Презентация на тему: "Урок-игра «Путешествие по стране Лексика». Начало маршру- та Сино- нимы Антони- мы Омони- мы Лексика Фразеоло- гизмы.". Скачать бесплатно и без регистрации. Паронимы будний - будничный

Конкурс «Дружные синонимы» Подберите к данным словам синонимы с не и запишите их. Бессилие немощь Враг недруг Ложь неправда Рабство неволя Беда несчастье Рассеянность невнимательность Слякоть непогода Возмущение негодование Конкурс «Дружные синонимы» Подберите к данным словам синонимы с не и запишите их. Бессилие немощь Враг недруг Ложь неправда Рабство неволя Беда несчастье Рассеянность невнимательность Слякоть непогода Возмущение негодование








Тетрадь Слово образовано от греческого tetra, которое используется как часть сложных слов и обозначает «четыре». Слово тетрадь означает « четвёртая часть листа». Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из четырёх листков. Такими и были первые тетрадки. Слово образовано от греческого tetra, которое используется как часть сложных слов и обозначает «четыре». Слово тетрадь означает « четвёртая часть листа». Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из четырёх листков. Такими и были первые тетрадки.


Шпаргалка Слово пришло к нам из польского языка, но имеет греческое происхождение и в переводе означает «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли негодный, исписанный клочок бумаги. У нас многие любители шпаргалок даже не подозревают, что носят у себя в карманах «грязные пелёнки». Слово пришло к нам из польского языка, но имеет греческое происхождение и в переводе означает «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли негодный, исписанный клочок бумаги. У нас многие любители шпаргалок даже не подозревают, что носят у себя в карманах «грязные пелёнки».








Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! небо


Сверху кожа, снизу тоже, А в середине – пусто. Барабан По небу лебедь черный Рассыпал чудо зерна. Черный белого позвал – Белый зерна поклевал. ночь, звезды, день Сверху кожа, снизу тоже, А в середине – пусто. Барабан По небу лебедь черный Рассыпал чудо зерна. Черный белого позвал – Белый зерна поклевал. ночь, звезды, день




Конкурс «Близнецы молодцы» День вступил в свои права.Из родного языка! Постучались в дверь слова.Одинаково нас пишут, Я открыл им. Что за чудо?Одинаково нас слышат. Предо мною Близнецы.Но важна не только внешность, Я спросил их: - вы откудаПотому не торопись, Появились, молодцы?Не всегда нужна поспешность Отвечали мне слова:Ты до смысла доберись. -Присмотрись-ка к нам сперва!Наподобие начинки, Ведь и раньше с нами встречиСмысл запрятан в серединке, Ты имел наверняка.Сходным лицам вопреки Мы слова из русской речи,Мы по смыслу далеки. Конкурс «Близнецы молодцы» День вступил в свои права.Из родного языка! Постучались в дверь слова.Одинаково нас пишут, Я открыл им. Что за чудо?Одинаково нас слышат. Предо мною Близнецы.Но важна не только внешность, Я спросил их: - вы откудаПотому не торопись, Появились, молодцы?Не всегда нужна поспешность Отвечали мне слова:Ты до смысла доберись. -Присмотрись-ка к нам сперва!Наподобие начинки, Ведь и раньше с нами встречиСмысл запрятан в серединке, Ты имел наверняка.Сходным лицам вопреки Мы слова из русской речи,Мы по смыслу далеки.


Сиди на банке и веслами орудуй смело. -А она расколется, и стекла мне изранят тело! (Банка-скамья для гребцов в лодке и сосуд) -Смотри, по воде барашки бегут. -Ну, и люди… Ну, и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Во век не слыхал я такой ерунды! (Барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики-овцы) -Сиди на банке и веслами орудуй смело. -А она расколется, и стекла мне изранят тело! (Банка-скамья для гребцов в лодке и сосуд) -Смотри, по воде барашки бегут. -Ну, и люди… Ну, и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Во век не слыхал я такой ерунды! (Барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики-овцы)


Ты что это на рельс кладешь? - Башмак! Неужто не поймешь? - Ну, ты, приятель, и чудак! Трамвай раздавит твой башмак! (Башмак – ботинок или полуботинок и приспособление для торможения железнодорожных вагонов) - На голове его роскошный котелок! - Как же он надеть кастрюлю смог? (Котелок – жесткая мужская шляпа с круглым верхом и маленький котел для варки пищи) - Ты что это на рельс кладешь? - Башмак! Неужто не поймешь? - Ну, ты, приятель, и чудак! Трамвай раздавит твой башмак! (Башмак – ботинок или полуботинок и приспособление для торможения железнодорожных вагонов) - На голове его роскошный котелок! - Как же он надеть кастрюлю смог? (Котелок – жесткая мужская шляпа с круглым верхом и маленький котел для варки пищи)


Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба Подберут подходящий бор». А я с кресла – Бежать во весь опор, Думаю, врач хитрит что-то… Кому же целый лес в рот совать охота? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле, и хвойный лес) Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба Подберут подходящий бор». А я с кресла – Бежать во весь опор, Думаю, врач хитрит что-то… Кому же целый лес в рот совать охота? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле, и хвойный лес)



Скороговорки Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской: 1 Проворонила ворона вороненка. а)пожалев воронёнка б)поругав ворону 2 Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет. а) прочитав как «информационное сообщение» б)выразив возмущение этой новостью Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской: 1 Проворонила ворона вороненка. а)пожалев воронёнка б)поругав ворону 2 Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет. а) прочитав как «информационное сообщение» б)выразив возмущение этой новостью







Приближается наш профессиональный праздник, возможно идеи проведения этого дня могут использованы в проведении и в этом году. Удачи всем и с наступающим праздником! Межпоселенческая районная библиотека

Сценарий Дня библиотекаря

«Мы в профессии люди неслучайные»

Презентация СЛ.№1

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады видеть нынче вас.

Сегодня в этом зале

Пусть этот день и этот час

Ваш скромный труд прославит.

Мы действительно рады, что библиотекари Михайловского района сегодня присутствуют на районном празднике «Мы в профессии люди неслучайные»

ВЕДУЩИЙ: Профессия - библиотекарь. Разными путями все пришли к ней и в избранной профессии сумели увидеть ее смысл, ощутить её общественную значимость. И если, говоря словами Ушинского, «вложим в неё всю свою душу, и счастье само отыщет нас».

СЛ.№2

ВЕДУЩИЙ: Да! Я люблю свою профессию

И с каждым годом все сильней,

Она похоже на поэзию,

Хоть много будничного в ней,

Она, как стих, не терпит серости,

Не терпит косности и зла,

Она еще в глубокой древности

Талант и мудрость обрела

Сл. №3

Вед.:А знаете ли Вы, почему именно 27 мая библиотекари отмечают свой профессиональный праздник?

СЛ.№1

Итак, немного истории: Этот профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года. В Указе говорится:
«Учитывая большой вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, постановляю:
1. Установить общероссийский День библиотек и отмечать его 27 мая, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России, ныне Российской национальной библиотеки. Именно в этот день в 1795 году Екатерина Великая одобрила проект здания Императорской библиотеки. И в июне того же года была начата стройка. Ее общедоступность должна была способствовать просвещению русского народа. И вот уже более 200 лет она успешно справляется с этой задачей.

Сл.№4

Существует такое мнение, что библиотекарем может быть каждый, и мы сейчас попытаемся это оспорить. В давние времена библиотекарями были самые образованные люди. Созвездие величайших имен включает в себя плеяда представителей библиотечного дела России. Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, драматург, сатирик. В течение 30 лет он работал помощником библиотекаря императорской публичной библиотеки в Петербурге.

ВЕДУЩИЙ: : В течение 50 лет в этой же библиотеке работал известный музыкальный и художественный критик, публицист, ученный – Владимир Васильевич Стасов. Он заведовал рукописным и художественным отделами и был не просто хранителем и собирателем старинных книг, он был властелином сокровищ которыми распоряжался умело и творчески. Девизом Стасова можно считать слова «Сыскал и научу».

ВЕДУЩИЙ: В понимание Стасова В. В. библиотекарь – это прежде всего эрудит, ученный, высококвалифицированный специалист, консультант и руководитель читателя. На Руси о нем заговорили с 16 века. И если в Западной Европе библиотекарь имел известный общественный вес, положение русского библиотекаря было более чем скромным. Тогда библиотеки находились в монастырях, и должность библиотекаря сводилась к книгохранению. В течение 100 лет оставалась единственной публичной библиотекой Библиотека Московского университета, При ней существовали должности: суббиблиотекаря и педбиблиотекаря. Причем суббиблиотекарем мог быть назначен только профессор. Конечно, прошло много лет с тех пор, но хочется верить, что и сейчас в наших библиотеках работают настоящие мастера своего дела. Которых хочется поздравить в этот праздничный день.

ТОСТ: Мы желаем Вам

никогда не унывать.

С каждым годом быть все краше

Денег больше получать.

Вам желаем, дорогие,

Быть здоровыми всегда,

Чтоб вы долго-долго жили,

Не болели никогда.

Пусть невзгоды и печали

Обойдут вас стороной,

Чтобы каждый день недели

Был у вас как выходной.

А теперь давайте с вами определим основные качества библиотекаря, я предлагаю вам назвать прилагательные согласно букв из которых состоит слово «БИБЛИОТЕКАРЬ»

Сл.№5

ВЕДУЩИЙ: Хороший библиотекарь должен быть сведущ и в книгах, и в людях.

Каждый хороший библиотекарь понимает читателя с полуслова, ответьте, что имели в виду эти читатели.

Сл. №6 (надеюсь на тебя)

Читатель спрашивает:

Грибоедов "Горы и туман";

Горький "Старуха из Ирги" ;

Гоголь "Шанель";

Островский "Беспредельница";

Грин "Гребущая по волнам";

Евграфовича "Сказки" - "Сказки" Салтыкова-Щедрина М.Е.;

Кто написал "Капитал Маркса"?;

Скот "Айвеню" - В.Скотт "Айвенго" ;

Дайте книгу "Том Круз" - "Робинзон Крузо";

То ли "Дерну через тайгу" или "Убегу через тайгу" - Арсеньев В.К. "Дерсу Узала; Сквозь тайгу"

«Дайте Островского «Бедность не подарок» (Н. Островский «Бедность не порок»);

«Дайте мне «Обломок» Гончарова (И.А. Гончаров «Обломов»)

"Мне нужна книга Максима Горького «Прелюдия» (М. Горький «В людях»)

«А у вас есть книга Чингиз Хана «Первый учитель»? (Ч.Айтматов «Первый учитель»

Приключения Оли, Веры и Твиста" ("Приключения Оливера Твиста")

"Вечера на хуторе лезбиянки" ("Вечера на хуторе близ Диканьки")

"Оса" "Овод" (Войнич)

"Сердце собаки" "Собачье сердце" (Булгаков)

"Какая-то мать" "Мать" (Горький)

"Над пропастью не ржи" "Над пропастью во ржи" (Сэлинджер)

"Про большого таракана" "Таракашище" (Чуковского)

«панас Мирный» «блядущая» -Панас Мирный «Гулящая»

А теперь проверим, обладают ли наши библиотекари чувством юмора? Мы предлагаем Вам вспомнить смешную ситуацию из профессиональной жизни.

Сл.№7

ВЕДУЩИЙ: Конечно, библиотеки всегда были и будут основным источником информации. На любой интересующий нас вопрос мы с детства искали ответ именно в библиотечных книгах. Даже появление всемирной паутины Интернет никогда не заменит нам одухотворенный воздух библиотек, тихий шелест книжных листов, общение с интеллигентными и внимательными библиотекарями, помогающими выбрать нужный том или справочник.

Сегодня садишься за компьютер, задаешь вопрос, получаешь массу ссылок, читаешь статьи, понимаешь, что все поверхностно и бежишь в библиотеку, ибо только там можно получить обширный ответ на волнующие вопросы.

ВЕДУЩИЙ: В жизни библиотек, как и в жизни человека, есть маленькие и большие события, даты. Об одних мы помним, готовимся к ним, о других за суетой повседневных дел забываем, а если вспоминаем, то гораздо позже. Мы предлагаем вам остановиться задуматься.

ВЕДУЩИЙ: В Михайловском районе трудятся замечательные библиотекари, которые отдают свою душевную щедрость, знания, умение пользуются заслуженным авторитетом у своих коллег и читателей, кто многие годы верой и правдой служит книге всю жизнь. Поэтому можно позавидовать людям, которые десятилетиями сохраняют верность призванию, невзирая на многочисленные «неудобства» работы в библиотеке: субботы и воскресенья мы проводим чаще с чужими детьми и внуками, а не со своими, диапазон совмещаемых профессий – от актрисы до грузчика, все возрастающая требовательность читателей и, чего греха таить, отнюдь не большая зарплата.

СЛ.№9 Розы

ВЕДУЩИЙ: : Но есть большее. Это глобальный смысл нашей работы, миссия библиотекаря как хранителя человеческой мудрости и человеческой нравственности, как проводника Знания

ВЕДУЩИЙ: Эти слова можно отнести к Кучеренко Нине Лаврентьевне , проработавшей более 40 лет. Рядом с этой датой скромной может показаться дата – 36 лет. Именно столько отдала библиотечному делу Фаина Васильевна Жуплева . Фаина Васильевна, а Вы можете назвать человека, присутствующего сегодня в этом зале и проработавшего столько же лет, сколько и Вы, в одной из библиотек Михайловского района?

Это Пахомова Елизавета Алексеевна – заведующая Ильменской -2 сельской библиотекой. И мы говорим вам спасибо за Ваш труд, за вашу человеческую искренность и трудолюбие.

ВЕДУЩИЙ: От всей души поздравляем Вас, а так же всех библиотекарей, вложивших свои знания, опыт, щедрый дар души и желанием всем больших творческих успехов.

СЛ. №10 Библиотечная работа

ВЕДУЩИЙ: В нашем коллективе есть настоящие библиотекари, труд которых оценен по достоинству. (Слово директору........)

Сл. сл. водопад

(Грамотами награждаются…..)

ВЕДУЩИЙ: Идет сияние от светлых рук твоих

И сердцем сердце согреваешь ты,

Когда даруешь людям мудрость книг,

Где свет осилил силы темноты –

Тех книг, что окрыляют нас в борьбе

Что поднимают к зоревым вершинам

Библиотекарь, - этот стих тебе,

Сливаешь ты сердца и руки воедино

Сл. Шар-бабочка

ВЕДУЩИЙ: : Сегодня в наш коллектив вливается свежий поток сил. ВЕДУЩИЙ: С большим удовольствием и надеждой приветствуем мы молодых библиотекарей пополнивших в этом году наши ряды. Это

Бурдынова Елена Николаевна - заведующая Крутинской сельской библиотекой,

Ткачева Елена Александровна – библиотекарь Отрадненской сельской библиотеки

ВЕДУЩИЙ: Пусть молодость, энергия, задор, стремление как можно лучше овладеть профессией помогут Вам обрести свое место в жизни.

Несомненно, будут трудности, но мы желаем Вам всегда умело, грамотно находить выход из любой создавшейся ситуации

Сл. Как море-век

СОВЕТЫ начинающему библиотекарю:

1. Знайте, что вскружить голову читателю – это еще не значит повысить книговыдачу.

2. Помните, что Вы у читателя одна. Поэтому берегите себя!

3. Изучайте эсперанто! Может быть, тогда задолжники лучше Вас поймут

4.И никогда не забывайте о чувстве юмора!

А что посоветуют молодым специалистам ветераны библиотечного дела?

Сл. О сколько в этом доме

ВЕДУЩИЙ: Мы желаем, чтобы через десяток лет Вы сказали таким же молодым библиотекарям: «Люблю свою работу. Люблю навести порядок на полках, люблю разобрать посылку с новыми, никем еще не раскрытыми книгами, люблю подумать над разработкой выставки, посидеть над картотекой. Но главное, за что я люблю свою работу – это мои читатели. Они дают мне ощущение, что я нужна людям, помогают идти в ногу с жизнью».

ВЕДУЩИЙ: Известно, что для библиотекаря очень важными являются такие качества, как психологическое чутье, быстрота реакции, ассоциативное мышление. Вереницы самых разных людей проходят перед библиотекарем в течение дня: и каждый читатель по-своему интересен, и к каждому нужен индивидуальный подход, только тогда общение с любым человеком становится интересным, приносит удовлетворение

Эти предметы, если Вы подумаете, подскажут Вам названия литературных произведений. Постарайтесь вспомнить их авторов:

1. Кукла (Б. Прус «Кукла»)

2. Целлофановый пакетик с цементом (Гладков «Цемент»)

3. Голубая чашка (А. Гайдар «Голубая чашка»)

4. Рыбка (А. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Астафьев «Царь-рыба», Хемингуэй «Старик и море»)

5. Собака (Ч. Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря», Конан-Дойл «Собака Баскервилей», Чехов «Дама с собачкой»)

6. Кошка (Гофман «Приключения кота Мура», Ш. Перро «Кот в сапогах»)

7. Книга (Каверин «Открытая книга»)

8. Конь (Чехов А. «Лошадиная фамилия», Черкасов «Конь Рыжий»)

ВЕДУЩИЙ: Теперь я думаю, что Ваши читатели не уйдут из библиотеки с чувством разочарования или неудовлетворенными пожеланиями и потребностями.

Награждение шуточными медалями

Тост от молодых библиотекарей

Сл. Книжные люди

ВЕДУЩИЙ: Смотрите: шахты истощаются, города разрушаются, царства исчезают с лица земли, и человек рыдает от бессильного гнева, зная, что тело его не вечно. Но вот это маленькое тело мысли, которое лежит перед нами в виде книги, существует тысячи лет, и с тех пор как изобретено книгопечатание, ничто на свете, кроме разве всемирного стихийного бедствия, не может его уничтожить.

Вариант № 1

Пожаловать, преподнести, подарить, презентовать.

Энантиосемия, омофон.

Аппетит приходит во время стояния в очереди. Аппетит уходит во время еды.

Гуманистический – гуманный (профессия, обращение, роман);

демонстративный – демонстрационный (поступок, зал, метод, прибор).

Будничный день, веселая история.

Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден;

Вглядись в него – он ведь для нас!

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Вариант № 2

1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.

Частность, подробность, мелочь, деталь.

2. Дайте определение терминам.

Доминанта, антифразис.

3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение. контаминация и т.д.)

Он еще неясно представлял себе, что последует за получением ордеров, но был уверен, что все пойдет как по маслу: "А маслом, - почему-то вертелось у него в голове, - каши не испортишь". Между тем каша заваривалась большая.

4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?

Доверительный – доверчивый (человек. интонация, просьба);

лирический – лиричный (стихотворение, тенор, тон).

7. Подберите антонимы к выделенным словам.

Интересный репертуар, короткое письмо.

6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

7. Найдите в тексте старославянизмы.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада,

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда.

Вариант № 3

1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.

Помогать, содействовать, способствовать, пособлять.

2. Дайте определение терминам.

Антитеза, омоформ.

3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение. контаминация и т.д.)

Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья надо ковать, пока они горячи. Большая и тяжелая гора свалилась с плеч заведующего хозяйством.

4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?

Командированный – командировочный (человек. удостоверение);

нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод).

5. Подберите антонимы к выделенным словам.

В первую очередь, сказать правду .

6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчера

Стонавший слабо над могилой.

7 . Найдите в тексте старославянизмы.

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Вариант № 4

1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.

Постель, кровать, ложе, койка, одр.

2. Дайте определение терминам.

Оксюморон, омограф.

3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение, контаминация и т.д.)

В моем доме, - сказала она грозно, - пожалуйста, не становитесь ни на какие колени.

4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?

Травматический – травмотологический (институт. повреждение);

высокий – высший (потолок, круг).

5. Подберите антонимы к выделенным словам.

Находиться в движении , большой оптимист .

6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?

"Живой труп" – одно из лучших произведений Л.Н. Толстого.

7. Найдите в тексте старославянизмы.

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

Нормы морфологии

1. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода, отметьте случаи отсутствия родовых пар.*

балерина______________________________

баскетболистка________________________

велосипедистка________________________

гонщица______________________________

доярка_______________________________
массажистка__________________________

маникюрша___________________________

намотчица____________________________

санитарка____________________________

свинарка_____________________________

секретарша__________________________

сиделка_____________________________

солистка____________________________

спортсменка_________________________

стенографистка_______________________

студентка___________________________

телефонистка_________________________

ткачиха______________________________

фельдшерица__________________________

чемпионка___________________________

2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику, отметьте случаи отсутствия существительных женского рода.*

агроном_____________________________

адвокат_____________________________

бригадир____________________________

врач_______________________________

генерал_____________________________

директор___________________________
доктор_____________________________

доцент_____________________________

защитник___________________________

инженер____________________________

инспектор__________________________

инструктор_________________________

кандидат___________________________

корреспондент______________________

космонавт__________________________

лаборант___________________________

машинист__________________________

педагог____________________________

3. Подберите определения, правильно согласуйте с ними приведенные ниже слова.*

Рояль______________, фамилия___________________, бра ______________, мышь _________________, картофель________________, кофе __________________, рельс ____________________, тюль______________, толь ______________________, кафе____________, молодежь ________________, туфля ______________, какаду__________, шимпанзе _____________________, пальто ______________, шоссе ________________, метро________________, мозоль _________________, табель _______________, депо ___________________, купе ____________, какао __________________, пианино __________________, меню _______, такси _____________, фойе ______________, Сочи __________________, Тбилиси _____________, леди _______________, жюри ______________, пари ____________________.

*Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.

4. Составьте предложения или словосочетания с данными словами. Установите, отличаются ли слова каждой пары по оттенкам значения или стилистически.*

Кондукторы – кондуктора

корни – коренья

поясы – пояса

проводы – провода

пропуски – пропуска

соболи – соболя

счеты – счета

цветы – цвета

* Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.

5. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.*

Амперы - ____________, апельсины - _________________, баклажаны - _________________, баржы - ___________, кочерги -_____________, фаты - ______________, ботинки - ___________, валенки - __________, вафли - ___________, полотенца - _____________, простыни - __________, гектары - _____________, граммы - _____________, комментарии - ________________, минеры - __________, носки - ________, плечи - _________, рельсы - __________, сапоги - __________, свадьбы - ________, солдаты - ____________, туфли - ____________, чулки - ___________, яблони - ____________, яблоки - _____________.

*Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.

6. В чем своеобразие употребления глаголов типа мочь, стеречь, беречь ? О чем надо знать для правильного написания и произношения этих глаголов?

7. Что необходимо знать для правильного употребления глаголов положить, класть, занять ?

8. Подберите выражения, которыми можно заменить несуществующую форму 1 лица единственного числа будущего времени глагола защитить, очутиться .

9. Объясните различие в написании и значении глаголов оздоровить, выздороветь .

10. Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?

11. Установите ошибки в употреблении видов глагола (видовой разнобой).

Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность.

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки палубы.

12. Из приведенных в скобках слов выберите необходимые по условиям контекста, обоснуйте свой выбор.

Нам (машут, махают) платками.

С потолка (капает, каплет).

Ветер (колышет, колыхает) листву.

Он (брызжет, брызгает)слюной.

Им (движет, двигает) чувство сострадания.

13. Выполните контрольную работу по теме "Грамматическая правильность речи".

Вариант № 1

Токио, фасоль, кофе.

тона – тоны.

Наш район по производству чаю, табаку и сахарного песку стоит на первом месте.

Было: Когда б не княжеская Чернышовых кровь текла в вас – я б молчал.

Стало: Когда б не доблестная кровь текла в вас – я б молчал.

5. Напишите числительное словами - вернуть документы(684 пассажиры).

Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмов сериала.

Вариант № 2

1. Подберите определения к словам.

Миссисипи, какао, рояль.

2. Составьте предложения со словами лагеря – лагери.

3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.

Все дружно принялись за уничтожение вредителя деревьев.

4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.

Было: Зачем он руку дал клеветникам безбожным?

Стало: Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?

5. Напишите числительное словами - узнать о (489 травы)

6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.

Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь.

Вариант № 3

1. Подберите определения к словам.

Бандероль, какаду, бюро.

2. Составьте предложения со словами пропуска – пропуски.

3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.

У нас не осталось время на отдых.

4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.

Было: Его свободный чудный дар.

Стало: Его свободный смелый дар.

5. Напишите числительное словами - победить с (362 очки).

6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.

В этот день Петров вывел Джека на улицу со всеми своими медалями.

Вариант № 4

1. Подберите определения к словам.

Манго, шоу, денди.

2. Составьте предложения со словами счета – счеты.

3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.

Ребята пролили чернило.

4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.

Было: И корни мои умывает покорное (послушное) море.

Стало: И корни мои умывает холодное море.

5. Напишите числительное словами - остаться с (287 рублей).

6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.

Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.

Стилистические нормы

Упражнения к теме

  1. Прочитайте сведения о стилях речи, заполните таблицу.
  1. Выполните самостоятельную работу.

Вариант № 1

Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, характеристика, справка, расписка, протокол.

2. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.

Занятия по расписанию, из-за болезни, решили на собрании, дали отпуск, помогли, участвовал.

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов расписку в получении книг в кабинете информатики.

Шьют ли в ателье пальто из их материала?

Кто воспитывал детей путем бабушек и дедушек, тем легче. Автобус под управлением водителя Васильева совершил столкновение.

Вариант № 2

1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.

Ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, автобиография, акт, доверенность, заявление.

2. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.

В прошедшем году, в настоящем месяце, сообщить, отдать распоряжение, предоставить жилплощадь, осуществить руководство .

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов заявление на имя декана с какой-либо просьбой.

4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Можно ли в метро заниматься коммерцией?

5.Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне обслуживания клиентов в нашем салоне. Вчера ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар.

Вариант № 3

1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.

Биография, деловое письмо, докладная записка, инструкция, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант.

2.

Безотлагательно, вышеизложенные, препровождаем, проживаем, предоставить жилплощадь, устроить прием.

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов докладную записку о выполнении какого-либо задания.

4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

5. Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

Сегодня я ходил в магазин с целью покупки магнитофона. Надень головной убор, на улице холодно.

Вариант № 4

1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.

2. Замените нейтральным синонимом данные ниже слова и словосочетания делового стиля.

Осуществить руководство, отдать распоряжение, недовыполнение плана, довести до сведения, ввиду неблагоприятных условий, подлежит изъятию.

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение посылки.

4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

УЗБЕКСКОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ТАШКЕНТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

ТАШКЕНТ 2007

Сборник упражнений по русскому языку предназначен для бакалавров национальных групп ТУИТ, обучающихся по всем направлениям.

Данный сборник является пособием для практического усвоения русского языка.

Основные функции сборника - развитие письменной и устной речи. Важнейшим критерием подачи материала является дифференциация студентов на 2 категории: слабовладеющих и владеющих русским языком. Сборник содержит упражнения по 10 грамматическим темам из разделов «Лексикология» и «Морфология».

При подборе упражнений был использован разнообразный материал, способствующий не только развитию грамматических и речевых навыков. Сборник содержит задания, имеющие познавательный и воспитательный характер.

На каждую тему предлагается довольно большое количество упражнений, поэтому преподаватель имеет возможность давать учащимся индивидуальные задания.

Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы

Упражнение 1. Перепишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.

1. С увлечением рассказывать о чем-либо. 2. Восторгаться новой пьесой. 3. Путешествовать в течение длительного времени. 4. Предвидеть ход событий. 5. Отворить наружную дверь. 6. Воодушевить людей. 7. Смотреть на бушующее море. 8. Просить о помощи.

Упражнение 2. Перепишите, выбирая из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу.

Сравнительно (недалеко, вблизи) от Москвы (находится, помещается) Архангельское - замечательный (памятник, монумент) русского искусства. Всего каких-нибудь 25 минут (путешествия, поездки) в автобусе, и асфальтированн … (путь, дорога) приведет вас к дворцовым воротам. Архангельское - (бывшая, прошлая, минувшая) княжеская усадьба, ныне музей. Когда-то, в начале (бывшего, прошлого, минувшего) века, это поместье (навещали, посещали) многие художники, артисты, писатели. Побывали (здесь, тут) и его друг (поэт, стихотворец) Вяземский.

Упражнение 3. Прочитайте и укажите антонимы .

1. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом; идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит. 2. Печально младость улетит, услышу старости угрозы. 3. Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. 4. Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт.

Упражнение 4.

1. Будничный день. 2. Веселая история. 3. Интересный репертуар. 4. Скрытный характер. 5. В первую очередь. 6. Сказать правду . 7. Находиться в движении. 8. Большой оптимист . 9. Встретить карлика. 10. Сильно любить. 11. Заканчивать избирательную кампанию. 12. Уехать на Кавказ. 13. Удовлетворить чью-либо просьбу. 14. Исчезать в волнах.

Упражнение 5. С образованными словами составьте шесть предложений.

1) При помощи приставки без-: звездная (ночь), вкусная (пища), идейное (произведение), пристрастный (судья), славный (конец), мятежная (натура), облачное (небо);

2) При помощи приставки не-: торопливые (шаги), гостеприимная (хозяйка), оказаться специалистом, громко спросить, обычная (ситуация), проявить (внимание).

Упражнение 6. Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова - синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит , азбука.

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.

Упражнение 7. Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.

Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.

Упражнение 8. Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов. Какой частью речи являются синонимы каждой группы. Составьте вопросительные предложения с синонимами-глаголами.

Мчатся, тревожный, бросать, пища, нестись, кидать, еда, огромный, лететь, беспокойный, бежать, швырять, громадный.

Упражнение 9. Выпишите антонимы, обозначающие: 1) время, 2) цвет, 3) размер, 4) температуру, 5) время.

Ранний - поздний; широкий - у…кий; белый - черный; тогда- теперь; яркий-тусклый; коро…кий - длинный; утро-вечер; высокий-ни…кий; жара-холод; бли…ко - д…леко; горячий - х…лодный; подземный - надземный; бледный- румяный; вверх - вни …; нагреть - остудить.

Упражнение 10. Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы.

1. Учен…е-свет, а неучен…е - тьма. 2. Мя…ко стелет, да жес…ко спать. 3. В глаза (не) хв…ли, а за глаза (не) кори. 4. Сытый голодного (не) разумеет.

5.За маленьким погнался, а б…льшое пот…рял. 6. Меньше г…вори, а больше делай.

Упражнение 11. С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названных ниже животных - героев сказок и басен. Составьте и запишите сложные предложения с союзом а. Подчеркните антонимы.

Образец. Волк простодушный, а лиса хитрая.

Волк-лиса (по хитрости); лев-заяц (по храбрости); муха-слон (по величине); ягненок - волк (по силе); лисица - ворона (по уму); стрекоза - муравей (по трудолюбию).

Упражнение 12. Подберите слова, объясняющие разные значения одного и того же слова.

Образец. Круглые сутки - целые сутки, круглый невежда- полный невежда.

О тяжел … работе, с тяжел…м настроением, тяжелый запах; тверд … рука, твердые знания, твердая кожа; свеж … м утром, свежие мысли; красн … м шелком, о красн … дне календаря; разбить поле на участки, разбить врага.

Упражнение 13. Перепишите предложения, подбирая к выделенным словам синонимы.

1. Слушать интересный рассказ. 2. Беседовать с вежливым молодым человеком. 3. Узнать подлинную правду. 4. Услышать неистовый крик.

5. Иметь своенравный характер. 6. Любоваться всадником . 7. Выполнить свой долг. 8. Найти пристанище . 9. Восторгаться новым кинофильмом. 10. Предвидеть ход событий. 1. Получить неприятное известие. 12. Вмиг все сделать. 13. Лестно отзываться о ком-либо.

Упражнение 14. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы.

1. Интересный репертуар. 2. Веселая история. 3. Сумрачный день. 4. В первую очередь. 5. Сказать правду . 6. Встретить доброго человека. 7. Уехать в деревню. 8. Прилететь утром. 9. Удовлетворить просьбу товарища. 10. Уступить в споре. 11. Лес был богат разными дикими животными. 12. Сзади слышались торопливые шаги неизвестного пешехода.

Упражнение 15. К словам первой группы подберите антонимы из второй группы.

1. Полезный, правдивый, привлекательный, огромный, светлый, откровенный, тупой.

2. Вредный, скрытный, маленький, лживый, острый, отвратительный, темный.

Упражнение 16. Спишите, расставляя пропущенные запятые и выбирая из скобок синоним, более точно отвечающий смыслу предложения.

1. Со всех сторон Антарктиду (окружает, опоясывает) бескрайний ок…ан. 2. (К) югу от Полярного круга (лежит, покоится) безжизненная л…дяная пустыня. Но в (узкой, тесной) прибрежной полосе по…вляется жизнь. 3. За (короткое, краткосрочное) двухмесячное лето обращенные (к) солнцу склоны скал усп…вают покрыться густым ворсом желтых, з…леных, коричневых мхов и лишайников. 4. Воды прибрежных озер расцв…тают радугой (ярких, интенсивных) водорослей . 5. Поб…режье Антарктиды населяют только птицы и ластоногие, зато по количеству с ними (не) могут (соперничать, состязаться) обитатели средней п…лосы и даже тропиков.

Упражнение 17. Подберите антонимы к выделенным словам. Составьте с ними предложения. Запишите их.

Знаменитый писатель. Решительный поступок. Короткий срок. Вежливый человек. Тихий уголок. Свежая газета. Жаркий день. Мокрое белье. Высокий дуб. Сладкое яблоко.

Упражнение 18. Раскройте смысл приводимых фразеологизмов. Переведите их на родной язык.

Толочь воду в ступе. Как в воду канул. Как с гуся вода. Много воды утекло. Воды не замутит. Как рыба в воде. Из воды сухим выйдет. В мутной воде рыбу ловить. Вывести на чистую воду.

Упражнение 19. Замените фразеологизмы, где это возможно, одним словом. Запишите их в свои словарные тетради.

Хоть трава не расти; через час по (чайной) ложке; спустя рукава; как снег на голову; убить двух зайцев; считать ворон; хвататься за соломинку; сломя голову; собаку съесть; черным по белому (написано); ни жив ни мертв; мастер на все руки; ни рыба, ни мясо; найти общий язык; писать, как курица лапой; пыль в глаза пустить; водой не разлить; ищи ветра в поле; держать язык за зубами; зарубить на носу; пруд пруди; кот наплакал.

Упражнение 20. Подберите к данным фразеологизмам выражения, противоположные по смыслу.

Держать язык за зубами; играть первую скрипку; не покладая рук; кот наплакал; вывести на чистую воду; ковать железо пока горячо.

Для справок: прятать концы в воду; пруд пруди; быть последней спицей в колеснице; сложа руки; язык распускать; класть в долгий ящик.

Имя существительное

Упражнение 1. Прочитайте. Выпишите существительные в 3 столбика. Муж. род, жен. род, сред. род.

На луне нет звука, ветра, потому что там нет воздуха и атмосферы. На луне нет ни капли воды, поэтому там не бывает дождя и снега. На ней не может быть жизни. На луне нет постоянной температуры: днем жара-130, а ночью мороз - 170. У луны нет своего света. Она только отражает солнечные лучи.

Упражнение 2. Закончите предложения по смыслу.

1. Я хочу пойти в кино. Но у меня нет …

2. Я хотел поговорить с другом. Но у него не было ….

3. Я не могу написать упражнение. У меня нет …

4. Мы не могли посмотреть диафильм. На окнах не было …

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ БУДНИЙ - БУДНИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов будний - будничный

2.Примеры словосочетаний с паронимом будний

3.Примеры предложений с паронимом будний

4.Примеры словосочетаний с паронимом будничный

5.Примеры предложений с паронимом будничный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ БУДНИЙ - БУДНИЧНЫЙ

БУДНИЙ . Не праздничный, рабочий.

БУДНИЧНЫЙ . 1.Не праздничный, рабочий.

2.Предназначенный для будней.

3.Повседневный, обыденный.

4.(Перен.) Однообразный, беспросветный, безрадостный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЙ

1)будний вечер

2)будний день

3)буднее время

4)будний час

5)будняя пора

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЙ

1)Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. (М.Горький. Детство)

2)Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание)

3)Большую часть нашей жизни составляют будние дни.

4)Каждый будний день недели он ходил ловить рыбу.

5)Картина излучает радость, дышит тишиной, умиротворённостью, создаёт ощущение тихого праздника, хотя художник изобразил обычный будний день.

6)Праздники позволяют отдохнуть от одинаковости будних дней.

7)Погрузившись в неторопливое течение будничных дней , общаясь с крестьянами, вникая в их заботы, художник открыл необыкновенную полноту, осмысленность «простого» образа жизни.

8)Проститься с ним, несмотря на будний день, пришли более 60 тысяч человек.

9)В будние дни для вытирания лица и рук на Руси использовали простые полотенца без вышивки.

10)Для многих это был обычный будний день.

11)Продолжительность ночного сна в будние дни у старшеклассников в среднем составляет 8 часов.

12)В будние дни человек должен был трудиться и заниматься делами, добывая хлеб насущный.

13)В давние времена употребление спиртных напитков в будние дни считалось грехом и позором.

14)Звонить по этому телефону можно в будние и выходные дни.

15)О Великой Отечественной войне нужно говорить не только в праздничные, но и в будние дни.

16)Женщины на Руси собирались в будние осенние и зимние вечера в какой-нибудь избе, где занимались рукоделием.

17)Целые будние зимние вечера у них часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги.

18)В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни?

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЧНЫЙ

1)будничный вечер

2)будничный час

3)будничная одежда

4)будничное платье

5)будничный платок

6)будничный костюм

7)будничные туфли

8)будничная обувь

9)будничная работа

10)будничный труд

11)будничное дело

12)будничное занятие

13)будничная текучка

14)будничное поручение

15)будничный быт

16)будничная обстановка

17)будничное существование

18)будничная атмосфера

21)будничный ответ

22)будничные заботы

23)будничная жизнь

24)будничные мысли

25)будничное описание

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЧНЫЙ

1)Когда он доехал на такси до Цветного бульвара и отсюда пошёл пешком в сторону Петровки, был будничный час перед полднем с хаотичным и бессмысленным многолюдством на улицах. (Ю.В.Бондарев. Игра)

2)Да и кому из литературной братии в свое время не шил он [поэт Белоусов] простые будничные костюмы, куртки, шубы, штаны. (Н.Д.Телешов. Записки писателя)

3)Мост между искусством и природой, а также мост между искусством и будничной жизнью - ключевые характеристики японской культуры. (В.Овчинников. Ветка сакуры)

4)На лицах обоих была написана самая будничная забота. (А.П.Чехов. Огни)

5)Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в будничной , обиходной речи. (С.Я.Маршак. Заметки о мастерстве)

6)Из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более будничную. (А.П.Чехов. О любви)

7)Его [Шекспира] жизнь оказывается глухой и будничной для такого имени. (Б.Л.Пастернак. Замечания к переводам Шекспира)

8)И с этой осени она поблёкла. Жизнь её вошла в ту будничную колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. (И.А.Бунин. Суходол)

9)Его не отвлекают будничные дела.

10) Русский женский будничный костюм для работ по дому и в поле делался из прочных тканей и орнаментировался скромнее.

11) И теперь часто позабывает он [Афанасий Иванович], когда праздничный день, а когда будничный . (Н. В. Гоголь. Ста­росветские помещики)

12) Странно было в её красивых пальчиках видеть иголку и нитку, странно было видеть прелестную головку, наклонившуюся над такой буд­ничною работою. (В. В. Вересаев. В юные го­ды)

Loading...Loading...