Почему деревья сбрасывают листья на зиму? Что делать, если деревья не сбросили листья на зиму

Оксана Салимова
Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Почему деревья сбрасывают листья?»

«»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Для детей старшего возраста

ЗАДАЧИ : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения де-рева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу, со-здать в памяти детей самые радостные впечатления от первого жёлтого листочка ; закре-пить знания детей о том, почему лист на дереве желтеет и о том , как это происходит.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ : хлорофилл, листопад , окраска.

МАТЕРИАЛ : письмо от Старичка-Лесовичка , картинки строение дерева , строение листа , осенние листья , лупа, листья комнатных растений , деревянные кубики , белые тканевые салфетки, пластиковые стаканчики, бумажная белая салфетка, бечевка, фломастеры, вода, измельченные сухие листья , пластилин, клей ПВА, кисти, белый картон, салфетки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : беседа о деревьях , исследование дерева , заучивание стихов о деревьях , экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюде-ния, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослу-шивание грамзаписи.

Ход занятия

Дети входят под музыку «Осень, золотой листопад »

Приветствие

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Сегодня в детский сад пришло письмо. Ребятам старшей группы №1 . Это же наша груп-па, значит письмо адресовано нам. Давайте прочтем его и узнаем, от кого оно и что в нем. (Чтение письма)

Воспитатель.

Ребята, поможем Старичку-Лесовичку ?

Вот первое задание.

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ .

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Если на деревьях листья пожелтели ,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся -

Это время года осенью зовётся.

А какие ещё признаки осени Вам знакомы?

(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях , идёт листопад , не слышно пение птиц) .

Воспитатель : Молодцы, с первым заданием мы справились.

Теперь второе задание.

Почему летом листья зеленые , а осенью - разноцветные?

Воспитатель : Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить строение де-рева.

Ребенок : У дерева есть корни , ствол, ветки, листья .

Чем покрыт ствол дерева ?

Ствол покрыт корой.

картинка «Строение дерева »

Для чего нужны дереву корни , кора?

Через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева .

Молодцы! Правильно назвали строение дерева .

Летом листья зеленые , потому что получают достаточно воды из почвы.

Давайте докажем, что дерево – живое . Оно получает питание из почвы.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям .

А как вода поступает в листья ? Может ли вода течь (подниматься) вверх?

Мнения детей.

Давайте проведем еще один опыт, и посмотрим, как вода поднимается к листикам вверх по стволу и ветвям.

Опыт «Как вода поднимается вверх к листьям »

Для этого пройдем в нашу лабораторию.

Вырезаем из салфетки полоску.

Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.

На бечевке также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.

Наливаем в стаканы воду.

Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного каса-лась поверхности воды.

Бечевку помещаем во второй стакан с водой таким же образом, как и салфетку.

Лист состоит из клеток , которые называются устьица. Под влиянием окружающей темпе-ратуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям .

Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага , и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. С приходом осени, все меньше воды поступает в ли-стики, зеленое вещество-хлорофилл, перестает вырабатываться, и листья меняют окраску .

Игра «Кто быстрее прикрепит листья к своему дереву »

Группа делится на две команды. У каждой команды свое дерево , на которое нужно на прищепку прикрепить лист .

Ребята, мы не ответили на вопрос Бабы-Яги, почему лист зеленый ?

Давайте вернемся в нашу лабораторию и проведем еще один опыт.

Опыт «Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань . Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и есть хлорофилл , который окрашивает лист в зеленый цвет .

(Для этого опыта взять сочные листья комнатных растений ).

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, то зеленое ве-щество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится жел-тым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью ? Оранжевые, красные, корич-невые.

Третье задание.

Ответьте на вопрос ««Почему деревья сбрасывают листья

Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами посмотрим мультфильм.

Просмотр мультфильма. Обсуждение. Ответы детей.

И последнее задание :

Сделайте осеннее дерево своими руками .

Для поделки необходимо :

Коричневый пластилин

Плотный белый картон

Клей ПВА

Сухие листья .

Ствол делаем из пластилина. На место листвы наносим клей ПВА , а сверху посыпаем из-мельченные листья , прижимаем сверху чистым листом .

В последние годы вы наверняка неоднократно замечали, что не все деревья сбрасывают свою листву в осенний период, и некоторые из них явно «затягивают» с данным процессом. Однако данное явление нечасто заставляет нас задуматься о своей природе происхождения.

И если вы обеспокоились данным вопросом только сейчас, предлагаем вам ознакомиться с материалами данной статьи, в которой мы разберемся, почему деревья не сбросили листья на зиму.

Адаптация деревьев к изменениям климата

Одной из главных причин, по которой может наблюдаться несвоевременный сброс деревьями листвы, является их адаптация к природным условиям. Не секрет, что из года в год на территории страны может наблюдаться несколько разная погода. Иногда мы можем не увидеть первого снега и до самого нового года, а температура воздуха даже в декабре больше походит на октябрь, максимум – ноябрь.

Деревья, как известно, являются живыми, и они, как и люди, могут адаптироваться к всевозможным факторам. В числе таких факторов можно отметить и погоду: если год назад зима пришла поздно, а температура воздуха даже в ноябре держалась на высоких показателях, это может повлиять на более поздний сброс листвыв текущем году.

Научное объяснение

Существует, разумеется, и более научное объяснение подобной ситуации, когда деревья сбрасывают свою листву значительно позже привычного нам времени. Виной, всему, как мы уже сказали, является непосредственно погода, а также температура, наблюдаемая за окном.

Дело в том, что листва начинает опадать лишь тогда, когда для её дальнейшего роста в дерева не хватает питательных веществ. Эти вещества отходят к корням дерева по его стволу, и их уменьшение связано напрямую с температурой воздуха и земли. Дело в том, что пока земля имеет нормальную температуру, корни дерева замечательно питают его ствол и листву, которая остается висеть на ветках.

Соответственно, как только температура на улице станет стабильно низкой, земля быстро промерзнет, запустится процесс оттока питательных веществ, и деревья начнут сбрасывать листву ну зиму.

Стоит отметить, что в данном случае подобные изменения температуры неблагоприятно влияют на жизненный цикл дерева, и, к примеру, молодые деревья и кустарники и вовсе могут не пережить таких условий.

Впрочем, в последние годы для нас стало совершенно привычным то, что зима приходит либо очень рано, либо же наоборот – поздно, и деревья также адаптировались к подобному сезонному циклу, поэтому периодически они не сбрасывают листья на зиму слишком рано.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Все ли деревья сбрасывают листву?»

Программное содержание:

1. Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.
2. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях.
3. Лексическая работа:
- упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
- в согласовании числительных с существительными.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней интерес.

Материал:

Иллюстрации, гербарий.

Ход занятия:

Ребята, перед вами гербарий с разными листьями. Один из вас будет загадывать загадки, остальные будут отгадывать и находить в гербарии нужный лист. /загадывают дети по очереди/

Загадка про берёзу

Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой.
/Береза/

Загадка про эвкалипт

В нем почти сто метров роста:
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота.
/Эвкалипт/

Загадка про дуб

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.
/Дуб/

Загадка про ель

Её всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
/Ель/

Загадка про осину

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
/Осина/

Загадка про сосну

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
/Сосна/

Правильно, ребята, вы отгадали, а как их можно назвать одним словом? /Деревья/. Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, которые вы видите на иллюстрациях. /Строение: корни, ствол, ветки/ . А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других - иголки/. Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.

Ребята, оказывается, все деревья условно можно разделить на:
лиственные деревья, у которых листочки, н - р, береза, рябина, каштан и др.
хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр. По-другому их еще называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом». К вечнозеленым относятся деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, и деревья не меняют и не сбрасывают листву, например: пальмы, баобабы, секвойи и др.

Физминутка «В одном лесу дремучем»

В одном лесу дремучем
(руки над головой из стороны в сторону)

Жила семья могучая.
(обе ладони сжимаются в замок)

У них был дом огромный
(ладони над головой в виде крыши)

И крыша с трубой темной.
(указ-ые пальцы поднимаются вверх)

Из трубы в колечки дым
(указ-ые пальцы вращаются)

Плим – плим – плим.
(щелканье пальцами)

А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.
В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил. А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло. - А теперь давайте поиграем: попробуем составить новые слова, например:

лист березы – березовый;
иголка сосны /какая?/ - сосновая;
ветка рябины /какая?/ - рябиновая;
лапа ели /какая?/ - еловая;
свечка каштана /какая?/ - каштановая;
желудь дуба /какой?/ - дубовый;
пух тополя /какой?/ - тополиный;
шишка кедра /какая?/ - кедровая; и др.

Перед вами иллюстрации деревьев, давайте их сосчитаем:

одна береза, две березы, пять берез;
один дуб, два дуба, пять дубов;
одна осина, две осины, пять осин;
один кедр, два кедра, пять кедров;
один тополь, два тополя, пять тополей;
одна сосна, две сосны, пять сосен;
одна ель, две ели, пять елей.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? /Очищают воздух, на них живут птицы, кормятся животные, создают тень от солнца/.

А как мы можем охранять деревья? /Не разводить огонь, не засорять лес, не ломать ветки/.

Ребята, мы с вами узнали очень много интересного о деревьях, и так хочется об этом рассказать родителям. Вы не будете против, если мы выпустим газету для них? /нет/.Я тоже так думаю.

Анализ занятия:

Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?
- Какие деревья относятся к лиственным?
- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?
- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?
- Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я очень вами довольна.

Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали. Тому есть несколько причин.

Причина первая. Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.

По той же самой причине при наступлении засушливого сезона в тропиках и субтропиках деревья в этих климатических зонах сбрасывают листву и стоят оголенные вплоть до прихода сезона дождей.

Причина вторая. Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Некоторые ветки от этого даже ломаются. Если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях задерживалось бы гораздо больше снега, так как листовая поверхность, как мы сказали выше, велика. Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега.

Причина третья. Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета. Как мы уже неоднократно замечали, лист усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной воде в него постоянно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Но в воде, которую корни получают из почвы, растворены различные соли. Таким образом, листья получают не чистую воду, а солевые растворы. Часть солей используется растением для питания, а остальные соли откладываются в клетках листьев. Чем больше влаги испаряет лист, тем сильнее он минерализуется к осени. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.

Кстати...

Как же хвойные деревья умудряются не терять влагу зимой, оставаясь зелеными? Секрет в том, что хвоинки испаряют во много раз меньше влаги, чем листья. Во-первых, поверхность хвоинки во много раз меньше поверхности листа; во-вторых, хвоинки имеют толстую кожицу; в-третьих, они покрыты восковым налетом, который тоже снижает испарение воды. Наконец, устьица в хвоинках расположены в особых углублениях - это снижает интенсивность испарения влаги через них.
Хвойные деревья тоже сбрасывают свой покров, но не враз, как это делают лиственные породы, а постепенно: иголки хвойных живут, в среднем 3-4 года. Поэтому смена "одежды" хвойных протекает незаметно.

Loading...Loading...