Когда святят воду на Крещение. Когда ее набирать и как хранить

У большинства православных мирян сформировалось убеждение, что празднество Крещения Господня начинается в полночь 19 января. Некоторые россияне даже идут в такое позднее ночное время окунаться в прорубь.

Это огромное заблуждение, видимо, сформировавшееся по аналогии с Новым Годом, который условно наступает ровно в полночь.

На самом деле, праздник начинается накануне, 18 января, в так называемый Сочельник. Канун Крещения недаром получил такое наименование. Оно происходит от старинного слова «сочиво». Это постное блюдо, которое полагается вкушать в день перед святым таинством Крещения Господа. Сочиво готовится из вареных пшеничных зерен, меда, сухофруктов.

До обеда в Сочельник вообще нельзя ничего есть. В этот день нужно соблюдать строгий однодневный пост. В первую половину дня нужно воздержаться от пищи. После утреннего церковного богослужения можно поесть сочиво или другую постную еду.

Богослужение

Сам праздник начинается 18 января с утренней службы. Это происходит приблизительно в 8-9 часов утра (в разных храмах может быть по-разному). Праздничное богослужение продолжается достаточно долго, практически до полудня. Только после этого священник производит таинство освящения воды (это не происходит в полночь, как думают многие россияне).

Святую воду раздают понемногу всем православным, присутствовавшим на службе. Вода освящается в емкостях. Ее можно пить, использовать для умывания (но нельзя выливать в канализацию!). Святая вода может храниться весь год буквально до следующего праздника и не испортиться, не зацвести. Считается, что она обладает особыми свойствами и может даже исцелять недуги.

Купание в проруби и других водоемах в самом чине празднества вообще не предусмотрено. В этом нет никакой необходимости. Зато для православного человека важно быть на богослужении в храме, не думать о мирском, а открыть свое сердце Богу.

Чин освящения воды

Во время богослужений 18 января в церкви читаются отрывки из священного Писания, которые называются паремиями, а также Литургия Василия Великого. По содержанию все эти тексты посвящены самому Крещению Иисуса Христа и Богоявлению. Также читаются молитвы и ектении, в которых толкуется значение этого великого события.

Во время освящения воды сначала служится литургия, после которой зачитывается заамвонная молитва (либо просительная ектения). Настоятель храма и прочие священники в торжественном облачении выходят через царские врата к купели. Перед ними всегда несут горящие свечи, кадила и крест. На этом этапе поются тропари и производится каждение (окуривание при помощи кадила) алтаря, стола, на котором располагается чаша с водой, и всех присутствующих в храме.

Затем зачитываются паремии из книги Исаии, поется прокимен и снова зачитываются соответствующие места из Евангелие. Настоятель храма во время чтения тайно произносит молитву «Господи Иисусе Христе», прося очищения и благословения на святое таинство. Затем вслух он произносит молитву «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя», в которой просит Бога прийти и освятить воду. Она освящается трижды перстами, а затем трижды Честным крестом.

Таинство освящения воды за весь праздник совершается дважды: сначала в Сочельник, затем на само Крещение, 19 января. Так что если вы не смогли по какой-то причине получить это благословение в канун праздника, наверстать упущенное можно на следующий день.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Post Views: 511

Ритуал омовения водой появился еще до рождения Иисуса Христа, об этом свидетельствуют древние источники из Месопотамии, Египта, Китая и Индии. В те времена, этот обряд символизировал моральное очищение человека.

Как церковный праздник, Крещение появилось в 33 году после рождения Иисуса Христа. Именно тогда Спаситель был крещен Иоанном Предтечей в священных водах реки Иордан. Во время купания, с небес спустился белый голубь и начал вещать устами Бога-отца, что Иисус Христос является Сыном Божием и в нем воплотилось богоявление Господа.

Когда наступает крещение

Праздник крещения, в отличие от Пасхи, имеет постоянную дату и ежегодно отмечается в начале года, т.е. 19 января. В 2018 году, этот религиозный праздник приходится на пятницу. В России это дата считается официальным празднеством, но не выходным днем.

Торжество Богоявления (Крещения) начали праздновать почти 2000 лет назад, когда христианская вера получила массовое распространение. Отмечали ее в один день с Рождеством Христовым, шестого января. Даже после раскола христианства на католиков и православных, и переноса Рождества на другую дату, Крещение продолжали праздновать 6 января. После введения григорианского календаря В России, официальную дату празднования торжества перенесли на девятнадцатое января.

Традиции празднования

Отмечать этот праздник начинают еще накануне 19 числа. Вечером 18 января во всех храмах начинается праздничное богослужение, которое заканчивается освящением воды. Перед началом службы верующие должны исповедоваться и причаститься. В некоторых храмах после службы могут провести крестный ход, во время которого освещают всю воду в округе. Одна из самых главных традиций этого праздника – купание в проруби. Верующие верят, что вода в это торжество приобретает особую силу, окунаясь в ней, вы излечиваетесь от хвори и смоете грехи.

Как проходит обряд омовения в наши дни:

  • В водоеме заранее вырезается прорубь в виде креста.
  • Купаться желательно в длинных сорочках (платьях).
  • Омыться в водоеме нужно три раза с головой, так вы смоете с себя все грехи и болезни.
  • Перед погружением нужно произнести «Во имя отца, сына и святого духа».
  • Одежду с себя снимать нужно снизу вверх, а надевать в обратном порядке.

При этом нужно помнить об элементарных правилах безопасности: купаться нужно только в специально подготовленных для этого местах.

Городские власти заранее готовятся к этому мероприятию, на таких купелях в обязательном порядке должны присутствовать скорая помощь и милиция;

Под воду не должны погружаться дети, беременные и взрослые с кожными, гинекологическими, сердечно-сосудистыми и прочими хроническими заболеваниями;

В день перед омовением категорически запрещается употреблять алкоголь или прочие дурманящие вещества;

После купания нужно одеться в сухую, теплую одежду и выпить горячий чай.

Самые часто задаваемые вопросы

Когда купаться с 18 на 19 в проруби?

По традиции купание в проруби начинают после вечерней службы, в ночь с 18 на 19 января. В течении следующего дня, городские купальни будут открыты для всех желающих, кто не смог совершить обряд омовения ночью.

Когда набирать святую воду?

Вода собранная накануне Крещения с 6 вечера и до полудня следующего дня (19 января), считается очищенной. Именно в это время святая вода приобретает максимально положительную энергетику.

Обязательно ли купаться на Крещение?

Главное для любого верующего, это присутствовать на богослужении в честь праздника, причащение и исповедь. Купание в проруби это всего лишь традиция и не является обязательным действием.

От куда произошел обряд купания на Богоявление?

Это довольно новая традиция, которая появилась буквально 30-40 лет назад и церковь не навязывает этот ритуал для массового совершения. Главный обряд этого торжества освящение воды, который напоминает нам о существование Бога повсюду в нашей жизни. Без понимания смысла существования Бога, традиция купания в проруби теряет свой смысл, а превращается в спортивное мероприятие.

Крещенские приметы

Плохая примета в этот день давать деньги в долг, весь год будешь испытывать финансовые трудности. В этот праздник нельзя заниматься домашними делами, иначе на протяжении года «потонешь в рутине».

  • Если в этот день получить предложение о замужестве, то брак просуществует долго и будет счастливым.
  • Гадания и сны в Крещение всегда сбываются.
  • Снежная крещенская ночь, предвещает богатый урожай осенью.
  • На Крещение нельзя выносить или выкидывать крупные вещи из дома.

Крещение, праздник, который открывает сорокадневный пост. Именно после этого события христианство получило массовое распространение. Этот праздник олицетворяет очищение человеческой души. Если вы не понимаете религиозного значения этого праздника, не стоит поддаваться массовым действиям и купаться в проруби, это делается только когда человек готов физически и душевно.

Приметы о погоде

Приметы о погоде

Среди крещенских примет, связанных с погодой, по которым судили о состоянии урожая или о предстоящем годе, имеются такие:

  • Если мороз на Крещение суровее, чем на Рождество, то можно ожидать хорошего урожая хлеба.
  • Ясный и морозный день в праздник предвещал засушливое лето.
  • На улице пасмурно и снегопад, значит, лето, напротив, будет благодатным.
  • Если на Крещенские праздники снег бок о бок ложится к забору, то посевы сгниют и урожая можно не ожидать. Но если между изгородью и сугробом есть хотя бы маленький зазор, то и год будет плодородным.
  • Метель в Крещенский праздник сулила плохую погоду до Масленицы.
  • Если снег летит крупными хлопьями, значит, предвидится хороший урожай. А также об этом говорили и синие облака в полдень 19 января.
  • Мало снега на Крещение - летом практически не будет грибов и ягод.
  • Если на 19 января с утра шел снег, уродится ранняя гречиха, снег падал в полдень, значит, гречиха созреет не рано, но и не поздно. Плохой приметой считается, когда снег идет вечером - гречиха будет поздняя.
  • Если хозяйка отправляется за водой и в это время начинается снегопад, значит, год будет урожайным.
  • Иней на деревьях сулил большое количество ягод, грибов и орехов в летний период.
  • Если на Крещение случится оттепель, то и погода зимой ожидается теплая. А также это предвещало, что собранный урожай хлеба потемнеет.
  • Когда вода из проруби выплескивается на лед в полнолуние, это говорит о том, что весной будет сильное половодье.
  • Если Крещение пришлось на новолуние, то необходимо посмотреть погоду в последующие трое суток. Ясный день предвещает солнечную и морозную погоду до конца месяца. Если падает снег, то снегопады будут до февраля. А если идет дождь, то и погода будет дождливой, пока январь не закончится.
  • Множество звезд на небе говорило о том, что в лесу уродится много красных ягод.
  • В Тульской губернии считали, что если в крещенский вечер звезды светят ярко, то это предрекает плодородие ягнят. Поэтому говорили: «Ярки звезды породят белых ярок ».

Что нельзя делать в праздник?

Есть и особые народные суеверия, которые подсказывают, что не стоит совершать в Крещение Христово:

  • Накануне Богоявления и в сам праздничный день нельзя отдавать из дома хлеб, спички и деньги, чтобы с ними не ушли удача и счастье.
  • Не следует занимать денежные средства, иначе весь год пройдет в долгах, и выплачивать его придется вдвойне.
  • 18 января после заката не надрезают непочатую буханку хлеба, иначе внуки в пожилом возрасте будут проживать в нищете и нужде.
  • В день Крещения не стоит плакать, а то весь год пройдет в слезах.
  • Также на праздник не нужно никого ни хвалить, ни ругать.
  • Тот, кто лжет в день Крещения Господнего, будет болеть ангиной и другими заболеваниями ротовой полости.
  • Нельзя сквернословить и ссориться с кем-либо, это принесет неприятности.
  • Не стоит 18 и 19 января поминать покойных родственников, чтобы не накликать смерть.
  • В сам праздник и еще неделю после него считается грехом полоскать белье в крещенской проруби, так как вода в ней является святой.
  • Нельзя оставлять обувь за порогом в крещенскую ночь, это к болезням.
  • В Богоявление не рекомендуется стричь волосы, чтобы «не состричь судьбу», а также делать маникюр и педикюр.
  • Не следует пользоваться инструментами для шитья и вязания. Работа не будет спориться, и жизнь свою можно запутать.
  • В ночь на 18 января и до полудня 19 нельзя допустить супружескую близость, иначе может произойти разрыв в отношениях.

Обычаи и традиции, которые следует выполнять 19 января

Православные христиане отмечают Крещение Господне в кругу семьи за скромным праздничным столом. Во время поста можно потчеваться только постными блюдами, поэтому стоит воздержаться от употребления мясной пищи и алкогольных напитков. Главным угощением в этот светлый день является «плаксивая кутья» из риса, меда и изюма (сочиво).

По народной традиции, первым пробует блюдо тот, кто последним окунался в прорубь. Семьи, согласно старинным обрядам, ходят друг к другу в гости, колядуют и поют песни. Праздник обычно завершается обрядом выпускания голубей. Существует и множество других народных обычаев, связанных с этим светлым днем.

Если дом вовремя не был защищен крестом и в него попали нечистые духи, то избавиться от них возможно следующим образом:

1. В полу жилища отыскивают сучок, он необязательно должен выступать над уровнем пола, а может быть просто обрисован на поверхности паркетной доски.
2. Безымянным правым пальцем обводят сучок в треугольник.
3. Затем встают на него левой ногой и произносят: «Христос воскрес, а не ты, бес. Аминь ».
В Крещение можно избавить свой дом и от негатива. Жилое помещение нужно проветрить, а по углам рассыпать соль от нечисти. В каждой комнате необходимо зажечь церковные свечи, они помогут напитать дом положительной энергетикой и привлечь благодать. Ровный и чистый свет от них означает, что в доме царит благодатная обстановка, а потрескивание, чад и мигание - в жилище не все хорошо.

Изгнание нечистой силы из жилища

Богоявление начинается вечером 18 января, когда все верующие отмечают Крещенский Сочельник. Именно «крещенский вечерок» считается временем разгула нечистой силы, когда духи покидают свои водные пристанища и пытаются укрыться в жилище. В него было принято рисовать крест мелом или углем на входной двери, оконных рамах, над печными отверстиями, как защиту от проникновения зла в дом.

Тот же смысл имеет и традиция чертить кресты на крышках ведер и кувшинов с водой и квасом, а также крестить рот во время зевоты. Этими действиями предотвращается вероятность проникновения болезни и злых духов в тело человека.

В крещенскую ночь девушкам мог явиться в образе прекрасного юноши оборотень «Огненный змей». Любовь его считалась неисцелимой. «Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь », - предупреждали пожилые молодых девушек о его появлении.

Омовение святой водой

Многие обряды на крещение неразрывно связаны со «святой водой». Верующие стараются запастись ей в церкви или из открытых водоемов для лечения себя и близких от тяжких хворей. Считается, что с полуночи 19 января вся вода обладает чудотворной силой, ведь именно в этот час совершают обряд водосвятия. На реке в определенном месте делают прорубь - Иордань, а после совершения молебна купаются в крестообразной полынье, чтобы исцелиться от многих болезней и запастись здоровьем на весь год. Этот обряд символизирует омовение Христа в священной реке Иордан.

По народным представлениям, в ночь с 18-го на 19-е число во всех водоемах купается Иисус. Чтобы заметить, как он погружается в воду, нужно явиться в полночь на реку и караулить у проруби, пока вода начнет колыхаться.

Крещением завершаются и Рождественские Святки, продолжающиеся с 7 по 19 января, в которые с давних времен гадают на суженого и на будущее. Девушки, пытающиеся узнать свою судьбу в ночь под Новый год, на Святки и на Крещение, должны обязательно облиться святой водой, чтобы смыть с себя грехи, поскольку гадания всегда считались сговором с нечистой силой.

По возвращении с водосвятия все члены семьи обычно выпивают несколько глотков освященной воды. Затем хозяин должен взять из-за иконы священную вербу и окропить весь дом, дабы сохранить его от беды и дурного глаза. Также, ополаскиваясь ночью водой, следует произнести: «С улицы водица, с меня лиховица ».

Вливают святую воду и в колодцы, чтобы нечистая сила не забралась туда и не опоганила воду, но пить из колодца до утра 19 января нельзя. Если в доме проблемы, нужно набрать ночью воды, оставить ее у порога в открытой посуде, а утром протереть обувь каждого члена семьи. Затем ее вылить в отхожее место со словами: «Злой дух под землю, добрый на землю ».

Чтобы сбылось желание, нужно:

  • Поставить в ночь на 19 января на стол серебряную чашу.
  • Налить в нее воду.
  • Ровно в полночь вода должна колыхнуться.
  • Произнести над чашей желание. Оно непременно исполнится.

После совершения обрядов святую воду ставят к образам и хранят в течение всего года. Считается, что она не должна испортиться, а если ее заморозить, то на льду появится изображение креста.

Крещенский снег

Если на Крещение растопить снег, то им можно избавиться от головокружений, судорог и онемения ног. Сначала омывают талой водой детей, а потом умываются сами и произносят следующие слова:

«Крепка вера, крепок крест, крепко здоровье. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

На Руси было принято добавлять крещенский снег в корм лошадям для увеличения силы и выносливости и курам, чтобы раньше неслись. Снег, собранный в крещенский вечер, поможет сберечь воду даже в засушливых колодцах весь год. Хозяйки используют такой снег для того, чтобы сделать постельное белье белоснежным и свежим.

Чтобы долго не стареть, нужно:

  • Принести в дом чистого крещенского снега.
  • Растопить его.
  • Умыться талой водой и произнести заговор.

Молодые девушки издавна умывались снегом, принесенным с полей, для красоты и привлекательности. Им обтирали лицо, чтобы оно было белым и румяным. А маленьких детей умывали талой водой, чтобы они росли здоровыми и крепкими.

Время начала праздничной службы в честь события Крещения Христа в Иорданской реке может разниться (настоятель прихода вправе назначать время начала богослужения). Чаще всего служба в этот день совершается по подобию богослужения Рождества Христова, начинаясь в 11 часов вечера 18-го января. При этом всенощное бдение соединяется с центральной службой суточного круга - литургией. В некоторых храмах богослужение бдения отправляется с пяти-шести часов вечера, а литургия служится на сам праздник приблизительно в 9 часов утра.


Богослужение на Крещение начинается великим повечерьем, большая часть молитвословий которого вычитывает чтец. Однако в этой части богослужения хор исполняет песнопение пророческих слов Исайи о том, что в мир является Спаситель, "Бог крепкий и Властитель", которого нарекут Еманнуил (значение - "С нами Бог"). Само песнопение называется по первым словам пророчества - "С нами Бог". Из праздничных песнопений великого повечерья стоит выделить тропарь и кондак Крещения Господня.


Повечерье переходит в литию - часть богослужения, за которой священник читает молитву на освящение пшеницы, растительного масла (елея), вина и хлеба. По окончании литии и праздничных стихир начинается утреня, отправляемая по обычному уставу бдения на великие православные праздники.


На утрени после троекратного пения тропаря и чтения хор исполняет гимн "Хвалите имя Господне", именуемый полиелеем. Само название "полиелей" с древнегреческого языка переводится "много милости". Это песнопение прославляет великие милости Бога к человеку. Далее духовенство и хор в особом песнопении (величании) воспевают ныне крестившегося Христа.


За полиелеем следует чтение евангельского зачала о принятии Христом крещения от пророка Иоанна в Иордане, праздничный канон. В конце утрени хор исполняет праздничное великое славословие, которое принято петь по уставу на всех торжественных службах.


По окончании утрени вычитывается первый час. Если литургия соединяется с бдением, то по первом часе следуют часы третий и шестой, во время которых священник у жертвенника в алтаре совершает проскомидию, подготавливая вещество для таинства евхаристии.


Литургия на день Крещения Господня отличается торжественностью. В самом начале хор поет краткие крещенские антифоны, древний гимн, посвященный Спасителю, "Единородный Сыне", несколько раз повторяет тропарь Крещения (главное песнопение торжества, отображающее его суть).


Далее последование литургии совершается по своему чину. После окончания службы верующие люди не расходятся по домам, ведь на праздник Крещения Иисуса Христа освящается вода. Чаще всего чин великого водоосвтия совершается в храме, но существует практика после литургии освящать воду непосредственно на источниках.


После завершения чина водоосвятия верующие люди набирают святую воду и с миром отправляются по домам, духовно торжествуя в честь великого христианского праздника.

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви - это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий , заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7-8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма , в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19-20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее - в 18:00. Проходит такое служение в течение 2-4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. проводится при использовании всенощного языка.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам :

  • Воскресенье - малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят :

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие - чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час - с 7:00, третий час - с 9:00, шестой час - с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем - это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Loading...Loading...