Геноцид против армян. Геноцид армян: Две стороны одной медали

26 августа 1896 года группа хорошо вооружённых армян захватила здание Оттоманского банка, взяла европейский персонал в заложники и, угрожая взрывом банка, потребовала от турецкого правительства провести обещанные политические реформы. Однако в ответ, турецкие власти распорядились начать нападения на армян. В течение двух дней при очевидном попустительстве властей турки вырезали или забили до смерти более 6000 армян.

Точное число жертв резни 1894-1896 годов подсчитать невозможно. Ещё до окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых - 88 243 человек, разорено - 546 000 человек, разграбленных городов и деревень - 2493, обращено в ислам деревень - 456, осквернено церквей и монастырей - 649, превращено в мечети церквей - 328. Оценивая общее число убитых, Кинросс приводит цифру 50-100 тысяч, Блоксхэм - 80-100 тысяч, Ованнисян - около 100 тысяч, Адалян и Тоттен - от 100 до 300 тысяч, Дадрян - 250-300 тысяч, Сюни - 300 тысяч человек.

Но дата 24 апреля 1915 года занимает особое место в истории геноцида армян. В годы 1 мировой армяне воевали на стороне турок. Но когда турецкие войска потерпели жестокое поражение под Сарыкамышем, во всем обвинили армян.

Армяне находившиеся в армии были разоружены. Вначале власти собирали в турецких городах здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Многие законопослушные армяне, лояльные к Турции, получив вызовы из полиции приходили сами.

Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены. Их гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех кто не мог идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, но мотали людей, пока от жажды или от голода не умирало большинство.

Мусульмане предупреждались о смертной казни за защиту армян. Женщины и дети из Орду были погружены на баржи под предлогом транспортировки в Самсун, а затем вывезены в море и выброшены за борт.

Во время трибунала 1919 года начальник полиции Трапезунда показал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора области лидерам Иттихат. Подверглись надругательству девушки-армянки из больницы Красного полумесяца, где губернатор Трапезунда насиловал их и держал в качестве личных наложниц.

Уничтожение армянского населения сопровождалось кампанией по уничтожению армянского культурного наследия. Армянские памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, где сеяли кукурузу и пшеницу, армянские кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались

Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный Департамент (от 16 июля 1915 года) описывает уничтожение армян как «кампанию расового искоренения».


Армяне у падшей лошади.

Согласно Иоганнесу Лепсиусу, было убито около 1 миллиона армян, в 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным, только во время османского вторжения в Закавказье в 1918 году было убито от 50 до 100 тысяч армян. Эрнст Зоммер из «Немецкого союза помощи» оценил число депортированных в 1 400 000, а оставшихся в живых - в 250 000.

Если это не геноцид, то что тогда геноцид?

Армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. О сопротивлении армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.


Армяне мстили и после окончания всех военных действий. Ими была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.

Не удивительно, что геноцид армян признала Германия (не смотря на истерику Турции). Признала его и Россия.


Путин в мемориальном комплексе погибших от геноцида.

Дёнме - крипто-еврейская секта привела Ататюрка к власти

Одним из самых деструктивных факторов, во многом определяющим политическое состояние на Ближнем Востоке и Закавказье уже 100 лет является геноцид армянского населения Османской Империи, в ходе которого по разным данным было уничтожено от 664 тысяч до 1,5 миллиона человек. А учитывая, что практически одновременно проходил геноцид понтийских греков, начавшийся в Измире, в ходе которого было уничтожено от 350 тысяч до 1,2 миллиона человек, и ассирийцев, участие в котором принимали курды, унесший от 275 до 750 тысяч человек, этот фактор уже более 100 лет держит в напряжении целый регион, постоянно подогревая вражду между населяющими его народами. Причем, как только намечается хоть небольшое сближение между соседями, дающее надежду на их примирение и дальнейшее мирное сосуществование, тут же в ситуацию вмешивается внешний фактор, третья сторона, и происходит кровавое событие, еще более разогревающее взаимную ненависть.


Для простого человека, получившего стандартное образование, сегодня абсолютно очевидно, что геноцид армян был и что виновата в геноциде именно Турция. Россия в числе более чем 30 стран признала факт геноцида армян, что, однако, мало сказывается на ее отношениях с Турцией. Турция же на взгляд простого человека абсолютно иррационально и упорно продолжает отрицать свою ответственность не только за геноцид армян, но и за геноцид других христианских народов - греков и ассирийцев. По сообщениям турецких СМИ, в мае 2018 года Турция открыла все свои архивы для исследования событий 1915 года. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что после открытия турецких архивов, если кто-то осмелиться заявить о «так называемом геноциде армян», то пусть попробует доказать это, основываясь на фактах:

«В истории Турции не было никакого «геноцида» в отношении армян» , - заявил Эрдоган.

Подозревать в неадекватности президента Турции никто не решится. Эрдоган - лидер великой исламской страны, наследницы одной из величайших империй, по определению не может быть подобным, скажем, президенту Украины. Да и на откровенную и открытую ложь президент любой страны пойти не рискнет. Значит действительно, Эрдоган знает что-то такое, что неизвестно большинству людей в других странах, или тщательно скрывается от мирового сообщества. И такой фактор действительно существует. Он не касается самого события геноцида, он касается того, кто произвел это нечеловеческую жестокость и действительно ответственен за это.

***

В феврале 2018 года на портале турецкого «электронного правительства» (www.turkiye.gov.tr ) был запущен онлайн-сервис, на котором любой гражданин Турции мог проследить свою генеалогию, за несколько кликов узнать о своих предках. Доступные записи были ограничены началом 19 века, временами Османской империи. Сервис почти моментально стал настолько популярен, что вскоре рухнул из-за миллионных запросов. Полученные результаты повергли в шок огромное количество турок. Оказывается у множества людей, считавших себя тюрками, в реальности предки имеют армянское, еврейское, греческое, болгарское и даже македонское и румынское происхождение. Этот факт по умолчанию лишь подтвердил то, что в Турции знает каждый, но упоминать никто не любит, особенно при иностранцах. Говорить вслух об этом в Турции считается дурным тоном, но именно этот фактор сейчас определяет всю внутреннюю и внешнюю политику, всю борьбу Эрдогана за власть внутри страны.

Османская империя по меркам своего времени проводила относительно толерантную политику в отношении национальных и религиозных меньшинств, предпочитая, опять таки, по меркам того времени ненасильственные методы ассимиляции. В какой-то степени она повторяла методы поверженной ею Византийской империи. Армяне традиционно руководили финансовой областью империи. Большинство банкиров в Константинополе были армянами. Очень многие министры финансов являлись армянами, достаточно вспомнить блистательного Акопа Казазян-паша, считавшегося лучшим министром финансов за всю историю Османской империи. Безусловно, на протяжении всей истории были межнациональные и межрелигиозные конфликты, которые приводили даже к пролитию крови. Но ничего подобного геноцидам христианского населения в 20 веке в Империи не происходило. И вдруг случается такая трагедия. Любой здравомыслящий человек поймет, что на ровном месте подобное не происходит. Так почему и кто произвел эти кровавые геноциды? Ответ на этот вопрос кроется в истории самой Османской империи.

***



В Стамбуле в азиатской части города через пролив Босфор существует старое и уединенное кладбище Ускудар. Посетители кладбища среди традиционных мусульманских начнут встречать и удивляться могилам, не похожим на другие и не вписывающимся в исламские традиции. Многие из гробниц покрыты бетонной и каменной поверхностью, а не землей, и имеют фотографии умерших, что не вписывается в традицию. При вопросе, чьи это могилы, вам почти шепотом сообщат, что тут покоятся представители дёнме (Donmeh) (новообращенные или отступники - тур.), многочисленной и загадочной части турецкого общества. Могила судьи Верховного Суда находится рядом с могилой экс-лидера Коммунистической партии, а рядом с ними стоят могилы генерала и известного просветителя. Дёнме являются мусульманами, но как-бы не совсем. Большинство из современных дёнме - светские люди, голосующие за светскую республику Ататюрка, но в каждой общине дёнме и сейчас происходят тайные религиозные обряды, более похожие на иудейские, чем на исламские. Ни один дёнме никогда публично не признается в своей идентичности. Сами же дёнме узнают про себя только по достижении 18 лет, когда их родители открывают им тайну. Эта традиция ревностного сохранения двойной идентичности в мусульманском обществе передается на протяжении поколений.

Как я писал в статье «Остров Антихриста: плацдарм для Армагеддона» , дёнме, или саббатианцы являются последователями и учениками иудейского раввина Шаббтая Цви, который в 1665 году был провозглашен еврейским мессией и внес самый большой раскол в иудаизм за почти 2 тысячелетия его официального существования. Избегая казни со стороны султана, вместе со своими многочисленными последователями Шаббтай Цви в 1666 году принял ислам. Не смотря на это, множество саббатианцев и сейчас являются членами трех религий - иудаизма, ислама и христианства. Турецкие дёнме первоначально были основаны в греческих Салониках Якобом Керидо и его сыном Берахио (Барухом) Руссо (Осман-баба). В дальнейшем дёнме распространились по всей Турции, где назывались в зависимости от направления в саббатианстве измирларами, каракашларами (чернобровыми) и капанджиларами (владельцами весов). Основным местом сосредоточения дёнме на азиатской части Империи был город Измир. Движение младотурок в значительной степени состояло из дёнме. Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, являлся дёнме и членом масонской ложи «Veritas», подразделением ложи «Великий Восток Франции».

На протяжении своей истории дёнме неоднократно обращались к раввинам, представителям традиционного иудаизма, с просьбами признать их иудеями, подобно караимам, отрицающим Талмуд (устную Тору). Однако всегда получали отказ, который в большинстве случаев носил политический характер, а не религиозный. Кемалистская Турция всегда была союзником Израиля, которому было политически не выгодно признавать, что этим государством фактически руководят евреи. По этим же причинам Израиль категорически отказывался и до сих пор отказывается признавать геноцид армян. Пресс-секретарь МИД Эмануэль Нахшон недавно заявил, что официальная позиция Израиля не изменилась.

«Мы очень чутки и отзывчивы к страшной трагедии армянского народа во время Первой мировой войны. Исторические дебаты о том, как расценивать эту трагедию, - это одно, а признание того, что что-то страшное произошло с армянским народом, - это совсем другое, и это гораздо важнее».

Первоначально в греческих Салониках, входящих в то время в Османскую империю, сообщество дёнме состояло из 200 семей. В тайне они практиковали свою собственную форму иудаизма, основанную на «18 заповедях», якобы оставленных Шаббтаем Цви, наряду с запретом на смешанные браки с истинными мусульманами. Дёнме никогда не интегрировались в мусульманское общество и продолжали верить, что Шаббтай Цви однажды вернется и приведет их к искуплению.

По весьма заниженным оценкам самих дёнме, сейчас в Турции их количество составляет 15-20 тысяч человек. Альтернативные источники говорят о миллионах дёнме в Турции. Весь офицерский и генеральский состав турецкой армии, банкиры, финансисты, судьи, журналисты, полицейские, юристы, адвокаты, проповедники на протяжении всего 20 века являлись дёнме. Но начиналось это явление в 1891 году с создания политической организации дёнме - Комитета «Единение и прогресс», позже назвавшийся «младотурками», ответственного за развал Османской империи и геноцид христианских народов Турции.

***



В 19 веке международная еврейская элита планировала создать еврейское государство в Палестине, но проблема заключалась в том, что Палестина находилась под властью Османской империи. Основатель сионистского движения Теодор Герцль хотел договориться с Османской империей о Палестине, но потерпел неудачу. Поэтому следующим логическим шагом стало получение контроля над самой Османской империей и ее уничтожение с целью освобождения Палестины и создания Израиля. Именно для этого был создан Комитет «Единение и прогресс» под видом светского турецкого националистического движения. Комитет провел, по крайней мере, два съезда (в 1902 и 1907 годах) в Париже, на которых была спланирована и подготовлена революция. В 1908 году младотурки начали свою революцию и принудили султана Абдула Хамида II к подчинению.

Небезызвестный «злой гений русской революции» Александр Парвус являлся финансовым советником младотурков, а первое большевистское правительство России выделило Ататюрку 10 млн. рублей золотом, 45 тыс. винтовок и 300 пулеметов с боеприпасами. Одной из основных, сакральных, причин геноцида армян являлся тот факт, что евреи считали армян амалекитянами, потомками Амалека, внука Исава. Сам Исав был старшим братом-близнецом основателя Израиля Иакова, который пользуясь слепотой их отца, Исаака, украл у старшего брата первородство. На протяжении всей истории амалекитяне были главными врагами Израиля, с которыми сражался еще Давид во времена царствования Саула, который и был убит амалекитянином.

Главой младотурок стал Мустафа Кемаль (Ататюрк), который являлся дёнме и прямым потомком иудейского мессии Шаббтая Цви. Еврейский писатель и раввин Иоахим Принц в своей книге «The secret Jews» на стр. 122 подтверждает этот факт:

«Восстание Младотурков в 1908 году против авторитарного режима Султана Абдул Хамида началось среди интеллигенции Салоник. Именно там возникла потребность в Конституционном режиме. Среди лидеров революции, приведшей к созданию более современного правительства в Турции, были Джавид Бей и Мустафа Кемаль. Оба были ярыми дёнме. Джавид Бей стал министром финансов, Мустафа Кемаль стал лидером нового режима и принял имя Ататюрк. Его противники пытались использовать его принадлежность к дёнме, чтобы дискредитировать его, но без успеха. Слишком многие из Младотурков в недавно сформированном революционном кабинете молились Аллаху, но их настоящим пророком был Шаббтай Цви, Мессия Смирны (Измира - прим. автора)».

14 октября 1922 года The Literary Digest опубликовал статью под названием «The Sort of Mustafa Kemal is», в которой говорилось:

«Испанский еврей по происхождению, ортодоксальный мусульманин по рождению, обученный в немецком военном колледже, патриот, изучавший кампании великих полководцев мира, включая Наполеона, Гранта и Ли—это, как говорят, лишь несколько выдающихся характеристик личности нового «Man on Horseback», который появился на Ближнем Востоке. Он настоящий диктатор, свидетельствуют корреспонденты, человек такого типа, который сразу же становится надеждой и страхом народов, разорванных на куски неудачными войнами. Единство и власть вернулись в Турцию во многом благодаря воле Мустафы Кемаля Паши. По-видимому, никто еще не называл его «Наполеоном Ближнего Востока», но, вероятно, рано или поздно это сделает какой-то предприимчивый журналист; для пути Кемаля к власти его методы автократичны и тщательно продуманы, даже его военная тактика, как говорят, напоминает Наполеона».

В статье, озаглавленной «When Kemal Ataturk Recited Shema Yisrael» еврейский автор Хиллел Халкин, процитировал Мустафу Кемаля Ататюрка:

«Я - потомок Шаббтая Цви - уже не еврей, а ярый поклонник этого пророка. Я считаю, что каждому еврею в этой стране было бы неплохо присоединиться к его лагерю».

Гершом Шолем написал в своей книге «Kabbalah» на стр. 330-331:

«Их литургии были написаны в очень небольшом формате, чтобы их можно было легко спрятать. Все секты так успешно скрывали свои внутренние дела от евреев и турок, что долгое время знание о них основывалось только на слухах и сообщениях посторонних. Рукописи дёнме, раскрывающие детали их Саббатианских идей, были представлены и исследованы только после того, как несколько семей дёнме решили полностью ассимилироваться в турецкое общество и передали свои документы друзьям из числа евреев Салоник и Измира. До тех пор, пока дёнме были сосредоточены в Салониках, институциональные рамки сект оставались нетронутыми, хотя несколько членов дёнме были активистами движения Младотурков, которое возникло в этом городе. Первая администрация, пришедшая к власти после революции младотурок в 1909 году, включала трех министров - дёнме, в том числе министра финансов Джавида Бека, который был потомком семьи Баруха Руссо и был одним из лидеров его секты. Одно из утверждений, которое обычно делалось многими евреями Салоник (отрицалось, однако, турецким правительством), состояло в том, что Кемаль Ататюрк имел происхождение дёнме. Этот взгляд с нетерпением поддержали многие религиозные противники Ататюрка в Анатолии».

Генеральный инспектор турецкой армии в Армении и военный губернатор египетского Синая во время Первой мировой войны Рафаэль де Ногалес написал в своей книге «Four Years Beneath the Crescent» на стр. 26-27 о том, что главный архитектор Геноцида армян Осман Талаат (Talaat) был дёнме:

«Это был ренегат иврита (дёнме) из Салоник, Талаат, главный организатор массовых убийств и депортаций, который, ловя рыбу в мутной воде, преуспел в карьере от почтового клерка скромного ранга до Великого визиря Империи».

В одной из статей Марселя Тинайре в L"Illustration в декабре 1923 года, которая была переведена на английский язык и опубликована как «Saloniki», написано:

«Сегодняшние дёнме, связанные с Free Masonry, обученные в западных университетах, часто исповедующие тотальный атеизм, стали лидерами революции младотурок. Талаат Бек, Джавид Бек и многие другие члены комитета «Единства и Прогресса» были дёнме из Салоник».

The London Times 11 июля 1911 года в статье «Евреи и положение в Албании» писала:

«Общеизвестно, что под масонским покровительством был сформирован Комитет «Салоники» с помощью евреев и дёнме, или крипто-евреев Турции, штаб-квартира которых находится на Салониках, и организация которого даже при султане Абдул Хамиде приняла масонскую форму. Такие евреи, как Эммануэль Карассо, Салем, Сасун, Фарджи, Меслах и дёнме, или крипто-евреи, такие как Джавид Бек и семья Балджи, приняли влиятельное участие как в организации Комитета, так и в работе его центрального органа в Салониках. Эти факты, которые известны каждому правительству в Европе, известны также во всей Турции и на Балканах, где все более заметна тенденция признать евреев и дёнме ответственными за кровопролитные промахи, которые совершил Комитет ».

Эта же газета 9 августа 1911 года опубликовала письмо в свою константинопольскую редакцию, в котором были комментарии по ситуации от главных раввинов. В нем в частности было написано:

«Я просто отмечу, что, согласно информации, которую я получил от подлинных масонов, большинство лож, основанных под эгидой Великого Востока Турции со времен революции, были с самого начала лицом Комитета «Единения и Прогресса», и они тогда не были признаны британскими масонами. Первый «Верховный Совет» Турции, назначенный в 1909 году, содержал трех евреев - Caronry, Cohen и Fari, и трех дёнме - Djavidaso, Kibarasso и Османа Талаата (главного руководителя и организатора геноцида армян - прим. автора)».

Продолжение следует…

Александр Никишин для

Если Закон не действует, а государство не выполняет своих обязанностей, то долг граждан - взять свершение правосудия в свои руки.
Ч.Линч

Суд над В.Калоевым, убившим в Швейцарии авиадиспетчера, по халатности которого погибла семья Калоева, в очередной раз поставил извечный юридический вопрос: имеет ли право простой гражданин на месть по отношению к заведомым преступникам?

Не будем касаться чисто юридической стороны этой проблемы. Вспомним лишь о том, как без всяких там международных трибуналов и судебных процессов правосудие настигло организаторов первого в ХХ веке геноцида.

1915 год был не только вторым годом Первой мировой войны. 90 лет тому назад, произошел геноцид целого народа. Правившие в Османской империи так называемые младотурки организовали зверскую резню проживающих под турецкой властью армян, ставя своей целью полное их уничтожение.

Напомним, что в начале ХХ века армяне не имели своей государственности несколько столетий и были разделенным народом. Восточная часть исторической Армении в 1828 году вошла в состав России, что стало спасением армян как нации. В Российской империи армяне смогли свободно развивать свою культуру и добились хозяйственного процветания. Многие российские армяне сделали блестящую карьеру, дав России многих военачальников, администраторов, хозяйственных руководителей, художников, ученых. И в Российской империи, и в СССР, армяне были весьма обильно представлены в политической, экономической и культурной элите. (Впрочем, из песни слов не выкинешь. Из числа армян вышло также много революционеров, а на закате советской эпохи именно армянское движение в Карабахе стало той бомбой, которая взорвала СССР).

Но русская восточная Армения составляла лишь 1/10 часть территории исторической Армении. Большая часть армянских земель и поныне находится в составе Турции. 90 лет тому назад там проживала и большая часть армянского народа. Но теперь армян на этих землях нет. Многие годы турки весьма творчески "работали" по очистке этих земель от коренных жителей. Многократно на протяжении ряда веков происходили армянские погромы. Только в 1894-96 гг. турками были убиты не менее 200 тысяч армян. Спасаясь от турецкой неволи, сотни тысяч армян бежали в Россию. Интересно, что в 1828 году на присоединенных к России землях восточной Армении проживало лишь 107 тысяч человек. Но к 1914 году в Российской империи насчитывалось уже 2 миллиона армян. Понятно, что главным в столь бурном росте была массовая иммиграция армян из Османской империи. Впрочем, несмотря на выезд в Россию и другие страны, на ассимиляцию части армян, принявших ислам и превратившихся в "турок", а также гибель сотен тысяч армян в периодических погромах, к началу Первой мировой войны в турецкой Западной Армении проживало свыше 4,5 миллионов армян.

Положение турецких армян особенно ухудшилось, когда власть в Османской империи захватили младотурки. Так они называли себя не из-за молодости, а потому, что среди них действительно хватало "новых турок" из числа принявших ислам выходцев из самых разных этнических и религиозных групп. Особенно много было среди младотурок крипто-иудеев. Во главе младотурок стояли трое военных: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша. Партия младотурок называлась "Иттихад ве терраки" ("Единение и прогресс"), а официальной идеологией партии был пантюркизм, или теория "Великого Турана", провозглашавшая необходимость объединения всех тюркских племен в одной империи от Боснии до Алтая.

Армяне вызывали у младотурок особую ненависть тем, что населенная ими западная Армения разделяла чисто турецкие области от Азербайджана и мест расселения прочих тюркских племен. Кроме того, предприимчивые армянские купцы даже при турецком гнете сумели завладеть значительной частью финансов Османской империи. И, что было самым главным для младотурок, армяне всегда отличались пророссийскими симпатиями и младотурки справедливо опасались всеобщего восстания в Западной Армении.

И вот, в условиях разразившейся войны, 24 апреля 1915 года, по приказу младотурецкого триумвирата, турецкие регулярные воска, полиция, банды мародеров и мусульманских фанатиков начали грандиозную резню армян по всей Османской империи. В течение нескольких месяцев погибло до 2,5 миллионов армян, немногим удалось бежать, основная масса уцелевших была брошена в концлагеря в аравийских пустынях, где большинство из них погибло от голода и эпидемий. Несколько сотен тысяч армян были спасены наступлением русской армии на кавказском фронте, начатым командованием специально с целью спасения христиан. Однако, после 1915 года армян в бывшей Западной Армении не осталось.

Вскоре и Восточную Армению постигли тяжкие испытания. После революции распалась Российская империя. В Азербайджане захватившие власть пантюркисты из партии "Мусават" немедленно начали резню армян. Тем же занялись грузинские меньшевики. Турецкие войска продолжали добивать армян не только у себя, но и начали наступление в восточную Армению, продолжая развивать свой план геноцида. На маленьком пятачке Восточной Армении свирепствовали голод и болезни, унесшие жизни трети населения, но армяне сумели разгромить турок, азербайджанцев и грузин. В ноябре 1920 года восточную Армению почти без сопротивления заняла Красная Армия, и была создана армянская Советская республика.

Всего за 1915-1920 гг. погибла половина всех армян, Западная Армения осталась без коренного населения, в Советской Армении треть всех мужчин была инвалидами войны, свыше миллиона армянских беженцев рассеялись по всему миру.

Армянские беженцы были расколоты на множество партий, но все армяне были едины в том, что младотурецкие главари должны быть уничтожены. Но ни одно правительство мира не собиралось помогать армянам. СССР, где много армян входило в партийное и государственное руководство страны, в 20-е гг. имел тесные дружественные связи с Турцией. Страны Антанты были заняты разделом Османской империи, и им было не до каких-то там армян. "Мировая прогрессивная общественность" тогда была такой же продажной, как и в наши дни. Геноцид армянского народа был ею не замечен. Впоследствии Гитлер, готовя геноцид другим народам, цинично, но справедливо замечал: "кто в наши дни знает об армянах"?

Но даже в таких условиях армяне решили осуществить правосудие. За осуществление мести взялись Шаген Натали (это был псевдоним в честь любимой женщины) и Григорий Мерчанов. Был составлен список организаторов и главных исполнителей геноцида. Началась подготовительная работа: преследование, сбор информации, добыча оружия. А затем последовал суд скорый и правый:
- Талаат-паша был застрелен в Берлине 16 марта 1921 года Согомоном Тейлеряном (кстати, суд присяжных его полностью оправдал);
- Энвер-паша был убит в 1922 году в Туркестане красным командиром Акопом Мелкумовым;
- Джемаль-паша был убит в Тифлисе 25 июня 1922 года, мстителями были Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян;
- Бейбут Хан Джеваншин (министр внутренних дел мусаватистского Азербайджана) был убит 18 июня 1921 года в Константинополе Мисаком Торлакяном;
- Саид Халим-паша (бывший премьер-министр Турции) был убит в Берлине 5 декабря 1921 года Аршавиром Широкяном;
- Шекир-бей (бывший начальник спецкомиссии по организации резни армян) был убит 17 апреля 1922 года Арамом Еркяном.

В "черный список" виновников геноцида входили также и несколько армян-предателей. Все они были убиты своими родственниками (братьями, отцами, племянниками). Это было сделано специально, дабы не вызывать кровной мести среди самих армян.

Всего за три года были казнены все организаторы геноцида. Попутно были ликвидированы еще несколько тысяч участников резни более низкого ранга. От возмездия не ушел никто!

Вот так уцелевшие от резни, потерявшие Родину, разделенные на десятки партий, нищие эмигранты взяли на себя роль судей и свершили правосудие. Вот такой исторический пример дает нам история.
Сергей Викторович Лебедев , доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

Мы на Голгофу шли с восторженной любовью,
И в темные века боролись мы одни.
Могли бы напоить мы ад своею кровью
И погасить его багровые огни…
“Армянский вестник”, 1916. № 47

24 апреля турецкие власти начали массовые убийства, аресты и депортацию армян из Константинополя.
Впоследствии эта дата станет днём памяти жертв геноцида армян. Даже сам термин «геноцид» в своё время был предложен (его автором Рафаэлем Лемкиным) для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи, и уже затем этим же словом называли уничтожение евреев на оккупированных нацистской Германией территориях. Далее о том как это было…

Началась резня армян турками еще в 1890-х годах. В геноцид можно включить резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.


В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков.

Армяне жили на территории современной Турции когда турок, как нации еще не было. Армянский этнос сформировался к VI веку до н. э. на территории современной восточной Турции и Армении, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Армения стала первой страной, официально принявшей христианство, как государственную религию. Религиозное противостояние армян, не желавших отказаться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман (арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, персов) и опустошительные войны привели к сильному уменьшению численности армянского населения.


До начала XX века этноним «турок» (Türk) часто употреблялся в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком презрения к их невежественности.


Когда армяне оказались в составе Османской империи, не будучи мусульманами, они считались второразрядными гражданами - зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги. Армяне-христиане не имели права свидетельствовать в суде.


Враждебность к армянам усугубляли нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Положение осложнялись притоком мухаджиров - мусульманских беженцев с Кавказа (после Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877-78 годов) и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Все это и начавшиеся проблемы в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса».


Массовые убийства начавшиеся в 1894-1896 годах, которые унесли жизни сотен тысяч армян, состояли из трёх основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.


В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. В то же время османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты налогов, но встретили сопротивление, подавить которое был послан Четвёртый армейский корпус. Было убито не менее 3000 человек.


Протестуя против нерешённости армянских проблем в сентябре 1895 года армяне решили провести большую демонстрацию, однако на их пути встала полиция. В результате начавшейся перестрелки десятки армян были убиты и сотни ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам - учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали их до смерти. Резня продолжалась до 3 октября.


8 октября мусульмане убили и заживо сожгли около тысячи армян в Трабзоне. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе.

24 апреля во всем мире будет отмечаться одна из самых трагичных дат в истории армянского народа - 100-летие геноцида. Иначе говоря, столетие кровавой бойни, развязанной против армянского народа.
Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции в 1915–1923 годах. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология панисламизма и пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну (Первую мировую), младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось в виду присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.
Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии «Единение и прогресс» (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 года в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 года местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.
Руководство партии «Единение и прогресс» неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 года на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, «вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен… Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых».
С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д. Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18–45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью. А 24 апреля 1915 года был нанесен удар по армянской интеллигенции.
С мая по июнь 1915 года началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 года сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец армянскому вопросу.
Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне.
Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения.
Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918 году, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 года Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.
В результате геноцида армян, осуществленного младотурками, только в 1915–1916 годах погибло 1,5 млн человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 года министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что «действия в отношении армян в основном осуществлены и армянского вопроса больше не существует».
Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.
Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 году - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.
Во время агрессии против Армении в 1918 году турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек.
В ходе турецко-армянской войны 1920 года турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8–9-летних девочек…»
В январе 1921 года правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят «непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением…». Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб.
В 1918–1920 годах ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 года турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши. Разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентября 1918 года турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в Первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В декабре того же года в Шуши вступили англичане. Вскоре генерал-губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши. Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 года произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 года турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.
Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915–1916 годов и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 году в Киликии проживало 120–130 тысяч армян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 году их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 года в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян - жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени едва насчитывало 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.
В начале 1920 года в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек.
1 апреля 1920 года кемалистские войска осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне айнтапские армяне избежали резни. Но после того как французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1921 года переселились в Сирию. В 1920 году кемалисты уничтожили остатки армянского населения Зейтуна. Т. е. кемалисты завершили начатое младотурками уничтожение армянского населения Киликии.
Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе греко-турецкой войны 1919–1922 годов. В августе - сентябре 1921 года турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения. Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…
Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа. В 1915–1923 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Пережитая трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.
Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в Первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений были организация и осуществление резни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.
После Второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968).
В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР принял закон, которым геноцид армян в Западной Армении и Турции осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет Армянской ССР обратился к Верховному Совету СССР с просьбой о принятии решения, осуждающего геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990 года, провозглашается, что «Республика Армения поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении».
http://www.pulsosetii.ru/article/4430

Loading...Loading...