Пропорциональная избирательная система: азы политологического понимания. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций. В каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран. Принято выделять три основных типа избирательных систем: мажоритарную (абсолютного и относительного большинства), пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система , в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Мажоритарная считается самой простой системой, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Такая система успешно применяется в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства несправедлива по отношению к средним и малым политическим партиям. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством.

Для мажоритарной системы абсолютного большинства выигрывает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос. Обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются недействительными или несостоявшимися.

В случае применения мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается тот кандидат, который получил квалифицированное, т.е. установленное законом, большинство голосов. Квалифицированное большинство превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах. общество мажоритарный предвыборный pr

Главная идея пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует.

Пропорциональной системы придерживаются значительное число стран. Это - Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др. Однако, у пропорциональной системы также имеются свои недостатки. Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране. В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая. В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Из-за существенных недостатков пропорциональной и мажоритарной систем произошло формирование смешанной избирательной системы . Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть - в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Смешанная избирательная система характерна для России, Австралии, Египта Мексиканских Соединенных Штатов.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

Возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

Независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В данной связи избирательная система может рассматриваться как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводил выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

Избирательная кампания - это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной кампании:

  • - назначение выборов;
  • - выдвижение кандидатов;
  • - предвыборная борьба;
  • - голосование;
  • - определение результатов выборов.

Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию.

Смысл процедуры назначения выборов состоит в назначении дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Но в большинстве стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

В Конституции обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной право-субъектности общества, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная характеристика институтов референдума и выборов как высшего и непосредственного выражения власти народа.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от вида избирательной системы.

Существуют два основных вида: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система - это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% голосов). Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата, т.е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

Мажоритарная и пропорциональная система имеют свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями.

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов

Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах.

К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций.

Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем для своих избирателей.

В разных странах, использующих пропорциональную систему этот “порог” колеблется. Так в Израиле он составляет 1%, в Дании - 2%, в Украине - 3%, в Италии, Венгрии - 4%, в Германии, России - 5%, в Грузии - 7%, в Турции - 10%.

В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа . В которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим - за политическую партию, объединение.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

  • * смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
  • * смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

Избирательные системы

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная .

В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды:

Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах , то есть от округа избирается один депутат. Гораздо реже встречаются округа многомандатные , когда от округа избирается несколько депутатов. В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков.

Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.

Абсолютное большинство может быть трояким:

а) от числа зарегистрированных избирателей;

При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут - выборы признаются недействительными или несостоявшимися.

Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам.

Недостатки данной системы:

а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте;

в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка) .

Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие:

а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов;

б) альтернативное голосование. Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии. При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.). Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства . Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Иногда закон может определять и иной процент голосов.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса.

Кумулятивный вотум - каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.

Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.

Система пропорционального представительства политических партий .

Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.

Списки кандидатов могут быть связанными и свободными. При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право.

Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:

а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;

б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;

в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр) - это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту. В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов.

Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям:

а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов;

б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.

Это недостаток преодолевается следующими способами:

Соединение списков кандидатов (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.



Панаширование - право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов. Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы) . При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной.

Медведев Алексей Григорьевич

Понятие избирательной системы и ее составляющие

Избирательная система - непременный элемент современной цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом. Представительская демократия сама по себе не решает все проблемы народовластия. Только в сочетании с непосредственной демократией она обеспечивает цивилизованное развитие общества, создает необходимые условия самореализации народа. И.с. является важнейшей формой прямой демократии, главная функция которой - формирование полномочного народного представительства. Характер избирательной системы непосредственно предопределяет основные характеристики представительской системы. Выборы - не только важная форма непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти, не только акт избрания представителей народа к органам государственной власти. Это также средство его воспитания и самоорганизации. Наконец, это практическая реализация избирательного права граждан, эффективное средство перестройки современного общества. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что серьезные изменения общественной жизни в целом и в отдельных его сферах (а в первую очередь - а политической) непременно касались избирательной системы, а в некоторых случаях ее радикальные изменения выдвигались на первый план. Существующая в настоящее время система отвечает потребностям становления украинской государственности и как такая нуждается в радикальных изменениях и обновлении. И.с. - совокупность юридических, организационных и других средств формирования представительских органов государственной власти и осуществления гражданами своих избирательных прав. Институт И.с. нашел свое законодательное выражение в Конституции Украины, законах о выборах к Советам народных депутатов разных ланок, о порядке отозвания депутатов народных советов. И.с. строится на таких конституционных принципах, как общее, ровное и прямое избирательное право при тайном голосовании, выдвижение кандидатов общественными организациями трудовыми коллективами, собраниями военнослужащих; свободное и всестороннее обсуждение качеств кандидата в депутаты; предвыборная агитация; проведение выборов на средства государства; обеспечение выборов по округам избирательными комиссиями; приказы избирателей; ответственность за нарушение законодательства о выборах и тому подобное. Различают несколько разновидностей И.с.: мажоритарная система (система большинства), пропорциональная система представительства политических партий и смешанная.

Избирательная власть - в некоторых странах официально признанная разновидность публичной власти - наравне с законодательной, исполнительной и судебной. Осуществляется она избирательным корпусом страны, то есть в специальных судебных или квазисудебных органах типа избирательных трибуналов, которые рассматривают споры, связанные с организацией и проведением выборов. В Украине такого института нет: их роль исполняют избирательные комиссии - от участковой к Центральной избирательной комиссии и суды - от районного в Верховный Суд Украины.

Избирательный участок - территориальная единица, созданная для проведения голосования и подсчета голосов на выборах к всех ланок советов народных депутатов. Организация и работа И. у. определяется законодательством о выборах. Так, например, в соответствии с Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины" от 17 ноября 1993 года для проведения голосования и подсчета голосов на выборах народных депутатов Украины территория районов, городов, районов в городах, которые входят в избирательные округа, делится на И.у. И.у. образуются с количеством от 20 до 3 000 избирателей, а в необходимых случаях с меньшим или большим количеством избирателей.

Избирательный залог - денежная сумма, которую согласно законодательству ряда стран, в том числе и Украины, должен внести при регистрации кандидат в депутаты и которая возвращается ему лишь в том случае, если кандидат получит на выборах не менее пяти процентов голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. Залог, который не подлежит возвращению, засчитывается в государственный бюджет. В Украине И. з. вносится кандидатом в депутаты в размере пяти минимальных заработных плат.

Избирательная комиссия - орган, образованный для организации и проведения выборов к Советам народных депутатов. В Украине система избирательных комиссий включает Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Украины, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии, - для проведения выборов народных депутатов Украины; областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские избирательные комиссии; окружные и участковые избирательные комиссии - для проведения выборов депутатов местных советов. Центральная избирательная комиссия образуется Верховной Радой Украины по предоставлению соответствующих органов не позже как за 4 месяца до выборов в составе председателя, секретаря, и 11 членов комиссии. Срок ее полномочий - 4 года. Областные, районные, сельские В.к. образуются соответствующим Советом сроком на 4 года.

Избирательный округ - пространственная (национально-территориальная) единица образовался для проведения выборов к Советам народных депутатов. Количество И.о. зависит от состава соответствующих Советов. Нормы представительства и количество И.о. определяются законодательством о выборах. Да, Закон о выборах народных депутатов Украины трактует, что для выборов народных депутатов Украины образуется 450 одномандатных округов. Они образуются Центральной избирательной комиссией по предоставлению соответствующих Советов. От каждого В. о. избирается один народный депутат. Но округа образуются приблизительно с ровным количеством избирателей на все территории Украины.

Избирательное право имеет два значения: 1) совокупность юридических норм, которые регламентируют участие граждан Украины в выборах представительских органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения, между избирателями, депутатами и представительскими учреждениями; 2) право граждан избирать (активное избирательное право) и право быть избранными (пассив не избирательное право). Другими словами это субъективное право граждан. В.п. - один из важнейших институтов конституционного права Украины. Это совокупность конституционно правовых норм, которые регламентируют порядок организации и проведения выборов, условия участия граждан, в выборах представительских органов власти, взаимоотношения между депутатами и избирателями, порядок отозвания депутата избирателями.

Избирательный процесс в Украине осуществляется на таких принципах:

1) свободное и равноправное выдвижение претендентов и кандидатов;

2) гласность;

3) бесстрастие к кандидатам со стороны государственных органов, учреждений, организаций, органов местного и регионального самоуправления;

4) равенство возможностей для всех кандидатов;

5) свобода агитации;

6) контроль за источниками финансирования и расходами на выборную кампанию.

Избирательный процесс - установлена законодательством процедура, порядок организации и проведения выборов, один из элементов избирательной Системы предусматривает определенные этапы, стадии, несоблюдение которых может привести к нежелательным последствиям, - вплоть до кассации результатов выборов. Составляющими И.п. есть: 1) назначения выборов, которые могут быть дежурными, внеочередными (досрочными), повторными, а также вместо депутатов, которые выбыли. 2) Образования избирательных округов и избирательных участков, системы избирательных комиссий, - Центральной избирательной комиссии, окружных и участковых избирательных комиссий. 3) Составление списков избирателей, которое осуществляется участковыми избирательными комиссиями. 4) Выдвигание и регистрация кандидатов в депутаты, право на которых принадлежит субъекте непосредственно определенным законом. 5) Процессуальные действия, связанные с обеспечением гарантий деятельности кандидатов в депутаты и других участников избирательного процесса. 6) Проведение голосования. 7) Подсчет голосов и определение результатов выборов (голосование), причем во время подсчета голосов избирательная комиссия должна придерживаться определенной законом последовательности действий, должным образом оформлять соответствующие документы. 8) Однако описанная процедура может иметь свое продолжение, когда возникает потребность проведения повторного голосования повторных выборов и выборов депутатов вместо выбывших.

Виды выборов

Выборы - чрезвычайно многогранное общественное явление. Как отмечал немецкий государствовед Г. Майер, в общенациональном масштабе выборы - это самый массовый процесс, который знает право.

В зависимости от оснований можно различать несколько классификаций видов выборов.

По территориальному признаку выборы бывают:

1) общенациональные (общегосударственные), которые осуществляются на территории всей страны: выборы в Верховную Раду Украины, выборы Президента Украины;

2) местные (иногда их называют локальными, коммунальными, административными): выборы к представительским органам местного самоуправления (сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов и сельских, поселковых, городских председателей).

За объектом, который предусматривает органы или должности, к которым входят или на которых избираются представители народа, выборы можно классифицировать как:

1) выборы парламента - выборы в Верховную Раду Украины;

2) выборы на должность Президента Украины;

3) выборы представительского органа территориальной автономии - выборы Верховной Рады Автономной Республики Крым;

4) выборы представительских органов самоуправления городских, сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов;

5) выборы на должности сельских, поселковых, городских председателей.

По времени проведение выборы разделяют на:

1) дежурные. Выборы, которые проводятся в период окончания срока полномочий (легислатуры), предусмотренного Конституцией и законами Украины для функционирования определенного вида выборного органа или должности;

2) внеочередные или досрочные. Выборы, которые проводятся в случае досрочного прекращения срока полномочий, предусмотренного Конституцией Украины и законами Украины для функционирования определенного вида избирательного органа или должности;

3) повторные. Выборы, которые проводятся в случаях, когда выборы в избирательном округе признаны недействительными или такими, которые не состоялись;

4) выборы вместо депутатов, председателей (сельских, поселковых, городских советов), которые выбыли. Выборы, которые проводятся в одномандатных избирательных округах в случае потери депутатского мандата или досрочного прекращения полномочий депутата или сельского, поселкового, городского председателя на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины;

5) выборы, которые проводятся в случае образования новой административно-территориальной единицы.

По количественному признаку участия избирателей выборы бывают:

1) общими, основными, когда в них за законом имеют право принимать участие все избиратели государства;

2) частичными (дополнительными), когда пополняется состав Верховной Рады Украины, местных советов, в случае досрочного выбытия некоторых депутатов, или признания, выборов, недействительными.

Учитывая правовые последствия выборы разделяют на:

1) действительные - это выборы, проведенные в порядке, определенном Конституцией Украины и соответствующем избирательном законе;

2) недействительные - выборы, в ходе которых имели место нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги выборов.

Виды избирательных систем

Избирательная технология - это механизм, система средств и методов организации и проведения выборов, основа избирательной системы любой страны.

За порядком определения результатов выборов различают такие избирательные системы:

1) мажоритарная;

2) пропорциональная;

3) смешанная.

Мажоритарная система

Мажоритарная система является самой старой среди избирательных систем. Название ее происходит от французского majorite, что означает "большинство". Мажоритарной считается система определения результатов выборов, благодаря которой депутатские мандаты (один или несколько) от округа получают только те кандидаты, которые получили установленное законом большинство голосов, а все другие кандидаты считаются неизбранными. У 83 стран мира применяется мажоритарная система, в том числе США, Франции, Великобритании, Канаде. В зависимости от того, как определяются большинство голосов, необходимое для избрания кандидата, различают:

1) мажоритарную систему абсолютного большинства; 2) мажоритарную систему относительного большинства; 3) мажоритарную систему квалифицированного большинства.

При применении мажоритарной системы избирательные округа чаще всего бывают одномандатными. Реже случается вариант многомандатных округов. В одномандатных округах голосуют, как правило, персонифицировано, во многомандатных - как за определенные лица, так и по партийным спискам. Многомандатные округа есть в Японии, США, России, в настоящий момент уже и в Украине.

Мажоритарная система относительного большинства (или простого большинства, или "первый избирается на должность") является самой простой разновидностью мажоритарной системы. При условиях ее внедрения избранным считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей. Эта система достаточно результативна. При условиях одинакового количества набранных голосов двумя или больше кандидатами, что бывает очень редко, законодательством традиционно используется процедура жеребьевки. При этой системе голосование происходит в один тур. Как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Недостатком мажоритарной системы относительного большинства является то, что она не дает возможность учитывать интересы всех избирателей округа, потому что кандидат может быть избранным абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством на момент голосования, при таких условиях голоса избирателей, которые голосовали против избранного кандидата, пропадают. Эта система также фактически аннулирует средние и малые партии. С принятием нового массива избирательного законодательства в настоящее время в Украине внедряется мажоритарная система относительного большинства частично на парламентских, полностью на местных выборах. В соответствии с ч. 2 в. 1 Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", 225 депутатов парламента избираются в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства. В соответствии со ст. 2 Закона Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей" выборы депутатов сельского, поселкового, городского, районного в городе совета проводятся по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, на которые разделяется вся территория соответствующего села, поселка, города, района, в городе. Согласно ст. Из данного Закона, выборы сельского, поселкового, городского председателя проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по единственному одномандатному избирательному округу, пределы которого совпадают с пределами села, поселка, города. Также в соответствии со ст. 4 данного же Закона выборы депутатов районного совета проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам, пределы которых отвечают пределам соответствующих сел, поселков, городов районного значения, которые являются административно-территориальными единицами, которые входят в этот район. Выборы депутатов областного совета проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам, пределы которых являются в то же время пределами районов и городов областного значения, которые входят в эту область.

Напротив отмеченной мажоритарная система абсолютного большинства для избрания кандидата требует собрать больше половины голосов избирателей, то есть действует формула 50 % + 1 голос. Производная от этого количества голосов избирателей может быть разной: 1) общее число зарегистрированных избирателей; 2) общее число избирателей, которые принимали участие в выборах (получили избирательные бюллетени); 3) общее число избирателей, которые принимали участие в голосовании. При применении этой системы, как правило, обязательный нижний порог участия в голосовании. Также иногда устанавливают минимум количества голосов избирателей, набирание которых является тоже условием избрания кандидата.

Преимущество отмеченной системы - в ее потенциальном демократизме: она учитывает интересы большинства избирателей, хотя голоса избирателей, поданных против, опять же теряются. Недостатком системы является не ее результативность. Голосование по этой системе предусматривает, как правило, повторное голосование или повторные выборы. Поскольку активность избирателей во втором туре заметно снижается, законодательство часто не устанавливает никаких барьеров, которые имеют место при первом туре голосования. Иным способом, которым преодолевается не результативность системы абсолютного большинства уже в первом туре выборов, есть альтернативное голосование (преференциальное, или абсолютное голосование), при каком избирателе голосуют за одного кандидата, но указывают при этом порядок своих преимуществ для других. Если ни один из кандидатов не получает абсолютное большинство при первом подсчете, то тот, который получил наименьшее количество голосов, исключается из списка и подсчитываются соответствующие вторые позиции в системе. Эту операцию повторяют до тех пор, пока один кандидат не наберет абсолютное количество в результате этих превращений голосов. Такая система внедрена в Австралии при выборах Палаты представителей.

В Украине, как известно, еще и недавно, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Отныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.

Мажоритарная система квалифицированного большинства предусматривает, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), который получил определенное, квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законодательством и, как правило, превышает большинство абсолютное. Эта система применяется совсем изредка в практике выборов. Основная причина этого заключается в не ее результативности. До 1993 г. она действовала в Италии при выборах Сената, также применяется в Чили.

Пропорциональная система

Вторым видом избирательных систем является пропорциональная система. Впервые она внедрена в 1889 г. в Бельгии, а теперь 57 стран используют эту систему, в том числе Израиль, ФРГ, Испания, Италия, Португалия.

При пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов избирателей, собранных каждой из них в пределах избирательного округа. При применении этой системы округи всегда многомандатные.

Есть два пути создания избирательных округов при применении пропорциональной системы подсчета голосов. Наиболее распространенный способ, когда пределы избирательных округов совпадают с пределами административно-территориальных единиц. Реже применяют способ, когда территория всего государства составляет единственный избирательный округ.

За влиянием избирателей на расположение кандидатов в списке для голосования различают следующие виды пропорциональной системы:

1) с жесткими списками;

2) с преференциями;

3) с полужесткими списками. При применении жестких списков избиратель голосует за список партии, что он избирает, в целом. В избирательном бюллетене указываются только названия, эмблемы партий, иногда определенное количество первых кандидатов в партийных списках. Система жестких списков практикуется в Испании, Португалии, Израиле, России, Украине.

При применении системы преференций (в переводе значит "преимущество") избиратель не просто голосует за списки партии, которая избирает, но и делает пометку напротив номеру того кандидата в кандидатском списке от партии, которому он отдает свой голос. Таким образом, избирается тот, кто получил наибольшее число преференций, в случае равенства количества преференций у нескольких кандидатов от партии преимущество отдают тому, кто занимает высшее место в партийном списке. Система преференций практикуется в Финляндии, Бельгии, Нидерландах.

Система полужестких списков предусматривает возможность для избирателя голосовать:

1) за список в целом;

2) определять преференции, заметив или вписав фамилии одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей подсчитываются по системе жестких списков, во втором - по системе преференций. Эта система практикуется в Швейцарии, Австрии, Италии.

Пропорциональная система с жесткими списками имеет свои преимущества: при голосовании избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей деятельности партии; данная система проще всего по форме осуществления и самая дешевая. Недостатком ее является то, что партийный список может "вытянуть" в депутаты, сенаторы, и тому подобное неизвестных, некомпетентных, непопулярных политиков. В отличие от этого, система преференций дает возможность расширить сферу волеизъявление само избирателей, потому что голосуют и списки, и персоналы". 1 в этом ее преимущество, однако недостатком является, так сказать, мажоритарная - избиратель ориентируется больше на отдельные политические личности, а не на интересы и задания партии в целом. Внедрение системы с полужесткими списками вызвано необходимостью преодолеть изъяны системы жестких списков и преференций.

Общей, так сказать, "обременительным" обстоятельством при внедрении пропорциональной системы является достаточно сложная система обсчета голосов избирателей. Это более или менее сложный математический обсчет требует двухэтапной операции. На начальной стадии каждый список получает столько мест, сколько раз он отвечает избирательному коэффициенту. Поскольку количество мест, отведенных для отдельного списка, является общим количеством голосов, полученных по этому списку, всегда остаются несколько голосов. Эти голоса являются остатком (или избытком), который учитывается вплоть до логического завершения распределения голосов избирателей. Избирательный коэффициент (избирательная квота, избирательный метр) - это делитель, который используется для признания количества мест, которые получит каждый список во время распределения. Чаще всего используют простой коэффициент, который получается после голосования путем деления в каждом округе отдельно общего количества поданных голосов на количество мест на замещение (заполнение). Существуют другие виды коэффициентов: коэффициент Хегенбаха-Бишоффа, стандартный коэффициент, коэффициент снижения, двойной коэффициент, избирательный коэффициент.

Распределение избытков (остатки) проводится двумя основными методами:

1) метод наибольших избытков включает распределение мест по списку, который имеет наибольшее количество непредставленных голосов, отложенных от первого распределения, и так далее, пока все места не будут распределены.

2) метод наибольшего среднего - метод, путем которого общее количество голосов, полученных по списку, делится на количество мест, уже полученных по этому списку, плюс одно фиктивное место. Список, который таким образом получает больше всего среднее, получает следующее место и так далее, пока все места не будут распределены.

Существуют другие методы обсчет избытков: метод д"Хонта, метод Сен-лапо, модифицированный метод Сен-лапо.

С целью предотвращения быстрого роста количества мелких, непредставительских партий при пропорциональных системах выборов внедряют избирательный порог, который заключается в том, что для участия в распределении мест после голосования допускаются только те партийные списки, которые набрали определенный, установленный в законодательстве процент голосов. Эти пороги бывают разные, например в Нидерландах - 0,67, Израиле - 1, Швеции, России, Германии, - 5, Лихтенштейне - 8, Турции - 10 %. В Украине по новому парламентскому избирательному законодательству - 4 %.

Смешанная система

Существует достаточно широкий спектр смешанных систем, которые являются сочетанием мажоритарной и пропорциональной систем. По крайней мере 20 стран мира применяют их. Смешанные выборы системы применяются, как правило, в тех странах, где идет поиск и становление избирательных систем или необходимо достичь компромисс между принципом представительства в парламенте разных политических сил и стабильностью сформированного ими правительства.

Иногда смешанные системы внедряются в модифицированном виде с преимуществом той или другой избирательной системы.

Избирательными системами, которые предоставляют преимущество мажоритарному методу голосования при применении и пропорционального голосования выступают следующие смешанные системы:

1) система с единственным голосом, который не допускает передачи. Содержание ее заключается в том, что во многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от партии. Это практикуется в Японии, Китае;

3) кумулятивное голосование предусматривает, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов в округе, и может ее распределить между всеми кандидатами, а может и отдать все свои голоса за только одного из кандидатов.

Существует и смешанная система, которая использует преимущественно модифицированную пропорциональную систему представительства.

Система с единственным голосом, который передается, предусматривает, что избиратели голосуют за одного кандидата независимо от числа мандатов в избирательном округе, но при этом выражают преимущество и относительно других кандидатов.

Самым простым вариантом смешанной избирательной системы является параллельное комбинирование: определенная часть представительского органа избирается за мажоритарным, другая - по пропорциональному принципу. Примером является парламент Германии, где нижняя палата - Бундестаг - наполовину избирается по мажоритарной системе, а наполовину - за пропорциональной. Такие же факторы положенные в основу избрания парламентов Литвы, Грузии, Словении, Болгарии.

В Украине также парламент избирается на основе общего, ровного и прямого избирательного права путем тайного голосования за смешанной мажоритарно пропорциональной системой. Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 - в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства, а 225 - за списками кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.

Loading...Loading...