Понятие эмоций, представление об эмоциях. Понятие эмоции

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное агентство по образованию.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Реферат по психологии и педагогике
на тему: “ Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация. ”
Выполнил:
студент заочного отделения
Группа 2712.1 1 курса
Михайлов Константин

Проверил:

Санкт-Петербург 2011 год

Введение «Понятие об эмоциях»………………………………………………………………3

Виды эмоций……………………………………………………………………………………..8

Структура эмоций………………………………………………………………………………11

Эмоции и мотивация…………………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………………………..15

Введение «ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ»

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной

регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня

благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный

эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические

или физические воздействия придают соответствующее своеобразие

жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей

жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная

поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-

вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют

внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает

преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса,

торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для

борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови,

повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов

внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в

состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков -

оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и

всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу,

принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит

за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях

эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство "в свои

руки", осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже

отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение,

чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в

окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное,

потребностно направленное, деятельностно ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия

с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает

тот, к которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к

тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти

потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и

являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих

смыслов. "Познавательные процессы формируют психический образ,

эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" .

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением

потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное

лишение положительных эмоциональных состояний может привести к

отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции

становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в

общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие

высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека,

общественными нормами, потребностями и установками. Исторически

сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека

нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности,

сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и

ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические

чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его

интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной

деятельности - эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида

развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный

облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная

сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его

потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что

его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспосо-бительные

возможности индивида - происходит избыточное перевозбуждение его

эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие

уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие

регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным

Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с

айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках

множество умерших и сошедших с ума людей - взрыв эмоций страха подавил их

жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих

из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные

эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же

эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически

организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может

вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со

стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого -

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны

поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего

подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании

будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В

ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно

значимостью его стороны. Познание дает знание - отражение объективных

свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению

субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они

мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений

поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования

бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект -значит

усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют

смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую

ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего

плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную

первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных

возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно

сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного

распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм

экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия,

механизм стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях.

ВИДЫ ЭМОЦИЙ

эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;

чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности;

аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) - форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.

Прельщение (переживание прелести – от нем. Anmutungserlebnis) - диффузный эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета, возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе существенно углубляется понимание динамики познавательных процессов. Это понятие рассматривалось в качестве теоретического конструкта в психологии В. Вундта, а особенно широко использовалось в рамках гештальтпсихологии, в частности Ф. Крюгером, Э. Вартеггом.

Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) - форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

Виды. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:

гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;

печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;

страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;

презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;

застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;

чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;

отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.

Чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) - форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.

Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.

Стенические чувства (греч. sthenos – сила) - положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Настроение (психическое состояние) - форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения - эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе.

Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.

Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.

Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) - форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.

Ажитация (лат. agitare – возбуждать) - психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).

Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция аффекта) - аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.

СТРУКТУРА И МОТИВАЦИЯ

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции.

Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули

периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с

определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому

смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что

произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению

соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев - и вы сами

начнете пережинать это чувство; начните смеяться - и вам станет смешно;

попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой

спиной и грустной миной на лице - и у вас действительно испортится

настроение.

Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием

эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не

сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при

исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное

переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при

многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для

мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею

страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе

напряжения.

У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса -

Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги,

возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не

отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти

физиологические изменения развертываются медленно, в то время как

эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют

физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда

последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и

физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов.

Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка

сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень

эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной

дефицита информации, необходимой для достижения цели.

Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения

чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь,

приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает

извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут

быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в

спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы

достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность

которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно

важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ

Существование «мотивационной» системы в ее рудиментарном виде можно предположить уже у самых первых обитателей Земли. «Мотивация» простейших одноклеточных организмов основана на электрохимических процессах. И хотя они еще не обладали способностью к когнитивной оценке стимулов, им удалось адаптироваться и выжить2.

Они вышли победителями из неравного сражения с окружающей средой, вооруженные не разумом, а простейшей мотивационной системой, которая помогла им приблизиться к желанному и избежать опасного.

Последние исследования, посвященные проблеме возникновения вкусовых ощущений, показывают, что даже простейшие вирусы способны испытывать своего рода «отвращение», они «пятятся», стараясь избежать контакта с ядовитым веществом.

Существует несколько теорий мотивации, уходящих корнями в концепцию «приближения-избегания». Так, например, для фрейдовской теории мотивации и личности центральными являются понятия «удовольствие» (приближение) и «боль» (избегание). Именно на противостоянии «удовольствия» и «боли» основывается его понимание секса и агрессии.

К базовым понятиям относятся те мотивы, или нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида. В неблагоприятных условиях они побуждают индивида бороться за свою жизнь – искать пищу, воду, убежище, выводить из организма продукты жизнедеятельности. В обычных же условиях, когда эти нужды легко удовлетворить, связанная с ними деятельность становится обыденной и не требующей значительных затрат времени. Однако, когда неблагоприятные условия среды, нехватка ресурсов угрожают выживанию или благополучию индивида, голод пробуждает эмоцию, и это взаимодействие драйва и эмоции оказывается чрезвычайно эффективным1.

Драйв – это мотивационное состояние, вызванное отсутствием или нехваткой каких-то веществ в тканях организма.

Наиболее распространенными примерами драйвов являются такие состояния, как голод, жажда, усталость. Мотивационная интенсивность всех драйвов, за исключением сексуального драйва и драйва к избеганию боли, по своей природе циклична.

Только два драйва – избегание боли и сексуальное влечение – обладают некоторыми характеристиками эмоций. Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи человеку потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? Если спросить себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности.

Рефлекс – это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Человек рождается с очень ограниченным набором рефлексов, и лишь некоторые из них, вроде рефлекса моргания, остаются с ним навсегда. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения1.

Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды.

То же самое можно сказать о мотивах, которые называют драйвами, - о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности.

Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регулярной химической, или гомеостатической, системой обеспечивают физическое благополучие человека.

Список литературы:

Немов Р.С

Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584 с.

Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М. - С. 14.

Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - С. 173.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. II. - С. 176.

Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Функции эмоций: 1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций : 1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. 2. Горе - глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим появлениям враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства.

Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие и неудовольствие. В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции: 1.Чувственный тон. Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений, приятный или неприятный запах либо вкуса продуктов. Чувственный тон - это реакция на отдельный раздражитель. 2.Настроение - это эмоция, которая окрашивает в течение длительного времени поведение человека. Настроение - это эмоциональный тон в данный момент. 3.Аффект - это мощная эмоциональная реакция, относительно краткое эмоциональное переживание. Аффект полностью охватывает психику и определяет единую реакцию человека на ситуацию.4.Страсть - это сложное свойственное только человеку эмоциональное переживание, представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг какого-либо предмета, явления или человека. 5.Чувства - это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям к действительности.

Характеристики эмоций и чувств : 1. Носят личностный (субъективный) характер. 2. Несут информацию о действительности и связаны с потребностями человека. 3. Полярность (радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть). 4. Интегральность - эмоции и чувства охватывают весь организм целиком. 5. Эмоции и чувства связаны с жизнедеятельностью организма . Для комфортного существования человеку следует знать , как управлять эмоциями и чувствами. Отсутствие внешнего проявления эмоций и чувств не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание приводит к возникновению различных заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявление совершенно необходимо.


Понятие о психических состояниях.Взоимосвязь психических состояний и поведения.

Психические состояния - это целостные характеристики психической деятельности человека за определенный период времени. Характеристики психических состояний : 1. Целостность. 2. Подвижность. Психические состояния обладают стадиями протекания - начало, развитие и завершение. 3 . Полярность (активность-пассивность; уверенность-неуверенность).Классификация психических состояний: 1. В зависимости от роли личности и ситуации (личностные и ситуационные). 2. В зависимости от степени глубины (глубокие и поверхностные). 3. В зависимости от времени протекания (кратковременные, длительные, затяжные). 4. В зависимости от состояния сознания (фрустрация, агрессия, стресс, сон, бодрствование, гипноз, медитация, состояние предсмертия).

Фрустрация - в переводе означает обман, напрасное ожидание. Это состояние напряжения, отчаяния, тревоги и т.д., которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами.Агрессия - это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями, искаженное отражение реальности, что приводит к неадекватному поведению. Существует агрессивность как свойство личности, которое проявляется в готовности и в предпочтении использования насильственных средств для реализации своих интересов. Стресс - в переводе с французского означает давление. Стресс - это приспособление организма к измененным условиям к среде обитания. Стресс - это физиологические механизмы адаптации организма человека. Существует биологический и эмоциональный стресс. Биологический стресс необходим организму, т.к. благодаря ему происходит мобилизация всех физических и духовных сил. Эмоциональный стресс представляет собой саморазрушение, капитуляцию организма. Сон - это отдых организма для восстановления сил, а также время когда происходит обработка информации, которую мы получаем в течение суток. Дня. Сон состоит из нескольких фаз: «быстрый сон» - когда возрастает активность мозга. Эта стадия длится 15-20 минут; «медленный сон» - активность кары головного мозга уменьшается. Бодрствование связано с осмысленной деятельностью человека. Регуляция психических состояний : гипноз, групповой тренинг, методы психоанализа.

Саморегуляция - аутотренинг, медитация, фармакология.

  1. Введение …………………………………………………….……3-4
  2. Основная часть: 1) понятие эмоции…………………….………5-6

2) виды эмоции……………………………..…7-11

3) физиология эмоций…………………….….11-12

4) качества эмоций……………………………12-15

  1. Заключение………………………………………………………..16-17
  2. Список литературы………………………………………………..18

Введение.

«Я хочу жить, чтобы мыслить и страдать.»

А. С. Пушкин

Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.
«Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…» - отмечает Ф. Энгельс.
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом эмоций.
В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции - это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.
Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.
Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности.
В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. В своем реферате я рассмотрела природу эмоций и их влияние на психику человека.
Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Они слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму","я люблю этого человека" или "я люблю этот город" выражает одинаковые чувства? Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Цель данной работы заключается в том чтобы изучить психологию эмоций.

Задачи: глубже изучить общие понятия эмоций, их виды, а также их физиологию и качества.

Эмоции.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые ‘чистые’ эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом(2, стр.407).

Эмоции и чувства - личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости . Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода , жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша - не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви , если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами . Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки - это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью - чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться(2, стр.392).

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть - это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости(2, стр.344).

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Виды эмоций
Эстетические и интеллектуальные эмоции

Различаются понятия утилитарных и эстетических эмоций. Утилитарные эмоции, такие как страх, гнев, радость и т.д. оценивают степень достижения цели или удовлетворения потребности. Эстетические эмоции (гармония – дисгармония, красота – уродство, благоговение – кощунство…) не связаны с достижением цели или удовлетворением потребностей и возникают, в частности, при оценке предметов искусства.

Есть еще одна группа эмоций, не связанная с потребностями и целями. Это интеллектуальные эмоции, см. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности, Психологический ж-л, 4,1998. Эти эмоции оценивают информацию, вне ее связи с утилитарными целями. Например, новая информация может подтверждать или не подтверждать старую. Четыре интеллектуальных эмоции (догадка, уверенность, сомнение, удивление) можно проклассифицировать с помощью двух бинарных признаков: предшествующие – констатирующие и подтверждающие – неподтверждающие эмоции, см. Леонтьев В.О.Что такое эмоция. Вестник биологической психиатрии №5,2004.

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то - к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж - восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония - способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать(2, стр.200)

Эмоция и мотивация

Заключение.

Личность человека как субъекта практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, окружающую природу, общество и является движущей силой общественного развития. Действуя он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие от окружающего. Он переживает то, что с ним происходит, им совершается, он относится определенным чувственным образом к тому, что его окружает. Переживание этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.

Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. На более высших проявлениях у человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.

Существенным, определяющим, ведущим для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития.

Изучая психику мы прежде всего изучаем эмоциональное состояние, сознание и самосознание личности, субъектов, в их реальной обусловленности. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы и отношение его к природе, и к другим людям. К обществу дано ему как отношение поскольку у него есть сознание. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект, осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении эмоционально-психологических свойств личности – ее эмоций, способностей, волевых проявлений, темперамента, характера; она завершается раскрытием самосознания личности. В развитии личности ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека субъектом общественной и личной жизни. Каждое их личных событий имеет и свою внутреннюю эмоциональную сторону. Объективное, внешнее изменение человека с окружающим, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее эмоционально-психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение к самому себе и к другим людям. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а эмоционально прочувствовал, освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности.

То, что относиться к человечеству в целом, не может не относится в известном смысле и к каждому человеку. В этом ключ к пониманию человеческой личности, того как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной елью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера претерпевает переходный период от детскости к взрослому состоянию. Если в более младшем возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в этот период развития и становления личности подросток начинает самостоятельно контролировать свои эмоции. Изучая эту тему, я для себя открыла много нового и неизвестного. Будучи на практике в школе и работая с младшими подростками я встречалась с подобными проявлениями эмоций. Раньше мне не всегда были понятны эти проявления и я не могла дать им объяснение. В результате изученного материала, анализирую свою деятельность в школе, я могу объяснить свои ошибки и недостатки, и поведение подростков(1, стр.29).

Я сделала вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.

Список литературы:

  1. Рогов Е.И. Психология Общения.
  1. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.
  1. Р. С. Немов. Психология. Общие основы психологии.
  1. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского.
  1. Энциклопедия http://ru.wikipedia.org/

эмоции – это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Согласно психологам-интроспекционистам, эмоции составляют особую группу явлений сознания, имеющих два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. в конце XIX века эмоции стали рассматриваться какспецифический вид или производная физиологических процессов (бихевиоризм, теория Джемса-Ланге и др.). Параллельно развивалось и другое направление- эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначения, из функций, которые они выполняют в адаптации человека к окружающему миру (Ч. Дарвин и др.).

Кроме того, согласно С. Л. Рубинштейну (1946), эмоции – это «отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания».

Согласно Г. М. Бреславу, эмоции являются посредниками между мотивационными и познавательными процессами. К.Э. Изард отмечает, что эмоции в отличие от потребностей не являются цикличными.

Основными различиями эмоциональных и познавательных процессов:

1) Эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в то время как познавательные – к многообразным объектам, соответственно, первым присуща субъективность, а вторым – объективность содержания опыта;

2) Отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей-отношений между предметами и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира.

3) Эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в меньшей степени опосредованы речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и менее произвольно контролируемы, чем познавательные процессы;

4) Качественные особенности (модальности) эмоциональных явлений - радость, страх, гнев и др. – специфичны и отличаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

5) Эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. Познавательные процессы в меньшей степени определяются потребностями;

6) Эмоциональные явления тесно связаны с различными физиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различных физиологических систем;

7) Эмоциональные явления входят в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Когнитивные процессы в меньшей степени определяют структуру личности.

2. Свойства эмоций: пристрастность, интегральность, пластичность, адаптация,

Эмоции как особый класс психических явлений обладают рядом отличительных особенностей и закономерностей своего функционирования.

Пристрастность (субъективность) - обусловленность эмоционального реагирования человека на какие-либо события субъективным отношением к ним (зависящим от потребностей, установок, опыта, темперамента и др.). П. В. Симонов называет эмоции «универсальной мерой значимости».

Интегральность – объединение в единое целое всех функций организма..

Пластичность – многообразие оттенков переживания эмоции одной модальности, как количественное (интенсивность, длительность и др.), так и качественное (знак).

Адаптация - притупление, снижение интенсивности эмоциональных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при долгом повторении одних и тех же воздействий.

Суммация – соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. При этом возможно как «пространственное» объединение эмоциональных реакций, переживаемых одновременно, так и временнáя суммация переживаний, следующих друг за другом. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание может становится сильнее.

Амбивалентность – противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением. Другими словами, человек одновременно испытывает и положительные и отрицательные эмоциональные переживания.(любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, гнева).

Динамичность – временнóе развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания.

Коммуникативность – передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, тембра голоса, мимики, жестикуляции и др.) информации от одного участника общения к другому.

Заразительность - передача своего эмоционального состояния другим людям. Предвосхищение – прогнозирование вероятностного исхода значимых событий до их совершения.

Мнестичность – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций при повторном воздействии или представлении ситуации, в которой они возникли.



Иррадиация - распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается.

3,Компоненты эмоционального реагирования: импрессивный (переживание), экспрес­сивный и физиологический

Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения:
1 удовольствие неудовольствие
2 возбуждение успокоение
3 напряжение разрешение.

В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:
1 импрессивный внутреннее переживание
2 экспрессивный поведение, мимика, двигательная и речевая активность
3 физиологический вегетативные изменения.
Импрессивный компонент эмоционального реагирования переживание. Переживание - это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер полезность, необходимость, опасность и т.д. и степень его значимости для субъекта. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.
Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций.

Физиологический компонент .характер изменения вегетативных показателей (пульс, артериальное давление, частота дыхания и т.д.). Чаще всего такие изменения в организме называют эмоциональным возбуждением. Однако по физиологическим изменениям можно сделать вывод скорее о количественных (интенсивность, длительность), чем о качественных (модальность) характеристиках эмоционального процесса.

Вместе с тем, знак эмоции может определять особенности вегетативной реакции. П.В. Симоновым было выявлено , что положительные эмоциональные реакции: 1) всегда слабее отрицательных;2) в своем большинстве - короткоживущие состояния;3) даже сильные положительные эмоциональные реакции безвредны для здоровья человека.

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".

Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида.

Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство "в свои руки", осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств.

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. (Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.)

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, – это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции – механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.

Loading...Loading...