Статья про крещение 19 января. Как народ проводит этот день и какие традиции поддерживает. Вечерня в день Навечерия праздника

В Крещенский сочельник были совершены Литургия св. Василия Великого и чин великого освящения воды.

В сам день праздника Богоявления была совершена Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.

После заамвонной молитвы было совершено великое освящение воды.

Освящение воды совершалось в течение всего дня сочельника и самого праздника Крещения Господня, а также, по традиции, будет совершаться по мере необходимости до дня отдания праздника Крещения.

Праздник Крещения Господня

Непостижимое таинство открывает ныне просвещенному светом Истины уму праздник Крещения Господня. Воплотившийся Бог – Господь Иисус Христос, сходит в воды Иордана, освящая и восстанавливая некогда растленное грехом человека водное естество, сообщая ему Силу и благодать Святого Духа, воспринимая которые в крещальной купели каждый христианин становится участником нетленной вечности в Царстве Небесного Отца.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество - на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения.

Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа - Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, - говорит Предтеча,- но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:

«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

Богоявление является одним из древнейших христианских торжеств, отмечавшимся уже в III веке. Вначале в разных поместных Церквах с этим праздником связывались воспоминания различных событий, связанных с рождением Спасителя, Его пришествия в мир, крещения в Иордане от Иоанна и первого чуда на браке в Кане Галилейской. В литургическом календаре армянской Церкви такая практика сохраняется до наших дней, а в латинской литургической традиции в день Богоявления поминается поклонение волхвов Богомладенцу Христу, а крещение Спасителя в Иордане поминается в ближайшее воскресение после 6 января. Праздник Богоявления, как память о крещении Спасителя в Иордане, обрел значение после того, как был установлен праздник Рождества Христова 25 декабря, в день декабрьских календ. Рождество сначала стали праздновать в Риме (не позднее 354 г.), при папе Юлии, позднее и на Востоке. «Апостольские постановления», канонический памятник сирийского происхождения и датируемый исследователями приблизительно 380 г., повелевает праздновать Рождество (25 декабря) и «День явления, в который Господь показал нам Божество Свое» (6 января). В Константинополе праздник Рождества был введен св. Григорием Богословом в 379 г. во время его недолгого правления столичной кафедрой. Таким образом, праздник Богоявления, как память крещения Христа и явления Святой Троицы, с чем и связано возникновение обычая освящать воду в этот день, был установлен не ранее конца IV века.

В Иерусалиме разделение праздников Рождества и Богоявления произошло несколько позднее. Отрывочные сведения о богослужебном чине Богоявленского освящения воды в Иерусалимской Церкви сообщает нам «Иерусалимский канонарь» (VII в.), дошедший до нашего времени в грузинском переводе. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (ок. 560-638 гг.).

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды – в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника совершается в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII в. Однако интересно отметить, что сама традиция освящения воды для целей, не связанных с Таинством Крещения возникла еще в глубокой древности, на заре истории Церкви, задолго до формирования чинопоследований. Например, священномученик Александр, папа Римский (II век), ввел обычай освящать воду, чтобы верующие кропили ей свои жилища.

19 января Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Крещение Господне и Богоявление (Водокрещи). В этот день православный народ вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в Иордане. Своё второе название – Богоявление – праздник получил в связи с тем, что при крещении Спасителя свершилось «явление трех лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещеном Сына, а на Иисуса сошел Святой Дух в облике голубя, тем самым подтверждая слова Отца».

В народе праздник назвали Водокрещи. Название появилось из-за основных крещенских обрядов – водоосвящения, или водокрещения.

В народном календаре Крещение Господне являлось одним из важнейших праздников с начала года. С этого дня завершались Святки, и прерывался контакт людей с иным миром. В связи с этим основная часть крещенских обрядов имела очистительный характер. К Крещению готовились ещё накануне: мыли избы и тщательно выметали сор, в котором, по мнению наших предков, мог спрятаться чертенок. По поверью, утром перед водоосвящением в воде должны утонуть все чертенята. Вечером по возможности все люди шли в церковь на службу, по окончанию которой совершалось великое водосвятие. Его крестьяне считали торжеством особой важности.

По возвращению со службы люди проводили очистительные обряды, всей семьей пили святую воду, окропляли ей скотину, дом и хозяйственные постройки. На Крещение собирали снег, а получившуюся из него воду сливали в кувшин и берегли на случай болезни. Считается, что эта вода исцеляет судороги, головокружение, онемение ног. Если снеговою крещенскою водою спрыснуть холстину, то это так её выбелит, как не сделают ни зола, ни солнце. Крещенский снег добавляли и в корм лошадям, чтобы они не болели, давали курам, чтобы они начали раньше нестись.

По народным представлениям, ночью накануне Рождества открываются небеса. По поверьям, происходит это в момент, когда Спаситель входит в реку. Знамением этого события является волнение воды в стакане или чашке, которое чаще всего происходит в полночь. Дождавшись этого знака, нужно быстрее идти на улицу. Если человеку повезет увидеть «разверстые небеса», то он может просить у Господа все, что его душе угодно.

Крещение: обряды и приметы на 19 января

Главным торжеством праздничного дня являлось водосвятие и «хождение на Иордань». Для этого на одном из водоемов на ранее установленном месте делали прорубь – Иордань. Весь день Крещения для христиан был полон особенного значения. Они принимали участие в торжественном крестном ходе и получении святой воды. После молебна купались в реке, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. Те, кто на Святки рядились, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».

Прорубь и место возле него считают священными. В прорубь втыкали палку, чтобы плодились голуби и пчелы. К Иордани пригоняли скот, который священники окропляли водой, освященной в реке.

После обедни хозяева во дворе раскладывали не обмолоченные снопы различных культур, разломленные на кусочки хлеб и ржаные лепешки, оставленные для Крещения с праздников Нового года и Рождества Христова. К разложенной пище из хлевов выпускали скотину и, пока она ела, её окропляли водой, принесенной из проруби. При этом хозяин, окроплявший животных, надевал шубу мехом наружу.

Использование в обряде новогоднего и рождественского хлеба, а также вывороченной шубы связано с идеей приплода: мех и обрядовая пища в традиционном сознании наделялись продуцирующие силой. Кормление различными видами необмолоченного хлеба проводили для того, чтобы скот весь год был сыт.

Как и в Крещенский сочельник, так и в день Крещения после водосвятия проводили обряд очищения домов и хоз. построек, чтобы отовсюду выгнать святочную нечисть. Для этого использовали освященную воду. Молодые люди верхом на конях ездили по дворам, били кнутами и метлами по всем закоулкам и темным углам с криком и визгом, читая специальное заклинание.

С 19 января и в течение всей недели запрещалось полоскать на реке бельё. По народным представлениям, нечистая сила, уходящая после Святок в воду, может схватиться за бельё и выбраться наружу.

Свечу, которую приносили вместе со святой водой со службы в Крещенский сочельник, бережно хранили. Её зажигали во время грозы, чтобы предотвратить пожар. Ей приписывали предохранительную силу от нечистой силы. В день первого выгона скота кусочек этой свечи крепили коням под гриву или под челку, а коровам – между рогов. Считали, что это поможет защитить скотину от лешего и водяного.

В народе верили, что ребенок, окрещенный в Крещение, станет очень счастливым человеком. А тот, кто мечтал стать богатым и успешным, или приобрести шапку-невидимку проводил в Крещение специальный ритуал. Надо было одеться во все новое и во время крещенского водоосвященя зарыться в копну сена, которую накосили абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купала (с 6 по 7 июля). Собирать такое сено нужно новыми граблями и переносить на новых носилках. Пока человек будет находиться в копне, нечистый начнет его выманивать оттуда разными обещаниями. Выходить следует после того, как черт даст шапку-невидимку, в противном случае он может заколоть человека вилами.

Сразу после Крещения начинался мясоед – пора свадеб. Поэтому популярным в день Крещения был обряд «Выбор невест». Молодежь в этот день рядилась в лучшие наряды. Девушки надевали по несколько рубах с вышитыми подолами, белились и румянились. Поверх рубах надевали сарафан, а на него 3-4 передника с обильной вышивкой. Поверх одежды накидывали овчинную шубу, опушенную мерлушечьим мехом. В более крупные местные центры по случаю обряда «Выбор невест» на водосвятие и праздничную службу съезжались из соседних деревень парни и девушки, планирующие создать семью в новом году.

Присматривать невест начинали ещё в церкви во время службы, на водосвятии, когда девушки стояли на возвышенности над рекой, а парни – снизу. Непосредственно смотрины проводили после обеда. Девушки становились в один или несколько рядов недалеко от проруби или возле церковной ограды, а парни прогуливались между ними.

Кроме парней «невест» разглядывали и их родители. Оценивали не только внешние качества девушки (красота, рост, полнота), но и её умение ткать, прясть, шить, плести кружева и вышивать, что обнаруживалось при просмотре надетых нарядов. Уделялось внимание и здоровью будущих невест. Кроме внешних данных, критерием крепкого здоровья являлись теплые руки: матери парней брали девушек за руки, которые оставались без рукавиц во время смотрин (около 2-3 часов). Если руки у девушки были холодными, то её считали больною и неподходящей для брака.

Приметы на Крещение (19 января)

  1. Если на Крещение метель, то и в конце апреля жди метели.
  2. Холодная и ясная погода – к засушливому лету; снежная и пасмурная – к хорошему урожаю.
  3. Пасмурное небо, большой иней и идущий снег предвещают плодородный год.
  4. Ясный день – к неурожаю.
  5. В полдень синие облака – к урожаю.
  6. Сильные вихри на Крещение поднимаются – к хорошему роению пчел.
  7. Если день теплый, то хлеб будет густой.
  8. Звездная ночь – к урожаю гороха и ягод. Ещё это знак, что овцы в этом году будут хорошо ягниться.
  9. Полный месяц – к полноводию весной.
  10. Если день солнечный и теплый, то хорошая погода продлится ещё несколько недель.
  11. Если идет дождь, то будет дождливо до конца месяца.
  12. Если снег к забору привалил, лето плохое будет. Если же есть промежуток, то урожайное.
  13. Собаки много лают – будет вдоволь дичи.
  14. День удачен для гадания.

Человек, родившийся 19 января, проживет долгую и счастливую жизнь. Ему следует носить нефрит.

Видео: приметы на Крещение Господне (19 января)

Крещение Господне является одним из самых важных и символичных праздников в православии. С этим днем связано множество церковных и народных традиций и примет.

Не путайте праздник 19 января с крещением Руси . У праздника Крещения Господня абсолютно иной смысл, понять который поможет лишь знание библейской истории о начале земного пути Иисуса Христа. Обряд крещения был дарован нам самим Иисусом. Спаситель показал, как можно и нужно приобщать людей к вере в Бога.

История Крещения

Многие слышали такое название праздника, как Богоявление . Это название еще лучше показывает нам тайный смысл всего, что происходит 19 января из года в год. Примерно в это время Иисусу Христу исполнилось 33 года. Он решил заявить миру о себе открыто, поэтому принял таинство крещения. Как и все дети или взрослые люди, посвящаемые в веру, Иисус окунулся в воду. То была река Иордан, а осуществлял обряд крещения пророк Иоанн Предтеча, называемый в Библии также Крестителем.

Сначала пророк был обескуражен явлением Спасителя, ибо даже самые верующие люди имеют слабость сомневаться в том, о чем говорит Писание. Пророчество сбылось — Иоанн сказал, что не смеет исполнять то, что было написано, ибо недостоин такой чести. Иисус же ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду». После этих слов Иоанн Предтеча согласился сделать то, что было предначертано ему свыше.

Иисус окунулся в воду Иордана с головой, тем самым не только приняв крещение, но и сделав все воды святыми и исцеляющими. Это было своего рода крещение человечества, взаимная услуга — мы приняли Иисуса как Бога, а он принял нас как людей, достойных вечно жить на Небесах.

После этого появились у него два ученика — первые из 12 апостолов Христа. Была совершена первая проповедь, поэтому с Крещения начинается земной путь Христа как пророка и учителя. Это было явление Бога народу, его единение с ним. Иисус сказал, что каждый может принять крещение, потому что он сам удостоился такой чести.

Праздник Крещения в 2017 году

19 января каждого года православные люди по всему миру читают молитвы , посещают храмы, совершают таинства причащения и исповедаются в грехах. В этот день есть церковная традиция набирать освященную воду , чтобы употреблять ее в пищу на протяжении всего года. Церковнослужители говорят, что на Крещение святой становится вода из любых источников, однако многие люди специально ходят в церковь, чтобы зачерпнуть воды для себя и своих близких.

На Руси эта традиция зародилась почти тысячу лет назад. Она актуальна и до сих пор. Набирать воду можно уже в Крещенский сочельник 18 января, после предпраздничной литургии.

На Крещение христиане окунаются в воду, что сильно укрепляет здоровье и веру. Это относительно молодая, но очень распространенная и любимая верующими традиция. 19 января 2017 года многие окунуться в иордань, чтобы очиститься духовно и обрести внутреннюю гармонию.

Дома люди отмечают Крещение и Богоявление праздничным столом с рыбой, вином. Люди заботятся друг о друге и стараются не грешить в этот великий день. Они встречаются с близкими и друзьями, делают друг другу подарки, радуясь жизни и славя Спасителя.

Крещение 19 января — это один из 12 главных православных праздников , о которых должен помнить каждый. Многие священнослужители говорят, что праздник Богоявления почти так же важен, как Пасха или Рождество. Он укрепляет тело, дух и сплачивает всех людей, даря им надежду на светлое будущее 2017 года. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

17.01.2017 03:23

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие - как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Бож-й. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января.

Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство - один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне - история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV-V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма.

Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов.

Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня.

Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии - крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

История праздника

Православный праздник Крещение Господне называется также Богоявлением как напоминание о произошедшем чуде: Святой Дух сошел с неба и коснулся Иисуса Христа сразу же, как он вышел из воды после погружения и громогласный голос произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный» (Матф. 3:13-17).

Таким образом, во время этого события людям явилась Святая Троица и было засвидетельствовано, что Иисус - это Мессия. Именно поэтому этот праздник называют еще и Богоявлением, который относится к двунадесятым, т.е. тем празднованиям, которые доктриной Церкви обозначены как события, связанные с жизнью Христа.

Православной Церковью Крещение отмечается всегда 19 января по юлианскому календарю, а сам праздник разделяется на:

  • 4 дня предпразнества - перед Богоявлением, в которые в храмах уже звучат литургии, посвященные грядущему событию;
  • 8 дней попразднства - дни после великого события.

Первое празднование Богоявления началось еще в первом веке в первоапостольской церкви. Главная идея этого праздника - память и прославление того события, в котором Сын Божий явился во плоти. Однако существует и еще одна цель празднования. Как известно, в первые века возникло множество сект, которые отличались по догматическим принципам от истинной церкви. И еретики также праздновали Крещение, но объясняли это событие иначе:

  • евиониты: как соединение человека Иисуса с Божественным Христом;
  • докеты: не считали Христа получеловеком и говорили только о Его Божественной сути;
  • василидиане: не считали, что Христос был полубогом получеловеком и учили, что сошедший голубь был Божьим умом, который вошел в простого человека.

Учения гностиков, которые имели лишь полуправду в своем учении, очень привлекали христиан и их большое количество перешло в ересь. Чтобы это остановить, христиане решили праздновать Крещение, попутно подробно объясняя, что это за праздник и что произошло в это время. Назвала Церковь этот праздник Богоявлением, подтверждая догмат о том, что тогда Христос явил себя Богом, будучи изначально Богом, Единым с Троицей Святой.

Чтобы окончательно разрушить ересь гностиков по поводу Крещения, Церковь соединила Крещение и Рождество в единый праздник. Именно по этой причине до IV века эти два праздника отмечались верующими в один день - 6 января, под общим названием Богоявления.

Впервые их разделили на два разных празднования лишь в первой половине 5 века священнослужителями под руководством папы Юлия. Рождество стало праздноваться 25 января в западной Церкви, чтобы язычники отвратились от празднования рождения солнца (было такое языческое празднование в честь бога солнца) и стали прилепляться к Церкви. А Крещение стало праздноваться через несколько дней после, но так как Православная церковь отмечает Рождество по новому стилю - 6 января, то и Крещение празднуется 19 числа.

Важно! Смысл же Богоявления остался прежним - это явление Христа как Бога своему народу и воссоединение с Троицей.

Икона «Крещение Господне»

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея - Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку , когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции - освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды , которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая - это доктринальное православие, а мутная - это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций - церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа - просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок - в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби - это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее - в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива - блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром - компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода - это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби - это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное - хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды - это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция - сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма .

Посмотрите видео о празднике Крещения

Loading...Loading...