Понятие катарсиса. Катарсис. Психология очищения

греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Катарсис

греч. catharsis) - очищение, возвышение, оздоровление, отделение худшего от лучшего. Существует три основные значения: 1. Религиозный; 2. Медицинский; 3. Эстетический. «Катарсис» в религиозном смысле - это обряд очищения. В греческом употреблялся во множественном числе "«катармой», в латинском lustratio - очищение и умилостивления как важнейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чистота были непременным условием обращения человека к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности, обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средствами очищения служили вода и огонь. Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений: «Речь обратил тут к собравшимся Нестор, герой геренейский: «Милые дети, мое повеленье исполнить спешите: Паче других преклонить я желаю на милость Афину... Так он сказал; все заботиться наччли: с поля телицу Скоро пригнали; пришли с корабля Телемаховы люди, С ним переплывшие море; явился и златоискусник, Нужный для ковки металлов принесши снаряд: наковальню, Молот, клещи драгоценной отделки и все, чем обычно Дело свое совершал он; пришла и богиня Афина Жертву принять... Взяли телицу тогда за рога Стратион и Ехефрон; Воду им руки умыть в обложенной цветами лохани Вынес из дома Дретос, в другой же руке он с ячменем Короб держал;» Такого рода очищения подготавливали человека к общению с богом, к «эпифании» - богоявлению. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позволяло человеку обратиться к богу с молитвой - просьбой, которую божество принимало или отвергало. Второй род религиозных очищений - очищения от скверны, греховности. Такого рода очищения должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наиболее известен эпизод очищения греческого войска после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство дочь жреца Аполлона - Хриса (Хрисеиду) и ответил отказом Хрису, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «плененную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеи-оды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков. Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихий (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория представлена в поэме Эмпе-докла «О природе», учившего о существовании четырех не сводимых друг к другу стихий - огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гинпократ разовьет теорию о преобладании одной из стихий в человеке и четырех типах человеческого темперамента. Начало эстетического понимания катарсиса - очищающей роли искусства (в частности музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описывающему волшебные свойства песнопения: «Если кто сохнет) печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песню услышать служителя муз, песнопевца, о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем; о заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.» Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающегося игрой на кифаре, также содержится понимание катарсической роли искусства. Более определенно можно говорить о понимании катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где огромную роль играли пищевые очищения, прогулки, мнемические упражнения и собственно катарсис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катастрофических упражнений, суть которых состоит в восстановлении душевного равновесия. Еще более определенно очищение с душевным здоровьем связывает Платон, для которого катарсис начинается с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека припомнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очищения от преходящего, наносного. Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие он приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испытывает человек (древний грек), когда он в театре наблюдает разворачивающую на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о следующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Исследователи, и сам Татаркевич приходят к выводу, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То ость предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выдвигался психотерапевтический эффект искусства, науки и познания. Катарсис, как способ духовного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной. Качество жизни - условия жизни, уровень удовлетворения потребностей и запросов людей, содержание их образа жизни. Понятие качества жизни выполняет оценочную функцию по отношению к «образу жизни». Качество, определенность предмета, благодаря которой он является именно этим, а не другим. Благодаря качеству предмет существует и мыслится как нечто отграниченное от других. Качество проявляется через свойства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В переводе с древнегреческого языка катарсис дословно означает «очищение », «освобождение », телесное и душевное оздоровление .

Википедия трактует это понятие, как трагическое переживание, несущее в себе воспитательный элемент, что вызывает непременное изменение состояния сознания в лучшую сторону. Этакая стрессовая терапия, после которой все ваши проблемы покажутся «цветочками».

В поисках более точного смысла читателю необходимо обратиться к философии античного периода и психологии.

Катарсис в философии

Первым о катарсисе заговорил Аристотель – античный философ. Он использовал этот термин в своем произведении «Поэтика», обозначая им процесс освобождения от отрицательных эмоций , в основе которых страх и сострадание.

Главные герои в трагедии мыслителя переживают процесс очищения души, направленный к достижению внутренней гармонии. Апогеем катарсиса является вытеснение психического аффекта, после которого человек испытывает облегчение, приятное опустошение и спокойствие.

Аристотель применял это понятие в контексте искусства и говорил о том, что любой зритель, наблюдающий драму, испытывает отрицательно заряженный аффект, который сходит на нет к концу представления.

Но также это слово использовалось в других жизненных сферах все в той же Греции:

  1. в медицине катарсис – это освобождение тела от мучительной болезни (выздоровление);
  2. религия трактует его как очищение души от скверны и страданий;
  3. древнегреческое этическое учение подразумевало возвышение духа и разума.
    Философская литература насчитывает более 1500 интерпретаций катарсиса.

Понятие катарсиса в психологии

Психологи используют катарсис в качестве метода, основанного на способностях человека воссоздавать беспокоящие их образы, чтобы заново прокрутить в голове сложные моменты в своей жизни, которые привели к психологической проблеме.

Это в конце концов (при правильном поведении) позволяет клиенту избавляться от негативных состояний , сопровождающихся переживанием отрицательных эмоций в связи с определенными жизненными событиями.

По сути, с помощью катарсиса человек завершает свои гештальты ( ?), которые остались открытыми и вызывали дискомфорт (старые конфликты, запреты). Таким же образом можно избавиться и от фобий.

В результате применения метода достигаются следующие благоприятные изменения в психике :

  1. чувство тревоги ослабевает или уходит насовсем;
  2. негативные эмоции теряют свой заряд;
  3. человек начинает лучше понимать свой внутренний мир: слышать свои желания и потребности;
  4. общее позитивное влияние на индивида: улучшается эмоциональный фон, что влечет за собой изменение жизни в лучшую сторону.

Катарсис (переживание проблемы) протекает в остро негативной форме (крики, слезы и прочее выплескивание негатива, но со «спасательным кругом» в виде психотерапевта) и в самой высшей своей точке негатив трансформируется в положительное восприятие. Как улучшение настроения после того как вы поплакали.

Чтобы было более понятно приведу несколько отвеченный пример. Вас сильно обидели (вы сами обиделись) и вы идете в спортзал, где дубасите грушу до изнеможения, при этом выплескивая на нее весь негатив (в том числе и словами). После этого вам становится легче и вы даже готовы простить обидчика.

К сожалению, состояния катарсиса очень трудно добиться из-за внутреннего запрета многих людей на выражение эмоций. Способен на это только опытный психолог.

Откуда ведет свои истоки этот метод

Данный термин возник в психологии благодаря Зигмунду Фрейду, который являлся родоначальником психоанализа. Он полагал, что не осознаваемые личностью мотивы рождают различные эмоции, под влиянием которых человек испытывает психические расстройства и, как следствие, психосоматику – телесные симптомы.

Достичь осознания вытесненных представлений, чтобы избавить клиента от страданий, он предлагал следующими методами:

  1. метод ассоциаций;
  2. с помощью интерпретаций слов;
  3. оговорки.

Специалисты, придерживающиеся парадигмы психоанализа, убеждены, что излечить душевную болезнь можно только через переживание катарсиса .

Как достичь катарсиса

Чтобы самостоятельно испытать подобное состояние, прежде всего, необходимо время и старательная практика. Также не менее главным условием является искреннее желание человека разрешить свою проблему.

Понимание механизма катарсиса, что такое он представляет собой в реальности, может немного снизить страх перед проживанием данного опыта.

Ведь прежде, чем испытать освобождение от негативных эмоций, придется их усилить в сто крат и прожить .

Для достижения эмоциональной разрядки необходимо пройти 3 шага:

  1. Усиленно думайте о том, что вас беспокоит: это должна быть какая-то конкретная проблема или ситуация. Мысленно воспроизведите ее во всех красках, не упуская даже малейших деталей. Постарайтесь полностью погрузиться в созданный образ-ситуацию.
  2. Вместе с образом придут негативные чувства и телесные ощущения. Задача второго шага – усилить их максимально.
  3. Сосредоточьтесь на самых сильных, пиковых переживаниях и проживайте их искренне, с полной самоотдачей. Постепенно интенсивность эмоций начнет снижаться, и вскоре вы почувствуете огромное облегчение, а вместе с ним светлую радость.

Возможно, что на третьем этапе вас посетит чувство страха, поддавшись которому вы отдалите себя от состояния катарсиса. Испуганный ярким эмоциональным аффектом человек, как правило, выпадает из настроя и после придется начинать все заново.

Именно поэтому готовность и решительность человека избавиться от гнетущего состояния являются важными.

Способы освобождения от проблем

Существуют два вида катарсиса:

  1. Бытовой заключается в эмоциональной разрядке от гнева, обид или ненависти путем страдания, слез, крика. Например, если направить злость, адресованную конкретному обидчику, на боксерскую грушу, то через некоторое время наступает облегчение и желание простить человека, поступившего с вами плохо.
  2. Высокий катарсис – это духовное очищение с помощью искусства. Яркое сопереживание драматическим героям книги, фильма или театральной постановки способствует сгоранию собственных аффектов через сострадание.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое развитие: определение, характеристика и виды Аутентичный - это какой, что означает аутентичность Сила воли - что это, понятие воли в психологии и как ее развить Детерминированный - что это означает, а так же что такое детерминизм и детерминант(а) Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя

κάθαρσις - возвышение, очищение, оздоровление).

Катарсис в традиции

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис - освобождение тела от какой-либо вредной материи, души - от «скверны» и болезненных аффектов .

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля . В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость». (У Аристотеля учение о катарсисе является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность музыки, в частности трагедии .)

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается в введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Примечания

Литература

  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923.
  • Аристотель. Поэтика; перев. Н. И. Новосадского. Л., 1927, стр. 111-113.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930, с. 728-734.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступ. ст. в кн.: Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. М., Гардарики, 2005.
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М., 1991.

Ссылки

  • Катарсис в Литературной энциклопедии Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.]
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля. // В кн.: Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства
  • Крушинский, Леонид Викторович

Смотреть что такое "Катарсис" в других словарях:

    катарсис - В гештальте проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может… … Большая психологическая энциклопедия

    КАТАРСИС - (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия

    Катарсис - Катарсис ♦ Catharsis В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей,… … Философский словарь Спонвиля

    Катарсис - (греч. кatharsis очищение) Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на … Энциклопедия культурологии

    Катарсис - «очищение», в греческом религиозном врачевании освобождение тела от какой нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е.… … Литературная энциклопедия

    КАТАРСИС - [гр. katharsis очищение] 1) введенный Аристотелем термин, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление зрителя, который пережил вместе с героем сценического произведения страдание и таким путем освободился от него; 2) психол. в… … Словарь иностранных слов русского языка

    КАТАРСИС - (греческое katharsis очищение), 1) термин Поэтики Аристотеля, очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии. Понятие катарсис имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда один из методов психотерапии … Современная энциклопедия

Что означает слово «катарсис»? В переводе с греческого «очищение», оздоровление — процесс перехода тяжёлых, тёмных эмоций в светлые возвышенные чувства. Это понятие в Древней Греции носило только эмоциональный, эстетический характер. В то время определение «катарсис» подходило для облагораживания человека при помощи искусства, чаще всего при помощи музыки. Под воздействием музыки человек, испытывающий негативные переживания, как бы перерождался, в точке наивысшего эмоционального напряжения его отрицательные эмоции преобразовывались в позитивные, светлые чувства.

В Средние века в искусстве этот термин означал духовное очищение человека после просмотра трагедий в театрах. Зрители эмоционально переживали, пропускали через себя несчастья и смерти в театральных постановках и становились возвышеннее духовно, а духовное преображение помогало преобразиться телесно. Происходит исцеление путём проживания чужих эмоций и страданий, сопереживания героям на сцене.

В эпоху Возрождения душевное очищение получило гедонистическую окраску. Это означало, что эстетические, эмоциональные переживания нужны для собственного удовлетворения и удовольствия.

Что такое катарсис: определение

Если раньше это понятие было присуще только сфере искусства, то сейчас этот термин встречается в психологии, медицине и в литературе . В Википедии слово катарсис — это сопереживание трагедии, которое имеет воспитательные цели и значение.

Катарсис- это процесс негативного переживания, в своей верхней точке переплавляющегося в возвышенные, положительные переживания. Это шквал эмоций, под действием которых человек самосовершенствуется, становится чище и лучше. Пережив катарсис, человек получает толчок к своему развитию, способность двигаться дальше.

По Аристотелю это воспитательный и очистительный процесс, при котором люди получают облегчение души, «безвредную радость».

Переживания могут быть высокими и бытовыми. Высокие возникают в результате увиденных произведений искусства, просмотра фильмов, пьес в театре. Бытовые происходят в обычной жизни, это моменты просветления и успокоения после конфликта, стрессовой ситуации.

Различают несколько этапов этого процесса:

  • Нарастание тяжёлых, деструктивных чувств.
  • Точка «кипения», пик накала страстей.
  • Перерождение негатива в возвышенные, светлые эмоции.

Что значит катарсис в психологии?

Это слово в психологию привнесли З.Фрейд и И.Брейер. В этой области они были родоначальниками применения процесса духовного очищения для лечения невротических и психических расстройств.

В психологии пациенту предлагают как бы заново пережить травмирующие эмоции и воспроизвести ситуацию, которая не даёт нормально жить и двигаться дальше. Это происходит под действием гипноза или просто психотерапевт на своих сеансах выводит пациента на тему, которая подсознательно мешает человеку жить. Пациент погружается в травмирующие эмоции и проживает их снова, это позволяет освободиться от давления прошлых проблем на настоящее.

В обычной жизни мозг человека старается защититься от стрессовых, негативных ситуаций в прошлом, перемещая всё в бессознательное. Тем самым проблема не разрешается, а загоняется ещё глубже в подсознание и продолжает отравлять жизнь в настоящем. Пережив катарсис, пациент проживает негативный опыт и освобождается от этого давления.

Катарсис в литературе

Большинство современных произведений являются «чтивом» на один раз, для проведения времени, потраченного в метро, пробках и для морального расслабления в нечастые часы отдыха. По-настоящему цепляющих за душу произведений немного. Какие возможности используют авторы, чтобы их произведение вызвало духовное оздоровление человека? Есть несколько приёмов:

  • Использовать кинематографичный стиль написания. Подробно и красочно описывать мимику, чувства персонажей, чтобы читающий переживал эмоции вместе с выдуманными героями.
  • Воздействовать ритмом произведения.
  • Своим произведением породить вопросы в душе у человека, в поисках ответов на которые, читатель сможет пережить подлинные чувства и облагородить свою душу.

Чтобы пережить катарсис, человек должен быть готов к этому и открыт своим переживаниям. Примеров духовного совершенствования очень много. Это раскаяние согрешившего; очищение души после просмотра или чтения различных произведений, которые заставили задуматься и совершить переход на новый уровень в саморазвитии; очищение от травмирующих ситуаций и переживаний, мешающих идти вперёд. Все негативные эмоции, которые не стали началом деструктивного поведения, а позволили человеку возвыситься над собой, можно назвать катарсистическими. Это избавление от чёрствости и равнодушия души.

Loading...Loading...