О происхождении религий. Как и почему возникла религия

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие — при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах — все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего — добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий — земледелия, пророк Илья — дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги — все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

РЕЛИГИЯ - ровесница человечества. Во всяком случае, так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных, неразвитых цивилизациях наблюдаются признаки той или иной формы религиозности. В «Новой британской энциклопедии» справедливо отмечается, что, «насколько известно науке, еще никогда на земле не существовало народа, который бы хоть в каком-то смысле не был религиозным».

2 Религия отличается не только солидным возрастом, но и многоликостью. У охотников за головами в джунглях Борнео, у эскимосов во льдах Арктики, у кочевников африканской Сахары, у жителей огромных мегаполисов - у любого народа на земле есть свой бог или боги, а также свое понимание того, как нужно им поклоняться. Можно только развести руками, глядя на это многообразие.

3 Встает закономерный вопрос: где истоки всех этих религий? Они такие разные, но вместе с тем и такие похожие, что невольно задаешься вопросом: появились ли они независимо друг от друга или же они ведут свое происхождение от некоей единой прарелигии? Да и почему вообще возникла религия? И как? Если мы хотим знать истину о вере и религии, нам нельзя пренебречь этими вопросами.

Где искать ее корни

4 Говоря о возникновении религии, люди, в зависимости от своего вероисповедания, вспоминают Будду, Конфуция, Мухаммада или Христа. Почти во всех религиях можно найти определенную центральную фигуру, давшую начало «истинной вере». Кто-то был смелым реформатором, кто-то философом-моралистом, а кто-то самоотверженным народным героем. Многие из этих людей оставили после себя писания или предания, ставшие фундаментом новой религии. Со временем их слова и поступки переосмыслялись, приукрашались и окутывались ореолом таинственности. Иных вождей в прямом смысле слова обожествляли.

5 Хотя названные личности считаются основателями известных религий, нельзя сказать, что они основали религию, как таковую. Чаще всего учения религиозных вождей вышли из колыбели уже существовавших религиозных представлений, пусть даже большинство из них и претендовали на то, что они ведомы свыше. Либо они просто реформировали и видоизменили религиозные системы, которые в чем-то их не устраивали.

6 Например, согласно историческим данным, индийский принц, ставший впоследствии Буддой, однажды был потрясен созерцанием страданий, переполнявших индуистское общество. Он стал искать решения проблем, омрачающих жизнь, и это привело к возникновению буддизма. Также и Мухаммада возмущало идолопоклонство и безнравственность, которые он видел в религиозных обычаях своих современников. Позже он объявил, что получил от Бога откровения, которые легли в основу Корана, ставшего священной книгой нового религиозного течения - ислама. Что касается протестантизма, то он отпочковался от католицизма в ходе Реформации, начавшейся в первой четверти XVI века. В то время Мартин Лютер выступил против торговли индульгенциями, которую вела Католическая церковь.

7 Итак, сегодня имеется достаточно сведений о возникновении и развитии ныне существующих религий, об их основателях, священных текстах и тому подобном. Но что можно сказать о религиях, которые им предшествовали? А о тех, что были еще раньше? Все дальше углубляясь в историю, мы рано или поздно зададимся вопросом: как возникла религия? Чтобы на него ответить, нам придется выйти за рамки отдельно взятых религий.

Гипотезам несть числа

8 Происхождение и развитие религии - относительно новая область познания. Веками люди в большей или меньшей степени принимали знакомые с детства религиозные традиции. Обычно они довольствовались рассказами отцов и дедов, считавших свою религию непреложной истиной. Людям и в голову не приходило в чем-то усомниться или попытаться выяснить, как, когда и почему возник тот или иной обычай. Из-за ограниченной свободы передвижения и узкого круга общения не так-то много людей вообще знали, что на земле есть еще какие-то религии.

9 Однако в XIX веке ситуация стала меняться. Умами интеллигенции завладела теория эволюции. С приходом эры научных открытий люди стали подвергать сомнению все, в том числе и религию. Некоторые ученые пришли к заключению, что, изучая современные религии, до их истоков все равно не докопаться. Поэтому они переключились на изучение памятников древнейших цивилизаций или отправились в отдаленные уголки мира, где люди еще жили в примитивных общинах. Вооружившись методологиями разных научных дисциплин - психологии, социологии, антропологии,- они стали штурмовать вопросы, как возникла религия и почему.

10 К чему же это привело? Ученые выдали на-гора целую серию разноголосых теорий, соревнуясь друг с другом в смелости и экстравагантности выводов. Причем теорий, пожалуй, было не меньше, чем самих исследователей. Одни вывели ценные положения; усилия других ушли в забвение. Краткий обзор их исследований будет познавателен и поможет лучше понять религиозные воззрения наших современников.

11 Английский антрополог Эдуард Тайлор (1832- 1917) выдвинул так называемую теорию анимизма . Он предположил, что сны, видения, галлюцинации и безжизненность мертвых тел привели первобытных людей к заключению, что в их теле живет душа (лат. anima). Поскольку им часто снились умершие родственники, они, согласно этой теории, думали, что душа продолжает жить после смерти: покидает тело и вселяется в деревья, скалы, ручьи и тому подобное. В итоге люди стали обожествлять умерших и те предметы, в которые, по их мнению, переселялись души. Так, по словам Тайлора, и появилась религия.

12 Другой английский антрополог, Роберт Маретт (1866-1943), модифицировал теорию Тайлора и предложил свою версию, которая стала известна как теория аниматизма . Изучив поверья меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, и коренного населения Африки и Америки, Маретт пришел к выводу, что у первобытных людей не было понятия о человеческой душе. Они скорее верили в некую безличную или сверхъестественную силу, которая все одушевляет. Такая вера вызывала в человеке чувство благоговения и страха, ставшее основой его примитивной религии. По Маретту, религия появилась прежде всего как эмоциональная реакция человека на неведомое. Маретт любил говорить, что религия «не столько выдумывается, сколько вытанцовывается».

13 В 1890 году шотландский этнограф-фольклорист Джеймс Фрейзер (1854-1941) опубликовал свою знаменитую книгу «Золотая ветвь», в которой заявил, что своим происхождением религия обязана магии. Согласно Фрейзеру, вначале человек пытался оказывать влияние на свою жизнь и окружающий мир, подражая тому, что видел в природе. Например, человек думал, что если покропить водой землю под грохот барабанов (имитация грозы), то можно вызвать дождь, а если исколоть шипами изображение своего врага, то можно навести на него порчу. Так получили распространение ритуалы, заклинания и магические предметы. Когда они не действовали, человек, вместо того чтобы подчинять себе высшие силы, пытался договориться с ними полюбовно и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы преобразились в молитвы и жертвоприношения - так возникла религия. Сам Фрейзер объяснил: «Под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека».

14 Даже знаменитый австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей книге «Тотем и табу» пытался объяснить происхождение религии. Верный своему ремеслу, Фрейд утверждал, что религия появилась из так называемого отцовского комплекса. По его мнению, так же, как в табунах диких коней и быков, в человеческой «первобытной орде» вожаком был отец. Сыновья одновременно ненавидели его и восхищались им. Чтобы завладеть отцовской силой, говорил Фрейд, эти дикари «соединились, убили и съели отца». Однако позже угрызения совести заставили их придумать различные обряды и церемонии, чтобы искупить свою вину. Согласно фрейдовской теории, образ отца стал Богом, обряды и церемонии - первейшей религией, а поедание убитого отца - традицией причастия, которую практикуют многие религии.

15 Это, конечно, не все теории, которыми пытались объяснить происхождение религии. Многие из них были навсегда забыты. Но и те, что остались, нельзя назвать бесспорными и надежно обоснованными. Просто-напросто они не подтвердились никакими историческими фактами и свидетельствами. Они были всего лишь плодом воображения исследователей, гипотезами, которые быстро сменяли одна другую.

Ложная посылка - ошибочный вывод

16 После долгих лет отчаянных стараний разобраться в том, как возникла религия, многие решили для себя, что этот вопрос так и останется тайной за семью печатями. Во-первых, потому, что кости и другие ископаемые остатки не могут нам поведать, о чем думали древние люди, чего боялись и что их побуждало преклоняться перед высшими силами. Любые выводы, которые делаются на основании этих находок,- в лучшем случае гипотезы. Во-вторых, религиозные представления живущих сегодня так называемых примитивных людей (например, аборигенов Австралии) нельзя считать надежным показателем того, о чем думали и как вели себя наши предки. Никто в точности не знает, как в течение веков изменялась человеческая культура.

17 Поэтому в книге «Религии мира: от древности до современности» сделан такой вывод: «Современный историк религии знает, что выяснить происхождение религии невозможно». А в отношении попыток сделать это автор книги замечает: «В те годы теоретики по большей части были озабочены не столько описанием или объяснением религии, сколько ее десакрализацией. Они понимали: если доказать, что ранние формы религии основаны на иллюзиях, то можно подорвать основы более поздних и развитых религий» (Parrinder G. World Religions- From Ancient History to the Present).

18 Это меткое наблюдение показывает, почему различные «научные» исследования в области происхождения религии не дали удовлетворительных результатов. Логика подсказывает, что прийти к верным выводам можно, только строя на верном основании. Если исходить из ложной посылки, остается мало шансов прийти к верным выводам. Раз ученые мужи так и не дали вразумительного объяснения происхождению религии, то возникают серьезные сомнения в первооснове их рассуждений. Руководствуясь предвзятым мнением и всеми способами дискредитируя религию, они, по сути, вели к тому, что Бога нет.

19 Подобная ситуация существовала до XVI века в астрономии. Было много теорий движения планет, но ни одна не была удовлетворяющей. Почему? Потому что все они исходили из положения, что Земля - центр Вселенной и все звезды и планеты вращаются вокруг нее. Настоящего прогресса не было и быть не могло, пока ученые - и церковь - не признали бы факт, что Земля не центр Вселенной, что она вращается вокруг Солнца, центра Солнечной системы. Поскольку многочисленные теории не смогли объяснить очевидные факты, непредвзятые умы решили пересмотреть основу современного им представления о мире, а не изобретать очередную теорию. И это увенчалось успехом.

20 Этот же принцип подходит и к исследованиям в области происхождения религии. В мире стали популярными теория эволюции и атеизм, и многие люди как аксиому приняли то, что Бога нет. Исходя из этого, они стали искать объяснение существования религии в самом человеке - в его мыслях, потребностях, страхах, комплексах. Ухватившись за высказывание Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», они объявили, что Бог был придуман человеком. (Смотрите рамку на странице 28.)

21 Поскольку многие теории так и не привели к искомому результату, может, пришло время перепроверить фундамент, на котором они зиждутся? Может, вместо того, чтобы ходить по замкнутому кругу, стоит поискать ответы где-то еще? Если отбросить предубеждения, свежий подход может оказаться вполне здравым и научным. Давайте рассмотрим один пример.

Искания древних

22 В I веке н. э. греческий город Афины был известным научным центром. Там образовалось много философских школ, например эпикурейская и стоическая, каждая со своими представлениями о божествах. Поэтому в Афинах существовало множество культов различных богов. Естественно, город был полон рукотворных идолов и храмов (Деяния 17:16).

23 Приблизительно в 50 году н. э. в Афины прибыл христианский миссионер - апостол Павел. То, чему он стал учить афинян, для них было в диковину. Павел сказал: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, Господь неба и земли, не живет в рукотворных храмах, и руки человеческие не служат ему, как будто он в чем-нибудь нуждается, потому что он сам дает всем жизнь, и дыхание, и все» (Деяния 17:24, 25).

24 Иными словами, Павел дал понять афинянам, что истинный Бог, «сотворивший мир и все, что в нем»,- не плод воображения и ему нельзя угодить выдуманными ритуалами. Истинная религия не есть лишь попытка человека удовлетворить свою некую психологическую потребность или заглушить страх. Поскольку истинный Бог - это Создатель, который даровал людям разум, логично, что он должен был бы оставить им возможность для столь необходимого общения с собой. По словам Павла, Бог так и поступил. «От одного человека он сотворил всякий человеческий народ для обитания по всему лицу земли... чтобы они искали Бога, не ощутят ли его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас» (Деяния 17:26, 27).

25 Обратите внимание на ключевую мысль слов Павла: «От одного человека он [Бог] сотворил всякий человеческий народ». Хотя на земле живет много народов, ученые пришли к выводу, что все они - выходцы из одной семьи. Это очень важный момент, поскольку, если люди имеют общее начало, значит, они связаны не только биологически и генетически. У них есть еще много общего.

26 Интересно, что говорится в книге «Всемирная история религиозной практики» о человеческих языках: «Ученые, которые изучали и сопоставляли языки народов мира, сделали вывод, что все они подразделяются на группы и семьи и ведут свое происхождение из одного источника» (Story of the World’s Worship). Иными словами, языки не появились отдельно и независимо друг от друга, как хотелось бы верить эволюционистам, которые предполагают, что пещерные люди в разных частях земли - Африке, Европе и Азии - сначала объяснялись мычанием и рычанием, но в конце концов заговорили разными человеческими языками. Все говорит за то, что языки «ведут свое происхождение из одного источника».

27 Если это правда в отношении языка - неотъемлемой части культуры и жизни человека,- тогда не было бы разумно предположить, что человеческие представления о Боге и религии тоже должны иметь общий источник? Ведь религия связана с мышлением, а мышление - с речевыми способностями. Не то чтобы все религии произошли от одной религии, скорее должна прослеживаться их связь с неким источником, из которого почерпнуты религиозные идеи и верования. Есть ли тому доказательства? А если религии и правда имеют общее происхождение, то какое? И как об этом узнать?

Разные, но схожие

28 Найти ответы на свои вопросы мы можем подобно тому, как лингвисты находят ответ на вопрос о происхождении языков. Сравнивая языки друг с другом, этимологи могут установить их родство и определить их происхождение. Так и мы, сравнивая религии - их устроение, доктрины, легенды, обряды, устои,- сможем посмотреть, связаны ли они общей нитью, и если да, то куда эта нить ведет.

29 На первый взгляд, многие религии сегодня заметно отличаются друг от друга. Однако, если отбросить явные прикрасы и поздние добавления, а также различия, возникшие под влиянием климата, языка, географии и других факторов, можно отметить довольно любопытное сходство между ними.

30 Взять, к примеру, католицизм и буддизм - религии Запада и Востока. Такие, казалось бы, непохожие! Но что выявляется, если отбросить культурное и языковое наслоение? Если взглянуть без предубеждения, можно увидеть, что между ними много общего. Обе религии используют ритуалы и церемонии, в которых применяются свечи, благовония, святая вода, четки, образы святых, песнопения, молитвенники и даже символ креста. Обе религии традиционно содержат женские и мужские монастыри и хорошо известны особыми одеяниями священников, их обетом безбрачия, праздниками и ограничениями в пище. Это далеко не полный перечень, но его достаточно, чтобы задаться вопросом: почему две религии, настолько далекие друг от друга, имеют столько общего?

31 Не менее любопытно и сравнение других религий. Выясняется, что есть такие верования, которые свойственны практически всем религиям. Большинство из нас слышали о бессмертии человеческой души, о воздаянии на небе для добрых или вечных муках в преисподней для злых, о чистилище, о три- или многоипостасном боге, о богородице или царице небесной. Есть еще много других легенд и мифов, похожих друг на друга. Например, о том, как человек своей греховной попыткой достичь бессмертия навлек на себя немилость Бога, о необходимости приносить жертвы для искупления греха, о поисках дерева жизни или источника молодости. Также легенды о богах и полубогах, которые жили среди людей и производили на свет исполинов, и о Потопе, истребившем с земли почти все человечество.

32 Какой можно сделать из этого вывод? Нельзя не заметить, что народы, сохранившие эти сказания до наших дней, живут далеко друг от друга. Они сильно разнятся своей культурой, обычаями, бытом. И все же в их религиях много общего. Хотя не у всех народов есть все перечисленные выше легенды, но хотя бы некоторые из них есть у всех. Встает резонный вопрос: почему? Основные религиозные воззрения - в большей или меньшей степени - словно были почерпнуты из одного источника. Со временем эти базовые идеи видоизменялись и приукрашивались, так что из них рождались новые учения. Однако их общие черты очевидны.

33 Логично заключить, что сходство основных понятий во многих религиях мира - это доказательство того, что они не возникли изолированно и независимо друг от друга. Их вероучения скорее должны иметь общее основание в далеком прошлом. Что это могло быть?

Легендарный золотой век

34 Любопытно, что среди таких распространенных по всему миру легенд есть сказание о некоем золотом веке, или первобытной эпохе, когда человек был невинным, жил мирно и счастливо в общении с Богом, не зная болезней и смерти. Мотивы райского начала, различающиеся только в деталях, можно найти в писаниях и легендах многих религий.

35 В Авесте, священной книге зороастризма - религии древних персов, говорится о « Ийме прекрасном, богатом стадами». Он был тем, «кому из людей... впервые открылся» бог Ахурамазда. Йима должен был стать «для... созданий [Ахурамазды] покровителем, защитником, надзирателем». С этой целью он должен был сделать Вару, подземное убежище для всех живых существ. В этом убежище не было места «ни спорливости, ни наветливости, ни невежливости, ни неверия, ни бедности, ни обмана, ни низкого роста, ни уродливости, ни выломанных зубов, ни чрезмерного тела». На людях не было клейма, наложенного злым духом. Они жили среди «высочайших и благовоннейших» деревьев и золотых колонн; они были «на этой земле величайшими, лучшими и прекраснейшими» (перевод К. Залемана).

36 Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» поведал о пяти веках, или эпохах, человеческой истории, первым из которых был золотой век, когда люди наслаждались бесконечным счастьем. Он писал:

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских...

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

Перевод В. Вересаева

Согласно греческой мифологии, этот легендарный золотой век кончился тем, что Эпиметей взял в жены прекрасную Пандору - дар Зевса. Как-то раз Пандора подняла крышку своего ларца, и оттуда вдруг вылетели беды, пороки и страданья, от которых люди уже не могли избавиться.

37 Древние китайские легенды тоже повествуют о золотом веке, который приходился на царствование Хуан-ди («желтого императора»), правившего будто бы сто лет (XXVI век до н. э.). Ему приписывается изобретение чуть ли не всех благ цивилизации: одежды, жилища, транспорта, оружия, военной тактики, земледелия, ремесел, шелкопрядения, музыки, языка, математики, календаря и так далее. В годы его правления, как рассказывают, «воровства и драк Китай не ведал. Жили люди тихо, дружно. Небо даровало дождь и солнце людям. Плодоносной, щедрой к ним земля была. Кротки были звери, птицы. Начиналась с рая древняя история Китая». Китайцы по сей день считают себя потомками Желтого императора.

38 Похожие легенды о счастье и совершенстве на заре человеческой истории мы находим в религиях многих народов, например египтян, тибетцев, перуанцев, мексиканцев. Случайно ли это? Совершенно изолированные друг от друга народы, не похожие между собой ни культурой, ни языком, ни обычаями, имеют одинаковое представление о своем происхождении и одинаково его объясняют. Что это - простое совпадение? Логика и жизненный опыт подсказывают, что это невероятно. Наоборот, как раз в этом хитросплетении легенд где-то и скрывается зерно истины о происхождении человека и его религии.

39 Действительно, во всех легендах о ранней истории человечества много общих элементов. Если собрать их воедино, то вырисовывается более ясная картина: Бог сотворил первых мужчину и женщину и поселил их в раю. Сначала они были довольны и счастливы, но вскоре ослушались Создателя и потеряли свое прекрасное жилище; так в их жизнь вошли лишения и труд, изнурение и страдания. Со временем нравы пришли в полный упадок, и Бог наказал человеческий род, наслав великое наводнение, которое погубило всех, за исключением одной семьи. Когда люди снова размножились, некоторые из потомков той семьи стали наперекор Богу возводить огромную башню. Бог сорвал их план, внеся путаницу в их язык и рассеяв их по всей земле.

40 Является ли такое воссоздание исторических событий лишь плодом ученых фантазий? Нет. Раннюю человеческую историю представляет в таком виде Библия (в первых 11 главах книги Бытие). Хотя мы сейчас не обсуждаем достоверность Библии, хочется отметить, что библейская версия в общих чертах отражается в легендах многих народов. Согласно Библии, отправной точкой, с которой началось расселение, была Месопотамия. Люди несли с собой свои воспоминания, обычаи, взгляды. Со временем все это обрастало толкованиями, искажалось и становилось стержнем национальных религий. Иными словами, книга Бытие в чистом виде представляет целостную картину, показывающую, где коренятся мифы различных религий мира о происхождении человека и его верований. Люди, конечно, прибавили много своего, но родство их религий очевидно.

41 В следующих главах этой книги мы подробно обсудим, как возникли и развивались некоторые религии. Вам будет интересно узнать не только о различиях между религиями, но и об их сходствах. Вы увидите, какое место каждая из них заняла во всемирной истории религии. Также мы поговорим о том, какие существуют священные тексты и как они связаны между собой, какие религиозные взгляды повлияли на основателей и вождей тех или иных религий, как религия повлияла на поступки людей и на общий ход истории. Изучая в свете всего этого долгую историю духовных исканий человечества, вы сможете приоткрыть для себя истину о религии и религиозных учениях.

Итак, первые религиозные представления у людей появились около 50-100 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся захоронения первобытных людей, но также и их рисунки на стенах пещер. По ним можно судить, что наши далекие предки приписывали сверхъестественную силу явлениям природы, растениям и животным. Они поклонялись солнцу, земле, луне, ветру, дождю, огню, грому, молнии, морям, рекам и озерам. Чтили медведя, волка и других животных, считая их своими предками, родоначальниками человеческих родов - тотемами. Верили, что тотемы покровительствуют роду, если род их чтит и обращается к ним за помощью. Позднее возникли представления о душе, добрых и злых духах, о богах.

Жизнь древних людей была очень тяжелой, полной опасностей и лишений. Борясь за существование, человек осваивал природу, приручал животных, учился земледелию, искусству охоты. Но путь этот был трудным и мучительным. Человеку нередко угрожала смерть от голода и ран, полученных на охоте, от многочисленных болезней.

Река, служившая средством передвижения, источником питания (рыболовство), вдруг выходила из берегов, затопляла его жилище, посевы. Небо, дававшее человеку свет и тепло, обрушивалось на него ливнем и градом. Лес, служивший кровом, загорался и уничтожал вес вокруг. Почему это происходит, какие силы действуют? На эти вопросы древний человек ответить не мог. Эта беспомощность человека перед природой и порождала веру в сверхъестественные силы, которые якобы могут делать добро и зло. От них человек ждал помощи. На них пытался воздействовать усиленными просьбами, колдовством, жертвоприношениями.

Бессилие человека перед природой и было основной причиной возникновения первых религиозных представлений, первобытной религии, которая существовала в форме фетишизма, тотемизма, магии, колдовства, веры в существование души отдельно от человека. Основной причиной, но не единственной. Ведь и до этого человек был бессилен перед природой еще в большей степени, но религия не возникала. Дело, очевидно, в свойствах человеческого мышления, в степени его развития. Пока человек не осознал своего бессилия перед природой, она не пугала его, не порождала в его мозгу фантастических представлений.

Осознавать свое бессилие перед природой человек стал лишь тогда, когда его мозг приобрел способность к отвлеченному мышлению, мышлению понятиями, которые в процессе рассуждений могут быть оторваны от реальных вещей и явлений и ошибочно представлены как реально существующие. Так человек домышлял мир сверхъестественный, мир духов, богов, которые якобы реально существуют. Причиной возникновения у человека ложных понятий явилось чувство слепого страха перед силами природы. До сих пор существует поговорка: «У страха глаза велики».

Народ правильно подметил, страх уродует сознание человека, затрудняет познание мира. Страх мешает верующему человеку проверять свои понятия, сообразуя их с действительностью.

Свои собственные свойства человек переносил на природу, а затем обособлял их в образах духов, богов, которые жили в его сознании подобно людям. Так, например, когда при первобытнообщинном строе на определенном этапе его развития появляются бедные и богатые и исчезает равенство, духи тоже начинают делиться на более сильных и более слабых.

Таким образом, отвлеченное мышление таит в себе и возможность возникновения ошибочных религиозных представлений, появляющихся от страха и бессилия перед природой. Эти причины возникновения религиозной веры В. И. Ленин назвал «гносеологическими корнями религии». (Гносеология - теория познания).

Однако раскрытие гносеологических корней религии еще не дает в полной мере ответа на вопрос: почему человеческие заблуждения принимают религиозную форму? Ведь не всякая ошибка познания приобретает характер религиозной иллюзии. Многие ложные представления древности были успешно преодолены человечеством по мере развития науки и практики.

Значит, религиозная вера питается не только ошибками и трудностями познания. Она превращается в религиозное верование лишь при условии, если люди нуждаются в подобных верованиях.

Выше уже говорилось о зависимости человека от природы. Но только ли перед природой был бессилен человек? С изобретением металлических орудий труда он уже стал меньше ее бояться, и можно было бы предположить, что религия, порожденная бессилием человека перед природой, должна была бы исчезнуть.

Так оно, возможно, и произошло бы, если бы на определенном этапе развития не возникла частная собственность, а затем и классы. С появлением классов- рабов и рабовладельцев, а затем - крепостных крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов- беспомощность человека перед природой сменялась бессилием трудящихся перед классом эксплуататоров. «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами,- говорил В. И. Ленин,- так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду». «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д.,- вот в чем самый глубокий современный корень религии»,- писал В. И. Ленин.

В социалистическом обществе, где ликвидированы частная собственность, эксплуатация человека человеком, подорваны глубокие социальные корни религии.

30.09.2014

Многие люди благодаря вере в высшие силы имеют надежду в будущее. Во всем мире существует много различных религиозных течений. Каждое из них имеет собственные истоки и учения. Не смотря на это можно проследить некоторые основные закономерности возникновения религии.

Почему в жизни людей возникла необходимость в религии

Причины появления религии определить очень сложно, так как ее зарождение происходило много веков назад. Правда, специалисты уверенны, что люди, таким образом, стремились найти причину своего появления на свет, а также определить свое предназначение. Рассматривая эту точку зрения, можно считать религию философским фундаментом, который послужил толчком для дальнейшего формирования личности человека. Изначально люди, населявшие планету, объясняли свое существование мифами и сказаниями, но со временем этого стало мало. Поэтому и появилась целая система разъяснения мира и всего того, что в нем происходит. Благодаря религии у людей появилась возможность:

— урегулировать общественные отношения;

— сплотиться;

— найти смысл жизни.

Каким образом религия повлияла на существование людей

Религия – это своеобразный регулятор человеческих отношений. В те времена, когда религии еще только зарождались, общественный строй был совершенно другой и не имел практически ничего общего с тем, который существует сейчас. Для людей не существовало ни правил, ни законов, ни запретов. Целью человечества было формирование и моральных и нравственных убеждений, которые помогли бы регулировать отношения в обществе. Такие функции и возлагались на религию. Ведь если человек осознает, что за содеянные проступки он будет наказан, то это будет провоцировать его на соблюдение установленных правил и норм.

Второй причиной возникновения религии стало, то, что людям необходимо было сплочение. Даже незнакомые и чужие друг другу люди, имеющие одну веру, становятся одним целым. Таким образом, можно было избавиться от враждебности. Самым наглядным примером этому является возникновение христианства на территории Руси. Государство, которое было раздроблено, объединилось при помощи религии в одно целое.

Также религия имеет огромное значение и с точки зрения психологии. Ведь человеку намного прочее существовать с верой в то, что его жизнь имеет какую-то цель и ею что-то управляет. Тот, кто обращается к религии, непременно испытывает потребность в покровительстве и помощи.


Христианство является самой крупной мировой религией. Больше всего людей по всему миру приняли христианскую веру. Их количество превышает двух миллиардов. Около двух тысяч лет назад на палестинской земле стала...



Религия является неотъемлемой частью жизни для многих людей. Однако существуют такие религиозные учения, которые сложно понять здравомыслящему человеку. Иногда даже появляются сомнения в том, что последователи...



Религиозный человек всегда воспринимался обществом немного с опаской. Почему так происходит – ответить очень сложно. Но факт остается фактом – религия и общество это понятия трудносовместимые, сейчас мы разбереся...

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).
Loading...Loading...