сутки. Перед тем как заполнять его водой, следует на дно поместить газету, чтобы не произошло перемещение гравия, затем сажать растения. Не нужно забывать и о том, что для миниатюрного водоема оформление не менее важно, чем для крупного. В качестве обрамления могут служить композиции из камней, растений, оригинально подобранных друг к другу и дополняющих общий дизайн. Например, мини-водоем, обложенный валунами, и вьющиеся растения на заднем фоне. Мы вкратце рассказали вам о том, как устроить у себя на террасе мини-водоем. В следующих главах речь пойдет о более крупных водных сооружениях, устраиваемых непосредственно на приусадебном участке. Читать

Дисциплины: «Ландшафтное проектирование» (СД.07), «Комплексное формирование объектов и систем ландшафта» (ДС.04.06) (только для специализации «Ландшафтное проектирование»):

1.Понятие и особенности ландшафтной композиции. Виды композиции. Ритмические и метрические закономерности, симметрия и асимметрия. Составить эскиз симметричной и асимметричной композиции.

Слово композиция с греч. Переводится как гармоничное соотношение частей. В ЛД композиция должна быть не просто красивой, но и решать сугубо практические задачи.

Создать ландшафтную композицию – значит создать для человека не только красивую, но и удобную среду обитания.

Особенности ландшафтной композиции:

- непрерывное изменение сада под воздействием различных природных факторов и человеческой деятельности. От сезона к сезону меняется внешний вид растений, заиливаются водоёмы, осыпаются склоны, увеличиваются овраги и тд.

Необходимость гармонично объединять природные и искусственные объекты, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: неизменяемые и поддающиеся изменению. Природные условия, климат – климат, водный режим местности, тип ландшафта, освещённость – изменить нельзя, поэтому они берутся за основу композиции. Из искусственных объектов неизменяемыми можно считать крупные здания, планировку населённого пункта, общие требования к застройке (отсутствие глухих оград вдоль улицы), стиль и расположение домов на соседних участках.

Виды композиций.

Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа. Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.

Фронтальная композиция - та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций ~ цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.

Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).

Пространственная композиция

предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.

Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.

Один из важных приемов построения пейзажа - метрическое и ритмическое чередование элементов. Метрическое состоит в повторении одинаковых элементов (однотипных дорожек, деревьев одного вида или размера, фрагментов цветника) через одинаковые интервалы между ними. Ритмическое предполагает повторение элементов через неодинаковые интервалы, причем размер интервалов меняется по какому-либо заранее продуманному принципу. Ритмически чередуют вдоль дорожек деревья, кустарники, скамьи, скульптуры. Ритм может быть не только горизонтальный, но и вертикальный - в многоярусных насаждениях, в композиции миксбордеров, в вертикальном озеленении. Чтобы обогатить и разнообразить ритмический рисунок, вводите в него новые элементы повтора, изменяйте направление движения. Выделяя повторяющиеся элементы (например, в рисунке регулярного цветника), помните, что слишком дробное членение или слишком многочисленные повторы утомительны для глаз.

Симметрия и ассиметрия:

Еще один прием организации ландшафта - выбор главной пространственной оси. При планировке участка определите для себя такую ось - своеобразный «зрительный коридор», который свяжет самые выразительные места вашего сада. В большом саду это может быть центральная аллея, в малом -прогулочная дорожка, вид с веранды или из окна гостиной. Существуют два принципиально различных типа композиций: симметричные и асимметричные относительно зрительной оси.

При симметрии равные по размеру объекты располагаются на одинаковом расстоянии относительно пространственной оси или какой-либо центральной точки. В ландшафтной композиции мы чаще всего сталкиваемся с симметрией элементов сада относительно оси: цветочные рабатки симметрично расположены вдоль дорожки, деревья и скамейки - вдоль аллеи, палисадники - вдоль улицы поселка. Красота симметричных композиций - в равенстве частей, статичности и законченности. Они уместны там, где требуется особая представительность, торжественность (например, на парадном дворе дома). Симметричные композиции помогут добиться ощущения солидности, надежности.

Парадный сад с большим прямоугольным зданием-доминантой создается, как правило, на основе симметричной композиции (примеры таких решений - небольшие садики и скверы при официальных зданиях).

При проектировании садов часто встречается некоторое отклонение от симметрии - дисимметрия. Она обычно вызвана практической необходимостью (например, неодинаковым использованием площадок по сторонам центральной дорожки) или неодинаковыми условиями (разлиразличная освещенность и влажность южной и северной сторон участка).

Для малых садов, примыкающих к зданиям сложного плана, используйте асимметрию - это позволит наиболее органично связать дом с садом.

Асимметрия предполагает размещение отличающихся по размеру элементов на разном расстоянии относительно главной оси. Красота таких композиций - в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Например, в японском саду группы камней зрительно уравновешивают засыпанную гравием плоскость земли. План и фасад асимметричных композиций строятся на основе неравностороннего треугольника. Асимметричный план сада подчеркивает особенности ландшафта и сооружений, обеспечивает наилучший обзор малых форм, позволяет создать интересный прогулочный маршрут.

Loading...Loading...