«Если по какой-то немощи случится нарушить пост, не следует падать духом и вообще оставлять его. Если нарушал великий пост, есть ли смысл поститься далее

Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Можно ли смотреть в пост образовательные программы
Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях...
Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом - что позволительно нам
Как правильно проводить Великий пост - по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться

Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают.)

ОТВЕТ:
Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Будет лучше, если Вы найдете способ лечить простуду, не нарушая поста.

Можно ли смотреть в пост образовательные программы
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы BBC о природе, культуре и цивилизациях, об истории?

ОТВЕТ:
Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу).

Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
День нашей регистрации назначена 27 августа, но это последний день Успенского поста. Может быть нам перенести регистрацию на несколько дней позже?

ОТВЕТ:
Да, если получится, лучше перенести регистрацию брака на непостное время. Но главное, чтобы постом не было свадебных торжеств и супружеских отношений, а дата регистрации не столь уж важна. Венчание все равно будет совершаться только когда положено.

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях...
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Этим же вроде бы не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно "убивать своё тело", свои желания? Зачем такая несвобода?

ОТВЕТ:
Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А кроме того, даже если мы и не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, - любовь познается из дел. И если мы, по крайней мере, хотим любить Бога, ограничим себя в том, что нас удаляет от Бога. Нет такой цели - ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются, - не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют и то, что имели.

Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Не надо так делать, если только священник не даст Вам такое послушание. А то так и будем переносить посты по своему вкусу.

Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Таня, не знаю. Может быть и можно, да нужно ли?

Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте, отец Михаил! Скажите пожалуйста, каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста? Помогите пожалуйста, не можем решить эту проблему уже долгое время. Заранее благодарны. Р. и Н.

ОТВЕТ:
Человек может сделать только то, что он может себе представить. Представьте себя без супружеских отношений в пост. Без этого и молитва не поможет - она будет молитвой без веры в исполнение того, о чем вы просите.

Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
По уставу - только в период от Пасхи до Троицы, или в большие праздники.

Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Если на изделии указан состав, и в нем отсутствуют скоромные продукты, то можно.

Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Благословите, батюшка! Доброго дня! Недавно подходила к нашему приходскому батюшке с вопросом о том, что надо делать, чтобы приобщиться Таинству Причастия. Он посоветовал начать с чтения утреннего и вечернего правила, дабы не сильно обременять человека на начальном этапе воцерковления. На вопрос о том, надо ли попоститься 3 дня перед Причастием, батюшка ответил, что нигде не сказано о необходимости соблюдения 3-х дневного поста. И добавил, что поститься в субботу запрещено; что люди, которые хотят Причаститься в воскресенье на литургии и соблюдают перед этим пост (в том числе и в субботу), согрешают. Вразумите, батюшка. Неужели нигде не сказано о необходимости соблюдения поста перед причастием? Я где-то читала, что раньше православные христиане постились перед Причастием целую неделю, а в наше время в силу нашей немощи уменьшили пост до 3 дней. И какое правило запрещает поститься в субботу? Спаси Господи! Екатерина.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА:
Катя, о семидневном (!) посте перед Причащением написано в Типиконе, то есть в книге, которая именуется церковным Уставом. Думаю, что Вы можете смело поститься три дня, и батюшка Вас не осудит за это. Если Вам предлагают послабление, это не значит, что нужно им пользоваться. Что касается поста в субботу, то в Апостольских Правилах, коими этот пост запрещается, под «постом» имеется в виду воздержание от всякой пищи до вечера, а не замена скоромной пищи на постную, как постимся мы. Так что запрет поститься в субботу не относится к постам в нашем понимании этого слова.

Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством? Что делать как питаться (не есть ничего до первой звезды или только сочиво в течении дня)?

ОТВЕТ:
В сочельник перед Рождеством выберите между едением сочива после первой звезды и обычным постным питанием тот вариант, какой Вам по силам.

Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Подскажите можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу? Где-то прописано такое правило? Екатерина

ОТВЕТ:
Катя, по Уставу (Типикону) рыбу можно употреблять в среду и пятницу во весь период от Пасхи до Троицы, а также в дни, накануне которых совершалась служба с полиелеем или всенощное бдение (это правило относится и Петровскому и Рождественскому постам).

В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом - что позволительно нам
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У моего мужа 18 февраля - юбилей. В гости приедут родственники. Будет застолье, на столе будет и мясная пища. Я, Ю. и И. (мои дочери) не хотели бы лишний раз брать грех на дущу. Подскажите, пожалуйста, какая пища в таком случае нам позволительна? С уважением, Ира.

ОТВЕТ:
Ира, для вас троих не будет грехом накрыть неверующему мужу и родственникам такой стол, какого они хотят. В этом мне тоже видится любовь к ближнему, ведь они поста не разумеют и отвечать могут за неверие, но не за нарушение устава. Когда станут православными, тогда и будут ответственны за соблюдение поста, а пока будет с ними, как с рабами, которые не исполнили волю господина, потому что не знали ее. Но вам троим 18 февраля, в день заговенья на великий пост, можно будет вкушать только то, что вкушает в этот день вся Церковь, а именно - любую пищу, кроме мяса.

Как правильно проводить Великий пост - по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить Великий пост? По монастырскому уставу (например, в понедельник полное воздержание от пищи, во вторник горячая пища без масла и т.д.) или просто воздерживаясь от скоромной пищи?

ОТВЕТ:
Лучше просто воздерживаясь от скоромной пищи. Монастырский устав к нашей жизни не идет, а воздержание от скоромной пищи - идет. И то иногда бывает непросто, но уже не выше наших сил.

Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У меня в последнее время часто и сильно болит желудок. Я объяснила юноше, который мне нравится,что это из-за бутербродов, которые я употребляю на обед и ужин. Он просто начинает уговаривать меня не поститься в среду и пятницу, и соблюдать только Великий пост (т.к. он человек неверующий)... Как ему объяснить, для чего нужно поститься в среду и пятницу и вообще соблюдать все посты? Я пробовала, но у меня не получилось... Подскажите. С уважением, N.

ОТВЕТ:
N, по-моему, объяснять нужно не это. Лучше мягко и доброжелательно дать почувствовать молодому человеку, что ты этот вопрос решаешь не с ним, а он нужен тебе не для того, чтобы решать, когда ты будешь поститься. А если не поймет, сделать это чуть-чуть тверже. Потом, если не поможет, еще тверже... И так до тех пор, пока не подействует. Как, например, твоя мама живет с папой? Она ведь его уважает и любит, но не он же решает, поститься ей, или нет? А вообще бутербродами многие испортили желудок. Это уже проблема не поста, а человеческой лени. А от нормального (без "бутербродной" лени и без крайностей) поста никто еще себе здоровье не повредил.Так что бери с собой нормальную еду и ешь ее. И никому не должно быть до этого дела. Или так всю жизнь и будешь страдать от людей, которые будут решать за тебя, как тебе жить и что делать.

Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, 1) можно ли преподносить на гражданские праздники (Новый год, 8 марта) служащим государственных организаций, с которыми работает фирма, подарки в виде бутылки шампанского/коньяка, коробки конфет? Ведь обычно это приходиться делать в пост, а фирма заинтересована в дальнейшем с ними сотрудничестве... 2) является ли стяжательством распечатка нужных тебе лично материалов, копирование документов на работе? И если используешь для этого свою бумагу? Благодарю за ответ. Благослови Вас Господи! Ксения.

ОТВЕТ:
Ксения, здравствуйте! 1) Думаю, не будет греха в том, чтобы подарить коробку конфет в пост Вашим деловым партнерам по одной простой причине: конфеты можно съесть и после поста. А шампанское, как и всякое вино, вообще не запрещается в пост (в некоторые дни и в умеренных количествах). 2) Думаю, не будет греха и в распечатке личных материалов на работе, если это не идет в ущерб самой работе или Вашей организации.

Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться. Правда, что во время поста нельзя жениться?

ОТВЕТ:
Во время поста нельзя венчаться, а следовательно - и жениться во время поста нежелательно. Лучше выберите день после 12 июля или до поста.

Сайт о.Михаила Немнонова

Многие христиане нарушают посты, предписываемые церковным уставом. Основная причина нарушения поста, независимо от мотивов, выставляемых в свое оправдание нарушителями, - маловерие во Христа Спасителя и Бога нашего.

1. «Я потому не пощусь, что без молока мне нельзя: у меня - гипертония».

Такой человек не в воле Божией видит благополучие и течение своей жизни, а… в стакане молока! Вера в то, что молоко поддерживает и обеспечивает его здоровье и жизнь, оттесняет и погашает в нем веру во Христа Спасителя. Вот и меняет такой человек веру в Бога буквально на стакан молока…

Молоко, несомненно, хороший продукт питания, но оно отнюдь не является незаменимым для человека, вышедшего из младенческого возраста. Некоторые ученые вообще ставят под подозрение полезность потребления молока взрослыми (по-видимому, на том основании, что из всех живых существ лишь человек потребляет молоко после того, как отлучен от груди).

«Постись да молись - так и болезней знать не будешь».

2. «Я на тяжелой работе и потому поста держать не могу. Пробовал - ничего не получается: тяжело!»

Диетологи убеждают нас, что овсянка, перловка, рис и горох по калорийности превосходят говядину и при употреблении не вызывают в организме многих вредных последствий, присущих жирным мясным и маслянистым продуктам питания. Растительное масло вместе с крупяными блюдами, картофелем и другими овощами вполне достаточно для лиц, занятых на самых тяжелых работах.

3. «Я работаю на конвейере. Во время перерыва все работающие, как правило, тут же у поточной линии принимаются за еду, принесенную из дома. Мне было бы стыдно, если бы сотрудники узнали, что я соблюдаю пост. И потому, чтобы не выделяться, я ем все. Сначала - мучила совесть, а теперь уже ничего. Что делать?»

Владыка Макарий (Невский, архиепископ Томский, впоследствии митрополит Московский; + 1926) писал еще более полувека назад: «О постах и говорить нечего: ныне стыдится не тот, кто нарушает посты, а тот, кто соблюдает их» (68, 50). Пусть, однако, и он послушает, что говорит Священное Писание.

Не всякую стыдливость хорошо соблюдать, и не все всеми одобряется по истине… Есть стыд, ведущий ко греху… Из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета… и не стыдись хвалить Бога (Сир. 41, 20; 4, 25; 42, 1–2; 51, 37). Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Пет. 4, 15–16). Взгляните на древние роды, и посмотрите: кто верил Господу - и был постыжен? (Сир. 2, 10). Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжуся вовек (Пс. 24, 2).

4. «Я живу с молодыми. Они неверующие и постов, конечно, не признают. Раньше, когда я постилась, они ворчали на меня. Теперь - ради мира в семье - не пощусь. Знаю, что грешу, но ничего поделать не могу…»

Спрашивается: почему мне должно непременно подстраиваться под всегдашнее всеядение неверующих, если я верующий и, желая соблюдать посты, могу довольствоваться постной пищей?! По собственному убеждению мы избираем линию своего поведения в жизни (в том числе, разумеется, характер и меру питания), и никто не властен принуждать нас к тому, что противно нашей совести. Само подстраивание верующего под питание неверующих есть свидетельство того, что у самого подстраивающегося нет собственного убеждения в необходимости соблюдения поста (а это - следствие маловерия в Бога!), и потому он так легкомысленно им пренебрегает.

5. Чревоугодники (и сектанты всех толков) обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста, ссылаются на слова Христовы (сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они не умывают рук своих, когда едят хлеб): Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 2, 11). Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста!

Да, пища сама по себе, будучи внешней для человека, не может привносить в него при потреблении внутренней, нравственной нечистоты. Но это совсем не значит, что человеку дозволяется вкушение всякого рода пищи и во всякое время. Ведь сам Господь узаконивает посты в Евангелии: Когда поститесь, не будьте унылы… Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16 - 18).

Апостол Павел пишет: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 4- 5). И потому, конечно, не скоромная пища сама по себе оскверняет нарушителя поста, а исходящее при ее вкушении от грешного сердца желание невоздержно раскармливать плоть и потакать ее вожделениям, вопреки правилам о посте, имеющимся в Церкви, глава которой - Христос. Пост - подвиг, вполне разумный и необходимый всякому человеку, желающему жить именно по-человечески, то есть направлять себя на путь гармонического (под главенством духовного начала) возрастания в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). «Пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять», - говорил свт. Феофан Затворник (97, 310). Великий пост всем прижмет хвост.

6. Соблазняют многих на несоблюдение поста, к сожалению, и дурные примеры самих священнослужителей, явно его нарушающих.

Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7).

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому,- говорит апостол Павел,- если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 8–9, 13).

Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 21).

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10, 31).

7. А как быть с постом православному христианину, которому приходится контактировать с инославными христианами, иноверцами, язычниками и вовсе неверующими?

Представьте: меня, христианина, приглашает по какому-то поводу Успенским постом к себе узбек (мусульманин) и угощает меня пловом (рисовой кашей с бараниной). Хозяин, разумеется, и не знает и не подозревает того, что христиане в эти дни мясного, молочного и рыбного не едят… Думается, по человеколюбию, мне должно есть плов, дабы не огорчить хозяина. Сказано: Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя (Сир. 31, 18); Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27). Если же пригласивший меня узбек знает, что мне как христианину надлежало бы в эти дни поститься, то я в таком случае, конечно, должен буду и довольствоваться в гостях исключительно постной пищей, дабы в глазах хозяина мне - нарушением поста - не бесславить установлений Православной Церкви.

Иное дело, когда меня, православного христианина, приглашает к себе тоже православный христианин, и он, при наличии пищи постной, станет предлагать мне есть скоромное в день постный. Здесь-то, именно по братолюбию к хозяину, я и не должен вкушать недозволенного. Нам обоим надлежало бы разделять ту трапезу, которая в тот день благословляется по уставу Православной Церкви.

Инославных христиан (католиков, англикан, лютеран) православному человеку надлежит потчевать желаемыми ими, соответствующими их вероучению яствами, отнюдь самому не нарушая, по мотивам человеколюбия и братолюбия, своего устава о постах Православной Церкви.

Поэтому, думается, нам, православным, надлежит принимать и потчевать иноверцев, но мы не имеем права - из лицеприятия к ним - продавать свое православное первородство за вкушение с ними чечевичной похлебки, приготовленной по их нраву. Ведь это означало бы, что мы, пренебрегая своим уставом, начинаем вроде бы подстраиваться к чужестранцам и жить по чуждому для нас уставу. И это означало бы, что посетивших нас иноверцев мы слушаемся более, нежели сказанного святыми отцами и узаконенного канонами соборных решений нашей Церкви.

Кто приходит к вам и не приносит сего - Христова - учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 10–11).

Священник Михаил (Труханов)
Печатается по книге «Как спастись в современном мире»

– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.

Какова мудрость возложения поста Всевышним?

– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.

Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих , читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.

Каково достоинство поста?

– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.

Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду"а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.

Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?

– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: "Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью".

Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?

– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.

Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?

– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.

Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?

– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.

Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.

Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?

– Муд – это мера измерения сыпучих тел . Современные алимы вычислили объем муда – 675 грамм или 0,688 литра. Существуют некоторые расхождения ("Аль-фикху исламийю ва адиллатуху", т. 1, стр. 143), но если следовать этим мерам, тоже будет правильно. Выплачивая муд наиболее употребляемыми продуктами питания в данном населенном пункте, необходимое количество нужно отдавать беднякам или нуждающимся. Например, если в одном городе больше употребляют пшеницу, то и раздать надо пшеницу. Можно несколько мудов отдать в одни руки, но лучше раздать их нескольким людям. Муды не обязательно отдавать там, где живешь ("Хашиятуль-Жамал", т. 3, стр. 457). По мазхабу имама Абу Ханифы, вместо муда (шафиитов) можно выплатить полсаха пшеницы ("Аль-фикхул исламийя", т. 3, стр. 1743, "Тафсируль Куртуби", т. 1, стр. 192). Согласно мазхабу Абу Ханифы, полсаха – это 1 кг 900 гр. ("Аль фикхул исламийя", т. 1, стр. 143). Те, кто в наше время выплачивает муды деньгами, должны следовать сначала мазхабу имама Абу Ханифы, а уже затем из указанного им количества (1 кг 900 гр.) выплачивать его стоимость. По мазхабу имама Шафии, штраф (фидья) составляет 675 гр. Выплачивая в денежном эквиваленте, нужно выплатить стоимость за указанное количество.

Какое ду‘а читается после разговения?

Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.

После разговения читается это ду"а: "Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами".

Перевод: "О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением".

Расскажите об обязательных составляющих поста?

– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.

1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: "Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха". Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.

2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.

Что нарушает пост?

– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.

От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается "афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.

Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.

Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.

Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.

Что является суннатами поста?

– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду"а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: "Я держу пост". Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.

Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.

В какие дни желательно поститься?

– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.

Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).

Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!

На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Несмотря на то, что основные требования поста изложены в любом церковном календаре, у верующих и неверующих возникают самые разные вопросы по этой теме. Сегодня на вопросы редакции сайта « » отвечают старообрядческие священники о. Иоанн Курбацкий и о. Иоанн Севастьянов .

В народе говорится: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост». Как достойно подготовиться к началу поста? Каким образом проводить первую его неделю?

Иерей Иоанн Курбацкий:

Церковь готовит христиан к за несколько недель до его начала особыми службами, песнопениями, евангельскими и апостольскими чтениями, проповедями пастырей. А также и особым уставом о пище. Хорошо заранее начать читать святоотеческие поучения о посте и борьбе со страстями. Хорошо запланировать и назначить себе ежедневное молитвенное правило и ежедневное чтение на весь Великий пост.

Главное условие для вступления в пост дано в Евангелии.

Если прощаете людям согрешения, простит вам и Отец ваш Небесныи согрешения ваша (Мф. 6:14).

Это абсолютное условие прощения наших грехов. Бог не требует умерщвления плоти, сверхъестественных дел, но требует простить. Простить не значит просто сказать: «Прости» - «Бог простит». Но действительно в сердце простить и из сердца изгладить всякую месть, злобу. И самому испросить прощения.

Мы много согрешаем пред Богом и людьми. Накануне поста попросим прощения за наши грехи и долги: детей перед родителями, родителей перед детьми, супруга перед супругом и т. д. И будем сохранять мир со всеми во время поста и всю жизнь.

Преподобный Ефрем Сирин так и сказал:

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой …Бог не примет тебя.

У нас в приходе принято в просить друг у друга прощения. Первым это делает настоятель, обращаясь к людям после проповеди, прося прощения за всякое свое согрешение словом и делом и помышлением. Затем и христиане друг у друга просят прощение. В этот день в храме бывает много народа, как на большой праздник.

Знаю, что во многих приходах молятся всю первую неделю Великого поста. Мы молимся только понедельник и вторник. На большее не хватает сил, некому читать и петь. Но мы молимся в храме каждый день Великую павечерницу с покаянным каноном святого Андрея Критского. Назначаем ее на 18:00, чтобы всякий работающий человек мог успеть прийти помолиться.

Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди.

Иерей Иоанн Севастьянов:

Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру.

В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать. И в отношении молитвы, и в отношении пищи. Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке.

В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково.

Поэтому мы знаем, что результат поста - это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца.

Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни - сухоядение. Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами?

Иерей Иоанн Курбацкий:

Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост.

Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный. А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т.п.

На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь ». Я знал таких ревностных людей, особенно в молодом возрасте, которые рьяно брались за неядение, а наутро не могли встать, не имели никаких сил к молитве.

Авва Исаак сказал:

Как здоровое зре­ние стремится к свету, так и пост, если он с рассуждением, стре­мится к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом.

Именно молитва должна быть критерием строгости поста. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью.

Сухоядение - это невареная пища без растительного масла. Оно положено по уставу в понедельник, среду и пятницу. Но большинство работающих христиан едят в течение недели просто пищу без масла. По совету духовного отца может быть дано послабление на масло и в другие дни, помимо субботы и воскресенья. Кстати, немногие почему-то знают о существовании оливкового, льняного, горчичного и других полезных растительных масел. И очень часто берут благословение на послабление поста, тогда как на усиление поста тоже надо брать благословение. Не надо бояться поститься, не надо бояться вообще всякого труда во спасение.

Иногда приходят на исповедь и так говорят: «Только один грех - не могу поститься». Нужно отнестись к своему спасению более внимательно, читать духовную литературу, молиться усердно Богу, чтобы глубже узреть в себе грех и раскаяться в нем. Понять, что невозможность поститься - это следствие поражения души грехами более тяжкими. Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил.

Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере. Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение - хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло. Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал.

А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста.

Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Если человек на пути поскользнулся, то он не лежит, а встаёт и идет дальше. И делает так, сколько бы раз ни упал.

Авва Моисей сказал:

В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели? В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд.

Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! «Потерпим Господа » (Ср.Пс.26:14), покажем Ему наше искреннее произволение, будем про­сить у Него помощи! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать.

Иерей Иоанн Севастьянов:

Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил. Писанный Устав дает нам некие ориентиры. Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации. Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня. И не пить воду.

Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам - никак. Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному. Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища (даже без чая). Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда.

Говоря о посте, обычно рассуждают о тех или иных пищевых запретах. Однако что можно сказать по поводу духовного времяпровождения? Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр.?

Иерей Иоанн Курбацкий:

Пост - время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит:

«Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах» .

Пост не должен пройти впустую, т.е. мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком.

Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности. Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих » (канон в неделю Сыропустную).

Пост - орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу.

Вы говорите о музыке, фильмах. Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12) особенно применимы к периоду поста.

Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу. Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. сетей, форумов и т.п. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений.

Мы окружены постоянным шумом (информационным, музыкальным и т.п.) на работе, в транспорте, везде. Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других. Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив. Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение».

Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом. Нужно избегать развлечений (не говоря уж об игрушках). А вот душеполезные материалы - поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви - вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего.

Возьмем на себя хоть малый, но постоянный подвиг: дополнительные молитвы, обязательное чтение святого писания и святых отцов (определить, что и сколько), милостыня (помня слова Спасителя: «Милости хощу, а не жертвы » (Мф. 9:13). Все это мы делаем, чтобы стяжать духовный плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Хорошо бы определить свою страсть, которая наиболее борет человека. И начать с ней бороться, например, с гневом, с блудными помыслами, тщеславием. Да и просто трудиться, заниматься воспитанием детей и прочими семейными обязанностями. Тогда не будет времени на пустое времяпрепровождение.

Итак, в эти наступившие дни углубимся в себя, сосредоточимся на духовном делании. Надо как бы вырвать эти дни из обычного хода жизни и отдать десятину времени Богу.

Иерей Иоанн Севастьянов:

Мне очень понравился рассказ наших батюшек, которые ездили к христианам в Уганду. В этой беднейшей стране христиане постятся так: во время поста они кушают помидоры без соли, а на Пасху разговляются помидорами с солью. Вот это прекрасная иллюстрация правильного понимания поста.

Мне кажется, что главный принцип поста - это воздержание от того, что тебе привычно. Поэтому каждый человек сам себе заглядывает в сердце и отвечает, что для меня является проблемой в моей привязанности. И от этого воздерживается во время поста. Совесть - лучший контролер. Совесть обязательно подскажет, что именно нам нельзя делать в посту. Потому что для одного человека что-то может быть совершенно безобидным, а для кого-то это будет камнем преткновения. Те же книги, газеты, Интернет…

Поэтому постимся постом приятным, братие!

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Loading...Loading...