Наполеоновские войны. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс (8 класс) Анимированная карта образование и разгром империи наполеона

Слайд 2

План § 12:

  1. Жизнь во время империи.
  2. Причины ослабления наполеоновской империи.
  3. Поход в Россию.Освобождение европейских государств.
  4. Венский конгресс.
  5. «Христианский ответ на Французскую революцию».
  • Слайд 3

    Задание на урок

    Почему такая могущественная империя распалась?

    Слайд 4

    Жизнь во времена империи

    После Тильзитского мира империя Наполеона достигла своего могущества. Император был неутомимым тружеником, работавшим практически целые сутки.
    Наполеон Бонапарт

    Слайд 5

    По приказу Наполеона в Париже возвели мосты в честь Аустерлица и Йены, построили новые церкви, Триумфальные арки и Биржу.
    Триумфальная арка

    Слайд 6

    Лувр, называвшийся музеем Наполеона, стал хранилищем шедевров, вывезенных из завоёванных стран.
    Лувр

    Слайд 7

    Жизнь во времена империи:

    В распоряжении Наполеона было три королевских дворца, к национальным французским праздникам прибавился ещё один – день рождение императора, к его жене, Жозефине, обращались «мадам».
    Жозефина, первая жена Наполеона

    Слайд 8

    Жизнь во времена империи

  • Слайд 9

    В 1810 г. Наполеон женится на дочери австрийского императора Марии–Луизе, подарившая ему наследника, который умер молодым.
    Мария – Луиза Австрийская

    Наполеон II – сын Бонапарта

    Слайд 10

    Причины ослабления наполеоновской империи

    • Неурожайные годы;
    • Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли;
    • Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами;
    • Сложные отношения сзавоёванными странами;
    • Поборы и контрибуции;
    • Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов.
  • Слайд 11

    Определение

    Контрибуция - денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителям.

    Слайд 12

    Поход в Россию

    Уже в 1810 году Наполеон пришёл к выводу, что сокрушительный удар по Англии может быть нанесён только в Москве. У него созрел план: направить Великую армию в Россию, взять Москву и заключить договор с императором Александром I.

    Слайд 13

    В 1812 году Великая армия перешла реку Неман, вторглась в Россию и двинулась к Москве. В главном сражении у Бородино Наполеон не смог разбить армию Кутузова.

    Слайд 14

    Наполеон рассчитывал, что Александр I сам запросит мира, но этого не случилось. С наступлением холодов армия Наполеона покинула сожжённый город и вынуждена была двинуться обратно.

    Слайд 15

    Освобождение европейских государств.

    Император создал новую армию, поставив под ружьё вчерашних юнцов. В 1813 в сражении под Лейпцигом - « Битве народов» - армия была разбита.

    Слайд 16

    Освобождение европейских государств

    31 марта 1814 года войска коалиции вошли в Париж. Верхом на белом коне ехал русский император Александр I.

    Слайд 17

    Наполеона заставили подписать отречение, но оставили ему императорский титул. Отправили в ссылку на о. Эльба у берегов Италии.

    Слайд 18

    Королём Франции был провозглашён Людовик XVIII.Из армии были уволены 20 тыс. наполеоновских офицеров. Недовольство Бурбонами нарастало.
    Людовик XVIII

    Ход урока.

    1. Орг. начало урока.

    1. 1801г. - заключил соглашение (конкордат) с Римским папой о нормализации отношений. Отделение церкви от государства отменялось.

    Просмотр содержимого документа
    «План-конспект урока истории 8 класс "Разгром империи Наполеона. Венский конгресс"»

    « Разгром империи Наполеона. Венский конгресс»

    Цели: - рассмотреть причины краха империи Наполеона;

    Охарактеризовать послевоенное обустройство империи;

    Выяснить, кто участвовал в Венским конгрессе, какую цель преследовали участники конгресса, каков его итог; развитие УУД, умения работать с картой, обобщать, делать выводы.

    Оборудование: учебники, тетради учащихся, рабочие листы, компьютер, презентация, карта «Европа в 1799-1815 гг.

    Ход урока.

    1. Орг. начало урока.

    2. Проверка домашнего задания.

    1) Вспомните дату государственного переворота, в результате, которого Наполеон стал главой государства.

    2) расскажите о внутренней политике консульства Наполеона

      Способствовал развитию предпринимательской деятельности. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы.

      Провел реформу финансовой системы, включая создание французского банка и укрепление новой денежной единицы - франка.

      Развернул в стране большое строительство. Столица Франции стала еще красивее.

      Ускорил промышленный переворот, создал новые рабочие места.

      Запретил стачки и союзы рабочих. Тех, кто проявлял недовольство политикой Первого консула, ожидали казни, аресты, высылки.

      1801г. – заключил соглашение (конкордат) с Римским папой о нормализации отношений. Отделение церкви от государства отменялось.

      Объявил амнистию эмигрантам. Лично назначал бывших аристократов на важные государственные посты.

      Создал мощную машину полицейского сыска.

    3)Когда Наполеон стал императором? (1804)

    4) Какую из своих реформ Наполеон считал лучшей? («Гражданский Кодекс» 1804)

    5) Что из себя представлял «Гражданский Кодекс» Наполеона? (Провозгласил равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и др. Это было законодательство, отражающее либеральные ценности. Со старыми порядками во Франции было покончено навсегда. Кодекс распространился по всем европейским странам.

    6) Используя кластер, который вы должны были составить дома, охарактеризуйте завоевательную политику Наполеона.

    7) какие меры включала Континентальная блокада? (запрет на торговлю с Англией)

    8) Почему на Ваш взгляд Наполеон одерживал блистательные победы над своими противниками? (В значительной мере потому, что Франция – более прогрессивное государство, имела прогрессивный общественный строй и военную организацию).

    3. Работа с картой.

    Ребята, на партах у вас лежат контурные карты. Сейчас мы поработаем с ними. Откройте карту на стр.43 учебника, изучите условные обозначения. Пользуясь картой учебника, обозначьте стрелками на ваших картах направления походов Наполеона, годы походов, годы и места основных сражений.

    Один ученик работает у карты на оценку.

    4. Сообщение темы и целей урока.

    На прошлом уроке мы выяснили причины успеха Наполеона. На сегодняшнем уроке нам предстоит узнать о крахе Наполеона и сделать вывод о причинах его краха.

    Откройте тетради, запишите число и тему: «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс».(слайд №1)

    Задание на урок.

    Почему могущественная империя Наполеона распалась? (Слайд №2)

    Даты: (Слайд № 3)

    1815 г. – договор об образовании Священного союза.

    На партах перед вами лежат рабочие листы, которые вы должны будете заполнять в течении урока.

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя.

    После 1807 года империя Наполеона достигла своего могущества. Император был неутомимым тружеником – работал неистово. Мог проснуться ночью и написать приказ. Спал не более четырех часов. Все было под его контролем. Однако империя его уже клонилась к закату. (Слайд № 4,5,6) (прочти стр. 89-90 пункт 1.)

      Был ли у Наполеона наследник?

    Назови жен Наполеона

    Стремление к укреплению своей власти привело к разводу с Жозефиной, т.к. у них не было общих детей. Кроме того, Бонапарт страстно стремился породниться с какой-либо законной династией. В 1810 г. Наполеон женится на дочери австрийского императора Марии –Луизе, подарившая ему наследника, который умер молодым.

    (Слайд № 7,8)

    5. Самостоятельная работа учащихся:

    Прочитайте пункт на стр. 90 и попытайтесь выделить причины ослабления наполеоновской империи. Зафиксируйте их в своих рабочих листах.

    Учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем совместно проверяют.

    (Слайд №9) Причины ослабления империи Наполеона:

      Неурожайные годы

      Поборы и контрибуции

    С временем в Наполеоне крепло убеждение, что Англию можно « поставить на колени»,только разорив её континентальной блокадой, в которой должны участвовать все покорённые им страны. Среди государств, которые тайно нарушали эту блокаду была Россия. Уже в 1810 году Наполеон пришёл к выводу, что сокрушительный удар по Англии может быть нанесён только в Москве. У него созрел план: направить Великую армию в Россию, взять Москву и заключить договор с императором Александром I.

    (Слайд № 10) В 1812 году Великая армия перешла реку Неман, вторглась в Россию и двинулась к Москве. В главном сражении у Бородино Наполеон не смог разбить армию Кутузова.

    Наполеон рассчитывал, что Александр I сам запросит мира, но этого не случилось. С наступлением холодов армия Наполеона покинула сожжённый город и вынуждена была двинуться обратно.

    Вернувшись в Париж, Наполеон развернул кипучую деятельность по созданию новой армии. Но ситуация резко обострилась. Во главе с Россией возникла коалиция, в состав которой вошли Англия, Австрия, Швеция, Пруссия, Испания и Португалия.

    Император создал новую армию, поставив под ружьё вчерашних юнцов. В решающем трёхдневном сражении под Лейпцигом – « Битве народов» - армия была разбита. (Слайд №11)

    31 марта 1814 года войска коалиции вошли в Париж. Верхом на белом коне ехал русский император Александр I.

    Внимательно слушайте мое объяснение и кратко восстановите последовательность последних событий жизни Наполеона.

    Наполеона заставили подписать отречение, но оставили ему императорский титул. Попрощавшись со старой гвардией и поцеловав знамя 1-го гренадёрского полка, он покинул дворец. Его отправили в почётную ссылку на остров Эльба у берегов Италии.

    (Слайд № 12) Королём Франции был провозглашён Людовик XVIII. Из армии были уволены 20 тыс. наполеоновских офицеров. Недовольство Бурбонами нарастало.

    После вторичного отречения Наполеон был сослан на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он скончался 5 мая 1821 года.

    Пребывание Наполеона на о-ве Св. Елены не было слишком тягостным (у него даже была собственная свита), так как англичане относились к нему как знатному пленнику.

    Однако проблемы со здоровьем ухудшали последние годы жизни императора. По мнению самого Наполеона и его свиты, причинами ухудшения самочувствия стало не только ограничение деятельности Бонапарта, а и нездоровый климат острова. Лечащий врач Наполеона диагностировал у него гепатит, но Бонапарт подозревал рак, переданный ему по наследству отцом. В 1821 году в виду резкого ухудшения самочувствия – Наполеону уже трудно было передвигаться самостоятельно, постоянные боли сильно мучили его, он составил завещание. Наполеон скончался 5 мая 1821 года и был погребен недалеко от Лонгвуда. Но в 1840 году Бонапарт был перезахоронен во Франции в Доме инвалидов в Париже (это было его последней волей).

    6. Выступление учащегося с сообщением о Венском конгрессе (Слайд № 13).

    Учащиеся по ходу выступления, используя учебник, заполняют рабочий лист, затем совместно с учителем проверяют.(Слайд № 14)

    Какие территории отошли?

    Герцогство Варшавское

    Мальта, Цейлон, Капская земля.

    Венеция и Ломбардия

    Часть Рейнской области и Вестфалия

    Норвегия.

    7. Подведение итога урока.

    Почему могущественная империя Наполеона распалась?

      Неурожайные годы

      Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли

      Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами

      Сложные отношения с завоёванными странами

      Поборы и контрибуции

      Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов

      потеря армии в России вследствие таланта русских полководцев, массового героизма русских людей;

      создание новой антифранцузской коалиции;

      длительные войны истощили ресурсы Франции.

    8. Домашнее задание (Слайд № 15):

    Параграф 12, учить даты; выполнить оставшееся задание на рабочем листе.

    9. Выставление оценок.

    Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

    Дата проведения:

    Цель урока : выяснить основные причины разгрома империи Наполеона.

    Тип урока : комбинированный с элементами дискуссии.

    Задачи:

    - образовательные: познакомить учащихся с основными событиями «французской революции».

    - развивающие : усовершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческими датами.

    - воспитательные : способствовать целостному мировоззрению учащихся.

    Планируемые результаты :

    - предметные : знать основные события «французской революции»; уметь искать, анализировать, оценивать информацию о событиях.

    - личностные: расширение представлений учащихся о народах и государствах мира, формирование коммуникативной компетенции.

    - метапредметные: умение отбирать информацию, формировать мысль, организовывать совместную деятельность с учителем, учащимися.

    Новые понятия : Венский конгресс.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Microsoft Power Point», учебник, индивидуальные карточки.

    Ход урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный момент

    Приветствие, организация внимания школьников.

    Подготовка класса к работе

    3. Актуализация знаний

    На экране слова Сперанского: «Его детище сильно и могущественно, но держится на войне, от которой устал народ и будущее становится зыбким и неопределенным ». (Слайд)

    1.Скажите, о ком идет речь в данной цитате?

    2.Как вы понимаете понятие «детище»?

    3.Что можно назвать детищем Наполеона?

    4. Действительно ли Империя Наполеона сильна и могущественна? Какие факты могут свидетельствовать об этом?(Учитель поэтапно складывает схему на доске из ответов учащихся (карточки).

    5. Ребята, скажите, почему Сперанский считает, что будущее могущественной империи становится «зыбким и неопределенным»?

    Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме

    1.Наполеон.

    2. Высказывают свое понимание данного понятия (То, что создано собственными усилиями).

    3. Империю Наполеона.

    4. Перечисляют факты (могущественная армия, авторитет личной власти)

    5. Так как народ действительно устал от войны, завоеванные народы устали от гнета и низкого уровня жизни.

    2. Постановка цели и задач урока

    Ребята, скажите, о чем же сегодня мы будем говорить?

    (Учитель подытоживает ответы учеников)

    Верно, ребята! Главная цель нашего урока:
    выяснить основные причины разгрома империи Наполеона

    Выдвигают варианты формулировок темы урока, цели; участвуют в их обсуждении. Анализируют.

    (О падении империи Наполеона.)

    Записывает тему в тетрадь. (Слайд)

    4. Усвоение новых знаний

    Учитель рассказывает новый материал:

      После заключения Тильзитского мира империя Наполеона достигла вершины могущества. Наполеон окружил себя знатью.

    Но, что бы закрепиться на троне ему нужен был наследник царских кровей. Поэтому, считая свою жену Жозефину бесплодной, он разводится с нею и берет в жены принцессу австрийскую Марию-Луизу, в браке с которой у него рождается сын и который умирает в младенчестве.

    Но внешняя идиллия нарушалась внутренним кризисом. Два последних года стали неурожайными и вызвали спад промышленности и торговли. В это время наполеоновские поборы достигли вершины, душил народ и «налог кровью».

    Со временем Наполеон понял, что поставить Англию «на колени» можно только в Москве.

    (Опираясь на материал Истории России, ребята, скажите, что предпринимает Наполеон?)

    Наполеон собирает армию и идет на Москву. (Карта на экране) Этот поход был успешен, войдя в Москву Наполеон увидел пустой город. Погодные условия, непривычные для французов, уменьшают в количестве Великую армию. Император, оставив ее, бежит в Париж. Но русская армия(возглавившая антифранцузскую коалицию) настигает его. Император создал новую армию, поставив под ружьё вчерашних юнцов. В решающем трёхдневном сражении под Лейпцигом – «Битве народов» - армия была разбита.(16-19 октября 1813г) (Слайд)

    после чего Наполеон подписывает пакт от отречении от престола.

    Его ссылают на остров Эльба у берегов Италии.

    После падения Наполеона королем провозглашают Людовика XVIII. Но народ был недоволен новым правителем, т.к тот стремился вернуть старые - до наполеоновские порядки. Воспользовавшись этим Наполеон бежит с Эльбы и собирает не многочисленную армию. На встречу ему Людовик отправляет армию, но в последствии она полностью переходит под командование Наполеона. Приближаясь к Парижу Наполеон увеличивает численность армии за счет признавших в нем императора граждан. В этого момента наступают 100 дней правления Наполеона.

    (Ребята, скажите, почему только 100 дней правил Наполеон, что же помешало его правлению?)

    1 марта 1815 г. (Слайд) - состоялось сражение при Ватерлоо, в ходе которой французская армия потерпела поражение. Наполеон второй раз подписывает акт об отречении от престола, но при этом еще и лишается титула императора. Его ссылают на остров Святой Елены, где в последствии он скончается.

    После свержения Наполеона представители всех стран (кроме Турции) собрались на мировой дипломатический конгресс (Венский конгресс), с целью урегулирования вопросов о распределении территорий захваченных Наполеоном.

    (Ребята, я попрошу вас взять на краю стола конверты с задание №1. Перед вами таблицы для самостоятельного заполнения)

    Все решения Венского Конгресса были собраны в Акте Венского Конгресса.

    (Слайд)

    1) Конгресс санкционировал включение в состав нового королевства Нидерландов территории Австрийских Нидерландов (современная Бельгия),

    2) однако все остальные владения Австрии вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия, Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль.

    3) Пруссии досталась часть Саксонии, значительная территория Вестфалии и Рейнской области.

    4) Дания, бывшая союзница Франции, лишилась Норвегии, переданной Швеции.

    5) В Италии была восстановлена власть папы римского над Ватиканом и Папской областью, а Бурбонам вернули Королевство Обеих Сицилий.

    6) Был также образован Германский союз.

    7) Часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское, а русский император Александр I становился и польским королём.

    Делают запись в тетрадь (Записывают причины ослабления наполеоновской империи:

    (Слайд) Причины ослабления империи Наполеона:

    Неурожайные годы

    Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли

    Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами

    Сложные отношения с завоёванными странами

    Поборы и контрибуции

    Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов

    Отвечают на вопрос (Отечественная война 1812г.)

    Записываю дату в тетрадь.

    Записываю дату в тетрадь.

    Отвечают на вопрос (Так как Наполеон вновь собирает армию для похода на Москву)

    Записывают дату в тетрадь.

    Самостоятельно читают учебник: А.Я.Юдовская «Всеобщая история. История Нового времени 8 класс» -стр.93 и заполняют таблицу «Решение Венского конгресса»

    (По истечении времени (5 мин) проверяют вместе с учителем)

    5. Первичная проверка понимания

    Учитель задает вопросы:

      Ребята, как вы считаете могло ли все сложиться по другому для империи Наполеона?

      Что пошатнуло могущество империи?

    Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, анализируют.

    6. Первичное закрепление материала

    Ребята, возьмите конверты №2.

    Вам необходимо выполнить тестирование.

    (После окончания работы (3 мин) учащиеся обмениваются заданием с соседом по парте и проверяют работы друг друга.

    Выполняют задание (тестирование).

    Обмениваются работами для проверки.

    7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    После проговаривания всех вариантов ответов, корректировки ошибок учащиеся сверяют свои ответы с ответами на экране)(Слайд)

    Анализирую, доказывают свою точку зрения.

    8.Домашнее задание

    §12 стр.89-97, карточка (конверт №3)

    Делают запись в дневник

    Оценочная деятельность

    5. Рефлексия

    Ребята, наш урок подходит к концу и я попрошу вас сделать выводы, используя незаконченные фразы на экране. (Слайд)

    сегодня я узнал…
    было интересно…
    было трудно…
    я выполнял задания…
    я понял, что…
    теперь я могу…
    я почувствовал, что…
    я приобрел…
    я научился…
    у меня получилось …
    я смог…

    Выставление оценок.

    Благодарю всех за работу.

    Урок окончен.

    Делают выводы.

    Оценивают результат собственной деятельности

    Ключевые слова конспекта: вершина могущества империи, причины ослабления империи, поход в Россию, сражение под Лейпцигом, вступление в Париж, отречение и ссылка Наполеона, разгром империи Наполеона, реставрация Бурбонов, возвращение Наполеона, битва при Ватерлоо, вторичное отречение и ссылка, Венский конгресс, Священный союз.

    После Тильзитского мира (1807) империя Наполеона достигла вершины своего могущества. Император был неутомимым тружеником - работал неистово. Мог проснуться ночью и написать приказ, спал не более четырёх часов. К 1811 г. в империи было 130 департаментов, и в них проводились большие строительные работы: сооружались дороги, тоннели, мосты, построили новые церкви, Триумфальные арки, Биржу.

    Стремление к укреплению династии привело императора к разводу с Жозефиной. В 1810 г. он женился на дочери австрийского императора Марии Луизе. В этом браке родился сын, Наполеон II , но он умер совсем молодым.

    Причины ослабления наполеоновской империи:

    1. сильнейшие неурожаи в течении двух лет;
    2. континентальная блокада вызвала спад производства;
    3. из-за постоянных войн налоги повышались;
    4. продолжавшаяся война на Пиренейском полуострове требовала всё больше ресурсов;
    5. огромный удар империи нанесла гибель почти всей Великой армии в России.

    Поход в Россию

    Император был также убеждён в осуществимости континентальной блокады, в том, что он может заставить все европейские страны участвовать в ней. Среди государств, тайно нарушавших условия блокады, была и Россия. В 1810 году у императора созрел план: направить Великую армию в Россию, взять Москву.

    12 (24) июня 1812 г. Великая армия перешла русскую границу и двинулась на Москву. 26 августа (7 сентября) в главном сражении у Бородино Наполеон не смог раз громить русскую армию под командованием М. И. Кутузова. Заняв Москву, император так и не дождался подписания мира. С наступлением холодов его армия покинула сожжённый город и вынуждена была двинуться в обратный путь. Преследования российских войск и морозы ускорили её гибель.

    Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов

    Во главе с Россией возникла новая антифранцузская коалиция, в состав которой вошли Великобритания, Пруссия, Австрия, Швеция, Испания и Португалия. В решающем трёхдневном сражении под Лейпцигом 16-19 октября 1813 г. - «Битве народов» - основные силы армии Наполеона были разгромлены. Это был крах могущества наполеоновской империи.

    31 марта 1814 г. войска коалиции вошли в Париж. Верхом на белом коне ехал . Собравшийся Сенат проголосовал за возведение на трон Людовика XVIII , брата казнённого короля Людовика XVI. Наполеона заставили подписать акт отречения, оставили императорский титул и отправили в ссылку на о. Эльба у берегов Италии. Победители стремились восстановить старый порядок.

    Возвращение Наполеона. Вторичное отречение

    1 марта 1815 г. император со своими приближёнными и отрядом из 900 солдат самовольно двинулись на Париж. Недовольство Бурбонами было настолько сильно, а обаяние Наполеона столь велико, что народ простил ему беды, которые принесли войны императора. На всём пути к столице войска переходили на его сторону. Армия императора без единого выстрела вошла в Париж, Бонапарта на руках внесли во дворец, из которого накануне бежал Людовик XVIII. Но продержаться у власти Наполеону удалось всего 100 дней.

    18 июня 1815 г. состоялась битва при Ватерлоо (к югу от Брюсселя), которую французская армия проиграла. 22 июня Бонапарт вторично подписал отречение от трона. На этот раз его лишили императорского титула и сослали на крошечный остров Святой Елены в южной части Атлантического океана, где он и скончался 5 мая 1821 г.

    В Европе на несколько лет наступил период реакции - частичного восстановления привилегий дворян, подавления общественных движений. Но проведённые Наполеоном преобразования были уже необратимы.

    Венский конгресс

    30 мая 1814 г. Россия, Великобритания, Англия, Испания, Пруссия и Португалия подписали мирный договор с Францией, по которому она лишалась всех завоёванных территорий и возвращалась к границам до 1792 г. После свержения Наполеона в сентябре 1814 г. в Вене собрался первый в мировой истории дипломатический конгресс представителей почти всех европейских государств (не была представлена только Турция).

    Венский конгресс должен был решить судьбы послевоенной Европы: восстановить прежние династии и власть дворянства, произвести территориальный передел, создать правопорядок, который исключил бы возникновение новых войн. Хотя на конгресс съехалось свыше двухсот государей и министров от разных стран, главную роль играли представители Великобритании, Австрии, Пруссии и России. Однако их планам мешала твёрдая позиция главы французской делегации Ш.-М. Талейрана, министра иностранных дел Людовика XVIII.

    В результате всех договорённостей Россия получила часть Польши - герцогство Варшавское; Пруссия - богатые и экономически развитые провинции - Рейнскую область и Вестфалию, а также западные польские земли. К Австрии отошли две итальянские области - Ломбардия и Венеция. Вместо двухсот с лишним мелких немецких княжеств был создан Германский союз 39 государств. Самыми крупными из них были Австрия и Пруссия. Великобритания удержала за собой остров Мальта, важный опорный пункт в Средиземном море, и бывшие голландские колонии - остров Цейлон у берегов Индии и Капскую землю на юге Африки.

    Восстановлена была светская власть папы над Римской областью, а в Неаполитанском королевстве власть перешла к прежней династии Бурбонов. Восстановили и трон Бурбонов в Испании. Территорию Франции возвратили к границам 1792 г.; кроме того, она должна была выплатить огромную контрибуцию.

    Значение решений Венского конгресса. Венский конгресс определил послевоенное устройство Европы. Он впервые в истории документально закрепил принципы международных отношений, которые должны были предотвратить новые общеевропейские войны. Однако многие другие возможные последствия удалось предотвратить французской дипломатии во главе с Талейраном. Последний смог посеять взаимное недоверие между делегациями стран-победительниц, в результате Франция не понесла значительных территориальных потерь и сохранила статус великой европейской державы. В результате решений Венского конгресса Европа впервые была охвачена системой договоров, которая просуществовала до середины XIX в.

    Священный союз

    Для поддержания всеобщего мира, сохранения границ, установленных Венским конгрессом, и борьбы с революционным движением в сентябре 1815 г. императоры России и Австрии, а также король Пруссии заключили Священный союз . Победители Наполеона считали, что они устанавливают европейское равновесие. В период с 1818 по 1821 г. вся их деятельность свелась к борьбе с революциями. Совместными усилиями были задушены революции в Испании и Италии. В других же вопросах единства в политике членов Союза не существовало.

    Это конспект по теме «Разгром империи Наполеона» . Выберите дальнейшие действия:

    • Перейти к следующему конспекту:

    План § 12:1. Жизнь во время империи.
    2. Причины ослабления наполеоновской
    империи.
    3. Поход в Россию.Освобождение
    европейских государств.
    4. Венский конгресс.
    5.«Христианский ответ на Французскую
    революцию».

    Задание на урок:

    Почему такая
    могущественная
    империя распалась?

    Жизнь во времена империи:

    Наполеон
    Бонапарт
    После Тильзитского
    мира империя
    Наполеона
    достигла своего
    могущества.
    Император был
    неутомимым
    тружеником,
    работавшим
    практически целые
    сутки.

    Жизнь во времена империи:

    По приказу Наполеона
    в Париже возвели
    мосты в честь
    Аустерлица и Йены,
    построили новые
    церкви,
    Триумфальные арки
    и Биржу.
    Триумфальная арка

    Жизнь во времена империи:

    Лувр,
    называвшийся
    музеем
    Наполеона, стал
    хранилищем
    шедевров,
    вывезенных из
    завоёванных
    стран.
    Лувр

    Жизнь во времена империи:

    В распоряжении
    Наполеона было три
    королевских дворца, к
    национальным
    французским
    праздникам
    прибавился ещё один
    – день рождение
    императора, к его
    жене, Жозефине,
    обращались « мадам»
    Жозефина, первая жена
    Наполеона

    Жизнь во времена империи:

    Жизнь во времена империи:

    Мария – Луиза
    Австрийская
    Наполеон II –
    сын Бонапарта
    В 1810 г. Наполеон женится на дочери австрийского императора
    Марии –Луизе, подарившая ему наследника, который умер
    молодым.

    Причины ослабления наполеоновской империи:

    Неурожайные годы
    Континентальная блокада вызвала
    спад в промышленности и торговли
    Недовольство непрерывными войнами
    и рекрутскими наборами
    Сложные отношения с завоёванными
    странами
    Поборы и контрибуции
    Ненависть к угнетателям со стороны
    завоёванных народов

    Определение:

    контрибуция -
    Денежная сумма,
    налагаемая на побежденное
    государство победителям

    Поход в Россию

    Уже в 1810 году
    Наполеон пришёл к
    выводу, что
    сокрушительный удар
    по Англии может быть
    нанесён только в
    Москве. У него созрел
    план: направить
    Великую армию в
    Россию, взять Москву
    и заключить договор с
    императором
    Александром I.

    Поход в Россию

    В 1812 году Великая
    армия перешла реку
    Неман, вторглась в
    Россию и двинулась
    к Москве. В главном
    сражении у
    Бородино Наполеон
    не смог разбить
    армию Кутузова.

    Поход в Россию

    Наполеон рассчитывал,
    что Александр I сам
    запросит мира, но этого
    не случилось. С
    наступлением холодов
    армия Наполеона
    покинула сожжённый
    город и вынуждена
    была двинуться
    обратно.

    Император создал
    новую армию,
    поставив под
    ружьё вчерашних
    юнцов. В 1813 в
    сражении под
    Лейпцигом –
    « Битве
    народов» - армия
    была разбита.

    Освобождение европейских государств.

    31 марта 1814 года
    войска коалиции
    вошли в Париж.
    Верхом на белом
    коне ехал
    русский
    император
    Александр I.

    Освобождение европейских государств.

    Наполеона заставили
    подписать отречение,
    но оставили ему
    императорский титул.
    Отправили в ссылку
    на о.Эльба у берегов
    Италии

    Освобождение европейских государств.

    Королём Франции был
    провозглашён
    Людовик XVIII.Из
    армии были уволены
    20 тыс.
    наполеоновских
    офицеров.
    Недовольство
    Бурбонами нарастало.
    Людовик XVIII

    Полёт орла

    1815 г. битва при
    Ватерлоо
    После вторичного
    отречения
    Наполеон был
    сослан на остров
    Святой Елены в
    Атлантическом
    океане, где он
    скончался 5 мая
    1821 года.

    Венский конгресс

    После свержения Наполеона в 1814 году в
    Вене собрался первый дипломатический
    конгресс представителей почти всех
    государств (кроме Турции)

    Венский конгресс 1814-1815 гг. -
    общеевропейская конференция, в ходе
    которой была выработана система
    договоров, направленных на
    восстановление феодальноабсолютистских монархий,
    разрушенных французской революцией
    1789 года и наполеоновскими войнами,
    и были определены новые границы
    государств Европы. .

    Венский конгресс нем.Wiener Kongress
    Дата проведения сентябрь 1814-июнь
    1815 г.
    Место
    проведения Вена, Австрийская империя
    Участники Российская империя
    Великобритания
    Австрийская империя
    Пруссия
    Франция
    Португалия

    Рассмотренные вопросы:
    Пересмотр итогов наполеоновских войн
    Результаты:
    Парижские мирные договоры;
    Создание Священного союза
    Венская система международных
    отношений

    Участники
    Россию на конгрессе представляли Александр
    I, К. В. Нессельроде и А. К. Разумовский (в
    работе спецкомиссий принимал участие Иоганн
    фон Анштетт);
    Великобританию - Р. С. Каслри и
    А. У. Веллингтон;
    Австрию - Франц I и К. Меттерних,
    Пруссию - К. А. Гарденберг, В. Гумбольдт,
    Францию - Шарль Морис де ТалейранПеригор
    Португалию - Педро де Соуза Гольштейн де
    Палмела

    Решения
    Европа после Венского конгресса
    Все решения Венского Конгресса были собраны в Акте Венского
    Конгресса.
    Конгресс санкционировал включение в состав нового королевства
    Нидерландов территории Австрийских Нидерландов
    (современная Бельгия), однако все остальные владения Австрии
    вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия,
    Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль.
    Пруссии досталась часть Саксонии, значительная территория
    Вестфалии и Рейнской области.
    Дания, бывшая союзница Франции, лишилась Норвегии,
    переданной Швеции.
    В Италии была восстановлена власть папы римского над
    Ватиканом и Папской областью, а Бурбонам вернули Королевство
    Обеих Сицилий.
    Был также образован Германский союз.
    Часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в
    состав Российской империи под названием Царство Польское, а
    русский император Александр I становился и польским королём.

    Значение
    Конгресс определил новую расстановку
    сил в Европе, сложившуюся к концу
    наполеоновских войн, на долгое время
    обозначив ведущую роль странпобедительниц - России, Австрии и
    Великобритании - в международных
    отношениях.
    В результате конгресса сложилась Венская
    система международных отношений и был
    создан Священный союз европейских
    государств, имевший целью обеспечение
    незыблемости европейских монархий.

    Венский конгресс

    Прочитайте пункт на стр.93 и
    выполните задание 5 на стр.95
    Страны
    -победительницы
    РОССИЯ
    ПРУССИЯ
    АВСТРИЯ
    АНГЛИЯ
    Территории +

    Подведём итог урока

    Вопросы на стр. 94-95

    Задание на урок:

    Почему такая
    могущественная
    империя распалась?

    Домашнее задание

    § 12,
    вопросы по плану,
    записи

    В работе использованы ресурсы:
    http://napoleona.ru/photo/dnevnik-jizni-napoleona/
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B2%D1%80
    http://images.rambler.ru/search?query=%D0%B2%D1%8A
    %D0%B5%D0%B7%D0%B4+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA
    %D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0+%D0%9F
    %D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B2+
    %D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6+%D0%BD%D0%B0+
    %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5
    Антоненкова Анжелика Викторовна
    учитель истории МОУ Будинской ООШ
    Тверской области

    На-по-лео-нов-скими войнами принято называть войны, ко-то-рые вела Фран-ция про-тив европей-ских стран в пе-ри-од прав-ле-ния На-по-лео-на Бо-на-пар-та, то есть в 1799-1815 гг. Европейские страны создавали антинаполеоновские коалиции, но их силы были недостаточны, чтобы сломить мощь наполеоновской армии. Наполеон одерживал победу за победой. Но вторжение в Россию в 1812 году изменило ситуацию. Наполеон был изгнан из России, и русская армия начала заграничный поход против него, который закончился вторжением русских в Париж и потерей Наполеоном титула императора.

    Рис. 2. Британский адмирал Горацио Нельсон ()

    Рис. 3. Битва под Ульмом ()

    2 декабря 1805 года Наполеон одержал блестящую победу под Аустерлицем (рис. 4). Кроме Наполеона, в этой битве лично участвовал император Австрии и российский император Александр I. Разгром антинаполеоновской коалиции в центральной Европе позволил Наполеону вывести из войны Австрию и сосредоточиться на других регионах Европы. Так, в 1806 году он провел активную компанию по захвату Неаполитанского королевства, которое было союзником России и Англии против Наполеона. Наполеон хотел посадить на Неаполитанский престол своего брата Жерома (рис. 5), а в 1806 годуон сделал голландским королем еще одного своего брата, Людовика I Бонапарта (рис. 6).

    Рис. 4. Битва под Аустерлицем ()

    Рис. 5. Жером Бонапарт ()

    Рис. 6. Людовик I Бонапарт ()

    В 1806 году Наполеону удалось кардинально решить германскую проблему. Он ликвидировал государство, которое просуществовало почти 1000 лет, - Священную Римскую империю . Из 16 германских государств было создано объединение, получившее название Рейнский союз . Сам Наполеон стал протектором (защитником) этого Рейнского союза. Фактически эти территории тоже были поставлены под его контроль.

    Особенностью этих войн, которые в истории получили название Наполеоновские войны , было то, что состав противников Франции все время менялся . К концу 1806 года в антинаполеоновскую коалицию входили уже совершенно другие государства: Россия, Англия, Пруссия и Швеция . Австрии и Неаполитанского королевства в этой коалиции уже не было. В октябре 1806 года коалиция была практически полностью разгромлена. Всего в двух сражениях, под Ауэрштедтом и Йеной, Наполеону удалось расправиться с войсками союзников и принудить их к подписанию мирного договора. Под Ауэрштедтом и Йеной Наполеон разбил прусские войска. Теперь ничто не мешало ему продвинуться дальше на север. Наполеоновские отряды вскоре заняли Берлин . Таким образом, еще один важный соперник Наполеона в Европе был выведен из игры.

    21 ноября 1806 года Наполеон подписал важнейший для истории Франции декрет о континентальной блокаде (запрет всем подвластным ему странам торговать и вообще вести какие-либо дела с Англией). Именно Англию Наполеон считал своим главным врагом. В ответ Англия блокировала французские порты. Однако Франция не могла деятельно противостоять торговле Англии с другими территориями.

    Соперником оставалась Россия . В начале 1807 года Наполеону удалось разбить русские войска в двух сражениях на территории Восточной Пруссии.

    8 июля 1807 года Наполеон и Александр I подписали Тильзитский мир (рис. 7). Этот договор, заключенный на границе России и контролируемых французами территорий, провозглашал добрососедские отношения между Россией и Францией. Россия обязалась присоединиться к континентальной блокаде. Однако этот договор означал только временное смягчение, но никак не преодоление противоречий между Францией и Россией.

    Рис. 7. Тильзитский мир 1807 года ()

    Сложные отношения у Наполеона возникли с Римским Папой Пием VII (рис. 8). У Наполеона с папой римским было соглашение о разделении полномочий, но их отношения стали ухудшаться. Наполеон считал церковное имущество принадлежащим Франции. Папа римский не стал это терпеть и после коронации Наполеона в 1805 году возвратился в Рим. В 1808 году Наполеон ввел в Рим свои войска и лишил папу светской власти. В 1809 году Пий VII издал специальный указ, в котором проклинал грабителей церковного имущества. Однако Наполеона он в этом указе не упоминал. Эта эпопея кончилась тем, что римского папу чуть ли не насильно перевезли во Францию и заставили жить во дворце Фонтенбло.

    Рис. 8. Папа Римский Пий VII ()

    В результате этих завоевательных походов и дипломатических усилий Наполеона к 1812 году под его контролем находилась огромная часть Европы. Через родственников, военачальников или военные завоевания Наполеон подчинил себе практически все государства Европы. Вне его зоны влияния оставались только Англия, Россия, Швеция, Португалия и Османская империя, а также Сицилия и Сардиния.

    24 июня 1812 года наполеоновская армия вторглась в Россию . Начало этой кампании для Наполеона было удачным. Он сумел пройти значительную часть территории Российской империи и даже захватить Москву. Удержать город он не смог. В конце 1812 года Наполеоновская армия бежала из пределов России и снова попала на территорию Польши и германских государств. Русское командование решило продолжать преследование Наполеона за пределами территории Российской империи. В историю это вошло как Заграничный поход русской армии . Он был очень успешным. Еще до начала весны 1813 года русским войскам удалось взять Берлин.

    С 16 по 19 октября 1813 года под Лейпцигом проходило крупнейшее сражение в истории наполеоновских войн , известное как «битва народов» (рис. 9). Такое название битва получила из-за того, что в ней принимало участие почти полмиллиона человек. Наполеон при этом располагал 190 тысячами солдат. Его соперники во главе с англичанами и русскими располагали примерно 300 тысячами солдат. Численный перевес был очень важен. Кроме того, войска Наполеона не имели той готовности, в которой они находились в 1805 или в 1809 году. Значительная часть старой гвардии была уничтожена, и поэтому Наполеону приходилось брать в свою армию людей, не имеющих серьезной военной подготовки. Это сражение для Наполеона завершилось неудачно.

    Рис. 9. Битва под Лейпцигом 1813 года ()

    Союзники сделали Наполеону выгодное предложение: они предлагали ему сохранить свой императорский трон, если он согласится урезать Францию до границ 1792 года, то есть он должен был отказаться от всех завоеваний. Наполеон с негодованием отказался от этого предложения.

    1 марта 1814 года участники антинаполеоновской коалиции - Англия, Россия, Австрия и Пруссия - подписали Шомонский трактат . В нем прописывались действия сторон по ликвидации режима Наполеона. Участники договора обязались выставить 150 тысяч солдат для того, чтобы решить французский вопрос раз и навсегда.

    Несмотря на то что Шомонский трактат был лишь одним в череде европейских договоров XIX века, ему было отведено особое место в истории человечества. Шомонский трактат был одним из первых договоров, направленных не на совместные завоевательные походы (не носил агрессивной направленности), а на совместную оборону. Подписавшие Шомонский трактат настаивали на том, чтобы войны, которые сотрясали Европу на протяжении 15 лет, наконец, завершились и эпоха наполеоновских войн закончилась.

    Практически через месяц после подписания этого договора, 31 марта 1814 года, русские войска вошли в Париж (рис. 10). Этим и завершился период наполеоновских войн. Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Эльба, который был передан ему в пожизненное владение. Казалось, что его история на этом завершена, но Наполеон попытался вернуться к власти во Франции. Об этом вы узнаете на следующем уроке.

    Рис. 10. Русские войска входят в Париж ()

    Список литературы

    1. Жомини. Политическая и военная жизнь Наполеона. Книга, посвященная военным кампаниям Наполеона до 1812 года

    2. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. - М.: Мысль, 1989.

    3. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.

    4. Тарле Е.В. «Наполеон». - 1994.

    5. Толстой Л.Н. «Война и мир»

    6. Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. - М., 1997.

    7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.

    Домашнее задание

    1. Назовите основных противников Наполеона на протяжении 1805-1814 гг.

    2. Какие битвы из серии наполеоновских войн оставили наибольший след в истории? Почему они интересны?

    3. Расскажите об участии России в наполеоновских войнах.

    4. Какое значение имел Шомонский трактат для европейских государств?

  • Loading...Loading...