Л мартов лидер партии. Литературно-исторические заметки юного техника. Во время революции в России и после неё

МАРТОВ ЮЛИЙ ОСИПОВИЧ

Настоящая фамилия – Цедербаум

(род. в 1873 г. – ум. в 1923 г.)

Лидер российской социал-демократии, один из организаторов партии меньшевиков, теоретик марксизма.

Мартов родился в богатой и образованной еврейской семье, отец его был представителем Русского общества пароходства и торговли в Стамбуле (Турция). Из-за Русско-турецкой войны семья Цедербаум переехала в Одессу. Дед Мартова – Авраам Цедербаум – был учредителем и редактором выходившей на иврите газеты в Петербурге.

В 1891 году Юлий поступил в Петербургский университет, где вошел в революционный студенческий кружок и стал марксистом. В революцию ушел не только он, но и его братья Сергей и Владимир, сестра Лидия, ставшая женой лидера меньшевиков Дана-Гуревича. В 1892 году Мартов – один из основателей в Петербурге марксистской группы «Освобождение труда».

Вскоре Мартов был арестован и выслан в Вильно. Там он стал лидером местной социал-демократической организации, одним из создателей партии еврейского пролетариата «Бунд». В 1895 году вместе с Лениным он основал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В январе 1896 года Мартов был арестован. После года тюремного заключения был сослан в Сибирь на 3 года.

После окончания ссылки, в 1900 году Мартов уехал за рубеж. В марте 1901 года в Мюнхене вошел в редакцию газеты «Искра» и журнала «Заря». Мартов дружит с Лениным и вместе с ним борется за власть в партии, готовит проект Программы РСДРП. Но в 1903 году на II съезде РСДРП Мартов разошелся с Лениным, став идеологом, публицистом и руководителем меньшевиков. На съезде Мартов внес альтернативное ленинскому определение членства в партии (содействие РСДРП вместо обязательного участия в организации), выступил против предложения Ленина ограничить редколлегию «Искры» Лениным, Мартовым, Плехановым, отказался работать в «Искре», бойкотировал выборы руководства партии. После выхода Ленина из редакции «Искры» вернулся в нее, был введен в ЦК партии. Обвинял большевиков и их лидера в стремлении установить в партии диктатуру.

Мартов считал, что партия должна быть демократичной и легальной. После Манифеста 17 октября 1905 года он вернулся в Россию: работал в исполкоме Петербургского Совета, руководил деятельностью меньшевиков (член ЦК РСДРП), редактировал газеты «Начало» и «Партийные известия». Мартов отверг ленинскую тактику бойкота Государственной думы. Весной 1906 года он был арестован и выслан за границу, жил в Швейцарии. На январском пленуме (1910 г.) ЦК РСДРП Мартов раскритиковал курс большевиков на раскол, выступал за легализацию партии. В 1912 году вошел в Заграничный секретариат OK РСДРП, участвовал в Циммервальдской (1915 г.) и Кинтальской (1916 г.) международных конференциях Интернационала.

В 1914–1917 годах, во время Первой мировой войны, Мартов выступал за справедливый демократический мир, был «интернационалистом», а в мае 1917-го, вернувшись в Россию, выступил против «революционного оборончества» и вхождения социалистов во Временное правительство. В сентябре того же года Мартов заявил о необходимости перехода власти в руки революционно-демократического правительства, но решил «остаться на далеком расстоянии с Лениным и Троцким».

В мае 1917 года на Всероссийской конференции РСДРП меньшевиков Мартов раскритиковал вступление социалистов в коалиционное правительство и сложил с себя ответственность за решения конференции, не участвовал в выборах руководства, став в оппозицию к руководству меньшевиков. Мартов возглавил немногочисленную группу меньшевиков-интернационалистов. На Первом Всероссийском съезде Советов он был избран членом ВЦИКа, на Всероссийском Демократическом совещании высказался против коалиции с буржуазией, но был избран в Предпарламент Республики, где возглавлял фракцию меньшевиков-интернационалистов.

На Втором съезде Советов Мартов отстаивал идею межпартийных переговоров и предложил приостановить работу съезда до создания однородной демократической власти. Он с негодованием воспринял Октябрьский переворот, рассматривая его как катастрофу для России, и покинул Второй съезд Советов. В ноябре 1917-го, во время переговоров в Викжеле, Мартов вновь потребовал от Ленина создания «однородного социалистического правительства». Мартов предлагал «ни в коем случае не участвовать в разгроме пролетариата, хотя бы он и шел по ложному пути».

В феврале-марте 1918 года он борется против заключения Брестского мира, на Червертом Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов убеждает не ратифицировать договор и требует создать новое демократическое правительство. В апреле 1918-го Мартова судят за клевету на Сталина (Мартов обвинял его в причастности к экспроприациям). На суде Мартову было выражено «общественное порицание».

В июне 1918 года ленинцы обвинили меньшевиков в союзе с белогвардейцами, а ВЦИК исключил меньшевиков из своего состава и из состава местных Советов. В то же время Мартов выступил в поддержку советской власти в ее борьбе с контрреволюцией, за снятие лозунга «Вся власть Учредительному собранию», против интервенции и участия меньшевиков в вооруженной борьбе с большевиками.

На съезде меньшевиков в 1918 году Мартов отверг предложение «признать за народом право восстания против большевиков», призвал к единству рабочего движения. Он снова лидер партии меньшевиков, избран членом ЦК и в редакцию «Рабочей газеты» и газеты «Всегда вперед». В 1919–1920 годах Мартов находился на полулегальном положении, неоднократно подвергался арестам. На ходатайство Луначарского освободить Мартова из-за тяжелой болезни Ленин ответил отказом.

В 1920 году Мартов выдвинул идею объединения всех «марксистских социалистических партий», включая РКП(б), на основе народовластия, свободы идейной борьбы и пропаганды. В октябре 1920 года Мартов легально выехал за границу по поручению ЦК меньшевиков в качестве представителя партии в Интернационале. В феврале 1921 года он учредил в Берлине журнал «Социалистический вестник» (центральный орган меньшевиков), возглавил Заграничную делегацию РСДРП – партийный центр меньшевиков, стал одним из создателей Венского Интернационала. В Советской же России большинство лидеров меньшевиков было арестовано. Из-за обострения туберкулезного процесса в ноябре 1922-го Мартов был прикован к постели. Он умер 4 апреля 1923 года в Шемберге (Германия), до самой смерти оставаясь гражданином страны Советов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Мартов Работа Любови Николаевны и Мартова оказалась более охватной и интенсивной, чем предполагали, когда обговаривали вместе с Ульяновым планы, потому что полтавская группа на первых порах стала как бы искровским центром для России. Именно к ним, в Полтаву, и адресовал

СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ Путешествия адмирала С.О. Макарова являлись как бы продолжением экспедиций 18-го или начала 19-го столетия (Кука, Коцебу, Литке) и в то же время имели коренные отличия от них.До 18-го столетия кругосветные экспедиции мореплавателей были

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович 16(28).1.1841 – 25.5.1911Историк, публицист, педагог. Публикации в журналах «Русский мир», «Православное обозрение» и др. Сочинения «Древнерусские жития святых как исторический источник» (М., 1871), «Боярская дума Древней Руси» (М., 1881; 4-е изд., М., 1909),

ЛЕРНЕР Николай Осипович 19.2(3.3).1877 – 14.10.1934Историк литературы, пушкинист. Публикации в журналах «Русская старина», «Русский архив», «Исторический вестник», «Былое», «Столица и усадьба» и др. Автор статей для «Истории русской литературы» (под ред.

МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович 23.9(5.10).1859 – 20.9.1918Публицист, литературный критик. Публикации в газетах «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Неделя», «Новое время», в «Книжках „Недели“». Книги «По портам Европы» (СПб., 1879), «Руководство к чтению морских карт, русских и

ПАСТЕРНАК Леонид Осипович 22.3(3.4).1862 – 31.5.1945Живописец, график, педагог. Участвовал в передвижных выставках; с 1901 – с группами «36 художников» и «Союз русских художников». Создал портретную галерею писателей, философов, музыкантов, общественных деятелей конца XIX – начала XX

Гавриил Осипович Гордон В 1930 г. в тринадцатой карантинной роте поселили Гаврилу Осиповича Гордона - профессора-историка, члена ГУСа в прошлом, удивительно образованного, «бывшего толстяка» (особый тип людей, которые на воле были полными, а в лагере похудели).Его

Михаил Осипович Гершензон Встречи с М. О. Гершензоном начались с ноября 1907 года;232 его как литературоведа я очень чтил; но его я боялся; он мне представлялся высоким и тучным, в очках, провалившимся в кресло, обитое прочною кожей, - посередине огромного кабинета; он

ДУНАЕВСКИЙ ИСААК ОСИПОВИЧ (род. в 1900 г. – ум. в 1955 г.) Советский композитор, народный артист России (1950 г.), лауреат Государственной премии СССР (1941 и 1951 гг.), кавалер двух орденов. Автор песен (в том числе к кинофильмам): «Песня о Родине» (1936 г.), «Марш энтузиастов» (1940 г.),

Ю. О. МАРТОВ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ВЦИК 29 АПРЕЛЯ 1918 г Я перехожу теперь к тому, что сегодня нам заявлял гражданин Ленин (В своем выступлении Ю. О. Мартов полемизирует с положениями статьи В И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» и доклада «Об очередных задачах

Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) - участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. - член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1901 г. член редакции «Искры». С 1903 г. один из лидеров меньшевиков. С 1920 г. в эмиграции.

Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. В 1877 году семья была вынуждена покинуть Турцию в из-за русско-турецкой войны.

После окончания одесской гимназии в 1891 году Мартов поступил на естественный факультет Петербургского университета, где он участвовал в студенческих кружках. В 1892 году, проштудировав "Капитал" Маркса, стал убежденным марксистом и основал Петербургскую группу "Освобождение труда", за что был арестован и выслан в Вильно.

Работая в виленской и петербургской социал-демократических организациях, проявил оригинальность мышления и талант публициста, выдвинувшись в первые фигуры социал-демократии. Он стал одним из создателей партии еврейского пролетариата "Бунда". В 1895 вместе с В. И. Лениным основал "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

В январе 1896 года был арестован и после года тюремного заключения сослан на 3 года в Туруханск, где нажил туберкулез. После окончания ссылки в 1900 году и неудачной попытки издания нелегальной газете в России уехал за рубеж и участвовал в создании газеты "Искра" и журнала "Заря". В 1903 году на II съезде РСДРП Мартов разошелся со своим ближайшим другом В.И. Лениным по важнейшим вопросам социал-демократического движения, став идеологом, публицистом и руководителем меньшевиков. В отличие от Ленина Мартов полагал, что партия должна быть демократичной и действовать преимущественно легально.

После Манифеста 17 октября 1905 года Мартов вернулся в Россию: работал в исполкоме Петербургского Совета рабочих депутатов, в редакции газеты "Начало", руководил деятельностью меньшевистских центров. Весной 1906 был арестован и выслан за границу.

С начала первой мировой войны Мартов отрицал ленинский лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую. Участвовал в международных социалистических конференциях, где выступал за справедливый, демократический мир. Февральская революция 1917 года застала Мартова в Швейцарии. В начале мая он смог вернуться в Россию. Мартов выступил против революционного оборончества и вхождения социалистов в коалиционное Временное правительство. Понимая, что прямая поддержка Временного правительства большинством меньшевистско-эсеровского Совета, с одной стороны, и безумное стремление к захвату власти большевиками - с другой ведут Россию к катастрофе, Мартов, после июльских событий и выступления Л.Г. Корнилова, заявил о необходимости перехода власти в руки революционно-демократического правительства, чтобы не допустить раскола между меньшинством пролетариата и крестьянско-солдатским большинством. Позиция Мартова не устраивала ни меньшевистско-эсеровские круги, ни большевистских лидеров. Активный противник Октябрьской революции, Мартов покинул II съезд Советов, когда загремели пушки "Авроры".

Мартов объяснил, почему он не принял новую власть: "Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране - бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием социализма и пугачевским пониманием классовой борьбы, которые порождаются, конечно, самим тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве... Для меня социализм всегда был не отрицанием индивидуальной свободы и индивидуальности, а, напротив, их высшим воплощением... Мы идем через анархию, несомненно, к какому-нибудь цезаризму ".

Пока была возможность, Мартов боролся с большевиками политическими средствами, но в июне 1918 года меньшевиков обвинили в союзе с А.В. Колчаком и в организации восстаний. В 1920 году Мартов уехал за границу, будучи уже очень больным человеком. Понимая "почвенность" большевизма, Мартов был убежден, что насильственное ниспровержение новой власти бесперспективно и до последней возможности выступал за демократизацию советского строя.

Оставил интересные воспоминания "Записки социал-демократа".

Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.

В. Ленина и Ю. Мартова называли друзьями-врагами. Когда Мартов умер в 1923 г. в Берлине, больному Ленину об этом не сказали, поскольку боялись, что с ним может случиться удар.

Политические взгляды Мартова и Ленина поначалу сходились: оба были марксистами. Но затем из одной, марксистской идеологии выросли две другие противоположные друг другу - демократический социализм (меньшевизм) и революционный социализм (большевизм). О том, каковы были основные расхождения между двумя этими идеологиями, наш корреспондент И. СОЛГАНИК беседует с доктором исторических наук Г. ЙОФФЕ.

Расхождения между Лениным и Мартовым я бы объединил в три группы в соответствии с хронологией. Первая - расхождения по организационному вопросу, которые обнаружились на II съезде РСДРП (1903 г.).

Ленин утверждал, что в условиях самодержавия пролетарская партия должна стать "организацией профессиональных революционеров", дисциплинированной, выстроенной сверху вниз: "идея централизма должна пронизать собою весь устав". Основная область деятельности партии - нелегальная, подпольная. А легальные организации должны играть вспомогательную роль - прикрывать нелегальное ядро.

По этому поводу меньшевистская новая "Искра" в 1903 г. писала: "Ленин хочет такую партию, которая представляла бы собою огромную фабрику во главе с директором в виде ЦК, а членов партии превратить в "колесики и винтики".

Мартов говорит также о "гипертрофии централизма" ленинского плана, о том, что ленинская чрезмерно нейтралистская организация опасна тем, что в ее центре может оказаться "неспособное лицо".

Вслед за Троцким Мартов обвиняет Ленина в "бонапартизме", в том, что он хочет установить в ЦК свое господство. Ленин отвечает: "До какой степени глубоко мы расходимся здесь политически с тов. Мартовым, видно из того, что он ставит мне в вину это желание влиять на ЦК, а я ставлю себе в заслугу то, что я стремился и стремлюсь закрепить это влияние организационным путем".

Видимо, Ленин был по-своему последователен и логичен, учитывая, что главной своей целью он ставил вооруженное восстание, захват власти большевиками - демократическая партия вряд ли могла бы этого достичь.

Конечно, у Ленина была своя логика и своя правота. Но несомненно также и то, что ленинская модель, выдвинутая еще в книге "Что делать?", а затем предъявленная на II съезде РСДРП, позднее привела к превращению партии в закрытую, ограниченную, полностью находящуюся под контролем "вождя" организацию. Ленинская модель повышала "боевую готовность" партии, но сужала ее демократизм.

А теперь - точка зрения Мартова. Он считает, что партия должна быть демократичной, массовой, включать всех, кто хочет помочь освобождению рабочего класса, и действовать легально. А подпольные партийные организации нужны для того, чтобы помогать открытой массовой партии.

Мартов тоже был по-своему логичен и по-своему прав. Его модель перекрывала пути гипертрофированному централизму в партии, должна была усилить ее демократический характер. Да, она могла снизить "боевитость" партии, но зато исключала авторитарные тенденции, превращение в "винтики" рядовых членов.

Как известно, на II съезде РСДРП формула Ленина получила большинство. Мартов остался в меньшинстве. Так в связи с расхождением по оргвопросу возникли два течения в российской социал-демократии - большевизм и меньшевизм.

Наверное, самые глубокие расхождения между большевиками и меньшевиками были не в их конечной цели (социализм), а в том, что значил для них социализм и какими методами его хотели строить. Ленинцы считали, что этой цели смогут достичь, только взяв власть в свои руки. Ленинская установка, начиная со II съезда партии, была неизменной: власть через вооруженное восстание ("коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти"). Мартов был против вооруженного восстания.

Не получается ли так, что в этом вопросе Мартов был марксистом больше, чем Ленин? По Марксу, общество не может перескочить через естественные фазы развития, и революция может произойти только в индустриально развитой стране в результате развития самого капиталистического общества, его внутренних законов. По Ленину - революция может произойти и в отсталой стране в результате вооруженного переворота.

Отвечая на этот вопрос, скажу о второй группе расхождений между Мартовым и Лениным, которые можно назвать политико-стратегическими.

Почему Ленин стремился создать боевую партию профессиональных революционеров? Потому, что с ее помощью большевики рассчитывали свергнуть царизм и прийти к власти, добиться, по мысли Ленина, относительно быстрого перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Меньшевики, в том числе Ю. Мартов, исходили из того, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазное правительство, которое будет содействовать капиталистическому развитию страны. Социал- демократия в этих условиях должна играть роль политической оппозиции. Задачу социалистического преобразования страны социал-демократы могут поставить лишь после того, как для этого вызреют экономические и общественные условия.

Конечно, концепция Мартова выглядит более марксистски-ортодоксальной, концепция Ленина - более новаторской.

Мы всегда подчеркивали идеологическую природу расхождений Ленина и Мартова, что, безусловно, справедливо, но неоправданно игнорировали разницу их темпераментов, которая тоже имела немалое значение. Ленин был человеком огромной воли, беспощадным к противникам, резким в высказываниях. О Мартове один из его сподвижников, меньшевик Д. Далин писал: "Мартов был скорее человеком интеллекта, чем большой воли. Больше мыслитель и писатель, чем генерал, он пользовался авторитетом благодаря уму и страстной преданности своей идее, но нуждался в коллеге-вожде, который при нем держал бы в руках разветвленный аппарат, вел практическую работу...".

Была ли, по-вашему, демократическая альтернатива Октябрю, идея которого, как известно, не находила полной поддержки даже среди большевиков, не говоря уже о других партиях?

Мы наконец подошли к последней группе противоречий между большевиками и меньшевиками.

Мартов вернулся в Россию из Швейцарии спустя месяц после Ленина - в мае 1917 г. Вот отрывок из его письма в Швейцарию, написанного летом: "Страна разорена (цены безумные, значение рубля равно 25 - 30 коп., не более). Город запущен до страшного, обыватели всего страшатся - гражданской войны, голода, миллионов бродящих солдат и т. д. Если не удастся привести очень скоро к миру, неизбежна катастрофа. Над всем тяготеет ощущение чрезвычайной "временности" всего, что свершается. Такое у всех чувство, что все это революционное великолепие на песке, что не сегодня - завтра что-то новое будет в России - то ли крутой поворот назад, то ли красный террор считающих себя большевиками, но на деле настроенных просто пугачевски".

Уже в начале июля Мартов выдвинул идею единения всех демократических сил, создания однородного социалистического правительства. Эта идея отмежевала Мартова от правых меньшевиков, которые вошли в коалицию с буржуазными партиями, и прежде всего - кадетами, но в то же время и от большевиков, требовавших, как известно, передачи всей власти только Советам.

Между тем политический компромисс, без преувеличения, мог бы стать поворотным пунктом в революции: обеспечить ее мирное развитие и предотвратить гражданскую войну. Но компромисс не состоялся. Опасаясь быстрой большевизации масс и Советов, правые меньшевики и эсеры к концу сентября 1917 г. вернулись к политике правительственной коалиции с кадетами. С одной стороны, это окончательно их скомпрометировало и связало с обанкротившимся Временным правительством, с другой - еще больше толкнуло массы к большевикам под их радикальные лозунги (мир, хлеб, земля), а самих большевиков - Ленина, Троцкого и других резко сдвинуло влево, к идее вооруженного восстания против Временного правительства как единственному способу разрешить социальный и политический кризис.

Отчаянные попытки Мартова уже в дни восстания мирно разрешить кризис путем переговоров представителей всех социалистических партий и создания "общедемократического правительства" не увенчались успехом. Правые меньшевики и правые эсеры в знак протеста против восстания покинули II съезд Советов, оставив "поле революции" большевикам. Большевики также отвергли примиряющее предложение Мартова.

- "Мы открыто ковали волю масс на восстание, - заявил Троцкий на II съезде Советов, - наше восстание победило. Теперь нам предлагают: откажитесь от победы, заключите соглашение. С кем? Вы - жалкие единицы, вы - банкроты, ваша роль сыграна, отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории".

Альтернативные варианты предлагает большевикам и Викжель: создать "однородное социалистическое правительство" из всех советских партий, поскольку "образовавшийся в Петрограде Совет народных комиссаров, как опирающийся только на одну партию, не может встретить признания и опоры во всей стране".

Демократическое крыло ЦК партии большевиков - Каменев, Зиновьев, Рыков, Ногин также требуют создать "правительство из советских партий", поскольку вне этой коалиции есть только один путь - "сохранение чисто большевистского правительства средствами политического террора". Но Ленин настаивает, что "без измены лозунгу Советской власти нельзя отказываться от чисто большевистского правительства".

То есть получается, что если до Октября 1917 г. демократические альтернативы были, то после него их уже не было.

Ретроспективно можно, конечно, об этом сожалеть, но тогда каждая партия действовала сообразно своим политическим интересам. Увы, для многих партийных лидеров они оказались важнее будущего страны. Впрочем, будущее виделось им по-разному. Те, кто выступал за блок партий (меньшевики), видели в нем гарантию против раскола демократических сил, способного довести страну до гражданской войны. Те, кто был настроен радикально и шел на разрыв с "буржуазными соглашателями" (большевики), также считали, что только на этом пути возможно будет парализовать силы контрреволюции и предотвратить гражданскую войну.

А теперь - последний вопрос. Каково было отношение Мартова, для которого не было "социализма без демократии и демократии без социализма", к диктатуре пролетариата?

Многие западные советологи называют учение о диктатуре пролетариата "тоталитарной философией власти", поскольку эта диктатура организована таким образом, что ее, по Ленину, может непосредственно осуществлять не сам пролетариат, а только его "авангард" - партия большевиков, а партией, в свою очередь, руководит ЦК. "Партией, собирающей ежегодные съезды (последний: 1 делегат от 1000 членов), руководит выбранный на съезде Центральный Комитет из 19 человек, причем текущую работу в Москве приходится вести еще более узким коллегиям, именно так называемым "Оргбюро" (Организационному бюро) и "Политбюро" (Политическому бюро), которые избираются на пленарных заседаниях Цека в составе пяти членов Цека в каждое бюро. Выходит, следовательно, самая настоящая "олигархия". Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии", - писал в 1920 г. Ленин, впоследствии сам ставший заложником этой системы.

Правые меньшевики считали Октябрь солдатским бунтом, авантюрой, а установившуюся систему - террористической партократией. Но отношение Мартова к Октябрю было далеко не столь однозначным. Выступая на экстренном съезде партии меньшевиков в конце ноября 1917 г. Мартов говорил: "Месяц, прошедший со дня большевистского переворота, достаточный срок, чтобы убедить каждого в том, что события этого рода ни в коем случае не являются исторической случайностью, что они являются продуктом предыдущего хода общественного развития". Спустя некоторое время он писал Аксельроду в Стокгольм: "Мы не считаем возможным от большевистской анархии апеллировать к реставрации бездарного коалиционного режима, а лишь к демократическому блоку. Мы за преторианско-люмпенской стороной большевизма не игнорируем его корней в русском пролетариате, а потому отказываемся организовывать гражданскую войну против него...". Но до конца своих дней Мартов страдал от того, что Октябрю не суждено было стать общедемократическим, создавшим правительство из всех социалистических партий.

В 1920 г. Мартову по просьбе ЦК меньшевиков был выдан заграничный паспорт для участия в работе съезда Независимой германской социалистической партии в городе Галле.

В Россию он не вернулся. В Берлине издавал журнал "Социалистический вестник", тяжело болел и умер в 1923 г. от туберкулеза.

Мартов - псевдоним Юлия Осиповича Цедербаума (1873-1923), профессионального революционера, одного из основателей социал- демократического движения в России, лидера фракции меньшевиков в РСДРП. Ю. О. Мартов родился в Константинополе в семье российского купца. В восемнадцать лет поступил на естественный факультет Санкт-Петербургского университета и сразу окунулся в революционную деятельность, организуя социал-демократические кружки и группы, пропагандируя марксизм и подготавливая создание марксистской социал-демократической организации из представителей рабочих и интеллигенции. Участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Один из авторов программы РСДРП, принятой на II съезде (1903). В вопросах организации и дисциплины занял позицию, противоположную взглядам В. И. Ленина о единой, строго централизованной партии. Возглавил фракцию меньшевиков на II съезде РСДРП и в дальнейшем был одним из лидеров меньшевизма. Критиковал большевиков за стремление установить в партии режим диктатуры. После поражения революции 1905-1907 гг. выступал за легализацию партии, примирение всех фракций, участие в думских выборах и думской деятельности. Ю. О. Мартов, как истинный революционер, марксист, не отрицал необходимости социалистической революции, однако считал, что условия для нее в России еще не созрели. Поэтому рабочее движение и социал-демократическая партия на этапе буржуазно-демократической революции должны поддерживать буржуазно-демократические и национально-демократические партии, способствовать углублению и расширению демократических преобразований в государстве и обществе. Условия для социалистической революции в России созреют после того, как эти революции свершатся в передовых странах Европы и Америки.

С началом Первой мировой войны, когда В. И. Ленин выдвинул лозунг поражения своего правительства и превращения империалистической войны в гражданскую, Ю. О. Мартов выступал за скорейшее ее окончание и демократический мир.

С началом Февральской революции (1917) он не поддержал вхождение социал-демократов во Временное правительство, так как это, по его мнению, могло помешать пробуждающейся в рабочей и солдатской массе «политической самодеятельности», самосознанию, необходимому для последующих социалистических преобразований. В то же время он продолжал критиковать стратегию большевиков за привлечение в революционное движение солдатско-крестьянских масс, чуждых социализму и интересам рабочего класса. В это время Ю. О. Мартов возглавлял фракцию так называемых меныневиков-интернационалистов, выступавших против «революционного оборончества», за международную солидарность рабочих всех стран и демократический мир.

Ю. О. Мартов избирался делегатом I, II, III и IV съездов Советов. В речах на съездах осуждал наступление на фронте, требовал созыва международной конференции социалистов для прекращения войны.

Октябрьскую социалистическую революцию считал ошибкой большевиков, призывал рабочих и солдат отказаться от вооруженного захвата власти. Спасение революции, по мысли Ю. О. Мартова, в то время было возможно в случае заключения мира и решительных социальных реформ.

На IV Чрезвычайном съезде Советов он выступал против заключения Брестского мира, за создание вместо Совета народных комиссаров «новой власти» однородного социалистического правительства. Однако в декабре 1918 г. на Всероссийском партийном совещании большевиков поддержал политику советского правительства по борьбе с контрреволюцией и выступил за снятие требования Учредительного собрания. Как реальный политик, Мартов принял факт существования советского строя, но оставался сторонником демократической республики и продолжал критику советского правительства.

В октябре 1920 г. Мартов по поручению ЦК партии меньшевиков (которая 30 ноября 1919 г. была легализована) выехал за границу в качестве представителя партии во II Интернационале, сохранив советское гражданство. В 1921 г. он стал одним из создателей так называемого Венского, или 2"/г Интернационала. Умер от туберкулеза и похоронен в Берлине.

Ю. О. Мартов большую часть своей сознательной жизни посвятил изучению и пропаганде марксизма, созданию марксистской партии в России по образу германской социал-демократической организации (СДПГ). Как в теории социализма, так и в партийной практике он придерживался умеренных позиций, хотя не отвергал возможности революции и построения социализма в России. И в теории, и в партийной работе Мартов был принципиальным противником большевизма и его лидера В. И. Ленина, отвергая, в первую очередь, стремление большевиков немедленно ввести социалистический строй в России, их нетерпимость к другим партиям, в том числе социалистическим. Как теоретик партий, Мартов известен в первую очередь классификацией российских партий, данной им в монографии «Политические партии в России» (1906), в которой все российские партии подразделены на:

  • 1) правые, реакционно-консервативные (Русская монархическая партия, Союз русского народа, Русское собрание). Эти партии отстаивают монархический строй, самодержавие и традиционные русские ценности;
  • 2) партии центра (Торгово-промышленная партия, Союз 17 октября). Эти партии выступают за конституционную монархию, за введение в России основных прав и свобод, в том числе политических, и всеобщего избирательного права;
  • 3) партии либерально-демократические (Конституционно-демократическая партия, или Партия народной свободы, Партия демократических реформ, Партия свободомыслящих), которые выступают за введение конституционного порядка: равенства всех граждан перед законом, свободы совести и вероисповедания, свободы слова и печати, собраний и союзов, свободы подачи петиций, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения;
  • 4) революционные партии (Партия социалистов-революцио- неров, РСДРП), которые добиваются полного народовластия или демократической республики, предоставления отдельным народам самоуправления, выборности всех чиновников.

Таким образом, по Мартову, получается, что партийная система России (по крайней мере, в 1906 г.) имела своеобразный сдвоенный центр, партии которого разделялись по двум критериям. Во-первых, отношение к самодержавию. Партии центра (очевидно правоцентристские) хотят ограничить самодержавие конституцией, но свести законодательную роль будущего парламента к законосовещательной. Во-вторых, социальный состав парламента. Правоцентристские партии хотят и в будущем парламенте сохранить аристократический характер представительства. Либерально-демократические (т. е. левоцентристские) партии выступают за придание Думе законодательных функций, за ответственное перед Думой (а не перед монархом) правительство, за всеобщее избирательное право, которое в социальном плане сделает Думу демократической. Остальные партии занимали радикальные позиции: либо крайне правые, либо крайне левые.

И еще одна важная деталь классификации Мартовым российских партий. К левым политическим партиям он причисляет и либерально-демократические, и революционные. Это соответствует его концепции о возможном союзе социал-демократических и ли- берал-демократических сил.

В другой своей монографии о российских партиях, «Зарождение политических партий и их деятельность», подписанной псевдонимом А. Егоров и опубликованной в многотомном издании «Общественное движение в России в начале XIX века» (т. I), Ю. О. Мартов рисует картину российского партийного генезиса, возникновения в рамках трех социальных движений (народничество, социал-демократия, либеральная демократия) протопартийных, а затем и партийных организаций.

Истории революции в России, становления и борьбы российской социал-демократии, борьбы меньшевиков и большевиков посвящены такие работы О. Ю. Мартова, как: «История российской социал- демократии» (Петроград, 1918), «Мировой большевизм» (Берлин, 1923), «Итоги войны и революции» (Москва, 1918), «Записки социал-демократа» (Москва, 1924), его переписка с П. Б. Аксельродом («Письма П. Б. Аксельрода и Ю. О. Мартова», Берлин, 1924).

Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум ; 24 ноября 1873, Константинополь - 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) - российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист.

Ранние годы

Родился в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Дед Юлия Осиповича - Александр Осипович Цедербаум - стоял во главе просветительского движения в Одессе в 1850-1860 гг. и в Петербурге в 1870-1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец - Иосиф Александрович (1839-1907) - служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из монастыря, родила одиннадцать детей, троих похоронила. Двое из трёх братьев Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и сестра Лидия стали известными политическими деятелями.

C раннего детства хромал. Гувернантка уронила его с небольшой высоты, в результате чего мальчик сломал ногу. О случившемся гувернантка долго никому не рассказывала, из-за чего лечение началось поздно и нога срослась неправильно. Несмотря на длительное лечение, как вспоминала его сестра Лидия «он так и остался на всю жизнь хромым, невольно волоча свою больную ногу, сильно сутулясь при ходьбе… Это обстоятельство сыграло, думаю, немаловажную роль в его жизни и во всем его развитии».

Племянница Мартова Юлиана Яхнина вспоминала: «Мама всегда рассказывала мне об удивительной нравственной атмосфере, которая царила в семье. - Показательна даже игра, которую играли старшие дети. Они придумали государство, названное ими Приличенск. И когда кто-то из них совершал какой-нибудь дурной поступок, его укоряли: „В Приличенске так не поступают“».

Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной.

Учился Юлий три года в 7-й гимназии Санкт-Петербурга, один год - в Николаевской Царскосельской гимназии. В 1891 году он окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.

Политическая деятельность

Уже на первом курсе Петербургского университета создал революционный кружок. В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. Бунд).

После отбытия наказания в 1895 г. вместе с В. И. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса (название организации придумал Мартов), за что был в 1896 г. вновь арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. Д. Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им была написана первая собственная работа «Современная Россия». В ссылке он пишет ещё две работы: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».

В январе 1900 г., по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты «Искра». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Лениным. Он активно работал по подготовке к изданию газеты «Искра» и журнала «Заря», был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. Будущая жена Сергея Цедербаума Конкордия Захарова стала агентом газеты, через месяц после этого она уехала из Полтавы в Петербург, а оттуда - в Мюнхен. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. туда приехал Мартов. За границей помимо работы по изданию «Искры», в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с Лениным.

Loading...Loading...