Уроки игры в нарды. Нарды. Правила игры в длинные нарды

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 2 голоса)

Особое внимание любителей настольных игр привлекает игра в Длинные нарды. Это древняя восточная игра, которой увлекались мудрецы. Сегодня же она доступна каждому. Правила игры в Длинные нарды настолько просты, что играют в них с большим удовольствием как профессионалы виртуальных клубов, так и новички. На нашем сайте можно играть и в короткие нарды, правила игры в короткие нарды довольно сильно отличаются.

Суть игры в длинные нарды

В игре принимают участие два человека. Один играет светлыми фишками, второй – темными. Доска для нард представляет собой две равнозначные половины, размеченные узкими треугольниками (стрелами). Задача каждого соперника – перегнать свои фишки через поле противника и вернуть на свои начальные позиции – «Домой». После чего первым убрать все фишки на "борт" доски.

Никогда невозможно предугадать, кто из двоих участников будет победителем. Случайное выпадение значений костей может кардинально изменять позиции игроков на поле боя. Этим нарды и интригующе интересны.

Онлайн версия длинных нард на нашем сайте не только позволяет играть с реальными соперниками, но и предусматривает участие в Турнирных соревнованиях.

Как играть в Длинные нарды?

В онлайн игре Длинные нарды правила следующие:

  • компьютер раздает каждому участнику по пятнадцать фишек, которые они выставляют на своем поле с левой стороны вдоль одной стрелы;
  • далее определяется первенство хода – каждый участник подбрасывает кубик, у кого выпадает большее значение баллов, тот и начинает игру;
  • ходом в нардах считается передвижение фишек по полю равное выпавшему на двух кубиках числу баллов;
  • движение шашек выполняется против часовой стрелки;
  • в нардах можно ходить после сброса костей либо одной фишкой, либо двумя, к примеру, первую шашку перемещают на количество позиций, которое указывает один кубик, вторую – второй кубик, либо продолжают передвигать первую фишку далее, просчитывая количество возможных передвижений, прибавляя значение точек второго кубика к первому;
  • нельзя пропускать ходы, если есть возможность передвинуть хотя бы одну фишку;
  • если выпавшее число на кубиках не позволяет сделать ход (позиции заняты фишками противника), то игрок пропускает ход;
  • со старта (первой стрелы) можно брать только одну фишку, если есть желание ходить двумя фишками – двигают одну со старта, а вторая выбирается из тех, которые уже были передвинуты на другие позиции в начале игры;
  • если при выбрасывании костей выпадает дубль – количество ходов удваивается, то есть можно сделать одной фишкой четыре хода согласно значениям одного кубика, либо "поделить" ходы на любое количество фишек, например по одному ходу на четыре фишки;
  • если получается ходить только одной фишкой, то игрок передвигает шашку согласно значениям одного кубика, а количество позиций, на которые указывает второй кубик, сгорает;

после того, как все фишки вернулись домой, можно снимать их на "борт" доски. При этом действуют такие правила:

  • номера ячеек считаются справа налево - крайняя справа = 1, далее 2, 3, 4, 5 и 6. (например, если у игрока выпали кости 6 и 4 - он снимает одну фишку с 4-ой (справа) ячейки и одну с 6-ой (справа))
  • если на ячейке с номером выброшенной кости нет фишек - игрок должен передвинуть фишки по "общим" правилам. Если передвинуть их он тоже не может (нет таких вариантов) - он снимает на "борт" фишку с крайней левой ячейки, на которой фишки есть. Например если выбросили 3 и 4, но на 3-й ячейке нет фишек - игрок должен убрать одну фишку с 4-ой ячейки на "борт", а еще одну фишку с 4-ой ячейки передвинуть на 3 ячейки вправо, т.е. на первую справа ячейку. Еще один пример - если в "доме" остались тольки фишки, расположенные на 1-ой и 2-ой ячейках и на костях выпало 5 и 3 - снимаются фишки сначала со 2-ой ячейки, потом с 1-ой.
  • игра заканчивается в тот момент, когда один из двух участников полностью убрал свои фишки с ячеек на доске.

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.

Игра в нарды является одной из древнейших игр в мире. Распространение игры начиналось с древнего востока и в настоящее время охватило, практически, весь мир. По своей сущности игра в нарды близка и к спору, и к науке, и к искусству. От большинства интеллектуальных игр нарды отличаются от всех тем, что каждый ход в них зависит не только от ситуации на доске, но и от случая, а именно, от числа очков, выпавших на костях, что делает их наиболее демократичными к классу игроков.

Нарды, как и все другие виды спорта, подчинены правилам, которые определяют основу игры, целью которой является перемещение шашек в сторону "дома" и выведение их во "двор".

Изложенные ниже правила должны знать все, кто играет в нарды, кто занимается этим видом спорта, кто играет честно и справедливо.

Настоящие правила разработаны на основании изучения всемирного опыта многонациональной игры и с учетом всех предложений, высказанных заинтересованными организациями, они включают в себя все положения, относящиеся к регламенту по игре в нарды, и являются Едиными правилами игры в длинные нарды в рамках 1-го открытого Московского международного турнира.

Термины и понятия игры нарды

«Зары» - кубики (игральные кости) - выполнены из кости или пластмассы, с нанесенными на гранях, с помощью символов точек чисел от одного до шести.

«Голова» - начальное расположение шашек.

«Дом» - последняя на маршруте четверть доски, куда должны быть собраны все шашки, прежде чем игрок может их выбрасывать.

«Дубль» - показание зар (кубиков), если на них обоих выпало одинаковое число точек.

«Поправляю» - термин обозначающий, что игрок не собирается ходить шашкой, а только поправляет ее.

«Выбрасывать» - означает делать такие ходы шашками, чтобы шашка оказалась за пределами дома.

«Марс» - ситуация выигрыша, когда проигравший соперник не успел выбросить ни одной шашки.

«Оин» - ситуация выигрыша, когда проигравший соперник выкинул хотя бы одну шашку.

Длинные нарды

В нарды играют двое. Игра проводится на специальной доске, разделенной специальным бортом, разделяющим доску на две одинаковых половины, с шестью лунками для шашек на каждой короткой стороне. На поле для игры в нарды размещаются 15 белых и 15 черных шашек (или двух других отличных цветов). Игрокам необходимы две игральные кости (зары или кубики), на шести гранях которых имеются от одной до шести точек, соответствующих количеству очков и определяющих комбинации перемещений шашек в сторону дома.

При игре в длинные нарды все белые шашки (игрок А) располагаются в лунке I (голова белых), все черные (игрок Б) - в лунке XII) (голова черных). Игроки по очереди передвигают шашки вдоль игрового края доски на определенное количество линий (лунок), согласно выпавшему числу очков, в сторону своего дома. Белые шашки (игрок А) перемещаются по часовой стрелке по маршруту: I - XII - 12 - 1, дом белых шашек поля 1 - 6; черные шашки (игрок Б) также перемещаются по часовой стрелке по маршруту: 12 - 1 - I - XII, дом черных - поля VII - XII.

Цель игры в нарды - как можно быстрее привести все шашки в свой дом и выбросить их во двор (Д).

Игру начинают с последовательного выбрасывания зар. Кидать зары (кубики) можно из небольшого стаканчика или коробки. В принципе разрешается выбрасывать зары из ладоней, однако если один из соперников заподозрит другого в попытке мошенничества, он может потребовать использования стаканчика или коробочки. Зары кидают таким образом, чтобы они упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или встал косо, прислонившись к борту или шашке, то бросок повторяется.

Игроки могут пользоваться одной парой зар, кидая их попеременно, или двумя парами - каждый из соперников своими. В первом случае если после броска и хода соперника игрок взял зары в свои руки, то этим он признает правильность осуществления хода соперником. Во втором случае, если делавший ход игрок поднял свою пару зар, то это означает, что он закончил делать свой ход; в этом случае выбрасывание зар соперником означает признание правильности сделанного хода.

При игре в нарды действует правило: взялся - ходи. Если игрок трогает шашку, которой не собирается ходить, он перед этим должен сказать «поправляю».

Право первого хода получает игрок, выбросивший большее количество очков одним кубиком. В случае равенства выпавших очков, проводится повторная попытка. Если после окончания первой партии играется вторая, то ее начинает игрок, победивший в первой партии.

После розыгрыша права первого хода, выигравший это право игрок делает первое выбрасывание зар. Снимать шашки с головы разрешено только по одной, этот ход называется «ход с головы».

На доске со стороны каждого игрока нарисованы 6 белых и 6 черных треугольных полей - линий, пронумерованных арабскими и римскими цифрами. Борт - внутренняя кромка доски, разделяющая поле на две равные половины. Двор - свободное пространство между линиями (лунками). Линии с 1 по 6 - дом белых; Линии с 7 по 12 - дом черных.

После броска игрок передвигает одну из своих шашек на число полей, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем передвигает любую шашку, в том числе и ту, которой он только что сыграл - на число полей, равное выпавшему значению другого зара. Например: при выпавших значениях "три" и "пять", можно передвигать одну свою шашку на три поля, а другую - на пять полей; или одну шашку на восемь полей.

Как отмечалось ранее, «с головы» можно брать только одну шашку, но первый ход партии предоставляет каждому игроку исключение из данного правила. Если одна шашка, которую можно снять «с головы», не проходит по сумме выпавших очков, можно снять вторую шашку. Не пройти поле - значит попасть на поле, занятое хотя бы одной шашкой соперника. Такая ситуация в первом ходе возникает при выбрасывании трех комбинаций чисел:3х3,4х4 и 6х6. Свои шашки в одном поле ставятся в произвольном количестве. Причем если количество шашек в одном поле составляет шесть или больше и они располагаются перед шашкой соперника, то она оказывается запертой. Выстроить «заграждение» из шести шашек разрешено только в том случае, если хотя бы одна шашка соперника находится перед этим заграждением. Вместе с тем, в исключение из этого правила разрешается «на проходе», в рамках одного хода временно закрыть и тут же освободить оставляемое незанятым поле.

Если шашки заперты так, что соперник не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выпало на зарах, то очки пропадают, а шашки не передвигаются вообще.

Если количество очков, выпавших на одном из зар, позволяет сделать ход, а на другом - нет, то игрок делает только один ход. Очки другого хода пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. Например: на зарах - «шесть-четыре», в этом случае можно сыграть одной шашкой 6, а второй шашкой на 4 пойти нет возможности, а можно одной шашкой сыграть 6 и 4. Игрок обязан выбрать второй вариант хода. Если в этой ситуации игрок может сделать только один ход, причем любой из двух, он обязан сыграть больший. Меньшие очки пропадают.

Нельзя передвигать две шашки на число полей, указанное числом одного зара. Например: если выпало значение «пять - четыре» нельзя двумя шашками сыграть сумму - пять или - четыре.

Если на зарах выпадает дубль, т.е. одинаковое количество очков (два-два, три-три и т.д.), то игрок может сделать четыре хода, передвигая одну, две, три или четыре шашки на столько полей, сколько показывает число одного зара.

Когда один из игроков проведет свои шашки в дом полностью, он получает право выводить их за борт, также в соответствии с очками, выпадающими на зарах. Например: на зарах выпало «пять-три», значит можно вывести из игры по одной шашке с пятого и третьего полей.

В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению - или полностью, или частично. Например: если на зарах «шесть-три», можно вывести с доски одну шашку с 6 поля и переставить другую на три поля вперед (с 6, 5 или 4 поля).

Каждый ход игры должен быть выполнен полностью - нельзя, например, переставить шашку на 4 поля, если выпало 5 очков.

Если на зарах выпало «шесть-пять», а на полях 6 и 5 шашек нет, то игрок может вывести из дома две шашки со следующих по порядку полей, по мере их уменьшения.

Игрок, который первым выведет все свои шашки из дома, выигрывает партию. Ничьей в нардах быть не может, т.к. игра заканчивается, как только один из игроков выбросит все свои шашки.

В том случае, когда игрок вывел из дома все шашки, а соперник не успел вывести ни одной, окончание нард получает название «марс».

В том случае, когда игрок вывел все свои шашки из дома, а соперник вывел хотя бы одну шашку, окончание нард получает название «оин».

Победа с «марсом» приносит победителю два очка, а с «оином» - одно.

Нарды (тавла, трик-трак) - это, возможно, древнейшая настольная игра в человеческой истории. Игры с досками и игральными костями, судя по археологическим раскопкам, были известны шумерам и древним египтянам. Настольная игра с очень похожими правилами была известна уже в древнем Риме. В нынешнем виде игра появилась в средневековой Персии. С XII века в нарды играют и в Западной Европе.

В этой статье мы расскажем о правилах игры в нарды для начинающих (пошагово).

Общие сведения

Игра проводится на специальной доске при помощи шашек. Двое соперников играют двумя комплектами шашек (белыми и черными). Цель игры - как можно скорее провести вокруг доски все свои шашки, а также затруднить продвижение шашек противника. Выиграл тот, кто первым сумел вывести шашки с поля. Количество ходов зависит от броска костей: таким образом, при игре в нарды большую роль играет везение. Вместе с тем, для успешного завершения партии игрок должен работать головой и грамотно применять стратегию.

Есть две разновидности игры с разными правилами: длинные и короткие нарды. Длинные нарды - это классический вариант игры, известный на Востоке и в России. Короткие нарды - это европейская, реформированная версия игры, созданная англичанином Эдмондом Хойлом в XVIII веке. В последнее время короткие нарды получили распространение и в нашей стране, но не вытеснили длинные нарды.

Мы опишем правила игры в обеих ее версиях.

Кубики, доска и шашки

Инвентарь прост: доска с двадцатью четырьмя лунками, два кубика и тридцать шашек (пятнадцать белых и столько же черных).

Игровым полем является внутренняя сторона доски (в отличие от шахмат и шашек). Доска разделена на две половины (это разделение называется «бар»).

В коротких нардах расстановка перед партией происходит следующим образом. Противники садятся друг напротив друга с разных сторон доски. Каждый игрок выстраивает шашки своего цвета в правой верхней лунке игровой доски. Фактически ваши шашки будут выстроены в ряд с правой стороны доски, шашки противника - напротив. Первоначальное местоположение шашек называется «головой».

Цвет шашек не определяет очередность хода (этот вопрос решается броском костей)

В процессе игры нужно будет провести свои шашки через лунки (поля) на верхнем и нижнем краях доски. Правая верхняя лунка на старте уже занята вашими шашками, левая нижняя - занята шашками противника. Соперники ведут свои шашки вокруг доски против часовой стрелки. Ваша задача - провести их сначала через лунки дальнего края доски, а потом через лунки ее ближнего края в правую ближнюю четверть, которая называется вашим «домом». После этого вы сможете начать вывод с доски своих шашек. Такую же задачу выполняет и ваш противник - его «дом» находится (с вашей точки зрения) на дальнем левом краю поля.

Нарды: правила игры для начинающих с картинками:

Победителем считается тот, кто успел первым вывести все свои шашки из игры.

Третий обязательный элемент инвентаря - это два кубика (игральные кости). В нардах они имеют специальное название - зары. Перед каждым ходом игрок кидает обе кости. От суммы возможных очков зависит то, какие действия сможет совершить игрок.

Правила игры в длинные (простые, классические) нарды

В начале игры все шашки противников расставляются описанным в прежнем разделе образом, в «голове». Затем броском кубиков игроки определяют, кому принадлежит первый ход.

Перед тем как сделать ход игрок снова бросает две кости, чтобы определить, на сколько шагов он может передвинуть шашку вперед. Например, выпавшие числа 3 и 2 позволяют ему снять шашку «с головы» и продвинуть ее на три лунки и еще на две вперед. Следующий ход делает противник, далее игроки продолжают ходить по очереди.

Снимая «с головы» шашки, игроки могут двигать только одну шашку за свой ход. Но есть исключение: в правилах игры в нарды предусмотрен дубль. Если при первом броске костей выпадает дубль: 3 и 3, 4 и 4, 6 и 6, можно ходить двумя шашками (например, при броске 3 и 3 продвинуть и ту и другую вперед на три клетки).

  • сходить одной шашкой дважды за один ход (например, если 2 выпало на одном кубике и 3 на другом - сходить одной шашкой на три шага и тут же - на два)
  • сходить двумя шашками (при броске костей 2 и 3 передвинуть одну шашку на 2 шага, другую - на 3 шага).

Это очень важный момент: игрок может выбрать, какой вариант более целесообразен, и поступить по обстоятельствам.

Если в лунке уже стоит собственная шашка, ставить туда свои шашки (в любом количестве) - можно.

Если в лунке уже стоит шашка противника, ставить туда свою шашку нельзя.

Ходить на произвольное количество шагов нельзя.

Ходить назад нельзя.

Пропускать ход, если есть какая-либо возможность сходить, нельзя. По правилам необходимо делать ход в свой черед, даже если это действие ухудшит ваше положение. Пропустить ход можно лишь в том случае, когда правила вообще не оставляют возможности ходить.

Игра в нарды, фото:

Если выпал дубль (одинаковый бросок двух костей), то общее число шагов удваивается. Например, при броске 4:4 игрок ходит не на 8 лунок вперед, а сразу на 16 (одной шашкой на 16 лунок-полей или двумя шашками на 8).

В течение партии желательно не только как можно скорее довести все шашки до своего «дома», но и поставить палки в колеса противнику. Поставив шесть ячеек своего цвета подряд, вы создаете «непроходимый заслон», через который противнику не пробиться. Мы помним, что ходить на лунку, занятую шашкой противника, нельзя, и, скажем, при броске костей на 5 и 4 невозможно сразу сходить на девять пунктов вперед, а можно только 4, а потом сразу же на 5 шагов (либо сначала на 5, а потом на 4). Таким образом, перепрыгнуть «мост» из шести шашек противника не получится.

В отношении строительства «мостов» имеется ограничение. Строить мост можно только в том случае, если впереди этого заслона находится хотя бы одна шашка противника.

Когда все шашки - уже в «доме», игрок начнет снимать их с доски, чтобы скорее завершить партию. Пока хотя бы одна шашка остается на доске, ваша партия не завершена. Делается это тоже по броску кубиков. Так, при броске 1 и 3 убирается по одной шашке из тех, что стоят в первой и третьей лунке справа. Если с данного поля уже убраны все шашки, снимается шашка со старшей позиции. При этом шашки можно не только снимать, но и передвигать в «доме».

Считается, что в нардах ничьи не бывает. Однако в последние годы появилось одно исключение. Если один из соперников уже убрал все шашки с поля, надо дать другому один ход. Если за этот ход он тоже успеет убрать все шашки, считается, что наступила ничья.

Конец одной партии - это еще не конец матча. Противники могут провести несколько игр на очки. При этом важно, что в длинных нардах есть два вида побед. Более полная победа называется «марс» (один противник уже завершил игру, а другой еще не успел ввести в «дом» все свои шашки). Проигравший «марс» проигрывает двойное количество очков.

Правила игры в длинные нарды: видео

Правила игры в короткие нарды

Между двумя разновидностями игры много общего. Та же доска, то же количество шашек. Поэтому мы расскажем лишь о специфических особенностях коротких нардов.

Правила игры в короткие (быстрые) нарды таковы, что шашки противника движутся друг навстречу другу (дом белых и дом черных находятся друг напротив друга). Поэтому игра - скорее сражение, чем бег наперегонки.

Правила разрешают и предписывают сбивать с доски шашку противника. Как мы помним, в длинных (классических) нардах нельзя поставить свою шашку в лунку, если там уже стоит чужая шашка. В коротких нардах правила иные - если в лунке стоит лишь одна шашка (это называется «блот»), противник может выбросить ее, поставив на это место свою. Но если в одной лунке более двух шашек, ни взять их, ни остановиться на этом поле - нельзя. Сбитые шашки складываются на «баре» (черта, которая делит поле пополам). Противник стазу попадает в невыгодное положение: следующим ходом ему предписано вернуть свою шашку в игру. Вводить ее в дело приходится в «доме» противника, то есть на максимальном расстоянии от цели - своего собственного «дома». В какую лунку ее ставить, определяет бросок костей. Так, если кости показывают 3 и 5, то можно на выбор поставить шашку в третью или в пятую лунку. Если же сделать такие ходы невозможно технически (лунки заняты двумя и более шашками противника), придется пропустить ход и попытать счастья следующий раз.

«Побить» шашки противника - это значит замедлить его продвижение к финишу и, следовательно, увеличить собственные шансы на победу. По этой причине занимать сводное поле (лунку) только одной фишкой - довольно опасно.

Победить в коротких нардах можно по-разному. Более полная победа называется «марс» (если проигравший еще не успел снять с поля ни одной шашки). Еще более полная победа называется «кокс» (если проигравшему не удалось снять ни одной шашки и кроме того хотя бы одна его шашка осталась на баре или в «доме» противника). «Марс» дает двойное количество очков, «кокс» дает тройное количество очков.

Правила игры в короткие нарды: видеоурок

Чтобы быстро научиться играть в нарды, необходимо правильно понять принципы этого развлечения. Правильная стратегия станет залогом успеха. Также игроку потребуется внимательность, и оценка ходов противника, чтобы понять, в каком направлении далее развивать свою игру, чтобы достигать наилучшего результата. Главная задача в нардах состоит в том, чтобы все фишки переместились на территорию «дома», после чего удалить все фишки с территории игрового поля. В начале нужно придерживаться одной из распространенных стратегий, а затем можно выработать свою собственную линию поведения с каждым конкретным противником и в определенной игровой ситуации. Ниже будут приведены основные методики игры в нарды.

Скоростной метод. Он встречается в нардах наиболее часто. В этом случае игрок стремиться в самые сжатые сроки достичь цели – переместить фишки на край доски и удалить их за пределы поля. Для реализации данной стратегии, как играть в нарды, нужно стараться обойти все блоки на пути и не попадать «в бар». Второй вариант игрового поведения называется «блиц». В ходе реализации этой стратегии необходимо выбить фишки соперника «на бар». В результате в своем доме происходит быстрое блокирование всех пунктов - этот вариант поведения может принести результат, когда в начале игры выпадают дубли и соперник располагает к реализации методики

Следующая стратегия, облегчающая достижение целей в нардах, называется блокировкой. В результате на 6 пунктах подряд нужно образовать блоки, состоящие из двух фишек. Этот план удобно реализовывать в начале игры, когда выпадают комбинации типа: 6-1. Благодаря такому стечению обстоятельств, появляется возможность для блокировки седьмого пункта. Теперь 2 заблокированные фишки не будут преждевременно уходить из дома. Еще один совет для решения задачи, как научиться играть в нарды, состоит в том, чтобы удерживать противника якорем (2 шашками на одном доме). После чего выбирается удобные момент для того, чтобы быстро подвести фишки к дому, если выпадет дубль. Благодаря этой стратегии, можно выйти вперед по очкам в игре в любой момент, имея «в рукаве» запасные варианты продолжения игры

Последняя методика для достижения победы в нардах потребует от человека большей изобретательности. «Обратная игра» применяется в тот момент, когда сценарий проведения партии выходит из-под контроля. В этом случае необходимо создать большое количество якорей в своем доме и не менее 1 якоря в доме у противника. Теперь остается дождаться, чтобы соперник, переведя все фишки в дом, выкинул комбинацию, которая оставит одну из шашек без защиты. После чего нужно провести её на бар, а затем проследовать в дом. Сопернику будет непросто вернуться обратно на доску, так как здесь его будут ожидать якоря. Если говорить о стратегиях поведения в нардах, нужно отметить то, что не всегда игра проходит по гладкому сценарию. Чаще всего уже во время «сражения» приходится полностью менять методику поведения – это умение приходит с опытом.

Loading...Loading...