Екатерина 2 годы правления век. Личная жизнь Екатерины II. Начало присоединения Калмыцкого ханства

Императрица Екатерина II Великая (1729-1796) правила Российской империей в 1762-1796 годах. Вступила на престол в результате дворцового переворота. При поддержке гвардейцев она свергла своего нелюбимого и непопулярного в стране мужа Петра III и положила начало екатерининской эпохе, которую ещё называют "золотым веком" империи.

Портрет императрицы Екатерины II
Художник А. Рослин

До восшествия на престол

Принадлежала самодержица Всероссийская к знатному немецкому княжескому роду Аскании, известному с XI века. Родилась она 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине, в семье князя Ангальт-Дорнбургского. В то время тот был комендантом Штеттинского замка, а вскоре получил чин генерал-лейтенанта. Мать - Иоганна Елизавета принадлежала к немецкой Ольденбургской герцогской династии. Полное имя родившейся малютки звучало как Ангальт-Цербстская София Фредерика Августа.

Семья не имела больших денежных средств, поэтому София Фредерика Августа образование получила дома. Девочке преподавали богословие, музыку, танцы, историю, географию, а также обучили французскому, английскому и итальянскому языкам.

Росла будущая императрица шаловливой девчонкой. Много времени проводила на городских улицах, играя с мальчишками. Её даже называли "мальчишкой в юбке". Мать любовно звала свою бедовую дочь "Фрикхен".

Алексей Стариков

Императрица всероссийская (28 июня 1762 г. - 6 ноября 1796 г.). Ее царствование - одно из замечательнейших в русской истории; и темные и светлые стороны его имели громадное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Супруга Петра III, урожденная принцесса Ангальт-Цербтская (род. 24 апреля 1729), от природы одарена была великим умом, сильным характером; напротив, ее муж был человек слабый, дурно воспитанный. Не разделяя его удовольствий, Екатерина отдалась чтению и скоро от романов перешла к книгам историческим и философским. Вокруг нее составился избранный кружок, в котором наибольшим доверием Екатерины пользовались сначала Салтыков, а потом Станислав Понятовский, впоследствии король польский. Отношения ее к императрице Елизавете не отличалась особенной сердечностью: когда у Екатерины родился сын, Павел, императрица взяла ребенка к себе и редко дозволяла матери видеть его. 25 декабря 1761 г. умерла Елизавета; со вступлением на престол Петра III положение Екатерины стало еще хуже. Переворот 28 июня 1762 г. возвел Екатерину на престол (см. Петр III). Суровая школа жизни и громадный природный ум помогли Екатерине и самой выйтииз весьма затруднительного положения, и вывести из него Россию. Казна была пуста; монополия давила торговлю и промышленность; крестьяне заводские и крепостные волновались слухами о свободе, то и дело возобновлявшимися; крестьяне с западной границы бежали в Польшу. При таких обстоятельствах вступила Екатерина на престол, права на который принадлежали ее сыну. Но она понимала, что этот сын сделался бы на престоле игрушкой партий, как Петр II. Регентство было делом непрочным. Судьба Меншикова, Бирона, Анны Леопольдовны у всех была в памяти.

Проницательный взгляд Екатерины одинаково внимательно останавливался на явлениях жизни как дома, так и за границей. Узнав, через два месяца по вступлении на престол, что знаменитая французская Энциклопедия осуждена парижским парламентом за безбожие и продолжение ее запрещено, Екатерина предложила Вольтеру и Дидро издавать энциклопедию в Риге. Одно это предложение склонило на сторону Екатерины лучшие умы, дававшие тогда направление общественному мнению во всей Европе. Осенью 1762 г. Екатерина короновалась и пробыла зиму в Москве. Летом 1764 г. подпоручик Мирович задумал возвести на престол Иоанна Антоновича, сына Анны Леопольдовны и Антона Ульриха Брауншвейгского, содержавшегося в шлиссельбургской крепости. Замысел не удался - Иоанн Антонович, во время попытки к его освобождению, был застрелен одним из караульных солдат; Мирович был казнен по приговору суда. В 1764 г. князю Вяземскому, посланному усмирять крестьян, приписанных к заводам, велено было исследовать вопрос о выгоде вольного труда перед наемным. Тот же вопрос предложен был вновь учрежденному Экономическому обществу (см. Вольное экономическое общество и Крепостное право). Прежде всего предстояло решить вопрос о монастырских крестьянах, принявший особенно острый характер еще при Елизавете. Елизавета в начале своего царствования возвратила имения монастырям и церквам, но в 1757 г. и она, с окружавшими ее сановниками, пришла к убеждению в необходимости передать управление церковными имуществами в светские руки. Петр III приказал исполнить предначертание Елизаветы и передать управление церковными имуществами коллегии экономии. Описи монастырских имуществ производились, при Петре III, крайне грубо. При вступлении Екатерины II на престол архиереи подали ей жалобы и просили о возвращении им управления церковными имуществами. Екатерина, по совету Бестужева-Рюмина, удовлетворила их желание, отменила коллегию экономии, но не оставила своего намерения, а только отложила его исполнение; она тогда же распорядилась, чтобы комиссия 1757 г. возобновила свои занятия. Приказано было произвести новые описи монастырским и церковным имуществам; но и новыми описями духовенство было недовольно; против них особенно восстал ростовский митрополит Арсений Мацеевич. В донесении к синоду он выражался резко, произвольно толкуя церковно-исторические факты, даже искажая их и делая оскорбительные для Екатерины сравнения. Синод представил дело императрице, в надежде (как думает Соловьев), что Екатерина II и на этот раз выкажет свою обычную мягкость. Надежда не оправдалась: донесение Арсения вызвало такое раздражение в Екатерине, какого не замечали в ней ни прежде, ни после. Она не могла простить Арсению сравнение ее с Юлианом и Иудой и желание выставить ее нарушительницей своего слова. Арсений был приговорен к ссылке в Архангельскую епархию, в Николаевский Корельский монастырь, а затем, вследствие новых обвинений, - к лишению монашеского сана и пожизненному заточению в Ревеле (см. Арсений Мацеевич). Характерен для Екатерины II следующий случай из начала ее царствования. Докладывалось дело о дозволении евреям въезжать в Россию. Екатерина сказала, что начать царствование указом о свободном въезде евреев было бы плохим средством успокоить умы; признать въезд вредным - невозможно. Тогда сенатор князь Одоевский предложил взглянуть, что написала императрица Елизавета на полях такого же доклада. Екатерина потребовала доклад и прочла: "от врагов Христовых не желаю корыстной прибыли". Обратясь к генерал-прокурору, она сказала: "Я желаю, чтоб это дело было отложено".

Увеличение числа крепостных крестьян посредством громадных раздач фаворитам и сановникам населенных имений, утверждение крепостного права в Малороссии, всецело ложатся темным пятном на память Екатерины II. Не следует, однако, упускать из виду, что малоразвитость русского общества сказывалась в то время на каждом шагу. Так, когда Екатерина II задумала отменить пытку и предложила эту меру Сенату, сенаторы высказали опасение, что в случае отмены пытки никто, ложась спать, не будет уверен, жив ли он встанет поутру. Поэтому Екатерина, не уничтожая пытки гласно, разослала секретное предписание, чтобы в делах, где употреблялась пытка, судьи основывали свои действия на Х главе Наказа, в которой пытка осуждена, как дело жестокое и крайне глупое. В начале царствования Екатерины II возобновилась попытка создать учреждение, напоминавшее верховный тайный совет или заменивший его Кабинет, в новой форме, под именем постоянного совета императрицы. Сочинителем проекта был граф Панин. Генерал-фельдцейхмейстер Вильбуа написал императрице: "я не знаю, кто составитель этого проекта, но мне кажется, как будто он, под видом защиты монархии, тонким образом более склоняется к аристократическому правлению". Вильбуа был прав; но Екатерина II и сама понимала олигархический характер проекта. Она его подписала, но держала под сукном, и он никогда не был обнародован. Таким образом идея Панина о совете из шести постоянных членов осталась одной мечтой; частный совет Екатерины II всегда состоял из сменяющихся членов. Зная, как переход Петра III на сторону Пруссии раздражил общественное мнение, Екатерина приказала русским генералам соблюдать нейтралитет и этим способствовала прекращению войны (см. Семилетняя война). Внутренние дела государства требовали особенного внимания: более всего поражало отсутствие правосудия. Екатерина II по этому поводу выражалась энергично: "лихоимство возросло до такой степени, что едва ли есть самое малое место правительства, в котором бы суд без заражения сей язвы отправлялся; ищет ли кто место - платит; защищается ли кто от клеветы - обороняется деньгами; клевещет ли кто на кого - все хитрые происки свои подкрепляет дарами". Особенно поражена была Екатерина, узнав, что в пределах нынешней Новгородской губернии брали с крестьян деньгами за приведение их к присяге на верность ей. Такое положение правосудия заставило Екатерину II созвать в 1766 г. комиссию для издания Уложения. Этой комиссии Екатерина II вручила Наказ, которым она должна была руководствоваться при составлении Уложения. Наказ был составлен на основании идей Монтескье и Беккарии (см. Наказ [Большой ] и Комиссия 1766 г.). Дела польские, возникшая из них первая турецкая война и внутренние смуты приостановили законодательную деятельность Екатерины II до 1775 г. Польские дела вызвали разделы и падение Польши: по первому разделу 1773 г. Россия получила нынешние губернии Могилевскую, Витебскую, часть Минской, т. е. большую часть Белоруссии (см. Польша). Первая турецкая война началась в 1768 г. и кончилась миром в Кучук-Кайнарджи, который был ратифицирован в 1775 г. По этому миру Порта признала независимость крымских и буджакских татар; уступила России Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн; открыла русским кораблям свободный ход из Черного моря в Средиземное; даровала прощение христианам, принявшим участие в войне; допустила ходатайство России по делам молдавским. Во время первой турецкой войны в Москве свирепствовала чума, вызвавшая чумный бунт; на востоке России разгорелся еще более опасный бунт, известный под названием Пугачевщины. В 1770 г. чума из армии проникла в Малороссию, весной 1771 г. она появилась в Москве; главнокомандующий (по нынешнему - генерал-губернатор) граф Салтыков оставил город на произвол судьбы. Отставной генерал Еропкин принял на себя добровольно тяжелую обязанность - охранять порядок и предупредительными мерами ослабить чуму. Обыватели не исполняли его предписаний и не только не сжигали одежды и белья с умерших от чумы, но скрывали самую смерть их и хоронили на задворках. Чума усиливалась: в начале лета 1771 г. ежедневно умирало по 400 человек. Народ в ужасе толпился у Варварских ворот, перед чудотворной иконой. Зараза от скучивания народа, конечно, усиливалась. Тогдашний московский архиепископ Амвросий (см.), человек просвещенный, приказал снять икону. Немедленно распространился слух, что архиерей, заодно с лекарями, сговорился морить народ. Обезумевшая от страха невежественная и фанатическая толпа умертвила достойного архипастыря. Пошли слухи, что мятежники готовятся зажечь Москву, истребить лекарей и дворян. Еропкину, с несколькими ротами, удалось, однако, восстановить спокойствие. В последних числах сентября в Москву прибыл граф Григорий Орлов, тогда самое близкое лицо к Екатерине: но в это время чума уже ослабевала и в октябре прекратилась. От этой чумы в одной Москве погибло 130000 человек.

Пугачевский мятеж подняли яицкие казаки, недовольные переменами в их казацком быту. В 1773 г. донской казак Емельян Пугачев (см.) принял имя Петра III и поднял знамя бунта. Екатерина II поручила усмирение мятежа Бибикову, который сразу понял сущность дела; важен не Пугачев, сказал он, важно общее неудовольствие. К яицким казакам и к бунтовавшим крестьянам присоединились башкиры, калмыки, киргизы. Бибиков, распоряжаясь из Казани, двинул со всех сторон отряды в места более опасные; князь Голицын освободил Оренбург, Михельсон - Уфу, Мансуров - Яицкий городок. В начале 1774 г. бунт стал утихать, но Бибиков умер от изнеможения, и мятеж разгорелся вновь: Пугачев овладел Казанью и перебросился на правый берег Волги. Место Бибикова занял граф П. Панин, но не заменил его. Михельсон разбил Пугачева под Арзамасом и загородил ему путь к Москве. Пугачев бросился на юг, взял Пензу, Петровск, Саратов и везде вешал дворян. Из Саратова он двинулся к Царицыну, но был отбит и под Черным Яром снова был разбит Михельсоном. Когда к войску прибыл Суворов, самозванец чуть держался и был вскоре выдан своими сообщниками. В январе 1775 г. Пугачев был казнен в Москве (см. Пугачевщина). С 1775 г. возобновилась законодательная деятельность Екатерины II, вполне, впрочем, и перед тем не прекращавшаяся. Так, в 1768 г. упразднены были коммерческий и дворянский банки и учрежден так называемый ассигнационный или разменный банк (см. Ассигнации). В 1775 г. прекращено было существование Запорожской сечи, и без того клонившейся к падению. В том же 1775 г. начато преобразование провинциального управления. Издано было учреждение для управления губерний, которое вводилось целые двадцать лет: в 1775 г. оно началось с Тверской губернии и кончилось в 1796 г. учреждением Виленской губернии (см. Губерния). Таким образом, реформа провинциального управления, начатая Петром Великим, выведена была Екатериной II из хаотического состояния и закончена ею. В 1776 г. Екатерина повелела в прошениях слово раб заменить словом верноподданный. К концу первой турецкой войны получил особенно важное значение Потемкин, стремившийся к великим делам. Вместе со своим сотрудником, Безбородко, он составил проект, известный под названием греческого. Грандиозность этого проекта - разрушив Оттоманскую Порту, восстановить Греческую империю, на престол которой возвести Константина Павловича, - понравилась E. Противник влияния и планов Потемкина, граф Н. Панин, воспитатель цесаревича Павла и президент коллегии иностранных дел, чтобы отвлечь Екатерину II от греческого проекта, поднес ей проект вооруженного нейтралитета, в 1780 г. Вооруженный нейтралитет (см.) имел целью оказать покровительство торговле нейтральных государств во время войны и направлен был против Англии, что было невыгодно для планов Потемкина. Преследуя свой широкий и бесполезный для России план, Потемкин подготовил крайне полезное и необходимое для России дело - присоединение Крыма. В Крыму, с признания его независимости, волновались две партии - русская и турецкая. Их борьба дала повод занять Крым и Кубанскую область. Манифестом 1783 г. объявлено присоединение Крыма и Кубанской области к России. Последний хан Шагин-Гирей отправлен был в Воронеж; Крым переименован в Таврическую губернию; набеги крымцев прекратились. Предполагают, что вследствие набегов крымцев Великая и Малая Россия и часть Польши, с XV в. до 1788 г., лишилась от 3-х до 4-х миллионов народонаселения: пленников обращали в рабов, пленницы наполняли гаремы или становились, как рабыни, в ряды женской прислуги. В Константинополе, у мамелюков кормилицы, няньки были русские. В XVI, XVII и даже в XVIII вв. Венеция и Франция употребляли закованных в кандалы русских рабов, купленных на рынках Леванта, в качестве работников на галерах. Благочестивый Людовик XIV старался только о том, чтобы эти рабы не оставались схизматиками. Присоединение Крыма положило конец позорной торговле русскими рабами (см. В. Ламанского в "Историческом Вестнике" за 1880 г.: "Могущество турок в Европе"). Вслед за тем Ираклий II, царь Грузии, признал протекторат России. 1785 год ознаменован двумя важными законодательными актами: Жалованной грамотой дворянству (см. Дворянство) и Городовым положением (см. Город). Устав о народных училищах 15 августа 1786 г. осуществлен был только в малых размерах. Проекты об основании университетов в Пскове, Чернигове, Пензе и Екатеринославе были отложены. В 1783 г. основана была Российская академия, для изучения родного языка. Основанием институтов положено было начало образованию женщин. Учреждены воспитательные дома, введено оспопрививание, снаряжена экспедиция Палласа для изучения отдаленных окраин.

Враги Потемкина толковали, не понимая важности приобретения Крыма, что Крым и Новороссия не стоят потраченных на их устройство денег. Тогда Екатерина II решилась сама осмотреть вновь приобретенный край. Сопровождаемая послами австрийским, английским и французским, с громадной свитой, в 1787 г. она отправилась в путешествие. Архиепископ могилевский, Георгий Конисский, в Мстиславле встретил ее речью, которая славилась современниками, как образец красноречия. Весь характер речи определяется ее началом: "Оставим астрономам доказывать, что Земля около Солнца обращается: наше солнце вокруг нас ходит". В Каневе встретил Екатерину II Станислав Понятовский, король польский; близ Кейдан - император Иосиф II. Он с Екатериной положил первый камень города Екатеринослава, посетил Херсон и осмотрел только что созданный Потемкиным черноморский флот. Во время путешествия Иосиф замечал театральность в обстановке, видел, как наскоро сгоняли народ в якобы строящиеся селения; но в Херсоне он увидел настоящее дело - и отдал справедливость Потемкину.

Вторая турецкая война при Екатерине II ведена была, в союзе в Иосифом II, с 1787 по 1791 г. В 1791 г., 29 декабря, заключен был мир в Яссах. За все победы Россия получила только Очаков да степь между Бугом и Днепром (см. Турецкие войны и Ясский мир). В то же время шла, с переменным счастьем, война со Швецией, объявленная Густавом III в 1789 г. (см. Швеция). Она окончилась 3 августа 1790 г. Верельским миром (см.), на основании status quo. Во время 2-ой турецкой войны произошел переворот в Польше: 3 мая 1791 г. обнародована была новая конституция, что повело ко второму разделу Польши, в 1793 г., а затем и к третьему, в 1795 г. (см. Польша). По второму разделу Россия получила остальную часть Минской губернии, Волынь и Подолию, по 3-ему - Гродненское воеводство и Курляндию. В 1796 г., в последнем году царствования Екатерины II, граф Валериан Зубов, назначенный главнокомандующим в походе против Персии, покорил Дербент и Баку; успехи его остановлены были смертью Екатерины.

Последние годы царствования Екатерины II омрачились, с 1790 г., реакционным направлением. Тогда разыгралась французская революция, и с нашей домашней реакцией вступила в союз реакция общеевропейская, иезуитско-олигархическая. Агентом и орудием ее был последний любимец Екатерины, князь Платон Зубов, вместе с братом, графом Валерианом. Европейской реакции хотелось втянуть Россию в борьбу с революционной Францией - борьбу, чуждую прямым интересам России. Екатерина II говорила представителям реакции любезные слова и не давала ни одного солдата. Тогда усилились подкопы под трон Екатерины II, возобновились обвинения, что она незаконно занимает престол, принадлежащий Павлу Петровичу. Есть основание предполагать, что в 1790 г. готовилась попытка возвести Павла Петровича на престол. С этой попыткой, вероятно, соединена высылка из Петербурга принца Фридриха Вюртембергского. Домашняя реакция тогда же обвиняла Екатерину якобы в чрезмерном свободомыслии. Основанием обвинения служило, между прочим, дозволение переводить Вольтера и участие в переводе Велизария, повести Мармонтеля, которую находили антирелигиозной, ибо в ней не указано различия между добродетелью христианской и языческой. Екатерина II состарилась, прежней отважности и энергии почти не было и следа - и вот, при таких обстоятельствах, в 1790 г. появляется книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", с проектом освобождения крестьян, как бы выписанным из выпущенных статей ее Наказа. Несчастный Радищев был наказан ссылкой в Сибирь. Может быть, эта жестокость была результатом опасения, что исключение из Наказа статей об освобождении крестьян сочтут за лицемерие со стороны Екатерины. В 1792 г. посажен в Шлиссельбург Новиков, столь много послуживший русскому просвещению. Тайным мотивом этой меры были сношения Новикова с Павлом Петровичем. В 1793 г. жестоко потерпел Княжнин за свою трагедию "Вадим". В 1795 г. даже Державин подвергся подозрению в революционном направлении, за переложение 81 псалма, озаглавленное "Властителям и судиям". Так кончилось поднявшее национальный дух просветительное царствование Екатерины Второй, этого великого мужа (Cathérine le grand). Несмотря на реакцию последних лет, название просветительного останется за ним в истории. С этого царствования в России начали сознавать значение гуманных идей, начали говорить о праве человека мыслить на благо себе подобных [Мы почти не коснулись слабостей Екатерины Второй, припоминая слова Ренана: "серьезная история не должна придавать слишком большого значения нравам государей, если эти нравы не имели большого влияния на общий ход дел". При Екатерине вредно было влияние Зубова, но только потому, что он был орудием вредной партии.].

Литература. Труды Колотова, Сумарокова, Лефорта - панегирики. Из новых более удовлетворительно сочинение Брикнера. Очень важный труд Бильбасова не окончен; по-русски вышел всего один том, по-немецки два. С. М. Соловьев в XXIX т. своей истории России остановился на мире в Кучук-Кайнарджи. Иностранные сочинения Рюльера и Кастера не могут быть обойдены только по незаслуженному к ним вниманию. Из бесчисленных мемуаров особенно важны мемуары Храповицкого (лучшее издание - Н. П. Барсукова). См. новейшее сочинение Waliszewski: "Le Roman d"une impératrice". Сочинения по отдельным вопросам указываются в соответственных статьях. Чрезвычайно важны издания Императорского исторического общества.

Е. Белов.

Одаренная литературным талантом, восприимчивая и чуткая к явлениям окружающей жизни, Екатерина II принимала деятельное участие и в литературе своего времени. Возбужденное ею литературное движение было посвящено разработке просветительных идей XVIII века. Мысли о воспитании, вкратце изложенные в одной из глав "Наказа", впоследствии были подробно развиты Екатериной в аллегорических сказках: "О царевиче Хлоре" (1781) и "О царевиче Февее" (1782), а главным образом в "Инструкции князю Н. Салтыкову", данной при назначении его воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей (1784). Педагогические идеи, выраженные в этих сочинениях, Екатерина преимущественно заимствовала у Монтеня и Локка: у первого она взяла общий взгляд на цели воспитания, вторым она пользовалась при разработке частностей. Руководясь Монтенем, Екатерина II выдвинула на первое место в воспитании нравственный элемент - вкоренение в душе гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. В то же время она требовала, чтобы умственная и физическая стороны воспитания получали надлежащее развитие. Лично ведя воспитание своих внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку. Для великих князей были написаны Екатериной и "Записки касательно российской истории". В чисто беллетристических сочинениях, к которым принадлежат журнальные статьи и драматические произведения, Екатерина II является гораздо более оригинальной, чем в сочинениях педагогического и законодательного характера. Указывая на фактические противоречия идеалам, существовавшим в обществе, ее комедии и сатирические статьи должны были в значительной мере содействовать развитию общественного сознания, делая более понятными важность и целесообразность предпринимаемых ею реформ.

Начало публичной литературной деятельности Екатерины II относится к 1769 г., когда она явилась деятельной сотрудницей и вдохновительницей сатирического журнала "Всякая Всячина" (см.). Покровительственный тон, усвоенный "Всякой Всячиной" по отношению к другим журналам, и неустойчивость ее направления вскоре вооружили против нее почти все тогдашние журналы; главным противником ее явился смелый и прямой "Трутень" Н. И. Новикова. Резкие нападки последнего на судей, воевод и прокуроров сильно не нравились "Всякой Всячине"; кем велась в этом журнале полемика против "Трутня" - нельзя сказать положительно, но достоверно известно, что одна из статей, направленных против Новикова, принадлежит самой императрице. В промежуток от 1769 до 1783 года, когда Екатерина снова выступила в роли журналиста, ею было написано пять комедий, и между ними лучшие ее пьесы: "О время" и "Именины госпожи Ворчалкиной". Чисто литературные достоинства комедий Екатерины не высоки: в них мало действия, интрига слишком несложна, развязка однообразна. Написаны они в духе и по образцу французских современных комедий, в которых слуги являются более развитыми и умными, чем их господа. Но вместе с тем в комедиях Екатерины выводятся на посмеяние чисто русские общественные пороки и появляются русские типы. Ханжество, суеверие, дурное воспитание, погоня за модой, слепое подражание французам - вот темы, которые разрабатывались Екатериной в ее комедиях. Темы эти были намечены уже ранее нашими сатирическими журналами 1769 г. и, между прочим, "Всякой Всячиной"; но то, что в журналах представлялось в виде отдельных картин, характеристик, набросков, в комедиях Екатерины II получило более цельный и яркий образ. Типы скупой и бессердечной ханжи Ханжахиной, суеверной сплетницы Вестниковой в комедии "О время", петиметра Фирлюфюшкова и прожектера Некопейкова в комедии "Именины г-жи Ворчалкиной" принадлежат к числу наиболее удачных в русской комической литературе прошлого столетия. Вариации этих типов повторяются и в остальных комедиях Екатерины.

К 1783 г. относится деятельное участие Екатерины в "Собеседнике любителей российского слова", издававшемся при академии наук, под редакцией княгини Е. Р. Дашковой. Здесь Екатерина II поместила ряд сатирических статеек, озаглавленных общим именем "Былей и Небылиц". Первоначальною целью этих статеек было, по-видимому, сатирическое изображение слабостей и смешных сторон современного императрице общества, причем оригиналы для таких портретов нередко брались государыней из среды приближенных к ней лиц. Скоро, однако, "Были и Небылицы" стали служить отражением журнальной жизни "Собеседника". Екатерина II была негласным редактором этого журнала; как видно из переписки ее с Дашковой, она прочитывала еще в рукописи многие из статей, присылавшихся для помещения в журнале; некоторые из этих статей задевали ее за живое: она вступала в полемику с их авторами, нередко вышучивала их. Для читающей публики не было тайной участие Екатерины в журнале; по адресу сочинителя "Былей и Небылиц" нередко присылались статьи письма, в которых делались довольно прозрачные намеки. Государыня старалась по возможности сохранить хладнокровие и не выдать своего инкогнито; раз только, разгневанная "дерзкими и предосудительными" вопросами Фонвизина, она настолько ярко выразила свое раздражение в "Былях и Небылицах", что Фонвизин счел необходимым поспешить с покаянным письмом. Кроме "Былей и Небылиц", государыня поместила в "Собеседнике" несколько мелких полемических и сатирических статеек, по большей части осмеивавших напыщенные сочинения случайных сотрудников "Собеседника" - Любослова и графа С. П. Румянцева. Одна из таких статей ("Общества незнающих ежедневная записка"), в которой княгиня Дашкова увидела пародию на заседания только что тогда основанной, по ее мысли, российской академии, послужила поводом к прекращению участия Екатерины в журнале. В последующие годы (1785-1790) Екатерина написала 13 пьес, не считая драматических пословиц на французском языке, предназначавшихся для эрмитажного театра.

Масоны уже давно привлекали внимание Екатерины II. Если верить ее словам, она дала себе труд подробно ознакомиться с громадной масонской литературой, но не нашла в масонстве ничего, кроме "сумасбродства". Пребывание в СПб. (в 1780 г.) Калиостро, о котором она выражалась как о негодяе, достойном виселицы, еще более вооружило ее против масонов. Получая тревожные вести обо все более и более усиливавшемся влиянии московских масонских кружков, видя среди своих приближенных многих последователей и защитников масонского учения, государыня решила бороться с этим "сумасбродством" литературным оружием, и в течение двух лет (1785-86) написала, одну за другой, три комедии ("Обманщик", "Обольщенный" и "Шаман Сибирский"), в которых осмеивала масонство. Только в комедии "Обольщенный" встречаются, однако, жизненные черты, напоминающие московских масонов. "Обманщик" направлен против Калиостро. В "Шамане Сибирском" Екатерина II, очевидно, незнакомая с сущностью масонского учения, не задумалась свести его на один уровень с шаманскими фокусами. Несомненно, что сатира Екатерины не оказала большого действия: масонство продолжало развиваться, и, чтобы нанести ему решительный удар, государыня прибегла уже не к кротким способам исправления, как называла она свою сатиру, а к крутым и решительным административным мерам.

К указанному времени, по всей вероятности, относится и знакомство Екатерины с Шекспиром, во французских или немецких переводах. Она переделала для русской сцены "Виндзорских кумушек", но переделка эта вышла крайне слабой и весьма мало напоминает подлинного Шекспира. В подражание историческим его хроникам, она сочинила две пьесы из жизни древних русских князей - Рюрика и Олега. Главное значение этих "Исторических представлений", в литературном отношении крайне слабых, заключается в тех политических и нравственных идеях, которые Екатерина вкладывает в уста действующих лиц. Разумеется - это не идеи Рюрика или Олега, а мысли самой Екатерины II. В комических операх Екатерина II не преследовала никакой серьезной цели: это были обстановочные пьесы, в которых главную роль играла сторона музыкальная и хореографическая. Сюжет для этих опер государыня брала, по большей части, из народных сказок и былин, известных ей по рукописным собраниям. Лишь "Горе-богатырь Косометович", несмотря на свой сказочный характер, заключает в себе элемент современности: эта опера выставляла в комическом свете шведского короля Густава III, открывшего в то время неприязненные действия против России, и была снята с репертуара тотчас же по заключении мира с Швецией. Французские пьесы Екатерины, так называемые "пословицы" - небольшие одноактные пьески, сюжетами которых служили, по большей части, эпизоды из современной жизни. Особенного значения они не имеют, повторяя темы и типы, уже выведенные в других комедиях Екатерины II. Сама Екатерина не придавала значения своей литературной деятельности. "На мои сочинения, - писала она Гримму, - смотрю как на безделки. Я люблю делать опыты во всех родах, но мне кажется, что все написанное мною довольно посредственно, почему, кроме развлечения, я не придавала этому никакой важности".

Сочинения Екатерины II изданы А. Смирдиным (СПб., 1849-50). Исключительно литературные произведения Екатерины II изданы дважды в 1893 г., под редакцией В. Ф. Солнцева и А. И. Введенского. Отдельные статьи и монографии : П. Пекарский, "Материалы для истории журнальной и литературной деятельности Екатерины II" (СПб., 1863); Добролюбов, ст. о "Собеседнике любителей российского слова" (X, 825); "Сочинения Державина", под ред. Я. Грота (СПб., 1873, т. VIII, стр. 310-339); M. Лонгинов, "Драматические сочинения Екатерины II" (М., 1857); Г. Геннади, "Еще о драматических сочинениях Екатерины II" (в "Библ. Зап.", 1858, №16); П. К. Щебальский, "Екатерина II как писательница" ("Заря", 1869-70); его же, "Драматические и нравоописательные сочинения императрицы Екатерины II" (в "Русском Вестнике", 1871, т. XVIII, №№ 5 и 6); Н. С. Тихонравов, "Литературные мелочи 1786 г." (в научно-литературном сборнике, изд. "Русскими Ведомостями" - "Помощь голодающим", М., 1892); Е. С. Шумигорский, "Очерки из русской истории. I. Императрица-публицист" (СПб., 1887); П. Бессонова, "О влиянии народного творчества на драмы императрицы Екатерины и о цельных русских песнях, сюда вставленных" (в журнале "Заря", 1870); В. С. Лебедев, "Шекспир в переделках Екатерины II" (в Русском Вестнике" (1878, № 3); Н. Лавровский, "О педагогическом значении сочинений Екатерины Великой" (Харьков, 1856); А. Брикнера, "Комическая опера Екатерины II "Горе-богатырь" ("Ж. М. Н. Пр.", 1870, № 12); А. Галахов, "Были и Небылицы, сочинение Екатерины II" ("Отечественные Записки" 1856, № 10).

В. Солнцев.

  • Реформы Екатерины II

Статья рассказывает о краткой биографии Екатерины II (второй) - выдающейся российской императрицы, правление которой названо "просвещенным абсолютизмом". Имея немецкое происхождение, не выучив до конца русский язык, Екатерина II стремилась к наращиванию могущества Российской империи. К концу ее правления Россия занимала одно из ведущих мест в мире.

Екатерина II до воцарения на российском престоле

Софья-Августа-Фредерика (будущая Екатерина II) родилась в 1729 г. и принадлежала к одному мелкому германскому княжескому роду. Будущая российская императрица с детства питала честолюбивые замыслы, которые осуществились в 1842 г., когда ее двоюродный брат - Петр гольштинский был объявлен наследником русского престола. Через некоторое время было принято решение о его помолвке с Софьей, которая в 1744 г. приехала в Россию.
Принцесса решила, что отныне ее судьба будет навсегда связана с Россией и принялась за усиленное обучение русского языка, стала усваивать манеры и порядки, принятые в российском высшем обществе. Особое усердие она проявляла в отношении исполнения православных обрядов. Впоследствии современники утверждали, что во многом благожелательное отношение к иностранной княгине возникло вследствие ее уважения к русским обычаям.
Старания Софьи были отмечены, она приняла православие и в 1744 г. была обручена с Петром, через год состоялась их свадьба. Семейная жизнь молодой пары с самого начала не сложилась. Петр постоянно увлекался другими женщинами, оставляя супругу в одиночестве. Это стало причиной того, что будущая императрица пристрастилась к чтению. Читал он чрезвычайно много без какой-либо определенной системы. Начав с чтения романов, она перешла на серьезные сочинения. Екатерина познакомилась с последними достижениями западной мысли. Она читала Вольтера, Монтескье, Бейля. Уделяла Екатерина внимание и классической литературе. Это сказывалось на ее философских воззрениях и нашло отражение в проводимой ей впоследствии политике.
В 1754 г. у Екатерины родился сын, названный Павлом. Это, однако, не укрепило непрочную семейную связь: Петр по-прежнему не обращал никакого внимания на супругу.
В 1761 г. умерла Елизавета I и императором был провозглашен Петр III. Положение Екатерины стало еще более непрочным, муж открыто смеялся над ней и не допускал к себе. Честолюбие Екатерины подтолкнуло ее к заговору, в который было вовлечено большое число дворян во в главе с братьями Орловыми. Государственный переворот был осуществлен в 1762 г. Петр III подписал отречение от престола и вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.
Переворот не вызвал никакого сопротивления в высших кругах. Петром III многие были недовольны и ждали перемен при новой императрице. Екатерина II щедро одарила участников заговора. Против сторонников Петра III не было применено никаких карательных мер.

Правление Екатерины II
Правление Екатерины II было продолжением политики Петра I. Императрица хотела, чтобы ее царствование соответствовало идеям Просвещения. С этой целью ею было созвана Уложенная комиссия, состоящая из депутатов из всех слоев общества (кроме крепостных). Комиссия должна была выработать программу важнейших государственных реформ. Из-за внутренних разногласий и радикальных требований депутатов Комиссия была распущена.
Екатерина II провела реформу государственного устройства, введя в России губернское правление. Еще одним важным актом ее политики стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Права и обязанности городских жителей были юридически закреплены. Дворянство окончательно оформилось в качестве господствующего класса общества.
В годы правления Екатерины II состоялось крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева. Восстание было подавлено, а императрица, напуганная его масштабами, перешла к более жесткой политике.
Екатерина II проводила агрессивную внешнюю политику. В годы ее царствования прошли две русско-турецкие войны, в результате которых Россия получила значительные территориальные приобретения и утвердилась на Черном море. В Европе при непосредственном участии России состоялось три раздела Польши. В итоге было покончено с существованием польского государства, восточные польские территории отошли к России.
В целом правление Екатерины II выразилось в укреплении государственной власти и значительном утверждении России на мировой арене.
Императрица скончалась в 1796 г., войдя в историю России в качестве одной из величайших правительниц.

Время Екатерины II (1762–1796)

(начало)

Обстановка воцарения Екатерины II

Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера. В таких обстоятельствах вступление на престол Екатерины имеет много общего с вступлением на престол Елизаветы . И в 1741 г. переворот совершался силами дворянской гвардии против ненационального правительства Анны, полного случайностей и произвола нерусских временщиков. Мы знаем, что переворот 1741 г. имел следствием национальное направление елизаветинского правительства и улучшение государственного положения дворянства. Таких же следствий вправе мы ожидать и от обстоятельств переворота 1762 г., и действительно, как увидим, политика Екатерины II была национальной и благоприятной дворянству. Эти черты были усвоены политике императрицы самими обстоятельствами ее воцарения. В этом она неизбежно должна была следовать Елизавете, хотя и относилась с иронией к порядкам своей предшественницы.

Портрет Екатерины II. Художник Ф. Рокотов, 1763

Но переворот 1741 г. поставил во главе правления Елизавету, женщину умную, но малообразованную, которая принесла на престол только женский такт, любовь к своему отцу и симпатичную гуманность. Поэтому правительство Елизаветы отличалось разумностью, гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого . Но оно не имело своей программы и поэтому стремилось действовать по началам Петра. Переворот 1762 г., напротив, поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело мало-помалу по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении, и поэтому случайные лица, фавориты, менее отражались на ходе государственных дел, чем это было при Елизавете, хотя фавориты Екатерины были очень заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.

Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике. Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в. , усвоила и даже высказывала открыто ее "вольнодумные" принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях.

Первое время правления

Первые годы правления Екатерины были для нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Никита Иванович Панин пользовался ее доверием. Панин был дипломатом при Елизавете (послом в Швеции); ею же был назначен воспитателем великого князя Павла и оставлен в этой должности и Екатериной. При Екатерине, хотя канцлером оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина, возвращенного ею из ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не ее люди: ни верить в них, ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и поручала им ведение тех или иных дел; она оказывала им внешние знаки расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на нее сверху вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а ее сыну. Расточая им улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не с ними хотела бы она править. Для нее надежнее и приятнее были те лица, которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Это была гвардейская молодежь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во главе дел нельзя: им надо было раньше перебродить. Значит, тех, кого можно было бы немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще не готовы. Вот причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность отдельных лиц. Для того чтобы организовать плотную правительственную среду, нужно было, конечно, время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они видели и то, что Екатерина переживала вообще трудные минуты. Придворная среда относилась к ней с некоторой требовательностью: как люди, возвышенные ею, так и люди, имевшие силу ранее, осаждали ее своими мнениями и просьбами, потому что видели ее слабость и одиночество и думали, что она им обязана престолом. Французский посол Бретейль писал: "В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".

Это свободное обращение придворной среды было очень тяжело Екатерине, но пресечь его она не могла, потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, что сохранить ее она может только любовью двора и подданных. Она и употребляла все средства, чтобы, по выражению английского посла Букингама, приобрести доверие и любовь подданных.

Были у Екатерины действительные основания опасаться за свою власть. В первые дни ее правления среди армейских офицеров, собранных на коронацию в Москву, шли толки о состоянии престола, об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле. Некоторые находили, что эти лица имеют больше прав на власть, чем императрица. Все эти толки не выросли в заговор, но очень тревожили Екатерину. Значительно позднее, в 1764 г., обнаружился и заговор для освобождения императора Иоанна. Иоанн Антонович со времени Елизаветы содержался в Шлиссельбурге. Армейский офицер Мирович сговорился со своим товарищем Ушаковым освободить его и его именем совершить переворот. Оба они не знали, что бывший император в заключении лишился ума. Хотя Ушаков утонул, Мирович и один не отказался от дела и возмутил часть гарнизона. Однако при первом же движении солдат, согласно инструкции, Иоанн был заколот своими надсмотрщиками и Мирович добровольно отдался в руки коменданта. Он был казнен, и его казнь страшно подействовала на народ, при Елизавете отвыкшей от казней. И вне войска Екатерина могла ловить признаки брожения и неудовольствия: не верили смерти Петра III , говорили с неодобрением о близости Г. Г. Орлова к императрице. Словом, в первые годы власти Екатерина не могла похвалиться, что имеет под ногами твердую почву. Особенно неприятно ей было услышать осуждение и протест из среды иерархии. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) поднял вопрос об отчуждении церковных земель в такой неудобной для светской власти и для самой Екатерины неприятной форме, что Екатерина нашла нужным поступить с ним круто и настояла на его расстрижении и заключении.

Портрет Григория Орлова. Художник Ф. Рокотов, 1762-63

При подобных условиях Екатерина, понятно, не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Ей предстоял тяжелый труд сладить с окружающей средой, примениться к ней и овладеть ею, присмотреться к делам и главным потребностям управления, выбрать помощников и узнать ближе способности окружающих ее лиц. Понятно, как мало могли помочь ей в этом деле принципы ее отвлеченной философии, но, понятно, как много помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти.

Тем положением дел, какое она застала, вступая на престол, она не могла быть довольна. Главная забота правительства – финансы – были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, от военных расходов происходили дефициты, войска не получали жалованья, а беспорядки финансового управления страшно запутывали и без того плохие дела. Знакомясь с этими неприятностями в Сенате, Екатерина получала понятие о самом Сенате и с иронией относилась к его деятельности. По ее мнению, Сенат и все прочие учреждения вышли из своих оснований; Сенат присвоил себе слишком много власти и подавил всякую самостоятельность подчиненных ему учреждений. Напротив, Екатерина в известном своем манифесте 6 июля 1762 г. (в котором она объяснила мотивы переворота) желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Это было сделано ею очень осторожно: для скорейшего производства дел она разделила Сенат на 6 департаментов, как это было при Анне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.); с Сенатом стала сноситься через генерал-прокурора А. А. Вяземского и дала ему секретную инструкцию не поощрять Сената на законодательную функцию; наконец, повела все свои важнейшие мероприятия помимо Сената своею личной инициативой и авторитетом. В результате была существенная перемена в центре управления: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И все это достигнуто исподволь, без шума, крайне осторожно.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных старых порядков управления, Екатерина с помощью того же Сената деятельно занималась делами: искала средств поправить финансовое положение, решала текущие дела управления, присматривалась к состоянию сословий, озабочена была делом составления законодательного кодекса. Во всем этом не было еще видно определенной системы; императрица просто отвечала на потребности минуты и изучала положение дел. Волновались крестьяне, смущенные слухом освобождения от помещиков, – Екатерина занималась крестьянским вопросом. Волнения достигали больших размеров, против крестьян употреблялись пушки, помещики просили защиты от крестьянских насилий, – Екатерина, принимая ряд мер для водворения порядка, заявляла: "Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра III о дворянстве вызвала некоторые недоумения недостатками своей редакции и сильное движение дворян из службы, – Екатерина, приостановив ее действие, в 1763 г. учредила комиссию для ее пересмотра. Однако эта комиссия не пришла ни к чему, и дело затянулось до 1785 г. Изучая положение дел, Екатерина увидела необходимость составить законодательный кодекс. Уложение царя Алексея устарело; уже Петр Великий заботился о новом кодексе, но безуспешно: законодательные комиссии, бывшие при нем, не выработали ничего. Почти все преемники Петра были заняты мыслью составить кодекс; при императрице Анне , в 1730 г., и при императрице Елизавете, в 1761 г., требовались даже депутаты от сословий для участия в законодательных работах. Но трудное дело кодификации не удавалось. Екатерина II серьезно остановилась на мысли обработать русское законодательство в стройную систему.

Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. – в Остзейский край, в 1767 г. проехала по Волге до Симбирска. "После Петра Великого, – говорит Соловьев, – Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями" (XXVI, 8).

Так прошли первые пять лет внутреннего правления молодой государыни. Она привыкла к своей обстановке, присмотрелась к делам, выработала практические приемы деятельности, подобрала желаемый круг помощников. Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет не обнаружилось никаких широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила широкие планы реформаторской деятельности.

Годы правления: 1762-1796

1. Впервые со времен Петра I подвергла реформированию систему государственного управления. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав. Екатерина покровительствовала различным областям искусства: при ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека.

2. Провела административную реформу , определившую территориальное устройство страны вплоть до 1917 года . Образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

3. Увеличила территорию государства за счет присоединения южных земель – Крыма , Причерноморья и восточной части Речи Посполитой. По численности населения Россия стала самой крупной европейской страной: на нее приходилось 20% населения Европы

4. Вывела Россию на первое место в мире по выплавке чугуна . К концу XVIII века в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 году их было всего 663).

5. Укрепила роль России в мировой экономике : объем экспорта увеличился с 13,9 млн рублей в 1760 году до 39,6 млн рублей в 1790 году. В больших количествах вывозились парусное полотно, чугун, железо, а также хлеб. Объем экспорта леса вырос в пять раз.

6. При Екатерине II Российская академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз . Особое внимание императрица уделяла развитию женского образования: в 1764 году были открыты первые в России учебные заведения для девочек – Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц.

7. Организовала новые кредитные учреждения – государственный банк и ссудную кассу , а также расширила спектр банковских операций (с 1770 года банки стали принимать на хранение вклады) и впервые наладила выпуск бумажных денег – ассигнаций.

8. Придала борьбе с эпидемиями характер государственных мероприятий . Введя обязательное оспопрививание, решила подать подданным личный пример: в 1768 году прививку от оспы сделали самой императрице.

9. Оказала поддержку буддизму, в 1764 году учредив пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья . Бурятские ламы признали Екатерину II воплощением главной богини Белой Тары и с тех пор присягали на верность всем российским правителям.

10 Принадлежала к тем немногочисленным монархам, которые интенсивно общались с подданными путем составления манифестов, инструкций и законов. Обладала талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений: записки, переводы, басни, сказки, комедии и эссе.

Екатерина Великая – одна из самых незаурядных женщин в мировой истории. Ее жизнь – редчайший пример самовоспитания путем глубокого образования и строгой дисциплины.

Эпитет «Великая» императрица заслужила по праву: ее, немку и чужестранку, русский народ называл «родной матерью». А историки почти единогласно решили, что если Пётр I хотел привить России всё немецкое, то немка Екатерина мечтала возродить именно русские традиции. И во многом проделала это весьма успешно.

Долгое царствование Екатерины – единственный в русской истории период преобразований, про который нельзя сказать «лес рубят, щепки летят». Население страны возросло вдвое, при этом практически отсутствовала цензура, запрещались пытки, были созданы выборные органы сословного самоуправления... «Твердая рука», которая якобы так нужна русскому народу, на этот раз совершенно не пригодилась.

Принцесса София

Будущая императрица Екатерина II Алексеевна, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет 21 апреля 1729 года в никому не известном Штеттине (Пруссия). Отец – ничем не примечательный князь Христиан-Август – благодаря преданности прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. Постоянно занятый на службе, он стал для Софии примером добросовестного служения на государственном поприще.

София получила домашнее образование: она обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Ее независимый характер и настойчивость проявились уже в раннем детстве. В 1744 году вместе с матерью она была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Здесь ее, до того лютеранку, приняли в православие под именем Екатерина (это имя, как и отчество Алексеевна, дали ей в честь матери Елизаветы – Екатерины I) и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III), с которым принцесса обвенчалась в 1745-м.

Ума палата

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. С самого начала ее личная жизнь складывалась неудачно, но великая княгиня рассудила, что русская корона всегда нравилась ей больше жениха, и обратилась к чтению трудов по истории, юриспруденции и экономике. Она была поглощена изучением работ французских энциклопедистов и уже в то время интеллектуально переросла всех окружающих на голову.

Екатерина действительно стала патриотом своей новой родины: она скрупулезно соблюдала обряды православной церкви, пыталась вернуть русский национальный костюм в обиход двора, усердно учила русский язык. Она даже занималась по ночам и однажды опасно заболела от переутомления. Великая княгиня писала: «Тот, кто успевал в России, мог быть уверен в успехе во всей Европе. Нигде, как в России, нет таких мастеров подмечать слабости или недостатки иностранца; можно быть уверенным, что ему ничего не спустят».

Общение великого князя и принцессы продемонстрировало кардинальное различие их характеров: инфантильности Петра противостояла деятельная, целеустремленная и честолюбивая натура Екатерины. Она стала опасаться за свою судьбу в случае прихода мужа к власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, рассудительность и искренняя любовь к России резко контрастировали с поведением Петра, что позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского общества, так и среди простого населения Петербурга.

Двойной захват

Взойдя после смерти матери на престол, император Пётр III за полгода правления сумел до такой степени настроить против себя дворянство, что сам открыл супруге дорогу к власти. Едва вступив на трон, он заключил невыгодный России договор с Пруссией, объявил об аресте имущества Русской церкви и отмене монастырского землевладения. Сторонники переворота обвиняли Петра III в невежестве, слабоумии и полной неспособности к управлению государством. Начитанная, благочестивая и доброжелательная жена выгодно смотрелась на его фоне.

Когда отношения Екатерины с мужем стали враждебными, двадцатилетняя великая княгиня решила «погибнуть или царствовать». Тщательно подготовив заговор, она тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. К восставшим присоединились солдаты других полков, беспрекословно присягнувшие ей на верность. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Свыше 14 000 человек окружили дворец, приветствуя новую правительницу.

Чужестранка Екатерина не имела никаких прав на власть, но совершенная ею «революция» подавалась как национально-освободительная. Она верно уловила критический момент в поведении своего мужа – его презрение к стране и православию. В результате внука Петра Великого считали больше немцем, чем чистокровную немку Екатерину. И это – результат ее собственных усилий: в глазах общества она сумела изменить свою национальную принадлежность и получила право «освободить отечество» от иноземного ига.

М. В. Ломоносов о Екатерине Великой: «На троне баба – ума палата».

Узнав о том, что произошло, Пётр стал посылать предложения о переговорах, но все они были отвергнуты. Сама Екатерина во главе гвардейских полков выступила ему навстречу и по дороге получила письменное отречение императора от престола. Долгое 34-летнее царствование Екатерины II началось торжественной коронацией в Москве 22 сентября 1762 года. По сути она совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее естественному наследнику – сыну.

Эпоха Екатерины Великой

Екатерина вступила на престол, имея определенную политическую программу, основанную на идеях Просвещения и одновременно учитывавшую особенности исторического развития России. Уже в первые годы правления императрица провела реформу Сената, сделавшую работу этого учреждения более эффективной, и осуществила секуляризацию церковных земель, пополнившую государственную казну. Тогда же был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин.

Екатерина II была прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь ярких и талантливых личностей. Именно поэтому ее время отмечено появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников и музыкантов. В этот период не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергся опале – вот почему царствование Екатерины называют «золотым веком» русского дворянства. Вместе с тем императрица была очень тщеславна и больше всего на свете дорожила своей властью. Ради нее она была готова пойти на любые компромиссы в ущерб убеждениям.

Екатерина отличалась показной набожностью, она считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в политических интересах.

После окончания Русско-турецкой войны 1768– 1774 годов и подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачёва императрица самостоятельно разрабатывала ключевые законодательные акты. Важнейшими из них стали жалованные грамоты дворянству и городам. Их основное значение связано с реализацией стратегической цели екатерининских реформ – созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа.

Самодержавие в борьбе за будущее

Екатерина была первым русским монархом, который увидел в людях личности с собственным мнением, характером и эмоциями. Она охотно признавала за ними и право на ошибку. Из далекого поднебесья самодержавия Екатерина разглядела внизу человека и превратила его в мерило своей политики – невероятный кульбит для русской деспотии. Человеколюбие, которое она сделала модным, впоследствии станет главной чертой высокой культуры XIX века.

Екатерина требовала от подданных естественности, а потому легко, с улыбкой и самоиронией устраняла всякую иерархию. Известно, что она, будучи падкой до лести, спокойно воспринимала и критику. Например, ее статс-секретарь и первый крупный русский поэт Державин часто спорил с государыней по административным вопросам. Однажды их дискуссия стала столь жаркой, что императрица пригласила другого своего секретаря: «Сядьте тут, Василий Степанович. Этот господин, мне кажется, меня прибить хочет». Никаких последствий для Державина его резкость не имела.

Один из современников образно описал суть екатерининского правления так: «Пётр Великий создал в России людей, но Екатерина II вложила в них души»

Даже не верится, что за этим благообразием стояли две русско-турецкие войны, присоединение Крыма и создание Новороссии, строительство черноморского флота, три раздела Польши, принесшие России Белоруссию, Западную Украину, Литву и Курляндию, война с Персией, присоединение Грузии и завоевание будущего Азербайджана, подавление Пугачевского бунта, война со Швецией, а также многочисленные законы, над которыми Екатерина работала лично. Всего она издала 5798 актов, то есть в среднем 12 законов в месяц. Ее педантизм и трудолюбие подробно описаны современниками.

Революция женственности

Дольше Екатерины II в русской истории правили только Иван III (43 года) и Иван IV Грозный (37 лет). Более чем три десятилетия ее правления почти равняются половине советского периода, и игнорировать это обстоятельство невозможно. Поэтому Екатерина всегда занимала в массовом историческом сознании особое место. Впрочем, отношение к ней было неоднозначным: немецкая кровь, убийство мужа, многочисленные романы, вольтерьянство – всё это мешало самозабвенно восторгаться императрицей.

Екатерина была первым русским монархом, который увидел в людях личности с собственным мнением, характером и эмоциями. Из далекого поднебесья самодержавия она разглядела внизу человека и превратила его в мерило своей политики – невероятный кульбит для русской деспотии

Советская историография добавила Екатерине классовых тумаков: она стала «жестокой крепостницей» и деспотом. Дошло до того, что «Великим» позволили остаться только Петру, ее же подчеркнуто именовали «Второй». Несомненные победы императрицы, принесшие России Крым, Новороссию, Польшу и часть Закавказья, были во многом узурпированы ее военачальниками, которые в борьбе за национальные интересы якобы героически преодолевали козни двора.

Однако то, что в массовом сознании личная жизнь императрицы заслонила ее политическую деятельность, свидетельствует о поисках потомками психологической компенсации. Ведь Екатерина нарушила одну из древнейших общественных иерархий – превосходство мужчины над женщиной. Ее ошеломительные успехи, и в особенности военные, вызывали недоумение, граничащее с раздражением, и нуждались в каком-то «но». Екатерина давала повод для гнева уже тем, что вопреки существующему порядку сама выбирала себе мужчин. Императрица отказывалась считать данностью не только свою национальность: она пыталась преодолеть и границы собственного гендера, захватывая типично мужскую территорию.

Управлять страстями

Всю жизнь Екатерина училась справляться со своими чувствами и пылким темпераментом. Долгая жизнь на чужбине приучила ее не поддаваться обстоятельствам, всегда оставаться спокойной и последовательной в поступках. Позже в своих мемуарах императрица напишет: «Я приехала в Россию, страну мне совсем неизвестную, не зная, что будет впереди. Все глядели на меня с досадой и даже презрением: дочь прусского генерал-майора собирается быть российской императрицей!» Тем не менее главной целью Екатерины всегда оставалась любовь России, которая, по ее же признанию, «не страна, а Вселенная».

Умение планировать день, не отступать от задуманного, не поддаваться хандре или лени и одновременно рационально относиться к своему организму можно было бы списать на немецкое воспитание. Однако думается, что причина такого поведения глубже: Екатерина подчинила свою жизнь сверхзадаче – оправдать собственное пребывание на престоле. Ключевский заметил, что одобрение значило для Екатерины то же, что «аплодисменты для дебютанта». Желание славы было для императрицы способом на деле доказать миру добродетельность своих намерений. Такая жизненная мотивация, безусловно, превращала ее в self-made.

То, что в массовом сознании личная жизнь императрицы заслонила ее политическую деятельность, свидетельствует о поисках потомками психологической компенсации. Ведь Екатерина нарушила одну из древнейших общественных иерархий – превосходство мужчины над женщиной

Ради цели – править страной – Екатерина без сожалений преодолела массу данностей: и свое немецкое происхождение, и конфессиональную принадлежность, и пресловутую слабость женского пола, и монархический принцип наследования, о котором ей осмеливались напоминать практически в лицо. Словом, Екатерина решительно вышла за пределы тех констант, в которые пыталось поставить ее окружение, и всеми своими успехами доказывала, что «счастье не так слепо, как его себе представляют».

Тяга к знаниям и умножению опыта не убила в ней женщины, кроме того, до последних лет Екатерина продолжала вести себя деятельно и энергично. Еще в молодости будущая императрица записала в дневнике: «Необходимо создать себя, свой характер». Она блестяще справилась с этой задачей, положив в основу жизненной траектории знания, решимость и самообладание. Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I, но если тот в целях «европеизации» страны вносил насильственные изменения в русский уклад, то она кротко закончила начатое своим кумиром. Один из современников образно описал суть екатерининского правления так: «Пётр Великий создал в России людей, но Екатерина II вложила в них души».

текст Марина Кваш
Источник tmnWoman № 2/4 | осень | 2014

Loading...Loading...