Виды тестов и их классификации, требования к тестовым методами исследования. Основные требования к методам психологического исследования

Предварительный просмотр:

Тема 1

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности юриста. Юрист должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индиви-дуально-психологические особенности личности (свидетеля, подозре-ваемого, обвиняемого) цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависит от целей, которые стоят перед ним, и от характера вопросов, требующих разрешения.

Психологическое исследование:
требования к организации и его этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 1) .

Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

  1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
  2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования

2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез

3. Планирование исследования

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация

5. Обработка данных

Определение целей и задач исследования

Определение экспериментальных планов

Выбор методов и методик исследования

Определение математических методов обработки данных

6 . Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции

7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы

Рис. 1. Основные этапы психологического исследования

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных .

Классификация методов исследования

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.

Будущим юристам необходимо отчетливо представлять особенности каждого метода, чтобы активно их использовать в своей профессиональной деятельности. В психологии выделяют четыре группы методов исследования (рис. 2) .

Организационные методы. Данная группа включает срав-нительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

Классификация

Методы психологического исследования

Организационные

Способы обработки данных

Интерпретацион-ные методы

Эмпирические

Сравнительный

Филогенетический

Онтогенетический

Типологизация

Методы математико-статистического анализа данных

Методы качественного анализа

Генетический

Структурный

Комплексный

Лонгитюдный

Анализ процессов и продуктов деятельности

Биографический

Наблюдение

Эксперимент

Психодиагностические методы

Метод экспертных оценок

Рис. 2. Классификация методов психологического исследования
Б.Г. Ананьева

Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 3).

Основные

Вспомогательные

Психодиагностические
методы:

  1. беседа
  2. анкетирование
  3. тестирование

Наблюдение

Наблюдение:

  1. открытое
  2. скрытое
  3. пассивное
  4. активное
  5. лабораторное
  6. естественное
  7. случайное
  8. систематическое
  9. включенное
  10. невключенное
  11. сплошное
  12. выборочное
  13. лонгитюдное
  14. периодическое
  15. одиночное

Эксперимент:

  1. лабораторный
  2. естественный
  3. констатирующий
  4. формирующий

Метод экспертных
оценок

Метод анализа процесса и продуктов
деятельности

Биографический метод

Эмпирические методы исследования

Наблюдение

Рис. 3. Основные эмпирические методы психологии

Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Характеристика основных эмпирических методов
психологии

Метод наблюдения

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психо-логии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенап-равленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан .

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

  1. пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
  2. мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
  3. речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);
  4. поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.);
  5. наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);
  6. поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);
  7. поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
  8. поведение в основной деятельности (работе).

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

  1. многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

Существует следующая классификация видов наблюдения
(рис. 4) .

С хронологической точки зрения организации наблюдения

В зависимости

От позиции

наблюдателя

По упорядоченности

В зависимости

от

регулярности

В зависимости от активности

наблюдателя

Активное

Случайное

Систематическое

Систематическое

Выборочное

Сплошное

Случайное

Скрытое

Пассивное

Открытое

Лабораторное

Естественное

Клиническое

Одиночное

Периодическое

Лонгитюдное

Наблюдение

Невключенное

Включенное

Включенное

Невключенное

Рис. 4. Классификация видов наблюдения

В зависимости от позиции наблюдателя:

  1. открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
  2. скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.

2. В зависимости от активности наблюдателя:

  1. пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;
  2. активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;
  1. лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной в непринужденной беседе в привычной об становке до максимальной в эксперименте с ис пользованием специ альных помещений, технических средств и принудительных инструк ций. В медицинской практике эта разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, т.е. наблюдением за пациен том в процессе его лечения;
  2. естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

3. В зависимости от регулярности:

  1. случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
  1. систематическое – преднамеренное наблюдение, со вер шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику;
  2. включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;
  3. невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

4. По упорядоченности:

  1. случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
  2. сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере рыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необ хо димости получить наиболее полную информа цию о динамике изу чаемых явлений;
  3. выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про ме жутки времени, выбираемые исследователем по своему ус мотрению;
  4. систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику.

5. С точки зрения хронологической организации наблюдения:

  1. лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;
  2. периодическое – наблюдение в течение определенных промежут-

ков времени;

  1. одиночное – описание отдельного случая.

Метод наблюдения имеет свои особенности (рис. 5).

Особенности применения метода наблюдения

Богатство собираемых сведений (анализ как вербальной информа-ции, так и действий, движений, поступков)

Субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, работоспособности исследователя)

Сохранение естественности усло-вий деятельности

Допустимо использование разнооб-разных технических средств

Необязательно получение предва-рительного согласия испытуемых

Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя

Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения

Рис. 5. Особенности применения метода наблюдения

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъек-тивной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

  1. адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;
  2. точность и образность формулировок;
  3. обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике. Для психолога и юриста внешнее наблюдение – это один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь судит о внутренних причинах поведения человека, его эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии, например, свидетеля события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Используется данный метод в юридической практике и в познавательных целях (например, следователем в ходе проведения следственных действий). Следователь во время обыска, допроса, следственного экспе-римента имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего наблюдения.

Освоение юридическими психологами и юристами метода «поведенческий портрет» позволяет создавать более полное представление о конкретном человеке, за которым ведется наблюдение (психическое состояние человека, особенности характера, социальный статус). Поведенческий портрет помогает следователям и оперативным работникам в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, в розыске и задержании скрывшихся преступников.

Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

В юридической практике показания потерпевших, свидетелей представляют фактически самоотчеты о своих состояниях, переживаниях. Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегруз-ками.

Эксперимент

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния . Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 6, табл. 1).

Эксперимент

Естественный

(проводится в реальных
жизненных условиях)

Лабораторный

(проводится в условиях
лаборатории)

б

Эксперимент

Формирующий

(предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)

Констатирующий

(ограничивается констатацией изменений изучаемых
психических явлений)

Рис. 6. Классификация видов эксперимента :

а – в зависимости от условий проведения эксперимента;
б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении

Психических явлений

Таблица 1.

Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента

Лабораторный эксперимент

Естественный эксперимент

Обеспечивается высокая точность результатов

Относительная точность результатов

Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях

Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

Отсутствие полного контроля за все-ми переменными

Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности

Условия деятельности соответствуют реальности

Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования

Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого (табл. 2) .

Таблица 2

Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

Наблюдение

Эксперимент

В зависимости от природы вопросов

Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление

Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы

В зависимости от контроля ситуации

Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению

Ситуация эксперимента четко определена

В зависимости от точности регистрации

Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте

Точная процедура регистрации действий испытуемого

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. При проведении лабораторного эксперимента используют сложное лабораторное оборудование (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.).

С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимание, наблюю-дательность и др. Естественный эксперимент широко применяется долж-ностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Однако применение его ни в коем случае не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Беседа

Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис.7).

Стандартизированный опрос

Свободный опрос

Исключаются ошибки при формулировке вопросов

Полученные данные сложнее сравнить друг с другом

Полученные данные легко сравнимы друг с другом

Носит отпечаток искусствен-ности (напоминает устную анкету)

Позволяет гибко корректи-ровать тактику исследования, содержание задаваемых вопро-сов, получать на них нестандартные ответы

Рис. 7. Особенности применения стандартизированного и свободного опроса

Стандартизированный опрос − опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

В юридической практике может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза (анамнез – сведения о прошлом испытуемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц).

Непринужденная беседа позволяет следователю изучить основные особенности личности собеседника, выработать индивидуальный подход и вступить в контакт с допрашиваемым. Такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. Во время беседы следователю необходимо обратить внимание на налаживание личного контакта с собеседником. Благоприятный для беседы климат создают:

  1. ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
  2. проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам;
  3. положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
  4. искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Беседа психолога отдела внутренних органов с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызвать психотерапевтический эффект. Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место, демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие контакта с собеседником.

Проведение беседы является большим искусством, которым должны владеть и психологи, и юристы. Этот метод требует особой гибкости и четкости, умений слушать собеседника, разбираться в его эмоциональных состояниях, реагировать на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Беседа является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта со свидетелями, подозреваемыми и т.д.

Анкетирование

Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1 . Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2 . Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

  1. формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию;
  2. сложные и многозначные слова должны исключаться;
  3. вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
  1. включать вопросы, проверяющие степень искренности.

Метод анкетирования широко применяется при исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время этот метод широко используется для исследования некоторых аспектов причин преступности (например, механизма образования преступного умысла и т.д.).

Метод тестирования

Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности . С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.

Выделяют следующие виды тестов:

  1. тест-опросник – основан на системе заранее продуманных, тща-

тельно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности

вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности;

  1. тест-задание – включает серию специальных заданий, по итогам

выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств;

  1. проективный тест – в нем заложен механизм проекции, согласно

которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:

  1. стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);
  2. надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы;
  3. валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;
  4. практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

К особенностям теста можно отнести слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношение испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, стресс, раздражительность и т.д.).

Результаты теста, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Так, тестирование лица, обвиняемого в совершении преступления (находящегося в СИЗО), при решении задач судебно-психологической экспертизы может дать неверное, искаженное представление о личности в связи с состоянием тревожности, возможной подавленности, отчаяния, озлобленности и т.д.

Применение тестов специалистами предполагает соблюдение ими целого ряда процедурных требований, о чем должен знать юрист, оценивающий результаты тестирования, изложенные в акте судебно-психологической экспертизы. Тестирование должно проводится в бла-гоприятных для испытуемого условиях с точки зрения времени, обстановки обследования, его самочувствия, отношения к нему психолога, профессионально грамотно ставящего перед ним задачи и проводящего обследование.

Отступления от этих обязательных требований могут свидетельствовать о недостаточной научной компетентности специалиста-психолога и негативно повлиять на оценку его заключения судом.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.

В юридической практике данный метод позволяет собрать как можно больше независимых сведений о личности обвиняемого, чтобы составить о нем объективное мнение. Так, например, чтобы полно охарактеризовать обвиняемого, одной характеристики с его последнего места работы бывает недостаточно. Поэтому для следствия очень важно рассмотрение характеристик с мест, где обвиняемый учился или работал, мнение о нем соседей, коллег по работе, родственников и знакомых.

Метод анализа процесса и продуктов деятельности

Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку на его основе не всегда представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека. В юридической практике метод анализа процесса и продуктов деятельности в совокупности с другими методами применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Так, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, психическом состоянии обвиняемого в момент совершения преступления, о мотивах преступления, об интеллектуальных способностях и т.д.

Биографический метод

Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

В юридической практике назначение этого метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих психологическое значение в жизни человека, с момента рождения и до того периода, который интересует следователя и суд. Следователь в ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, и во время беседы с ним самим выясняет необходимые для следствия сведения: о его родителях, о его взаимоотношениях с окружающими, работе, интересах, склонностях, характере, перенесенных заболеваниях, травмах. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, личное дело, дневники, письма и т.д.

Для будущих юристов, учителей права изучение и применение методов научной психологии имеет большую практическую ценность. Они необходимы в работе с подростками, социальными группами, персоналом; кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.


Тест - это особый вид неэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Тестирование - обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей.

Классификация тестов:

  • 1) по форме:
    • а) устные и письменные;
    • б) индивидуальные и групповые;
    • в) аппаратурные и бланковые;
    • г) предметные и компьютерные;
    • д) вербальные и невербальные (выполнение заданий опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), а речевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций. К невербальным тестам относятся большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т. п.);
  • 2) по содержанию:
    • а) изучающие свойства интеллекта;
    • б) способности;
    • в) отдельные характеристики личности и т. д.;
  • 3) по целям тестирования:
    • а) тесты для самопознания не являются строго научными, имеют небольшой объем, их отличает простота тестирования и подсчета результатов, они публикуются в популярных газетах, журналах, книжных изданиях;
    • б) тесты для диагностирования специалистом являются наиболее строгими в плане стандартизации процедуры тестирования и структуры, содержания тестовых заданий (стимульного материала), а также обработки информации и ее интерпретации, для них характерна валидность, они должны иметь нормативы по базовым группам;
    • в) тесты для экспертизы проводятся по инициативе официальных лиц (например, администрации, желающей проверить своих сотрудников на профессиональную пригодность или нанять на работу наиболее достойных, имеющих наилучшие результаты тестовых испытаний), требования аналогичны требованиям, предъявляемым к тестам для специалистов. Особенностью данных тесов является использование вопросов, минимизирующих неискренние ответы;
  • 4) по временным ограничениям:
    • а) тесты, учитывающие скорость выполнения заданий;
    • б) тесты результативности;
  • 5) по методическому принципу, положенному в основу методики:
    • а) объективные тесты;
    • б) методики стандартизированного самоотчета, в том числе:
      • - тесты-опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемые выносят свои суждения (как правило, «да» или «нет», реже трехальтернативный выбор ответов);
      • - открытые опросники, предполагающие последующий кон

тент-анализ;

  • - шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;
  • - индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
  • в) проективные техники, в которых, стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.);
  • г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Требования к тестовым методам исследования:

  • 1) репрезентативность (представительность) - это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов;
  • 2) однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется Обычно это качество проверяется повторными измерениями;
  • 3) валидность (обоснованность) - это обоснованность выводов, полученных в результате применения данной методики;
  • 4) точность - способность методики чутко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе социально-психологического диагностического эксперимента;
  • 5) надежность - возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки с помощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты

  • 1. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
  • 2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

3. Проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает окружающий коллектив и среду в которой он находится.

Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т.е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

4. Дополнительные методы. По сравнению с беседой, которая характеризуется растянутостью, медленным накоплением данных при массовых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой. Одной из разновидностей групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик, который используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала

Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов - его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Данный метод применим к малоразработанной в нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения.

Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами .

Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.

Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией .

Термин «методология » происходит от древнегреческого слова «методос», что значит «путь», «дорога». Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательской и практической деятельности.

Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы, применяемые в психологии , - это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений.

Для того чтобы получаемые с помощью методов, сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидност ь - это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность - свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики , когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности , не вмешиваясь в их протекание .

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений , которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке.

Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.

Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало эффективным и нерезультативным.

Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение . С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер.

Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.

Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.

В современной психологии широкое применение находит метод - тестов . Тесты имеют преимущество диагностический характер . Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику.

Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний , результаты которых определенным образом интерпретируются.

В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов.

Так, например, для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания , по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники , отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера.

Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент . Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых.

В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый. Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии.

Наиболее результативным является комплексное исследование , проведенное не одним, а несколькими методами.

Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование , которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику.

Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.

Существуют определенные правила, которые обязательно надо выполнить, приступая к исследованию:

1. Применяемые методы исследования должны быть научными , т. е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объективной, надежной и доказуемой информации, которую можно использовать во благо обследованного. Только тогда их, возможно, задействовать вновь.

Современное развитие психологии допускает альтернативное изучение причин возникновения психических явлений. Плюрализм может в этом случае провоцировать ненаучное толкование воздействия одного человека на другого или, к примеру, стремление объяснить потребности ребенка влиянием наследственности, а черты характера следующим образом: «Так на роду написано, ничего не сделаешь» и т. п.

2. Используемые методы должны быть валидными и должен давать, достоверную, правдивую информацию. Способы изучения психических явлений, появившихся в процессе и результате деятельности, общения, должны давать ту качественную информацию, на которую они нацелены. Валидность объединяет цель, эталон и реальную картину проводимого исследования Психологу необходимо понимать, что используемый метод исследования должен соответствовать ожидаемым результатам.

Отсутствие валидности проявляется по-разному: когда задание слишком сложное и не отражает уровень возрастного или психического развития; когда оно исследует только одну деталь, а претендует на иллюстрацию общего свойства; когда задание не соответствует уровню национальной культуры.

Существуют правила проверки метода на валидность: сначала апробируют ту или иную методику на небольшой выборке или на самом исследователе, затем привлекают группу экспертов, наиболее компетентных в данном вопросе. Можно также использовать какой-либо фрагмент методики. В любом случае психолог обязан привлекать проверенные методы, полученные в профессиональном сообществе.

3. Метод должен способствовать получению однозначной информации , которая может быть подтверждена и другими средствами исследования.

Психологу в сфере образования необходимо быть уверенным, что полученные при исследовании данные значимы, им можно доверять и использовать в целях коррекции. Очень часто он стремится использовать как можно больше методик, которые, естественно, высвечивают многообразную картину обследованного качества. Это приводит к тому, что главные свойства и их причины растворяются в контексте множества признаков. Иногда случается, что при изменении ситуации метод приводит к иным результатам.

Если проводит исследование учитель (чаще всего это опрос) - дети ведут себя, как обычно. Приходит психолог - картина меняется. Одни дети любопытны, с удовольствием «решают научные задачки», другие могут выполнять исследовательское задание только наедине с психологом, боясь афишировать свои действия. Бывает и так, что личностные опросники дают информацию, не обнаруживаемую при наблюдении.



4. Методы исследования должны быть взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность. Следует указать на логичность и последовательность их использования: что нужно психологу сделать сначала, что в конце, почему применяется выбранный способ исследования, каковы его этапы, какую информацию следует проверить и как. Важно раскрывать психическое явление последовательно, обстоятельно, многогранно. Необходимо и квалифицированно оперировать избранным методом.

В настоящее время появилось множество материалов об исследовании методик «в домашних условиях». Не прошедшие проверку на валидность опросники и другие задания могут принести не пользу, а вред. Психолог-профессионал должен быть всегда очень осторожен в выборе способа исследования, потому что он имеет дело с психикой человека.

5. Метод должен извлекать репрезентативную информацию . Это соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, тем, которые характеризуют всю совокупную выборку. Репрезентативность - представительность данных, полученных тем или иным способом.

Для того чтобы сделать вывод о развитии словесно-логической памяти учащихся начальных классов, недостаточно изучить ее особенности только у первоклассников. Иногда психолог исследует какой-либо аспект, вовлекая в работу десятерых, а вывод делает о сотне испытуемых. Чем сложнее и весомее задача исследования, тем с привлечением большего числа испытуемых она должна решаться и более точными методами. Способ исследования какого-либо явления должен показывать существенное свойство у одних испытуемых, а затем подтверждаться и у других.

6. Понятность требования, предъявляемого испытуемым . Иногда можно увидеть, как неверно сообщается инструкция, как усложняется или упрощается задание. Например, психолог говорит ребенку: «Сейчас посмотрим, умный ты или только кажешься таким, а то в классе ведешь себя, будто с тобой никто и справиться не может». Получается в таком случае не научное исследование, а его фальсификация, да еще с угрозой и в форме наказания.

Случается, испытуемый не понимает, что от него требуется, поскольку ему непонятен язык, профессиональный сленг. Например: «Ответьте на вопросы, и я скажу, кто вы - интроверт или экстраверт».

7. Проводимые исследования, не должны быть спонтанными, случайными и хаотичными . Необходима исследовательская программа, в которой отражены четкая цель, задачи, гипотезы и предполагаемые методы исследования. В программе указывается и исследовательская выборка, обосновывается, почему требуется изучить определенное количество человек, кто будет проводить исследование - психолог или учителя-экспериментаторы, как будут обсуждаться результаты, нужно ли привлекать к исследованию других специалистов - например, предполагается ли задействовать различные школьные службы (методическую, логопедическую, медицинскую).

Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был до­статочно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными. Такими считают методы, от­вечающие следующим требованиям: валидность, надежность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований.

Валидность (“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”). Характеристика метода как валид­ного свидетельствует о его соответствии и пригодности для оценива­ния именно того психологического качества, для которого он предназначался по замыслу.

Валидность может быть теоретической и практической (эмпири­ческой), внутренней и внешней.

Теоретическая – соответствие показателей исследуемого, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик;

Эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей и реальному поведению;

Внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть заданий измеряют не то, что требуется от данной методики.

Внешняя – связь между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Точность отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения. Чем точнее методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого.

Надежность характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методи­ки в идентичных условиях.



Вопросы и задания для контроля

1. Является ли мысленный эксперимент надежным и точным методом исследования?

2. Изучите характеристики эмпирических методов исследования. Определите исследовательские возможности каждого метода (подготовьте эссе на эту тему). Проведите анализ методов с точки зрения их валидности, точности и надежности.

3. Провести критический анализ методов наблюдения и эксперимента.

4. Разработайте анкету по исследуемой проблеме с учетом изученных правил и требований к ее составлению.

5. Изучите информацию о проективных и психосемантических методах психолого-педагогического исследования. Найдите в литературе или Internet проективную и психосемантическую методику. Подготовьтесь к их опробованию на лабораторном занятии. Сделайте вывод о преимуществах этих методов.

6. Дайте определение каждому методу, названному в Классификации методов психолого-педагогического исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования.

Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования.

Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте.

Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

Интерпретация и апробация результатов исследования.

Оформление результатов научного труда.

Этапы подготовки и проведения экспериментального

Психолого-педагогического исследования

Эксперимент – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Экспериментальное исследование – это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.

Этапы подготовки и проведения эксперимента:

Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.

Подбор и анализ литературы.

Уточнение определения проблемы, формулирование гипотез и задач исследования.

Подбор, разработка и опробование психодиагностических и исследовательских методик.

Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

Проведение эксперимента.

Обработка и анализ результатов эксперимента.

Loading...Loading...