Выжигать по дереву легкое. Выжигание по дереву. Выжигание по дереву для начинающих

Выжигание по дереву (или пирография) – увлекательное занятие, тесно связанное с традициями русского народного творчества. Пирография - техника, применяемая в художественной графике и декоративно-прикладном искусстве.

История

Выжигание по дереву довольно популярное занятие. Оказывается, первые изделия с выжженным узором, датированные 700 годом до н.э., были найдены при археологических раскопках в Перу. В той или иной форме пирографию можно встретить в культуре любого народа. Особенно в этой области рукоделия преуспевали русские мастера. Выжигание по дереву в России появилось еще в ІX веке, уже тогда люди использовали дерево во многих видах прикладного творчества. Изначально мастера выжигали при помощи огня, чуть позже стали использовать раскаленные металлические стержни и гвозди, заточенные под определенным углом.

В Европе выжигание по дереву превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества, а в России пирография продолжила развиваться как один из его видов. В XVІІ веке в городе Сергиев Посад с помощью пирографии украшали деревянные игрушки, ложки и братины (сосуды для питья), а в конце XІX века там же наладилось производство матрешек , обрамленных выжиганием.

В начале XX века выжженными узорами стали декорировать стаканы, солонки, ковшики, шкатулки , коробки и др. Все узоры того времени были посвящены тематике старого русского быта и древнерусской архитектуры. В 1917 году количество выпускаемой продукции, украшенной с помощью пирографии, было сокращено. Примерно в тот же период в селе Полоховский Майдан Нижегородской области появилось токарное производство, на основе которого мастера стал декорировать токарные изделия выжиганием.

В 1964 году в Башкирии было налажено производство предметов из древесины липы, которые также украшали выжженными узорами. Мастера создавали ковши с крышками, солонки, челяки для хранения меда , фигурки людей в национальных костюмах и пр. В тот же период был изобретен электрический прибор для выжигания, и тогда это вид рукоделия стал пользоваться популярностью среди взрослых и детей. В школах были организованы специальные кружки, где ученики познавали азы выжигания по дереву. Несмотря на то, что этот пирографический прибор довольно громоздкий, он и по сей день используется мастерами-любителями. Более усовершенствованный прибор для выжигания по дереву был изобретен в 1962 году Роем Чайлдом, а спустя десять лет был налажен промышленный выпуск пирографов с проволочными наконечниками.

Сегодня выжиганием по дереву может заниматься любой желающий, даже не имеющий специального образования. Пирография может стать не только хобби , но и способом зарабатывать неплохие деньги. Ведь изделия, украшенные выжиганием, пользуются спросом всегда. Немного терпения и фантазии, и выжигание доставит вам самые позитивные эмоции.

Инструменты

Для того чтобы процесс выжигания по дереву доставил как можно больше удовольствия, следует позаботиться о приобретении всех необходимых инструментов и материалов. Итак, для пирографии потребуется доска пюпитра. Она играет роль подставки для дощечки, на которой планируется выжигать узор. Существуют подвижные пюпитры, их высоту и наклон можно регулировать. Конечно, самым важным инструментом для этого вида рукоделия является электровыжигатель, наделенный сменными проволочными фигурными штифтами. Также в пирографии используют термокаустер с бензиновой или газовой горелкой, на которой корпусные штифты подвергаются нагреванию.

Вообще, в качестве выжигателя можно использовать торцовый электропояльник, но вместо стержня стоит снабдить его головкой с винтовой резьбой для штифтов.

Рабочей частью пирографа является штифт, он может быть корпусным или проволочным. Благодаря проволочным штифтам различной формы можно выполнить сложные и мелкие детали. Корпусные штифты, как правило, применяют для глубокого и плоского выжигания. Не менее важную роль для выжигания играют пассатижи, они предназначены для придания проволоке нужной формы. Также понадобится наковальня (или молоток), кусачки, отвертка, и конечно же, настольная лампа.

Для нанесения рисунка на деревянную поверхность необходим мягкий карандаш, не оставляющий бороздок на древесине. По окончании работы его легко будет стереть с помощью ластика. В работе может понадобиться скальпель и клейкая лента. Рекомендуется иметь в наличии копировальную бумагу, она необходима для перенесения рисунка с бумаги на древесину. Совет: лучше всего использовать копировальную бумагу с угольным покрытием черного цвета.

Для пирографии также могут понадобиться следующие предметы: стальная линейка, угольник, кисточки из соболя или белки, металлические подставки для штифтов и выжигателя, наждачная бумага.

Материалы

Одним из самых важных вопросов пирографии считается выбор материалов, поскольку от качества материалов зависит конечный результат. Итак, древесину лучше всего приобретать в магазинах в виде готовых деревянных чертежных и разделочных досок, фанер или шпона.

При покупке древесины необходимо учитывать следующие факторы:

  • древесина должна иметь однородную мелкопористую структуру, без сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолок, роек и других пороков;
  • не рекомендуется приобретать древесину смолистых пород;
  • для выжигания идеально подходят твердые породы древесины, на мягких будет сложнее исправить ошибки;
  • поверхность деревянного материала должна быть ровной и чистой;
  • выбор цвета древесины зависит исключительно от предполагаемого рисунка, более насыщенный и выразительный узор получится на дереве светлых пород.

Самыми лучшими материалами для выжигания считаются липа, ольха, тополь, береза и каштан.

Выжигание по дереву в современном виде является сравнительно молодым декоративным искусством, однако его корни лежат в глубокой древности. В далеком прошлом метод выжигания применялся в основном для украшения домашней утвари. Сегодня искусство выжигания превратилось, скорее, в хобби. Таким ремеслом занимаются не только народные мастера, но и дети на уроках труда.

Какой инструмент требуется для выжигания по дереву?

Чтобы качество готовой работы соответствовало высочайшим стандартам, необходим выжигательный аппарат по дереву. Такой инструмент можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно. Отечественный рынок способен предложить потребителю несколько вариантов выжигательных устройств. Однако для всех модификаций характерно наличие практически одних и тех же составляющих:

  • металлического экрана;
  • выжигательной иглы;
  • иглодержателя;
  • корпуса;
  • силового электропровода.

Питается инструмент для выжигания по дереву чаще всего от стандартной электросети в 220 В через трансформатор. Преимуществом обладают электровыжигательные приборы, в которых стандартный провод заменен кабелем с крупным сечением в пределах от 4 до 6 мм 2 . Подобная модификация позволяет существенно повысить накаливание выжигательной иглы.

Стандартный выжигательный аппарат с насадками содержит прямые иглы, форму которых лучше менять самостоятельно на изогнутую, загибая под углом примерно в 45 о. Для удобства работы плоскость выжигательной иглы стоит обработать при помощи мелкого напильника. Таким образом, можно получить наиболее удобный, универсальный аппарат с иглой, которая позволит выполнять выжигание как кончиком, так и плоскостью.

Основные типы приборов для выжигания по дереву

К первой категории можно отнести устройства с твердыми перьями, ко второй - с проволочными иглами. При этом обоими типами аппаратов происходит посредством их работы от стандартной электросети. В проволочных устройствах имеется функция регулировки температуры накала рабочей поверхности иглы.

Чтобы понять, какой именно выжигательный аппарат по дереву станет наиболее удобным и эффективным в той или иной ситуации, достаточно ознакомиться со спецификой конструкции отдельных вариантов.

Приборы с твердыми перьями ограничивают выбор лишь несколькими доступными моделями, так как из-за постоянной температуры накала их функциональность остается крайне ограниченной. Внимание здесь стоит сосредоточить на мощности, показатели которой должны составлять не менее 20 Ватт, иначе выжигательный аппарат по дереву будет существенно замедлять работу.

Если говорить о выжигателях с проволочными перьями, то их ассортимент куда более широк по сравнению с предыдущей категорией устройств. Поэтому, склоняясь к данному варианту, неподготовленному пользователю лучше посоветоваться со специалистом. Если говорить о наиболее совершенных, современных устройствах, то здесь можно выделить лазер для выжигания по дереву.

В конечном итоге, остановив собственный выбор на конкретной модели, стоит убедиться, что в комплекте имеется достаточное количество насадок. Это позволит значительно разнообразить круг доступных работ.

Достоинства и недостатки выжигательных приборов с твердыми перьями

Возвращаясь к вопросу выбора выжигателей с твердыми перьями, стоит рассмотреть их главные плюсы и очевидные минусы. Если говорить о преимуществах, то такой выжигательный аппарат по дереву может похвастаться демократичной, доступной ценой, особой простотой в использовании, высочайшей прочностью и, соответственно, длительным сроком службы.

Среди недостатков таких устройств стоит выделить:

  • длительный нагрев и остывание;
  • сильное нагревание и возможный перегрев рукоятки;
  • отсутствие возможности для реализации тонких, искусных художественных задумок;
  • недостаточное удобство большинства рукояток;
  • наличие высокой вероятности перегорания при длительном использовании.

Особенности выжигателей с проволочными иглами

Любой выжигательный аппарат профессиональный с проволочными иглами обладает куда более широким рядом преимуществ по сравнению с предыдущей категорией приборов. Применяются такие устройства для наиболее тонкой, художественной работы. Мощности данным аппаратам хватает для обработки самых твердых пород древесины, а на полный нагрев иглы здесь уходит не более нескольких секунд.

К главным недостаткам проволочных устройств можно отнести высокую стоимость, дороговизну ремонта, сложность поиска запасных частей и комплектующих, особенно, если выжигатель самодельный и приобретался через интернет. Более того, проволочные иглы часто перегорают, деформируются и приходят в полную негодность. Поэтому нуждаются в частой замене.

Какие материалы можно назвать оптимальными для выжигания?

В настоящее время, чтобы заниматься выжиганием, совсем необязательно тратить время на самостоятельный поиск материалов и эскизов. Достаточно приобрести готовый набор для выжигания по дереву. Если же необходимо воплотить в жизнь авторскую, уникальную задумку, в качестве основы могут сгодиться деревянные бруски, доски, древесные плиты.

Древесину для работы лучше выбирать хорошо просушенную, которая не станет коробиться и деформироваться после завершения работы. Немаловажным вопросом является подбор подходящей текстуры, оттенка и блеска древесной породы. Оптимальным вариантом для выжигания может стать мелкососудистая древесина, которая не содержит выраженных колец и сучков.

Если подходящих материалов нет под рукой или выжигательный прибор используется для обучения ребенка, то для начала лучше использовать набор для выжигания по дереву, который сегодня запросто можно заказать в интернете.

Подготовка материала

Поверхность заготовки для выжигания необходимо обязательно выровнять и по возможности тщательно отшлифовать наждачной бумагой. Поначалу не стоит прибегать к использованию уж слишком сложных рисунков. Если изображение не соответствует размеру заготовки, его масштаб стоит уменьшить или увеличить.

При отсутствии желания можно не изображать рисунок на заготовке самостоятельно. Достаточно использования копировальной бумаги, что позволит навести основные очертания рисунка, которые позже можно обвести карандашом.

Чтобы не испачкать материал, копировальную бумагу лучше выбирать старую. Только так можно избежать порчи деревянной основы, которая тщательно шлифовалась и готовилась к работе.

Технология выжигания по дереву

В настоящее время существует несколько распространенных технологий выжигания по дереву. Популярностью среди мастеров пользуется силуэтное, контурное и художественное, или живописное, выжигание. Главные отличия в данных технологиях заключаются прежде всего в технике исполнения и типах рисунков.

Контурное выжигание

Данная технология чаще всего используется начинающими, неопытными мастерами. Исполнение здесь можно сравнить с нанесением контурного изображения на лист бумаги. При выполнении контурной работы главное - удерживать кисть руки в максимально свободном положении при наличии хорошо зафиксированной точки опоры.

Все линии должны быть равными по глубине и ширине. Для работы лучше использовать максимально раскаленную иглу, уменьшив напряжение на трансформаторе до предела. Выполняя контурный рисунок на дереве, не стоит излишне усердствовать, с силой вдавливая иглу.

Силуэтное выжигание

Для применения техники силуэтного выжигания подходят тщательно зашлифованные, загнутые иглы, рабочая поверхность которых должна полностью касаться материала. Направлять иглу следует вдоль древесных волокон.

Начинающим мастерам, которые пользуются техникой силуэтного выжигания, рекомендуется использовать умеренно накаленные иглы. Только в таком случае можно добиться максимально гладкой текстуры поверхности при завершении работы.

Силуэтным выжиганием можно обрабатывать достаточно внушительные площади древесины. При этом нанесение гладких штрихов может образовывать не только темные линии. Перемещение раскаленной иглы в быстром темпе дает возможность получать самые различные оттенки, начиная с максимально глубокого коричневого цвета и заканчивая светло-бежевым рисунком.

Художественное выжигание

Технология основывается на профессиональном сочетании обеих вышеуказанных техник. Совершать первые пробы в художественном выжигании лучше с изображений геометрических фигур наиболее простой формы. Такой подход позволит ознакомиться с особенностями формирования эффекта игры света и тени на поверхности древесины.

Занимаясь художественным выжиганием по дереву, нужно помнить о необходимости наведения четких контуров изображаемых фигур. При этом главной задачей технологии художественного выжигания является передача объема в пространстве.

Любовь к выжиганию, похоже, поселилась в моем сердце крепко и надолго. Это хобби не является чрезмерно затратным. По большому счету, нужен выжигатель, несколько подручных материалов и приспособлений, ну и собственно доска или фанера. С помощью интересного узора можно украсить декоративные вазы, блюда, настенные украшения. Но сейчас поговорим немного о выжигателях, что это такое и с чем его едят.

Виды выжигателей

Выжигаетль представляет собой подключенную к понижающему трансформатору ручку с рабочей иглой. Вообще они бывают разных конструкций. Раритетными являются бензиновые и газовые модели. Сейчас таким уже никто не пользуется. Им на смену пришли электрические выжигатели . В России производится две модели Узор и Вязь . Они хорошо подойдут новичкам, так как позволяют регулировать температуру, а нихромовые наконечники быстро остывают и нагреваются. Так что даже ребенок может ими воспользоваться.

Есть в продаже универсальный прибор STAYER 3-в-1 . Он предназначен для пайки, выжигания и резки. Этот прибор больше подойдет тем, кто уже имеет определенный опыт работы с выжигателем, так как толщина и цвет линии будет зависеть от времени и силы нажатия, а это требует твердой руки и точного глазомера. Он исключительно удобен при выжигании орнаментов фигурными насадками, что позволяет обрабатывать больше площади.

При большом желании можно приобрести заграничные модели, которые на самом деле классные. Единственным недостатком является цена. Примером может служить двухпортовая модель . Она позволяет мгновенно переключаться между рукоятками с разными жалами.

В свое время натолкнулась на ветку форума об обработке дерева, где народные умельцы сами делали очень пристойные аппараты для выжигания, позволяющие менять насадки и регулировать все, что только можно.

Виды работ выжигания

Разные виды работы можно делать с аппаратами для выжигания. Можно выжечь рисунок и внутри раскрасить акварельными, масляными, акриловыми красками или покрыть лаком. Фон заполняют точкой, круглой или овальной, с просветом или без, штрихом или линией. Мне же нравится работать в технике светотени. Видела (в тайне мечтаю сама попробовать) даже выжженные портреты, смотрится очень эффектно.

Мастера выжигают не только по дереву, но еще и кости, и даже ткани. Последняя техника называется гильошированием и как я поняла, сводиться к перфорации ткани. В ней выполняют изящнейшие салфетки, скатерти, кружева и все, на что хватит фантазии.

Выжигать можно на любом типе дерева, но практика показывает, что липа очень легка в обработке, с ней приятно и быстро работать, а работа смотрится очень эффектно на светлом фоне.

Выжигание по дереву, оно же пирография, набирает все большую популярность среди людей всей групп и возрастов. И это понятно, ведь пирография не только увлекательное занятие, во время работы которого развивается фантазия и мастерство, но и прекрасный подарок родным и близким в стиле handmade. Выжигание по дереву доступно не только просвященным гуру в деле выжигания, но и для начинающих. Мы расскажем подробнее чуть ниже как выжигать правильно по дереву своими руками для начинающих.

Как правильно выбрать инструмент для выжигания новичков

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы. Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.

При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому. Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону. К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета. Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

Как выжигать по дереву для начинающих с описанием работы

Выбираем деревянную основу и эскизы для первых работ:
  • На первых порах лучше выбирать дощечки из мягкой, светлой, однородной древесины, которая обязательным образом шлифуется для идеально ровного и гладкого состояния. Такой древесиной богаты деревья березы, липы, ольхи, тополя. На таких заготовках легче выжигать и не нужно подстраиваться под структуру дереву. Обычно новички выжигатели используют фанеру, которая легче поддается обработке, доступный в продаже и достаточно бюджетный материал. После того, как вы набьете руку и научитесь работать с деревом, можно приступать к древесине с неоднородной структурой, которая поможет акцентировать внимание на некоторых деталях таких, как облака, вода, деревья или, например, полоски на шкуре зебры и тигра.
  • Рисунок для выжигания можно нарисовать от руки простым карандашом либо перенести его на дощечку при помощи копировальной бумаги. Минусом такого способа является то, что линии, прорисованные при помощи копировальной бумаги, расплываются при нагреве и трудно стереть при необходимости. Идеальным вариантом для переноса рисунков на доску является черная графитовая бумага для светлой древесины и белая графитовая бумага для нанесения рисунка на очень темное или заранее обожженное дерево. Кроме того, можно приклеить папиросную бумагу с узором на древесину и по ней выжечь изображение, при этом поверхность дощечки не запачкается, а бумага при нагревании будет плавиться. При помощи выжигательного аппарата можно выжечь различные картинки, надписи, узоры, логотипы.
  • Новичкам не следует выбирать на первых порах сложные по выполнению рисунки и узоры, сначала лучше набить руку на несложных изображениях средних по размеру, составленных из миниатюрного количества линий и штрихов. На фото ниже представлено несколько вариантов эскизов для начинающих выжигателей по дереву.

Предлагаем ознакомиться с тремя известными мировыми художниками-пирографистами, в совершенстве владеющими искусством выжигания по дереву.

Рассмотрим пирографию от Джули Бендер в цвете сепия

При помощи искусства выжигания по дереву Джули передает мельчайшие штрихи животных настолько нереально, что создается впечатление того, что вы утопаете в многообразии палитры тонов и полутонов. Каждая деталь из ее выжженных картин выполняется микроскопичной сверхтонкой штриховкой и игрой световых лучей. Для создания одной такой картины у нее уходит не один день, от мастера требуется не только талант, усидчивость и опыт нескольких лет, но и любовь к такому искусству, как пирография.

Сначала Джули в течение долго времени наблюдает за животными, впитывает каждую их черточку и тени на коже при движении, а потом, вдохновившись, делает наброски на тщательно отполированной деревянной доске из клена или плотной бумаги для акварели при помощи простого карандаша. Клен имеет кремовый оттенок и легкую зернистость, что позволяет придать будущей картине цвет сепии. Затем при помощи различных по размеру и форме наконечников выжигателя скрупулезно прорабатывает каждый блик света, каждая тень и штрих шерсти животного. На работу одной ее картины размером с тетрадный лист уходит иногда до нескольких месяцев работы! Вот, что значит любить свою работу и получать за нее заслуженное вознаграждение, стоимость одной ее огненной работы может достигать 4 тыс. долларов.

Изучаем красивое выжигание по дереву от LeRoc

Известный южноафриканский художник при помощи огня и подручных инструментов может выжечь портреты людей, животных, технику, деревья. В качестве основного инструмента использует паяльник, ранее излюбленным способом выжигания были пламя зажигалки, гвозди и плоскогубцы. Все свои работы пирограф посвящает ценителям природы и граффити, ведь они по его мнению являются составляющими друг друга.

Рассматриваем пирографию на досках для серфинга от Питера Уокера

Питер Уокер – известный австралийский пирограф, который выжигает свои работы на досках для серфинга. Полые доски из древесины вырезаются из быстрорастущих деревьев, каждая доска обрабатывается вручную, иногда к этому подключаются другие дизайнеры. Выжигание Питер выполняет при помощи лазерной технологии.

Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию несколько видео роликов, которые наглядно покажут, как научиться выжигать разнообразные картины и орнаменты в домашних условиях.

Шпон (фанеровка). Различные сорта шпона

В принципе выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространенным в быту и доступным материалом.

Какая древесина лучше всего подходит для выжигания?

Древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твердая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, столяров и, что нам особенно важно, пиромастеров.

Какие же требования предъявляются к материалу для выжигания? На светлой древесине ваша работа будет выглядеть наиболее выигрышно, на ней особенно четко будут просматриваться детали рисунка и штриховка. Однако для выжигания подходит не любая светлая древесина, поскольку некоторые сорта ее содержат значительную долю волокнистой ткани.

Шпон (фанеровка)

Шпон - это определенной толщины продольный срез специально подготовленной древесины. Обычно шпон имеет толщину 0,5-0,8 мм, встречается шпон толщиной и 1 мм.

Для удобства при работе шпон можно наклеить на кусок дешевой ДСП и таким образом получить более твердую поверхность для выжигания. Есть и другой вариант - закрепить лист шпона на оргалите, используя клей ПВА и утюг. Для этого промажьте клеем всю поверхность шпона с задней стороны и подсушите, пока клей не станет матовым. Наложите шпон на оргалит и от края не спеша прогладьте его утюгом по всей поверхности. Следите, чтобы при этом не оставалось пузырей. Теперь обработайте шпон мелкой шкуркой и удалите остатки древесной пыли (для этого можно использовать тряпочку и пылесос).

Сосна. Сосна стоит недорого и хорошо обжигается, но разные участки ее имеют неодинаковую твердость, из-за чего по ней трудно провести непрерывную линию. Кому-то удается с успехом использовать и сосну, и другие сорта волокнистой древесины, однако все же лучше выжигать на такой древесине изображения с небольшим количеством деталей.

Дуб. Дуб, к сожалению, является другим примером древесины, малопригодной для выжигания. Хотя дубовая древесина и светлая, и очень износостойкая, ее волокнистая ткань настолько тверда, что практически не поддается обжиганию. Однако вышесказанное не означает, что вам не следует экспериментировать с этим не совсем идеальным материалом.
Липа. Липа как материал для выжигания занимает лидирующее место в России. 90% деревянных сувениров изготавливаются именно из липы. Древесина ее светлая и мягкая, податливая, обладает гладким волокном, однородной по плотности структурой. Эти свойства делают липу идеальной для выжигания и резьбы. При выжигании по ее древесине на проволочной насадке практически не остается угольных наслоений, гак как липа не смолянистое дерево.
Вяз. Вяз традиционно используется для изготовления кухонной утвари: деревянных ложек, лопаточек, разделочных досок. По счастливому совпадению он же представляет собой прекрасный материал для выжигания - отчасти благодаря светлой древесине, но главным образом из-за слабого различия в твердости волокнистых и прочих тканей.

Тис. Тис имеет очень твердую древесину, что, однако, не является недостатком. На выжигание по такой древесине уходит много времени, но зато на ней можно выполнить рисунок с мелкими деталями. Древесина тиса большей частью довольно темная, но ближе к коре встречаются и светлые участки. Тис хорошо поддается обработке на токарном станке, а после шлифовки мелкой шкуркой его поверхность становится очень гладкой, приятной на ощупь. Если вы покупаете целый лист шпона, осмотрите внимательно товар: возможно, вам встретится лист с интересным естественным рисунком.
Каштан. Конский каштан похож по цвету на вяз, имеет малую долю волокнистой ткани. Древесина его мягче, чем древесина вяза, но это свойство конского каштана может оказаться полезным: на нем легче выжигаются глубокие желобки, используемые в некоторых видах штриховки.

Клен. Представьте себе полоску песчаного пляжа, обнажившуюся во время отлива. Галька и ракушки погружены в мокрый песок, и на нем виден волнообразный рельеф, оставленный отступившей водой. Такую же картину вы увидите, если посмотрите на древесину клена. Некоторые образцы шпона настолько красивы сами по себе, что их следовало бы поместить в рамку и выставлять как произведение искусства. Поверхность хорошо обжигается, но не стоит выжигать на крупной «гальке», поскольку здесь эффект непредсказуем - каждый такой участок обжигается по-своему.

Груша. Древесина груши обычно довольно темная, с помощью мелкой шкурки можно сделать ее очень гладкой. Как и у конского каштана, участки волокнистой ткани почти не сопротивляются обжигу, но тем не менее работать приходится долго, чтобы добиться желаемого контраста с темной древесиной.

Другие сорта древесины

Кроме вышеперечисленных существует еще несколько хорошо подходящих для выжигания сортов древесины, например самшит, английский или канадский клен, платан. По своим свойствам эта древесина близка к древесине вяза. Стоит отметить, что не бывает двух кусков древесины с совершенно одинаковыми свойствами. Поэкспериментировав с различными образцами древесины самостоятельно, вы приобретете для себя весьма ценный опыт.

ДСП с березовой облицовкой (шпоном)

Этот материал в ближайшем магазине не купишь, однако у крупных поставщиков можно найти плиты размером 2,44 х 1,22 м. Если вы покупаете целую плиту, продавец может разрезать ее на небольшие куски, с которыми проще работать. Также этот материал можно найти на фабриках, где производится мебель. Обрезки ДСП там являются отходами производства.

По виду не отличается от вяза, и после обработки мелкой шкуркой ее поверхность становится очень гладкой, идеально подходящей для выжигания. Существенное различие между вязом и ДСП с березовой облицовкой состоит в том, что последняя мягче и дешевле. Она не годится для изготовления объемных заготовок, например ложек, но идеальна для выжигания рисунков на плоскости.

Благодаря тому, что с березовой облицовкой по свойствам близка к вязу, она может использоваться для проверки степени нагрева насадки пирографа непосредственно перед выжиганием по вязу. Подходящим по размеру листом такой ДСП также можно накрыть поверхность стола, за которым вы работаете, во избежание ее повреждения.

Фанера

Фанера - прекрасный материал для выжигания. Купить фанеру можно на строительном рынке. Там же вам ее могут разрезать на куски нужных размеров. гораздо легче и дешевле, чем ДСП, и к тому же, в отличие от последней, не включает в свой состав вредные смолы и клеи.

Березовая фанера

Чаще всего она изготавливается из березы, но можно также найти фанеру из сосны, сложнее - из бука. Березовая фанера поддается обжигу тяжелее, нежели фанера из сосны, однако она имеет более равномерную структуру. Фанера из бука считается весьма хорошим материалом для выжигания, она также поддается обжигу с некоторым трудом, но зато однородна по структуре. Толщина фанеры обычно равна 0,3-2 см.

Где еще можно найти материалы для выжигания?

Заготовки для выжигания можно приобретать в магазинах, где продается недорогая кухонная утварь. В таких магазинах обычно есть целые отделы, где выставлено множество изделий из дерева. Большей частью они серийно изготавливаются из бука. Бук существенно тверже вяза, у него более темная древесина со слегка розоватым оттенком. Все эти разделочные доски, ложки, подставки для яиц и т. п., разумеется, не делаются в расчете на пирографию, но, осмотрев те, что имеются в продаже, вы можете выбрать себе заготовки с наиболее подходящей для работы поверхностью. Помните, однако, что, если заготовка собрана из двух и более частей, лучше не выжигать по стыкам между ними.

Подходящие заготовки для выжигания

Может быть, среди ваших знакомых есть любитель работать по дереву на токарном станке. В таком случае к нему можно обратиться с просьбой выточить для вас необходимые заготовки. Такую просьбу могут выполнить и некоторые профессиональные токари по дереву, работающие на магазины кухонной утвари или изготовителей мебели. Кстати, не уходите от токаря по дереву или иного мастера, работающего с древесиной, не обследовав его коробку с отходами производства.

Всегда обращайте внимание на любые деревянные вещи, увиденные вами в продаже, среди них может попасться подходящая или даже интересная для вас. Никогда не знаешь заранее, где она встретится. Даже если такая вещь покрыта лаком или расписана, ее можно ошкурить и использовать как уникальную заготовку для пирографии.

Подготовка древесины к выжиганию

Перед тем как начать работу, надо сделать поверхность древесины гладкой. Делается это с помощью мелкой шкурки. Хотя высококачественные заготовки часто достаточно гладки и не нуждаются в ошкуривании, этой процедурой не стоит пренебрегать, так как именно на этой стадии работы обнаруживаются древесины. Изучив, таким образом, материал, вы примете более верное решение в таком вопросе, как расположение рисунка на древесине.

Сложите шкурку в два или несколько раз, чтобы ее удобнее было держать, или оберните ею небольшой кусок фанеры. Обрабатывайте шкуркой поверхность древесины по волокну, слегка надавливая рукой. Будьте внимательны, ошкуривание поперек волокон сделает поверхность шероховатой. Старайтесь при каждом движении проходить шкуркой по всей длине заготовки.

Ошкуриванием лучше заниматься в нежилом помещении, поскольку древесная пыль, накопившись со временем в большом количестве, может вызвать воспалительные реакции у находящихся с ней в контакте.

Более того, пыль с поверхности дерева, по которому вы выжигаете, будет собираться на насадке в виде угольного отложения. Такое отложение будет понижать ее температуру. Через некоторое время, сделавшись достаточно большим, кусочек угля отломится от насадки, вследствие чего ее температура увеличится. Таким образом, древесная пыль создает большие неудобства при работе, особенно если вы работаете над мелкими деталями при низкой температуре насадки. Именно поэтому после ошкуривания, прежде всего, протрите дочиста поверхность заготовки. Для этой цели лучше всего использовать кусок плиса или вельвета.

Перед началом работы убедитесь в том, что у вас под рукой есть небольшой кусок древесины той же породы, что и та, по которой вы собираетесь выжигать. Не переставайте проверять температуру насадки на этом куске до тех пор, пока не убедитесь, что достигнут именно тот эффект, который вам нужен.

Вырежьте ножницами квадратик наждачной бумаги со стороной примерно 13 мм и прикрепите его к верхней части заготовки. Это избавит вас от необходимости искать шкурку всякий раз, как вам потребуется счистить угольный налет с насадки при выжигании мелких деталей.

Использование цветовой и иной неоднородности древесины

В отличие от страниц альбома для рисунков поверхность древесины очень неоднородна, на ней видны темные пятна и полосы, от совсем маленьких до довольно крупных. Однако творческая фантазия подскажет вам, как даже большие пятна от сучков удачно включить в рисунок.

Часто, особенно при изображении природы, естественная неоднородность древесины даже делает работу эффектнее, темные полосы выглядят как веточки, травинки и т. п. Иногда бывает и так, что какое-нибудь интересное пятно или полоса наводят на мысль и занимают свое немаловажное место в целостной картине, а быть может, даже предопределяют ее. Так что не забывайте уделять внимание естественной неоднородности древесины при наметке рисунка, и она, скорее всего, сослужит вам хорошую службу.

Loading...Loading...