Агрессия в семье. История Кати-жертвы и Сергея — агрессора. Формы проявления агрессии в семье

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение в семье…..

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Большую роль в младшем школьном возрасте играет характер взаимоотношений ребенка и родителей. В этом возрасте ребенок в силу своих возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от негативных родительских воздействий

Исследования показывают, что основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка. Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания только 38,5 родителей.

Исследования также показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают: «стремление воспитать», чуть меньше 30% - «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». В более чем 10% случаев жестокость становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

Речь пойдёт о поведении родителей хороших, любящих, не находящихся в ситуации острого стресса.

Итак, назову самые распространенные "пружины" агрессивного поведения взрослых.

Общее психическое и физическое истощение, вызванное усталостью, бедностью, постоянным стрессом, долгой болезнью ребенка или собственным недомоганием. В эту категорию также часто попадают приемные родители в период адаптации ребенка в семье, потому что это очень энергозатратный процесс;

Автоматическое воспроизведение модели поведения собственных родителей. Даже если этой моделью вообще-то недовольны и хотели бы от нее избавиться, альтернативные модели приживаются с трудом, поскольку требуют постоянного контроля разумом;

Тревожность, мнительность, постоянный страх, что с ребенком что-то случится; желание предотвратить для него любые неприятности и страдания, часто связанное с неспособностью переносить плач ребенка;

Сильное, хотя и размытое, чувство вины не вполне понятно перед кем; фантазии о том, что другие осудят, накажут, возможно, отберут ребенка.

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка.

Временный «успех», которого родители порой достигают при помощи побоев,- вынужденное раскаяние или послушание ребенка - покупается дорогой ценой. «Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его.

Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями. Подобное воспитание и отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии. Что приводит к различным деформациям в формировании личности, формированию неадекватной самооценки и т.д. лишь воспитание в семье, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти. Вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.

Сексуальное насилие, или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости, или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4-х лет.

Психическое (эмоциональное насилие) – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.).

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия
  • оскорбление и унижение достоинства ребенка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
  • предъявление к ребенку требований. Не составляющих возрасту и возможностям
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

схема жестокого обращения родителей к детям:


Агрессия – это устойчивая характеристика личности, при наличии которой человек склонен причинять вред окружающим его объектам. Также агрессия проявляется через выражение негативных эмоций: гнева, ярости, злости, направленных на внешние предметы и объекты. Не все понимают, почему человек не может сдержать накатившую ярость, по какой причине происходят жестокое обращение с детьми и разборки в семьях с рукоприкладством. Виной всему является агрессия, которая проявляется устойчивой характерологической особенностью личности под названием агрессивность.

Проявляется агрессия по-разному, все зависит от степени раздражения человека, его качеств характера и ситуации. Разделяют несколько проявлений такого поведения, которые мы рассмотрим подробно.

Все виды основаны на нескольких мотивах поведения человека: агрессия возникает в результате желания достичь свою цель (а кто-то или что-то мешают этому), необходимости психологически разгрузиться, потребность самоутвердиться.

Причины появления такого поведения

Агрессия у человека развивается не сразу. Существуют теории, которые гласят о том, что эта черта характера присуща всем живым существам. В некотором роде это так. Когда человеку приходится защищаться от опасности, он начинает вести себя агрессивно.

Но здесь важна разница между свойством личности и агрессией, как оборонительное, непреднамеренное действие. Но многие ученые сходятся во мнении, что от рождения человек не имеет агрессии, он усваивает модель такого поведения с течением жизни, в зависимости от социальной обстановки вокруг него.

Причин проявления агрессии несколько:

Агрессия в психологии понимается как социально-психологический феномен и не относится к психическим патологиям. По результатам исследования это поведение возникает у здоровых людей субъективно, при наличии психологических проблем. Например, кто-то хочет отомстить, кто-то в этом рос и не знает других моделей поведения, другие являются участниками каких-либо экстремистских течений, некоторым внушается культ агрессии, как силы и мужества.

Не всегда больные психическими заболеваниями проявляют агрессию. Существуют данные о том, что только около 10% людей, причинивших моральный или физический ущерб другим, имеют душевные болезни. В остальных случаях такие действия продиктованы психозом, гипертрофированной реакцией на происходящие события. В большинстве случаев агрессивное поведение – желание доминировать.

Факторы риска возникновения агрессивности

Не каждый человек при малейшей психотравмирующей ситуации будет проявлять агрессию. Существуют некоторые особенности внешней ситуации и внутреннего ее восприятия, которые приводят к поражающему и деструктивному поведению.

Скорее формируется деструктивная модель поведения у людей, склонных к импульсивности, которые сильно эмоционально все воспринимают, в результате чего у них возникает чувство дискомфорта, неудовлетворенности. При рассеянности есть вероятность возникновения эмоциональной агрессивности. Если человек вдумчивый, он может построить планы на то, как проявить инструментальную агрессию.

Психологами доказано, что при угрозе базовым ценностям человека, он становится агрессивным. Таким образом, можно утверждать, что любая остро неудовлетворенная потребность у любого человека может привести к этой деструктивной модели поведения.

Часто агрессия возникает при слабой моральной защите от стрессов. При повышенном уровне тревожности также велика вероятность агрессии. Избыток отрицательных эмоций в раннем детстве приводит к таким паттернам. Пытаясь освободиться от авторитарности значимых людей (родителей, лидеров малых групп, в которые входит индивид), у ребенка остается только один выход – агрессивно себя вести. Удача после такого поведения закрепляет в его сознании, как положительный момент, формируется навык самоутверждения через агрессию.

Причинами стремления причинить моральный или физический ущерб другому, себе, может стать раздражение нервных центров, находящихся в области промежуточного мозга.

Как увидеть проявление агрессивного поведения?

Агрессию некоторые ученые делят на доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная – это проявление мужества, настойчивости, амбиций. В целом, для достижения хороших результатов в работе, карьере проявления такой агрессии даже поощряются. Но неконструктивная, злокачественная агрессивность представляет собой осознанный умысел причинения вреда. Это можно увидеть через проявление таких черт, как хамство, жестокость, насилие. В человеке бушуют страсти, негативные эмоции и чувства.

Проявления агрессии у мужчин и женщин немного отличается. Для мужчин характерна яркая эмоциональная вспышка с физическим воздействием на предмет, не обязательно тот самый, который вызвал реакцию. Это удар по столу, об стену, взмахи руками, топанье. У женщин агрессия проявляется через недовольства, периодические жалобы на жизнь. В таком состоянии женщинам свойственно постоянное «пиление» мужа, сплетни, какие-либо безосновательные выводы, несущие негативные последствия.

Часто человек не осознает, что у него проявляется агрессия. В этом случае речь идет о косвенной агрессии, он склонен к придирчивости к отдельному человеку или семье. После придирок и осознания неудовлетворенности некоторых потребностей, он переходит к проявлениям вербальной агрессии: повышение голоса, переход на крик, унижения и оскорбления, причинение психологического вреда собеседнику.

Проявлением агрессии считается также игнорирование. Издавна бойкот считался одной из эффективных пыток человека, так как он не мог вступить в диалог и ощущал себя одиноким, ущербным и неугодным. Игнорирование вызывает самобичевание, чувство вины, то есть аутоагрессию. Человек сам себя наказывает таким образом.

Проявление детской агрессивности

В детях намного заметнее проявление агрессивности. Они не умеют скрывать своих эмоций. Конечно, это хорошо, что не накапливаются негативные эмоции, но в таком состоянии маленьким агрессорам сложно себя контролировать. Агрессия у таких детей проявляется через укусы, толчки, удары, угрозы, отрицательные действия. Можно сказать, что у детей два основных вида проявления стремления нанести кому-либо ущерб: физическая и вербальная агрессия.

У подростков агрессивная форма поведения выражается уже несколько по-другому и немного изменяются механизмы ее появления. Подросткам в большей степени присуща вербальная агрессия, физические действия при агрессивности уже более жестокие, причиняющие больше ущерба, граничат с правонарушениями.

Психологическими причинами проявления этого состояния являются переход от детства к взрослости, неудовлетворенность потребности в принятии и любви, неизвестность самостоятельной жизни. Происходят также физиологические изменения, которые на гормональном уровне могут стать причиной агрессии.

Лечение, коррекция агрессивно направленного поведения

Как известно, нефизиологические причины появления агрессии кроются в окружающей среде и семейной ситуации, воспитании. В случае доклинической агрессии, то есть возникшей по психологическим причинам, применяются методы психологической коррекции поведения детей, родителей и взрослых.

При поражении мозговых структур, гипертрофированной психологической агрессии, сложных случаях эмоционально-волевых расстройств, необходимо медикаментозное лечение.

Психотерапия для преодоления агрессивности

Агрессия формируется у ребенка в маленьком возрасте, и такое поведение при отсутствии коррекции сопровождает человека и во взрослом возрасте. Родителям важно знать, в каких случаях их ребенок будет вытеснять негативные эмоции, которые станут началом агрессивного поведения:

В зависимости от перечисленных факторов применяются психотерапевтические методы коррекции агрессии. Часто используется когнитивно-бихевиоральный, рациональный подход к решению проблемы. Врач помогает человеку, ребенку научиться конструктивному диалогу с собеседниками, социально адаптированному поведению, вымещению негативных эмоций социально приемлемыми способами.

Агрессия в ярком ее проявлении опасна для общества, задача психотерапевта обучить человека справляться с эмоциями и проработать внутренние проблемы – причины такого поведения. Для этого также используется психоанализ или его разновидности. Методы анализа психологических травм в детстве, выведение из подсознания блоков и проработка механизмов психологической защиты, помогает человеку решать годами вынашиваемую проблему. Агрессия не пропадает сразу после такого анализа. Должен быть рядом человек, который будет обращать внимание на неприемлемые эмоциональные реакции. Он же и окружение пациента должны показать свое внимание и любовь к пациенту.

Медикаментозное лечение

Агрессия, спровоцированная физиологическими причинами, лечится лекарствами. Фармакотерапия зависит от основного клинического заболевания, особенно долгосрочные препараты назначать должен только врач.

Лечить проявления такого поведения эффективно помогают бензодиазепины и нейролептики, также применяются антипсихотические препараты второго поколения. Некоторые препараты применяются сублингвально, другие эффективнее действуют через внутримышечные или внутривенные инъекции.

Агрессия – это такое поведение, когда другого человека унижают, обесценивают, а также обесценивают его интересы, поступки, творчество и т.д.

Известно, для того, чтобы в семейных отношениях было счастье, эти отношения нужно постоянно совершенствовать, т.е. работать над ними, понимать какие Ваши действия приводят к нужным результатам. В реальности все не так, потому что люди живут «на автомате»: не задумываясь, автоматически реагируют на то, что делает партнер. Например, любимая женщина при разговоре по телефону не поинтересовалась состоянием здоровья мужчины, в ответ получила серьезное обвинение в эгоизме и требование впредь вести себя иначе. Когда на голову партнера сыплются обвинения и требования вести себя определенным образом, а именно так, как считает правильным другой партнер, тогда совместная жизнь превращается в муку. Печально, но практика такова, что к семейному психологу люди приходят, когда отношения практически разрушены, и, если один партнер хочет сохранить отношения (чаще всего мужчина), то другая сторона равнодушна к этим попыткам. Женщина настолько опустошена и раздавлена предыдущим опытом отношений с партнером, что не верит в его обещания измениться, не верит, что можно построить иные отношения с этим мужчиной. Это неверие в изменения базируется на том, что он много раз обещал измениться, но прошло два года, пять лет, десять, а он продолжает делать то, что приносит женщине боль и страдания. Подумайте сами, можно ли надеяться на обещания партнера измениться, если он и понятия не имеет о том, что с ним самим происходит, чем недовольна супруга, и как она видит хорошие отношения. Если человек не видит цели, значит, он будет плутать, и до цели никогда не доберется. Но, женщина, как правило, верит в эти обещания, просто потому, что так хочется теплых и уважительных отношений, а поэтому и терпит так долго, как может, некоторые терпят всю жизнь.

Мне плевать на то, что ты чувствуешь и чего хочешь!

Я видела несколько семей, где состоятельный мужчина (владелец бизнеса и материальных благ) открыто говорил о том, что не допустит, чтобы жена его покинула, несмотря на то, что женщина вынуждена жить с мужчиной только из страха за свою жизнь, жизнь ребенка и своего будущего избранника. Тот факт, что жена его просто не любит, не берется даже в расчет. Мужчина много рассуждает о том, что жена не из «той семьи», любит веселиться в клубах, любит заниматься собой, общаться с подругами и не любит находиться дома. В общем, это не идеал добродетельной жены и матери. Он вроде бы рассказывает, что она не очень — то хороша для него, и в то же время крепко вцепился в нее не такую идеальную, как хотелось бы. Когда с таким мужчиной говоришь о том, что насилие не допустимо, что от насилия страдает не только жена, но и дети, разговор обычно сводится к тому, что это жена его провоцирует на насилие, т.к. неправильно себя ведет, а, если будет вести себя правильно, то и ему не придется прибегать к насилию. Это миф!

Как бы идеально не вела себя жена, насильник всегда найдет к чему придраться. Если она наденет на вечеринку красивое платье, то он будет недоволен тем, что она «вырядилась, как проститутка, и все мужчины на нее весь вечер облизывались», если же в следующий раз она наденет скромное платье, он будет недоволен тем, что она «делает вид, что муж не покупает ей приличных нарядов». Скорее всего, такой мужчина сам подвергался насилию, когда был еще не в состоянии за себя постоять. Вероятнее всего, это происходило, когда он был ребенком. Для ребенка насилие это серьезная травма, и, чтобы выжить часть личности ребенка отщепляется, что позволяет не помнить трагичные для него события, а другая часть личности впитывает в себя черты насильника. И этот насильник проявляет себя, когда появляется жертва, т.е. заведомо более слабое существо (женщина, ребенок, животное). Почему насильник мертвой хваткой вцепляется в свою жертву и не отпускает ее, хотя она не очень хороша для него? Да потому что, это идеальный тандем: насильник и жертва, один без другого не может жить. Жертва, соответствующим образом воспитанная, всегда притягивает к себе насильника. Что же делать? Насильнику работать с психологом по преодолению моделей поведения насильника, а жертве работать по преодолению роли жертвы. В любом случае, чтобы сдвинуть отношения в лучшую сторону необходимо меняться обоим партнерам.

Loading...Loading...