Сдать егэ на 100 баллов. Федеральные новости. Подготовьте пути к отступлению

Ценные советы от преподавателя Фоксфорда: чем полезны творческие задачи, зачем учиться задавать вопросы и как писать сочинение-рассуждение по русскому языку

Преподаёт русский язык в Фоксфорде

Я преподаю русский язык в московской школе № 179. Она считается одной из самых сильных в стране. Наши ученики сдают экзамены на высокие баллы и занимают призовые места на олимпиадах. Например, в этом году мой ученик Руслан Салимгареев сдал четыре ЕГЭ на 400 баллов.

При этом мы не делаем акцент на подготовке к ЕГЭ, а стараемся заинтересовать учеников предметом. Расскажу, как это работает.

Почему не стоит делать упор на ЕГЭ

ЕГЭ - это минимум того, что есть в русском языке. В 179-й школе мы, прежде всего, учим детей быть грамотными и помогаем им разобраться в предмете. Если ученик понимает язык, видит в нём систему и умеет писать хорошие тексты, он без труда сдаст ЕГЭ на высокий балл.

Единственное, к чему нужно подготовить ученика - требования составителей и экспертов, которые будут проверять ответы. Для этого мы показываем схему заданий и объясняем, что эксперты ждут от учеников. Конечно, мы решаем пробники и пишем сочинения, но не делаем это в ущерб другим, более значимым занятиям.

Как пробудить интерес к русскому языку

Увлекательные задачи. Я даю ребятам много творческих заданий. Они пишут научно-публицистические тексты, официальные жалобы, тексты-рассуждения, статьи для блогов, детективы и триллеры. Представляют себя сотрудниками редакций и писателями-философами.

Моя задача в том, чтобы они хотели писать тексты и относились к этому как к решению интересной задачи. Ещё в начале года я объясняю, что хочу видеть в тексте: он должен быть последовательным, логичным и не содержать плагиата. А дальше мы над этим работаем.

Например, есть книжка «Увлекательные диктанты» И. Винокуровой и С. Наумовой. Там представлен текст Джерома К. Джерома, где он рассуждает о пользе желудка для человека. А дальше ученикам предлагается самим написать сочинение-рассуждение о том, зачем человеку нужны нос, легкие или сердце. Причём сделать это в стиле англичанина XIX - начала XX века.

Другой пример - журнал о науке «Кот Шрёдингера» . Раньше в каждом номере публиковали рассказы учёных о самых банальных вещах: спичка, стул, стакан. Химик описывал химический состав спички, историк рассказывал историю её возникновения, а лингвист объяснял, почему спичка называется «спичка». Я задала ученикам такую же задачку: взять предмет и описать его с точки зрения разных наук. Так ребята учились собирать материал в интернете и превращать его в научно-публицистический текст.

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Ещё задача - представить себя блогером и написать текст для публикации. Специфика работы блогера в том, что они пишут на темы, которые волнуют лично их и при этом интересны широкой аудитории. Ученики должны были выбрать такую тему и раз в неделю публиковать по ней новый текст во «Вконтакте» или Фейсбуке.

Однажды они писали карточки как на сайте «Медуза». Это формат статьи, где нужно задавать вопросы и отвечать на них. Вначале они читали на самой «Медузе» рекомендации, как делать эти карточки. Потом выбирали тему: кто-то сочинил текст «Как быть успешным Дедом Морозом», кто-то - «Как написать бестселлер».

Одна из статей-карточек новостного сайта «Медузы»

Были и задачи на тренировку логики. Я предлагала текст, в котором предложения были расставлены в неправильном порядке. И ребята восстанавливали правильный ход текста. Этот навык потом очень пригодился им в сочинениях на ЕГЭ.

Подобные творческие задания я даю и ребятам из Экстерната и Домашней школы Фоксфорда .

Пытливость. В основном к нам в 8-9 классы приходят ребята из других школ. Со временем выясняется, что там почти не дают возможности задавать вопросы - есть только мнение учителя.

У нас же ученики могут сомневаться в словах преподавателя и отстаивать свою точку зрения. При этом они хорошо чувствуют субординацию. Также они не боятся говорить, что что-то не понимают.

Высокая планка. Мы всегда стараемся давать ученику задания немного сложнее, чем он может решить. Если видим, что нужно объяснить попроще, опускаемся на уровень ниже. Но потом снова повышаем планку. Потому что только так можно воспитать сильного ученика: ставить высокие цели и помогать ему преодолевать трудности. Учитель должен хорошо чувствовать эту грань.

Как готовиться к ЕГЭ

📆 Когда начинать. Первый тренировочный вариант дают в 10 классе. Я считаю, это правильно: лучше познакомиться со спецификой ЕГЭ в самом начале.

Далее можно систематически готовиться в течение года или интенсивно в последние два месяца. В первом случае ученик раз в неделю решает тренировочный тест и задаёт по нему вопросы. Во втором мы не чаще, чем раз в три месяца напоминаем об особенностях заданий ЕГЭ. Каждый из этих вариантов работает.

🛠 Что отработать. Все творческие задания, которые мы даём в 179-й школе, учат ребят писать тексты-рассуждения. Они тренируются находить проблему и логично её раскрывать. Это именно то, что нужно на сочинении в части C.

Но отличия таких сочинений от экзаменационных всё же есть. Я прошу их писать тексты не скучно и без клише, но на самом ЕГЭ лучше от этого уйти и писать по шаблону. Потому что так проще и быстрее. Качественный, небанальный текст нужно писать долго. Обычно мы проходим несколько редакций: ребята присылают мне тексты, и я им говорю, что хорошо, а над чем ещё нужно поработать. На ЕГЭ такой возможности нет.

Поэтому учитесь писать тексты-рассуждения для ЕГЭ. Берите темы для сочинений, пишите текст и показывайте его учителю, который сможет дать толковые замечания. Главное - много работать и каждый раз брать тему посложнее.

🔍 На что обратить внимание. Очень полезно смотреть вебинары о подготовке к ЕГЭ. Не только для школьников , но и для учителей. В них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники. Важно найти хороший вебинар с хорошим преподавателем. В этом плане интернет даёт потрясающие возможности.

Стоит учитывать и то, как ребёнок воспринимает информацию. Если он визуал, то ему нужно больше читать. Если аудиал - слушать вебинары. Кинестетику важно много писать, чтобы набить руку. Память у всех тоже работает по-разному: кто-то успевает много запомнить, кто-то только часть. Все эти особенности нужно принимать в расчет.

👩‍🏫 Понять, чего хочет эксперт. В тестовой части решайте как можно больше заданий от составителей ЕГЭ и сравнивайте свои ответы с теми, которые дают в демоверсиях. Так вы узнаете, что от вас ждут проверяющие.

Для написания сочинений советую пользоваться пособиями. Например, в книжке Н.А. Сениной сочинение очень грамотно разложено на составляющие. Автор объясняет, что учитывает составитель при выборе текста и .

⛔️ Типичные ошибки. Чаще всего школьники ошибаются в заданиях на орфоэпию - расстановку ударений. Здесь сложно высчитать закономерность, поэтому нужно запоминать. Также много ошибок на синтаксис и пунктуацию. Сложные предложения - одна из самых трудных тем в русском языке.

В сочинении допускают речевые и логические ошибки. Речевые связаны с тем, что наша устная речь опережает письменную. Другими словами, мы обычно не говорим так, как пишем. Поэтому школьники часто переносят в сочинение разговорную речь.

Над логикой же вообще мало работают в обычных школах. Обычно натаскивают на теоретические вопросы и пишут диктанты, но никто не учит рассуждать и выстраивать логику текста. Поэтому в сочинении так много ошибок.

Залог успешной подготовки

Попробуйте найти в предмете то, что вас цепляет. У вас должна быть мотивация его изучать и искать в нём свой интерес. Так вы начнёте понимать предмет и видеть систему, как всё устроено. А как только начнёте понимать - сможете справиться с любой задачей.

Возможно, это не получится с первого раза. Но обязательно получится со второго или третьего. Не бойтесь: всё это возможно и не так уж сложно. Я убеждена, что не бывает безнадёжных и слабых учеников. Любой человек способен сдать экзамен на высокий балл, тем более ЕГЭ.

Ученики «Фоксфорда» о том, на что обращать внимание при подготовке, по каким материалам заниматься и как не бояться ЕГЭ.

Фоксфорд.Медиа

Выделяйте время на отдых

В 11 классе я готовился к ЕГЭ и олимпиаде «Физтех», поэтому вёл затворнический образ жизни: постоянно сидел за компьютером или занимался с репетитором. Однако олимпиаду я «слил» и понял, что моя стратегия не принесла плодов.

Тогда я распределил время для отдыха и занятий, на которых выкладывался на 200%. Когда время ограничено, открываются дополнительные ресурсы. Я научился себя контролировать и в итоге на ЕГЭ получил 92 балла по математике, 98 по русскому и 100 по физике - выше, чем рассчитывал.

Получайте удовольствие от процесса

Занятия математикой и физикой приносят огромное удовлетворение - это часть моей жизни. Я бы хотел, чтобы наука стала моей жизнью, чтобы я кайфовал от того, как круто разбираюсь в сложных дисциплинах.

Готовьтесь до последнего

Есть мнение, что перед смертью не надышишься. Я категорически не согласен. Перед смертью ещё как надышишься, и к своей подготовке можно добавить что-то весомое.

Например, перед математикой я решил запомнить формулы, которые сэкономят время. Волнения у меня не было, и я повторил их перед самым заходом в аудиторию.

Перед русским языком я накануне написал сочинение и запомнил некоторые клише. На ЕГЭ я использовал фразы, в которых был уверен, которые хорошо подходили и грамматически, и по смыслу.

Занимайтесь спортом

У меня дома есть эллиптический тренажёр, который даёт неприятную нагрузку. Он сформировал у меня «положительную выносливость». Я чередовал учёбу с занятиями спортом, и это помогло мне переключаться и отдыхать. Когда занимаешься на тренажёре - отдыхает голова, когда занимаешься учёбой - отдыхает тело.

Работайте над своими пробелами

Главная сложность у меня была с сочинением: я совершенно не умела определять проблему текста, поэтому после Нового года начала заниматься с репетитором из «Фоксфорда». Чтобы научить меня определять проблему текста, преподаватель показала специальную методику. Она заключалась в том, чтобы разбить текст на части и отработать каждую из них. В скором времени я научилась без проблем писать .

Используйте визуализацию

Чтобы информация лучше отложилась в голове, я старалась воспринимать её визуально. Например, для заданий на ударения цветными фломастерами выписывала слова и вешала листок на видное место - холодильник и над рабочим столом. Так они всё время попадались на глаза, и в итоге я их запомнила.

Листок, на котором Настя выделяла правильные ударения в словах

Также репетитор из «Фоксфорда» прислала мне презентации с наглядными правилами по русскому языку.

Карточки из презентации от репетитора

Карточки из презентации от репетитора

Перестаньте бояться ЕГЭ

Бояться ЕГЭ не нужно. Ведь можно идеально знать весь материал, но из-за волнения и страха потерять драгоценные баллы.

Чтобы привыкнуть к формату экзамена и заодно прокачать свои знания, ходите на пробные экзамены в школах. Например, у нас «пробники» проводили в течение года, а в мае были добровольные предварительные ЕГЭ. Мы ездили в соседние школы, чтобы прочувствовать атмосферу реального экзамена.

Мне этого оказалось достаточно, но тот, кто боится, пусть дополнительно ходит в специальные центры, где весь учебный год организуют пробные ЕГЭ. Например, один из них есть в Москве в районе метро «Кантемировская».

Изучите материалы для учителей

На курсе «Фоксфорда» по математике преподаватель посоветовал изучать методические материалы для экспертов ЕГЭ. Я нашла такие же рекомендации для учителей английского . В них подробно разбирают сочинения и указано, за что снижают баллы. На примерах конкретных работ я увидела типичные ошибки и важные принципы оформления. В итоге письменную часть я сдала на максимальный балл.

Проанализируйте клише

Я изучила сайт ФИПИ и увидела, что в письменной части обязательно нужно использовать только 60% клише. Остальные - на усмотрение школьника. Например, учителя говорят, что в письме следует извиниться, что долго не писал и объяснить причину. В критериях для преподавателей об этом нет ни слова.

Для себя я создала аналогичные по смыслу клише. Чтобы на ЕГЭ не размышлять над содержанием эссе, я написала шаблон письма: проработала начало и завершающий фрагмент.

Слушайте аудиокниги

Раз в неделю я слушала аудиокнигу, а затем прочитывала тот же фрагмент вслух. Так я тренировала чтение, запоминала интонации и особенности произношения слов.

Расширяйте словарный запас

Лексика очень важна, потому что в задании № 4 вам могут попасться картинки с нестандартными местами, например, колодцем или лесопилкой.

Пример задания № 4 из открытого банка ФИПИ

Чтобы увеличить словарный запас, слушайте TED Talks - короткие выступления на разные темы от биоинженерии и искусственного интеллекта до психологии и архитектуры. Подключите субтитры на английском языке, а затем проверьте себя с помощью транскрипта на русском.

Приступайте к подготовке к ЕГЭ заранее

Чтобы готовиться к экзамену в комфортном темпе, начинайте в сентябре-октябре, а не когда увидели низкие результаты пробных ЕГЭ. Не думайте, что впереди полно времени. Порой мне хотелось не пойти к репетитору, отдохнуть, но я понимала, что буду каяться, когда получу низкий балл. Меня это мотивировало: я вставала, шла и делала.

Решайте задания из правильных сборников

Покупайте сборники и учебники авторитетных авторов: экспертов ЕГЭ и составителей заданий. Классические научные труды и задачники полезно читать для общего развития, но к ЕГЭ лучше приобрести современные издания, «заточенные» под содержание и структуру экзамена.

Я занималась по сборникам заданий М.Ю. Демидовой. Марина Юрьевна Демидова руководит Федеральной комиссией по разработке КИМ ЕГЭ, и её сборники похожи на реальные варианты. Я прорешала пособия Демидовой и на экзамене встретила несколько знакомых задач, только с другими числами.

Обратитесь к преподавателю

Понятия, формулы и схемы запомнить несложно, но для успешной сдачи ЕГЭ важно владеть методами решения задач, знать подходы к выполнению заданий. Для этого нужен хороший преподаватель. Например, я занималась с репетитором и смотрела онлайн-курс Михаила Пенкина в «Фоксфорде». На курсе я узнала, что решать физические задачи на ЕГЭ нужно не по действиям, а в общем виде, и только в конце подставлять данные значения. В школе нас этому не учили.

Старайтесь образно представлять то, что изучаете

Мне, например, репетитор объяснял, что электрический ток можно представить так: в трубу с одной стороны толкают картошку, а с другой она выпадает. Это очень мне помогло при решении заданий на ЕГЭ по физике.

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов? Это вопрос, который волнует и будет волновать любого ученика, а особенно того, который перешел в выпускной класс. 100 баллов - это высший показатель знаний. Однако система российского образования отдает предпочтение тестовой системе, что дает возможность считать, что тест - это лотерея.

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов: советы по подготовке

В чем заключается успех сдачи экзамена? Во-первых, в рациональном распределении времени для подготовки. Как правило, выпускники сдают 4 экзамена (2 обязательных + 2 экзамена на выбор). И мало кто начинает готовиться с начала года. Самым лучшим вариантом подготовки считается полугодовая, так как это именно такой период времени, когда то, что учишь, не сможет забываться. Как сдать ЕГЭ по математике на хорошие баллы? Здесь также нужно просто правильно распределить время. Задания на экзамене могут попасться самые разные, однако каждое из них олицетворяет определенный блок, повторить который можно быстро и легко. Итак, лучше всего распределить подготовку по дням. Например, понедельник/пятница - обществознание, вторник/четверг - русский язык, среда/суббота - математика, воскресенье - история. Такая раскладка поможет внимательным и усидчивым людям при рациональной подготовке. Конечно, если начать готовиться к экзамену за несколько дней, то стоит полностью отдавать себя какой-либо дисциплине.

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов: хитрости и советы

Чтобы нужно готовить себя не только умственно, но так же и морально, психологически настраиваться. Очень многие выпускники «перегорают» к экзамену, у них не хватает эмоций, их психологический настрой на нуле. Это говорит о том, что либо подготовка сильно измотала человека, либо он сам себя не поставил на нужную волну. Лучшим настроем будет мотивация: престижный ВУЗ, перспективность профессии, возможность уехать в другой город. Лучше всего перед самым экзаменом уже ничего не повторять, а еще раз взглянуть на картинку города-мечты или ВУЗа-мечты. Утром можно лишь написать некоторые шпаргалки (кстати, писать шпаргалки очень удобно на ногах, особенно для девушек, которые могут пойти в юбке или в платье). Как сдать ЕГЭ по обществознанию на высокий балл? Ведь это один из самых "сдаваемых" предметов в России. Здесь нужно бороться только за высокие баллы. Перед началом экзамена стоит успокоиться, за час желательно съесть немного горького шоколада. Пить какие-либо успокаивающие средства строго противопоказано, так как можно ожидать совсем ненужного эффекта. Лучше съесть сладкое или выпить любимый сок.

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов? Все секреты успешного результата были рассказаны и описаны выше. Еще раз стоит повторить их: рациональная подготовка, психологический настрой, мотивация и спокойствие. Никакой паники, никакой зубрежки в утро перед экзаменом - все это лишь накаляет обстановку и нервы. На экзамен нужно идти как на праздник, с хорошим настроением и думать о том, что через несколько недель ты сделаешь шаг на пути к своей будущей и успешной карьере.

Многие старшеклассники считают ЕГЭ по математике одним из самых сложных выпускных испытаний. Однако учитель математики Университетского лицея №1511 предуниверситария НИЯУ МИФИ Олег Шаврин уверяет, что это не так: девять его учеников сдали ЕГЭ на сто баллов. Корреспондент "Социального навигатора" узнал, как готовиться к экзамену, чтобы получить максимальный результат . - Олег Александрович, как лучше готовиться к экзамену по профильной математике? Есть ли какие-то секреты для успешной сдачи ЕГЭ? - Попытки сделать из ЕГЭ ночной кошмар для детей старшего возраста и их родителей выглядят довольно странными. ЕГЭ - это естественная проверка знаний выпускника в добровольно выбранной области, в которой он, к тому же, планирует продолжить дальнейшее обучение. Тем, кто призывает отменить экзамены, можно посоветовать набирать в свою компанию всех подряд - без учета способностей, образования и деловых качеств - а потом пробовать решать с ними поставленные задачи. В подготовке к ЕГЭ нет ничего загадочного: нужно хорошо знать математику и учитывать некоторые особенности. Сложность заключается в разнообразии задач, достаточно жестких временных рамках. И знания, даже прекрасные, это только одна из составляющих успеха, еще необходимы внимание и концентрация, безупречность вычислений и многое другое. Большинство наших "неудачников" - тех, кто не набрал 100 баллов, подвело не отсутствие знаний, а невнимательность и прочие детские ошибки. С другой стороны, структура экзамена абсолютно прозрачна, и выпускник прекрасно знает, с заданиями какого характера ему предстоит столкнуться. Секреты, конечно, есть - это стремление ученика к знаниям, его трудолюбие, упорство, постоянство в работе. Для того, чтобы набрать максимальный балл, совершенно не обязательно быть гениальным математиком (намного сложнее стать призером хотя бы регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников). А вот "секретной таблетки", чтобы выпить и сразу стать умным, не существует. - За какое время нужно начать активную подготовку к экзамену? - Это зависит от уровня подготовки ученика. Кому-то и года хватит, а кому-то и трех будет мало. Мы в лицее начинаем активную подготовку к ЕГЭ в последние два месяца - обобщаем, повторяем, делимся некоторыми "фишками" и лайфхаками, проводим психологическую подготовку. Все остальное время мы занимаемся наукой: математическая культура, автоматизм и точность вычислений, геометрическая интуиция, умение логически мыслить - это основы этих навыков, которые закладываются задолго до старшей школы и развиваются в процессе постоянного обучения и самостоятельной работы. И в успехах моих учеников лежит труд многих учителей. Что до начала подготовки, то если ученик думает: "Ну, времени еще много, вот в 11-м классе как начну…", скорее всего, он уже опоздал. Математика - это, в первую очередь, развитие и становление мышления, а мышление не бамбук, за ночь не вырастает. Чем выше цель, тем длиннее к ней дорога, но тем прочнее достигнутый результат. Результат на ЕГЭ, конечно, важен, но не менее важно, чтобы человек научился мыслить и уметь решать поставленные перед ним задачи. - Какой тип заданий считается самым сложным? - Традиционно это задача на числа, параметр, геометрия. Но если вы хотите получить максимум, то выбора нет - нужно делать все. - Как вести себя во время экзамена? С чего лучше начать и как распределить время и силы? - Здесь все очень индивидуально. Обычно я советую ребятам постараться отключить на время экзамена все эмоции и ни в коем случае не расстраиваться, если что-то не получается. Начинать нужно с простых заданий, а затем оценить оставшиеся и выполнять их по нарастанию сложности. Причем сложность - понятие относительное, она зависит как от самой задачи, так и от предпочтений ученика. Кто-то, например, любит геометрию, а кто-то не очень, это влияет на последовательность решения. Не стоит сидеть над задачей, если она "не идет", лучше пока оставить ее и вернуться, если останется время. - Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов без занятий у репетиторов, готовясь самостоятельно? - Ни один стобалльник нашего лицея не занимался с репетиторами. Думаю, примерно такая же ситуация и в других гимназиях и лицеях с углубленным изучением математики. Замечательные традиции советского, а ныне российского математического образования еще сохранились, и очень бы хотелось, чтобы они и дальше развивались и крепли. Что же до самостоятельной подготовки, пройти этот путь в одиночку ученику крайне сложно. Простого решения даже большого количества задач, без попыток систематизации и обобщений, вряд ли будет достаточно для максимального балла. К тому же есть достаточно много разделов, в которых ученику самостоятельно разобраться крайне тяжело. Было бы идеально, если наставником любого выпускника, который проведет его по всем лабиринтам подготовки к экзамену, был его школьный учитель. Надеюсь, когда-нибудь так и будет. - Как вы считаете, 100 баллов на ЕГЭ - это показатель блестящих знаний или удача? - Удача любит сильных. В нашем случае - умных, настойчивых, трудолюбивых. В подавляющем большинстве случаев 100 баллов - это результат способностей, помноженных на упорный постоянный труд. И все ребята, достигшие этого результата, имеют законное право гордиться им.
Loading...Loading...