Растительный мир. Как формировался растительный и животный мир

Почему наблюдается такое большое разнообразие в распространении видов растений?

Современная природа

Известно, что условия жизни на Земле беспрерывно изменялись, и это вызывало изменение жизни вообще, и растительного мира в частности.

Для того чтобы представить, как происходил этот процесс, рассмотрим последнюю эру - кайнозойскую - и коротко остановимся на событиях, в течение которых сложилась наша современная природа .

Кайнозойская эра

Это время носит название четвертичного периода кайнозойской эры , продолжавшегося около миллиона лет до нашего времени. Ему предшествовал третичный период этой эры длительностью около 70 миллионов лет.

Третичный период

В течение третичного периода произошло значительное изменение климата - от жаркого в начале периода, до умеренного к концу его. С начала четвертичного периода наступает еще большее похолодание - великая зима , как называют ледниковые эпохи этого периода.

События, связанные с похолоданием, охватили огромную площадь, далеко выходящую за пределы территории нашей страны и не ограничивающуюся даже Северным полушарием.


Ледниковый период

Весь органический мир Земли испытал действия ледникового периода. Свидетельства об изменении растительного и животного мира в третичное и послетретичное время находят в различных местах нашей страны.

В течение первой половины третичного периода на Украине, в Южном Поволжье, Средней Азии и на Южном Урале росли пышные тропические и субтропические леса. Даже на севере, у Ледовитого океана, находят остатки широколиственных лесов, свойственных умеренно-теплому климату Северного полушария.

Однако в северных и северо-западных областях европейской территории находки следов этой богатой растительности сравнительно редки.

По-видимому, большинство остатков жизни третичного периода здесь было уничтожено последующей деятельностью ледников в четвертичный период.

О богатстве третичного растительного мира судят по остаткам жизни, сохранившимся в местах, где разрушительная деятельность ледников не проявлялась вовсе, или там, где до настоящего времени сохранились остатки ледника. Например, остров Гренландия и сейчас представляет мощный ледник до 2 километров толщиной.

Лишь на самой южной части острова есть растения, но их насчитывают всего около полутора десятков видов - намного меньше, чем в самой северной тундре. Зато ископаемых растений здесь найдено свыше 200 видов. Да и каких растений! Большинство из них - теплолюбивые формы.

Климат Гренландии, очевидно, был намного теплее современного климата Московской области. Много остатков растительного мира третичного периода обнаруживается также в местах с вечной мерзлотой .

В областях, расположенных значительно южнее, например на Дону, найдены остатки третичного леса .


Там, наряду с каштанами, буками, грабами и дубами, росли платаны, тюльпанное дерево, кипарисы, увитые виноградом и другими вьющимися древесными растениями теплых стран. На Южном Урале найдены остатки пальм.

Интересно, что третичная растительность под Архангельском мало отличалась от растительности более южных мест. Это было время, когда, по выражению Ломоносова,

южных земель травы на Севере вживались.

Климат от севера к югу был несравнимо более однообразный, чем теперь.
Медленно изменялся этот богатейший мир. В связи с постепенно усилившимся похолоданием в третичное время и особенно в ледниковые эпохи четвертичного периода тропические леса сменялись подтропическими и лесами умеренной зоны.

Теплолюбивые растения или гибли, или сохранялись лишь в защищенных от холода местах, или, наконец, приобретали холодостойкость.

Растения третичного периода

Участки, защищенные от влияния севера горами, нередко сохраняли много теплолюбивых форм. Так, в западном Закавказье-в районе Батуми, в Талыше - у берегов Каспия, на границе с Ираном или на южном берегу Крыма сохранились в естественных условиях растения, подобные существовавшим в третичное время на широте Москвы и севернее.

Очень интересен по составу растений и животных Дальний Восток. Здесь не было послетретичного оледенения и поэтому сохранилось много третичных форм. Но как превосходно приспособились они к современным условиям этих мест!

Тропики встретились тут с северной тайгой. Лианы толщиной в руку оплетают сосны, ели, кедры. Лимонник, актинидия, несколько видов дикого винограда образуют непролазные дебри. Уссурийская тайга! Здесь бархатное дерево, маньчжурский орех, амурская акация, тисе растут рядом с пихтой, лиственницей, сосной.

Недаром И. В. Мичурин в своих работах по гибридизации растений широко использовал уссурийские дикие яблони, груши, виноград, актинидии, сочетающие теплолюбивую природу третичного периода с исключительной выносливостью к холодам, приобретенной в связи с приспособлением к условиям похолодания Приморского края.

Изменение климата

Как же происходило изменение климата от теплого к холодному и наступила великая зима? Климат постепенно становился прохладней. Выпадавший в горах современной Скандинавии, Финляндии и на севере Сибири за зиму, снег не успевал растаять в течение лета. Год от года его накапливалось все больше. Снег от давления новых слоев превращался в лед.

Постепенно ледники росли в толщину. Под собственной тяжестью они сползали с гор, образуя огромные ледяные потоки. Течение ледника было в сотни раз медленнее, чем реки, имеющей дно с таким же уклоном. Ледниковая река, сползая с гор, еще больше замедляла свое движение, задерживаемая неровностями рельефа. Это была большая сила!

Двигающиеся ледники превращали миллионы тонн твердых кристаллических пород в окатанные булыжники, растаскивая их на огромных пространствах, особенно на северо-западе Европейской части. Там, где двигался ледник, всюду встречаются следы колоссальной его работы - и в рельефе поверхности Земли и в огромных скоплениях валунов, глины, песка.

На своем пути он, конечно, разрушал все палеонтологические архивы этого периода, перепахав землю, пересортировав пески и глины. Там, где не проходил ледник непосредственно, титаническую работу производила вода. Вид поверхности за время ледниковых эпох существенно изменился.

Чем было вызвано такое похолодание? Геологи полагают, что перемена климата произошла в связи с изменением поверхности Земли. В течение третичного периода имели место мощные горообразовательные процессы. Земная кора пришла в движение, вызванное накоплением энергии в глубине ее.

В разных местах земного шара поднялись ввысь огромные цепи гор: Памир и Гималаи, Кавказ и Крым, Балканы и Карпаты, Альпы и Аппенины, Кордильеры и Анды. На Земле происходила геологическая революция .

Конечно, это не могло не вызвать крупных изменений в направлении ветров и морских течений. Одним из последствий этих изменений и было наступление похолодания в третичном и четвертичном периодах.

Движение ледника

Границы ледника постоянно менялись. Во время самого большого оледенения льды доходили до того места, где сейчас расположен Днепропетровск. Другой ледяной язык приближался к району Петербурга. Льды двигались в соответствии с рельефом местности, огибая возвышенности, на которых нередко сохранялась растительность, например хвойные или лиственные леса.

На протяжении ледникового периода иногда наступали длительные потепления, и тогда растения, оттесненные на юг, снова двигались к северу. Но кончалась так называемая межледниковая эпоха, и снова ледник наступал, уничтожая растительность, поселившуюся на освобожденной от льда площади.

В Европейской части было по крайней мере три оледенения и между ними две межледниковые эпохи: первая продолжительностью свыше 100 тысяч лет, а вторая - свыше 60 тысяч. Оледенения же продолжались 100, 75 и 35 тысяч лет.

Последнее (третье) оледенение закончилось около 13 тысяч лет назад. Наступило послеледниковое время - современная эпоха, в которую начал складываться современный растительный мир.

При наступлении ледника жизнь полностью не уничтожалась, она местами сохранялась, особенно на возвышенностях, которые нередко огибались ледником. Жизнь была довольно богатой и разнообразной у самой кромки ледяных полей, главным образом там, где ледник вторгался языком далеко на юг.

Вот как описывает эту жизнь у южных границ ледника М. А. Мензбир, один из крупнейших русских натуралистов, подробно исследовавший вопрос о развитии органического мира Русской равнины в третичный и четвертичный периоды кайнозойской эры:

Летнее утро. В чистом воздухе на заднем плане видны необозримые, пропадающие вдали поля, тогда как граница ледника, неясная от грязного тающего льда, большими и малыми языками выбегает на южные части Русской равнины. Разной величины и глубины ручьи бороздят ее, унося из-под ледников ил, гравий, и их густая сеть блестит на солнце… На более низменных участках потоки, встречая котловины, образуют озера или, застаиваясь на несколько менее глубоких площадках, развиваются в болота, и те и другие зачастую обрамлены кустарником и камышом, а на возвышенных участках синеют лиственные и хвойные леса. На фоне ледяных полей виднеются черные точки - это мускусные быки, отыскивающие участки со скудной растительностью, а на площади суши скучилось разнообразное богатое животное население. Нередко от окраин ледника по болотистым низинам видны стада северных оленей. По лесным опушкам двигаются мохнатые тяжелые мамонты, огромные на высоких ногах мохнатые носороги; глубоко в лесу, по мелким полянам, держатся дикие быки, лоси, олени, здесь же их враги: медведи и рысь.

Если в самом близком соседстве с ледником животный мир был довольно богатый, то, конечно, не бедной была и растительность, так как все животные существуют, в конечном итоге, за счет зеленых растений. О существовании же животных в ледниковые и межледниковые эпохи свидетельствуют многочисленные находки костей огромных мамонтов, шерстистых носорогов и других животных.

Холодолюбивые горные растения

Из растений, находившихся в ближайшем соседстве с ледником, очень интересны те, которые пришли сюда вместе с ним. Когда ледник, образовавшийся где-то в горах, стал спускаться вниз, он погнал перед собой много холодолюбивых горных растений .

Они спускались с гор все ниже и ниже и, выйдя на равнину, двинулись впереди ледника и дошли до широт Ивановской, Горьковской областей и южнее. Когда же происходило потепление и ледник отступал, эти растения следовали за ним и снова уходили к северу. Нередко они опять взбирались в горы или участвовали в образовании растительности тундры, когда ледник покидал обширные равнины севера.

Большинство этих растений, приспособившихся в течение миллионов поколений к существованию в суровых условиях, уже не могло оставаться в более южных районах, откуда ушел ледник.

Низкие температуры стали им необходимы. Но некоторые из растений, пришедших с ледником, остались и после его ухода. Это были растения, поселившиеся в условиях, более или менее соответствующих их природе. Таково, вероятно, большинство растительного населения моховых болот, некоторые травы ельников, сосновых боров.

Понятно, что при этом изменялась приспособленность растений и их наследственность. Из древних растений такого рода можно назвать стелющуюся по земле карликовую березку, изредка встречающуюся по большим моховым болотам в Верхнем Прикамье, в Приветлужье, на Средней и Нижней Оке, клюкву и голубику (гонобобель), пахучий багульник.


К ним относится и толокнянка (медвежья ягода)-кустарничек с распростертыми по земле ветвями, листьями и ягодами, похожими на брусничные, часто встречающийся по сосновым борам, и другие.

Миграция растений

Большинство растений , живших во времена оледенения у кромки льдов, ушло далеко на север, следуя за отходившим ледником, так как им теперь становилось слишком жарко. Из таких растений, главным образом, и составилась растительность тундры.

По мере потепления климата на север двинулись многие растения: по речкам и ручьям продвигались к северу черная ольха, различные ивы, тальники, много трав, растущих по берегам рек, на пойменных лугах и речных обрывах. Травы, поселившиеся на освободившихся от оледенения местах, сыграли большую роль в накоплении органического вещества и образовании первых послеледниковых почв.

Основоположник учения о почве В. В. Докучаев впервые доказал, что почва - это не кладовая с запасами питательных веществ для растения, как думали раньше, а природное образование, возникшее исторически из неорганических веществ под влиянием климата, при деятельном участии растений и животных. Наши почвы возникли в послетретичное время, после того, как ледник основательно перепахал землю, а климатические условия позволили растениям развиваться.

Роль деревьев в почвооброзовании

Большую роль в заселении территории, освободившейся от ледника, сыграли деревья. Они придали нашей растительности определенный отпечаток и оказали существенное влияние на почвы.

Но наибольшее значение в процессе создания различных почв имели травы. На юге, где образовались степи, шел процесс накопления черноземов. В более северных широтах важную роль в создании почв играли луговые травы.

Чтобы лучше представить себе, как шло формировался современный растительный мир на территории Евразии, остановимся лишь на наиболее знакомых деревьях и только отчасти коснемся трав.

Известно, что каждое растение имеет свои более или менее широкие границы приспособляемости к условиям температуры, влажности, освещения и т. д. Такие условия в природе могут быть и наиболее благоприятными (оптимальными) и менее благоприятными, но не вызывающими гибели вида.

В последнем случае растения могут существовать, но широко не распространяются.
Если мы с этой точки зрения будем рассматривать растения какой-либо области, то убедимся, что там имеются представители влажных и сухих, холодных и теплых мест, нуждающиеся в различных почвах и освещении.

Одни из них чувствуют себя как дома, вполне акклиматизировались, то-есть приспособились к данному климату, другие же, хотя и живут здесь, но их приспособление к данным условиям недостаточно прочно. Среди них есть и вымирающие, исчезающие формы и такие, которые, проникнув из соседних областей, начинают усиленно распространяться.

Это - вновь акклиматизирующиеся виды. Движение видов растений никогда не прекращается.
Так, в движении, происходило и заселение освобождающихся от ледников просторов. В процессе этого заселения, в зависимости от условий жизни, складывались отношения, благоприятные для одного вида и неблагоприятные для другого. Растения, приспособившиеся лучше, вытесняли менее приспособленные. Возникали различные растительные сообщества.

Со временем состав сообщества изменялся, в нем поселялись новые виды растений, по-иному влиявшие на окружающую среду и прежде всего на почву. Изменения растительности вызывались вековыми колебаниями климата, которые беспрерывно происходили в послеледниковое время.

Смена пород деревьев

В разные периоды то таежный еловый лес, наступая на юг, оттеснял дубы, то дубравы проникали к северу, то шла борьба между дубравами и степью, то увеличивалась или уменьшалась площадь
болот.

В сложном движении растительности, происходившем при населении территории центральных европейских областей, выделялись следующие главные направления: с севера и северо-востока, с юго-запада, с юга и юго-востока.

Но это движение не было равномерным и однородным: оно осуществлялось в зависимости от условий, в частности от того, как освобождалась от ледника соседняя территория, как изменялся климат.

С юга пришла обыкновенная сосна. В ледниковую эпоху она росла на Приволжской возвышенности (Жигули), в теперешней Воронежской области и, вероятно, севернее и восточнее, в местах, где не было ледника.

После ухода ледника, с потеплением климата, сосна стала передвигаться из этих мест к северу, успешно заселяя большие пространства.

С двух направлений - с запада и северо-востока, из-за Урала, - шли ели. Они стали соперниками сосен, особенно на глинистых почвах. Поселяясь благодаря своей теневыносливости под пологом светолюбивых сосен, ели сравнительно быстро оттеснили их. Таким образом, сосны и другие светолюбивые деревья явились пионерами, создавшими условия для образования еловых лесов.

Сосна и ель - далекие потомки теплолюбивых деревьев, приспособившиеся к более суровым условиям. Однако у ели теплолюбивость в известной степени сохранилась и проявляется в раннем периоде ее жизни: молодая елочка хорошо развивается под покровом других деревьев и гибнет на открытом месте.


С сосной этого не бывает, и вы, вероятно, обратили внимание, что молодые соснячки часто растут именно на открытых местах - им нужно много света, а морозов они не боятся. Зато сосны не имеют соперников на песчаных почвах: своим длинным корнем они берут воду из глубоких слоев, недоступных для корней елей, распластанных под самой поверхностью земли.

В результате этих особенностей сосна заняла песчаные пространства, образовав там боры, а ель расселилась на глинах и суглинках. Кроме того, сосна широко распространилась по болотистым местам, в которых ель не может жить из-за обилия влаги и недостатка в почве кислорода.

Там, где местами сталкивались две волны елей - с запада и из-за Зауралья, например в Горьковской, Ивановской, Кировской и некоторых других областях, - можно и сейчас встретить растущие рядом сибирские и европейские ели, а также помеси между ними, возникшие путем переопыления этих видов.

Из-за Урала вместе с сибирской елью пришла очень похожая на нее, но еще более теневыносливая, чем ель, пихта, с мягкой хвоей и шишками, торчащими вверх словно свечи на вершине дерева. Однако пихта не продвинулась далеко на запад и к югу. На правом берегу Волги ее уже не встретишь: жаркое летнее солнце южных областей препятствует ее распространению.

Лиственница, это интересное светолюбивое дерево с опадающей на зиму хвоей, пришла также с северо-востока, из-за Урала, и добралась до верховьев реки Керженца и среднего течения Ветлуги в Горьковской области.

Ее здесь немного, а южнее она встречается совсем редко, главным образом лишь в искусственных насаждениях - садах и парках.

Раньше многих других деревьев в средней полосе появилась береза, но двигалась она с юга. Холода ледникового периода оттеснили ее к далеким южным границам Русской равнины, в Крым, где теперь она почти не растет.

Однако здесь остались следы широкого распространения березы в ледниковое время. В сохранившихся остатках от костров в местах поселения древних людей были обнаружены березовые угли.

Климат Крыма тогда был много холоднее. Когда наступило потепление, береза ушла на север. Сейчас ее лишь изредка можно встретить лесах южного берега Крыма. Но какой она кажется здесь жалкой и хилой по сравнению со своими северными сестрами!

Почему береза, раньше других деревьев заселив центральные области Европейской части, не образует теперь сплошных березовых лесов?

Береза - светолюбивое дерево, поэтому, как и сосна, заселяет прежде всего открытые места. Но под пологом леса она растет плохо: березовому молодняку там слишком темно. Зато под березками легко поселяются елочки, которые затем поднимаются и постепенно вытесняют приютившие их деревья. Со временем на месте веселой, звенящей березовой рощи зашумит глухим гулом еловый лес.

Вместе с пришла и . Распространение этого быстрорастущего дерева также тесно связано с продвижением ели. Как и береза, осина является деревом, которое создает условия для расселения елей, а при вырубке елового леса или после лесных пожаров в числе первых заселяет освободившиеся места. Поэтому березовые и осиновые леса считают временными.

И многие широколиственные деревья - , ясень, а также и дикая - пришли, очевидно, с юго-запада, откуда-нибудь с предгорий Карпат, где они укрывались в суровую пору ледников. Эти виды сохранились и на Кавказе, но что-то помешало им двинуться оттуда на север, возможно, широкая полоса степи.

Деревья - спутники дуба, очевидно, не образовывали самостоятельных лесов. Лишь кое-где в южных областях центральной полосы встречаются сейчас небольшие липовые рощи. Широколиственные деревья обычно составляют примесь в дубовых и других лесах, но распространение их неодинаково.

Ясень дошел только до Волги, клен же нередко встречается и несколько дальше. Севернее других растет вяз. Липа, как правило, является подлеском в хвойных лесах более северных областей, хотя размеров большого дерева здесь не достигает.

Подлесок и травы дубрав

В дубраве в качестве обычно растут различные кустарники, также пришедшие вместе с дубом: орешник, (подробнее: ) бересклет, крушина, жимолость, калина и другие.

Замечательны дубравные травы, зацветающие, лишь только спадет снег, и быстро отцветающие, когда дубы зазеленеют. Тут и с цветами, постепенно меняющими розовую окраску на голубую, и изящные, качающиеся на тонких стебельках белые и желтые ветреницы, и хохлатки с кистью красновато-фиолетовых, грязновато-пурпурных или бледножелтых цветов, и красивые нежнорозовые зубянки.

Первые цветы дубравы- подснежники - знает каждый, побывавший хоть раз ранней весной в дубовом лесу. Позднее, когда дубняк зашелестит молодыми листьями и в лесу станет темнее, зацветет белыми цветами душистый ясменник, высоко поднимется борец с бело-синими цветами и огромными вырезными листьями и много других растений.

Состав трав в дубраве очень однородный. Некоторые ученые предполагают, что многие из этих трав присоединились к дубу в послетретичное время. Они считают, что в дубраву эти первоцветы или некоторые из них попали с высокогорных лугов.

Похолодание заставило их спуститься вниз, в горные долины, куда пришли с севера, укрываясь от холода, дубы. При потеплении дубы снова двинулись на север, северо-восток, прихватив с собой подснежники. Конечно, это только предположение. Но многие из этих растений или близкие к ним виды и сейчас встречаются в высокогорных лугах.

Если столкновение и привело к тому, что они поделили между собой территорию в зависимости от качества почв, то еще более интересным явилось столкновение дубрав с еловыми раменями. И те и другие предпочитают более или менее плодородную почву, обе породы выносливы, но дуб требует больше тепла, чем ель. Последняя может вытеснить дуб своей теневыносливостью, но это случается редко.

Решающее значение в продвижении дуба на север сыграли колебания климата. В течение послеледникового времени были времена теплее и холоднее, суше и влажнее. В связи с этим границы дубовых лесов изменялись. Дуб наступал на север при потеплении и отступал на юг при похолодании.


Дубовый лес

Эту картину смены дубовых лесов еловыми раменями в Поветлужье (Горьковская область) очень ярко описал профессор С. С. Станков:

Ботаник, впервые попавший в эти леса, несколько недоумевает; он несколько озадачен. Стоишь в такой , смотришь на травянистые покровы и переносишься мысленно в южные горьковские дубравы: травы под ногами все почти те же. А поднимешь голову и заглянешь вверх, - ель и да иногда осина спорит с ними по высоте. Внизу - дубрава, а вверху - тайга… Такое замечательное сложение наших елово-пихтовых раменей говорит о той борьбе, которая шла и идет между елью и дубравами. Ель в связи с изменением климата наступала с северо-востока на дубравы, ее сопровождала сибирская пихта. Дуб исчез из Поветлужья, и его место заняли ель, пихта; но не ушли и упорно растут в таких лесах травянистые спутники дуба. Медуница и сныть, звездчатка и ясменник документально свидетельствуют о том, что когда-то, давно, над таким травянистым ковром шумели не остроконечные верхушки елей, а кудрявые, тенистые кроны лип и дубов.

В пользу елей действовал и человек, вырубавший дуб как ценное дерево. От дубовых лесов прошлого сохранились (особенно вблизи крупных городов) лишь небольшие остатки.

В результате беспощадной, хищнической вырубки дуба в дореволюционные годы там, где сохранился лес, на месте дубрав нередко шумит зябким шелестом осина, а понизу - ковер из дубравных первоцветов.

Дубравы должны тщательно охраняться и расширяться путем новых посадок дуба, самого ценного лиственного дерева центральных областей.

Липа двигалась вместе с дубом, с юго-запада, но, повидимо-му, ее распространение все же шло и с востока, так как она раньше появилась в Кировской и Горьковской областях, а уж затем в Московской.

Но откуда это известно? В каких летописях записаны эти путешествия растений? Источники, по которым изучалось развитие растительного мира по эрам и периодам - различные окаменелости и следы прошлого, сохранившиеся в виде отпечатков в твердой породе или кусках янтаря, - для этих целей мало пригодны. Ведь здесь счет времени ведется уже не на миллионы и десятки миллионов лет, нестолько лишь на тысячи.

Прекрасным архивом, свидетельствующим о переселении растений, является . В торфяном болоте хорошо сохраняются в течение долгого времени плоды и семена деревьев и трав, но особенно хорошо и в большом количестве сохраняется пыльца растений.

Каждое цветковое растение имеет пыльцу, отличающуюся по форме от пыльцы других видов. Изучая под микроскопом пыльцу, сохранившуюся в торфяниках, можно довольно точно определить, как менялся состав растений, окружавших болота, а также установить и время этих изменений.

Летописи, хранящие эти сведения, имеются в большом количестве. Они охватывают события, относящиеся ко времени, когда возникли первые торфяники, то-есть около 7000-8000 лет назад.

Читать эту книгу научились лишь недавно, но способ ее чтения совершенствуется, становится все более доступным и уже дает возможность более подробно и точно узнать о передвижениях наших зеленых друзей по территории страны в период формирования современной растительности.

Передвижение степной растительности

Подобными же способами удается проследить и передвижение степной растительности (то с севера на юг, то в обратном направлении), вызванное колебаниями климата. Установлено, например, что в период от 2500 до 4500 лет назад степи заходили далеко на север (в Европейской части они распространялись местами до широты Вологды).

Степь победительницей наступала на лес. Это было сухое и теплое время, способствовавшее развитию травянистой растительности степного характера, накапливающей много перегнойных веществ. По мере накопления этих веществ и под влиянием изменения климата в сторону сухости луговые почвы постепенно переходили в черноземные степи.

Луговые травы вытеснялись степными, имеющими несколько иной режим жизни. Плотный слой из корней и корневищ трав - дерновина- затруднял распространение деревьев. Травянистая растительность опушки леса мешала возобновлению лесов.


Но если влажность климата становилась большей, температура понижалась, у деревьев возникало преимущество перед травами. Влажная земля лугов и степей, обнажаемая и разбиваемая животными, давала приют семенам древесных растений.

Создавались условия для возобновления леса на почвах, образованных травами. Под прикрытием осин и берез двигалась с севера ель, по сухим местам распространялись сосновые леса. Степь отступала к югу.

Постепенно ели превратили дерновые почвы в белесый подзол, однако не все степные травы исчезли с поля битвы. До сих пор по светлым борам в местах, где уже давно нет степи даже поблизости, нередко встречается много настоящих степных растений. Эти остепненные боры - живые памятники прошлого, свидетельствующие об иных временах, иных условиях существования растений в нашей стране.

Так сменялся растительный мир на Европейской равнине. Нечто подобное происходило в Сибири и в других местах. Причин, вызывающих беспрерывные изменения в живой природе и, в частности, в составе растений, очень много, и они бывают очень глубокими. Каждая область имеет свои особенности истории растительности, и многое из этой истории еще ожидает внимательного исследования.

Открытый урок по географии для 7 класса

Тема: " "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Урок географии в 7-м классе.

Тема: " Растительный и животный мир Земли "

Чикаренко Василий Федорович , преподаватель географии

Цели урока.

1. Учебно–познавательная – Выяснить разнообразие видов растений и животных, выявить связь природных условий с растениямии животными.

2. Развивающая – формировать творческое и аналитическое мышление, развитие умений работать с географической информацией – атласами, картами, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.

3. Воспитывающая – понимание необходимости сохранения видов, умение задавать вопросы, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Оборудование : учебник, атлас, карта растительного и животного мира, природных зон.

Основное содержание: флора и фауна Земли. Биоразнообразие. Биомасса. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Закономерности распространения животных и растений.

Метод урока: иллюстративно- объяснительный.

Тип урока: изучение новой темы.

Структура урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Приготовьте все необходимое, что может понадобиться нам сегодня на уроке: дневник, атлас, учебник и тетрадь. 2.Изучение нового материала.

Идет положительный настрой учащихся на разговор. Объясняются цели и задачи урока, записывается тема урока на доске.

На какие вопросы мы должны ответить в конце урока:1.Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

2. Как природные условия влияют на растительный и животный мир?

3. Почему флора и фауна различаются на разных материках?

Поговорим о значенииживотных и растений для человека и планеты в целом. Рассмотрим, какое влияние оказываетчеловек на растительный и животный мир.

Ученики высказывают свое мнение, отвечают на поставленные вопросы учителя. Вместе обсуждают ответы.

Учитель: Мы в разговоре столкнулись с новыми понятиями «флора», «фауна», «биомасса», «биоразнообразие». Давайте посмотрим, что означают эти понятия на стр.66 учебника и запишем их в рабочую тетрадь.

«флора» - это совокупность видов растений.

«фауна» - это совокупность видов животных.

«биоразнообразие» - разнообразие видов живых организмов в биосфере.

«биомасса» - общая масса живых организмов.Биомасса - это количество живого органического вещества (растений, животных, грибов, бактерий) , который разделяется на фитомассу (массу растений) , зоомассу (массу животных) , микробную массу. Средняя величина биомассы на единице поверхности суши составляет 0,5 кг/га.Биомасса Мирового океана в 1000 раз меньше, чем биомасса обитателей суши, и составляет 3.9109 т,

Организмы континентальной части

· Зеленые растения - 2400 млрд тонн (99,2 %)

· Животные и микроорганизмы - 20 млрд тонн (0,8 %)

Организмы океанов

· Зеленые растения - 0,2 млрд тонн (6,3 %)

· Животные и микроорганизмы - 3 млрд тонн (93,7 %)

Таким образом, большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает масса растений, в океанах масса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы (оборот) намного больше в океанах. На Земле существует от 100 до 250 тысяч видов грибов.

Растений - 300 тыс. видов.Животных- 1,5 млн. видов. Учитель: А теперьвспомним, что такое природная зона, как связаны животные и растения с природными условиями. На этом этапе урока идет работа с картами атласа: климатической, картой природных зон.

На суше Земли, начиная от полюсов к экватору, биомасса постепенно увеличивается. Вместе с тем возрастает и количество видов растений. Тундра с лишайниками и мхами (до 500 видов) сменяется хвойными и широколиственными лесами, затем степями (до 2000 видов) и субтропической растительностью (свыше 3000 видов). Наибольшее сгущение и многообразие растений имеет место во влажных тропических лесах (свыше 8000 видов). Высота деревьев достигает 110-120 м. Растения растут в несколько ярусов, эпифиты покрывают деревья. Количество и разнообразие видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору. В лесах животные расселены в различных ярусах. Наивысшей плотности жизнь достигает при большом разнообразии строения организмов, т. е. при различной приспособленности видов к условиям совместного существования. Поэтому наибольшая плотность жизни наблюдается в биогеоценозах, где виды связаны цепями питания. Между организмами идет жесточайшее состязание за обладание пространством, пищей, светом, кислородом.

Биомасса Мирового океана. Гидросфера Земли, или Мировой океан, занимает более 2/3 поверхности планеты. Объем воды в Мировом океане в 15 раз больше возвышающейся над уровнем моря суши. Вода обладает особыми свойствами, важными для жизни организмов. Ее высокая теплоемкость делает более равномерной температуру океанов и морей, смягчая крайние изменения температуры зимой и летом. Теплопроводность воды больше теплопроводности воздуха в 20 раз. Океан замерзает только у полюсов, но и подо льдом существуют живые организмы Вода – хороший растворитель. В состав воды океана входят минеральные соли, содержащие около 60 химических элементов. И, что особенно важно для жизни растений и животных, в ней растворяются поступающие из воздуха кислород и углекислый газ. Водные животные также выделяют при дыхании углекислый газ, а водоросли в процессе фотосинтеза обогащают воду кислородом.Физические свойства и химический состав вод океана весьма постоянны и создают среду, благоприятную для жизни. Фотосинтез водорослей происходит главным образом в верхнем слое воды – до 100 м. Поверхность океана в этой толще заполнена микроскопическими одноклеточными водорослями, образующими микропланктон (греч. «планктос» -- блуждающий). На океан приходится около 1/3 фотосинтеза, происходящего на всей планете.

В Мировом океане живой биомассы в 1000 раз меньше, чем на суше. Океан не так богат жизнью, как недавно еще предполагали.

Воздействие человека на биомассу планеты. Человечество представляет собой небольшую биомассу в биосфере, но оно оказывает на нее грандиозное воздействие. Масштабы деятельности человечества расширяются благодаря постоянно растущей численности людей, стремительному ускорению научно-технического воздействия на природную среду.В развитии биосферы наступил такой период, когда человек должен планировать свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она не нарушала сложившиеся в этой гигантской экосистеме закономерности, не способствовала сокращению биомассы.Биомасса Земли-1800 млрд т.

Давайте выявим особенности живых организмов в разных природных зонах: Сообщение 1: Влажныеэкваториальные леса.

Во время каждого сообщения учащиеся работают с картой, показывая на ней объекты, и идет показ слайдов.

Сообщение: саванны.

Сообщение: пустыни.

Сообщение: степи.

Сообщение: смешанные и широколиственные леса.

Сообщение: тундры.

Учитель: Посмотрите на фото животных на стр.69, сравните их, скажите, чем похожи, чем отличаются эти животные.

Ученики выдвигают свои версии о сходстве и различии животных, говорят о том,что эти животные живут на разных материках.

На данном этапе урока идет работа с картами атласа: картой природных зон, климатической, картой строения земной коры.

Далее ребята вместе с учителем делают вывод, что причиной разнообразия флоры и фауны материков является: географическое положение, особенности развития территории, влияние человека. Вывод можно записать в тетрадь.

Учитель: Если среда обитания животных или растений меняется, то вид может оказаться под угрозой исчезновения. Перечислите мне растения и животных, которые исчезли или их мало осталось. Скажите, а что делают люди для того, чтобы эти животные и растения выжили?

Ученики называют представителей растительного и животного мира, которые оказались на грани вымирания, ведется разговор о Красной книге.

1. Охарактеризуйте биомассу суши. 2. Как распределена биомасса в Мировом океане? 3. Какое влияние оказывает деятельность человечества на биомассу Земли?

3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте заполним таблицу, разделите тетрадь на две колонки. Запишите в первую колонку таблицы «Что я знаю о растительном и животном мире», а во вторую колонку « Что я узнал сегодня нового о растительном и животном мире».

Учащиеся заполняют таблицу, вместе с учителем сравнивают ответы.

4.Домашнее задание .1) & 18. Составить кроссворд по природным зонам.

2) Можно написать творческое сочинение о природной зоне.

Растительный мир Земли разнообразен и удивителен, а флора встречается повсюду – как на морском дне, так и на суше, как под землёй, так и высоко в горах, начиная от экватора и заканчивая Арктикой или Антарктидой. Растения являются чрезвычайно живучими организмами, способными приноровиться выживать практически в любых условиях (например, среди водорослей есть виды, которые великолепно себя чувствуют среди льдов, а есть, которые можно встретить только возле кипящих фонтанов).

При этом растительный мир на окружающую среду влияет настолько сильно, что если бы флора не существовала, то жизни на Земле попросту не было бы. Во-первых, учёные уже давно доказали, что если бы не фотосинтез растений, на Земле никогда бы не появился кислород.

Кроме того, именно растительный мир является естественной средой обитания как животных, так и человека, обеспечивая их не только пищей, но и сырьем, из которого изготавливают разные технологические и строительные материалы, топливо, лекарства. Флора не только напрямую, но ещё и косвенно, принимает активное участие в образовании почвы.

Растения нашей планеты

Разнообразие растительного мира, без сомнения, дало возможность использовать флору повсеместно. Никто не может точно сказать, сколько именно видов растений существует на нашей планете, поскольку с каждым годом их количество увеличивается. Вместе с тем, кое-какие данные есть – ботаниками Международного союза охраны природы в начале 2010 года в мире растений было зафиксировано более 320 тыс. видов, среди которых:

  • 280 тыс. цветковых – к ним относят деревья, кустарники и травы, при чем каждый представитель растительного мира этого вида имеет свои органы: корень, стебель, лист (благодаря им флора получает питательные элементы), цветок и плод (с их помощью происходит размножение).
  • 1 тыс. голосеменных – это вечнозелёные растения (в основном – хвойные, а также гинкговые, гнетовые и саговниковые). Флора этого вида имеет семязачатки, в которых развиваются семена, вместе с тем, цветки или плоды они не образуют. Значение голосеменных на окружающую среду трудно переоценить, ведь благодаря им образовываются хвойные и смешанные леса, активно обогащающие воздух нашей планеты кислородом, контролируется таяние снегов и уровень воды в водоемах, укрепляется песчаный грунт.
  • 16 тыс. мохообразных – ученые убеждены, что растительный мир мохообразных является отдельной ветвью эволюции высших растений, при этом их предками, скорее всего, были зелёные водоросли. Флора этого вида лишена проводящей системы, цветков и корней. К почве они крепятся ризоидами, что является аналогами корней высших растений.

Мохообразные довольно живучие, поскольку размножаются как бесполым, так и вегетативным и половым путями. По этой же причине они способны быстро распространяться по территории – флора этого вида встречается практически повсюду, в т.ч. их можно увидеть и в Антарктиде (исключение составляют только моря, участки с высоким количеством соли и места, которые подвергаются интенсивной эрозии).

Мохообразные, как и любая другая флора, активно влияют на окружающий их мир. Они регулируют водный баланс ландшафтов, поскольку способны впитывать и удерживать в себе огромное количество воды.

  • 12 тыс. высших споровых – водоросли (а именно они являются первыми настоящими растениями), грибы, лишайники, папоротники, хвощи, мхи. К этому виду относится флора, размножающаяся и распространяющаяся по территории земли посредством спор (как бесполым, так и половым путями).

сайт: самое интересное о растениях

Мир растений настолько богат и разнообразен, что мы не может рассказать вам абсолютно обо всех представителях растительного мира Земли. На нашем сайте вы сможете ознакомиться с самыми интересными представителями флоры.

Здесь вы сможете прочитать о самом высоком растении в мире, узнать какое живет на самой большой высоте, а какое великолепно себя чувствует на самой большой глубине. Кроме того, вас вряд ли оставят равнодушными растения-хищники, заманивающие своих жертв в ловушки и успешно переваривающие их после этого, получая таким образом, необходимые для своего организма питательные вещества.

Также интересно будет узнать о растениях, способных выживать при очень высокой температуре (например, вы познакомитесь с представителями флоры, которые способны не только выжить в кипящих водах гейзеров, но и активно функционировать при этом диктуя свои условия окружающему их миру). И это ещё не все, поскольку мир растений либо же флора однозначно удивят вас не раз.

Урок географии в 7 классе

Тема: «Растительный и животный мир Земли».

Цели:

    Раскрыть взаимосвязь компонентами зональных природных комплексов.

    Показать разнообразие растительного и животного мира на планете.

    Выявить связь растений и животных с природными условиями.

    Воспитывать ответственное отношение к природе.

    Познакомить учащихся с животными и растениями, которые находятся на грани исчезновении.

Задачи:

    сформировать представление о животном мире и растительном мире (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни);

    развитие зрительного и слухового восприятия (на материале урока)

    развитие мышления (анализа, обобщения) и внимания (на материале урока)

    формирование экологического сознания учащихся (на материале урока)

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Карта природных зон, атласы, презентация, видеозаписи.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы и цели урока.

Опрос. (Слайд №3)

1. Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).

2. А для чего нам с вами необходимо знать особенности природы материков?

(где какой климат, где какие реки, где какая растительность и т. д.)

3. Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?

(тепло, влага, почва)

4. О чем мы сегодня будем говорить?

(о растительности и животном мире)

Рассказ учителя

Схожесть или различие растений и животных, находящихся в различных природных зонах, имеет огромное значение. Тот факт, что природа Евразии и Северной Америки сходна, позволил ученым сделать вывод, что когда-то эти два материка были соединены, а пролива, который носит название Берингов, не существовало. Природа Австралии значительно отличается от всего, что существует на других материках, многие виды растений и животных, находящиеся здесь, не встречаются нигде более. Это означает, что этот материк первым отделился от единого материка, который предположительно существовал когда-то.

В процессе эволюции животные и растения приспосабливаются к условиям окружающей среды.

климат

растительный мир животный мир.

III . Изучение нового материала.

(Слайд №4)

На Земле до появления органической жизни и человека было три больших периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались:

Палеозой - древняя жизнь;

Мезозой - средняя жизнь;

Неозой - новая жизнь.

(Слайд №5)

Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода: ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская эра, но тогда еще не было жизни.

Первая жизнь на Земле - это водоросли и растения. Первые водоросли появились в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи различных видов), питающиеся водорослями.

В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000 разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е. рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных ящеров.

Первый представитель ящеров - археозавр - появляется в конце палеозоя, развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период.

Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю. Они были как в морях, так и на суше и в воздухе.

И последний период в жизни Земли - неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать, что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но некоторые говорят, что должен быть какой-то общий предок. Но этого общего предка пока не нашли.

(Слайд №7,8)

Давайте посмотрим на карту (Природные зоны мира).

- Назовите основные природные зоны мира.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли (Слайд №9)

Географическая оболочка Земли включает в себя биосферу, гидросферу, часть литосферы и атмосферы. Это самый крупный природный комплекс, поверхность земного шара, с характерной для планеты природой. Можно выделить огромное количество менее крупных природных комплексов - территорий, обладающих похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки, горные системы, реки, озера, болота и многое другое - это все отдельные природные комплексы.

Природные зоны - очень крупные природные комплексы, обладающие сходными ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность - для экваториальных и тропических лесов и т.д. Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от высоты горного массива.

Природные зоны суши

Экваториальные и тропические леса (Слайд №10)

Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе Африки, Южной Америки и Азии. Тропические леса - вечнозеленые, здесь всегда высокая температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные лесные гиганты. Здесь образуются красно-желтые почвы, бледные питательными веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной растительностью.

Пустыни и полупустыни (Слайд №13)

Зона пустынь и полупустынь расположена в экваториальном, тропическом и умеренном поясах Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен. В почвах пустынь мало органических веществ и много минеральных солей.

Саванны и редколесья (Слайд №16)

Эта зона расположена в тропическом климатическом поясе и является переходной от зоны тропических лесов к другим. Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников Почвы здесь красные и каштановые, с достаточным количеством питательных веществ, накопление которых происходит во время засушливого периода.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники (Слайд №18)

Эта зона характерна для средиземноморского климата, отличающегося мягкой, влажной зимой и жарким летом. Для нее характерна разнообразная растительность, вечнозеленые лиственные растения, много хвойных деревьев. Оригинальный животный мир практически полностью истреблен. Почвы здесь красно-бурые.

IV. Физминутка (Слайд №21)

Учащимся предлагается закрыть глаза и прослушать 3 звуковых фрагмента. Необходимо определить, какой из звуковых фрагментов, можно услышать на побережьях Арктики.

1 фрагмент – звуки саванны Африки

2 фрагмент – песни тропических птиц

3 фрагмент – звуки Арктики (в том числе и крики птиц).

Степи и лесостепи (Слайд №22)

Эта зона формируется в умеренном климатическом поясе, для нее характерны холодная зима и теплое, засушливое лето. Для степей характерная травянистая растительность, во многих областях замененная культурными растениями. Из животного мира в степях и лесостепях широко распространены грызуны, мелкие копытные, пресмыкающиеся и хищные птицы. В зоне степей и лесостепей формируются наиболее плодородные почвы – черноземы.

Широколиственные и смешанные леса (Слайд №24)

Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два-три яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы. Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.

Тайга (Слайд №27)

Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны питательными веществами, подзолистые.

Тундра и лесотундра (Слайд №29)

Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно-глеевые, большая территория находится в зоне вечной мерзлоты. Арктические пустыни (Слайд №32)

Арктические пустыни встречаются на островах, близких к полюсам. Из растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в воде, птицы прилетают на несколько месяцев.

V . Закрепление новой темы: (Слайд №36)

Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность

В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?

В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа

В какой природной зоне располагаются:

о. Калимантан – влажные экваториальные леса

п-ов Индокитай – саванны и редколесья, переменно-влажные леса

п-ов Аравийский – полупустыни и пустыни

о. Исландия – тундра и лесотундра

о. Врангеля – арктическая пустыня

о. Крит – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

о. Сахалин – тайга

VI . Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание

Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).

Практические работы

Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений*.
Изготовление гербариев отдельных растений*.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность.

Животный мир Земли (12 ч)

Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы

Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

Человек (8 ч)

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Практические работы

Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран - порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная деятельность.

Есть на Земле страна - Россия (14 ч)

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

Практические работы

Зарисовка Государственного флага России.
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия - наша Родина».
Нахождение России на политической карте*.
Зарисовка животных и растений своей местности.
Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*.
Изготовление альбома «Наш город (поселок)».
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
что изучает природоведение;
основные свойства воды, воздуха и почвы;
основные формы поверхности Земли;
простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
основные санитарно-гигиенические требования;
название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
названия важнейших географических объектов*;
правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
демонстрировать простейшие опыты;
проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
соблюдать правила элементарной гигиены;
оказывать простейшую медицинскую помощь.

ГЕОГРАФИЯ

КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы.
Обучение географии рассчитано на четыре года - с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс - «География России» (66 ч), 8 класс - «География материков и океанов» (66 ч), 9 класс - «Наш край» (66 ч).
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы).
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) - 18 ч.
II. Природные зоны России - 48 ч.
Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.
Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Учитель должен учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр - Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр - Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр - Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр - Хабаровск).
До появления нового учебника основные положения и выводы урока (при изучении тем «Хозяйство», «Занятия населения», «Экологические проблемы») учитель может отпечатать, отксерокопировать и раздать учащимся для закрепления изученного. Педагог в качестве ориентира и уточнения фактологического материала может пользоваться учебниками «География России» для средней общеобразовательной школы.
Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
В 8 класс перенесено изучение государств ближнего зарубежья - бывших союзных республик. Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы. Государства ближнего зарубежья изучаются последовательно в 3-й и 4-й четвертях.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той части света, в которой расположена школа.
В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
В альтернативной программе по географии зарубежные государства изучаются два года (8 и 9 классы), а «Наш край» - одну четверть.
Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс).
Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Loading...Loading...