Н а некрасов годы жизни и смерти. Николай алексеевич некрасов - биография, информация, личная жизнь

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября (10 декабря) 1821(18211210), Немиров - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова.

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов, очень нравился женщинам. Его полюбила Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера и брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Николая Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жен и матерей, как именно суровый, мнимо-«черствый» представитель «музы мести и печали».

Детство Николая Некрасова протекло в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева, Ярославской губернии и уезда, куда отец, вышедши в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой Николая Алексеевича. Приезд исправника в деревню всегда знаменовал собой что-нибудь невеселое: мертвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Николай Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.

С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Николай терпел нужду страшную, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года», рассказывал он впоследствии, «я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». Не всегда даже у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, Николай Некрасов пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвел его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 к. прошение.

Дела его скоро устроились: Николай давал уроки, писал статейки в «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду» и в «Литературной Газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 г., с инициалами Н. Н., под заглавием «Мечты и звуки». Полевой похвалил дебютанта, по некоторым известиям к нему отнесся благосклонно , но Белинский в «Отечественных Записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Мы видим здесь Некрасова в сфере совершенно ему чуждой - в роли сочинителя баллад с разными «страшными» заглавиями («Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п.). «Мечты и звуки» характерны не тем, что являются как бы низшей стадией в творчестве Николая Некрасова, а тем, что они никакой стадии в развитии таланта Некрасова собой не представляют. Некрасов автор книжки «Мечты и звуки» и Некрасов позднейший - это два полюса, которых нет возможности слить в одном творческом образе.

В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных Записок», сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его крупного ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова, ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его: «В дороге».

В 1843 - 46 годах Николай Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский Сборник». Особенный успех имел последний, в котором появились «Бедные люди» Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева «Современник». Многие сотрудники «Отечественных Записок» бросили Краевского и присоединились к Некрасову, Белинский также перешел в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан». Этим был обеспечен успех нового предприятия.

Со смертью Белинского и наступлением реакции, вызванной событиями 1848 г., «Современник», оставаясь лучшим и распространеннейшим из тогдашних журналов, пошел на уступки духу времени. Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов: «Три страны света» и «Мертвое озеро», писанных Некрасовым в сотрудничестве с Станицким (псевдоним Головачевой-Панаевой). Около середины 50-х годов Некрасов серьезно, казалось, смертельно, заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Николая Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя: Николай Чернышевский и становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости Некрасов становится поэтом-гражданином по преимуществу. С менее отдавшимися стремительному пороку передового движения прежними друзьями своими, в том числе с , он постепенно расходился, и около 1860 г. дело дошло до полного с ними разрыва.

Развертываются лучшие стороны души Некрасова ; только изредка его биографа печалят эпизоды вроде того, на который сам Некрасов намекает в стихотворении: . В 1866 г. «Современник» был закрыт, но Николай Некрасов сошелся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 г. «Отечественные Записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник». В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях.

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой»…

Николай Некрасов умер в 1877/78 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - и . Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова».

Спор перешел в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка»; третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русских стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишенным всякого художественного значения. Все эти точки зрения односторонни. Значение Некрасова - результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Конечно, с точки зрения изящества стиха Николай Некрасов не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни.

Главный источник силы, достигнутой Николаем Некрасовым , - как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.

Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это - благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер. Несмотря на то что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед нею покорно выю. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порою даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об этике и лирике. Первая по времени большая поэма Николая Некрасова, «Саша», открывающаяся великолепным лирическим вступлением - песней радости о возвращении на родину, - принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей 40-х годов, людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует - не кровь», у которых «что книга последняя скажет, что на душе сверху и ляжет». Написанная раньше тургеневского «Рудина», некрасовская (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа. В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне».

Поэма «Несчастные» (1856) разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Николай Некрасов отчасти вывел Достоевского, есть строфы сильные и выразительные. «Коробейники» (1861) мало серьезны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе.

В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - «Мороз Красный Нос». Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэму рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. Особенно хороша вторая часть - Дарья в лесу. Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья - все это превосходно даже с точки зрения «эстетической» критики, написано великолепными стихами и дает все образы, все картины.

По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия: (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Николая Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1873 - 76), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удастся автору вполне. В ней не мало балагурства, не мало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное».

Не вполне выдержана и другая поэма Николая Некрасова - «Русские женщины» (1871 - 72), но конец ее - свидание Волконской с мужем в руднике - принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы. Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не единственный русский поэт, у которого развита это чисто русская черта. Кто заставлял его с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с невыгодной стороны? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души, и отдавался всецело душевному порыву.

Покаянию обязан Никалай Некрасов лучшим своим произведением - , которого одного было бы достаточно для создания первоклассной поэтической репутации. И знаменитый тоже вышел из глубокого чувства очищающей силы покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение: , о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как и . Силы чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.

Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы.

Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку.

В период с 1832 - 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений "Мечты и звуки".

В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в "Отечественных записках".

В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило появлению реалистических стихотворений, первое из которых "В дороге" (1845 год), и публикации двух альманахов: "Физиология Петербурга" (1845 год) и"Петербургский сборник" (1846 год).В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала "Современник", в котором печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. В этот период Некрасов написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народа ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В 1850-60-х, во время крестьянской реформы, поэт создает "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862 год).

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни. В эти годы поэт пишет поэму "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76 года), поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка" (1870 год); "Русские женщины"(1871-72 года), сатирическая поэма "Современники" (1875 год).

В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата.

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт, занимающий особое место среди писателей реалистов XIX века, публицист. Сочувствующий своему народу, чуткий ко всякой несправедливости и чужой боли. Писатель, изобразивший многообразную и правдивую картину повседневной жизни простых людей. Всё это как нельзя лучше характеризует Некрасова, известного нам талантливого литературного деятеля. Он использовал в своей поэзии фольклор, прозаизмы и песенные интонации, показал всё богатство простого крестьянского языка.
Родился будущий поэт в небольшом красивом украинском городке Немиров (неподалеку от Винницы) 28 ноября 1821года. Ещё в раннем детстве семья переехала в родовое имение отца, в деревню Грешнево, в Ярославской губернии. Отец Некрасова, офицер в прошлом, и зажиточный помещик, был по нраву человеком жёстким и даже деспотичным. От него страдали как крепостные, так и вся семья. Мать же, напротив, была женщиной образованной, чуткой. Она и привила сыну любовь к литературе. В 1832 году Некрасов был отдан на учёбу в гимназию. В это время он начал писать свои первые сочинения. Но наука давалась мальчику не очень хорошо, к тому же он конфликтовал с преподавателями.
После пяти лет учёбы отец решил отдать Николая в военное училище. И в 1838 году юноша едет в Петербург для поступления на военную службу. Но вместо этого, нарушив волю отца, молодой человек пытается поступить в университет. Но попытка успехом не увенчалась, вступительные экзамены Некрасов не смог сдать. Поэтому он начал посещать занятия как вольнослушатель на филологическом факультете. Узнав о таком своевольстве сына, Некрасов-отец лишил его денежного обеспечения. И будущий поэт вынужден был искать заработок, работая в различных изданиях на малооплачиваемой работе.

В 1840г. вышел в свет первый стихотворный сборник «Мечты и звуки», не очень лестно воспринятый критикой. С этого времени начался период упорной, тяжёлой работы в жизни поэта. Некрасов пишет рассказы, театральные обозрения, пьесы, фельетоны. В это время он начинает понимать, что нужно писать о реальной жизни народа. В 1841г. литератор работает в «Отечественных записках». А 1845-1846гг. были отмечены выходом в свет двух альманахов - «Физиология Петербурга» и «Петербургского сборника».
С 1847г. и по 1866г. Некрасов был редактором «Современника», журнала демократических сил того времени. Как талантливый организатор и незаурядный литератор, Некрасов привлекает к работе в журнале Тургенева, Белинского, Герцена, Чернышевского и др. В это же время формируется и новая направленность творчества поэта. Он затрагивает насущные социальные проблемы простых людей, реалистично изображает картины повседневного тяжёлого быта. Особое место в его творчестве отводится роли женщины в обществе, её нелегкой судьбе. Все эти темы раскрыты в стихах «На улице», «Железная дорога», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос» и др. Демократическое влияние журнала на умы людей было столь велико, что в 1862г. правительство приостановило его деятельность. А в 1866г. журнал был закрыт окончательно.
В 1868г. Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок». С этим журналом связана и его работа в последние годы жизни. В это время были изданы произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Дедушка». Были созданы и сатирические произведения, среди которых поэма «Современник», изобличавшая буржуазных бюрократов и лицемеров. Некрасова охватывают и элегические настроения, что в значительной мере связано с его болезнью, потерей друзей, наступающим одиночеством. Этот период творчества поэта ознаменовался появлением стихов «Утро», «Элегия», «Пророк». Последним сочинением стал цикл стихотворений «Последние песни».
27 декабря 1877 года поэт умер в г. Санкт-Петербурге. Потеря талантливого литератора была столь велика, что его похороны превратились в своеобразный общественный манифест.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в селе Синьки, неподалеку от г.Немиров Подольской губернии (ныне это Украина, Винницкая область), где в то время квартировал полк, в котором служил отец - Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) - поручик егерского полка. Детство Некрасова протекло в родовом имении, в деревне Грешнево (сейчас - Некрасово) Ярославской губернии, куда отец, вышедши в отставку (в 1824 году), переселился.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плоховато, и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Николай Некрасов отправился в Петербург для определения в дворянский полк, но вместо этого поступил вольнослушателем на филологический факультет Университета.

С 1839 по 1841 год пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел нужду страшную, не каждый день имел возможность обедать за 15 копеек. Чтобы заработать, он стал давать уроки, писал статейки в "Литературное прибавление к Русскому Инвалиду" и в "Литературную Газету", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 году, с инициалами Н.Н., под заглавием "Мечты и звуки".

В начале 1840-х годов Н.А. Некрасов становится сотрудником "Отечественных Записок", сначала по библиографическому отделу. В 1843-1846 годах он выпустил в свет ряд стихотворных сборников. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он, вместе с И.И. Панаевым, приобрел у Плетнева "Современник". Многие сотрудники "Отечественных Записок" бросили Краевского и присоединились к Некрасову, Белинский также перешел в "Современник" и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника "Левиафан". Этим был обеспечен успех нового предприятия. В 1847-1866 годах Некрасов издаёт и редактирует "Современник". Ему удаётся сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы 1840-1860-х годов. И.С. Тургенев публикует здесь "Записки охотника", А.И. Гончаров - роман "Обыкновенная история", Д.В. Григорович - повесть "Антон-Горемыка", В.Г. Белинский - поздние критические статьи, Л.Н. Толстой - "Детство", "Отрочество", "Юность", и "Севастопольские рассказы", А.И. Герцен - повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов". В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя: Чернышевский и становятся главными деятелями "Современника". Однако в 1862 году по распоряжению правительства журнал приостановлен на семь месяцев (июнь-декабрь), а в июне 1866 года "Современник" запрещается навсегда.

"Современник" был закрыт, но Некрасов сошелся со своим старым врагом Краевским и арендовал у него с 1868 года "Отечественные Записки", поставленные им на такую же высоту, какую занимал "Современник". Редактором "Отечественных записок" Н.А. Некрасов оставался до конца жизни. В эти же годы поэт работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866-1876), оставшейся незавершённой, создал поэму о декабристах и их жёнах ("Дедушка", 1870, "Русские женщины" 1871-1872) и др.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова.

Некрасов умер 27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге. Несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря.

Похороны Некрасова 11 января 1878 года, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. , сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: "Некрасов выше Пушкина и Лермонтова".

В 1881 году на могиле Н.А. Некрасова был установлен памятник (скульптор Н.А. Чижов, архитектор П.П. Шрейбер).

→ Некрасов Николай Алексеевич

Биография - Некрасов Николай Алексеевич

Великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии.

Детские годы

Детство Коли проходило в имении Некрасовых - деревне Грешневе в Ярославской губернии. Содержать 13 (в живых осталось трое) детей было не просто, и отец будущего поэта взял ещё место исправника. Работа была не весёлая, Алексею Сергеевичу часто приходилось брать с собой и сына. Поэтому с ранних лет Николай видел все проблемы простых людей и сочувствовал им.

В 10 лет Некрасова отдали на обучение в гимназию в Ярославле, где он доучился только до 5 класса. Одни биографы поэта говорят о том, что мальчик учился плохо, и его выгнали, другие - что отец просто перестал вносить плату за его обучение. Скорее всего, в действительности было что-то среднее - возможно отец счёл бесполезным учить дальше сына, который особым прилежанием не отличался. Он решил, что сын должен сделать военную карьеру. Для этого Некрасова в возрасте 16-ти лет отправили в Петербург для поступления в дворянский полк (военное училище).

Время лишений

Поэт мог стать честным служакой, но судьба распорядилась по-иному. В Петербурге он познакомился со студентами, которые настолько пробудили в Некрасове желание учиться, что он осмелился пойти против воли отца. Поэт стал готовиться к поступлению в университет. Сдать экзамены не удалось, но Некрасов пошёл на факультет филологии вольнослушателем (пробыл с 1839 по 1841 годы). Отец не дал Николаю ни копейки и три года он жил в ужасающей нищете. Он постоянно чувствовал себя голодным и доходил до того, что ночевал в приютах для бездомных. В одном из таких «заведений» Некрасов нашёл себе первый заработок - написал кому-то за 15 копеек прошение.

Тяжёлое материальное положение не сломило поэта. Он поклялся себе преодолеть все невзгоды и добиться признания.

Литературная жизнь


Портрет Н.А.Некрасова. 1872 год, работа художника Н.Н.Ге.

Постепенно жизнь стала налаживаться. Некрасов нашёл место гувернёра, стал сочинять азбуки и сказки для лубочных издателей, сдавал статейки в «Литературную газету» и «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду». На Александрийской сцене поставили несколько сочинённых им водевилей (под псевдонимом - «Перепельский»). На скопленные средства в 1840 году Некрасов издал свой первый сборник стихов - «Мечты и звуки».

Критики отнеслись к нему по-разному, но отрицательное мнение Белинского настолько расстроило Некрасова, что он скупил большинство тиража и уничтожил. Сборник остался интересен тем, что представлял поэта в совершенно не свойственном ему творчестве - сочинителя баллад, чего никогда не было в дальнейшем.

В 40-х годах Некрасов впервые приходит в журнал «Отечественные записки» библиографом. Здесь завязывается его дружба с Белинским. Вскоре Николая Алексеевича начинают активно печатать. Он выпускает альманахи «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский сборник» и другие, где кроме него публикуются лучшие авторы того времени: Ф.Достоевский, Д.Григорович, А.Герцен, И.Тургенев.

Издательские дела идут хорошо и в конце 1846 года Некрасов вместе с несколькими друзьями приобретают журнал «Современник». В этот журнал вместе с Николаем Алексеевичем уходит целая «команда» лучших литераторов. Огромный «подарок» Некрасову делает Белинский, передав для журнала большое количество материала, который ранее он «копил» для собственного издания.

После наступления реакции «Современник» становится более «послушным» властям, в нём начинает печататься больше приключенческой литературы, но это не мешает журналу оставаться самым популярным в России.

В 50-е годы Некрасов едет лечиться в Италию от горловой болезни. По возвращении и здоровье, и дела его налаживаются. Он попадает в передовой поток литературы, к людям высоких нравственных принципов. С ним в журнале работают Чернышевский и Добролюбов. Раскрываются и лучшие стороны таланта Некрасова.

Когда в 1866 году «Современник» закрывают, Некрасов не опускает руки, а арендует у своего старого «конкурента» «Отечественные записки», которые возводит на такую же литературную высоту, как «Современник».

За время работы с двумя лучшими журналами современности Некрасовым было написано и опубликовано множество своих произведений: поэмы «Саша», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (закончена в 1876), «Русские женщины», стихотворения «Рыцарь на час», «Железная дорога», «Пророк» и многие другие. Некрасов был в зените своей славы.

У последней черты

В начале 1875 года поэту поставили диагноз «рак кишечника». Жизнь его превратилась в череду страданий, и только всеобщая поддержка читателей придавала какие-то силы. Со всей России поэту шли телеграммы и письма поддержки. Окрылённый поддержкой людей Некрасов, превозмогая боль, продолжает писать. В последние годы написаны: сатирическая поэма «Современники», стихотворение «Сеятели» и непревзойдённый по искренности чувств цикл стихов «Последние песни». Поэт вспоминает свою жизнь и совершённые в ней ошибки и в то же время видит себя как писателя, достойно прожившего свои годы. 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) в Санкт-Петербурге Николай Алексеевич Некрасов окончил свой земной путь. Было ему в то время всего 56 лет.

Несмотря на сильную стужу, многотысячная толпа проводила поэта к месту последнего упокоения на Новодевичьем кладбище Петербурга.

Интересно о Некрасове:

В жизни Некрасова было три женщины:

Авдотья Яковлевна Панаева, с которой он прожил без брака 15 лет.

Француженка Селина Лефрен, которая бросила поэта, промотав изрядную часть его денег.

Фёкла Анисимовна Викторова, с которой Некрасов обвенчался за 6 месяцев до смерти.

Некрасов, говоря современным языком, был настоящий менеджер и предприниматель - он сумел сделать лучшими два журнала, которые до него были в достаточно сложном материальном положении.

Loading...Loading...