Какие виды тембров голоса существуют? — Обертонное пение

Обертоны суть первопричина осмысленности тона; они заключают в себе эстетические причины голосовых чудес, они суть - сердце и пульс человеческого голоса.
П. Брунс .

Если в обычной разговорной речи характер тембра не является чем-то особенно существенным, то в искусстве пения - это важнейшее свойство голоса, составляющее его главное богатство. Чтобы согласиться с этим, достаточно вспомнить, например, голос нашего выдающегося певца Ф. Шаляпина с его удивительно разнообразным, каждый раз неповторимо красочным тембром.

Тембр голоса часто называют «окраской звука», «колоритом» или просто «цветом голоса».() По тембру мы легко различаем голоса знакомых.() По «цвету» голоса вокальные педагоги определяют тип голоса певца (баритон, бас, тенор и т. д.). Любопытны высказывания о тембровых красках голоса известного баритона Титта Руффо (1966): «Я стремился создать при помощи специфической вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определенных изменений я создавал звук голоса белый; затем, затемняя его звуком более насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к черному, т. е. к максимально темному» (стр. 302).

От чего же зависит тембр голоса? Как известно, звуки речи сложные: они состоят из основного тона и многочис ленных обертонов, т. е. звуков более высокой, чем основной тон, частоты. Если высота голоса человека определяется частотой основного тона, то тембр голоса и принадлежность к той или иной гласной пли согласной определяется степенью выраженности в звуке тех или иных обертонов.

Анатомия тембра

Сто лет тому назад известный немецкий физик Герман Гельмгольц пользовался для определения обертонов голоса очень простым прибором: это был стеклянный или металлический шар, имеющий два отверстия (Helmholz, 1913). Узким отверстием шар вставлялся в ухо, и если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие к резонансному тону шара. Собственный же резонансный тон этого шара (f0) определяется формулой: f0 = k vs/lv, где s - площадь отверстия, v - объем резонатора, l - длина горла резонатора, k - коэффициент пропорциональности, зависящий от плотности воздуха. Легко видеть, что чем меньше объем шара и чем больше площадь его отверстия, тем выше собственная резонансная частота такого резонатора. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров, собственные резонансные тоны которых были Гельмгольцу известны.

Рис. 20. Резонатор Гельмгольца. Объяснение в тексте.

«Анатомируя» таким образом гласные, Гельмгольцу удалось установить наличие в каждой из них по одной-две области особых усиленных обертонов, которые он назвал «характеристическими тонами гласных». Гельмгольц показал, что именно благодаря этим «характеристическим топам» гласные и отличаются друг от друга по слуху.

В наши дни для исследования обертонов звука применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура. Один из таких приборов, называемый зву-ковым спектрометром, изображен на рис. 21. Если Гельмгольц при помощи своего шара-резонатора мог только выслушивать обертоны, то этот прибор, кроме того, позволяет еще и видеть их на экране. Подобно тому как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, так и сложный звук голоса, пройдя через спектрометр, оказывается расчлененным на отдельные составляющие его обертоны. Приемником звука в этом приборе служит микрофон. Далее звук в форме электрического сигнала с микрофона поступает на усилитель, а с усилителя проходит через систему электроакустических фильтров, которые и разделяют его на составные части. В результате ряда преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определенной частоте обертона, а высота столбика - его интенсивности. Столбики эти вырисовываются безынерционным лучом ка-тодно-лучевой трубки спектрометра. Таким образом, по шкале прибора мы можем определить не только частоту обертонов, из которых состоит звук голоса, но и силу каждого из обертонов. Спектрометр, изображенный на рис. 21, позволяет обнаружить в сложном звуке обертоны с частотами от 40 до 27 000 гц, т. е. практически весь слышимый человеческим ухом диапазон частот.() Слева на экране прибора располагаются низкие составляющие, справа - высокие.


Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Таким образом, речевые форманты по своей сути соответствуют характеристическим тонам Гельмгольца.

Детальные исследования формантного состава речевых звуков позволили установить, что формант в каждой гласной не одна-две, как думал Гельмгольц, а значительно больше - три, четыре и даже пять. Хотя все эти речевые форманты влияют на опознаваемость звуков, наиважнейшими оказываются все же первые две-три, средние частоты которых приведены в табл. 5.

У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности (в детском и женском голосе все форманты несколько выше, чем в мужском). Кроме того, даже у одного и того же диктора форманты одного и того же звука, например А, заметно различаются в зависимости от того, в каком слове звук произносится, ударный он или безударный, высокий или низкий и т. д. (Артёмов, 1960; Зиндер, 1960). Индивидуальные особенности формант, а также присутствие в голосе еще и других специфических для каждого человека обертонов и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному, тембр.

Теперь мы видим, что научить машину разбираться во всех этих особенностях обертонов, т. е. решить проблему «захвата речи», - дело не простое. Пока что машина научилась хорошо производить анализ звука, т. е. «анатомию» обертонов, как это делает, например, спектрометр. Но для того, чтобы опознать звук, нужно по существу произвести его синтез, т. е. найти среди обертонов форманты, сопоставить все их особенности и причислить звук к определенной категории, несмотря на целый ряд мешающих этой операции случайных признаков, Так, например, при классификации речевых звуков машина не должна «обращать внимание» на разную высоту голоса, его силу и различие в тембре. Поскольку же в формировании тембра участвует по сути дела тот же самый механизм, что и в образовании гласных, различить эти два явления очень трудно, Легко себе представить, что для человека, не знающего чужого языка, различные гласные этого языка звучат как звуки различных тембров. Таким образом, проблема классификации звуков в речи тесным образом связана с изучением тембра. Успехи науки, однако, позволяют надеяться, что в недалеком будущем, взяв телефонную трубку, нам уже не нужно будет производить однообразную и скучную операцию набора номера пальцем; достаточно лишь будет четким голосом произнести номер, как машина тотчас же соединит нас с абонентом. Разумеется, произойдет это тогда, когда тайна вещих слов «сим-сим, отвори дверь!» из известной сказки «Али-баба и сорок разбойников» будет полностью раскрыта и из фантазии превращена в действительность.

Таблица 5
Средние частоты формант гласных (в гр) (по Фанту, 1964)

Начат разговор о явлении резонанса, как основного «строителя» нашего голоса. Данная статья, как продолжение темы о резонансе в голосе посвящена полностью рассмотрению того, как работают наши ВЕРХНИЕ, ГОЛОВНЫЕ резонаторы.

Головные резонаторы – глотку и рот, а если быть более точной, то следует сразу говорить о ротоглоточной полости, пока не деля ее на части, нельзя оценивать как «простую» структуру. Только верхняя часть гортани, надскладочная, является, по сути, очень короткой трубкой с относительно твердыми стенками. Ротоглоточную же полость, как отмечалось в статье , следует рассматривать как подобие «мешка» сложной формы с возможностью мгновенной трансформации. Уже по самому строению можно понять, что процессы резонанса будут проходить в такой полости совершенно иначе, чем в простой полости.

Простой трубчатый резонатор (органная труба, например) будет работать так, как об этом рассказывалось в статье «Резонаторы голоса. Грудной резонатор?» , то есть усилит, кроме основного тона, на который «отзовется», все его обертоны. Так, например, если прозвучит нота Ля малой октавы (основной тон – 220 Гц), то резонатор также усилит частоты в 440, 660, 880, 1100, 1320 и т.д., но каждый, более высокий по отношению к предыдущему обертон будет звучать тише предыдущего. На рисунке ниже приведен график. Это – спектр музыкального звука.

В конечном счете, для нашего уха важны будут не более 12-15 обертонов, более высокие мы просто не расслышим. Однако, согласитесь, если бы ВЕСЬ резонаторный аппарат человека работал, как простой усилитель первичного звука голосовых складок, то звуки человеческого голоса не отличались бы от, например, звука музыкального инструмента. Но это же не так! Ни на одном музыкальном инструменте нельзя разговаривать. Другими словами, невозможно издавать гласные и согласные звуки, а человеческий голосовой аппарат это может! В чем же дело?

В том, что резонаторная система работает не только как усилитель, но и как своеобразный АКУСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР . Причем главную роль в функции ФИЛЬТРА играет именно ротоглоточный рупор (так еще называют объединенную ротовую и глоточную полости).

По своей форме ротоглотка действительно несколько напоминает изогнутый рупор. Но отличается кардинально от любого рупора наличием в ней одной мощной, объемной и подвижной мышцы, какой?… Правильно, ЯЗЫКА ! И вот именно его движения внутри нашего рта приводят к удивительной трансформации просто музыкального звука в звук ВОКАЛЬНЫЙ .

Это впервые доказали в 1946 году японские ученые, предложив математическую модель процесса, который происходит в расширяющейся и замкнутой с одного конца трубе если ее «пережимать», создавать в ней сужение, причем в разных ее местах. Так, как и работает корень нашего языка при произнесении различных гласных звуков. Сам процесс очень сложен математически, но главное – выводы, следующие из него.

При таком изменении формы резонатора основная звуковая волна и ее обертоны, созданные в гортани и усиленные нашими резонаторами, начинают «чудесным» образом «склеиваться» между собой, причем не все, а только самые интенсивные, энергетически сильные обертоны, как бы «выключая» из получившегося звука все остальные. Привычная спектральная картина изменяется совершенно! Возникает то, что в фонетике, акустике (и вокале, конечно) называют ФОРМАНТАМИ .

Оказывается, что ТЕМБР нашего голоса – не бесконечное количество звуковых волн, не сумма основного звука и его обертонов, а довольно ограниченная по своему спектру сложная звуковая волна. Эта звуковая волна состоит из нескольких ОБЛАСТЕЙ – групп частот, усиленных резонаторной системой вокального тракта, тогда как другие, которые ротоглоточной полостью НЕ ОТФИЛЬТРОВАНЫ , не оказывают влияния на тембр голоса вообще. Эти области усиленных частот и называются ФОРМАНТАМИ .

Самую низкую по частоте форманту называют Основной, в ней содержится основной тон звука, сама НОТА . Следующую форманту называют Первой речевой. Эта форманта в речи возникает, благодаря глоточной полости. Для распознавания гласного звука важны первые две форманты – первая и следующая за ней вторая речевая. «Ответственной» за вторую речевую форманту является ротовая полость. Именно размер и взаимное расположение в спектре первой и второй формант определяют то, какую гласную мы услышим.

В обычной разговорной речи этих трех формант (не забыли про Основную) вполне достаточно для создания всего спектра гласных звуков языка. При пении вокальный аппарат человека организован несколько иначе, и это приводит к иному взаимодействию человеческих резонаторов между собой и образованию других частотных областей в спектре.

Согласно выводам науки, нельзя считать, что первая форманта в пении образуется благодаря именно глотке. Эта форманта играет в вокале огромную роль и даже имеет свое специальное название – НИЗКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ФОРМАНТА . За ее создание в спектре голоса одновременно отвечают две полости – трахеобронхиальный (нижний, грудной) резонатор и вся ротоглоточная полость (включая и глотку, и рот). Однако, как вы могли прочитать в статье «Резонаторы голоса. Грудной резонатор?» , а также в статье «Грудной резонатор - мифы и реальность» , западные коллеги этого мнения совершенно не разделяют...

«Обобщение собственных исследований, проведенных мною в разные годы, а также работ других авторов, приводит нас к выводам о том, что НПФ, во-первых, представляет для певческого голоса значительно большую роль, чем это считалось раньше, а во-вторых, - происхождение НПФ связано с резонансной активностью двух наиболее крупных полостей голосового тракта певца ротоглоточного и трахеобронхиального резонаторов.
…При этом вклад грудного резонатора весьма велик.»

Профессор В.П.Морозов
«Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники.»

Ротоглоточная полость при пении имеет конфигурацию, отличную от речевой. Эта конфигурация при пении гораздо больше напоминает трубу, чем при создании звуков речи. Конечно, в том случае, если певец поет, а не разговаривает под музыку. Это важно, но, отвлекшись на рассказ о том, почему, я уйду от рассматриваемой темы. Просто отметим, что изменение конфигурации ротоглоточной полости при пении, большая интенсивность создания звука приводят к появлению в спектре голоса дополнительных областей усиленных частот.

Средняя певческая форманта, которую часто сравнивают со второй речевой не соответствует этой второй ни по частоте, ни по амплитуде, хотя в спектре голоса певца присутствует и, как бы, выполняет роль второй форманты в речи. Прошу заметить, что в современной вокальной манере и НПФ (низкая певческая форманта) и средняя, могут быть ПОДОБНЫ речевым формантам, но совпадать с ними все равно не будут. Это даже не требует специальных исследований - послушайте сами, речевой голос человека (точнее гласные звуки) звучат не так, как те же звуки в голосе того же человека, когда он поет, пусть даже и не профессионально.

Следующие форманты, третья, четвертая, пятая уже более важны для того, чтобы слушатель оценил голос как «красивый», «богатый». Существует в голосах певцов и ВЫСОКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ форманта, представляющая из себя некое объединение третьей, четвертой и пятой формант в нечто общее. Она дает голосу качество «полетности», а с точки зрения физики полетность – это помехоустойчивость, такой голос будет слышен на фоне шумов.

«Интересно отметить, что у старинных скрипок (Страдивари, Амати, Гварнери), отличающихся особой звонкостью, полетностью звука, также в этой области частот (2,5…3 кГц) находится область выраженных резонансов (третья форманта). В работах В.П.Морозова была даже предложена количественная величина K – коэффициент звонкости голоса…(он показывает, какая часть тембра голоса приходится на высокую певческую форманту) …Измерения, проведенные у разных категорий певцов, показали, что у выдающихся певцов этот коэффициент достигает 33…35%, у неквалифицированных певцов – 5…11%, а у детей – 3%.»

Ирина Алдошина «Акустические характеристики вокальной речи».

О высокой певческой форманте написано очень и очень много, так что мне нет смысла повторяться. Однако замечу, что в обычном разговорном голосе эта форманта отсутствует, она, как правило – продукт искусственный, и появляется в голосе певца далеко не сразу! Подавляющее большинство российских певцов, поющих репертуар в современных музыкальных стилях, не имеют в своем голосе этой форманты, или она очень неразвита, но собирать стадионы ее отсутствие певцам не мешает.

Хотя нужно заметить, что у некоторых наций (итальянцы, американцы) в тембре разговорного голоса часто присутствует высокая форманта, которую называют twang (звон струны), голос пронзителен, звонок. Более подробно о том, что такое twang для современного вокалиста, рассказывает статья «Тванг или не тванг? Вот в чем вопрос!»

Женский голос отличается от мужского не только высотой. В нем меньше формант, чем в голосе мужском. Пусть женщины не обижаются на природу, все ею сделано с позиций целесообразности. Не забывайте, ведь женский голос на целую октаву выше! В среднем, конечно. Именно поэтому он хорошо различим на фоне шумов (объявления в аэропортах и на вокзалах делаются, как правило, женским голосом).

На рисунке видно, почему так происходит. Это следствие того, что длина ротоглоточного резонатора у женщин меньше, чем у мужчин. В более короткой трубке возникает меньше пиков-формант. Вспомните сами, ведь женский голос кажется нам менее обертональным, чем мужской, зато он более «прозрачен».

В простом, бытовом, что ли, смысле мы сталкиваемся с формантами голоса постоянно. Гласная А отличается по звучанию от гласной О , или И , или Э … Чем? Как я уже говорила - взаимным расположением формант в спектре голоса. РАЗНЫЕ частоты и ПО-РАЗНОМУ отфильтровывает наша ротоглотка при помощи двигающегося языка, открывающейся или закрывающейся челюсти, растягивания или сужения губ. Поэтому и гласные, спетые на одной и той же высоте, звучат по-разному. Форманты то сближаются между собой, то несколько отдаляются, звучат относительно соседей громче или тише, а все эти изменения в спектре звука наш мозг фиксирует как звучание разных гласных. Слава богу, вокалисту не нужно учиться говорить, как этому учатся маленькие дети. Способность нашего главного ГОЛОВНОГО резонатора со всеми его АРТИКУЛЯЦИОННЫМИ возможностями (язык, губы, челюсть и т.д.) создавать гласный звук, мы вырабатываем в раннем детстве, когда учимся говорить.

Обертон (overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.

Обертонное пение 1.0 - видеосеминар Олега Российского

Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной - негармоническими»

В музыке звук - это совокупность основного тона и гармонических обертонов. Любое звучащее тело может колебаться не только как целое, но и одновременно как бы «частями». Так в гитарной струне колеблется не только сердечник, но и оплетка, а еще колки, гриф и корпус. Сердечник задает основной тон, а все остальные элементы как бы добавочные звуки – обертоны. Вместе мы получаем тембр. Если струну поставить в другую гитару или поменять вид оплетки – будет тот же основной тон, но тембр уже другой.

Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.

А что же такое обертонное пение ?

Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, например, Снатам Каур

То можно услышать, что тембр ее голоса включает в себя разные по высоте звуки. Очень ярко слышен высокий стеклянный звук. Это и есть один из обертонов. Богатый обертонами тембр, говорит либо о хороших природных данных, либо о хорошей и глубокой проработке голоса.

В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка. Когда мы слушаем обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Особенно ярко обертоны выражены в горловом пении. Так называют обертонное пение народов Сибири, Монголии, и некоторых других.



Обертонное пение – это один из лучших способов войти в глубокую медитацию. Причем как исполнителю, так и слушателям. Обертоны обладают магическим свойством очищать сознание, успокаивать ум, уравновешивать энергетическое тело. Несмотря на глубокое медитативное состояние, звук обертонов способствует сохранению полной ясности восприятия.

На наших семинарах мы прикасаемся к основам обертонного пения, делаем упражнения, которые помогают усилить и услышать наши собственные обертоны.


Человеческий голос - в своем роде уникальное явление и как акустический феномен, и как анатомо-физиологическое действие, а также в силу своего социального значения. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза.

Когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Способность говорить, выражать свои мысли характеризует человека как личность. С социальной точки зрения голос является не только средством информации и общения между людьми, но и ценным капиталом, если профессиональная деятельность связана с использованием голоса (например, у певцов, артистов разговорного жанра, конферансье, пародистов-звукоподражателей, дикторов радио и телевидения и т.д.), а также своеобразным «орудием производства» (у учителей школ, преподавателей институтов и университетов, лекторов, ораторов, экскурсоводов, диспетчеров, телефонисток справочной службы и людей многих других профессий).

Не зря голос означает также и мнение: отдавать голос, голосовать, соглашаться, гласность, негласно и т.д. В немецком языке от слова stimme (голос) происходит слово Stimmund (настроение). От латинского глагола sonare (звучать) происходит слово persona - маска, которая в античные времена закрывала лицо актера. Ее меняли в течение спектакля в зависимости от характера персонажа. Впоследствии слово persona приобрело значение персоны - человеческого индивидуума.

Голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным-черна однажды затесалась
Ворона между черными дроздами.
Ее никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!


Человеческий голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким, как частота, сила, длительность и тембр, которые, как величины, можно анализировать и по отдельности. В действительности, однако, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку эти качества образуют единый неделимый комплекс.

Но, несмотря на всю сложность поставленной задачи, попытаемся все-таки «анатомировать» голос. Итак, основными свойствами голоса являются: 1) тоновый диапазон; 2) сила; 3) окраска и тембр; 4) вибрато.

Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 секунду, величина эта измеряется в герцах (1 герц - это одно колебание в секунду). Голосовые складки способны приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Это объясняет то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10 000 колебаний в секунду и даже больше.

Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.

Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность (устойчивость к утомлению).

Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона порядка 2,5 октавы, а женские нередко превышают 3. Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов - 35 полутонов, для женских - 38. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 герца) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 герц), то получится, что человеческий голос охватывает 6 октав.

Некоторые низкие голоса имеют крайние тоны с частотой 50...60 герц. Самый низкий тон, который может быть взят человеческим голосом, - это «фа» контроктавы с частотой 43,2 герца. В оперных произведениях и ораториях басы используют обычно низкий звук «ре» большой октавы - 72,6 герца. Так называемые октависты русских церковных хоров достигают очень низких звуков. Эти певцы продуцируют чрезвычайно низкие тоны по механизму пищеводного голоса. Известно, что самым высоким тоном колоратурного сопрано является «фа» третьей октавы (1354 герца) из знаменитой арии «Царицы ночи» в «Волшебной флейте» Моцарта при исполнении «стаккато».

Некоторые всемирно известные певицы, такие, как Лукреция Агуяри, Дженни Линд, Има Сумак, Жозе Дарла и другие, перешагнули за обычные пределы высоты женского голоса и достигли тонов «a3», «c4» (2069 герц), а Эрна Зак и Мадо Робен - «d4» (2300 герц), при этом исполнение их отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу.

А теперь поговорим о силе голоса. Сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых связок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. И тот, и другой процесс регулируются центральной нервной системой. Контроль осуществляется с помощью слуха. Если же взаимоотношения между этими процессами нарушаются, например, при крике ужаса, то превалирование давления внутри трахеи вызывает звук, который характеризуется отсутствием чистой тональности. Сила звука определяется в децибелах.

Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения на расстоянии, а певческий голос благодаря своей силе находит применение в исполнении произведения искусства на театральной сцене и эстраде.

Разговорный голос использует довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между «пиано» и «форте». При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 децибелам, при вспышке гнева она возрастает до 60. В помещении голос оратора должен обладать силой в 55, а на открытом воздухе - 80 децибел.

У певцов сила голоса достигает значительных величин, возрастая от 30 до 110 и даже 130 децибел на расстоянии метра от поющего. Величина силы голоса в 130 децибел на расстоянии метра от певца, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует фактически силе в 160...170 децибел, развиваемой на уровне гортани. Подобные огромные величины не могут быть достигнуты ни одним музыкальным инструментом с вибрирующими частями.

Голос приобретает свойственные ему силу и тембр в резонаторных полостях. В этой фразе нам пока остаются непонятными термины «тембр» и «резонаторные полости». Попытаемся их разъяснить, но начать придется издалека.

Все окружающие нас звуки являются сложными. Простых звуков, представленных только одиночными колебаниями, практически не встречается. Их можно получить искусственно - например, при звучании камертона или с помощью специальной аппаратуры. Сложные звуки состоят из одного основного тона, определяющего главную тональность, и сопровождаются рядом так называемых гармонических тонов, называемых обычно обертонами. Обертоны имеют более высокую, чем у основного тона, частоту, чем и обусловлено их название (вспомните, например, встречавшиеся вам в литературе слова «кондуктор» и «обер-кондуктор», старший кондуктор; «лейтенант» и «обер-лейтенант» и т.д.).

Характерные звуковые особенности различных источников определяются не только свойствами основного тона, но и не в меньшей степени наличием обертонов. Именно присутствие тех или иных обертонов, представленных в определенном числе и соотношении, и характеризует тембр источника звука. Слово «тембр» происходит из французского языка и означает «печать», «клеймо». Служит тембр для характеристики источника тона. По тембру мы различаем звуки окружающей нас живой и неживой природы, судим об их происхождении.

При колебании голосовых складок, помимо основного тона, также образуется большое количество дополнительных обертонов. Но для восприятия органом слуха сила их недостаточна. Усиление этих обертонов происходит в резонаторах. Резонатор сам не производит звуков, он лишь усиливает некоторые из обертонов, выделяя их таким образом в качестве спутников основного тона в общей звуковой картине.

Рассмотрим свойства некоторых резонаторов на примере музыкальных инструментов. Духовые музыкальные инструменты (как деревянные - флейты, дудки, так и медные - трубы, саксофоны и т.д. и даже роговые) имеют резонаторы трубчатой или воронкообразной формы. Кстати, такую же форму резонатора имел и старинный граммофон: без громадной жестяной трубы звук пластинки был бы едва слышен. Действие всех трубчатых резонаторов подчиняется принципам теории воронок, предложенной в 1935 году Рокардом. В них звуковая энергия источника звука (например, губ трубача или граммофонной пластинки) проходит через всю резонаторную трубу, обогащается обертонами и покидает инструмент через противоположное выходное отверстие. В резонаторах этого типа феномен резонанса развивается последовательно в направлении движения звуковой волны.

Резонаторная система голосового органа человека относится к группе трубчатых, в частности, воронкообразных резонаторов. В систему эту входят все пространство гортани над голосовыми связками, гортань и ротоглотка, полость рта с наружным ротовым отверстием. По форме и свойствам эта резонаторная система очень напоминает систему резонаторов медных духовых инструментов. При этом вибрирующие губы трубача аналогичны колеблющимся голосовым связкам певца, а выходное отверстие валторны или тромбона - открытому рту.

Но существует еще один вид резонаторов - полостные. Свойства их впервые получили объяснение еще в 1863 году в сформулированной Германом Гельмгольцем теории резонанса. Полостные резонаторы обязательно имеют отверстие, через которое звуковые волны входят в полость, усиливаются, отражаясь от стенок, и включаются в общее звучание источника. К полостным резонаторам относятся гитара и скрипка, лютня и мандолина, балалайка и банджо. Полостные резонаторы по своему объему и форме, а также благодаря форме своего отверстия «настроены» на ту или иную совокупность обертонов, то есть обладают способностью усиливать преимущественно лишь определенные обертоны, которые наиболее близки к их «собственным» тонам. Благодаря такой полости развивается феномен созвучия, благозвучия, обогащающий звучание основного тона.

Такими полостными резонаторами для обертонов, возникающих при колебании голосовых связок, являются околоносовые пазухи - верхнечелюстная, лобная, основная, решетчатые, и полость носа. А так как объем их постоянен, то резонируют в основном одни и те же группы обертонов, что придает голосу неповторимую индивидуальную окраску.

Это подтверждается экспериментом, заключающимся в проигрывании в обратном направлении записанного на магнитофонную ленту разговора, когда смысл, естественно, не может быть понят, но того, кто говорит, узнать можно.

Благодаря индивидуальному объему околоносовых пазух тембр голоса тоже строго индивидуален. Неповторимость его можно сравнить с неповторимым узором отпечатка пальцев. Во многих странах мира (в США, Англии, Италии) магнитофонная запись человеческого голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно.

А как же быть с поразительной способностью некоторых людей к звукоподражанию? Надо признаться, что это свойство пародистов исследовано далеко не достаточно. Частично иллюзию чужого голоса можно объяснить копированием характерной манеры разговора, индивидуальных дефектов и особенностей голоса, построения фразы. Но ведь наиболее талантливым артистам удается добиваться и схожего тембра голоса. Как это получается, пока еще не совсем ясно.

Тайна тембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актеров, певцов, физиологов и даже математиков. Первым попытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик Герман Гельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства - стеклянные или металлические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие по звучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров.

Сейчас для исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определенной частоте обертона, а высота столбика - его интенсивности.

Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Форманта во многом определяет секрет индивидуального звучания тембра. Исследования показали, что в каждой гласной содержатся три, четыре и даже пять формант. Каждая из них влияет на опознаваемость звуков, но наиважнейшими оказываются первые две-три.

У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.

Вы никогда не задумывались, от чего зависит такое свойство голоса певца, как его звонкость? Хотя слово «звонкий» не совсем точно передает характеристику голоса певца. Голос может быть серебристый, бархатный, яркий, тусклый. Поэтому иногда говорят об окраске или о «цвете» голоса. Современная фониатрия считает, что певческий голосовой вокальный тембр представлен следующими элементами: блеск, объем, плотность и общая окраска. Общая окраска, объем, и плотность голоса зависят от усвоенной вокальной техники, тогда как блеск создается врожденным качеством гортани и не может быть приобретен путем специальных упражнений. Блеск голоса зависит от плотности прилегания голосовых складок и является строго индивидуальным свойством певца. Поэтому не все, а только качественные голоса обладают блеском - ценным свойством певческого голоса. Так вот, упомянутая нами «звонкость» идентична такому понятию, как блеск голоса.

От чего же зависит эта важная особенность тембра - блеск голоса? Установлено, что в звуке певческого голоса содержится значительно больше высоких обертонов, чем в звуке обычного разговорного голоса. Особенно сильно выражены в певческом голосе высокие обертоны с частотой 2500...3000 герц, они-то и придают голосу звонкий оттенок. Сила этих обертонов в голосе хорошего певца в десятки раз больше, чем в обычном разговорном голосе. Эта группа высоких обертонов была названа «высокой певческой формантой».

Величина высокой певческой форманты в спектрах голосов Шаляпина, Карузо, Баттистини, Джильи и других мастеров пения намного больше, чем в спектрах голосов начинающих певцов. Хотя голоса всех выдающихся певцов отличаются исключительным своеобразием тембра, наблюдается одна общая закономерность: во всех них сильно выражена, высокая певческая форманта, которая и придает им чарующий серебристый оттенок.

Чтобы доказать, что высокая певческая форманта действительно придает голосу силу и звонкость, голоса Шаляпина, Карузо и других знаменитых певцов, записанные на магнитофонной пленке, подвергли своеобразной «хирургической операции». При помощи специальных электроакустических фильтров высокая певческая форманта была полностью «вырезана» из голоса и «пересажена» на другую магнитофонную ленту. Оказалось, что голос, лишенный певческой форманты, звучит на слух тускло, без звонкости и яркости, присущих хорошему певческому звуку. Сама же по себе изолированная форманта напоминала соловьиную трель. Любопытно, что эта «соловьиная трель», напоминающая еще звон маленького серебряного колокольчика, содержится не только в самих высоких голосах, таких, как сопрано, тенор, но буквально во всех, даже у самого низкого баса. И чем сильнее выражена высокая певческая форманта в голосе певца, тем больше его звонкость и серебристый тембр.

Почему же певческая форманта так сильно влияет на звонкость голоса? Ухо человека способно воспринимать частоты в довольно большом диапазоне - от 16 до 20 000 герц. Но природа наделила нас такой способностью с большим «запасом».

В реальной жизни зона частот, с которыми нам приходится иметь дело (так называемых «речевых частот») занимает интервал от 250 до 8000 герц, а наивысшей чувствительностью слух обладает к звукам с частотой 2000...3000 герц. Но как раз в этой области и располагается высокая певческая форманта! Выходит, что она «поражает» наиболее уязвимые участки нашего слуха. Заметим, что для звуковой сигнализации человек нередко выбирает звуки, близкие по частоте к звучанию высокой певческой форманты, таков, например, звук милицейского свистка или будильника в электронных часах.

Благодаря тому, что высокую певческую форманту удается выделить из голоса, ее можно измерить. У начинающих, малоопытных певцов содержание певческой форманты в голосе составляет 3...5, у опытных профессиональных певцов - 15...30, а у выдающихся мастеров вокала доходит до 35 процентов и более. Поскольку же от высокой певческой форманты зависит звонкость голоса, ее процентное содержание в певческом звуке вполне логично назвать коэффициентом звонкости голоса. Коэффициент звонкости голоса зависит и от эмоционального состояния человека: положительные эмоции повышают, а отрицательные уменьшают звонкость голоса. Недаром же мы говорим: «Голос его зазвенел от восторга». Или: «Он сказал эту фразу унылым, тусклым, глухим и сдавленным голосом».

Исследование звонкости голоса имеет и большее практическое значение. Например, искусственно усиливая область обертонов в полосе 2500..3000 герц, голосу любого человека можно придать приятный серебристый оттенок. И, наоборот, плохой записью можно испортить даже самые звонкие голоса.

Красота тембра голоса, разумеется, зависит не только от высокой певческой форманты, но и от ряда других обертонов. В частности, впечатление «мягкости» и «массивности» голосу придает низкая певческая форманта, которая обнаружена в голосе хороших певцов. Она расположена в области 300...600 герц.

Объем голоса зависит от силы основного тона. Он увеличивается соответственно размерам глоточной воронки (в основном в длину). Объемные голоса проявляют себя при исполнении соответствующих партий и в больших просторных помещениях. Плотность голоса определяется по наличию гармонических тонов ниже 2500 герц. Плотные голоса сохраняют эти качества независимо от положения певца по отношению к слушателю.

Существует также такое понятие, как общая окраска голоса, она бывает светлой и темной в зависимости от присутствия обертонов в общей звуковой картине выше и ниже 1500 герц. Определение различий в окраске голоса всегда связано с большими трудностями, так как физические ее параметры выделить нелегко, а оценка на слух зависит от индивидуального восприятия.

Музыканты и певцы высоко ценят еще одно важное свойство звука - его полетность. Это свойство определяется ими как способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, а кроме того, выделяться на фоне других звуков, например, «резать» оркестр - лететь через оркестр.

Существуют голоса как будто бы и большие, но почему-то неполетные. В маленькой комнате это «царь-голос», а на большой сцене этого «царя» забьет даже самое жиденькое сопрано. Такие неполетные голоса старые итальянские маэстро обозначали термином «металло-фальзо», то есть «ложный металл». С другой стороны, встречаются голоса как будто маленькие и «невзрачные», во всяком случае, не впечатляющие в небольшом помещении, но в большом зале театра, на огромной сцене они как будто бы ничуть не теряют в звучности и далее усиливаются: прекрасно слышны во всех уголках, серебристым звоном сверкают в хаосе окружающих звуков, свободно выделяясь на фоне хора и оркестра».

Вот это-то свойство голоса и называется полетностью. В чем же секрет полетности певческого голоса? Специальные исследования показали, что причина опять-таки скрыта в высокой певческой форманте: чем больше уровень этой форманты, тем звонче голос и тем он полетнее. Для сравнения голосов различных певцов можно вычислить для каждого из них коэффициент полетности голоса, который пропорционален логарифму отношения интенсивности шума к пороговой силе голоса и выражается в децибелах. Исходя из этой формулы, коэффициент этот правильнее было бы назвать коэффициентом помехоустойчивости голоса. Этот коэффициент показывает, на сколько децибел голос певца может быть слабее шума, с тем, однако, условием, чтобы «не потонуть» в этом шуме. Измерения показали, что у хороших (звонких) голосов коэффициент полетности равняется 25...30 децибелам, а у плохих {«сырых») голосов - всего лишь 15...20 децибелам.

Любопытно, что если из хорошего (звонкого) голоса «вырезать» и удалить высокую певческую форманту, то вместе со звонкостью теряется и полетность голоса, причем коэффициент полетности падает с 25...30 до 12...15 децибел. Эти опыты доказывают, что высокая певческая форманта придает голосу не только красоту тембра - приятную на слух серебристую звонкость, но также и важнейшее техническое свойство - полетность звука.

Интересно, что полетностью звука обладают и музыкальные инструменты, и зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари, Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительной полетностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, все еще до конца не разгадан.

Существует еще одно качество певческого голоса, и называется оно «вибрато». Вибрато создает у слушателя приятное впечатление богатства звучания, эмоциональности и звучности. Вибрато является результатом периодических изменений высоты и силы голоса. Прислушайтесь к голосу хорошего певца - вы услышите, что он слегка колеблется с частотой примерно 5...7 пульсаций в секунду. Это и есть вибрато. Данная частота вибрато кажется для нашего звука наиболее благозвучной: более редкие колебания воспринимаются как качание звука, а более частые - как дрожание («барашек» в голосе). Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворенным. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов «прямым, как палка».

Вибрато проявляется в основном при поддержании тонов в «форте» и почти отсутствует при пении в «пиано». По своему характеру вибрато разных певцов отличается колоссальным разнообразием, оно характеризует индивидуальную особенность каждого певца в основном с сильными голосами, что, однако, может в известной степени варьировать за счет вокального обучения. Детские голоса, за исключением голосов у специально обученных исполнителей, не обладают вибрато.

У неопытных певцов вибрато нередко бывает очень резким и глубоким, что создает впечатление прерывистого звука. Такое вибрато часто называют «тремоляцией голоса», или «тремоло». Тремоло проявляется в основном при пении в «пиано» в результате сильного сокращения голосовых мышц, при котором их правильные, плавные движения приобретают неравномерный, прерывистый характер, что распространяется также на мышцы нижней челюсти и языка. Кроме того, у плохих певцов вибрато не имеет той ритмичности, которая свойственна мастерам пения. Это создает впечатление неустойчивости, неопределенности звука и говорит о несовершенстве вокальной техники, а точнее, является прямым следствием этого несовершенства.

Вибрато придает голосу определенную эмоциональную окраску, от него зависят эстетические свойства голоса. Именно вибрато выражает эмоциональное волнение певца и несет его слушателю. Некоторые известные драматические артисты для выражения сильных эмоциональных переживаний также иногда прибегают к вибрато. С этой же целью музыканты - виолончелисты, скрипачи, трубачи - сознательно стараются придать звуку своих инструментов вибрирующий характер, сходный с вибрацией певческого голоса: этот прием делает музыку более выразительной.

Иван Сергеевич Тургенев, который был тонким ценителем и большим знатоком пения, так пишет о вибрато в рассказе «Певцы». Описывая пение талантливого певца-самородка Якова Турка, он подчеркивает: «Голос его не трепетал более - он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя». А вот как характеризует вибрато голоса Алексей Константинович Толстой в своем романсе «Средь шумного бала, случайно...»: «А голос так дивно звучал, как звон отдаленной свирели, как моря играющий вал».

Итак, вибрато - очень важное украшение звука.

А как же оно образуется? Вибрирующий характер голосу придают едва заметные колебания гортани и формы резонаторов, происходящие у певцов в такт вибрато.

Голоса различных людей, сколь бы непохожи они ни были, зависят от основных качеств голоса: тонового диапазона, силы и тембра. Поэтому голоса, совпадающие по этим признакам, можно попытаться объединить в различные самостоятельные группы. Традиционная вековая практика показала, что каждый из полов имеет по две разновидности голоса с диапазоном приблизительно из 9...10 тонов с разницей между высокой и низкой разновидностью в одну терцию. Постепенно с развитием вокального искусства в XVIII веке появляется новая промежуточная разновидность, прежде всего для женских голосов. В XIX веке окончательно устанавливаются три голосовые разновидности для каждого пола. У мужчин - бас, баритон, тенор; у женщин - альт, меццо-сопрано и сопрано.

Приведенная нами общепринятая классификация певческих голосов является все-таки абсолютно искусственной и не может учитывать варианты, представленные большим числом так называемых промежуточных голосов. Из истории оперного искусства XIX века известно, что композиторы нередко писали партитуры для отдельных известных и лично знакомых им певцов-исполнителей, учитывая их возможности и тембровые характеристики голоса.

Роль и участие тембра в определении голосовых разновидностей были и остаются предметом многочисленных дискуссий и споров, в ходе которых высказывались нередко противоречивые мнения. Не вдаваясь подробно в аргументацию спорящих сторон, можно сказать, что основная характеристика голоса и классификация голосовых разновидностей не могут и не должны строиться на основании тембра. Классификацию силы голоса по тембровой характеристике (общая окраска, блеск, объем и плотность) применяют лишь при распределении ролей режиссером и дирижером согласно характеру действующего лица для интерпретации образа, его социальной категории, возрасту и другим показателям.

Классификация человеческих голосов - чрезвычайно сложный субъективный процесс. Несмотря на быстрое развитие методов научных исследований, все еще не найден способ объективного анализа безграничного числа разновидностей и сочетаний основных свойств голоса. Наиболее совершенным «прибором» пока еще остается опытное ухо вокального педагога. Поэтому классифицирование певческого голоса является весьма трудной задачей. Ошибки здесь допускаются и будут допускаться, поскольку, как мы уже говорили, разделение голосов на три основные разновидности является искусственным.

В этой связи хочется привести случай со знаменитым итальянским певцом Энрико Карузо. Карузо обладал природным баритоном, но допущенная в самом начале обучения певца его вокальными педагогами ошибка в классификации голоса привела к неправильному развитию голоса в несвойственной ему разновидности.

Энрико Карузо в результате полученного образования стал петь не как баритон, а как форсированный тенор, что привело к перенапряжению голосовых связок из-за постоянной работы в несвойственном им режиме. Из биографии Карузо известно, что за свою блестящую, но очень короткую карьеру он перенес 7 (семь!!) операций по поводу узлов на голосовых связках.

Итак, Вы познакомились с основными свойствами разговорного и певческого голоса. Теперь, слушая речь или пение, вы сможете лучше понять и оценить особенности голосов.

Чтобы разобраться в понятии такого слова, как обертон, сначала надо его послушать или напеть, так как он является дополнительным звуком или призвуком, находящимся выше основного тона, спетого голосом или сыгранного на каком-либо музыкальном инструменте. обертон - это своеобразное украшение природного натурального звука.

История классификации обертонов

В Европе на дополнительные звуки, извлекаемые на музыкальных инструментах, раньше особо внимания никто не обращал. Но все прекрасно понимали, что слышат дополнительные и является обертон, что это и как он обозначается, попробуем разобраться.

В свое время классификацией обертонов занимались профессор Кейзерлинг и его ученик по имени Ральф Роузинг, который даже превзошел своего учителя, усовершенствовав понятие обертонов. При этом он даже написал музыку на основе этого уникального звукоряда.

Гармонические и негармонические обертоны

Наверняка, многие знают, что существуют звуки, вызывающие положительные или отрицательные эмоции. Вот они-то и есть обертоны. Считается, что самые низкие звуки типа гула относятся к «плохим» звукам. А вот обертоны и звуки, находящиеся в верхнем диапазоне, действуют на человека успокаивающе. Тогда рассмотрим обертон - что это за звук, и как он влияет на человека.

Обертоны невозможно представить себе без некоторых дополнительных терминов. Это касается их разновидностей. Значение слова обертон является общим и включает в себя две основные категории, по которым обертоны классифицируются.

Существует и такое понятие, как гармонический обертон. Что это, необходимо разобраться. В мире музыки и исследовании в физике гармоническими обертонами принято называть дополнительные звуки верхнего диапазона, частота которых кратна частоте основного тона. Совместное звучание в теории музыки называется гармоникой.

В некоторых случаях обертонов может выходить за пределы кратности основному тону. Тут применяется понятие негармонический обертон. Что это такое? По сути, это слишком сильное различие в звучании основного и дополнительного звуков, которое может возникать, к примеру, при колебании массивных струн.

Наиболее востребованными в музыкальном отношении являются гармонические обертоны, кратность которых выражается правильными и неправильными дробями. Второй вариант используется для инструментов без определенного тона, скажем, для барабанов. Здесь же нужно учитывать и амплитуду звучания, которую часто путают с громкостью, и частоту вибрации, и резонансные показатели.

Значение обертонов в музыке

Использование обертонов в музыкальном плане трудно переоценить. Действительно, ведь именно благодаря им можно наблюдать широкие спектры тембров инструментов. Если бы все звуки на музыкальном инструменте не имели бы обертонов, мы бы просто не различали их. Каждый звук был бы похож один на другой. Понятно, что в эмоциональном плане такие звуки никакого морального удовлетворения не вызовут.

Именно с музыкальной точки зрения отвечая на вопрос: обертон, что это, можно привести массу ярких примеров того, как обертоны могут украшать звучание инструмента. Так гитаристы очень часто используют приемы игры, называемые искусственными флажолетами. Более того, если такой звук извлекается на гитаре, использующей эффекты типа Fuzz, Drive или Overdrive, проявление обертонов значительно усиливается. Кроме того разные по высоте обертоны можно получить, если извлекать флажолеты на разных отрезках грифа.

Если взять историю, то обертонам отдавалось особое предпочтение в Древнем Китае. Китайцы относились очень скрупулезно к настройке музыкальных инструментов и звукоизвлечению. В принципе, у них не было понятия обертонов, но они чувствовали возникающую гармонию на чисто интуитивном уровне.

Роль обертонов при настройке инструментов

Тон обертон имеет огромное значение для настройки инструментов. Конечно, можно использовать специальные устройства, называемые тюнерами. Но те же профессиональные настройщики фортепиано никогда их не используют, поскольку привыкли полагаться только на свой уникальный слух. При настройке они на слух воспринимают разницу, с которой звучат несколько струн при ударе молоточком.

В нижних регистрах имеется по две струны на одну клавишу. В верхних октавах - по три. Можно себе только представить, насколько тонким должно быть восприятие звука у настройщика, чтобы услышать малозаметную разницу в амплитуде и звучащих обертонах.

То же самое можно сказать и о профессиональных гитаристах, которые применяют технику строя инструмента, основанную на сравнении натуральных флажолетов, извлекаемых на соседних струнах (как правило, на пятом ладу).

Вокальные обертоны

Обертоны голоса, равно как и обертоны, получаемые на музыкальных инструментах, играют одну из ключевых ролей для передачи всех эмоциональных оттенков вокала. Это и понятно. Ведь человеческий голос является самым интересным инструментов природного происхождения. И настройке он не подлежит. Здесь нужно только научиться его использовать при помощи множества техник пения.

Наверное, многие из нас обращали внимание на сильную вибрацию голоса у оперных певцов. Именно в этот момент и можно услышать дополнительные гармоники-обертоны. Только с вокалом нужно быть очень осторожным, ведь при неправильной постановке голоса может возникнуть ситуация, когда звучать он будет несколько фальшиво. Чтобы этого не произошло, можно использовать достаточно много техник обучения пению. И потратить на это придется не один месяц или год. Зато, когда человек этому научился, слушать его исполнение какой-либо песни станет настоящим удовольствием, от которого дух захватывает.

Loading...Loading...