Соборование как готовиться к нему. Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи? Что это такое

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

священник Александр Богдан

Соборуемся по правилам

Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства.

А зачем на самом деле нужно собороваться?

Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер : «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются.

Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи?

Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи (обычно называются от последней исповеди)? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь.

Тогда что же происходит с неназванными грехами?

Нынешний митрополит рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.

Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду?

Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник – только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас ….»

Так нужно ли тогда, перед соборованием исповедоваться?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете поисповедоваться перед или сразу после соборования. Аналогично дело обстоит и с Причастием.

Приходить надо натощак?

Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав. Только после такой исповеди уже не идите причащаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино (). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места.

Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу.

Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется.

Во что одеваться?

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Можно ли собороваться детям?

Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно простоять полтора-два часа.

А некрещеный может собороваться?

Во всех Таинствах и обрядах Православной Церкви может участвовать только тот, кто принадлежит Православной Церкви. Некрещеный не подпадает под эту категорию, также как и католик или представитель любой другой веры.

Что самое главное в соборовании?

Нельзя в Таинстве выделять что-то главным, а что-то второстепенным. Неправильно рассуждают те, кто думает, что главное «помазаться» маслом. Елей сам по себе не обладает никакой магической силой. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. К Соборованию, как и к любому Таинству, следует приступать со страхом Божиим и верой.

Соборование (Елеосвящение) - одно из семи значимых великих Таинств Церкви, в котором молитвенно испрашивается благодать Божия и болящий помазывается освящённым маслом во исцеление телесных и душевных недугов. Совершается собором (7) или одним священником. Установление Таинства восходит к апостольским временам (Иак. 5:14–15). В церковной практике утвердилась традиция приступать к Елеосвящению в многодневные посты. Новоначальных христиан часто волнует вопрос: какая должна быть подготовка к Соборованию ?

Строгих канонических правил по подготовке к Соборованию не существует. В каждом конкретном храме устанавливается своя традиция и, приступая впервые к Таинству, не лишним будет побеседовать с приходским священником. Как правило, в Великий пост в храмах всегда висит объявление, информирующее прихожан о дне и часе совершения священнодействия. Таинство может производиться как в церкви над большим количеством людей одновременно, так и в домашней обстановке над лежащим больным в любое время.

Условно можно выделить два вида подготовки к Соборованию:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Духовная жизнь - это дело серьёзное, невидимое для посторонних глаз. Работа души происходит на глубинном уровне, познавать которые нужно длительно время. Церковные Таинства даны Господом нам в помощь для познания себя, своей греховности, настроя на покаянный лад. Внутренняя подготовка к Соборованию и любым другим Таинствам является главной.

Внутренняя подготовка включает в себя:

  • чтение соответствующей литературы о Таинстве, например Закон Божий протоиерея С. Слободского (уже много лет эта книга признаётся авторитетным изданием и пользуется заслуженной популярностью, в ней простым языком написано о сложных вещах), а также другую духовную литературу, которой сейчас благодатное изобилие;
  • углубление в себя, размышление о своей жизни, грехах;
  • молитвенная подготовка по согласованию со священником;
  • максимальное ограничение телевизора, развлекательных мероприятий - всё это очень рассеивает ум, мешает сосредоточиться на главном.

Для внешней подготовки нужно:

  • исповедаться и причаститься накануне Соборования или после него;
  • получить благословение на Соборование у своего духовника или приходского священника;
  • купить небольшую бутылочку масла, в которую после Таинства разольют оставшийся освящённый елей, приобрести свечи, кагор, муку и/или другие продукты (по желанию) на жертву храму (обычно вешается объявление с перечнем возможных пожертвований на нужды церкви на добровольной основе);
  • надеть одежду с открытой шеей, это место мажется освящённым елеем во время Таинства.

Соборование - одно из Таинств, о котором существует множество суеверий. Хотелось бы остановиться на них. Например, бытует мнение, что собороваться нужно перед смертью. Это неверно. Таинство елеосвящения дано Господом для исцеления души и тела. В современной церковной практике данное священнодействие совершается над взрослыми и детьми после 7–8 лет, имеющими духовные или телесные недуги. Причём не рекомендуется от одной хронической болезни собороваться часто. Если после Таинства заболевание осталось, значит это особый промысел Божий о человеке, нужно принять, смириться и благодарить Бога за заботу.

Другое заблуждение основано на чрезмерной надежде на Таинство, пренебрегая при этом причастием и исповедью. Самое главное в Церкви - это Евхаристия, принятие Спасительных Христовых Тайн является благодатной, исцеляющей силой для христианина, ведущей в жизнь вечную. Очень важно регулярно причащаться, а собороваться нужно по насущной потребности не более одного раза в год - в Великий Пост по благословению. При тяжёлом болезненном состоянии Таинство можно принять и в любое другое время.

Все Таинства Церкви являются спасительными и . Осознанная внутренняя подготовка к Соборованию в Великий Постдолжна стать обязательным правилом для любого верующего человека. Непозволительно приступать к Елеосвящению для профилактики или на всякий случай.

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Как к нему подготовиться? И можно ли совершать это Таинство на дому?

“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 – 15).

Соборование не совершается над младенцами , потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Говорят, что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда!

Это не напутствие на тот свет , но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, “многих больных мазали маслом и исцеляли ” (Мк. VI, 13).

Таинство Елеосвящения , одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней – грехе.

Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию”.

Часто миропомазание путают с соборованием. Помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной не является Церковным Таинством .

Кроме этого Соборование, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств , Господом данных, для врачевания наших болезней.

Но перед тем как принять участие в этом Таинстве, Вам необходимо прийти заранее и подготовиться . Совершение этого Таинства – платное. Но надо не только оплатить, но и чтобы ВНЕСЛИ ВАШЕ ИМЯ в список соборующихся. Потом эти имена священник будет несколько раз читать при совершения Таинства Соборования. Поэтому надо сначала подойти к церковной лавке.

Также надо приобрести свечку , которую Вы будете держать в руках во время всего Таинства Соборования., которое продолжается около 1 – 1,5 часов.

Также прежде возьмите либо 2 больших носовых платка, либо 2 куска хорошо впитывающей ткани (марли) – один нужен будет для того, чтобы вытирать излишки масла с рук и лица, другой, чтобы закрепить его на горловине, чтобы масло не стекало на одежду .

Женщинам нужно взять еще и головной платок (учитывая, что лицо будет замаслено и волосы поправить будет очень трудно).

Также обычно приносят с собой бутылочку масла (на ваше усмотрение, большую и маленькую, домашнее масло или из магазина). И поставить на столик для соборования (в центре).

Одеться надо так , чтобы шея была хорошо открыта и можно было расстегнуть кофточку на груди – будут помазывать маслом. С рукавов не должны свисать висюльки и бахрома – тыльная сторона ладоней также будет помазываться. Лоб должен быть открыт для того же.

Не надевайте золота на шею и пальцы, браслеты также выпачкаются и будут мешать.

После соборования не забудьте забрать вашу бутылочку с маслом.

Это масло можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем можно помазывать (крестообразно) больные части тела. Это масло, как и крупа, используются понемногу на протяжении всего года – до следующего поста.

Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками , которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Соборование обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления : в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.).

Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу ставят семь свечей. В отдельных сосудах (пиалках или стаканах) ставят на стол чистое масло и немного красного вина.

Как происходит соборование?

В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания – по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни.

Возгласом “Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков” начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан.

Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и “перевязал ему раны, возливая масло и вино ” (Лк. 10:34), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – символизирует Искупительную Кровь Спасителя. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин.

Кроме вина и масла при совершения Таинства Собрования используются зерна пшеницы или пшена. Эти зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела – воскресение.

Итак, звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение отрывка из посланий апостолов и Евангелия, рассказывающего нам о чудесных исцелениях болезней. После чего священники каждого крестообразно помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших – всего того, чем мы могли согрешить.

Сказанное в последовании: “елеем святым дал еси образ Креста Твоего ” показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его.

Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.

При каждом помазании читается молитва: “Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего ”… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Во время помазывания масло настоятель храма на колнеях читает молитву о даровании здоровья и перечисляет имена людей, участвующих сейчас в Таинстве Соборования.

Затем священники возвращаются на свои места. Снова читаются молитвы, поются специальные песнопения, и опять же читаются отрывки (но уже другие) из Апостолов и Святого Евангелия. После священники опять крестобразно помазывают святым елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон.

И так всего семь раз. Каждый раз читаются другие отрывки из Апостолов и Святого Евангелия. (Какие отрывки из Апостолов и Св. Евангелия читаются, какой смысл этих чтений – читайте ниже)

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы, держа его письменами вниз, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя – на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов: “Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…

От Соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт!

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ НА СОБОРОВАНИИ

Первое чтение – Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам.

Второе чтение – Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

Третье чтение – 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых ду́хов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

В четвертом чтении – 2 Кор. 6, 16-7, 1 – апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, “совершая святыню в страхе Божием”.

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: “Он взял на Себя наши немощи и понес болезни” (Ис. 53, 4).

В пятом апостольском чтении – 2 Кор. 1, 8-11 – апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира – Царства Небесного. “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий”, – призывает Господь в заключение этой притчи.

В шестом чтении Апостола – Гал. 5, 22-6, 2 – апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. “Носите бремена́ друг друга, и таким образом исполните закон Христов”, – призывает он.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте”, – взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытаре́ призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”.

О СОБОРОВАНИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

- В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

- Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

— Как часто можно прибегать к Таниству Соборования?

К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

- А как нужно готовиться к Соборованию?

- Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что, помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству.

- Означают ли процитированные вами слова апостола Иакова: «Если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким, как Соборование?

- Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

- Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но бывает так, что люди забывают про него, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости - это не обязательно. Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками, которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, - тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. В чем их отличия?

- Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.

Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время всенощной и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей всенощной, когда совершалась лития - часть богослужения, во время которого совершается благословение пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Елеосвящение (соборование) является одним из семи церковных Таинств. В Елеосвящении участвую несколько священников, поэтому это Таинство носит название соборования — от слова «собор». Я услышала от своей знакомой, что каждому православному христианину необходимо пройти соборование, и это очень важно. Но она не смогла мне объяснить почему. В статье я вам расскажу, что такое соборование в церкви, для чего проводят это Таинство, что оно дает человеку. Мы выясним правила подготовки к обряду, перечень читаемых молитв и опасные суеверия. Я лично слышала, как люди опасались проходить обряд соборования из-за страха перед смертью.

Смысл соборования

Давайте разберем, для чего православному необходимо Елеосвящение. Во время Таинства священник освящает лоб освященным маслом, вследствие чего верующий обретает божью благодать и душевное исцеление. Вместе с душевным исцелением человек обретает и телесное, так как источником любой болезни является грех. Пример первого Елеосвящения мы можем найти в евангелии. Когда к Иисусу принесли парализованного (расслабленного) человека, он отпустил ему грехи и сказал:

Конечно, не все телесные недуги являются следствием грехов, но большая часть именно от этого и происходит. Поэтому и проводит церковь Таинство соборования, чтобы отпустить грехи и помочь в исцелении болезней.

Таинство соборования не заменяет и не отменяет Таинство исповеди.

Возникает вопрос, неужели исповедь не отпускает наши грехи? На это отцы церкви поясняют, что человеку не всегда известны все грехи, которые он совершил. Бывают и неосознанные грехи, которые скрыты от понимания. Именно из-за этого человек не в состоянии произвести истинное покаяние. Во время Таинства Елеосвящения за человека просит собор священников, ходатайствует перед Господом о помиловании.

Какие грехи прощаются при соборовании:

  • старые забытые грехи;
  • совершенные в неведении;
  • неизвестные человеку грехи.

Перечисленные грехи отпускаются человеку во время Таинства соборования. Если человек находится в тяжелом состоянии из-за болезни и не может покаяться, соборование снимает с него все грехи. Елеосвящение всегда проводят в случае тяжелого смертельно опасного недуга, чтобы человек не умер без покаяния. Это очень важный церковный обряд, который имеет глубокий духовный смысл.

Елеосвящение — это всецелое исцеление человека.

По окончании Таинства следует причаститься Святых Тайн Христовых. После обряда у человека остается освященное масло, которое можно использовать дома. Маслом помазывают больные места крестообразно. Если нет больного места, маслом смазывают:

  • ланиты;
  • область сердца;
  • кисти и ладони;
  • голени.

Также его можно понемногу добавлять в еду.

Является ли соборование гарантией выздоровления? Это всецело зависит от воли божьей. Цель Таинства состоит в изменении восприятия человеком страданий и болезни, изменении мышления и жизненных ценностей. Не следует путать Таинство с магическим обрядом или медицинской процедурой — это, прежде всего, покаяние и исправление души. Некоторые малодушные христиане могут вообще охладеть к вере, не получив долгожданного исцеления.

Почему человек не всегда получает исцеление после соборования? Потому что это дар бога, и этот дар не зависит от действий священнослужителей или каких-либо действий. Поэтому не следует ожидать чуда, а нужно просто укреплять веру и стараться жить по заповедям божьим.

Опасные суеверия

Многие слышали, что соборование проводят перед самой смертью, поэтому боятся этого обряда. Малодушные христиане считают, что Елеосвящение неизбежно приблизит их смерть. Но это просто предрассудки, не имеющие смысла. Соборование снимает нераскаянные грехи, а не готовит человека к смерти.

Жизнь и смерть в руках бога и не зависит от проведения Таинства соборования.

Также существуют и другие суеверия, связанные с Елеосвящением:

  • нельзя есть мясного;
  • нужно поститься трижды в неделю;
  • нельзя выполнять супружеский долг;
  • запрещено принимать лекарства и париться в бане.

Эти суеверия крайне опасны и подрывают веру в получение божьей благодати. Если тяжелобольной выздоровел после соборования, он может вести обычную праведную жизнь без дополнительных запретов.

Проведение обряда

Как подготовиться к соборованию? Прежде всего, на соборование должен благословить священник. Затем нужно купить в свечной лавке свечку и записаться на участие в обряде. Перед соборованием следует исповедаться в грехах, которые помните, чтобы снять с души лишний груз. Можно и не исповедоваться, но священники рекомендуют это сделать.

Когда проводят соборование? На кануне Пасхи Таинство соборования совершают несколько раз подряд, однако, этот обряд может быть проведен в любое другое время по необходимости. Например, для лежачего больного можно пригласить священников домой.

Как часто можно собороваться? Это Таинство проводят только один раз в год. Если человек неожиданно занедужил, соборование проводят повторно.

Предполагает ли подготовка к соборованию пост? Специально поститься перед Таинством не нужно, ведь тяжелобольным людям необходим особый питательный режим. Однако здоровые христиане, желающие принять соборование накануне Пасхи, обязаны соблюдать правила Великого Поста.

Кто может принять участие в обряде? Это право имеет любой крещенный в православной церкви человек в возрасте от 7 лет. Младенцев не соборуют. Забудьте, что соборование проводят только с умирающим человеком. Этот завет установлен апостолами первой церкви:

Родственники тяжело больных людей интересуются, возможно ли соборовать человека в коме? Об этом нужно подробно поговорить со священником. Если ранее человек принимал участие в церковной жизни, был сознательным христианином, священнослужители обязательно пойдут навстречу просьбам родственников.

Кому необходимо соборование? Не только физические недуги вызваны нераскаянным грехом, но и душевные. Находящийся в унынии и отчаянии человек считается духовно немощным, поэтому нуждается в отпущении грехов.

Иногда Елеосвящение путают с Миропомазанием. Это два разных обряда. Миропомазание совершают после крещения человека, в нем находятся Дары Святого Духа. Елеосвящение проводят по заповеди апостола Иакова. который наставлял исцелять больных покаянием.

Loading...Loading...