Обои 80 х годов. Обои в стиле ретро. Все началось с Европейских автомобилей

Стиль семидесятых годов 20 века − яркий и насыщенный, порой бунтарский и дерзкий. В нем присутствует элегантность и чувственность, яркий китч и деликатный шарм. Из-за сложности и цветовой перегруженности этот дизайн быстро вышел из моды. В такой обстановке человеку сложно расслабиться и оставаться спокойным. Оформляя жилье в ретро стилистике главное избежать вульгарности и грамотно расставить акценты.

Сейчас дизайнеры вновь обращаются к стилистике семидесятых, ведь она придает дому аутентичность и своеобразный колорит. Аналогичные тенденции прослеживаются в архитектуре и модной одежде. Интерьер ретро в современных квартирах − это не бездумное копирование, а переосмысленные гармоничные композиции. Он не кричащий, а более спокойный, при этом легко узнаваем.

Дизайнеры используют актуальные приемы из прошлых десятилетий в новом прочтении. Современный интерьер ретро стилистики представляет собой эклектичный микс из старых и новых элементов. В результате пространство выглядит нескучным и своеобразным. Многие идеи родом из 1970-х успешно перекочевали в наши дни и на их основе дизайнеры создают оригинальные проекты.

В этой статье мы познакомим вас с отличительными чертами стиля 70-х, известными дизайнерскими предметами той эпохи. Возможно и вы захотите оформить дом в этой тематике и воспользуетесь некоторыми советами дизайнеров.

Особенности стиля 70-х в интерьере

Для многих 1970-х годы − ностальгическое время детства и юности. Из-за спорных и провокационных нововведений этот период получил название «десятилетие дурного вкуса». На 1970-е годы пришлось множество стихийных бедствий и войн, осознание экологических проблем, ускорение темпа жизни. На стиль повлияла субкультура хиппи, музыкальное направление Disco , панк-рок, появление цветного телевидения, первых E -mail , флоппи-дисков.

По сравнению с бунтующими шестидесятыми этот стиль был более легким и игривым, смягчал их революционность. Душа требовала больше чистых ярких красок, простых форм, комфорта.

Важное достижение этого сумасшедшего времени − переход от стандартизации к персонализации интерьера. Люди стремились к самопознанию и самовыражению.

Несмотря на внешний романтизм и легкомысленность, на первом месте всегда оставалась функциональность и практичность. Но при этом в любом пространстве оставалось место для интересной детали, притягивающей взгляд, − картины, фотографии, статуэтки, вазы.

На смену стилю хиппи приходит блестящий диско с флуоресцентными цветами, зеркальными шарами, встроенной подсветкой. Излюбленным времяпрепровождением молодежи были дискотеки, поэтому дизайнеры черпали вдохновение в них. Интерьер в стиле диско создает праздничное и жизнерадостное настроение. Чаще всего такой дизайн применяется для оформления баров, клубов, кафе, но при правильном подходе эффектно смотрится и в частных домах, квартирах.

Одна из разновидностей дизайна семидесятых − стиль хай-тек, появившийся в Англии в это же время. Основой этого направления стал промышленный дизайн с характерными для него прямыми линиями, обилием стеклянных, металлических, пластиковых элементов, высокой функциональностью и технологичностью. Мебель здесь используется легкая, правильных форм, с гладкими глянцевыми фасадами. В обстановке часто встречались автомобильные, самолетные или стоматологические кресла. Позже этот стиль стал очень популярен и перешел в отдельное направление дизайна.

Удивительная и насыщенная эпоха 70-80-х годов источником вдохновения для дизайнеров и декораторов. Причины популярности ретро тенденций − схожие настроения в обществе, возвращение поп-культуры и цикличность моды.

Дизайнерские предметы мебели и интересные изобретения 70-80-х

Благодаря отказу от устоявшихся стереотипов в 70-е появились знаменитые предметы интерьера, которые остаются актуальными и сейчас.

Известная модель кресла − F 598, разработанная французским дизайнером Пьером Поленом (Pierre Paulin) в 1973 году. Также кресло называли M chair из-за схожести его формы с буквой «М».

Яркий аксессуар родом из 1971 года − торшер Panthella белого цвета. Это совместная разработка датского дизайнера Вернера Пантона (Verner Panton) и мануфактуры Луиса Полсена (Louis Poulsen Lighting). По задумке дизайнеров плафон должен быть выполнен из металла, однако в то время еще не было технической возможности реализовать такую разработку и плафон делали из акрила.

Еще одна разработка Вернера Пантона − необычное кресло Amoebe . Яркие цвета и нестандартная форма мебели отражает тенденцию дизайна начала семидесятых − дерзкого и вдохновляющего. По форме кресло повторяет изгиб тела человека в положении сидя и завершается навесом над головой. Интересно, что источником вдохновения дизайна стали амебы − микроскопические организмы, постоянно меняющие форму.

Впервые появляется картонная мебель. Яркий пример − кресло Wiggle Side Chair дизайнера Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry), созданное в 1972 году. Картон стал дешевой альтернативой пластику и тяжелым традиционным конструкциям. В 60-х были попытки использования материала в мебельном производстве, однако дизайнеры не могли найти оптимальный способ уплотнить однослойный картон. Конструкцию пробовали усилить с помощью складывания, вставки вкладок, прорезей, но не получали нужного результата.

Решение нашел Френк Гери, он склеил разнонаправленные слои гофрированного картона и придал им форму ножом. По этой технологии Гери изготовил серию мебели, которая получила название Easy Edges или «Простые края». Изделия отличались экологичностью, прочностью и обладали шумопоглощающими свойствами.

Продолжает развиваться стиль биоморфизм, основоположником которого считается Ээро Сааринен (Eero Saarinen). Для этого направления характерны плавные обтекаемые формы, заимствованные у природы, изогнутые линии, асимметрия, высокотехнологичные материалы.

Ярким представителем биоморфизма и дизайн-арта является австралиец Марк Ньюсон (Marc Newson). Первая популярная работа дизайнера − кресло-шезлонг Lockheed Lounch необычной формы, который стал известен во всем мире после выхода клипа Мадонны «Rain ». Это конструкция из прочного фибергласс-пластика на трех ножках, отделанных резиной. Поверхность кресла покрыта тонкими пластинками алюминия, скрепленными между собой по периметру. Это одно из самых дорогих кресел в мире, его стоимость оценивается в 1,2-2,4 миллиона долларов.

Ярким символом раскрепощенного десятилетия стал сюрреалистичный алый диван в форме губ. Диван Bocca цвета губной помады сделали дизайнеры Studio 65, переняв идею у Сальвадора Дали. За образец они взяли форму губ киноактрисы Мэрилин Монро. Еще в 1937 году Дали придумал диван-губы, вдохновившись чертами лица известной актрисы Мэй Уэст. Позже, в 1974 году художник вернулся к этой идее и изготовил кожаный красный диван совместно с испанским дизайнером и архитектором Оскаром Тускетс Бланком (Oscar Tusquets Blanca). Этот диван стал центральным элементом самого оригинального в мире портрета в комнате Мэй Уэст музея в Фигерасе.

Законодателями мебельной моды 80-х стали дизайнеры итальянского объединения Memphis Design Group. Основной идеей был отказ от сдержанных линий и создание принципиально новых объектов. Эксцентричный вид предметов бренда отлично демонстрирует «Я-десятилетие».

Инновационные изобретения коснулись не только мебельной сферы.

В 1971 году появляются первые компактные калькуляторы фирмы Bomwar , которые помещались в карман. В это же время поступают в продажу инженерные и программируемые калькуляторы. В 1985 году компания Casio выпускает калькулятор с графическим дисплеем.

В 70-е развивается вычислительная техника и оборудование с кнопками. Стиральные машинки, телевизоры, космические аппараты, радиоприемники − все приборы теперь управляются с помощью кнопок.

В1983 Motorola выпускает первый мобильный телефон DynaTAC 8000X. Это устройство весило около килограмма, для зарядки требовалось 10 часов, а в режиме разговора аппарат работал 35 минут.

В 1985 году итальянский бренд Alessi представил чайник со свистком, который издает музыкальный звук вместо неприятного свиста. Привлекательный дизайн в духе ар-деко и поп-арта сделал этот чайник настоящим бестселлером.

В этот период появилась известная механическая головоломка − кубик Рубика. Её придумал преподаватель архитектуры Эрно Рубик в 1974 году для тренировки пространственного мышления и наглядной демонстрации математической теории групп. Кубик Рубика стал самой продаваемой игрушкой, а по сборке головоломки на скорость проводятся соревнования.

Итак, в чем же выражается ретро стиль 70-х?

Акцент на цвет

В ретро стиле нет ограничений по выбору цвета. Основную палитру составляют оливковый, апельсиновый, голубые, желтые, оранжевые, коричневые, зеленые оттенки. Цвет апельсина и мандарина по популярности обогнали даже классические красный и черный. Этот сочный оттенок сразу же оживляет и преображает пространство. Для современного варианта оранжевый цвет можно использовать для отделки одной стены или в обивке мягкой мебели.

Цвета становятся более приглушенными по сравнению с 60-ми и заимствуются у природы. Распространены теплые природные тона дерева и земли, цвет тыквы, авокадо, золотых колосьев, оттенки с названиями «тигровая лилия», «подсолнух», «швейцарский шоколад», «небесно-голубой».

Становятся популярны богемные оттенки, заимствованные из фэшн-индустрии: пурпурный, красный, фиолетовый, бирюзовый. Для уравновешивания ярких цветов применялся нейтральный белый. Популярные цветовые комбинации: черный и белый, синий и ярко-зеленый, белый и желтый, фиолетовый и розовый, желтый с оранжевым или зеленым, розовый и салатовый.

Узнаваемым символом 70-х стала радужная расцветка. Её можно встретить в виде принта на шторах, постерах, стенах.

Цвет вводится в интерьер через обивку мебели, штор, домашнего текстиля, ковров, а также с помощью деталей: плафонов светильников, цветочных горшков, ретро-аксессуаров.

Яркая фигура этого времени − британский дизайнер и декоратор Дэвид Хикс, который ввел моду на геометрические орнаменты, «взрывные» комбинации цветов и эклектичность. Авторский стиль Хикса можно увидеть в интерьерах фильма «Механический апельсин» (более распространенное название «Заводной апельсин») Стэнли Кубрика.

В современных квартирах не стоит оформлять стены и мебель в кричащих оттенках. Дизайнеры рекомендуют применять необычные комбинации цветов и яркие детали. «Кислотные» оттенки эффектно смотрятся на фоне серо-синей, черно-бело-серой гаммы, спокойного коричневого, молочного. Универсальный способ добавить обстановке ярких цветов − настенный декор. Это могут быть графические постеры, картины, панно, фотографии, картины, витражи.

Мебель и техника

Молодое поколение стремилось к свободе и самовыражению через эксклюзивный дизайн. В интерьерах этого десятилетия появилось много новшеств.

Для эпохи 70-х характерны разборные конструкции, симметричность, компактность, мобильность, обтекаемые формы предметов мебели. Популярны конструкции из пластика и полипропилена, которые начали появляться в 1960-е. Эти материалы легко поддаются формовке и превращаются в оригинальную мебель нестандартной формы. В моду входят кухонные столы и стулья в барном стиле: на одной опоре с круглым основанием из пластика или металла.

В типичных американских гостиных того времени можно встретить модульные диваны, оттоманки, плетеные подвесные кресла и гамаки. Для диванов и кресел характерны закругленные плавные формы, задающие динамику пространства. Часто встречались большие диваны угловой, полукруглой, волнообразной формы. Интерьер дополняли журнальные столики каплеобразной фирмы со стеклянными столешницами.

Подушки для мягкой мебели обивались тканями с геометрическими рисунками в клетку, полоску, кружочки. Такая мебель эффектно выделялась на фоне отделки и привлекала взгляд.

Корпусная мебель изготавливалась простых форм. Обязательным атрибутом были высокие конусообразные ножки из металла или дерева, расположенные под наклоном. Позже появляются более габаритные полированные стенки со стеклянными и зеркальными вставками на дверках. В 80-е практически в каждом доме стоял сервант для хранения сервизов. Некоторые модели оснащались небольшим баром и полочками для хранения различных мелочей.

В современном варианте наполнить сервант или витрину можно как фарфоровым набором, так и новой оригинальной посудой. В последнем случае создается интересный эклектический эффект: классическая привычная форма сочетается с современным наполнением.

Еще один типичный предмет обстановки восьмидесятых − трюмо, которое располагали в спальне или прихожей. В современной мебелировке эту функцию выполняет туалетный столик.

Для спальни традиционным набором являлись двуспальная кровать, комод, прикроватные тумбочки, туалетный столик, шкаф под одежду.

Благодаря развитию новых технологий на кухнях появляется современная бытовая техника, которая больше не считалась роскошью. Плиты чаще заменяют встроенными варочными панелями с духовым шкафом или двойной печкой.

Изменяется и типология жилого пространства. Интерьеры новых квартир и общественных помещений были вытянуты по горизонтали. Поп-культура с её веселыми вечеринками повлияла на организацию пространства. В гостиных появляются барные шкафы, журнальные столики, серванты, тахты-оттоманки и пуфы для гостей. Для лаундж-зон и гостиных особенно популярна мебель в стиле close -to -the -floor , то есть низкая, дословно «близкая к полу», напольные подушки для сидения.

Материалы и отделка

Основные материалы 70-х: дерево, фанера, ДСП, металл, полимеры, стекло, зеркало, никелированные профили, винил, кожа. Характерна обивка диванов, кресел и изголовья кровати мягкими материалами с приятной текстурой: бархатом, плюшем, велюром, шениллом, кожзамом.

Результатом популяризации движения хиппи стало применение природных материалов: отделка из дерева, плетеная мебель для внутреннего пространства дома, террас, большое количество комнатных растений и деревьев в горшках.

Для отделки стен применяются натуральные обои, обои из фольги, полы деревянные или покрыты линолеумом. Напольное покрытие можно сделать из светлого ламината «под дерево». В 80-е стены украшали аэрографией с рисунками космической тематики или неординарной графикой.

Фактура

Узнаваемая черта мебели 70-х годов − глянцевые и полированные поверхности. В таком стиле оформлялись комоды, столы, тумбы, стеллажи, кресла, серванты. Лакированные поверхности доводили до блеска и постоянно поддерживали в презентабельном виде.

В современных интерьерах ретро стиля эффектно смотрится сочетание новых и старых элементов. Актуальны искусственно состаренные текстуры дерева, керамики, металла, кожи. Винтажные предметы интерьера добавляют пространству особый колорит и шарм.

Текстиль

Для десятилетия характерно обилие текстиля: шторы, покрывала, диванные подушки, текстильные панно на стену. В каждой гостиной обязательно был мягкий ковер. Причем ковры размещали не только на полу, но и на стенах. Для мягкой мебели используются искусственный мех, плюш, бархат, искусственная кожа.

Для современных интерьеров в ретро стиле напольный ковер станет интересным дополнением спальни, гостиной или кухни. Это могут быть маленькие или большие коврики, однотонные или пастельных оттенков с рисунком этнической тематики. Сильно смотрятся коврики из натуральных материалов: волокон джута, сизаля, конопли.

Также обстановку удачно дополнят плотные шторы, портьеры, гобелены, покрывала.

Ретро освещение

Самые распространенные материалы для изготовления светильников − хромированный металл и пластик. Популярны лавовые лампы, напольные светильники дугообразной формы в зоне для чтения. Почти в каждой гостиной были лампы на массивной металлической стойке с объемным абажуром.

Не бойтесь сочетать разные по стилю и форме светильники. Это могут быть люстры, торшеры, бра, абажуры со свисающей бахромой, шнурами и кисточками. Такие приборы мягко рассеивают свет, добавляют интерьеру теплоты и уюта.

Конечно именно в 70-е широко распространились металлические лампы, бра и торшеры с шарнирами и гибкой трубой, которые, несомненно, опять актуальны.

Декор

Передать настроение эпохи можно с помощью стильных мелочей. Узнаваемая черта ретро стиля − геометрические принты на обоях, обивке, интерьерном текстиле. При этом рисунок часто повторяется на разных элементах обстановки. Также распространены цветочные рисунки, растительные мотивы, узор пейсли. Для украшения домов используются картины, постеры, скульптуры.

На кухнях часто можно было встретить керамическую посуду, текстиль, мелкую бытовую технику с изображением грибов, фруктов и овощей.

Еще один характерный атрибут семидесятых − аксессуары в виде совы: часы, мягкие игрушки, декоративные подушки, статуэтки, копилки.

Из-за спада в экономике стали появляться аксессуары в стиле DIY (в переводе с английского «сделай это сам»). Вещицы, сделанные своими руками, добавляют интерьеру своеобразный характер и колорит. Это могут быть панно, подушки на диван, расписанные вручную столики или комоды. Популярны украшения для стен, кашпо, выполненные в технике макраме.

Ностальгическое настроение создадут старые приемники, музыкальные проигрыватели, кольцевые телефоны, швейные машинки, фарфоровая или хрустальная посуда.

В период 80-х основными декоративными элементами выступают зеркала и стекло с пескоструйными рисунками. Стены часто украшали черно-белыми фотографиями в широких паспарту: семейными портретами, пейзажами, снимками индустриальной тематики.

Популярны стали гримерные зеркала, создающие манящую атмосферу закулисья.

Стиль семидесятых в современном доме

Воплощая в интерьере противоречивый стиль семидесятых, сложно сохранить баланс между эклектикой и безвкусицей. Чтобы получилась гармоничная обстановка, достаточно не перегружать пространство мебельными конструкциями и аксессуарами, а использовать несколько характерных черт стиля и типичных предметов.

Дизайн 70-х выбирают те, кто восхищается мебелью того времени или хочет добавить интерьеру красочности, оригинальности. В некоторых домах еще остались образцы ретро мебели и их довольно легко достать на блошиных и антикварных рынках. Найденные предметы можно отреставрировать или пойти другим путем: задекорировать новую мебель под старину. Оригинальные мебельные конструкции задают обстановке жизнерадостное настроение и приятную ностальгическую атмосферу.

На радость ценителям ретро дизайна итальянские и европейские фабрики выпускают целые коллекции и отдельные линейки в духе 70-х.

Современная мебель в стиле ретро изготавливается из экологически безопасных добротных материалов: натурального массива, шпона, качественного текстиля. Серии включают в себя предметы строгих прямых форм с глянцевыми фасадами, покрытыми лаком с двух сторон.

Благодаря изобилию мебельных коллекций и аксессуаров в интернет и офф-лайн магазинах сегодня у нас нет ограничений в выборе, как было десятилетий назад. Это дает возможность воплотить в ретро дизайне оригинальные идеи, уйти от банальности и добавить новизны. Следуя общим принципам стилистики вы сможете создать в доме уникальный интерьер и уютную атмосферу.

В нашей статье использованы модели современной мебели в стиле 70-80-х годов от фабрики:

Всю мебель можно заказать у нас в салоне Амбер Мебель.

Стиль восьмидесятых годов совсем не прост. В те времена он очень быстро изжил себя, ведь такой интерьер был выполнен в ярких тонах с крупными фигурами, что не позволяет расслабиться глазу и вызывает возбужденное состояние. Однако в наши дни озорной стиль 80-х, где каждый предмет наполнен своей функциональной нагрузкой, стал очень востребованным. Этот стиль своей неординарностью будто пытается показать нам, что не стоит слишком серьезно относиться к вещам, ведь вся наша жизнь – игра.

Чтобы сотворить интерьер в стиле 80-х, нужно знать нескольконюансов. В те годы отдавалось предпочтение блестящим цветам, оттенкам зеленого,желтого, оранжевого, бирюзового. На пике моды были крупные узоры, к примеру,ромбы, полоски либо горох разной величины. В моде были яркие фактурные обои,особенно однотонные с различными фигурами. К примеру, одна стена может бытьукрашена кругами, другая – пирамидами, третья – прямоугольниками, а четвертаяможет быть просто однотонной, только с расположенным в ней окном. На полу можнопостелить ламинат, который нужно обязательно укрыть ковром, к примеру, темногошоколадного оттенка. Это сделает комнату более уютной. Важно постелить ковертаким образом, чтобы гости, собираясь за столом, могли ставить на него ноги.

В восьмидесятые годы в каждом доме стоял сервант, и каждыйсервант того времени был похож друг на друга. Серванты хранили посуду,некоторые из них имели отдел похожий на бар, в котором можно было хранитьразличные мелочи. В те времена особенно шикарно было иметь шкаф-стенку –набор шкафов, которые плотно прилегали друг к другу и выполняли разные задачи.Довольные обладатели такого мощного предмета мебели думали, что не зря прожилисвою жизнь. Модность стенки в восьмидесятые можно сравнить разве что со взрывом популярностиджинсов в семидесятые годы.

Если вы хотите воссоздать интерьер в стиле восьмидесятыхгодов, то стенку вам нужно будет приобрести только на заказ. Возможно, этобудет усовершенствованная копия стенки, которая была в вашем далеком детстве –с фасадами, сделанными из ламинированного МДФ и имеющими стеклянные вставки иблестящие ручки. На стеклянные полочки такого серванта можно поставить коллекционную фарфоровую посуду, если у вастакая есть, кроме того, можно выставить современную посуду причудливых форм ицветов. В таком случае возникнет своеобразное эклектическое действие, и стараяформа приобретет новый, уже современный смысл. В сервантах будет уместна посудатемных цветов квадратной формы либо посуда, расписанная яркими интересными узорами.

Еще одним обязательным элементом обстановки восьмидесятыхгодов является трюмо. Его можно поставить в коридоре или спальне. Укресла обязательно поставить высокий торшер, который будет украшен бахромой и создастуютную зону отдыха в вечернее время, когда уже не будет дневного света.

Мягкая мебель в стиле восьмидесятых должна быть достаточно громоздкойи обязательно иметь удобные глубокие сидения, широкие подлокотники и ножки,которые будут либо высокими либо почти не заметными.

Диваны и кресла тех далеких годов были сделаны из железа идерева, а обивка была выполнена из гобелена, либо кожзаменителей.

Основными элементами декора в восьмидесятые были стекла изеркала. Особенно шикарным считалось украшение зеркал и межкомнатных дверей состеклами и очень разными рисунками с инкрустациями. Рисунки смотрелись тактрогательно и нежно, как прекрасный ледяной иней в зимнюю пору. В отличие от скучныхстекол, тонированных пленкой, что очень распространенно в интерьерах нашеговремени, стекла с пескоструйным рисунком помогут создать в интерьере особуюобстановку долговечности и подлинности.

Стены в восьмидесятые годы украшали увеличеннымифотографиями, которые были оформлены паспарту. Особенно выгодно и эффектно выглядятхудожественные портреты членов семьи - черно белые, осенне-зимние пейзажи, фотона индустриальную тематику. Рамы различных размеров можно повесить как на однойстене, так и на стенах всего помещения.

Если вы решили воссоздать у себя дома интерьер в стилевосьмидесятых годов, то не стоит пытаться воспроизводить его во всех мельчайшихподробностях. Не придерживайтесь такого правила и ваш интерьер не будетвыглядеть банальным и ограниченным! Можно, и даже нужно, создать привычнуюформу, однако, наполненную совершенно новым содержанием. Сегодня мы неограничены в возможностях выбора предметов интерьера, и именно это позволяетнам воссоздать яркий и энергичный стиль восьмидесятых годов, мы можемпреподнести данный стиль абсолютно по-новому, довериться своей фантазии ипреподнести его так, как мы хотели видеть его в своей юности и детстве! К этомустилю необходимо добавить воздуха, широты, больше простора, и он станетпо-настоящему удивительным, шикарным и современным. Ведь, если говорить о том,что представляет собой стиль восьмидесятых, то это несомненно городской шик!

Артём Дежурко

Мы называем «советской мебелью» обстановку бабушкиных квартир: шкафы на ножках, кресла с деревянными подлокотниками, серванты, трельяжи, торшеры, трёхрожковые люстры. Название неточное: эта мебель по большей части не советская по происхождению. Её делали в странах Восточного блока: ГДР, Чехословакии, Польше, Югославии, Румынии. Отечественной мебели в советских магазинах было мало.

Расставленные ножки шкафов, деревянные подлокотники, длинные тумбы, трёхногие журнальные столы - это стиль 60-х годов. В 70-е и 80-е делали другую мебель: громоздкую, безногую, непрочную, пахнущую гадостью. Советскую мебель 60-х стоит полюбить. Мебель 70-х и 80-х, на мой взгляд, любить не за что.

Стиль советских 60-х - это тот же стиль, который по-английски называется mid-century modern, модернизм середины века. Те же кресла, торшеры, тот же ореховый шпон можно видеть в первых сезонах сериала Mad Men, где с большой точностью воспроизведены американские интерьеры второй половины 50-х. На Западе расцвет этого стиля пришёлся на 50-е годы, а в СССР он распространился позже, во время хрущёвской оттепели.

Стиль 50-х был в большой моде последние несколько лет. Сейчас эта мода проходит, и я уже не могу сказать: «покупайте советскую мебель и будете в тренде». Не будете. Но есть и другие причины обратить на неё внимание.

Это не «Икея»

Российский рынок мебели так устроен, что у покупателя мало возможностей выбора. Если он богат, то покупает мебель премиальных итальянских марок. Если беден, покупает трэш в мебельном центре на окраине. Если он не богат и не беден, дорога одна - в «Икею». Злость берёт, когда вспоминаешь, сколько есть хорошей и недорогой мебели за границей. Её сюда не возят. Или возят, но продают по цене итальянских премиальных марок.

Вот и получается, что, в какую квартиру ни зайди, везде стоит «Икея». Хочется внести разнообразие в ландшафт. Бабушкин сервант - один из немногих доступных способов.

Она качественная

Как я уже говорил, «советская» мебель в основном происходит из Восточной Европы. Например, из ГДР - страны Баухауза, из Чехии - страны с богатыми и старыми традициями мебельного производства. Эта мебель продавалась и в Западной Европе, и сейчас на западных барахолках можно найти вещи тех же фабрик и моделей, что и в бабушкиной квартире. Она ничуть не хуже, чем западная массовая мебель середины века. Да и с чего бы ей быть хуже? В той же Европе делали.

Это хороший дизайн

В мире постмодернизма, где нам с вами не повезло жить, считается, что каждый предмет содержит в себе несколько смыслов: один сообщает прямо, на другой намекает, о третьем умалчивает. Вещи уже как бы не вещи, а сгустки противоречивой информации. Они как бы разговаривают с нами: «Купи меня, я престижная! Ты можешь себе меня позволить, а сосед нет!» или «Я дизайнерская! Меня сделал дизайнер-звезда! Лимитед эдишен!»

Старые вещи молчат. Дизайнеры проектировали их, заботясь только о том, чтобы они были крепкими, удобными, чтобы у них были хорошие пропорции. Они не тешат твоё самолюбие, не играют с твоими фобиями. Они просто существуют.

Она не загромождает
пространство

Мебель 60-х годов делалась для типовых квартир с двухметровыми потолками и узкими дверьми. Поэтому она компактная и низкая. Даже столы и сиденья стульев в то время стали делать на пару сантиметров ниже, чтобы оставалось больше свободного пространства над ними. По той же причине у стульев 60-х годов решётчатые спинки, а под подлокотником кресла можно просунуть руку. Мебель делалась так, чтобы создавать минимальные препятствия для взгляда: глядя поверх неё и сквозь неё, человек ясно видит границы комнаты. Этому помогают и высокие ножки, на которых стоят все предметы той эпохи: под ними виден пол.

Под ней можно
подметать

За цоколями шкафов и комодов, у которых нет ножек, десятилетиями не бывал пылесос, и там скрывается удивительный, но неприятный мир с богатой флорой и фауной. Пол под шкафами на ножках легко поддерживать в чистоте.

Она деревянная

Конечно, не вся. Искусственные материалы использовались и в 60-е годы, но гораздо реже, чем сейчас. К тому же говорят, из ДСП 50-летнего возраста почти все яды выветрились. А можно найти предметы, где ДСП вообще нет, целиком сделанные из фанеры и досок, с богатой фактурой орехового шпона, под хорошим старым лаком (лак красиво стареет, становится прозрачнее). Представляете, сколько стоит современный шкаф из массива дерева?

Она дешёвая

Большинство наших сограждан одержимо идеей новизны. Жить среди старых вещей для них - себя не уважать. Едва накопив на новый диван фабрики «8 Марта», они спешат избавиться от мебели своих предков, отдавая её за самовывоз или продавая за сумму, гораздо меньшую, чем стоимость перевозки. Бывает, что и на помойку выносят.

Правда, сейчас отношение к модернистской мебели меняется. Думаю, что лет через пять бабушкино кресло с деревянными подлокотниками в Москве можно будет найти только в специализированном магазине. Но сейчас, пока рынок винтажной мебели не сложился, мы всё ещё можем обставить квартиру хорошими образцами модернистского дизайна за 200–500 рублей, купленными по частным объявлениям.

фотографии: Алексей Народицкий, Артём Дежурко

Стиль 80-х в интерьере, образец Dixon Gallery

Пока вы размышляете об этом в хорошем или плохом свете, стиль 80-х в интерьере возвращается в мировые тренды. Поэтому сейчас самое время для того, чтобы глубоко погрузится в историю Memphis Design Group, итальянского дизайнерского и архитектурного коллектива, чей безумный, цветной, постмодерный стиль определил общий вид 80-х годов.


Большой сюрреалистический диван от Питера Шайра, спроектирован в 1986 и стал доступен на 1st Dibs

Группа Мемфис была создана итальянским архитектором и дизайнером Эттором Соттсасом в 1980 и названа в честь песни Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая беспрерывно играла во время встречи, ознаменованной как день возникновения группы.

Римское кресло от Марко Занини для Memphis, представленное на 1st Dibs

Команда дизайнеров, которую собрал Соттсас, представили свою первую коллекцию в Миланском Салоне дель Мобайл в 1981 году и продолжали производить образцы в течение почти десяти лет до своего распада в 1988.

Тумбочка Фламинго от Майкла де Люччи

Как и большинство дизайнерских движений, группа Мемфис была реакцией на предшествующие события: Соттсассу и его коллегам надоели сдержанные линии и минимальная цветовая гамма модернистов, из-за чего они решили создать нечто совершенно новое.

Их разработки были безумными, часто состоящие из ярких геометрических фигур в двумерном виде, что вызывало игривые и даже детские ощущения.

Набор инструментов Мемфис, созданных Койо Сангйо и представленные на 1st Dibs

Хотя и не все из этих намеренно странных штук нашли своё место в домах обычных людей, но группа Мемфис оказала огромное влияние на стиль 80-х в интерьере. Их беззастенчивое изобилие и склонность к большим, обращающим на себя внимание конструкциям особенно хорошо подошли для «я-десятилетия».

Некоторые из их фирменных элементов – яркие цвета, необычные формы и своеобразная двумерность представляют отношение людей к тому, каким был для них период 80-х годов. Как доказательство, стиль одежды Стейси на обложке самой первой книги для нянь, которой Этторе Соттсасс мог бы гордится.

Пример дизайна интерьера Мемфис: шоурум спортивной одежды бренда Espirit

Не все были их фанатами. В то время критики высмеивали движение Мемфис и называли их шутниками, мелькающим изображением на экране радара, которое скоро вообще исчезнет. Даже современные критики не всегда понимают их. К примеру, Бертранд Пеллегрин в 2012 в статье для SFGate описал работы группы как «свадьбу по залёту между Баухаус и Фишер-Прайс».

Мемфис стали вдохновением для Камилы Велала и создания ее собственной выставки для Лондонской недели дизайна в 2015 году, особенностью которой стали собственные образцы Велалы, стоящие бок о бок с лампой «Таити» от Соттсасса.

Но, как и многие ранее оскорбленные дизайнерские движения, стиль Мемфис медленно отдаляется от центра своего внимания. The New York Times предсказал им возвращение в 2017 году, что стало своеобразным медленным возрождением.

Вспомним детали, из которых состоял советский интерьер 1980-х!
Альбом
Имеется в виду не тот «уездной барышни альбом», в котором гостей заставляли писать стихи и рисовать картинки. Мы говорим об альбоме с фото: непременно с плюшевой обложкой, зеленой или малиновой, с толстыми картонными страницами. Уголки фотографий вставлялись в прорези. «Вот это мы в Алупке. А это на даче. А это Ниночка идет первый раз в первый класс. А это мы в ателье снимались». Иногда попадались фотографии с похорон бабушки, но эти пост-мортале никого не смущали.
Библиотека
В те времена тотального дефицита книга была не только источником знаний! Подобранные по цвету корешки подписных изданий классиков очень украшали венгерскую «стенку». Томик детективного романа, полученного в обмен на макулатуру - богатый подарок. Кроме того, книги были серьезным капиталовложением. Проданный в черный день томик Стругацких мог кормить семью неделю!


Домашние заготовки
Дачи были у многих, а вот кладовые в городских квартирах чаще всего не предусматривались. Банки с законсервированными дарами природы хранили кто как мог - и под кухонными столами, и на подоконниках, и у балконной двери. Это очень разнообразило интерьер, а чулок с луком на шкафу в спальне вносил дразнящую нотку в общую атмосферу. Подготовленные к зиме граждане спокойно смотрели по телевизору концерт ко Дню милиции.


Дерево
«Как он комнату себе оборудовал - картина! И ковер у него, и мебель тоже вся новенькая! И деревом так все, деревом… Девчата на деревяшки хорошо идут», - говорил один из героев фильма «Старый новый год». Кстати, если кто интересуется аутентичными интерьерами 80-х, то фильм стоит посмотреть. Стиль ля рюсс нравился советской богеме: деревянные скамейки и ложки в кухнях, обои «под дерево», палехская, городецкая и хохломская роспись. Выходило пестровато, зато как артистично! А забегающие «на деревяшки» девчата могли сшить красные в горошек занавески - это настоящий шик.


Ковер
Совершенно необходимый предмет в геополитической обстановке 80-х. Обеспечивал тепло- и звукоизоляцию квартир. В моде были ковры с коротким ворсом и геометрическими узорами. Цветы, олени и сцена похищения невесты считались устаревшими сюжетами, больше пригодными для деревенских и дачных домиков. Даже у современной молодежи, избалованной теплыми полами, сохранился пиетет перед ковром - его величают «Его Ворсейшество» и охотно фотографируются на фоне.


Люстра
В спальне допустим абажур, на кухне - плафон из матового стекла, но в «зале» - только люстра, и чтоб каскадом, каскадом! Так она и называлась - «Каскад». Подвески у нее были поддельного хрусталя, но и цена не кусалась. Конечно, постояв в очереди к магазину «Власта» (Москва), можно было заиметь и чешскую. Но и на поддельном хрустале, и на богемском пыль скапливалась одинаково, а «висюльки» приходилось мыть по одной в теплой воде с добавлением нашатыря.


Магнитная запись звука и видео
В 1984 году начал выпускаться первый советский кассетный видеомагнитофон «Электроника ВМ-12». У него не было пульта, он часто зажевывал пленку и стоил полторы тысячи советских рублей, но японские вообще обходились по цене автомобиля (и, конечно, не продавались в СССР), так что выбирать не приходилось. Кассеты формата VHS тоже доставались не без труда. Народ любил боевики с Брюсом Ли и Шварценеггером, ужастики «Пятница, 13-е» и «Полтергейст». Отдельной строкой шла «Эммануэль», говорившая гнусавым голосом Володарского - впрочем, как все киногерои той эпохи.

Но если видеомагнитофон был доступен не каждой семье, то уж кассетник был вполне обычной деталью быта. «Электроника», «Весна», «Десна», «Томь», «Элегия»… Двухкассетники «Шарп» занимали почетное стационарное место на «стенке», а отечественные покупались в подарок детям, и их дозволялось выносить из дома.


Ремонт
Буро-зеленая краска на стенах кухни и санузла. Откуда брали такую? Но и она была дефицитом, потому что на уровне глаз краска заканчивалась и начиналась побелка. Потолок тоже белили - умельцы как-то приспосабливали пылесос. На полу лежали доски, поверх хозяева кидали толстый линолеум.


Сервант
Непременно полированный, на тонких ножках, с застекленной верхней частью. За стекло ставили сервиз, рюмки, хрустальные вазы, фарфоровых зверушек и фотографии любимых родственников. Конечно, места для всего этого в серванте не хватало, поэтому скоро они остались у самых инертных граждан, а остальные обзавелись «стенками».


Стенка
Этот предмет вряд ли скоро покинет постсоветские квартиры. В «стенках» ценилась вместительность - в них хранили одежду, обувь, бытовые приборы, посуду, книги. Но важнее была красота. Красивыми считались импортные. Югославская «Спектр» с инкрустациями, румынская «Мираж», покрытая вишневым лаком, солидный «Бастей» под дуб импортировали из ГДР. Зеркальные бары сверкали, и даже отечественная ликеро-водочная продукция выглядела в них очень прилично. А если уж кто-нибудь привозил из-за границы бутылочку синего кюрасао или зеленого шартреза… Глаз не отвести!


Трельяж
Зеркало на низкой тумбе с двумя дополнительными зеркальными створками. Очень удобная штука, позволял красавицам рассмотреть себя с любого ракурса. Перед зеркалом ставили флаконы с духами и флаконы из-под духов - если было чем похвастаться. Из-за конструкции тумбы сидеть перед ним было неудобно, поэтому женщины красились стоя.

Фарфор и хрусталь
Тяжелые как снаряды для танковой пушки салатники - для оливье с дефицитным зеленым горошком и майонезом, для простецкого винегрета, для изысканной «мимозы». В глубокие ладьи насыпали шоколадные конфеты. В плоские - укладывали селедочку, сверху лук полукольцами. Для икры полагались особые бочоночки. Для торта - плоское блюдо и лопаточка с витой ручкой. Стопки под водку, бокалы под вино, они же под «Советское» шампанское. В зажиточных домах даже пепельницы были хрустальными. В их искрах и стрелах дико выглядели «беломорины». Хозяйки вожделели сервиз «Мадонна» с перламутровыми переливами производства ГДР, но и советский фарфор был очень хорош, хоть и не так игрив в смысле сюжета.


Фотообои
Казалось бы, прекрасный и недорогой способ освежить интерьер однотипных хрущевок. Но почему же так беден был выбор! Все говорят, что помнят одни только березки. Но так ли это было плохо? Перед сном смотришь, не отрываясь: тропинка в солнечных зайчиках ведет тебя по светлой роще, оттуда слышатся голоса и смех друзей…

Ковры мы вынесли на помойку, хрусталь раздали в добрые руки, в бабушкиных квартирах учинили евроремонт и хайтек, и детство наше ушло в нарисованную на обоях березовую рощу. Не вернуть.

Loading...Loading...