Хула на духа сознательное. Какой грех является хулой на Духа Святого

В Евангелие от Матфея написано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Если Сам Христос сказал, что хула на Духа не простится, тогда полезно разобраться, что же такое хула на Святого Духа, каких действий стоит избегать и правда ли, что этот грех Бог не прощает.

В первую очередь необходимо понимать, что согласно контекста хула на Святого Духа осуждается в том случае, когда действию Духа приписывают бесовскую природу. Фарисеи, видя невероятные исцеления и освобождения, которые производил Иисус намеренно назвали их бесовскими. Можно много сделать выводов из этого, но я хотел бы обратить внимание на два момента.

1. Фарисеи считали себя экспертами в области духовной жизни и поэтому они давали оценку тем проявлениям, которые видели. Всякий раз, когда ты будешь считать себя достаточно знающим экспертом в какой-то области ты открываешь двери для гордости, которая неизменно приведет тебя к критицизму и негативному отношению к тому, что делает Бог. Дух Святой действует независимо от наших пониманий и там, где нам кажется, что мы уверены, что это не работа Божья вполне может оказаться совсем наоборот. Занимая позицию духовной власти необходимо быть особо осторожным с навешиванием ярлыков.

2. Писание учит ясно, что фарисеи предали Христа из зависти. Они завидовали, что Он приобретает учеников и толпы ходят за Ним, а не за ними. Возможно они в свое время пробовали молиться за больных и одержимых, но у них не было такой динамики и 100%-го результата как у Христа. Они понимали, что теряют власть и авторитет. Подвергалось сомнению их богословие и вера. Все что можно описать под словом «зависть» двигало их реагировать на Христа критикой и осуждением. Другими словами, когда ты видишь успех другого человека, что у него получается что-то лучше, чем у тебя, это может подтолкнуть тебя начать самоутверждаться, и зависть направит твое сердце начать критиковать не только самого человека, но и те результаты, которые есть у него благодаря работе Духа Святого. Что по сути может стать хулой. Нам нужна мудрость, чтобы из-за негативного отношения к самому человеку уважать ту работу, которую делает через него Бог.

Согласно Евангелия от Марка 3:21-30 можно сказать, что человек хулит Духа Святого, когда он настолько ожесточил грехами свое сердце, что даже видя те благие дела, которые Бог творит, отказывается признать в этом Божью руку и воздавать Славу Богу. Ему легче приписать такие дела кому и чему угодно, даже дьяволу, только не Богу.

Такой человек ослеплен грехом и его понимание истины извращено. Божьи призывы для него остаются тщетными, он отказывается их принять и послушаться. Из-за этого он не может раскаяться, а, значит, и не может быть прощен.

ЧТО ЗНАЧИТ ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО?

А.В. Карев

Источник: Карев А. Вопросы верующих / Братский вестник. 1966. №3, С. 21.

Мф. 12, 22-32; Евр. 6, 4-6
Мы знаем повествование Евангелия о преображении Христа. В чем заключалось это преображение Христа? Мы читаем в Ев. Матф. 17, 2: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Евангелист Марк говорит, что на горе Преображения «одежды Христа сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Конечно, с таким сияющим, как солнце, лицом и в такой блистающей и белой, как снег, одежде ученики Хряста не видели еще своего Учителя. Такое преображение Христа было для них уникумом, то есть единственным, ибо оно совершилось пред их глазами только однажды.

Но, идя за Христом от Вифлеема до Голгофы, мы видим все снова и снова проявление Его вечной божественной славы. Видели всё снова и снова проявление этой славы и ученики Христа. И от имени их всех говорит апостол Иоанн: и слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Эту сияющую славу Свою Христос являл Своим ученикам изо дня в день. Каким образом? В Своих словах и делах! Каждое чудо Христа, записанное на страницах Евангелия, - это своего рода преображение Христа: сияние Его лица, блистание Его одежды.

Перед нами одно из величайших чудес Христа. Как просто оно описано в Евангелии: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». В этом чуде засияла слава Христа, и эта слава вызвала удивление у всех, кто был свидетелем этого чуда. Мы читаем: «И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос (то есть Мессия), Сын Давидов?» Народ, увидев это сияние славы во Христе, готов был преклониться перед Ним, как перед Мессией. В этом чуде Христа народ увидел действие неземной силы; Сын Человеческий - Иисус засиял перед народом, как Сын Божий, как Бог во плоти.

Но свидетелями этого чуда Христа были и фарисеи. И их поразил свет Христа, совершившего на их глазах это чудо. И перед ними засиял образ Христа как Мессии. В их сознании, может быть, закопошилась мысль, которую их собрат - Никодим высказал Христу, когда пришел к Нему темной ночью: «Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2). Такие слова должны были бы сказать фарисеи Христу или о Христе, когда они увидели, как силою Христа слепой и немой бесноватый стал видеть и говорить.

После такого чуда Христа они должны были бы пасть к ногам Его и поклониться Ему, и призвать народ к следованию за Ним. А что они делают? Чтобы удержать народ от следования за Христом, они провозгласили о связи Его с веельзевулом, князем бесовским. Фарисеи сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Вот после таких слов фарисеев Христос и сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». То есть хула на Духа Святого не простится никогда.

Что же это за грех - хула на Духа Святого? И почему он не простится никогда? Если бы Христос не засиял перед фарисеями как Сын Божий, как Мессия, как Царь царей и Господь господствующих, то их отвержение Христа, как человека, подобного всем человекам, не было бы грехом, которому нет прощения. Или: если бы они находились в тумане - кто Он: Сын ли Человеческий только, или Сын Божий, как это случилось с Иоанном Крестителем, который задал Христу вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 3), - то их грех отвержения Христа, их слова на Христа, даже их хула на Христа могли бы быть прощены. Но они отвергли Христа, они отказались принять Его, несмотря на то что, как и Никодим, они понимали и сознавали, что таких чудес, которые творит Он, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Но в то время, как Никодим принял Христа и стал учеником Его, хотя и тайным, эти фарисеи, которые похулили во Христе Духа Святого, остались без Христа, отвергнув Его сознательно. А остаться без Христа - это значит остаться без прощения и спасения, причем навеки, навсегда.

Таким образом, хула на Духа Святого является грехом отвержения Христа, Которого Дух Святой прославил перед нами не только как Сына Человеческого, но как Сына Божия, как Бога, пришедшего на нашу землю во плоти, и как нашего Спасителя. Ибо задача Духа Святого - прославлять Христа, как и сказал о Нем Христос: «Он прославит Меня» (Ин. 16, 14). Не принимать Христа, прославляемого Духом Святым, - это и значит хулить Духа Святого. Хула на Духа Святого - это не слова только против Духа Святого, это акт, действие, это отвержение Христа, прославляемого перед нами Духом Святым.
В христианстве много обсуждается вопрос: кто может похулить Духа Святого - возрожденный человек или невозрожденный? Случай с фарисеями, которые сказали о Христе, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского, может привести нас к выводу, что грех хулы на Духа Святого совершают невозрожденные люди, поскольку фарисеи были именно такими людьми, то есть невозрожденными.

Но вот в Послании к Евреям 6, 4-6 мы читаем о людях, которых невозможно обновлять покаянием. Мы читаем: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Здесь идет речь о «соделавшихся причастниками Духа Святого», но «отпадших» и дошедших до такого состояния, что они снова «распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему», то есть речь идет о возрожденных людях, дошедших до хулы на Духа Святого. И если у невозрожденных людей хула на Духа Святого выражается в отвержении прославленного перед ними Духом Святым Христа, то у возрожденных хула на Духа Святого заключается в отпадении их от Христа и в последующей ненависти к Нему.

Заметим, что речь идет об отпадении от Христа, а не о падениях христианина или христианки. Большая разница между падением и отпадением. Давид пал, но не отпал от Бога; апостол Петр пал, но не отпал от Христа. Из уст того же самого Петра мы слышим слова: «Я не знаю Его», то есть Христа (Лк. 22, 57), и слова: «…так, Господи! Ты знаешь, что Я люблю Тебя» (Ин. 21, 15). Отпадение же - это уход от Христа, причем такой далекий, уход в такую даль, что он подобен смерти.

Отпадение от Христа - это такое состояние, когда никакие увещания Духа Святого, никакие обличения Слова Божия на отпадшего больше не действуют. Мы знаем, что состояния утонувших бывают разные: иных «откачивают» и они пробуждаются к жизни - остановившееся сердце начинает биться… Но есть утопленники, на которых никакими мерами нельзя больше воздействовать, - медицина объявляет их мертвыми. Есть замерзшие, которых растиранием и теплом можно пробудить к жизни; но есть и такие замерзшие, которых никакое растирание и никакое тепло не вернет к жизни. Их медицина объявляет безнадежными. Так есть отпадшие от Христа, которые возвращаются в отчий дом, к своему небесному Отцу. Это те, которые не дошли до хулы на Духа Святого. Но есть и такие отпадшие от Христа, которые никогда не вернутся к Нему. Они окаменели настолько, что не способны больше каяться; их нельзя обновлять покаянием. Они всей своей жизнью хулят Духа Святого и распинают в себе Сына Божия - Иисуса Христа. Это те, которые навсегда отказались от Христа и тем самым лишили себя навеки прощения и спасения. Вот это и есть грех хулы на Духа Святого.

Добрый вечер, пастор Василий! Благодарю вас за внимание, и что вы уделили внимание моим предыдущим вопросам и дали мне ответ. У меня есть страх, который очень сильно мучает меня, и я очень прошу вас ответить на этот вопрос. Я прочёл ваши статьи о ХУЛЕ НА ДУХА СВЯТОГО. Мне хотелось бы, чтобы вы объяснили мне просто и понятно, как совершается этот грех, потому что я не знал и не понимал этого раньше. Я прочёл ваши статьи и послушал некоторые видео проповеди, и всё ещё не понимаю. Я знаю Писание, читаю, слушаю проповеди, у меня было несколько моментов покаяния, и я покаялся, после чего старался не грешить, но снова падал. Я хочу сказать вам, что я не крещён, и не принимал причастия, не посещаю церковь, смотрю проповеди дома по компьютеру, у меня есть некоторые соседи христиане, с которыми я беседую о многом… Я не могу знать, был ли я действительно рождён свыше и получил ли Святого Духа. Я говорю вам, что в 2009 году у меня был момент покаяния, после чего примерно год я старался не грешить. Затем я снова упал и, на протяжении многих лет, меня преследовала мысль, у меня не было состояния спосокойствия… Прошло время с 2009, и сейчас, прошлым летом, у меня снова было состояние самоанализа и покаяния, и я почувствовал ещё больше освобождения на душе. Хочу отметить, что я не покаялся в церкви перед братьями или с возложением рук, это было не так, я был дома один. У меня был период спокойствия, и я ходил с Богом, но, что самое ужасное, я снова упал, и я чувствую себя так плохо, чувствую печаль и боль, до нынешнего момента я не знал о ХУЛЕ НА СВЯТОГО ДУХА. Недавно я узнал и ужаснулся, и сейчас я в состоянии страха. Вообще-то, это я и хотел бы у вас спросить — моей деятельностью и жизнью до нынешнего момента я хулил Духа? Пастор Василий, прошу вас прислать мне ответ, потому что я обеспокоен, и мне страшно, я не знаю, что делать… Спасибо!

Перед тем, как ответить на вопрос, я хочу дать остальным читателям ссылки на статьи, опубликованные мной ранее о хуле на Духа Святого:

Мне кажется, что я достаточно объяснил в предыдущих статьях, чем является хула на Духа Святого, но я сделаю это ещё раз. Итак…

Что такое хула на Духа Святого?

В Евангелии от Матфея 12:22-37 описано столкновение Господа Иисуса с фарисеями, которые, увидев, как Иисус исцелил глухонемого одержимого бесами, сказали, в присутствии свидетелей: “Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского!”. Господь Иисус ответил, что Сатана не может изгонять Сатану, и добавил, что Он изгоняет бесов с помощью Духа Божьего и, в заключение, сказал, что хула на Духа Святого не будет прощена ни в этом веке, ни в грядущем, давая фарисеям и всем остальным людям понять, что слова, сказанные фарисеями, когда они присвоили Сатане работу Святого Духа, как раз были хулой на Духа Святого. Кстати, они не сказали ничего о Святом Духе, но хулили на Духа Святого, так как отрицали личность Христа и его работу по спасению, когда ясно это видели. Они совершили много плохих вещей, как эта, так как их переполняла горькая зависть. Точно также они поступали, когда искали всевозможные объяснения, лишь бы не сказать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Затем, когда Господь Иисус воскрес, явив самое большое доказательство того, что Он — Мессия, они всё таки предпочли прийти к стражникам и заплатить им денег, чтобы те солгали, сказав, что ученики пришли и украли тело Христа.

В Евангелии от Марка 3:20-30 описан другой случай, когда родственники пришли забрать Иисуса, так как думали, что он сошёл с ума. Тогда же книжники, которые спустились из Иерусалима, говорили, что Иисус одержим Вельзевулом и изгоняет бесов с помощью господина бесов. Это утверждение рассматривалось Господом Иисусом как хула на Духа Святого, и Спаситель ещё раз сказал, что этот грех не будет прощён им. Последние стихи объясняют, почему Иисус сказал эти слова, и что значит хула на Духа Святого:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. (Марка 3:28-30)

Были ли твои грехи хулой на Духа Святого?

У меня нет дерзновения сказать это. Из того, что ты мне написал, я не вижу, чтобы ты отрицал когда-либо , и тот факт, что он — Спаситель мира. В то же время, я не думаю, что ты испытал истинное покаяние и рождение свыше и, следовательно, ты не был . У тебя есть желание жить святой жизнью, но у тебя нет сил, так как эту силу мы получаем тогда, когда крещены Святым Духом.

Как освободиться от страха, что ты хулил на Духа Святого?

Если ты не покаялся и не испытал , ты ещё под тяжестью всех своих грехов и идёшь в вечную погибель. Ты должен принять конкретное решение перед Богом и не допускать больше никаких компромиссов. Я не знаю, что за компромиссы ты делал до этого, но очевидно, что ты не решился умереть для себя и воскреснуть для Христа, чтобы жить полностью для Него. Я призываю тебя принять это решение прямо сейчас. Склони колени перед Богом и скажи Ему о своём решении. Затем, прийди завтра в церковь и скажи пастору, что ты решил креститься и стать членом церкви, так как крещение — это не выбор, а заповедь Господа Иисуса Христа для всех тех, кто решил быть Его учениками. Тот, кто не хочет креститься, пусть не считает себя учеником Господа Иисуса, потому что он им не является. Затем, посредством крещения ты станешь членом Церкви Христа. Господь Иисус даёт нам Духа Святого тогда, когда мы твёрдо решаем жить полностью для Него. Есть много тех, кто заблуждается, полагая, что они стали христианами, лишь повторив молитву на евангелизации или в христианском лагере и т. д., но которые не хотят покаяться и живут дальше так, как им нравится. Нет, мои дорогие, не заблуждайтесь. Вы не ученики Христа и не достойны Его. Вы не спасены, и ваши грехи остались на ваших плечах, как это было до нынешнего момента. Те, кто приходит в Церковь Благая Весть в Кишинёве , наверное заметили, что, с некоторых пор, я даже не вызываю людей вперёд для покаяния, а приглашаю лишь тех, кто решил креститься. Кто не принял этого решения, не решил жить для Бога, а заблуждается. Если ты тоже так делал, прекрати так делать. Пойди к пастырю и скажи ему, что ты хочешь креститься и следовать во всём учению Христа, что бы это не включало в себя, до конца свой жизни. Только так ты будешь истинным учеником Христа.

Не откладывай больше покаяние…

Не заблуждайся, как это делают другие, как ты, думая, что шансы на спасение никогда не исчерпаются. В Послании к Евреям написано:

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне «, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. (Евреям 3:12-13)

Диавол тот, кто обманывает тебя и постоянно убеждает тебя отложить покаяние, поразвлекаться ещё, взять от жизни то, что ещё успеваешь. Чем больше ты откладываешь покаяние, тем больше благословений, которые Бог приготовил для тебя, ты теряешь, а диавол выигрывает время, чтобы сделать две вещи, которые уничтожат тебя.

  1. Обманывает тебя, чтобы ты откладывал…
  2. Использует эту задержку, чтобы ожесточить тебя, сделать тебя нечувствительным к призыву и к Слову Божьему.

Поспеши покаяться, креститься и присоединиться к церкви, чтобы служить всеми своими духовными дарами. Поспеши спасти свою душу.

Перевод: Елена Столерь.

Не помню, где я читала этот рассказ про мальчишку, который, узнав о том, что есть один-единственный непрощаемый грех, страшно мучился, страдал, а потом залез на печку, укрылся тулупом и – ожидая, что на него рухнет небо – и произнес: “Святой Дух дурак”… Небо не рухнуло…

Кстати, в детстве я была такой же, как этот мальчик – услышав от бабушки про этот непрощаемый грех, я целый день боролась с собой, чтобы не сказать того же самого и тоже ждала, что меня или испепелит молнией, или еще чего похуже.

И только очень нескоро, через пару десятков лет, я, наконец, узнала, что ошибалась.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32; сходно в Марк 3:28-29 и Лука 12:10)

Что же это такое? Получается, ругать Христа – можно, а если ругать Духа – тогда все, прощения можно не ждать? И это говорится в Книге, где о прощении говорится очень часто, где и Блудный сын прощается, и блудница, и фарисей, и разбойник? Как же так: хулящий Святого Духа быть прощен не может, а массовый убийца, получается, может? Человеческий разум восстает против этого утверждения – и правильно.

Не будем судить столько поспешно, тем более, что Отцы Церкви были единодушны: к ругани и “степеням греховности” это не имеет никакого отношения.

Св. Василий Велики й сформулировал свое толкование так:

«Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику» (т.е. диаволу).

Св. Иоанн Златоуст со свойственным ему красноречием поясняет:

«Как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе».

А Св. Симеон Новый Богослов несколько даже расширяет это толкование:

«Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святого, и кто хулит действия Святого Духа, говоря, что такие действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию».

Когда были сказаны слова о хуле на Святого Духа? Лука помещает их внутрь довольно длинной речи, которая посвящена, если говорить в самых общих чертах, участи человека перед Богом. А вот Матфей и Марк приводят их в связи с конкретной ситуацией, особенно подробно она описана у Матфея.

Иисус исцеляет больных, изгоняет бесов из бесноватых – иными словами, совершает чудеса, которые невозможно игнорировать. Но Его противники и для этого находят свое объяснение: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матфей 12:24). Раз бесы Его слушаются, то, по мнению этих людей, Он и есть среди них самый главный!

Иисус показывает всю нелепость их построений, и завершает Свой ответ именно этими словами о непростительности хулы на Духа. И в этом контексте можно понять их именно так, как понимали Отцы: ругань, направленная против личности Иисуса, еще может быть прощена, как и всякий человеческий грех. Тем более, что Сын Человеческий приходил в обличье раба – и по словам Христа, исповедовать Его Сыном Божиим человек мог только под действием Святого Духа. И винить человека (особенно современника Христа) в том, что он принял вочеловечившегося Бога за простого человека – нельзя. Христос скрывает свою Божественность. Но если люди приписывают диаволу то, что явным и очевидным образом являет спасительное для людей действие Бога в этом мире, что тогда может их спасти?

Фарисеи видели, что Христос очевидно творит добро – но им нужно было доказать для собственной выгоды, что белое – черное. И они не стеснялись – видя все чудеса и исцеления – прямо лгать, приписывая очевидное добро его противоположности. Пусть они не ведали, что Христос – Бог, но как можно было добро называть злом?

Пусть Божественность Сына скрыта Им самим, но ведь Дух Святой – эту божественность ОТКРЫВАЕТ! Открывает Он и Свою божественность. То есть при действии Духа Господь явно открывает Свое присутствие человеку. Действие Духа открывает знамения и чудеса, Дух вторгается в привычный мир человека и приносит Свет и Добро совершенно открыто, порой нарушая знакомые человеку законы природы.

Но если человек сознательно отворачивается от явного присутствия Бога – Он хулит Святой Дух.

Сейчас современные православные любят употреблять это выражение: “Хула на Святого Духа” по всем поводам. Осквернили поганые девки Храм Христа Спасителя – хула. Кто-то говорит неправильные вещи, пусть даже еретические – хула. Кто-то неверно толкует какое-то место Писания – хула.

Но это – ошибка. Человек хулит Святого Духа, если совершает три вида поступков. Если на очевидное чудо, на очевидное открытия Себя Богом – он говорит, что это все “наука еще объяснит и откроет”, “этого не может быть, я все равно атеист” – то есть человек сознательно отворачивается от Бога, невзирая на то, что Господь открыто дает о Себе знать. Когда-то я прочла рассказ одного священника, в нем говорилось о том, что он ходил по больницам и причащал-соборовал-исповедовал больных, которые уже находились на пороге смерти. Однажды его привели в реанимацию, где лежала в агонии женщина, съедаемая раком на последней стадии. Пока она была в сознании, священник ее пособоровал, но врач сказал, что больной осталось жить несколько часов.

Священник решил на следующий день прийти отпеть женщину. Каково было его удивление, когда на следующий день женщина встретила его на ногах. Явное чудо – и священник просил женщину обязательно прийти в храм, потому что Господь спас ей жизнь очевидным чудом.

Женщина в храм не пришла – более того, священник часто приходил к ней домой, просил прийти – и в конце концов она выгнала его из дома страшными словами и в адрес священника, и в адрес Христа. Чудо исцеления было явлено совершенно открыто – но человек отверг Бога.

Человек хулит Святого Духа, если на очевидное же открытие Себя Богом он, подобно фарисеям, говорит: “Это проявление дьявола”, то есть отворачивается от очевидного Добра и считает его злом.

Еще один вид хулы на Святого Духа сейчас, к сожалению, очень распространен. Это когда свои рукотворные переживания человек принимает за действие Святого Духа. Харизматические “службы”, где люди валятся в истерике, кричат, бьются в падучей, накрываются “хохотом в Святом духе”, “покоем в святом Духе”, “глоссолалией в Святом Духе” … Все это – хула, когда свои рукотворные психические переживания человек приписывает действию Бога. Он уже нашел “Бога”, поэтому когда Господь придет к такой душе и будет стучать в ее двери, там уже будет занято, там человек уже соорудил алтарь “Святому Духу” и никого уже больше туда не пустит. Он – уже “святой”, уже “отмеченный печатью Духа”, уже встретил “друга Иисуса и открыл счет в небесном банке”. Он уже потратил свою свободную волю на выбор объекта служения – и радость встречи с Живым Богом, радость мистического брака, радость обретения настоящей Жизни пройдет мимо него.

Многие считают, что слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» – жестоки. Они не жестоки – Христос не угрожал нам. Он был просто честен – Он честно сказал людям об условиях спасения. Спасение – ведь это когда некто вырывает тебя из лап смерти. Христос пришел на землю, чтобы сделать это – и Он честно говорит о том, при каких условиях не сможет нас спасти. Всемогущий Бог действительно сотворил камень, который не в силах поднять: он создал нас свободными. Наша свобода воли – этот камень. Если мы свободно отталкиваем спасающую нас руку, если мы отворачиваемся от спасателя, если мы считаем, что уже спасены, хоть и тонем, – мы остаемся один на один со смертью.

(при написании статьи использованы лекции дьякона А. Кураева и ститьи А. Десницкого)

Все знают фразу, что хула на Духа Святого не простится ни в сем веке ни в будущем. Боясь совершить этот грех, многие обходят десятой дорогой тему о Духе Святом, чтобы вдруг какие-то мысли их и слова не оказались бы хулой. Но разве Господь говорил о том лишь, что опасно сказать или подумать что-то не так о Духе Святом?

Согласно словарям, значение слова «хулить» – это резкое осуждение, порочащие слова, «вызывающее неуважение». Определение хулы на Духа Святого – упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.

Также – хула на Святого Духа – это, когда идет явное проявление Божьей Благодати, но человек амбициозно отрицает это и называет Божье проявление бесовским. Так было, когда священники, книжники и фарисеи утверждали, что Иисус творит Свои чудеса силой вельзевула. Это полная слепота души, возведшей свой земной разум на пьедестал.

«Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются (Ему)» (Евр.6:4-6).

Хула на Духа Святого это то, когда человек уверовал, но не живет согласно слову Божьему: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил (...) так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (...) Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд.1:5,8,12). Самое страшное то, что это написано о верующих, о христианах. Об этом говорят слова дважды умершие, то есть сначала они были мертвы во грехах, но потом, получив освящение и жизнь от Господа, опять умерли, не живя по слову, и для них нет надежды. Хула на Святого Духа в том состоит, когда человек верит в Бога и знает, что не должен он делать зло – но делает его сознательно, ибо в душе у такого человека такая злоба, что он не в состоянии обратиться к Господу с покаянием.

Хула против Святого Духа – это не греховный поступок и не словесное кощунство, а такое состояние души, при котором покаяние становится невозможным. А по этой причине становится невозможным и прощение. Хула против Святого Духа есть сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине, о которой человек внутри себя знает, что это истина.

Хула на Святого Духа – это окончательная и необратимая победа самости и гордыни над духом.

В глубине себя мы ведь знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Отвержение от себя этого знания, противление ему, отрицание в угоду хотения страстей и похотей, самовластия, славолюбия, сребролюбия (в широком смысле) – есть хула на Святого Духа.

Итак, в чем проявляется «упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека»? В определении подчеркивается, что хула на Духа Святого совершается сознательно, это вызревшее решение, которое возникает, когда душа упорно отвергает Духа Святого, Божью Благодать и Милость, и этим доходит до такого состояния, в котором невозможно покаяние.

Все, кто встал на путь Божий, путь спасения души, путь служения Богу, по сути, стремятся к добру, к Свету и не хотят плохого. Вырвавшись из греховного состояния, войдя в светлый Божий мир, человек счастлив. Все вокруг преображается, наполняет радостью и верой в лучшее. Душа клянется Богу в верности, в том, что она никогда не предаст, что Господь – это суть ее жизни. И кому-то кажется, что все далеко позади, жизнь станет другой, счастливой, беззаботной, все плохое уйдет само собой. Бог все Сам устроит. Но Господь сказал «берите свой крест и следуйте за Мной». Т.е., теперь с Божьей помощью мы должны навести порядок в своей жизни, увидев и осознав, освободившись от многих пут, мы можем исторгнуть, убрать причины, которые привели нас в такое состояние. Но часто человеком гораздо больше движет желание иметь, чем желание отблагодарить Бога, отдавать, жертвовать чем-то ради спасения себя и других. В результате, видя, что проблемы из жизни не уходят – начинается разочарование. Человек как бы выставляет Богу претензию – что все то, что Он дал ему не имеет ценности и смысла. Чаще всего, та причина, грех, что вызвал кризис в жизни человека – так и не был убран. У кого-то обида, у кого-то блуд, у кого-то тщеславие и гордыня, страх и ложь, зависть и ревность – самый страшный враг не побежден, но разъярен воздействием Божьей Благодати. Хуже нет тех, кто был воскрешен Богом от грехов, но возвращается на свою блевотину и умирает, но уже навсегда...

Мы имеем возможность слышать Божью Волю, знать то, что Он хочет. Но насколько понимаем, что это – Святыня! Нам всем хочется знать, что нас ожидает, хочется знать правильные решения наших ситуаций, чтобы не попасть в ловушку, не потерпеть фиаско. Мы просим – и Господь открывает нам Свою Волю. Исполняем ли мы ее? Мы просим о спасении и Господь дарует нам путь к нему. Идем ли мы по нему или увлекаемся своими страстями? Просим о благах, о хлебе насущном и Бог дает нам все необходимое. Ценим ли мы это? Мы просим о служении и Господь благословляет нас. Все ли мы делаем, чтобы это благословение принять и реализовать данные нам дары?
Нам очень много дано и мы привыкли к этому состоянию, Господь так много проявляется в нашей жизни, что это становится часто обыденным. Обычные чудеса, которые постоянно присутствуют в наших путях мы воспринимаем как должное, и не замечаем как уходит благоговение при Встрече с Богом. Постепенно, по отношению к Богу мы начинаем проявлять качества, присущие нам в обычной жизни, которые проявляем ко всем людям. Претензии, ропот, недовольство, обиды, возмущение, ложь. Здесь, конечно, обнаруживается наша настоящая суть. По отношению к Богу люди стараются показывать лучшие качества, часто буквально «встают на носочки», стараясь быть лучше, чем они есть. Но с привыканием эта грань становится все более расплывчатой и, в конце концов, если полного осознания и изменения себя не произошло, – то как человек относился к своему ближнему, так он проявляет себя и по отношению к Богу. Господь многое, очень многое нам прощает, Он долготерпит, но всему есть своя мера. Что мы чувствуем, когда Господь открывает нам Свою Волю, если мы ожидали совсем другого? Принимаем ли всем существом, смиряемся, покоряемся ей? Или пусть внешне принимаем, внутри себя создаем стену и остаемся при своем мнении, или делаем как желает того Господь, но остаемся крайне недовольны, что впоследствии обязательно сказывается на наших поступках. Или вроде бы соглашаемся, но все медлим с исполнением, ждем подходящего времени и обстоятельств, которые никогда не придут. Ведь, когда Бог открывает какой есть грех в человеке – это означает, что Он желает, чтобы человек его исторг из своей жизни. Реакция человека обычно довольно пассивная, вроде такой – «да, конечно, надо все это убрать, но только пока это нереально, потому что... » (здесь множество причин, которые мешают все это сделать). Это – начало конфликта, начало неприятия Духа Святого, Который, нам во благо, ведет нас сквозь земные тернии. Это – ложь между человеком и Богом. Тело склоняется перед Богом, мысли и желания – нет. Недовольство, неприятие – это начало хулы. Не от страха, не фанатично, но всей душой, пониманием и сердцем желает Господь, чтобы мы исполняли Его Волю. И не марионетками были, но творческими самостоятельными людьми. Люди же, порой, не желают принимать на себя никакой ответственности, и только ждут, когда Господь Сам все устроит, сделает за них выбор и решит все задачи. И если пока человек находится в начале своего духовного пути, ему прощаются многие его пороки, то если он за отведенное ему время для исправления, через ситуации, что давались для этого – не захотел менять себя, – это также расценивается как противление Духу Святому. Так человек становится источником серьезных духовных вирусов.
Для того, чтобы зерно, брошенное в землю, проросло – ему необходимо приложить огромные усилия. Сначала оно как бы умирает по отношению к своему начальному состоянию, теряет прежнюю форму и стабильность. И все это для того, чтобы родилась новая жизнь, чтобы дать путь множеству новых плодов. Оно пробивается сквозь пласты земли, пускает корни, чтобы найти воду и питание, пускает росток, который уязвим и для холода, и для зноя, и для воздействия других факторов. Зачем все это нужно ему? Ведь будучи семенем, он ни в чем не нуждался, и почти ни от чего не зависел. Но жизнь, движение, что заложены в маленьком зародыше внутри зерна толкает его на то, чтобы расти, чтобы постигать новое, раскрываться, цвести и, наконец, дать плод, который будет началом новой жизни, нового мира. Так и человек, когда в него попадают лучи Божьей Благодати – зародыш духа внутри его сердца начинает расти, желает пробиться сквозь толщу мира, раскрыться и принести плод. Тому, кто противится этому, не дает плодоносить своей душе, не заботится, не прилагает всех усилий для того, чтобы дать Духу Святому преобразить свою душу – тот, в конце концов, оказывается противником Божьим, его зерно может умереть. Ибо если оно уже начало расти – надо делать все возможное, чтобы оно укрепилось и стало самостоятельным плодоносящим деревом. Мы же часто относимся к этому очень легкомысленно. Господь открывает наши грехи, указывает на то, что Ему неугодно в нас, мы же часто не прилагаем всех усилий, чтобы этот грех искоренить, чтобы пожертвовать своими страстями, привычками, желаниями. В то время, как Дух Святой прилагает силы к нашему спасению, согревая и взращивая в нас огонь новой жизни, человек относится к этому без должного усердия, будучи поглощен иными целями. Находясь в состоянии прозябания, он рискует тем, что Божье зерно в нем может завянуть или загнить. И как когда-то Господь проклял бесплодную смоковницу, так это может постигнуть и того человека, который не исполнил Божью Волю о себе. Когда проходит отведенное время, а человек не навел порядок в своей душе, не принял должным образом даров, данных Духом Святым, не реализовал их для служения, не нашел, не выстроил пути для этого, не подготовил пути Богу – то на этих незаполненных Светом пустотах разрастаются невырванные им плевела пороков и заглушают зерно.

Дух Святой приходит и уходит, как того желает, проявляется и ведет, испытывает и оставляет наедине с самим собой – нам нужно ждать воздействия Ее с благоговением, с огромной жаждой, уметь отличать Ее голос от всех других голосов, стать послушными Ей, следовать за Ней беспрекословно, хоть и «замучает Она Своим водительством» – но это во благо нам, ибо Дух Святой прозревает самую суть души и сердца, и знает нас изначально, и ведает все наши пути. Она – Мать, и наш Исток, и наша Жизнь. Вверимся же Ей, и отбросим все то, что мешает этому, забудем про себя и все силы положим на то, чтобы Огонь, зажженный в нашем сердце не угас, но разросся и поглотил собой все наше существо. Ничего важнее этого нет.

Loading...Loading...