Секреты искусства бонсай. Искусство бонсай. Технология выращивания бонсай своими руками

Бонсай – карликовые, но при этом абсолютно здоровые и очень красивые деревья, выращиванием которых занимаются в Японии. Не так-то легко вырастить бонсай по всем правилам, так как эти растения требуют особого внимания и ухода. Если вы хотите заняться выращиванием бонсай из семян в домашних условиях, то используйте советы из этой статьи.

Изначально бонсай зародился в Китае, где назывался «пэньцай», а уже позже это древнее искусство перешло в Японию и развилось там. Легенда гласит, что один из императоров пожелал построить миниатюрную копию своей империи, и именно для нее были выращены эти карликовые деревья. Сегодня для украшения интерьера своими руками все чаще используются эти карликовые деревья, вырастить своими руками которые удается далеко не каждой домохозяйке.

Формирование дерева бонсай

Чтобы вырастить правильный бонсай, нужно приобрести необходимые умения, навыки и знания. Это очень сложное искусство, но, тем не менее, по-своему увлекательное и по-восточному загадочное. Для посадки могут использоваться семена, черенки и отводки. В том числе для их выращивания берут дикорастущие деревца маленьких размеров, растущие в строгих условиях дикой среды. Суровые морозы, сильные ветры и долгие засухи останавливают или замедляют рост дерева. Примерно такая же тактика воздействий применяется и в искусстве бонсай.

Корни и ветки карликовых деревьев подрезают по особой системе, а ветки еще и скручивают и перевязывают проволокой из меди. Ненужные почки, побеги и листья удаляются, а стволы деревцев могут оттягивать или сгибать, чтобы у них была выбранная хозяевами форма. Рост бонсай замедляется с помощью следующих воздействий:

  • Сжатие его корней.
  • Минимальный объем горшков.
  • Грубая почва, где почти нет питательных микроэлементов.
  • Недостаток необходимых азотистых веществ.
  • Воздействие ветром.
  • Воздействие нагреванием.
  • Воздействие резких охлаждением.
  • При избытке света и недостаточном количестве азотистых веществ у растений в дикой среде хлорофилловые зерна слипаются и гибнут. Растения, живущие в условиях болот, где высокая влажность, получают защиту от солнечного избытка – у них сформированы кожистые листочки мелких размеров и достаточно толстая кутикула.

    Кроме ограничений в росте, бонсай имеет и другие правила, которые касаются выбранной для дерева формы. Естественность и соответствующая правилам форма – вот две составляющие внешнего вида дерева-карлика. Существует немало общепринятых типов бонсай, отличающихся друг от друга формой, а иногда и размерами. И хотя по общему закону высота деревца не должна превышать тридцати сантиметров, сейчас специалисты в этой области начали выращивать деревья и крупнее.

    Используемые древесные породы тоже влияют на общий вид получившегося дерева бонсай. Например, хвойная порода будет круглый год радовать глаз, так как у нее нет листьев, которые могли бы опадать. Бонсай, отличающийся красивыми плодами или цветками, покажет себя во всей красе в определенное время года. Существует даже виды, которые имеют наиболее яркий окрас листьев в осеннее время.

    Виды бонсай для выращивания в домашних условиях

    Как говорилось выше, типы деревьев бонсай отличаются друг от друга по форме, а также по размещению в горшке. Их существует немало, и вот самые распространенные из них:

    1. «Симметричный» (теккан) – деревце, растущее прямо и имеющее сильные корни. Оно отличается тем, что также имеет широкий ствол. Породы для него используются самые разные, можно встретить и березу, и сосну, и вяз.

    2. «Наскальный» (сэкижежу) – имитация скального пейзажа. Очень часто для нее выращивают вишню или дуб.

    3. «Наклоненный» (сякан) – в отличие от прямого «теккан», дерево-карлик этого типа слегка наклонено в сторону от линии вертикали.

    4. «Склоненный ветром» (кэнгай) – такой бонсай похож на «сякан», но наклонен он еще больше, словно на него на протяжении многих лет дул сильнейший ветер. Иногда такое деревце может опускаться даже ниже своего горшка. Ветви этого типа тоже соответствуют эффекту сильного и долгого ветра – они имеют одно направление. При этом важно, чтобы горшок для кэнгая был устойчивый, ведь неудивительно, что в таком случае важно сохранить равновесие в композиции.

    5. «Мертвое дерево» (шаримики) – дерево, у которого отсутствует кора. При этом действительно кажется, что оно умирает или уже неживое.

    6. «Два ствола» (кабудати) – это раздвоенный ствол и общая крона. Встречаются также два деревца в одном горшке, но растут они, как правило, все-таки из одной точки.

    7. «Иероглифы» (бунзинги) – такое дерево имеет крону листьев только на верхушке веток, которых при этом ствол почти лишен. Считается, что хвойные породы в этом случае будут смотреться особенно интересно.

    8. «Многоствольный» (есе-уэ) – как и «кабудати», это не одиночное деревце, а несколько деревьев бонсай, объединенных в одном горшке. В этом случае возникает имитация миниатюрного лесочка.

    9. «Полукаскад» (хан-кэнгап) – основание деревца бонсай такого типа растет прямо вверх, но потом ствол начинает склоняться вниз. В этом случае тоже важна устойчивость емкости, в которой растет бонсай.

    Кроме самого дерева, в горшке могут находиться крошечные домики и фигурки, а землю часто покрывают мелким камнем или зеленым мхом. Из дерева бонсай можно сотворить целую композицию, имитирующую природный пейзаж.

    Также почитайте: как сделать бонсай из бисера

    Уход за бонсай в домашних условиях

    При приобретении уже готового деревца нужно знать правила ухода за этим растением Ведь бонсай необходимо вовремя подрезать, правильно подкармливать и обеспечить нужное количество воды. Именно зимой с него удаляют особо большие побеги и подрезают согласно выбранной форме. Для таких операций используются только чистые и острые инструменты. При пересаживании необходимо удалить основные, толстые корни деревца, чтобы обеспечить замедленный рост.

    Полив у деревца бонсая частый, пусть и не очень обильный. Нельзя не заметить, что количество нужной влаги зависит и от породы, ведь, как известно, хвойные деревья нуждаются в меньшей порции воды, нежели лиственные. Очень желательно опрыскивание деревца. Каждую неделю летом дерево-карлик нужно подкармливать, причем не обычными удобрениями, а специальными, предназначенными именно для таких деревьев. В зимний период это делают всего раз в месяц.

    Выращивание бонсая в домашних условиях, а также уход за ним требуют соблюдений определенных правил. В таком случае у вас получится вырастить красивые деревья для украшения интерьера в стиле экологический минимализм. Экспериментируйте и пополняйте коллекцию комнатных растений новыми видами.

    Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.


    Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.


    Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений.

    Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60-80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.




    Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5-10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.

    Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604-1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.


    Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное).

    Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.


    Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом , с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.

    Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки . При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

    Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

    Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

    При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

    Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй . Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».


    Для кого-то комнатное растение - это цветущая фиалка или фикус с темными блестящими листьями. А кто-то хочет вырастить настоящий лес в маленькой горсти земли.

    Многие любители комнатных растений слышали загадочное слово «бонсай». Но что такое бонсай и как сформировать миниатюрное чудо, просто не понимают. А между тем разобраться в этом вполне реально.

    История бонсай

    Мода на миниатюрные деревья распространилась по миру из Японии. Но японцы не являются родоначальниками нового вида искусства. Идея бонсай пришла к ним из Китая. Но именно японцы довели ее до совершенства.

    Первые упоминания о выращивании миниатюрных деревьев попали в руки историков в 1972 году. В мавзолее принца Занга Хуэя были найдены изображения, детально описывающие технологию выращивания маленьких деревьев. Судя по тому как тщательно рисунки были сохранены для потомков, технику относили к особо ценным знаниям. Рисунки относились ко времени правления китайской династии Tang, что соответствует 600 г. до н. э.

    Китайцы назвали необычное увлечение «пенсай». Японцы прочитали китайский иероглиф на свой лад, и получилось слово «бонсай», означающее «выращенный в подносе».

    Между прочим, археологи утверждают, что еще древние египтяне знали, что такое бонсай. Они выращивали маленькие растения в особых сосудах, но называли их иначе. К сожалению, египетская версия названия не сохранилась.

    Какой в этом смысл

    Японцы довели искусство выращивания карликовых растений до совершенства. Каждое деревце требует от мастера многолетнего труда, внимания и терпения. Только так можно получить зеленый шедевр, который проживет дольше своего создателя. Прекрасное растение достанется благодарным ученикам, которые хорошо понимают, что такое бонсай и сколько сил мастер вложил в эту красоту.

    Искусство бонсай - это определенная философия, которая позволяет принять жизнь и насладиться красотой ее течения. Каждое деревце в руках мастера проходит три стадии, как и все живое на планете. Сначала оно проживает юность, блистая свежестью и напором, затем входит в зрелость, достигая совершенства форм и красоты, и последняя стадия - старость, воплощающая в себе всю мудрость мира. А, кроме того, бонсай - символ потому что младшему в семье необходимо перенять опыт и суметь сохранить то, что создали старшие.

    Какие деревья можно выращивать

    Чаще всего для выращивания в контейнерах используют вечнозеленые виды. Это может быть японский кипарисовик, криптомерия, пятилистная, черная или красная Бонсай из этих пород деревьев выглядит очень эффектно, но некоторые предпочитают выращивать лиственные деревья, находя особое очарование в смене времен года. В этом случае подходит яблони разных сортов, вишня, некоторые рододендрон, дикая азалия, различные сорта груш, хурма, дикий виноград, ива и другие.

    Бонсай-сосна выглядит очень красиво и необычно, как это видно на фото снизу, поэтому чаще всего можно встретить именно эти миниатюрные хвойные деревца.

    Стили бонсай: Тёккан и Моёги

    Даже у самого опытного мастера никогда не получится двух абсолютно одинаковых растений. Но все композиции принято четко разделять на стили. Эту традицию привнесли в искусство бонсай именно японцы. Они дали обозначение ряду признаков, по которым деревья разделяют на стили. Их более 30, но рассматривать будем самые распространенные.

    Если вы видите растение бонсай с прямым стволом, расширяющимся к основанию, то это формальный вертикальный стиль - Тёккан. Еще одна важная его характеристика - к вершине растение должно заужаться. В этом стиле можно вырастить любой вид дерева. Символизм Тёккана - гордое одиночество и несгибаемый характер.

    Если растение вытянуто вертикально, но его ветки не имеют четкой структуры, а расположены произвольно, то это стиль Моёги. может быть изогнут, но верхушка обязательно вытягивается на одну линию с основанием, образуя перпендикуляр земле. Моёги символизирует простоту и свободу, а еще - стремление выйти за рамки, сопротивляясь обстоятельствам.

    Фукинагаси и Сякан

    Это стили бонсай, фото которых словно сделаны при сильном порывистом ветре. Для Сякана (наклонный стиль) характерен наклон под углом к грунту, но дерево тянется вверх. Фукинагаси (согнутый ветром) может иметь и ровный, и наклонный ствол, но его ветви направлены в одну сторону (в сторону наклона), словно дерево выросло на сильном ветру. Символизм этих стилей - сопротивление силам природы и борьба за жизнь.

    Стиль Сокан

    Сокан переводится как «раздвоенный ствол». Этот стиль подсказала любителям бонсай сама природа, поскольку очень часто из одного корня поднимается два ствола, один из которых сильнее и выше. Дерево может быть ровным или наклонным, это не очень важно, главное - оно должно образовывать общую крону. Создать подобный бонсай в домашних условиях можно, придав вид второго ствола самой нижней ветке. Символизм этого стиля - преемственность поколений и почитание традиций. Иногда Сокан называют «близнецами» или «отец с сыном».

    Кэнгай и Хан-кэнгай

    Это немного схожие в каскадном и полукаскадном стиле. Кэнгай - словно дерево, выросшее на крутом обрыве. Чтобы выжить, ему пришлось приспособиться к сложным обстоятельствам. Символ стиля - пластичность в любых условиях.

    Хан-кэнгай отличается более горизонтальным направлением роста ствола. Деревья, словно растут на берегу водоема, пытаясь дотянуться кроной до воды. Хен-кэнгай - бонсай, фото которого четко показывает, что ветви не опускаются ниже средней части горшка, а верхушка растения всегда находится выше уровня грунта.

    Для этих пластичных стилей всегда выбирают растения с гнущимися стволами. Предпочтение отдают сосне, кизильнику, можжевельнику.

    Бундзинги

    Этот стиль считается одним из самых сложных в исполнении. И он же является одним из самых древних. Иначе этот стиль именуют «литературным». Подобное название связано с тем, что растения имеют схематичную форму «японских литер». Мастера, словно пишут каллиграфические знаки, выращивая деревца с длинными изогнутыми стволами без нижних веток. Крона у этого вида бонсай допустима только на самой верхушке. Стиль символизирует воздушность и возвышенность. Для выращивания выбирают хвойные или широколиственные виды.

    Очаровательный Ёсе-уэ

    Можете себе представить горшки для бонсай, в которых вырос маленький лес? Это растения в стиле Ёсе-уэ. Композицию составляют из большого количества деревьев с разной высотой стволов, с разной толщиной и возрастом растений. Обычно подбирают нечетное количество деревьев, причем они чаще всего одного вида. Высаживают их, не соблюдая симметрию и избегая одинаковых расстояний. Таким образом мастер получает собственный парк или небольшой лесок, максимально похожий на уголок дикой природы.

    Стиль Шаримики

    Просветленные японцы научились видеть красоту в каждом моменте жизни. Они доказали, что старость тоже может быть красивой. Воплощение этого утверждения - стиль Шаримики, то есть «мертвая древесина». Дерево искусственно старится, кора со ствола частично снимается, а его древесина выбеливается, создавая контраст между мертвым и живым. Участки с мертвой древесиной изощренно изгибаются, но они обязательно должны быть хорошо заметны. Для этого вида чаще всего используют можжевельник.

    Посадка бонсая

    Собираясь вырастить описанное чудо, новички задаются вопросом о том, как посадить бонсай. Сделать это можно несколькими способами:

    1. Способ Мисё. Это идеальный вариант для начинающих экспериментаторов. Он заключен в посеве семян, собранных в дикой природе. В этом случае можно выбрать из множества ростков именно тот, который нужен, и приступить к замедлению роста с самого начала.
    2. Способ Торики. Это выращивание миниатюрных растений из черенков или отводков. Чтобы воспользоваться этим способом, в нужном месте на ветке срезают или подрезают кору и обрабатывают открывшуюся древесину стимуляторами роста коней. Участок древесины закутывают мхом и пленкой и ждут 3 (иногда более) месяца. Месту среза не дают пересыхать все это время.
    3. Способ Ямадори. Примерное значение этого названия - «нашел и выкопал». Весной в лесу или саду находят подходящее растение, обкапывают его и оставляют на несколько месяцев для образования поверхностных коней. После этого мощные корни немного укорачиваются, растение извлекается из почвы, и начинается формирование бонсай в горшке.
    4. Способ Уэки. При таком способе покупается готовое молодое растение в питомнике, затем его обрезают и высаживают в плоский горшок. Или покупается молодой бонсай, и далее его выращивают, опираясь на свои предпочтения в стиле.

    Как формировать растение

    Главная задача при выращивании бонсай - принудить дерево остаться маленьким. Для этого нужно замедлить рост и придать желаемую форму. Для торможения роста часто обрезают корни и удаляют молодые побеги, выбирают скудные почвы, используют минимальное количество удобрений и выбирают специальные горшки для бонсай, в которых корневая система не может сильно разрастаться. Кроме того, обязательно используют систему ослабления поступления соков, нанося горизонтальные порезы на древесину или оплетая ствол проволокой.

    Когда растение достаточно укоренилось, начинают обрезать и выгибать его ветки. Для этого используют медную проволоку, которой опутывают ветки и закрепляют колышками в вазоне. Изгибы лучше начинать летом, когда ветви наиболее эластичны. Чтобы не повредить крону, место изгиба обматывают мягким жгутом или мочалом.

    Своевременная обрезка ветвей помогает пробудить к росту необходимые почки. Если для создания идеальной формы необходимо направить ветку вправо, то выбирают почку, торчащую в нужную сторону, и обрезают ветку над ней, не оставляя выше и пенька.

    Кстати, если выращивается бонсай-сосна, то необходимо обрезку выполнять с особой осторожностью. Поврежденные ветки могут пожелтеть. Это касается также и других хвойных пород.

    Как ухаживать за растением

    Растение требует ухода на протяжении всей своей жизни. Чтобы вырастить достойный бонсай, уход в домашних условиях обеспечивают круглый год. Сюда включают пересадку, подкормку, полив.

    Пересадку лучше всего делать весной. Необходимо следить, чтобы корни не разрастались и не образовывали клубок. Как только это произошло, дерево вынимают из плошки, корни подрезают и возвращают растение на место, но в свежую почву.

    Для посадки делают смесь из 3/5 гумусной почвы, 1/5 торфа и 1/5 песка. Грунт в контейнере тщательно утрамбовывают, чтобы не образовывались пустоты. Высота почвы в контейнере - примерно 5-6 см. Сверху ее, как правило, украшают камнями и мхом.

    Подкормки проводят весной и летом. Интервал выдерживают около двух недель. Удобнее всего использовать готовое жидкое органическое удобрение с птичьим пометом, которое вносится через 2 часа после полива.

    Что еще необходимо делать, чтобы вырастить здоровый и красивый бонсай? Уход в домашних условиях предполагает обильный и регулярный полив. Многие устанавливают контейнер с деревцем в плоский сосуд с водой. Его дно заполняют мелкими камнями или ставят решетку. Уровень воды в подносе поддерживают на одной отметке. Это позволяет повысить влажность воздуха и сократить полив.

    Вода необходима миниатюрному дереву в больших количествах. Но нужно принимать во внимание вид растения, поскольку жителям разных климатических зон создаются разные условия полива. Так, например, кармона мелколистная - это бонсай-дерево, уход за которым требует ежедневного обильного полива. А вот для толстянки такой полив губителен, ее корневая система не справится с обилием влаги и загниет.

    Важно понимать, что миниатюрное деревце нужно поливать чаще, даже если вид не любит влажную почву, когда имеются следующие факторы:

    • листва на ветках крупная и многочисленная;
    • растение посажено в маленький или плоский контейнер, поскольку тогда большая площадь испарения влаги с поверхности субстрата;
    • в комнате сухой и слишком теплый воздух.

    Кроме того, растению не помешает регулярное опрыскивание. Однако учитывайте, что вечнозеленые виды можно опрыскивать только дистиллированной водой. При использовании обычной водопроводной на листьях появится невыводимый белесый налет.

    Теперь, когда вы понимаете, что такое бонсай, можно попробовать создать свой шедевр. Но подумайте и оцените свои силы. Если вы не достаточно терпеливы, то, может быть, не стоит браться за этот кропотливый труд.

    Искусство бонсай в переводе на русский язык означает «дерево в горшке» . Возникло это искусство в 200 году до н. э. в Китае, точнее изначально оно звучало как «пан-сан». Несколько веков позднее японцы вместе с буддизмом освоили это искусство, довели его до совершенства и теперь оно считается традиционно японским.

    Первые изображения бонсай дословно – хатитуэ, встречаются на свитках позднего периода Камакура (1249-1382 гг.). Любовь к карликовым деревьям объясняется просто – не имеющим большой территории и возможности вырастить сад около дома, японцам хотелось обрести уголок природы у себя дома, а маленькие деревья не занимали много места . Сначала это было массовое увлечение, в основном, среди простого народа. Много позднее, после победы над Китаем в 1885 году, бонсай стал предметом моды, научного изучения и коллекционирования. Стали появляться различные школы бонсай и стили выращивания.

    Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Настоящий бонсай имеет размеры от 20 см до 1,5-2 м. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в плошке выращивается не одно дерево, а целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет .

    В последнее время стали очень модными композиции в стиле бонсай. Бонсай – это миниатюрная копия небольшой части природы. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох – все это в уменьшенном виде. Конечно, мы адаптируем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев согласно нашим климатическим условиям и вкусу.

    Рис. 40. Композиция в стиле бонсай.

    Российские любители привнесли много новшеств в классические композиции, но речь идет не о соответствии наших композиций оригинальным, а о создании нашего стиля, который и ближе нам, и больше соответствует нашим климатическим условиям и культурным традициям. Занимаются у нас искусством бонсай, в сравнении с ее тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, всего около 20 лет. Огромный выбор комнатных растений представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных композиций.

    Справка: бонсай (от начального «пан-сан» или «пан-чинг») зародилось в Китае где-то в 200 г. до н. э. – 400 г. н. э. Его абсолютно правильно считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, искусство бонсай росло, развивалось, пережило свое становление, и с тех пор широко распространилось в мире.

    В японском языке слово «бонсай» обозначает весь процесс выведения на подносе или в неглубоком горшке определенного вида или группы растений. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Бонсай в классическом варианте можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы. Основные элементы бонсай – растения, грунт и горшок. Все это вместе создает прекрасную живую композицию, которая долгое время тешит глаз своего творца. Итак, цель заключается не только в выращивании в контейнере здорового растения, но и создание единого целого из трех данных элементов, которые абсолютно подходят друг другу, при этом каждый из них должен иметь свою индивидуальность и привлекать внимание. Для начинающих можно посоветовать собирать пейзажи и делать наброски, наблюдать за естественными ландшафтами.

    Бонсай имеет все признаки своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды, он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева определенного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа. Для этого подобранные камни – «скалы» и мох будут вызывать ассоциацию с лесным природным ландшафтом. Емкость нужно выбирать попроще, т. е. цвет и форма не должны быть броскими, тогда и она становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Если следовать этим рекомендациям, то получившийся бонсай сможет создать такое настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на чудесный пейзаж, рощицу и т. д.

    Культура бонсай предусматривает некоторые первоочередные решения, агротехнику и методы, которые необходимо рассмотреть перед тем, как переходить к основному и подробному описанию. Некоторые бонсай произрастают и развиваются из семян, другие начинаются с черенков и отводков. В первую очередь, следует выбрать определенный вид растения. Начинать надо с тех видов растений, которые произрастают в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, цветущие и плодоносящие виды.

    Современные композиции включают в себя не только миниатюрные деревья. Это лианы, папоротники, и другие комнатные растения, которые включаются в композицию. Многие комнатные растения имеют все признаки оригинальных бонсай – мелкие листья, небольшие стволы. Папоротники как будто созданы для того, чтобы создать имитацию каменноугольного ландшафта. Запомните – растения с маленькой листвой и изящными небольшими цветами в миниатюрном бонсай смотрятся намного эффектнее растений с крупными листьями и цветами.

    Рис. 41. Композиция, имитирующая бонсай.

    Но вернемся к оригинальному, «настоящему» бонсай. Существуют различные стили, в которых может быть выращен бонсай. Такие знания нужны при выборе. Любители величавых конических форм будут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует правильному прямостоячему стилю. Другие ищут неправильное строение дерева, которое в дальнейшем может создать вид как бы нависания над утесом.

    Для начинающих необходимо понять предназначение некоторых аксессуаров – контейнера, средств для декорирования бонсай, инструментов, необходимых для ухода.

    Итак, первый вопрос – с чего начать выращивание бонсай. Есть несколько доступных способов, и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Самый сложный, и одновременно приносящий со временем огромное удовлетворение способ – это посеять семя и наблюдать, как из него вырастает сеянец, потом – молодое деревце, которое с вашей помощью превращается в изящный бонсай определенной формы.

    Второй способ – выращивание бонсай из черенков и отводков, в том числе и из воздушных отводков. Особенно хорош этот способ для вьющихся растений – кустарников и некоторых видов деревьев. Нужно выбрать ветку, в которой уже проглядывался бы будущий бонсай. Воздушный отводок можно сделать по своему усмотрению, чтобы вырастить корни бонсай, а ветку нужно отрезать уже после того, как хорошо развились корни. Потом дерево пересаживается в контейнер. В такой модели растение можно культивировать в течение нескольких лет. Трудности заключаются, прежде всего, в поиске подходящей ветки, а простирающиеся по земле неглубокие корни при естественном росте развиваются очень медленно.

    Рис. 42. Выбор ветки для бонсай и отделение отводка.

    Третий способ, употребляемый в бонсай – применение прививки. Его преимущество – это использование в качестве привоя короткого побега. Особенно подходит этот способ для цветущих и плодовых деревьев. Недостаток его заключается в том, что остается заметным место прививки. Однако этот дефект может быть скрыт с помощью формирования кроны или использования привитых растений в том стиле бонсай, когда это не бросается в глаза.

    Рис. 43. Привитое деревце.

    Четвертый метод, который определенно лучше всего подходит для начинающих – это выбор и приобретение в питомнике подходящего деревца, обладающего уже достаточно толстым стволом и определенным количеством ветвей. Они-то и позволяют придать конечную форму бонсай, который уже прожил в контейнере несколько лет и, следовательно, адаптировался к жизни в ограниченном пространстве. После тщательной стрижки и обкручивания проволокой в этом растении уже через какой-нибудь час будут проступать очертания будущего бонсай, потом еще два года уйдут на доведения его до зрелого состояния.

    Пятый метод. Вы едете за город и ищете там маленькие деревья, выдержавшие все бури. Если найти такое дерево, откопать и, придав форму, пересадить, то это уже будет хорошая основа для бонсай. Возможно, корни деревца окажутся недостаточно развитыми. В этом случае полезно пересадить его в землю на год или более, чтобы у растения развилось как можно больше поверхностных корней, при этом продолжая работать над его формой. После этого деревце следует выкопать и поместить в контейнер уже в качестве бонсай.

    При выборе дерева для бонсай необходимо иметь в виду, что размер листьев (или хвои – у хвойных пород) должен быть изначально мал, цветки также не должны быть крупными, так как большие цветки на маленьком дереве выглядят непропорционально.

    Можжевельник (Juniperus prostrata) – кустарник из числа хвойных, который очень хорошо подходит для бонсай. Он вынослив, легко принимает форму в соответствии с избранным стилем, хотя развивается медленно. Выносливая сосна Роксбурга (Pinus roxburqhii) имеет очень длинную хвою и годится только в качестве бонсай, выращиваемого в саду, где достигает двухметровой высоты. Тем не менее этот устойчивый вид можно вырастить и в миниатюрном варианте, если подстричь хвою до соответствующего размера. Кедр, ель, пихта – все эти хвойные породы прекрасно подходят для бонсай. Также подходят некоторые виды кипариса (Cupressus) и тиса (Taxus).

    Лиственные породы. В первую очередь деревья рода фикус (Ficus) семейства тутовые. Они устойчивы, хорошо принимают заданную форму и настолько быстро растут, что в течение нескольких лет превращаются в очень интересные бонсай.

    Фикус зеленоватый быстро ветвится и образует толстые большие корни, выступающие над поверхностью почвы.

    Фикус бенгальский также очень быстро дает наземные корни, и вскоре формируется во взрослое колонновидное дерево, занимающее внушительную площадь. При этом листья со временем уменьшаются, и в дальнейшем из этой породы можно получить правильное, с точки зрения бонсай, маленькое дерево заданной формы.

    Рис. 44. Фикус для бонсай.

    Маленькое дерево, которое легко и свободно развивается в контейнере – хурма из семейства эбеновые. Уже в процессе роста очень легко придается чудесная зонтичная форма.

    Гинкго двулопастный из семейства гинкговые – один из старейших видов деревьев на земле. Современная его форма растет на окаменелостях, возраст которых достигает 175–200 миллионов лет. Окаменелые отпечатки листьев этого дерева были найдены и в Индии. В Японии это растение называют «волосы девушки», так как оно имеет сходство с папоротником, и его достаточно часто используют в бонсай. Особенно красиво выглядит дерево осенью, когда листья перед опаданием приобретают ярко-желтый цвет.

    Хорошо поддается выращиванию коричник камфарный, камфарный лавр (Cinnamomum camphora) семейства лавровые, а также дуб (Quercus).

    Среди листопадных деревьев отметим несколько видов клена, березы, ольхи и граба, которые пригодны для бонсай. Можно попробовать вырастить в бонсай чинару, или плакучую иву.

    Цветущие и плодовые деревья. Все деревья относятся к цветущим или плодоносящим деревьям. Исключение составляет небольшая группа, принадлежащая к семейству древовидных папоротников, спороносов. Следует знать, что цветки и плоды в бонсай при правильном соблюдении всех методов не уменьшаются в размере, поэтому рекомендуется подбирать деревья, дающие небольшие по размеру цветы и плоды, чтобы они выглядели пропорционально миниатюрному дереву. Хорошо смотрятся некоторые виды персика, сливы и абрикоса, зацветающие перед тем, как развиваются листья.

    Также хорошо выращивать грушу японскую и миндаль. И все-таки предпочтение отдается яблоне. Особенно хороша яблоня лесная в белом и розовом цвету или с обилием маленьких красных яблочек. Для нашего климата вполне подходят многие разновидности вишни. Подходит и боярышник – маленькое дерево, усыпанное пучками крошечных душистых белых цветков.

    Семейство тутовых представляется двумя основными видами деревьев. Шелковица как дикорастущая, так и окультуренная является исключительно устойчивой породой и хорошо приспосабливается к развитию в условиях ограниченного пространства. При тщательной стрижке достигается красивая округлая форма кроны с изящными ветвями. Маленькие листья пропорциональны масштабам, принятым в бонсай. Съедобные плоды культурных видов этого дерева очень аппетитны и кажутся обладателям бонсай на вкус слаще, чем какие-либо другие. Единственный недостаток – листья трудно поддаются уменьшению в размере.

    Карликовая гуайява очень подходит для бонсай. В ней привлекают прекрасные белые цветы и маленькие лилово-красные плоды, из-за которых этот вид гуайявы иногда называют клубникой.

    Некоторые виды акаций, принадлежащие к семейству мимозовые также подходят для выращивания бонсай. Это, в первую очередь ароматная акация Фарнези. Мелкие листочки этого растения формируют своеобразное изящное оперение (даже не в период цветения) маленьких золотистых шаровидных цветков. Она в изобилии растет на улицах городов, где используется для создания живых изгородей.

    Кустарники. Мальпигия стоит на первом месте среди кустарников, которые могут быть использованы любителем бонсай. Это устойчивое неприхотливое растение сильно ветвится, создавая простор для воображения в поисках формы. Маленькие листья темно-зеленые, глянцевитые. Кустарник дает множество нежных розовых цветков на протяжении всего лета. Растение бывает так усыпано изящными цветками, что кажется, будто ствол, ветви, листья лишь просвечивают сквозь них. Полноту картины довершают распростертые по земле мощные корни. Это растение нуждается в постоянной подрезке для поддержания заданной формы.

    Мелкий кустарник под названием лайм китайский, миртовый, также принадлежит к семейству рутовые, обладает красивыми темно-зелеными тройчатыми листьями. Он распускает маленькие белые душистые цветки, краснеющие по мере созревания и придающие бонсай неповторимое очарование.

    Представитель семейства рутовые – мурайя, или мирт китайский. Это красивый кустарник с темно-зеленой листвой и душистыми соцветиями, появляющимися во время сезона дождей. Листья легко поддаются уменьшению с помощью регулярной стрижки.

    Кизильник приспособлен к еще более прохладному климату, может давать красные или желтые ягоды в зависимости от вида.

    Существует много красивых кустарников, устойчивых в прохладных климатических зонах, например многие виды и сорта азалий, которые пользуются большим успехом у любителей бонсай в Японии.

    К семейству чайные относится камелия. Некоторые ее виды и сорта характеризуются маленькими цветочками и прекрасно выглядят в культуре бонсай.

    Гардения предпочитает теплые климатические условия в сочетании с прохладной зимой. Ее карликовый вид G.fortunei с маленькими листьями и цветками может служить прекрасной основой для бонсай.

    Также пригоден для миниатюры и гибискус, или китайская роза, семейство мальвовые, хотя для размеров бонсай его листья несколько крупноваты.

    Брунфельзия – кустарник, который в народе называют «Вчера, сегодня, завтра» – отличный объект для бонсай. Цветы, появляющиеся несколько раз в году, в первый день бывают густо-фиолетового оттенка, на второй день они бледнеют и на третий полностью теряют цвет, превращаясь в белые и оправдывая этими метаморфозами свое название. Смена цветовой гаммы очень красива в бонсай.

    Карликовая форма граната обыкновенного, семейство гранатовые, цветет и дает плоды, не требуя какого-либо дополнительного ухода. Цветы – ярко-красные, небольшие, пропорциональны миниатюрному деревцу. Маленькое цветущее и плодоносящее гранатовое дерево всегда вызывает чувство восхищения. Дважды цветущая разновидность гранатового дерева прекрасно культивируется в бонсай.

    Молочай колючий из семейства молочайные, хорошо известное растение, усыпанное маленькими красными цветками. С ним тяжело работать из-за бесчисленных колючих шипов.

    Жасмин арабский, самбак. Этот достаточно крупный кустарник пользуется исключительной популярностью из-за небольших белых и оранжевых цветков, распускающихся в ночное время и опадающих утром. Листья жесткие и довольно грубые, но их уменьшают и делают более податливыми с помощью регулярной подрезки.

    Лианы. При культивировании лиан в бонсай следует знать два правила:

    1. Из-за большого количества красивых корней лучше не пытаться производить первую пересадку в контейнер.

    2. Придавать форму с помощью проволоки следует в тот период, когда побеги не одревеснели и их можно легко изгибать.

    Компактные разновидности легче содержать в небольшом пространстве, чем раскидистые. Некоторые виды с двойными цветками особенно впечатляют вследствие обильного цветения и малого размера цветков.

    Вьющиеся растения травянистого происхождения также могут выглядеть эффектно в качестве бонсай, например, жимолость японская. Особенно эффектен бонсай из этого вида растений в стиле «каскад» или в стиле «дерево, нависшее над скалой».

    Глицинию выращивают из-за эффектно свисающих гроздьев цветков – сиреневые, пурпурные или белые. Растение принадлежит к подсемейству мотыльковые семейства бобовые.

    В культуре бонсай можно также использовать бамбук. Сначала в контейнер высаживают маленькие нежные корни, а затем уже толстые корни с новыми ростками, отобранные в качестве основы для будущей рощицы. Далее их поливают и оставляют в контейнере, давая вырасти новым стеблям.

    Циперус зонтичный, семейство осоковые, удобен тем, что в маленьком контейнере он не вырастает до больших размеров и, следовательно, будет привлекательно выглядеть, как и многие цветущие однолетние растения.

    Нандина домашняя (Nandina domestica), семейство барбарисовые, привлекательна своими темно-красными листьями. Многие суккуленты, в частности, толстянки и молочаи, могут быть удачной находкой для композиции.

    В качестве сопутствующих основному растению бонсай в композицию обычно включают травянистые растения, мхи, лишайники для того, чтобы подчеркнуть достоинства основного растения.

    Аир – карликовое растение с зелеными и белыми продольными полосами на листьях, оно прекрасно смотрится в небольшом контейнере. То же самое можно сказать и о ряде карликовых растений с мелкими луковицами, которые прекрасно произрастают в маленьких контейнерах, например мускари, мышиный глацинт, виды зефирантес, некоторые виды кислицы.

    СТИЛИ БОНСАЙ

    Назовем следующие основные стили:

    · «бонсай в миниатюре»;

    · «бунжин»;

    · «дерево, согнутое ветром» (в основе лежит предыдущий стиль, однако имеются некоторые отличия);

    · «метлообразное» дерево;

    · группа деревьев, или «рощица»;

    · каскад;

    · композиции на скалах;

    · многоствольное дерево;

    · наклоненное дерево;

    · неправильный прямостоячий;

    · полукаскад;

    · правильный прямостоячий.

    В восточных странах их насчитывают намного больше, однако перечисленные здесь составляют основу всех остальных стилей и их подстилей. Однако не стоит строго придерживаться самых строгих правил в их отношении, так как мы используем породы, растущие у нас, и они, естественно, могут отличаться от пород растительного мира Востока. Современные миниатюрные композиции отличаются большим разнообразием стилей и растений. Можно выделить:

    · пруд и фонтан в миниатюре;

    · латиноамериканский ландшафт;

    · каменноугольный ландшафт с использованием папоротников и мхов.

    А также совершенно фантазийные композиции, например, кактус, увитый плющом или драцена, на которой расположилась цветущая фуксия, а внизу, вокруг ствола – лишайники, очитки или камнеломки. Идет речь только о стиле оформления, ландшафте в миниатюре.

    И все-таки, следует знать главные принципы, заложенные в правилах – они разрабатывались в Японии для того, чтобы каждый мог руководствоваться ими в процессе выращивания в миниатюре естественно выглядящего дерева. И успеха можно быстрее добиться, придерживаясь какого-то определенного стиля. Это гораздо эффективнее, чем пытаться наугад представлять себе, каким образом то или иное дерево может расти в природных условиях. Придерживаясь предложенных рекомендаций, вы избежите многих ошибок.

    Правильный прямостоячий стиль. Основной стиль бонсай. Дерево характеризуется прямым стволом, который сужается кверху, толстыми расходящимися корнями, ветвями, чуть склоненными вниз. Верхушка дерева – почти всегда конической или шарообразной формы.

    Рис. 45. Правильный прямостоячий стиль.

    Главное – форма ствола. Он делится на три части. Нижняя часть – без ветвей и листвы, чтобы ствол, корни и структура коры были на виду. От следующей трети ствола отходят три главные ветви. Они расположены в трехмерной проекции, две ветви – в стороны, и третья вглубь композиции, усиливая впечатление перспективы. Эта ветвь – главная, и она должна быть красивой по форме и украшенной листьями. Две боковые ветви дополняют картину. Они могут быть слегка повернуты на зрителя, но не должны заслонять главную. Третья, верхушечная, часть ствола формирует крону. Обычно ветви подняты вверх, а листва на них развита и густая. Дерево в данном стиле лучше всего смотрится в овальном или прямоугольном контейнере.

    Из приведенного описания следуют несколько важных выводов:

    1. Следует учитывать, что передняя и тыльная части дерева должны быть легко различимы. Передний план бонсай выглядит наиболее эффектно и создает непосредственное восприятие его как естественно растущего дерева. Зритель без труда определяет передний, наиболее зрелищный план бонсай по следующим признакам: свободно просматриваются две трети ствола, вторая или третья ветви направлены от зрителя и придают бонсай пространственную глубину.

    2. Визуальный возраст и, следовательно, «внушительный» облик дерева определяются разросшимися корнями, расположенными на поверхности и уходящими в землю. Корни создают впечатление, что дерево растет много лет и прочно держится в земле.

    3. Большие нижние ветви многих старых деревьев клонятся вниз, тогда как маленькие у верхушки направлены вверх. Подобное расположение в культуре бонсай имитирует природный вид дерева, создает визуальное ощущение его «возраста». Кроме того, отсутствие ветвей в самой нижней части ствола, ясно видимая их ветвистость в срединной части также придают бонсай ощущение «возраста», отличающего миниатюру от кустарника или молодого деревца.

    Правильный прямостоячий стиль подходит для хвойных деревьев и деревьев с шаровидной кроной.

    Неправильный прямостоячий стиль. Главное отличие этого стиля – ствол дерева должен быть изогнут. Для лучшего зрительного восприятия крона должна быть слегка повернута к зрителю. Ветви, корни и листья располагаются так же, как в композициях в прямостоячем стиле.

    Рис. 46. Неправильный прямостоячий стиль.

    Стиль «наклоненное дерево». В данном случае дерево наклонено или изогнуто в одном направлении, а нижняя ветвь направлена в противоположном направлении. Все ветви изогнуты в сторону наклона ствола, верхушка слегка наклонена вперед. Дерево растет в середине контейнера так, чтобы крона и ветви не выходили за пределы посуды.

    Рис. 48. Дерево, согнутое ветром.

    Стили «полукаскад» и «каскад». Стиль «полукаскад» еще называется «дерево на скале». Ствол сначала растет прямо вверх, а затем резко перегибается в сторону. В стиле «каскад» ствол спадает на сторону, при этом свисает ниже уровня контейнера. Для этого контейнер ставят на край стола или подставки. Три главные ветви должны быть заметны с обратной стороны каскада.

    Рис. 49. Каскад.

    Рис. 50. Полукаскад.

    Композиция будет более устойчива, если контейнер высокий. Маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева. Это зрительно уравновешивает композицию, и придает дереву более естественный вид. Можно также направить вниз не ствол, а одну из главных ветвей.

    Стиль «метлообразное» дерево. Это прямостоячий стиль. Нижних ветвей нет, а все ветви направлены вверх. Поэтому деревце напоминает метелку.

    Рис. 51. Метлообразное дерево.

    Стиль «бунжин» (элитарный стиль). Такой стиль достаточно сложно оценить и описать. Его особенность – изгиб ствола. Это основная линия композиции, и то, насколько эта линия изыскана и эстетична, и определяет успех композиции. Этот стиль отражает художественные традиции Японии. Старинные изображения деревьев, ствол которых изогнут и содержит мало листьев. Но те листья, которые видны, имеют четкие и изысканные очертания, позволяют оценить красоту отдельного листа.

    Стиль «многоствольное дерево». Дерево может иметь два и больше стволов, но они должны расти из одной точки. Обычно это нечетное количество. Вариантов такой композиции очень много, визуальное впечатление может быть основано на переплетении стволов, или создании многоплановой композиции. Крона может быть общей или раздельной, деревца могут быть одинаковы или различны по высоте. Можно добиться интересных сочетаний боковых ветвей.

    Группа деревьев. Этот стиль предусматривает от двух-трех деревьев до целой «рощицы». Если выращивается небольшое количество деревьев, их можно располагать вблизи друг от друга. Это может быть и целый ландшафт. В такой композиции использование дополнительных элементов обязательно – именно они и определят колорит ландшафта и вариантов так много, что для их описания мы отведем отдельную главу.

    Рис. 52. Группа деревьев.

    Композиции на скалах. Здесь есть прекрасные возможности. Основное – это камни, сложенные в виде естественной скалы. Вы можете разместить растения так, чтобы акцентировать внимание на самих растениях на фоне скалы, но возможно и другое. Корни растения, которые оплетают скалы, и сами по себе могут быть декоративны и интересны. В первом случае должны быть видны камни и сами растения, у которых хорошо оформленные ствол, ветви и крона, во втором случае нижняя половина растения должна быть прозрачной, с минимальным количеством ветвей, чтобы дать возможность зрителю рассмотреть именно корни и камни. Крона может быть меньше, но тогда должны быть интересные немногочисленные листья. Оба этих типа композиций на скалах должны быть максимально натуралистичны, то есть приближены к природным ландшафтам.

    Рис. 53. Деревья на скалах.

    Бонсай в миниатюре. Это совсем крохотные деревца, высота мини-бонсай не должна быть больше 25 см. Чем меньше деревце, чем оно старше, и чем больше походит на взрослое растение – тем ценнее такое растение. Миниатюрность достигается путем посадки в очень тесные контейнеры. Выращивание такого растения – долгое и кропотливое дело. Существуют экземпляры 50–70-летнего возраста. Стили оформления – те же, что и для вышеописанных бонсай. Рост и утолщение ствола происходят очень медленно из-за небольшого количества земли в крошечных контейнерах. Главное – правильный полив – небольшое количество земли в контейнере очень быстро высыхает, и растение может погибнуть.

    Итак, можно сделать вывод – важнейший элемент бонсай – это ствол растения. Ведь каждый раз при сгибании можно его поломать и все последующие формы бонсай абсолютно зависят от формы ствола. Чтобы легко развивать бонсай в соответствии с выбранным стилем, начинать процесс определения формы следует с молодого ствола.

    Бонсай — выращенные в подносе миниатюрные копии настоящих деревьев. В переводе с японского бонсай означает «выращенное в подносе». Концепция этого искусства пришла в Японию из Китая более тысячи лет назад и с тех пор постоянно развивается. Именно в Японии бонсай вырос до уровня изящного искусства.

    Существует множество техник обрезки корней и веток, которые позволяют регулировать рост растения, сохраняя при этом естественные пропорции. Обычно в искусстве выращивания бонсай используются такие деревья как сосны, сакура, клены или фруктовые деревья, например, айва.

    Стили бонсай

    Существует множество стилей искусства бонсай. Наиболее известными считаются:

    • формальный прямой стиль,
    • неформальный прямой стиль,
    • наклонный стиль — растущее под углом к земле дерево с прямым стволом,
    • каскад — имитация дерева, растущего у воды,
    • полукаскадный стиль — имитация дерева с частично затопленным или засыпанным землей стволом,
    • стиль «корень на камне» — дерево растет над выступающим из земли камнем, корни оплетают камень.

    • наравне с самими деревьями, подносы и камни являются важными элементами искусства бонсай. Однако, в отличие от Китая, в Японии выбирают менее яркие подносы, чаще всего используют темного или землистого цвета.
    • чтобы насладиться искусством бонсай по всем правилам, нужно сначала посмотреть на композицию сверху и оценить общий вид. Затем необходимо склониться до уровня композиции и попытаться представить себя маленьким, смотрящим на дерево из «естественной» среды.

    Где можно увидеть бонсай в Японии

    Одно из лучших мест для знакомства с искусством бонсай в Японии — деревня бонсай Омия , расположенная в префектуре Сайтама. Деревня представляет собой питомник бонсай, который был перенесен в Сайтаму из Токио после Великого землетрясения Канто (1923 год). В деревне также расположен великолепный музей искусства бонсай.

    Еще одно отличное место для любителей бонсай — деревня бонсай в Кинаси , расположенная в Такамацу. Кинаси — ведущий производитель деревьев для бонсай. Здесь расположено более 30 питомников.

    Loading...Loading...