В чем заключается достоинство человека

Вся доктрина прав человека, основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - достоинство человека.

Достоинство - категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском плане достоинство - неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж.Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: «Отказаться от своей свободы -это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой».

В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм данного подхода сформулирован во Всеобщей декларации прав человека и заключается в безусловном утверждении, что все люди - члены одной человеческой семьи, и они рождаются, уже обладая достоинством. Ив человеческом достоинстве все равны. По природе люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения достоинства, прав и свобод другого человека.

Достоинство человека - предпосылка его прав и свобод. Только через отношения, только через совместную жизнь людей, через сравнение с чем-то другим может быть выражено достоинство человека. «Ценность, лежащая в основании естественного права, есть достойная, внутренне самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество, - писал русский философ И.Ильин.

Такая жизнь возможна только в виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов; равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно достойной жизни, потому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».

Кроме достоинства как объективной общечеловеческой характеристики, достоинство персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И здесь есть еще два аспекта. Достоинство - это оценка конкретного человека со стороны других

людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает. Чем больше у человека имярек социально значимых, позитивных качеств, тем выше достоинство этого человека. Точкой отсчета, сравнительной шкалой, по которой мы измеряем достоинство данного человека, является некий идеал достойной личности. Важно подчеркнуть, что понятие достоинства исторически конкретно, обусловлено социокультурными и ценностными установками социума.

И еще один план: достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства). В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества.

В рамках темы данной книги важно подчеркнуть, что достоинство - не только философско-этическая, но и конституционно -правовая категория. Конституция России (ст. 21) в соответствии с международными стандартами фиксирует: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Противоправно даже обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство. Каждый вправе защищать свое достоинство, свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Государство также берет на себя обязанности по защите достоинства личности посредством гражданско-правовых и уголовно-правовых средств.

Этимологически «достоинство» и родовые к нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство - свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство - это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего - Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Человеческое достоинство - это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, - прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» - это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь - личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу - свободу быть тем, что он есть - человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство - человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

Известный польский пси­холог и писатель Юзеф Козелецкий много лет изу­чает мотивы пове­дения человека. Диапазон его иссле дований широк и несколько необычен для академического учено­го. Одна из его книг на­зывается « Многомерный человек». « Авантюрность жизни», « прославление неудачи», « рассуждение о ненасытности», « страсть к преодолению границ» - вот некоторые темы, обсуждаемые в ней.

Есть в ней и глава, посвя­щенная достоинству человека.

Что такое достоинство? Ответит на этот вопрос так же нелегко, как, скажем, объяснить, что такое красота или истина. Почему один человек со­храняет свою индивидуальность даже в тюрьме, где у него отняты все права, а другой легко отказывается от собствен­ных убеждений в обмен на обещанные привилегии?

Конечно, достоинство во многом зависит от прав человека - личной свободы, воз можности высказывать свои мысли, принимать решения… Но даже если отнять их (что и происходит при разных фор­мах принуждения и терро­ра), у каждого из нас оста­ется возможность сохранить личное достоинство. Одарен­ный этой чертой характера человек поступает в соответствии с собст­венной системой ценностей, он ве­рен себе и не поддается манипули­рованию.

Правда, и характер можно сло­мать, но для этого пришлось бы уничтожить личность в человеке, ли­шить его индивидуальности.

Два портрета

Юзеф Козелецкий дает обоб­щенный портрет человека, облада­ющего чувством собственного до­стоинства. Вот его основные черты:

♦ ведет себя в соответствии с собственной системой ценностей, ценит истину выше, чем немедленную пользу;

♦ умеет защищать свою индиви­дуальность, в моменты опасности проявляет самообладание и спо­койствие;

♦ мало податлив к манипуляциям извне;

♦ не променяет свою индивиду­альность на материальные ценнос­ти, на доступ к власти или к славе;

♦ не торопится принимать новые идеи и убеждения; только сущест­венные аргументы могут изменить его систему ценностей и принципы поведения.

Совсем иначе ведет себя чело­век, лишенный чувства собственно­го достоинства:

♦ его поведение зависит не столько от собственных взглядов и убеждений, сколько от сиюминутных интересов;

♦ легко поддается манипуляци­ям;

♦ принцип верности истине замещается у него принципом собст­венной пользы;

♦ под давлением обстоя­тельств может совершать поступ­ки, противоречащие собственной совести и наносящие вред другим людям.

Понятно, что оба портрета, на­бросанных Козелецким, отражают крайние проявления человеческой личности. Между этими полюсами находится множество промежуточ­ных отметок. Но установка (устойчи­вая склонность к первому или вто­рому способу поведения) тем не ме­нее просматривается всегда.

В последнее время мы все чаще слышим призывы вести себя гибко, приспосабливаться к обстоятельст­вам. Но до какой степени? На этот вопрос каждый должен ответить се­бе сам. Козелецкий, в задачу кото­рого не входит воспитание нравов, тем не менее подсказывает возмож­ный путь. Он считает, что главное - сохранить себя, не потерять инди­видуальности.

В нашей стране это понятие не считалось большой ценностью, слово « индивидуализм» не так давно произ­носилось как ругательство, причем порой в тех самых случаях, когда человек пытался отстаивать свои убеж­дения, расходящиеся с мнением большинства. Личность растворя­лась, нивелировалась в толпе. Спо­собность противостоять « обезличи­ванию», сохранить достоинство Козе­лецкий относит к моральной стороне характера. Более того, он видит в до­стоинстве эстетическую ценность: « Владение собой человека, защища­ющего свои убеждения, включает элементы прекрасного».

Жизнь по ту сторону достоинства

Каждый человек создает концеп­цию собственного « я» и по-своему строит отношения с миром. С этой точки зрения можно условно выде­лить два типа людей - прагматич­ные и принципиальные.

Крайние прагматики считают: для того чтобы сохраниться и управ­лять собою в изменчивом мире, на­до приспосабливаться к любой си­туации. Их связи с окружающими так тесны, что граница, отделяющая индивидуальное « я» от среды, часто стирается.

Желая достичь своих целей, прагматик готов отказаться от соб­ственных убеждений. То, что люди с принципами называют угодливос­тью или даже продажностью, для него представляет одну из форм приспособления к миру. Чувство собственного достоинства для него лишь дань непонятной традиции, затрудняющей рациональные дей­ствия.

Юзеф Козелецкий описывает эксперимент американского психо­лога Стэнли Милгрема, целью кото­рого было определить степень под­чинения человека требованиям, ос­корбляющим достоинство.

Из двух человек, находящихся в лаборатории, один исполнял роль « учителя», второй - « ученика». В ходе эксперимента « учитель», ко­торый и был испытуемым, должен был наказывать « ученика» за ошибки ударами электрического тока. Ему ничего не было известно ни о цели эксперимента, ни о том, что « ученик» не является испытуемым, а только помогает проводить исследование. По объявленным условиям, за каждую последую­щую ошибку учитель должен был усиливать наказание (понятно, что удары током были фиктивными). В процессе этого репрессивного обучения « учитель» слышал крики « ученика» (они были записаны на пленку перед началом исследова­ний).

Большинство испытуемых со­глашались выполнить жестокие требования экспериментатора и без колебаний применяли все бо­лее сильные удары. Так Милгрем доказал, что многие легко подда­ются манипуляциям, готовы подчи­няться сомнительным авторите­там, а обещание награды (значи­тельно меньшей, чем библейские « тридцать сребреников») вызывает у некоторых садистское поведение, противоречащее системе личных ценностей и норм. Такое поведение особенно характерно для крайних прагматиков.

Однако в исследованиях Милг­рема была выявлена и другая группа людей - тех, кто отказы­вался доставлять страдания « уче­никам». Таких оказалось значи­тельно меньше, но они были твер­ды - узнав об условиях экспери­мента, покидали лабораторию. Они руководствовались внутрен­ними убеждениями и не поддава­лись манипулированию. Основа людей этого типа - неповторимые черты личности, а не набор испол­няемых социальных ролей. Как правило, такие люди умеют анали­зировать и дают себе отчет в своих мотивах и установках.

Достоинство и биография

« Человеческая жизнь слишком длинна, чтобы всю ее прожить с до­стоинством. Тем не менее она до­статочно длинна для того, чтобы в ней нашлось место для достойных поступков», - считает Юзеф Козелецкий. У каждого человека, даже самого благородного, наряду с очень достойными поступками, бы­вают такие моменты, когда он утра­чивает достоинство, сбрасывает с себя его груз, поддается манипули­рованию. Чаще всего это связано с искушениями, перед которыми трудно устоять, или с угрозами. Козелецкий описывает три наиболее характерные ситуации.

Так происходит тогда, когда рож­даются новые возможности приоб­ретения имущества, славы, власти. В этих случаях достоинство, как расте­ние, не пустившее достаточно глубо­ких корней, может быть выкорчевано прагматическими интересами. Пер­спектива богатства подавляет вер­ность себе. Не правда ли, именно та­кие метаморфозы происходят сей­час в нашей стране, где никак не за­кончится передел собственности?

Кроме того, характер человека могут сломать устрашение и ре­прессии. Многие ученые в период « ошибок и искажений» открещива­лись от своих взглядов. Это позво­лило им удержать прежние должно­сти и избежать страданий.

Человек может утратить личное достоинство и в моменты социальных кризисов, во время переворотов или в каких-нибудь неординарных ситуа­циях. Обескураженный новыми по­рядками, он не понимает, что происходит, и начинает хаотически выпол­нять действия, которые часто оказы­ваются недостойными. Ну что ж, и в этом наблюдении Козелецкого можно узнать себя и своих сограждан, кото­рые после кризиса готовы на любую работу, лишь бы не остаться без нее.

Но бывает и наоборот. В биогра­фиях некоторых людей можно обна­ружить переломные моменты, в кото­рые они отказываются от недостой­ных поступков, защищают собствен­ные убеждения, добровольно берут на себя груз достоинства. Под влия­нием исторического события или в результате морального и социального созревания человек может « про­зреть» - осознать свою не слишком привлекательную роль пешки на шах­матной доске могучих сил истории. В этом случае он переживает кризис, из которого иногда выходит обновлен­ным, как растение после ливня.

Итак, личное достоинство - это установка, укорененная в характе­ре. Хотя кто-то считает его анахро­низмом и помехой в прагматичес­ком мышлении, оно продолжает ре­гулировать поведение людей. Во времена неуверенности его роль даже усиливается. Оно становится как бы гарантом независимости человека в окружающем его мире.

« В структуре достоинства, пони­маемого как верность себе, есть что-то неочевидное, таинственное, удивительное, вроде бы не соответ­ствующее криюриям эффективного действия… Мы живем в период, ког­да судьба человека в большей сте­пени зависит от его характера, чем от его интеллекта». Это слова муд­рого философа, а не бесстрастного исследователя.

Вера Козлова

1.2 Что же такое человеческое достоинство

Этимологически «достоинство» и родовые к нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», которая используется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический и семантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» как морально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себе и к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этим отношением.

Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое, надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностей человека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство – свое собственное и других людей.

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое, врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философского обоснования - фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.

Достоинство – это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.

Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость.

Достоинство - ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего – Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: - «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Человек, который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства.

Все политические системы, которые гарантируют в Конституции права, но не гарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований и предъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческое достоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, так и достоинство других людей.

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.


Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»

2.1 Психологический аспект

Современное пространство психологического осмысления феномена «достоинство» включает многочисленные понятия, отражающие его различные ценностно-смысловые аспекты: личное, человеческое достоинство, чувство собственного достоинство, самоуважение, уважение, самооценка, самосознание, Я-концепция, личная и социальная идентичность, свобода, ответственность и т.д. Однако проблема достоинства в психологии стала предметом специального анализа относительно недавно. В частности, это работы А.Г. Асмолова, в которых рассматривается проблема соотношения культуры достоинства и культуры полезности, диссертационные исследования чувства собственного достоинства как психологического феномена (Ю.Е. Зайцева) и формирования основ чувства собственного достоинства у старших школьников (Т.В. Коротовских).

Большой вклад в рассмотрение понятия «человеческого достоинства» внес отечественный психолог А.И.Захаров, в своем труде «Происхождение детских неврозов и психотерапия», где он рассматривает данное понятие как одно из основных в формировании и развитии полноценной личности. Захаров А.И. говорит, что выраженность чувства "я", заключается, прежде всего, в раннем осознании отличий себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что реально удается редко.

В формировании личности, он обращает внимание на детскую тревогу и страх «быть не тем», которые непосредственно связанны с развитием чувства собственного достоинства. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, и благополучие за себя и близких лиц, а страх «быть не тем» к тревожным ожиданиям и требованиям родителей, оказывающих чрезмерное давление на их формирующееся чувство ответственности, обязанности, долга без учета требований момента, развития гибкости в принятии альтернативных решений и ролевой ситуативности в общении. В результате возникает и усиливается нервно-психическое напряжение у детей.

Недоверие родителей, распространяется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личности самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиями между ними.

В психологии труда понятие «человеческое достоинство» рассматривают в контексте профессиональной деятельности (Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова), но конструкт «профессиональное достоинство» не используется.

Наиболее активно для понимания психологии достоинства используют понятие «самоуважение» (И.С. Кон, А. Маслоу, Т. Шибутани и др.) . Можно выделить различные подходы к проблеме соотношения этих понятий:

– самоуважение в контексте проблемы достоинства интерпретируется как некая глобальная самооценка, обобщенное принятие или не принятие человеком себя как самоценности. Следует при этом отметить, что самоценность и самооценка – не тождественные понятия. Самооценка более осознанна и конкретна, чем самоценность, которая отражает более широкий спектр ощущений и отношений к себе как к ценности;

– самоуважение и достоинство рассматриваются как личностные образования, имеющие собственную специфику: самоуважение предполагает оценку степени ценности человека по сравнению с определенным эталоном (за что себя уважаю, какой Я?), а достоинство отражает уровень отношения к себе как к ценности (кто Я?);

– в исследованиях фиксируют взаимосвязь между отношением к другим людям и самоуважением: уважительное отношение к другому человеку рассматривается как следствие позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия (И.Б. Дерманова, Ю.Е. Зайцева, Н.В. Лебедева, В.В. Столин, Э. Фромм, Т. Шибутани) ;

– в социальной психологии установлена взаимосвязь между низким уровнем самоуважения и девиантными формами поведения (Г. Каплан).

Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

На наш взгляд, представление о себе как о достойном уважения является важным фактором формирования образа Я и поведения человека. Реализация потребности в самоуважении способствует развитию достоинства личности.

В отечественной и зарубежной психологии в качестве ведущего критерия гуманистического развития, нравственности и достоинства рассматривается ценностное отношение к другому человеку (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков Л. Кольберг, К. Роджерс и др.) . Нельзя забывать, что категория отношения к другому человеку являются центром пересечения исследовательских интересов психологии и этики.

Следует выделить спектр исследований «Силы Я», важных для понимания достоинства как объекта психологического знания (В.Ф. Бассин, И.С. Кон, Ю.Е. Зайцева). К важным составляющим понимания «Силы Я» относятся: толерантность к внешним угрозам, физическому дискомфорту; свобода от паники; борьба с чувством вины (способность к компромиссам); способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов; равновесие ригидности и податливости; контроль и планирование; адекватное самоуважение. Понятие «Сила Я» является в некотором роде интегральным параметром, отражающим волевую сферу личности и регуляторную составляющую достоинства человека (Ю.Е. Зайцева). Эта точка зрения позволяет рассматривать достоинство и как форму самоконтроля личности. В ситуациях морального выбора достоинство является психологической опорой, которая помогает человеку не предать самого себя, подержать уровень самоуважения.

Важными для осмысления феноменологии достоинства являются категории «свобода» и «ответственность» (В. Франкл, Э. Фромм). Достоинство является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. Человек, который берет на себя ответственность и становится полноправным автором своей жизни, не позволяя обстоятельствам и мотивам сломить себя, посягнуть на его ценности является обладателем чувства достоинства. Как говорил Э. Фромм, человек не может изменить свои мнения (речь идет о вере в другого человека, уверенности в надежности и неизменности своих основных установок и сути своей личности), но при этом он не меняет свои мотивации, например, его уважение к человеческому достоинству является частью его Я, и не при каких обстоятельствах не может измениться. Если у человека нет веры в постоянство своего Я, его чувство идентичности оказывается под угрозой, и он становимся зависимыми от других людей, чье одобрение тогда становится основой его чувства идентичности с самими собой. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что только он может быть уверен, что будет в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве сензитивного периода формирования достоинства личности рассматривается детский (Т. Шибутани) и младший школьный возраст (Е.В. Шишмакова). Воспитание достоинства личности предполагает развитие внутренних этических инстанций, которые являются основой нравственных мотивов поведения.

Таким образом, достоинство можно рассматривать как «внутреннюю позицию», определяющую ценностно-смысловую направленность поведения и деятельности, систему отношений личности к действительности, к самому себе и к окружающим людям.


Причиненный им моральный ущерб является мерой определенной ответственности, не позволяющей безнаказанно умалять честь, достоинство, деловую репутацию личности. Расширение сферы охраняемых гражданским правом интересов граждан и признанием в качестве предмета гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, является целесообразной и оправданной допущенная в законе...

По времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности - личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Права и свободы человека и гражданина Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как...

Может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью. Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки...

Соревнование в миссии, дабы избежать межрелигиозного противостояния, к которому неизбежно приводит борьба религиозных организаций за новых последователей. Наконец, сегодня в деле гармонизации прав человека и нравственности очень важна позиция средств массовой информации. Они должны представлять положительные примеры использования свободы. Как человек будет нравственно использовать свою свободу, ...

Досто́инство - 1) совокупность положительных качеств (пример: Божественное достоинство; достоинство человека как созданного по ); 2) положительное качество (пример: достоинство произведения); 3) звание, сан (пример: возвести в архиерейское достоинство); 4) ценность, стоимость.

Понятие «достоинство», применительно к человеку, связано с его отношением к жизни и ее смыслу, к духовно-нравственным ценностям.

В онтологическом смысле с понятием достоинства связывается, во-первых, представление об уникальности человека как , как носителя нравственного и религиозного сознания, занимающего высшую ступень в иерархии личности. Во-вторых, достоинство человека следует понимать как неисчерпаемость, богатство и благолепие внутреннего мира человеческой личности, который выявляется в его облике и в созидательной творческой деятельности.
В этическом смысле достоинство есть не что иное, как следование нравственному закону и указаниям праведной , как доблесть в исполнении долга и высокого человеческого призвания.
В религиозно-духовном смысле достоинство означает степень преображения человека сверхъестественной Божественной .

Чувство высокого личного достоинства в миру: движитель карьерного роста или греховная страсть?

В наше время нередко приходится слышать, что без чувства высокого собственного достоинства невозможно добиться успешности (выбиться в люди, стать личностью, сделать себе имя и пр.).

Так ли это? Чувство внутреннего достоинства - важная особенность человеческой . Однако значение этого понятия далеко не всегда осмысливается в правильном ключе.

Многие современные люди считают, что достоинство человека тем выше, чем выше его положение в обществе, чем выше он в отношении окружающих. При этом «высота» статуса определяется: званием, должностью, чином или саном, обладанием связями, уровнем признания, престижностью «друзей» и т.п. Нередко такого рода «достоинство» выказывается его обладателями дополнительно через подчеркнутое пренебрежение к окружающим (включая представителей власти и правопорядка), мол, кто Я, а кто ты?

Полагая, что внутреннее «достоинство» связано с успешностью как следствие с причиной, сторонники этой позиции не отрицают и обратного: вера в высокое достоинство личного «Я» может стать причиной и движителем . Ведь человек, сознающий внутреннее превосходство над другими людьми, имеет боолее ярко выраженные амбиции, а значит и более сильный мотив, более сильную потребность в карьерном или творческом росте. Стало быть, в деле достижения успешности он будет прилагать гораздо больше усилий, стараний, изобретательности, чем тот, кто согласен удовлетворяться жизнью «простачка».

Имея это в соображении, некоторые родители считают естественным формировать у своих детей высокую самооценку, что, нередко приводит к высокому самомнению, гордости, надменности, тщеславию. Ты - лучший, говорят они своему чаду, ты должен знать себе цену; ты не должен общаться с тем-то и тем-то, ведь он - тебе не ровня.

Что на это сказать? Указывать человеку на его достоинство и можно, и нужно. Другое дело, что при этом необходимо правильно объяснять, в чём, прежде всего, оно состоит (должно состоять).

В христианстве достоинство человека усматривается в том, что он создан по (). Чем в большей степени он уподоблен Создателю, чем ближе к Нему духовно, чем выше его нравственная чистота, добродетельность, праведность, тем выше достоинство.

Примером контраста мирского и духовного отношения к достоинству служит притча Христа о Лазаре и богаче ().

Первый был не просто бедняком, но презираемым нищим. Казалось бы, о каком достоинстве тут можно говорить? Второй, напротив, был богат, уважаем. Одним словом, «достойный» человек. Чего в очах Божьих стоило достоинство каждого, стало ясно после их смерти. Нищий Лазарь был удостоен лона Авраамова, тогда как богач - страшных .

Но значит ли это, что запрещает карьерный рост? Нет, не значит. История знает множество святых, реализовавших себя на поприще науки, литературы, искусства, знает святых полководцев и флотоводцев, святых правителей, князей и царей.

Стремление добиться успеха бывает греховным тогда, когда оно основывается на надменном желании превознестись над людьми, на , пренебрежении ближними, поиске земной славы, тленных богатств. В таком карьеристе, конечно, угадываются греховные и пороки.

иеромонах Макарий (Маркиш):
Достоинство человека – это соответствие его своему предназначению, соответствие о себе. Однако личное достоинство человека неравнозначно достоинству человеческой природы. Впадая в , человек опускается ниже своей природы; присущее человеку первозданное богоподобие повреждено и отчасти утрачено. Вместе с ним, в той или иной мере, утрачивается наше личное достоинство.
Возвращение , избавление от греха и его последствий стало возможным благодаря подвигу – Сына Божия, Который Своими крестными страданиями и возвратил верующему в Него человечеству способность освобождаться от греха, идти путём и , что и составляет цель сознательной человеческой жизни.

Святитель :
…есть одно достоинство выше священнического, которое доступно всем верным, если они захотят стяжать его. Это – святость.

Loading...Loading...