Как отмечать 9 дней после похорон. Дни особого поминовения усопшего

Особое место в православных обрядах занимает поминание усопших. Самыми важными считаются с 1 по 40-й дни, 9 дней после смерти имеют собственное значение. Что необходимо сделать родственникам, что означает эта дата?


Достойные проводы

Уход близкого - всегда потрясение, даже если он был в летах, долго болел и готовился к переходу в мир иной. Сталкиваясь с тем, что от любимого человека осталась лишь неподвижная оболочка, многие задумываются о том, что и сами смертны. Пугающим кажется существование за гранью. Ведь по эту сторону мы можем лишь догадываться о том, что ждет нас там. Но благодаря учению Церкви, мы все же в общих чертах знаем, что происходит на 9 день после смерти. В этот день начинаются воздушные мытарства.

Что это такое? Считается, что душа проходит все грехи, совершенные при жизни. Особенно важно именно в период с 9 по 40-й день после смерти поддержать близкого усиленной молитвой. Много важных дел необходимо сделать, главное, чтобы земные заботы не заслонили попечение о душе. Молитвы - это для нее как проходные баллы на экзамене, только его можно пересдать, а переход в мир иной осуществляется лишь один раз.

Если кончина произошла 1 числа, 9-й день и наступит 9-го (а не 10, если бы применялось обычное сложение). Возможно, такое правило связано с тем, что в духовном мире не действуют привычные нам меры вещей.


Что необходимо сделать?

Закончены самые суетные дни, состоялось отпевание, погребение, первые поминки. На 9 дней после смерти можно с большим усердием приняться за достойное христианское поминовение. Оно состоит из двух частей - церковной и частной молитвы, все остальное имеет менее важное значение, хотя и стол по необходимости организовать надо.

  • Церковное поминание: сорокоуст (если не был заказан ранее), Псалтирь за упокой (в монастырях можно заказать вариант, который читается круглосуточно), панихида.
  • Частная молитва: чтение Псалтири, это могут быть любые кафизмы, но вообще за упокой принято читать 17-ю. Личное присутствие на Литургии, панихиде. Можно прочесть панихиду и над могилкой, взять сокращенный текст для мирян.

Очень полезным для души считается раздача милостыни. Можно отнести продукты в церковный дом, пожертвовать одежду, которая уже не нужна (раздают иногда и вещи покойного). При этом людей надо просить, чтобы они молились за помин души усопшего.


Застолье

По окончании молитв, которые подобает вознести в 9 дней после смерти, оставшееся время можно провести за поминальной трапезой. Настоящие христианские поминки не только исключают водку, на них не допускается спиртное вообще. Такой порядок связан с тем, что даже за столом следует продолжать молитвы. Темой для беседы должны стать добрые качества ушедшего, хорошие дела, которые он совершал при жизни. Не следует сильно убиваться, плакать. Это никак не облегчит положение.

Организовать поминки можно в любом месте - в кафе или на квартире, это не имеет значения. Столы можно оформить траурными лентами. Однако стоит избегать искусственных украшений. Христиане и в храмы, и на поминальные столы ставят только композиции из свежих цветов. Они символизируют жизнь, которая не прерывается.

Кушанья должны быть простыми. Обязательные блюда:

  • сладкая рисовая или пшеничная каша (коливо);
  • блины (тоже сладкие);
  • кисель.

Сладость символизирует наслаждения в раю, которые вкушают праведники. Также во время поминок на 9 день после смерти можно подать блюдо, которое любил покойный.

Следует избегать бессмысленных действий на кладбище:

  • ставить на могилу или на стол стакан с водкой, даже если покойный любил выпить;
  • лить на могилу спиртное;
  • оставлять деньги, вещи на кладбище - лучше пожертвовать их беднякам, которые смогут с благодарностью помянуть покойного в своих молитвах.

Необходимо знать, что церковное поминовение совершается лишь для крещеных, надо постараться выяснить этот факт. Люди, рожденные до 2-й мировой войны, как правило, все являются крещеными. Если человек носил крест, но в храм не ходил, молитвы должны быть усиленными. Ведь христианин, более месяца не ходивший в церковь, уже считается вероотступником.

За тех, кто умер вследствие греха самоубийства, можно ставить свечи. Но записки подавать уже нельзя. Не следует делать это и при помощи обмана - так можно даже навредить покойному. Сознательно отвергая церковь при жизни, отказываясь от Божьих даров, человек делает свой выбор, как ни печально это осознавать. В 9 дней после смерти следует начать усиленные молитвы, которые будут продолжаться до самого дня предварительного суда над душой.

Важность духовной жизни

Многие святые отцы были удостоены различных откровений, о чем составили специальные труды. Оттуда известно, как именно восходит душа в небесные обители. Чем больше людей будет искренне просить за покойного, тем легче ей находиться по ту сторону.

На 9 день после смерти душа начинает проходить испытания всеми возможными страстями. Всего их насчитывается 20 видов. Здесь и воровство, и плотские утехи, даже такой, казалось бы, малозначительный грех, как пустословие, злоречие, ругань. Мытарствам посвящены различные письменные произведения, иконы. Ужасающие картины боли, мучений, вызывают довольно неприятные чувства.

Но вполне возможно, что бесы будут не пугать, а наоборот, прельщать пролетающую мимо душу. Пытаться задержать ее, приманить тем, что при жизни она очень любила. Очень важный урок здесь заключается в том, что грешная душа самостоятельно выбирает путь в ад, не к Богу. Господь не гневается на людей - они сами отвращаются от Него тем, что подчиняются своим страстям.

Страсть от греха отличается тем, что способна поработить человека, заставить его любой ценой стремиться к удовлетворению своих пагубных желаний. Недаром это слово переводится как «страдание». Ведь получив то, чего так хотелось, человек не делается счастливым. Он только отвергается награды за гробом, потому что и там будет подвержен дурному влиянию. Только оно будет в тысячу раз сильнее.

Когда наступает 9 дней после смерти, это значит, что дух возносится на поклонение к Господу. После этого до самых сороковин душе показываются адская бездна и мучится она теми злыми делами, которые совершила в течение жизни. Усердная молитва ближних может облегчить эти скитания, которые способны ввергнуть в ужас и отчаяние. Пребывая на земле, человек может воспитать душу. Для этого существуют проверенные средства - пост, молитва, разные виды воздержания. За гробом прибегнуть к ним будет уже невозможно.

Находясь в теле, христианин может получить передышку от чувств, которые его охватывают - будь то злость или вожделение. Помогают простой сон или смена деятельности. Освободившись от тела, он будет намного острей воспринимать духовную реальность. По ту сторону душа притягивается к тому, чего хотелось ей здесь, на земле. Так она может попасть в лапы демонов. Избавить от них способны молитвы и пост, которые должны взять на себя близкие, если желают облегчить участь умершего.

Очень важно понимать, что просто подав записочку и постояв на Литургии, вы совершаете лишь ритуал. Он наполнится смыслом и станет действенным лишь тогда, когда человек понуждает себя вложить в молитву всю душу.

Почему нужно поминать умерших на 9 день

9 дней после смерти - это срок, за который душа переживает много событий и изменений. Что происходит после погребения?

Первые 3 дня

В первые 3 дня душа находится там, где ей важно находиться. Например, если человек при жизни был очень привязан к своему телу, он будет поблизости. В случае, когда какие-то люди много значили для усопшего, свое последнее время на Земле он проведет рядом с ними. По сути, во многих документальных фильмах говорится о том, что некоторые души не знают, что им делать. Некоторые начинают кататься на метро и следить за родственниками, другие пытаются обеспечить будущее своих детей. Каждый по возможности пытается завершить земные дела или в последний раз посмотреть на то, что очень значимо.

Поклонение Богу

Поклонение совершается неоднократно: в день смерти, затем - на третьи сутки, на 9 день после похорон, через 40 дней после упокоения, а также непосредственно перед Страшным судом. Люди, которые отправляются в ад, выполняют поклонение и после суда.

С 3 по 9 день

После 3 и до 9 дней после смерти душа осматривает красоты рая. Она видит обитель, которая ей уготована. Однако люди, которые были суетными, делали смертные дела и ходили по злым путям, не войдут в рай.

Мытарства

Через 9 дней после смерти начинаются мытарства. Длятся они до 40 суток. После смерти нас окружают наши грехи. Каждое наше плохое деяние имеет своего "хранителя"-беса. Когда душа выходит из тела, эти демоны окружают ее. Беззаконий и бед настолько много, что их не счесть. Это все грехи человека, совершенные при жизни. Некоторые думают, что после смерти душа возносится ввысь, и ничто не может ей помешать. Но это не так, ведь именно силам зла принадлежит пространство между землей и небом. Божия Матерь молила о том, чтобы после смерти не увидеть злых демонов, когда готовилась к Упоению. Поэтому Господь самолично пришел, чтобы проводить Ее душу. Это отмечено на иконе Упоения. Как понятно, демоны приходят не только к "простым" людям, но и к избранным умирающим.

9 дней после смерти: до и после

До девятого дня идет период кормления и оформления "тела вечности". Родственники и священнослужители начинают проводить поминальные процедуры. До 9 дня душа видит прелести рая, а после - мучения и ужасы ада. На 40 день назначают место. В течение девяти суток усопший постепенно перестает слышать родственников и знакомых, также он уже не может видеть их. Все контакты он может осуществляет лишь при использовании обоняния и осязания.

Почему эти дни отмечают?

Душа после смерти 9 дней путешествует и узнает возможные места своего пребывания. До последнего она не знает, какая участь ей уготована. Ей показывают как красоты и прелести райской жизни (в течение намного меньшего срока), так и страшные события, которые происходят в аду. За это время родственники могут усердно молиться, просить лучшей участи до момента, пока не произойдет Страшный суд над душой умершего. Правильное поведение близких может помочь душе попасть в рай. Поэтому очень важно не лениться, а ходить в церковь, заказывать молебны. Самому также нужно уделять время этому занятию. И делать это нужно правильно. Вы можете получить разъяснения у вашего священнослужителя.

Узнайте все про 9 дней после смерти - что значит этот период, каковы обычаи касательно нее и что нужно делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций может лишить покойного райской жизни после смерти, а на его родственников наслать тяжкий грех.

В статье:

9 дней после смерти - что значит эта дата в православии

Известно, что в православии принято отмечать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается также годовщина, а в некоторых регионах еще и полгода после смерти. Это особые дни посмертия человека, и каждая из них имеет свое сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с ними.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

В указанные девять дней душа еще завершает свой путь, начатый при жизни. Она ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается началом загробного пути, а сороковой - его окончанием, то девятый – один из самых важных этапов посмертного путешествия.

Число 9 - одно из сакральных чисел. Известно, что в ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается не только в честь покойного, но и в их честь - все же именно ангелы будут защитниками на Небесном суде. Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый он провожает умершего за райские ворота. Вплоть до девятого дня он занят осмотром Рая. Еще не зная своего приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа может узнать о том, что ожидает ее в Раю или Аду. В Раю человека ждет отдых от боли, которую он вкусил за земную жизнь, а также муки совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом он отправится в Ад - до сорокового дня. Только после этого путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

Кроме этого, с девятого по сороковой день происходят так называемые мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем она должна пройти через испытания, которые могут представлять собой греховные искушения. Если душа пройдет испытания, добрая половина его души одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены ей на Небесном Суде.

Девять дней после смерти - значение для покойного

В душах есть все, что есть в небе, и много иного (Бальмонт К. Д.)

Значение 9 дней после смерти для души покойного очень важно. В это время он занят поиском пути, по которому ему предстоит следовать. Сложно сказать, каким он будет. Некоторые верят в перерождение души после смерти. Судя по литературе о реинкарнации, в период с третьего дня по сороковой она занята пересмотром и анализом своих жизненных ошибок. Кроме этого, существует теория о том, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее следующее воплощение.

Если следовать христианским источникам, праведникам уготован Рай, а грешникам – мучения в Аду. Но, так или иначе, душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения своего пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Разумеется, полностью забыть о боли и страданиях невозможно – этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых принесет пользу усопшему, постарайтесь принести ему пользу молитвами, а не слезами. Он сможет обрести покой, перестать беспокоиться о живых и отправиться туда, где ему теперь место.

В православной традиции принято считать, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни - Ад. На девятый день усопший полностью забывает обо всей скорби, которую он ощущал во время земной жизни. Он забывает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Именно поэтому молитвы родных и близких важны в этот день – усопшему пригодится поддержка родственников.

Кроме того, они окажутся кстати еще и потому, что в это время он предстает перед Богом впервые. Именно поэтому принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, а также помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви принято также молить о присоединении души к числу ангелов. Так ваш родственник сможет стать вашим ангелом-хранителем. Язычники верят в то, что усопшие предки всегда рядом и готовы помочь.

Традиция поминков на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок - кутья, традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся даже некоторые праздники. Для поминальной трапезы ее полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Иногда кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья. Оно имеет сакральное значение.

Семена означают рождение новой жизни. Они символизируют воскресение человека в загробном мире, а возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо желательно освятить в церкви, но такая возможность имеется далеко не всегда. Поэтому считается достаточным окропить его святой водой.

Обязательно должен быть на поминальном столе компот или кисель, иногда подают квас. Подают также любую кашу, кроме кутьи. Иногда на поминки готовят блины, чаще можно увидеть пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены - бутерброды со шпротами, рыбные пироги, сельдь и другие холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты также часто встречаются на поминальных столах. В качестве первого блюда, как правило, подается борщ.

Поминки на 9 день после смерти - незваные. Приглашать гостей на них не принято, они приходят сами, незваными. Явиться может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать ближайшие родственники, а также люди, которые омывали покойного, делали гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги. Сейчас же этим занимаются люди из ритуальных бюро, поэтому традиция потеряла свой смысл. Куда лучше доверить это дело специалистам, чем допустить ошибку на похоронах. Если верить приметам, некоторые из них могут стоить жизни.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за ближайшими родственниками усопшего, а можно молиться шепотом или про себя. Только после молитвы можно подавать первое блюдо. Им должна стать кутья.

Касательно блюд и напитков, которые должны быть поданы на стол, правил немного, и запомнить их очень легко. Под запретом находится алкоголь. На большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство - грех. На поминках предавание этому греху может серьезно навредить душе почившего. Именно поэтому приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Не следует перебарщивать с блюдами. Среди того, что означает 9 дней после смерти человека - подготовка к Небесному Суду и, соответственно, рассмотрению всех его грехов. Чревоугодие - один из грехов. Поэтому не стоит грешить в честь усопшего, это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет никакого значения. Важно только то, что люди собрались для того, чтобы вспомнить почившего и поддержать его родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать количество продуктов так, чтобы не осталось ничего, крайне сложно. К тому же, на 9 дней количество гостей предсказать нельзя - они приходят незваными, по своему желанию. Если после траурного застолья осталась еда или продукты, их нужно раздать нищим. Выбрасывать их в любом случае нельзя.

Как и в самые первые поминки, за столом запрещено смеяться, веселиться, тем более устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, а также черты характера умершего. Вплоть до сорокового дня будет приниматься решение о том, где находиться его душе - в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы под ними. Мужчинам нельзя находиться в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок только ближайшие родственники, как правило, это черные траурные платки.

Что делают на 9 дней после смерти родственники почившего

То, что делают на 9 дней после смерти - труд родственников, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где он окажется - в Раю или в Аду. Родственники и близкие друзья тоже играют свою роль. Что означает девятый день после смерти? По сути, в этот день объединяются люди и ангелы для того, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Поэтому нельзя относиться к поминальным дням, как к формальности. Это время, когда живые способны помочь душе, которая находится в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9-й день после смерти близкого человека обязателен. Там нужно не только заказать молебен и поставить свечку за упокой. Следует помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Молиться можно и дома, но службу за упокой заказывают в большинстве случаев - что в любом случае связано с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души и о том, чтобы Бог был к ней милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать не только родственники. Чем больше людей молится за душу покойного, тем больше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Кроме этого, ближе к полудню следует посетить могилу почившего. Наведите там порядок, уберите мусор, принесите цветы и венки. Зажгите свечу в лампадке. Можно пригласить священника для совершения литии - особой службы, которая проводится над могилой. Если такой возможности нет, прочитайте молитву самостоятельно. Воздержитесь от разговоров на посторонние темы. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного - вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя - это запрещено старинными приметами про похороны и кладбище. Не рекомендуют делать этого и священники. Особенное внимание привлекают они к распитию алкогольных напитков. Не вредите душе умершего, дождитесь поминок. Нельзя оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, тем более нельзя лить его на холмик. Можно оставить «обед», в который могут входить сладости и другие угощения. Чаще всего оставляют то, что подается на поминках в этот же день. Сладости и выпечка раздается также на кладбище незнакомцам, чтобы они помянули почившего.

Как на поминках, так и в разговорах полагается вспоминать только хорошие поступки почившего. Сейчас Бог особенно внимателен ко всем его плохим поступкам, и он должен слышать, что живые имеют исключительно положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание может все испортить.

Желательно в этот день подать милостыню нищим. Это могут быть деньги или продукты - решать вам. Как уже сказано выше, можно отдать продукты, которые остались после поминок.

В доме, как и на кладбище, можно поставить лампадку в честь покойного, а также стакан с водой и хлеб. Обычно эти знаки внимания находятся возле его портрета, украшенного черной траурной лентой. На девятый день можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни усопшего.

Как считается 9 дней после смерти

Посчитать девять дней после смерти очень просто. Первый день - это день смерти. Даже если человек умер поздним вечером или ночью - при условии, что смерть произошла до полуночи. Этот же день впоследствии станет годовщиной смерти.

По медицинской статистике, больше всего смертей происходит в период между 3 и 4 часами утра. Это время называют временем «между волком и лисицей». Следует знать, что при расчете дней следует учитывать ту же дату, которую можно увидеть на календаре в это время - как и во всех остальных расчетах дат, новые сутки в случае со смертью наступают после полуночи.

При этом математическое прибавление числа 9 к дате смерти является неправильным. Предположим, что человек умер 18 января, и прибавим к этой дате 9:

Но на самом деле девятины для этого усопшего наступают не 27, а 26 января. Эта дата не зависит от даты похорон. По традициям, хоронят через три дня после кончины. Но бывает и так, что похороны происходят на пятый, а то и на шестой день после смерти. От этого наступление девятого или сорокового дня не зависит, его считают только по дню кончины.

Как считается 9 дней после смерти, если человек умер во время Великого Поста? Такие расчеты нужно только верующим людям, которые соблюдают пост. В это время, если девятина попадает на будний день, ее нужно перенести на ближайший выходной.

В целом, каждый человек должен знать похоронные и поминальные традиции. Эти знания нельзя назвать желанными, и учиться этому вряд ли кто-то пожелает без особой нужды. Но, как ни печально это осознавать, каждому человеку рано или поздно придется хоронить родных и близких. А это означает, что придется заниматься похоронами и поминками. Зная, что должны делать родственники на девятины и какими должны быть поминки, вы поможете душе усопшего на том свете. Помните, что ему там тоже нелегко - именно в это время начинаются мытарства души. От того, как он проявит себя во время этих испытаний, зависит его будущее в загробном мире.

«Нигде в мире, кроме России, погребальный обычай и обряд не выработался до такой глубокой, можно сказать, виртуозности, до которой он достигает у нас, – писал К.П.Победоносцев. – И нет сомнения, что в этом его складе отразился наш народный характер, с особенным, присущим нашей натуре, мировоззрением» Об этом наша беседа со служащим священником храма во имя св. Димитрия Солунского в Сулажгоре о. Константином Савандером .

— Еще с древности назначались особые субботы, - рассказывает о. Константин, - когда все христиане сугубо молились за своих близких умерших. Такие дни стали называться родительскими.

— Почему Церковь с таким тщанием молится об усопших?

— Церковь молится об упокоении и о прощении грехов усопших, надеясь на милосердие Божие. Хотя человек и был грешен и получил по смерти воздаяние Божие, но, когда будет последний суд над человечеством, то молитвы о нем будут воспомянуты Богом, и он может быть помилован. После смерти душа человека уже не может ничего изменить, все ее надежды на оставшихся на земле. Есть благочестивое предание о том, что в родительские субботы души даже самых закоренелых грешников получают утешение и радость.

— Что нужно делать в родительскую субботу?

— Накануне и в саму родительскую субботу нужно прийти на Богослужение. Перед его началом подайте записку с именами усопших, поставьте свечи на панихидный столик, но главное - помолитесь о своих близких, вслушиваясь в слова церковных песнопений. Самая краткая молитва: «Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». С этой молитвой можно ставить свечи, прощаться с усопшим.

Желая как-то помочь душе умершего, человек верующий не только в родительскую субботу, но всегда должен творить дела милосердия, подавать за умершего милостыню неимущим людям, ставить свечи, подавать записки. Люди, у которых нет особых средств, жертвуют продуктами, которые укладывают на стол, расположенный перед (или за) панихидным столиком. Нельзя жертвовать водку или коньяк…

Утром, побывав на службе, заказав панихиду и помолившись на ней за усопших, православный христианин отправляется на кладбище, чтобы помолиться за своих родных, вспомнить о них что-то хорошее, навести на могиле порядок.

— Посещая кладбище, у нас невольно возникает мысль о собственной смерти…

— Человек должен быть всегда готов к смерти. Не обязательно мы проживем долгую жизнь, никто не знает своего срока. Многих пугают размышления о смерти… Чтобы не бояться, надо не грешить, ведь часто человек боится понести ответственность за свои злые дела. Мы можем исправиться, покаяться и изменить свою жизнь, и тогда нас не постигнет наказание за грехи наши. Надо чаще исповедоваться, жить очень внимательной духовной жизнью, нужно ходить в храм, ибо без помощи Божьей спастись невозможно. Когда же смертный час совсем приблизится, то желательно собороваться, исповедаться и причаститься. Если человек тяжело болен, для этого приглашают священника домой.

— Что делать родственникам после смерти близкого человека?

— Сразу после смерти следует начать читать Псалтырь , эта книга продается в храмах и иконных лавках. Затем надо идти в храм и заказать заупокойную литию , договориться насчет отпевания , которое лучше совершать на третий день. Желательно, чтобы человек был отпет в храме, но можно это сделать и в траурном зале. Чин отпевания совершается над усопшим один раз, а вот панихиды можно заказывать часто. После отпевания усопшего везут на кладбище и хоронят. Если у священника есть возможность, он совершит литию на могиле . Там, после последнего прощания с усопшим, священник завершает чин погребения - три раза с молитвой: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» высыпает освященный песок в виде православного шестиконечного креста поверх погребального покрывала. Когда священника нет, это может сделать любой близкий человек. Обычно после похорон устраиваются поминки , или заупокойная обед - почти постная трапеза, желательно без спиртного, когда близкие по-доброму вспоминают усопшего.

— Кого нельзя отпевать?

— Надо осознавать, что отпевание совершается над членом Церкви, поэтому бесполезно отпевать некрещеного человека. Бывает так, что родственники усопшего не знают, был ли крещен усопший или в честь какого святого его крестили (когда у человека светское нецерковное имя, например, Эдуард). Тогда перед тем, как идти заказывать отпевание, нужно попытаться узнать, были ли у умершего крестные родители, когда он родился (если до войны, то, вероятно, он был крещен), была ли церковь в деревне, где он родился, когда этот храм закрывался. Вообще такой факт (если с большой достоверностью выяснится, что умерший все-таки был крещен) весьма прискорбен, - значит, умерший был нецерковным, маловерующим человеком. Родные должны крепко молиться, чтобы Господь помиловал его душу. Не совершаются отпевания, как и панихиды, по самоубийцам.

— Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни?

— Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня - особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот период (с 9 по 40 день ) родные должны особо молиться. Опять же читается Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках. Очень желательно в 3-й, 9-й и 40-й дни служить панихиду.

— Как можно украсить могилу?

— Как угодно, надо только постараться, чтобы на могиле был крест символ победы над смертью.

— Есть множество суеверий, связанных с похоронами и поведением на кладбище…

— Да, и многие из них мне кажутся глупыми и смешными. Например, люди бросают деньги в могилу, чтобы выкупить усопшего. Или кладут деньги, продукты и разные дорогие вещи в гроб или оставляют на могиле. Не лучше ли отдать их неимущему верующему человеку, который будет молить Бога об упокоении усопшего? Не надо и лить на могилу водку или наливать ее в заранее установленный стаканчик, руководствуясь таким «железным» аргументом, что «покойник водочку любил». Этим вы делаете усопшему очень больно, ведь за грех винопития он может страдать после смерти.Наконец, бессмысленно стучать по памятнику или по специально уложенной на могилу дощечке, дабы сообщить усопшему, что вы пришли он вас не услышит, его душа далеко. Умершему может быть дано знать о вас только по вашей горячей молитве к Богу.

— Что делать, если усопший снится?

— Значит, он просит молитв. Но если усопший, как привидение, ходит по квартире, пугает жильцов, то это нечистая сила под видом умершего творит свое черное дело. Такие жилища надо освещать особым чином.

— Что можно сказать в утешение близким умершего?

— Конечно, утрата дорогого человека - самое большое горе, но доходить до отчаяния нельзя. Разлука не вечна, в будущей жизни мы встретимся. То время, что нам осталось на земле, надо использовать для того, чтобы наша встреча с близкими, а главное - с Богом, была светлой, а вечная жизнь - радостной.

Беседовала Ирина Татарина

О заупокойных обрядах по материалам православной прессы

Вселенские родительские субботы были установлена с первых веков христианства. И это сделано неслучайно: Святая Церковь заботится не только о живущих на этой земле, но и о всех от века скончавшихся православных христианах.

— Почему надо отпевать усопших?

— По преданиям святых отцов и по духовной практики Св. Церкви, душа усопшего без отпевания не имеет упокоения. Поэтому совершение чина отпевания является очень важным для нее. Вся Церковь, в лице священников и молящихся, просит Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упокоения в обителях райских. В разрешительной молитве священник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.

— Почему у православных такой торжественный чин погребения усопших?

— Потому что тело есть сосуд Святого Духа и провожают близкие не просто тленные останки, но мощи. Предполагается, что любой христианин стремился жить свято, но, как всякий человек в этой жизни, погрешал. Об этом и молится Церковь, чтобы Господь простил грехи усопшего.

— Почему после смерти человека необходимо подавать в храме на сорокоуст об его упокоении?

— Св. Василий Великий пишет, что человеческая душа до третьего дня находится при теле, в связи с этим и хоронят его на третий день по упокоении. Когда в церкви запечатывается гроб с телом, душа в этот момент отходит от человека. После девятого дня она проходит мытарства, а другими словами - 20 судов. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни. Иначе она будет осуждена. Поэтому в церкви читается сорокоуст об упокоении , тем самым мы сопровождаем душу человека молитвенным ходатайством перед Богом.

В прежние времена христиане после смерти ближнего все 40 дней читали Псалтирь за умершего и каждый день брали в своей церкви на литургии просфоры за усопшего. Этим самым они оказывали его душе большую помощь. Здесь уместно заметить, что нет выше той молитвы на земле, чем молитва священника при совершении Таинства Проскомидии, когда он произносит имя православного христианина и вынимает частицу из просфоры. Поэтому нужно сразу в церкви заказать сорокоуст о упокоении ближнего и подать имя усопшего для поминовения на Проскомидии. Чем в большем количестве храмов и монастырей поминается душа усопшего, тем больше для нее пользы, а также для души того, кто подает на поминовение.

— Если умерший при жизни никогда не исповедовался, не причащался, не постился, будет ли ему польза оттого, что после смерти к нему приведут священника?

— Дела без веры - мертвы. Но священники такой обряд совершают над всеми, так как оставляют все на Суд и промысел Божий, на то, как Богу угодно поступить с душой грешника…Случается, что мы видели только плохие дела человека при его жизни, но не видели, когда он каялся в своих поступках. А Бог все это видел и знает, поэтому Бог с этой человеческой душой распорядится по Своей Воле.

Однажды к одному архимандриту, служившему в Тульской области, обратились люди из руководящих партийных кругов с просьбой причастить дедушку. Это было в начале 60-х годов - во времена жесточайших гонений на Церковь, когда за тайное крещение, причастие на дому и даже за небольшой ремонт храма сажали в тюрьму или заключали в психбольницу. Поэтому вполне возможно, что это могла быть провокация. Но молодые люди убедительно настаивали поехать с ними, говоря, что их дедушка умирает и не может умереть. Неоднократно его мертвым клали в гроб и каждый раз, к ужасу окружающих, он вставал из гроба, требуя привести священника для причастия и объясняя, что как только он умирает, к нему приходят все убиенные и замученные им во главе с тремя священниками, которых он расстрелял, и говорят ему: “Возвращайся, исповедуйся и причастись Тела и Крови Христовых, ибо мы вымолили твою душу у Бога”.

Близкие старика позвали местного священника, но тот, услышав в каких грехах повинен этот человек, отказался читать разрешительную молитву и сказал: “Я не могу разрешить от таких грехов. Ищите монаха…”.

После продолжительной беседы старец согласился поехать к умирающему. Перед исповедью, как положено по правилам, архимандрит попросил всех стоящих в комнате выйти, но умирающий, указывая на молодого человека, приехавшего вместе со старцем, сказал: “Пусть он останется и слышит все, ему это нужно…”. “Более страшной исповеди и в то же время более полной, - пишет архимандрит Георгий, - я никогда в своей жизни не слышал”.

После того как ярый атеист покаялся, старец прочитал разрешительную молитву и причастил умирающего. Перед смертью этот старый человек, познавший истину под страхом проклятия, завещал своим родственникам отпеть его в храме и похоронить под деревянным крестом, и чтобы никакого памятника не ставили. Так и сделали - отпевали его в церкви.

— Кого нельзя отпевать в православных храмах?

— По Уставу Церкви нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, увлеклись восточными религиями. Раньше таких людей отлучали от Церкви (провозглашали анафему) - ныне такое делается очень редко, но эти люди отлучили себя от Церкви сами. Церковь молится лишь за тех, кто признает Православную Церковь за Церковь истинную.

Не совершается церковное отпевание самоубийц. Наша Церковь отказывает в этом даже людям, покушавшимся на жизнь или имущество ближних и умерших от ран и увечий, полученных в результате отпора. Отпеваются в этом случае только воины, погибшие на поле брани. Их послали защищать свое Отечество и они погибли мученической смертью, выполнив свой воинский долг.

— Что такое заочное отпевание? В каких случаях оно применимо?

— Из-за обилия песнопений чин православного препровождения душ в мир иной, а тела - в землю называется отпеванием. Когда оно производится не над телом умершего, оно называется заочным. Из-за оскудения благочестия этот вид отпевания сейчас самый распространенный. А строго говоря, оно допустимо лишь в случаях, когда тело усопшего недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны, террористические акты). Но, как поется в некоей псалме: «Что заслужил - то получил. Что толку в отпевании, когда ни часу я не жил в любви и покаянии?… »

— Что делать родным и близким без вести пропавшего, если не известно жив он или нет?

— Если человек пропал не так давно, надо в церкви заказывать молебны св. мученику Иоанну-воину и архангелу Гавриилу. Они помогают находить пропавших людей, а также пропавшие вещи и другое имущество.

— Часто на дорогах в местах аварий со смертельным исходом люди ставят памятники и возлагают цветы. Правильно ли это?

— Нет, не правильно. Наоборот это место надо освятить, пригласив для того священника. Ведь это место осквернено убийством, гибелью человека, то есть на этом месте присутствовали демоны, в результате чего и произошла трагедия.

— Часто в день Пасхи люди едут на кладбище. Стоит ли следовать этому народному обычаю?

— Христос воскрес (то есть ожил) из мертвых, смерть поправ (посрамив, победив), и тем, кто во гробах (умершим) жизнь даровал. Время Пасхи – это время жизни, воскресения, поэтому в такие дни никто из православных о кладбищах даже не помышляет. В церкви всю пасхальную седмицу не служат панихиды, а отпевания тех, кто преставился в эти светлые дни, совершаются по особому чину – пасхальному. Потому что все радуются воскресшему Спасителю мира! А вот когда окончится светлая седмица и наступит Радоница (как в народе говорят – Пасха для усопших), вот тогда только и поедем на кладбище – поздравлять молитвой наших усопших родственников.

— Можно ли на могилу возлагать венки?

— Венки из искусственных цветов, например бумажных, возлагать нельзя. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок - символ всеобщего Воскресения, а бумажный - это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.

Молитва за усопшего - священная обязанность каждого христианина. Большая награда и большое утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов. Ибо Всеблагой Господь это деяние вменяет в праведность и потому, в первую очередь, возлагает милость на тех, кто творит милость, а потом и на души, по отношению которых эта милость была проявлена. Тех, кто поминает усопших, помянет и Господь, помянут и люди по отходе из мира.

По материалам православных газет.

В дни Великого поста - времени покаяния и молитвы несколько суббот посвящены поминовению усопших. Поминать своих умерших близких мы должны не только в эти дни, но постоянно. На вопросы наших читателей отвечает священник Александро-Невского кафедрального собора о. Роман Чадаев.

— Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

В день памяти умершего прежде всего нужно в храме подать записку на проскомидию, заказать панихиду. Если есть возможность, побывать на кладбище. Можно организовать поминальную трапезу. Так же в день памяти усопшего принято делать добрые дела и раздавать милостыню.

— Кому можно подавать милостыню и как это делать?

Милостыню можно подавать тем, кто нуждается в этом. Алчущего накормить, нагого одеть, болящего посетить. Делать это нужно не напоказ, а “в тайне”, чтобы “ левая рука не знала о том, что делает правая”.

— Как часто и в какие дни нужно бывать на могилах и что желательно там делать?

Желательно посещать кладбища в день смерти усопшего, так же в дни рождения, именин (день Ангела), родительские субботы и Радоницу. Нужно помянуть усопшего молитвой, навести на могиле порядок. Там можно попросить священника отслужить панихиду.

— Почему люди на панихидах стоят со свечами в руках?

При отпевании по четырем сторонам гроба ставятся четыре свечи, изображающие собой крест. При погребении, а также на панихидах предстоящие держат свечи, символизируя тем Божественный свет, которым просвещен христианин в крещении, который служит прообразом будущего света.

— Нужно ли украшать могилы?

Лучшим украшением христианской могилы является надгробный крест. Обычай ставить кресты на могилах умерших восходит к глубокой древности. Впервые он появился около III века на Востоке, в Палестине, и перешел к нам вместе с верой из Греции.
Ограда могилы, надгробный крест, само место в ограде должно быть сохраняемо в благоустройстве и чистоте. Это попечение является естественным проявлением в христианах чувства уважения к праху предков и вообще ближних, в вере скончавшихся.

Записала Ирина Татарина

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), - души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" — "Да, конечно". — "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Loading...Loading...