Что значит хулить господа. Согрешила хулой на Духа Святого, как мне быть, ведь этот грех не прощается

Здравствуйте! Меня давно мучает такой вопрос, в Евангелии от Матфея Христос отвечает фарисеям: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Св. Евангелие от Матфея 12:31,32)" Как понимать это утверждение? То есть, если человек как-то похулил Дух Святой, то у него нет возможности раскаяться до конца своих дней на Земле и он, как бы не каялся, не будет прощён? Или речь только о тех вещах, которые прощаются без покаяния: что Христос без покаяния прощает оскорбление своей человеческой сущности, а в хуле на Духа требуется раскаяние при жизни? О чем идет речь в этом трудном для понимания стихе... Разъясните пожалуйста! Этот вопрос терзает мой ум... Мирослав.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Мирослав!

Здесь важен контекст, в котором Иисус дал такое предостережение! Посмотрите чуть раньше: Иисус исцелил бесноватого, слепого и немого (12, 22). Фарисеи истолковали это так, будто Он изгоняет бесов силой «князя бесов» веельзевула (12, 24). Хотя все вокруг прекрасно знали, что Иисус делает это силой Бога и духом Божьим! И фарисеи прекрасно знали об этом, но из черной зависти намеренно клеветали на Иисуса, выдавая дух Божий, которым Он действовал, за дух нечистый, бесовский. Но такая злонамеренная клевета, действительно, только отсекает самого человека от благодати Божьей и лишает его вечной жизни. Это и есть хула на Духа Святого, о которой предупреждал Иисус. А вообще нет ни одного непростительного греха, кроме нераскаянного, и в данном случае тоже. Но враги Христа нисколько не собирались раскаиваться, а лишь больше ожесточались при виде множества чудес, совершаемых Иисусом.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Читайте также

В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать - каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности. Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это - слова Христа: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32).

Правда ли, что Бог не прощает этого греха?

Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога - потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека - его участи в жизни вечной. А недоумение - потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.

Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?

Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.
И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать - что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься - ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

Такие вот вопросы… Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить. А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу - человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?

Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.

…Да не будет сего!

Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?

Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах - Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а - единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение. Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии. Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: ...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе - и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого - оскорбление Своего человечества.

Совесть. Иуда. Николай Ге. 1891

О прощении без покаяния

Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?

Есть в современной массовой культуре такое забавное явление - фанфик. Это литературный жанр, в котором поклонники какого-либо литературного произведения сочиняют по его мотивам собственные продолжения полюбившихся им историй. Жанр этот, прямо скажем, «на любителя», но есть там один очень правильный принцип: по своим характеристикам герои фанфика должны в точности соответствовать героям исходного произведения или историческим прототипам. Нарушение этого правила именуется в жанре англоязычной аббревиатурой ООС - Out Of Character, что можно перевести на русский как «выпадение из характера». Самый наглядный пример подобного «выпадения» описал когда-то английский писатель Г. К. Честертон: «…Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнелла, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю».

Таким образом, ООС - это действие, которое герой не может совершить никогда и ни при каких обстоятельствах, иначе он просто перестанет быть самим собой.

И когда заходит речь о том, что Бог христиан не желает простить похулившего Его человека, даже если тот покается, это выглядит как типичный пример Out Of Character в неудачном фанфике, потому что такое представление о Боге полностью противоречит евангельскому повествованию. Христос - воплотившийся Бог, Своей земной жизнью дал миру всю доступную человеческому восприятию полноту представлений о Божественных свойствах. Перечислять их пришлось бы довольно долго, но с полной уверенностью можно утверждать, что нет среди них безжалостной мстительности и отвержения грешников, просящих о милости. Даже Иуду в самый момент предательства Христос называет Своим другом. Так неужели же такой Бог может не простить покаявшегося хулителя?

Ответ снова находим у святителя Афанасия Великого: «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием. И богохульство вовсе не является каким-то особым исключением из этого правила. Даже в отношениях между людьми мы видим тот же принцип: если маленький внук сгоряча назвал бабушку «дурой», а после пришел к ней просить прощения - разве она прогонит его от себя, гордо поджав губы? Для Бога любой хулитель подобен такому же несмышленышу, который и сам не понимает толком - что он делает. А любит Он каждого человека неизмеримо более сильно, чем самая добрая бабушка любит своих внуков.

Что же касается хулы на человеческую природу Христа, тут святые отцы говорят совсем уж удивительные вещи. Оказывается, самые грубые оскорбления подобного рода Христос прощает Своим хулителям даже без покаяния с их стороны!

Вот что пишет святитель Феофилакт Болгарский, объясняя слова Спасителя: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком».

«…Но когда эти люди видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?»

…Убить и Лазаря

Слова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12:22-24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом - хулой на Духа.

С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.

Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более - не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо - на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус - тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому - воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним - и Лазаря....

Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.

Воскрешение Лазаря. Рембрандт. Ок. 1630

Что есть истина?

Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16:13). Но что же такое - истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.
Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда - уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.

Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.

Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? - Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение - непрощение ни в сей век, ни в будущий».

И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как - прямой (в противоположность лукавому - изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и - очистить, выпрямить, а самое главное - восстановить утраченную целостность, то есть - исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.

Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.

Когда истина не радует

Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас; и - как мы живем на самом деле. И тогда - через совесть, через разум, через душевную боль - мы явственно ощущаем, в чем и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда, в конце концов, человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье - мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определенные плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.

Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» - не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь свое начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, еще не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьезных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.

Хула на Духа Святого (богохульство).

В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины, ересь,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Святитель Афанасий Великий :

«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».

Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:

"Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?"

Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:

"Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние".

Святитель Феофан Затворник , ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин , как от лукавства перед Богом:

«Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели».

Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов) :

«Величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу».

Архим. Рафаил (Карелин) пишет:

«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

2) Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния - самоубийство.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.

4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.

Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено".

И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:

"Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)".

Эта тема очень серьёзная и актуальная. Мы все хотим быть благословенными, хотим, чтобы Бог благоволил к нам и к нашим детям. Мы молимся и молимся настойчиво, но что-то препятствует нам получать Божьи благословения. Да, милость Божья велика, она простёрта к нам.
  Но давайте посмотрим на нашу жизнь: в ней всё ещё присутствует духовная борьба, а нередко мы - духовные банкроты. Молимся за больных об исцелении, а они не исцеляются; изгоняем бесов, а они снова возвращаются. Смотрим на Йешуа и понимаем, что у Него была и сила, и помазание. Когда серьёзно ищем Бога, то приходит откровение о Боге. Тогда самое время разобраться в самом себе, проанализировать свою жизнь и переосмыслить её. Богу нужны чистые сосуды, чтобы Он мог нас использовать в любой момент. Дух Святой приводит нас к осознанию нашей греховности. Святой Дух действует в мире, чтобы обличать людей во грехе и давать им новое рождение. Он ставит на нас печать. В Ефесянам в 4:30 сказано: "не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления". На нас печать Божья, мы - Его собственность.
В Священном Писании различаются грехи к смерти и не к смерти. 1Ин 5:16 «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».
Что такое грех к смерти? Грех к смерти это то, что делает невозможными отношения человека с Богом и присутствие Бога в жизни человека.
Существует три разновидности греха к смерти.

  1. Грех к смерти – это настойчивое отвержение (непринятие) Евангелия, несмотря на то, что Дух Святой доказывает его истинность.
  2. Грех к смерти – это также сознательный отказ от подаренной Богом и возвещенной Святым Духом благодати спасения через Йешуа Мессию, когда она уже была принята. Апостол Иоанн говорит о таком грехе верующих. Это были вышедшие из общины люди, начавшие отрицать Мессию, как Помазанника, а заодно и как Спасителя. Таких людей Иоанн называет „антихристами“
    (1Ин 2:18-22) « 18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
    19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
    20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
    21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
    22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына».

    Если человек отрицает Йешуа Мессию Израиля, то другого пути к спасению у него нет, ибо Сын – единственный путь к Отцу. Поэтому ясно, что этот грех к смерти.
  3. Грех к смерти – это хула на Святого Духа, о которой говорил Йешуа в Луки 12:10 «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится».
    Ибо миссия Духа Святого заключается как раз в том, чтобы привести человека к Йешуа и удержать его с Ним.
Все другие грехи не к смерти, так как они могут быть прощены, если человек раскается.
Давайте разберёмся, что такое хула на Духа Святого. Хула – это означает ругать, произносить оскорбительные слова, бранить, порочить.
Прочитаем Евангелие от Матфея 12:22-32 « 22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

Йешуа исцелял больных, изгонял бесов. Но в этот раз Он сделал что-то такое, что в иудаизме первого века считалось, что это может сделать только Мессия в доказательство Своей подлинности. В этом перечне доказательств было исцеление прокажённого, изгнание глухого, немого и слепого беса и другие. Что же такое сделал Йешуа? Он изгнал глухого, немого и слепого беса. И в Евангелии от Матфея 8:2-4 написано, что Он очистил прокажённого: « 2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».

Когда ученики Иоанна Крестителя пришли к Йешуа спросить, Кто Он, Йешуа ответил (Матфея 11:4-5): « 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют».

Теперь становится понятным ответ Йешуа, потому что Иоанн Креститель знал, что такие чудеса мог делать только Мессия.
Думаю, что вы обратили внимание на то, что Йешуа говорит «смотри, никому не говори». Йешуа старался не придавать огласке тот факт, что Он – Мессия. Почему? Потому, что народ ожидал Мессию, который освободит Израиль от Рима, и будет править во славе. Но не ожидал такого, Который погибнет, словно преступник. Если бы Йешуа открыто заявил, что Он - Мессия, то люди постоянно пытались бы сделать Его царём, как написано у Иоанна 6:15 «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Если бы эта попытка удалась и Йешуа, действительно, занял бы трон, то Он не исполнил бы пророчество 53 главы Книги Исайя о Мессии, который должен пострадать и умереть.
В Израиле известны были люди, которые исцеляли больных, воскрешали мёртвых. Например, в Танахе пророк Елисей (Элиша) воскресил ребёнка. Также написано, что мертвец упал на кости пророка, помазание коснулось мертвеца, и он воскрес. Нееман получил исцеление, окунувшись в воды Иордэна по слову пророка. В книге Деяния описаны примеры, когда ученики Йешуа совершали много чудес во имя Йешуа, и другие примеры.
Йешуа всегда говорил, что Он и Отец – одно. Он никогда не разделял Себя с Отцом. Он принёс людям откровение об Отце. Раньше Бог говорил в пророках, а теперь в Сыне. Но Ему говорили фарисеи, что Он богохульствует. Йешуа говорит в Луки 4:18-19 « 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное».

А они дивились: «не Иосифов ли это сын?».
Фарисеи ждали Мессию. Они знали свою историю, они читали её в синагогах каждую субботу. Это были высоко образованные люди. Было ли для них что-то новое в том, что делал Йешуа? Сомневались ли они в том, что это делает Дух Святой? То, что делал Йешуа, а именно: изгнание бесов слепоты, глухоты и немоты – было великим чудом, которое ожидалось только от Мессии. Вы спросите, почему? Потому, что с этим бесом невозможно говорить! Другим бесам, даже легиону бесов можно приказать выйти именем Йешуа, и они вынуждены будут уйти. И уходят! Бесу глухому, немому как прикажешь? Такой силой обладал только Мессия.
И фарисеи хорошо знали, что это основные знамения, которые следовало ожидать только от Мессии. Значит, надо признать, что Йешуа есть Мессия! Обещанный Мессия.
Рассмотрим историю фарисея Никодима, описанную в Иоанна 3:2 «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Никодим, Накдимон с иврита, Никодемос с греческого – учитель Израилев, раввин, член Сангедрина. Пришёл ночью. Боится. Он нуждается в рождении свыше. За этим он и приходил к Иешуа. Он искренне искал и, в конце концов, обрёл истинную веру. Никодим обвинил всех фарисеев в богохульстве, что все фарисеи, хотя и говорят, что Йешуа изгоняет бесов силою бесовскою и что в Йешуа – бес, на самом деле они знают, что в Йешуа нет беса. Знал об этом и Сам Йешуа, что фарисеи это понимают. Он говорил, что дерево познаётся по плоду, т.е. наши дела говорят за нас. То, что делал Йешуа, мог делать только Бог.
Фарисеи умышленно говорили, сознательно унижая Духа Святого. Говорили в злобе, из-за зависти. Хула на Духа Святого - это значит приписывать действия Духа Божьего князю бесовскому. Веельзевув – это имя аккаронского божества, что означает господин мух. Оно было презрительно изменено иудеями на Веельзевул, что означает господин навозной кучи, и использовалось как имя правителя бесов. Вожди иудейской религии, употребив это крайне богохульное имя, показали, что решительно отказываются от Йешуа как Мессии Израиля и отвергают Его.
Хула на Духа Святого – это значит очевидные дела Бога, дела Духа Святого приписать дьяволу. Хула на Духа Святого не простится, потому, что это есть выступление против Самого Бога, самое величайшее злословие, свойственное только отверженным духам злобы, которые никогда не приглашались к покаянию и никогда не могут раскаяться. В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну ступень с нечистым духом. В Ин. 8:44 Йешуа говорил: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего". Вы говорите ложь, как и он, потому что "он лжец, и отец лжи". Здесь очевидно сближение фарисеев с нечистыми духами злобы.
Вы можете спросить: почему нельзя покаяться и получить прощение? Потому, что к осознанию греховности приводит Дух Божий. А в таких случаях Он отходит от человека, отходит и благодать Божья. Если Дух отвержен, Он уходит вместе с покаянием и прощением. Покаяние происходит под действием Духа Святого, ибо без Него мы не можем ничего. Им мы живём, и движемся и существуем.
Итак, подведём итог. Что такое хула на Дух Святой (Руах hа Кодэш)?
1. Настойчивое отвержение Евангелия, несмотря на то, что Святой Дух доказывает его истинность;
2. Приписывание чудес Святого Духа дьяволу, когда известно, что только Бог может сделать такие чудеса.
Скажите, а может ли дьявол и его слуги (колдуны, экстрасенсы и др.) сделать некоторые чудеса и обольстить даже неутверждённых в Боге христиан? Да, может. Вспомните чародеев египетского фараона. Но далеко не всё может дьявол, и после забирает душу у поверившего ему человека.
Хочу внести ясность в понятия «хулить Духа» и «оскорблять Духа». Это совершенно разные вещи. Хулить Духа – это значит сознательно клеветать на Него.
Оскорблять Духа – это значит, по собственной воле ослушаться Его. Апостол Павел говорит к Ефесянам 4:30 «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления».
К сожалению, многие верующие огорчают и угашают Дух Божий. Мы огорчаем Дух Божий, когда не позволяем Ему проявить Себя таким образом, как Ему угодно. Например, Дух Святой велит тебе подойти к незнакомому человеку и привести его к Господу. А ты стесняешься: «ну что я ему скажу, он же не будет слушать меня!», забывая, что не ты будешь говорить, а Дух через тебя.
Мы «оскорбляем» Духа живя, как язычники, поступая по нашей греховной природе. «Оскорбление» Духа происходит тогда, когда мы поступаем греховно, в мыслях и на деле, или только в мыслях.
Если такие люди исповедуют этот грех, то они будут прощены и очищены кровью Йешуа Мессии. 1 Иоанна 1:7-9 « 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Прочитаем Мф.12:32 «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Почему простится слово, сказанное на Сына Человеческого? Разве Дух Святой выше Сына Человеческого? Нет! Бог есть един. Человек, не просвещённый действием Духа Святого, может сказать что-либо против Сына Человеческого, но ему будет прощено, потому что он не до конца осознаёт важность своих слов. Он в неведении. Святой Дух не открыл ему всей значимости этих слов.
Люди мыслят стереотипами, поэтому часто не воспринимают Бога в других церквах, других деноминациях, в других пасторах. Мы привыкаем к определённым формам служения, внешнему виду служителя и т.д. Йешуа это знает. Люди не принимают Йешуа в других формах, отличных от выработанного у них стериотипа. Бог действует по-разному, но Дух один и тот же. Понимая нас, Йешуа прощает нам хулу на Него. Луки 23:32-34 « 32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий».

Но если человек знает, что Йешуа сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6), что «нет другого имени под небом, данного людям, которым мы должны спастись» (Деяния 4:12), и отвергает своего Спасителя, то его слова становятся основанием для непрощения.
Давайте сейчас посмотрим на свою жизнь. Скажите себе честно, было ли когда-нибудь с вами такое, что вы говорили, что в той или иной церкви или конфессии нет Духа Святого, что там нет Божьего присутствия, что вы не чувствовали там помазания? Или что тот или иной пастор совсем не имеет помазания, что он говорит что-то от себя. Давайте вспомним, может быть, на каком-то служении вы чувствовали сильное Божье присутствие, но сказали, что там не было Духа Святого. Может, вы это сделали из зависти или других злобных чувств.
Чтобы нам не остаться противниками Бога, богохульниками, нам надо покаяться перед Богом и попросить прощение. Богохульство – это грех к смерти духовной. Жизнь Савла (Павла), который был гонителем церкви и убийцей христиан, после его раскаяния изменилась. Он не понимал, что делал. Отсюда можем сделать вывод, что, так как мы это делали в неведении, то милостивый Господь не отнял от нас Духа Божьего и у нас есть шанс покаяться.

Молитва:
Отец Небесный, в имени Сына Твоего Йешуа Мессии я глубоко раскаиваюсь за свои опасные мысли и слова, которые были у меня на Бога и на служителей Божьих, на другие деноминации, и на детей Божьих. Прости меня, ибо я не понимал, что делал! Прости, что я не принимал Духа Божьего в других людях! Очисти меня! Пусть этот грех остановится! Убери из моего сердца злобу, зависть и другую нечистоту! Я не хочу быть богохульником и потерять спасение. Я хочу повиноваться Тебе, Господь. Я хочу всегда быть в Твоей воле и прощу Твоего водительства. Я посвящаю свою жизнь Тебе. Помилуй меня и благослови!
Амэн.

Вопрос: Что значит хула на Бога или святого духа? Как справится с Богохульными мыслями? Простит ли Бог оскорбления в свой адрес?
(Виктория)

Ответ: Это, пожалуй, самые болезненные из вопросов, которые задают себе христиане, столкнувшиеся с тяжелыми испытаниями. Из таких испытаний не всегда удается выйти с легкостью и(или) духовно неповрежденным, что доставляет пережившим их особо тяжкую боль. Наверное, в жизни каждого верного христианина бывало время, когда он задавал себе подобные вопросы и не находил ответа на них. И, несомненно, ты далеко не одинок в своих попытках найти на них ответ.

Как я понял из опыта, выпавшего на мою долю, и также из опыта тех, с кем сталкивался на своем жизненном пути, как правило, такие вопросы задают люди, столкнувшиеся с вопиющей несправедливостью. Или с каким-то иным ужасом или несчастьем, которые случились с ними или, возможно, с дорогими для них людьми. Когда такое случается с человеком, вполне возможно, что у него возникнут сомнения в Боге или даже гнев на Него. И впоследствии, всё это, вместе взятое, может вызывать у такого человека боль, не проходящую долгие месяцы и годы. Но ещё хуже, когда ситуация не исправляется и справедливость не восстанавливается, и когда кажется, что этому нет конца и что Бог будто бы отвернулся, а у тебя как будто не осталось никакой надежды.

К особому несчастью, обычно всё это испытывают люди с чуткой душой, с обострённым чувством справедливости и с ранимым сердцем. Однако, самое неприятное заключается в том, что твоей душе больно не только из-за происшедшего или происходящего. Нет, вдвойне больнее из-за того, когда кажется будто бы ты сам, по собственной вине оскорбил Дух Божий, отрезав себя и от Него, и от всякой надежды на прощение. Но действительно ли это так? Что такое хула на Святой Дух? И существуют ли библейские основания заключить, что тебе нет прощения?

В Библии описано очень много ситуаций, позволяющих понять точку зрения Бога на эти вопросы. Поэтому, забегая наперед и говоря очень кратко, нужно увидеть самое главное: Бог проводит существенную разницу между поступками разных людей, которые согрешили (в том числе своими устами) против Него . И, хотя в случае каждого согрешения право окончательного суда принадлежит только Божьей справедливости и Его милосердию, такие проступки можно разделить на две условные группы.

В первую группу проступков можно отделить случаи, когда человек находится и действует под руководством привитых ему ложных ожиданий или неточных представлений о Боге и Его замысле. Очевидно, что будучи неправильно обученным, человек не может абсолютно правильно оценить ни свои действия, ни Божьи. И, соответственно, не может поступать абсолютно безгрешно. Попадая в таком состоянии под давление непредвиденных обстоятельств, человек может придти в крайнюю степень отчаяния и даже согрешить против Бога. Но впоследствии он может горько раскаяться в сказанном или сделанном и прилагать все старания, чтобы не повторять своего греха.

Однако, совсем другое дело, когда с какого-то момента времени человек правильно осведомляется о Боге и Его замысле, но продолжает целенаправленно грешить против Бога постоянным и злонамеренным противлением, настаивая при этом на своей «праведности» (сравни Притчи 14:17,ПАМ).

Итак, теперь это можно рассмотреть на некоторых библейских примерах.

Что такое хула на Святой Дух?

Самое известное высказывание, нагоняющее страх неотвратимости наказания за хулу на Святой Дух, принадлежит Иисусу Христу. Чтобы понять, что именно Иисус назвал хулой на Дух, необходимо рассмотреть при каких обстоятельствах Он это сказал:

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: …если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие… Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:22-32).

Используемое вдохновенными апостолами греческое слово βλασφημία [бласфэмИа] , переведенное в данном тексте как «хула» имеет значения «хула, поношение, богохульство, злоречие, укоризненное злословие» . (см. также Марка 3:28, Луки 5:21, Иоанна 10:33). Например, в списке пороков, приведенных в Колоссянам 3:8 это же слово переведено как «злоречие», и это не то же самое, что «сквернословие», для обозначения которого в этом же списке использовано совершенно другое слово – αισχρολογίαν [айсхрологИан], имеющее значение «сквернословие, непристойная речь, грязный разговор» .

Т.е. «хула» это не обязательно «сквернословие» или «грязная речь». Нет, слово, переведенное, как «хула», обозначает, скорее, умышленное приписывание унизительных и отвратительных качеств объекту или лицу, против которого эта хула направлена. Т.е. это слово относится именно к унижающей сути сказанного, но не к форме слов, в которые эта суть облекается. Следовательно, «хула» не обязательно может или должна прозвучать в нецензурных выражениях - нет, точно так же она может прозвучать и в общепринятых выражениях и даже вполне литературных.

[В качестве примера можно привести пророка Исаию, который до начала своего служения был «человеком с нечистыми устами». Он был с детства посвящен Иегове, как член Его народа. Но, выражаясь языком современных понятий, Исаия, (до своего призвания) живя «среди народа с нечистыми устами», попросту матерился вместе со всем своим окружением. И когда ему явилось великое видение от Иеговы, Исаия до смерти испугался именно из-за этой своей грешной склонности. Однако, Иегова видел гораздо дальше, чем «нечистые слова», которые произносил этот человек. Под этой неприглядной оболочкой Бог увидел его доброе и отзывчивое сердце, и без всяких упреков повелел Своему ангелу «очистить» уста Исаии (Исаии 6:5-7). А затем Бог призвал Исаию служить одним из самых великих пророков, которых когда-либо знал этот мир (Исаия 6:8).

Этот пример помогает нам понять две утешительных вещи. Во-первых, «нечистая речь» не всегда является богохульством или хулой на Дух. И, во-вторых, в этом примере можно увидеть, что отношение Бога к человеку может сильно отличаться от отношения этого человека самому себе. Ведь, в первую очередь, Бог смотрит не на то, как человек себя повел, но на то, что этим человеком движет, и как он относится к своим проступкам. ]

Поэтому, возвращаясь к словам Христа из Матфея 12:22-32, становится очевидным, что в данном случае «хулой на Святой Дух» Иисус назвал именно умышленное приписывание нечистой силе дел, которые были сотворены силой Бога. Иными словами, сила Бога представлялась обвинителями Христа, как сила нечистая, демоническая.

Например, если бы какой-нибудь неосведомленный язычник не увидел, но услышал о чудесах Иисуса, которые тот творил в среде Своего народа, то, не зная тонкостей происходящего, мог бы и всерьез принять заявления противников Иисуса, будто бы Его чудеса являются демоническими. Более того, по своей неосведомленности, такой язычник мог бы и сам (вслед за противниками Христа) до какого-то времени повторять, что эти чудеса - от демонов. Однако, такое мнение было бы, скорее, вызвано невежеством, а не сознательным противлением, как это было в случае оппонентов Иисуса. Потому что противники Христа видели проявление силы Духа воочию. В связи с этим Иисус говорил, что если бы в языческих городах «в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в (Иудее), то давно бы они во вретище и пепле покаялись» . Этим Он тоже подчеркивал явную злонамеренность противления своих оппонентов.

Итак, почему Иисус отнёс этот проступок к грехам, которые не имеют прощения? Чтобы понять это, нужно ответить на два вопроса: к кому были адресованы эти Его слова? (1) И по какой причине? (2)

Во-первых, эти слова Христа были адресованы к закоренелым противникам Его деятельности.

Во-вторых, евангельские писатели сообщают, что противники Иисуса проявляли такой противящийся настрой постоянно . Да, Иисус явно не вписывался в их ожидания, связанные с появлением Мессии. Но ведь и чудеса, которые Он творил, были явно от Бога! Да и всё, чему Он учил, соответствовало справедливому Духу Писаний, которые они знали с детства. Это было настолько очевидным для всех участников событий, что у каждого из них были все возможности изменить свои неправильные представления о Боге и Его замысле. Но противники Иисуса упрямо отвергали всё это. В связи с этим очевидно, что в их противлении ясно прослеживалось злое и укоренившееся намерение отрицать все очевидные факты как из жизни, так и из Писаний.

Более того, весь контекст описанного показывает, что их негативный настрой был осознанным , а в его основе лежало абсолютное нежелание признавать свою неправоту перед Писаниями, а также гордыня, ненависть и зависть к чудесам Иисуса. Ведь в действительности эти чудеса выявляли черствость и злобу их сердец.

В самом деле, разве не было причин для радости, когда Иисус исцелял неизлечимые болезни, избавляя от мучений несчастных людей, страдавших до этого всю свою жизнь? Любой нормальный человек только порадовался бы за них! Но противники Иисуса приходили в еще большую злобу, приписывая сверхъестественной силе Иисуса демоническое происхождение, а самому Иисусу - мыслимые и немыслимые грехи (ср. Иоанн 9:18,19,24). Вот именно этот злой настрой и стал основой их оскорбительных высказываний, и не случайно, что Иисус назвал всё это не иначе как «хулой на Святой Дух». Наконец, Он прямо указал им на причину такого их поведения:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матфея 12:34,35).

Таким образом, их богохульная и унизительная речь была не просто каким-то случайным порывом, высказанным под давлением какого-то ужаса, внезапного несчастья или иной вопиющей несправедливости. Нет, это было проявлением лютой ненависти, которой были наполнены их сердца , и они не боролись за то, чтобы раскаяться и очистить свои сердца от злобы. Поэтому они злобно хулили сделанное Иисусом в тот момент, когда им надлежало радоваться справедливым делам, сделанным во благо человеку и во славу Бога. Это и есть хула на Святой Дух. По сути это есть то же самое, что делали ропотники во дни Моисея, когда они в упор отказывались признавать все благодеяния, сделанные для них Святым Духом Бога (Евреям 3:16-19).

Не судите себя

К сожалению, читая слова Христа из Матфея 12:22-35, раскаивающийся человек, который согрешил против Бога своими устами, тоже может обвинять себя в том, что раз он в чем-то обвинил или оскорбил Отца, то его сердце непременно было злым, а сам он «похулил Дух» и теперь не заслуживает прощения. И если ты в чем-то оступился или погрешил устами, то разве это означает, что Бог уже считает тебя согрешившим против Святого Духа и достойным только смерти?

Дело в том, что древние израильтяне, которые тяжко грешили против Бога, тоже думали именно так. Им казалось, что после их грехов у них уже нет шанса ни на исправление, ни на прощение. На основании этого они были уверены, что теперь они достойны только смерти. Об этом записал пророк Иезекииль, и очень примечательно то, ЧТО Бог ответил им на это:

И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите такие речи: “на нас лежат преступления наши и грехи наши, и от них мы истаиваем: как же нам остаться в живых? ” Скажи им: жив Я, говорит Господь Иегова: не смерти беззаконника хочу, но того, чтобы беззаконник отстал от пути своего, и жил. Обратитесь, отстаньте от порочных путей своих; и к чему вам доводить себя до смерти, дом Израилев? (Иезекииль 33:10,11,ПАМ)

Как видно из этих слов, самое первое, на что Бог указал израильтянам через Иезекииля - это то, что они не знают Его в полной мере: ведь Иегова - это Бог жизни, а не смерти . Из этих слов следует, что для Бога есть вещи более важные, чем проступок человека. У Него нет ни цели, ни желания непременно умерщвлять всякого грешника. И если ты, внезапно оступившись, прилагаешь все усилия искать Божью справедливость, то у тебя есть и надежда на прощение. Бог ведь видит не только проступки, но и обстоятельства, которые к ним привели. Так же Он видит и сердца согрешивших. И для Него намного важнее, как в итоге человек относится к своему проступку, и имеет ли он готовность не повторять его.

[Нужно учесть, что в этой статье мы говорим, преимущественно о грехах против Бога, а не против людей. Понятно, что грех против людей тоже является грехом против Бога, однако такие грехи можно (и нужно) заглаживать, например, возмещая ущерб этим людям и/или попросив у них прощения. В случае же греха против Бога затрагиваются только личные взаимоотношения человека с Богом, и преимущественно таким случаям и посвящена эта статья. ]

Поэтому просто задумайся над тем, какие грехи в течении столетий терпел Иегова от Своего древнего народа. Над этим следует размышлять не для того, чтобы считать, будто бы наши грехи не так страшны, как грехи древних отступников. Нет, человек, ищущий Бога, не будет оправдывать себя проступками других людей (Галатам 6:5, сравни Луки 18:11, Бытие 3:12 ). Рассматривая отношение древних грешников к своим грехам, христианину, в первую очередь, следует задумываться о том, как милостив Бог ко всем, кто хочет найти Его благосклонность.

Ведь каких только ужасов не творили Его «поклонники», научившись этому от развращенных народов, которые жили вокруг Израиля! И каких только оскорблений эти грешники не отправили в Его адрес! (2я Паралипоменон 36:16). Тем не менее, на протяжении долгих столетий Бог терпеливо посылал к ним пророков с одной и той же вестью: раскайтесь и обратитесь от злых дел ваших !

И если их упорные грехи не имели прощения, то какой смысл было посылать к ним эти вести? Если их грехи были неисправимыми, то в чем смысл слов пророка Исаии, который тоже был послан к ним с такими же словами:

Омойтесь, очиститесь, удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро; любите справедливость; восстановите угнетенного; защитите сироту; разберите дело вдовицы. Приидите, и станем судиться, говорит Иегова. Если будут грехи ваши, как алая ткань, все станет бело, как снег ; если будут краснеть, как багряница, все будет, как волна. Если хотите, и послушаетесь, то будете наслаждаться добром земли. (Исаия 1:16-19)

На эти слова нужно обратить особое внимание. Никогда не изменяющийся Бог как будто до сих пор указывает, что даже если ваши сердца кажутся вам безнадежно испорченными, а грехи – такими же неисправимыми, как крашенная ткань, то просто «обратитесь», и Он сделает вас чище белого снега. Этим Бог показывает, что Он Сам - лично - будет считать обратившегося грешника настолько чистым, как белый снег!

Задумайся, если бы не было прощения при раскаянии от самых тяжких грехов, то разве эти слова были бы правдой? Конечно, нет. Поэтому не суди себя. И, раскаиваясь перед Богом, позволь Ему простить тебя. Что бы ни случилось, каждому христианину следует прислушаться к словам апостола Петра: «смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1е Петра 5:6,7).

Ведь, отказывая Богу в прощении, мы бы свидетельствовали, что считаем наш суд на собой более праведным, чем суд Божий. И это было бы еще хуже, чем тот проступок, которым мы согрешили. Более того, этим мы показывали бы, что не знаем Его, и представляли бы Его неправедным и бесконечно жестоким. Но даже сами мысли, приводящие к таким выводам, являются невыносимо тяжкими, и, как видно из Библии, они явно исходят не от Бога. Поэтому не нужно давать им возобладать над собой. Бог видит сокрушенные раскаянием сердца и желает им помочь. Ведь, как писал псалмопевец, «сердца сокрушенного и удрученного не отвергаешь Ты, Боже» (Псалом 50:19,СинП; ср. Исаии 66:2).

«Примет ли Бог моё раскаяние?»

Но, конечно, всё выше рассмотренное касается тех, кто искренне раскаялся и полностью доверился Божьему суду, а также от всего сердца прилагает усилия, чтобы исправить своё поведение.

Но ты спросишь: разве может быть такое, что чьё-то раскаяние Он не примет? Примет ли Бог моё раскаяние?

Из древнего Закона мы знаем, что такое грех. Но так как в эпоху Нового Завета взаимоотношения с Богом зависят от поступков по Духу Закона, а не по самому Закону, то нам не нужно утруждать себя точным перечнем грехов, за которые не будет прощения. Суд по Духу подразумевает индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Нам лишь остаётся довериться Божьему милосердию и справедливости и прилагать старания, чтобы, раскаиваясь, держаться от греха подальше и стараться узнать Бога как можно лучше - тогда у нас не будет сомнений ни в чём.

Рассматривая следующие примеры Божьего мышления и Его судов, напомним себе, что в Библии есть лишь упоминание о «книге жизни», в которую не попадут упорно нераскаивающиеся грешники . Кроме того, в Писаниях описан и целый ряд случаев, когда люди совершали самые ужасные грехи против Него - грехи, за которые должно было выносить смертный приговор, - но Он прощал, когда они раскаивались, и даже активно им помогал.

Одним из таких самых вопиющих грешников против Бога был древне-иудейский царь Манассия. Он не только ввел себя и древний народ Бога в разврат и кровопролитное беззаконие, но и в упрямое идолопоклонство, что является, пожалуй, наиболее тяжким грехом против Бога (4я Царств 21:1-18). Однако, впоследствии, когда Манассия, будучи наказанным Богом, попал во вражеский плен, он глубоко раскаялся и был прощен Богом. Причем Бог даже помог ему – до такой степени, что Манассия был возвращен на царский трон* (2я Паралипоменон 23:10-13). Это, пожалуй, один из наилучших примеров того, что, видя в сердце грешника искреннее раскаяние, Иегова поступает по духу - прощает полностью и бескорыстно. То есть на примере раскаяния Манассии видно, что даже его тяжкие грехи не были расценены как непростительная хула на Святой Дух и, в случае искреннего раскаяния, прощались.

Поэтому, если ты от всего сердца раскаиваешься в сделанном и стараешься исправить свои пути, то у тебя есть все основания для уверенности, что Бог простит тебя и будет к тебе благосклонен. Ведь Он желает тебе только добра, и если ты это понимаешь, то у тебя нет причин лишать себя сил непосильным беспокойством.

[*– Правда, в случае с Манассией Иегова так и не отменил уже провозглашенное наказание всему народу, хотя и отсрочил срок его наступления (4я Царств 23:26). Но это наказание не было отменено, в том числе и из-за того, что (в отличие от Манассии), большая часть народа так и не раскаялась в своих богохульных грехах и в идолопоклонстве - и это хорошо видно из других книг Библии, например, из книги Иеремии. ]

Еще одним примером Божьего прощения является случай с Давидом, который подлежал смертельному приговору за своё прелюбодеяние с Вирсавией и за убийство её мужа. Давид искренне раскаялся и смертный приговор был отменен, хотя некоторое время Давид еще пожинал тяжкие последствия своего согрешения (2я Царств 12:13,14). Однако, наилучшим подтверждением того, что после наказания Давида Иегова не вынашивал планы мести против него, является факт, что второй ребенок Давида от Вирсавии (Соломон) стал прародителем Иисуса Христа.

Таким образом, Писания показывают, что Бог готов не только прощать раскаивающегося грешника, но прощать бескорыстно и навсегда.

Простит ли Бог Иуду Искариота?

Как было рассмотрено выше, бывают настолько упрямо совершаемые грехи, что они не будут прощены никогда. И некоторых согрешивших христиан волнует: что же это за грехи, раскаяние в которых не помогает?

Обычно при этом вспоминают пример греха Иуды Искариота, о котором Иисус сказал, что «лучше бы ему и не родиться». С уст Христа это звучит как приговор Бога, Который видел сердце этого предателя.

В ситуации с Искариотом для многих непонятно лишь то, действительно ли он раскаялся, и если да, то простит ли Его Бог? Но еще вопрос, раскаялся ли он на самом деле, и перед Богом ли? или лишь перед обществом, от которого зависела его жизнь? Мы этого не знаем, потому что, в отличие от Бога, не можем увидеть, что было в его сердце.

Поэтому, учитывая сказанное об Иуде Христом, мы не можем добавить ничего более конкретного. Мы не Бог и не можем принимать судебное решение по Искариоту. Ведь на это имеет право только Он.

Никто из нас не видел и не слышал воочию всего того, что видел и слышал Искариот. Ведь Иуду обучал Сам Иисус, и у него были все шансы смягчить своё сердце, чтобы не согрешить. Идя на предательство, Иуда явно шел против ясно выраженной воли Бога и против явных проявлений силы Его Духа. Как иудей, Он знал Писания с детства. И он лично получил просвещение от Иисуса и, как подтверждение этому, воочию видел Его потрясающие чудеса. Поэтому он просто должен был понимать, Кто за Иисусом стоит. Кроме того, Иуда был вместе с апостолами, которые находились под прямой опекой Сына Божьего (Деяния 1:16,17, Иоанн 17:12), а не под действием обмана, насилия или вопиющей несправедливости. Поэтому Он сам дал себя обмануть (Иакова 1:14).

Однако, после предательства, он, казалось бы, раскаялся в сделанном и пришел в Храм, стараясь вернуть тридцать сребреников, за которые он предал Господа. А затем просто повесился.

И некоторые согрешившие христиане настолько мучаются из-за своего поступка, что пытаются сравнить свой грех с грехом Иуды, пытаясь на его примере понять простит ли их Бог и примет ли их раскаяние или нет. И нужно сказать, что это совершенно неразумно. И вот почему.

Любой грех оскорбляет Дух Бога!

Как следствие обучения, полученного от своих религиозных учителей, некоторые христиане пытаются понять, за какие именно грехи не последует прощения. Они пытаются это понять, чтобы не повторить эти грехи или чтобы вынести себе «правильное судебное решение». Но, во-первых, такие христиане берут на себя роль Судьи. И, во-вторых, они пытаются оценивать свои поступки не по Духу, но как бы по заповеди, забывая, что в эпоху служения по Духу нет особого перечня грехов, за которые непременно последует т.н. «смерть вторая»! В том-то и дело, что суд по Духу - это суд Бога по рассмотрению состояния сердца конкретного человека, т.е. по отношению его сердца к проступкам, которые он совершил.

И самое главное, чего еще не понимают такие христиане, это то, что любой грех оскорбляет Дух Бога! Это можно понять из ряда библейских высказываний.

Например, это видно в следующем отрывке из послания к Евреям:

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим , то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ? (Евреям 10:26-29).

Здесь следует обратить особое внимание на слово, переведенное как «произвольно [грешить]»: в этой фразе на языке оригинала это слово несло значение «[грешить] добровольно, произвольно, охотно ». Например, это же слово прямо противопоставляется поступкам под принуждением в 1м Петра 5:2. Таким образом, такое охотное и добровольное действие прямо противоположно поступкам, совершенным не вполне осознанно, например, из-за обмана при обучении в собрании (ср. Луки 12:47,48 ). Как показывают дальнейшие слова апостола, такая наглая добровольность, лежащая в основе осознанного греха, считается «оскорблением» Святого Духа (10:29). Это становится тем более верно, если такой грех осознанно и с желанием повторяется человеком снова и снова.

Более того, слово, переведенное в Евреям 10:29 как «оскорблять », имеет значение «издеваться, оскорблять, глумиться ». Такое значение во многом совпадает со значением слова βλασφημία [бласфэмИа] – «хула, поношение, укоризненное злословие ».

Таким образом снова подтверждается вышеприведенная мысль, любой грех, совершаемый вполне «охотно» и по «доброй воле» может стать таким глумлением над Святым Духом, что оно в свою очередь может быть признанным как «хула на Святой Дух». И в итоге может привести к тому, что более «не останется жертвы за грехи» и ничего, кроме смертного приговора.

Однако и здесь библейские примеры показывают серьезные различия в Божьем суде даже по отношению к сознательно грешащим. Это, например, показывают вышеприведенные примеры сознательных и добровольных грехов Давида и Манассии, которые, раскаявшись, были оправданы, хотя и потерпели некоторое наказание.

Еще один пример касается Анании и Сапфиры, которые, продав дом, принесли деньги в общую кассу, и решили утаить часть суммы. Будучи попросту жадными и лживыми, они при этом хотели выглядеть щедрыми и искренними. И солгали, говоря, что отдали всё, что имели. За что тут же были признаны, как солгавшие против Святого Духа, и умерли – сразу же после своей добровольной и сознательной лжи. (Деяния 5:1-10). При этом нужно обратить внимание, что грех Анании лежал именно там, где его мог видеть только Святой Дух, – в СЕРДЦЕ этого человека! (Деяния 5:3)

Другой пример касается брата из Коринфского собрания, который впал в разврат до такой степени, что «спал с женою своего отца». Сам факт, что при этом собрание «возгордилось» собой, показывает, что грех этого брата тоже был вполне осознанным и добровольным . За что Павел строго отчитал братьев и призвал их более не считать грешника членом своего собрания и братом (1е Коринфянам 5:1-5). Однако тот же Павел в своем 2м письме к Коринфянам писал, что брата, который осознал свой грех и глубоко раскаялся в содеянном, нужно простить и с радостью принять назад в любящую семью апостольского собрания (2е Коринфянам 2:6-11, 7:9-11). Более того, Павел написал, что это прощение исходит от имени Христа (2е Коринфянам 2:10), а значит и от Святого Духа.

Также то, что любой грех оскорбляет Дух Бога, видно, например, из ситуации перед потопом, когда земля наполнилась злодеяниями. Вот как Бог охарактеризовал происходящее:

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть… И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… (Бытие 6:3-7)

Как видно из этих слов, грехи людей оскорбляли Дух Бога ! Причем оскорбляло Иегову именно то, чем были наполнены их сердца !

О чем это говорит? Дух Бога, который пронизывает всю Вселенную, – это Дух Любви, Истины и Справедливости. Пронизывая всю Вселенную, этот Дух пронизывает и каждое сердце, видя и чувствуя, что в нём происходит. По-другому быть не может, ведь всё созданное Богом - это как бы частица Его Самого, Его необъятной силы и энергии, как и написано: «ибо [будучи родом Божиим] мы Им живем и движемся и существуем…» (Деяния 17:28,29). Поэтому всякий раз, когда кто-нибудь где-то попирает справедливость или истину, Дух Божий чувствует эту «боль» как бы «внутри Самого Себя» и оскорбляется такими поступками, ведь они противны самой Его Сущности. Вот почему христиане настоятельно призываются:

«облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте… и не давайте места диаволу… И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:24-30).

Особое внимание нужно обратить на греческое слово λυπειτε [люпЭйтэ] , которое переведено в данном тексте как «[не] оскорбляйте ». А в языке оригинала это слово несет значение «стеснять, тяготить, опечалить, огорчать, терзать, мучить» .

Это лучше всего доказывает, что, всякий раз согрешая, люди «тяготят, терзают и мучат» Дух Бога. Причем это происходит в случае любого неправедного поведения, а не только тогда, когда человек вслух обижается или гневается на Бога из-за того, чего не понимает.

Поэтому помни, что и у Него есть чувства и «боль», которая всякий раз утихает, когда Он видит сердца, стремящиеся к праведности и раскаивающиеся в своих грехах. Помни, что Иегова видит каждое «движение» твоего раскаивающегося сердца, и оно приносит невероятную радость и в Его «сердце».

Бог, как видно из всего перечисленного, невероятно долготерпелив и «не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» . Иегова очень ценит сердца людей, готовых признать свою неправоту и раскаивающихся в своих проступках . И в результате их искреннего раскаяния Бог готов их простить. Поэтому, раскаявшись, возложи свои заботы на Бога и уповай на Него. Не огорчай, и не терзай впредь ни себя, ни Дух Бога. И, тем более, не делай впредь свои грехи сознательными, чтобы не довести Дух Божий до такого гнева, чтобы в нем не осталось места для прощения (Евреям 10:26-29). И в этом тебе поможет знание о Его любви, и обо всем, что Он сделал для тебя и на какие жертвы пошел.

БОГ ЛЮБИТ ТЕБЯ!

Но, что если тебя продолжают терзать мысли, из-за которых ты обвиняешь себя и думаешь, будто твой грех против Бога самый особенный и самый тяжкий из всех грехов, какие только можно себе представить? Что, если такие мысли угнетают тебя настолько, что ты невольно начинаешь считать, что Бог жестоко отверг тебя и обрек на неминуемую смерть? Постарайся молиться об этом. Даже самая короткая молитва будет услышана Богом, который знает о твоей нужде прежде твоего прошения у Него. «…И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:7).

Если тягостные мысли о Боге не уходят от тебя, то, скорее всего, у тебя было нелегкое прошлое, или ты был обучен неправильному представлению о личности Бога. Помни, что чаще всего такое происходит в результате обучения, полученного от своих религиозных учителей (например, в стенах Сторожевой Башни), которые приписывают свои собственные учения и дела Божьему влиянию. Такое обучение может крепко укорениться в уме доверчивых христиан, подменяя справедливость Бога заповедями и представлениями человеческих лидеров собрания. В итоге, проблемы и трудности, происходящие с человеком под воздействием такой среды, могут казаться ему, как исходящие от Самого Бога! Неудивительно, что в таком состоянии человек может обвинить и Самого Всевышнего.

В такой ситуации важно лишь вовремя остановиться и подумать: всё ли ты понимаешь правильно? Спроси себя: «А при чём здесь Бог? Имеет ли Он, вообще, отношение конкретно к этой ситуации?» Молись, или попроси кого-то, кому ты очень доверяешь, поговорить с тобой. Обязательно задавай себе логические вопросы, и попытайся с их помощью выяснить действительно ли Бог выглядит таким, как тебе кажется, или это следствие неправильного обучения твоей религии или боли, которая мешает тебе жить. И обязательно вспоминай записанное Иаковом:

Пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: “Это Бог меня искушает”. Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает (Иакова 1:13,РБО)

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1е Коринфянам 10:13).

Бог, как никто другой, понимает боль предательства и Ему понятны чувства человека, который думает, что Бог несправедлив по отношению к нему. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, Он невиновен в происходящем и обязательно поддержит тебя, чтобы ты смог перенести этот тяжелый для тебя период. Ведь Он понимает, что все наши беды исходят из-за влияния на нас, исходящего от нашего окружения, и частично из-за нас самих.

Но если ты по-прежнему испытываешь тягостные мысли, то подумай, как бы ты реагировал если бы против тебя кто-нибудь согрешил устами, но потом раскаялся и попросил прощения? Например, что если бы тебя оскорбил близкий человек, твой собственный ребенок или младший братишка (сестренка)? Стал бы ты, несмотря на его раскаяние и мольбы о прощении, требовать немедленной казни для него? Любому нормальному человеку даже сама мысль об этом может показаться омерзительной и кощунственной. Ведь настоящая любовь не только справедлива, но и готова прощать, надеясь на лучшее. И если ты, будучи грешным человеком, готов поступить по любви и простить раскаивающегося грешника, то какие есть основания думать, что Вечный Бог поступит менее справедливо, чем ты? Неужели ты более справедлив и более милосерден, чем Он?

Также, сожалея о сделанном, подумай и о том, что твоя боль вызвана твоим собственным отношением не только к этому греху, но и к самому себе . Но ведь это твоё отношение, а не Божье ! Если тебе неприятна сама мысль о собственном грехе, о собственной неправде, то неужели Всевидящий этого не видит и не ценит? Бог, Который смотрит на сердца, прекрасно знает не только происшедшее и что к нему привело, но и всё, что происходит в твоем сердце. И уже сам факт, что ты знаешь и любишь Его справедливость, говорит, что ты ходишь в истине и должен прислушаться к словам апостола Иоанна:

По этому мы узнаем, что мы – от истины и успокоим пред Ним сердце наше, в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1е Иоанна 3:19,20, перевод Кассиана).

Поэтому нет причин думать, что Бог отвернулся от тебя навсегда. Как можно видеть из всех вышеприведенных примеров, Бог всегда остаётся верным ко всем, чье сердце стремится к Нему и к Его справедливости. И если, несмотря на твой прошлый грех, твое сердце по-прежнему любит Его и стремится к Нему, то ничто, никто и никогда не сможет отлучить тебя от Его вечной любви.

Loading...Loading...