Пример диктанта по русскому языку для 2. Диктанты по русскому языку на тему осень (2 класс)

ДИКТАНТЫ

Цель работы - проверить умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2-го класса в соответствии со стандартом.

При диктовке четко проговариваются окончания.

Объем диктанта: 55-60 слов.

Вариант 1

Сын и мать

Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.

Слово для справки: приветливо.

Вариант 2

Встреча весны

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

Слова для справок: отбрасывали, лиловые, завтрака.

Вариант 3

Из дальнего плавания возвращался крейсер "Мирный". В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.

Слова для справок: крейсер "Мирный", на него.

Вариант 4

Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.
Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.

Слово для справки: задумчиво.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы - проследить, как формируется навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.

Ну и рыба!

Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает.
Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои "на зубок" пробовали ершики. Вот это встреча!

(По Н.Сладкову)

Кривая уточка

Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев.
Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса!

(По сказке)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы - проверить умение записывать текст по логически законченным частям (свободный диктант), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.

1. Свободный диктант.

Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.

2. Текст для обучающего изложения по коллективно составленному плану.

Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.

(По Н.Сладкову)

Слова для справок:

I часть - у самой, виляли, тоже;
II часть - разом выскочили;
III часть - вздрагивал, выскакивали, вышел.

3. Выбери тему, на которую ты хотел бы подготовить свой рассказ.

Ледоход на реке.
Грачи в роще.
Первые цветы.
Однажды в лесу (на реке, в парке).

Сын у меня замечательный! Но вот русский язык не его конек. Подарком к Новому году стала тройка в четверти.

В связи с этим мы вплотную занялись диктантами и контрольными списываниями.

Купили дополнительное пособие с проверочными диктантами по темам и пишем по одному в день. Дальше планируем потренироваться на типовых диктантах для 2 класса по программе Школа России .

Заодно повторяем пройденные темы: главные члены предложения, части речи, ну и пресловутые чу\щу, ча\ща не забываем))).

Я разделила диктанты на конкретное правило и общие диктанты по всему пройденному материалу.

Проверочные диктанты по темам | 2 класс

Диктант на жи\ши, ча\ща, чу\щу

Майский гам

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Алёша Чайков и Андрей Шишкин - два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака - Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

Детский сад в зоопарке

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

Зима

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

В роще

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Словарный диктант на чк\чн\чт\щн

крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

А теперь проверьте те же правила в художественном тексте

Диктант на чк\чн

Весна

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Диктант на двойные согласные 2 класс

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

Диктант на звонкие и глухие согласные звуки

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный.

(по Г.Х.Андерсену)

Диктант на разделительный мягкий знак 2 класс

Семья Воробьевых

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант на мягкий знак

июль, скамья,колосья,брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Б.Заходер

Проверочные диктанты для 2 класса | Школа России

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Еж проснулся

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

(по Г. Скребицкому)

Курица и цыплята

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка.

(по Н. Павловой)

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.

Декабрь

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.

Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Дружба

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.

Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!

Умные обезьяны

Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.

Лосины

Лосина — вид замши. Раньше лосинами называли парадные штаны военных. Они плотно облегали ноги. Натягивали лосины мокрыми. В девятнадцатом веке лосины носили в некоторых полках России.

Конфетное дерево

В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.

Бабочки

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

Саамы

В тундре живёт народ — саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава — её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох — её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.

Новый хвост

Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.

Селение из соли

В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет. (37 слов)

Одуванчики

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

Глубинные рыбы

В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.

Комнатные растения

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Птенцы чайки

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.

Изюм

Изюм — это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

Постройка гнезда

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

Соболь

Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

Воробей

Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.

Лубок

Лубок — это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

Ящерица ушастая

Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.

Сорока

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Минеус

Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.

Повадки скворца

Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.

Деревья

Деревья — жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец — столько и лет.

Очень надеюсь, что вам поможет эта подборка диктантов для 2 класса и вы станете частым гостем на

Предлагаемые тексты подготовлены для диктантов, которые рекомендуется проводить во втором полугодии. Тексты охватывают следующие изученные правила:

Правописание слов с безударной гласной;

Правила правописания имен собственных;

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ;

Правила переноса слов;

Правописание парных согласных.

Прогулка в лесу

Наступила осень. Саша и Таня после уроков побежали в лес. Вчера шел дождь. Бабушка сказала, что в лесу будет много грибов. Дети стали искать грибы. Таня нашла куст рябины. Красные ягодки щедро усыпали куст. А Саша нашел большой белый гриб.

(43 слова)

Осень в лесу

Красиво в лесу осенью. Деревья надевают осенний наряд. Желтые, красные и коричневые листья устилают землю. Белки ищут орехи и прячут их в дупле. Ёжик нашел гриб и понес его в норку. Птицы уже улетели на юг. Тихо в лесу. Только слышно, как шуршит листва под ногами.

(49 слов)

Осень в городе

На дворе стоит осенняя погода. Хмурое небо с утра затянуто тучами. Солнышко спряталось. Деревья давно скинули последние листочки. Холодный ветер играет опавшими листьями. Идет дождь. Капли звонко стучат по окнам. Все прохожие прячутся под зонтами.

(38 слов)

День Учителя

В году много праздников. Осенью мы отмечаем День Учителя. С утра все школьники идут с букетами цветов. В нашей школе повесили красивый плакат с поздравлениями. Мы красиво украсили класс шарами. Ваня и Петя выучили стихотворения об учителях. Катя принесла большой букет роз. Мы все поздравили нашу учительницу Ольгу Ивановну с праздником.

(53 слова)

Природа осенью

Отшумело звонкое лето. Природа готовится к долгому зимнему сну. Деревья шелестят поникшей листвой. Птицы собираются в стаи и готовятся к перелету в теплые страны. Дни стоят еще теплые, но все чаще слышны раскаты грома. Дни становятся короче. Скоро редкие лужи затянутся ледяной корочкой.

(45 слов)

Задания:

1. Найдите слово с разделительным мягким знаком.

2. В последнем предложении укажите подлежащее и сказуемое.

3. Укажите слова, где встречаются буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА.

Золотая осень

Осень - красивое время года. Деревья надевают красивые наряды. Березка нарядилась в желтый сарафан. Клен надел свой красный сюртук. А могучий дуб будто накинул коричневый плащ. Разноцветные листья кружат в воздухе и тихо падают на землю. Солнечные лучи ласково обнимают природу.

(42 слова)

Задания:

1. В третьем предложении выделите основу.

2. Разберите слово "Березка" по составу.

Осенний урожай

Осень - самое богатое время года. В сентябре начинается уборка урожая. На полях собирают пшеницу, картофель и кабачки. В саду поспели яблоки и ягоды боярышника.

Люди давно научились заготавливать из осенних овощей и фруктов припасы на зиму. Огурцы, помидоры и капусту солят, а из яблок и айвы варят вкусное варенье.

Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса

Тексты диктантов.

1 четверть. Входной контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.

1 четверть. Текущий контроль

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: оформление предложений на письме, правописание имён собственных, слов с парными согласными, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Осень .

Стоит хороший день. Теперь осень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег.

Лыжная прогулка.

Отец и мать Серёжи Чарушина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст.

1 четверть. Итоговый

Цель работы:

Лес зимой.

Красив зимний наряд леса. На лапках елей лежит снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз.

Наши рощи.

Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

2 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов парными согласными; умение переносить слова.

Находка.

Коля пришел в лес. Кто это? Это бежит ежик. Коля любит зверей. Вот стоит пень. Около пня большой гриб. Из гриба будут варить суп. Коля кладет находку в сумку и спешит домой.

Поездка.

Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина должна выехать на улицу Антонова.

2 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Зимой.

Наступила зима. Ночью был сильный мороз. Ветер кружил хлопья снега. Кругом лежит белый ковер. Реки и озера покрылись льдом. Ребята побежали на каток. Легко скользят острые коньки по гладкому льду. Там шум и веселье. Хорошо зимой!

Кошка Сильва.

На крыльце сидит кошка Сильва и мяукает. Я налью ей в блюдечко молочка и дам несколько кусочков мяса и колбаски. Довольная Сильва пьёт и ест. Теперь у киски вся мордочка в еде. Сытая кошка умывается.

3 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание имён собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; умение переносить слова.

Главный город.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кутузовский проспект, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом м кошкой Муркой.

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют на все лады птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в лукошко.

3 четверть. Итоговый

Весна.

Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.

Грамматические задания:

2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.

Весна на окне.

На улице холодно. Идёт весь день колючий снег. А у нас на окне целый сад. На ветках тополя и берёзки распустились серёжки.

На ветках липы показались зелёные листочки. С окна повеяло весною. На вишнёвых ветках уже есть цветочки.

Грамматические задания:

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подчеркнуть орфограммы в словах берёзки, листочки.

4 четверть. Текущий

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу, правописание имён собственных, умение переносить слова.

Весна.

Наступила весна. Солнышко шлёт на землю свет и тепло. Звонко звучит капель. Журчат весёлые ручьи. Уже зазеленела травка. На лугу пасут коров и коз.

Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит зелёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как хорошо пахнут белые ландыши! (43 слова)

Слова для справок: увидели, ландыш.

Кораблик.

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.(43 слова)

Слова для справок: мать-и-мачеха, исчезли, мчит.

Грамматические задания к диктантам:

1. Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Надписать над словами части речи.

3. Разделить для переноса слова.

4 четверть. Итоговый

Цель работы: проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слов, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-шия, ча-ща, чу-щу умение переносить слова.

Пруд ожил.

Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда.

Грамматические задания:

1. Найти и выписать из текста три слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости - глухости согласные в конце слова».

2. Найти и подчеркнуть в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие.

В роще.

Вот березовая роща. На траве играют золотые лучи солнца. Дует теплый ветерок. Под березами спрятался подберезовик. Ножка тоненькая, шляпка широкая. У ручья шумят редкие осинки. Под осинками – подосиновики. Веселые ребята в белых майках и красных беретах. На лесных полянах звучат птичьи голоса. Как хорошо летом в роще.

Грамматические задание:

1. Найти в тексте и выписать формы слова осинка.

2. Подчеркнуть то предложение, в котором есть слово, однокоренное со словом береза.


Проверочный диктант № 1 .

По теме: « НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ »

Цель:

развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.

(50 слов) ( По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой )

Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв .

Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши ( жили, мыши, животные ), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только ).

Проверочный диктант № 2 .

По теме: « ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.

Текст диктанта.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.

Проверочный диктант № 3 .

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»

Цель:

развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь , разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь .

Текст диктанта.

Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!

Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.

Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъ и ь разделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью , Дарья ), ь для обозначения мягкости согласных в конце (семь, день ) и в середине слова (Ольге, кукольные ), буквосочетания чк, чн ; жи , ши ( девочка, ручной, машинке, служит, хороши ), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья ), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки ).

Проверочный диктант № 4 .

По теме: « БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.

Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: аромат , природа .

Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.

Помнить : диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.

Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши ( душистого, кружилась, жизни ) и - чк- ( листочками, почки ); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались ) и разделительного ь ( деревьях ).

Проверочный диктант № 5.

Loading...Loading...