Что такое космос. Детям о космосе и космонавтах

Занимательная астрономия для детей рассказывает все о планетах Солнечной системы, объектах глубокого космоса, предлагая обучающие видео, онлайн игры, викторины.

Не знаете как рассказать детям о космосе, чтобы они вас поняли? Не можете заинтриговать своих домочадцев просторами Вселенной? Наш портал поможет вам!

Изучайте Вселенную на доступном для детей языке и наслаждайтесь нашими бесплатными играми, увлекательными фактами, забавными викторинами, документальной информацией и многим другим. Ребенок с радостью освоит новую информацию, поданную не только в виде интересных фактов, но и как увлекательный рассказ.

Узнайте все о планетах, спутниках, звездах, галактиках, астероидах, кометах, телескопах и всех разновидностях астрономических объектов. Кроме познавательной информации на страничке всех возрастов есть также планы уроков, рабочие программы для преподавателей, идеи для научных проектов и целая полка онлайн-учебников для всех, кто увлечен космическим пространством.

Разделы астрономии для детей

Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик и других странных объектов. Мы начнем обзор с Солнечной системы, а именно с планет и конечно все будет написано на доступном для детей языке. Взгляните! Планеты расписаны по порядку с картинками и фото, поэтому детям будет интересно познакомиться с соседними мирами, вращающимися вокруг Солнца. К некоторым добавлены видео и мультики, которые в доступной визуальной форме раскрывают документальную составляющую информации. Космос для детей становится максимально понятным и доступным.

Мы покидаем пределы Солнечной системы и отправляемся в занимательное путешествие по просторам открытого космоса. По пути нам встретится множество странных и загадочных объектов: галактики, астероиды, кометы, метеориты, черные дыры, туманности, звезды и квазары, к каждому из которых предоставляется занимательный рассказ с фактами и фото. Вперед к приключениям:

Мы рады, что вы остановились на нашем сайте для познания астрономии. Мы постарались сделать все статьи максимально интересными и понятными, чтобы каждый любопытный ребенок мог с радостью исследовать красоту нашей Вселенной. Здесь вы сможете узнать все о Солнечной системе и ее планетах, а также познакомитесь с удивительными космическими объектами и даже перешагнете границы галактики Млечный Путь. Мы верим, что раздел «Астрономия для детей» поможет совершить это захватывающее и познавательное путешествие.

Обучающие игры

Внимание! Для правильной работы приложений необходимо использования компьютера, а не мобильного телефона. Интересные обучающие игры для детей связаны с астрономией с космосом, поэтому дети всех возрастов смогут не только получить удовольствие от процесса, но и узнать много нового о планетах Солнечной системы, проблемах космического мусора, а также силе гравитации. Ребенок способен играть в режиме онлайн совершенно бесплатно. К каждой игре предоставляется понятная инструкция. Развивающие игры для детей любого возраста станут замечательным дополнением к книгам и учебникам, а также помогут скоротать время с пользой.

Наука о Вселенной слишком огромная, так как включает буквально все, что существует: все разновидности небесных объектов и формирований, материю и прочие явления. Здесь собраны ответы на частые вопросы по астрономии. Это полезно для детей, потому что помогает доступно и понятно освоить базу, чтобы потом приступить к более серьезным темам. Это также и помощь родителям, которые хотят объяснить своему ребенку, как устроен это мир на доступном языке. Ответы представлены в виде увлекательных документальных видео - мультики для детей .

Обучающее видео про космос на доступном для детей языке:

Как устроена Вселенная?

Мультфильм о темной материи, скоплениях галактик и будущем Вселенной:

Что осталось от Большого взрыва?

Мультфильм о реликтовом излучении, Большом взрыве и расширении Вселенной:

Откуда взялись химические элементы?

Мультфильм о нуклеосинтезе, поиске химических элементов и составе звезд:

Привет всем!

Очень интересная подборка фактов о космосе для детей.

Откуда взялась Вселенная

Вселенная так велика, что мы даже не знаем, есть ли у нее границы. Она возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. В тот момент всё и появилось: материя, из которой сделаны звезды и планеты, силы взаимодействия между частицами материи, даже время и пространство родились в процессе Большого взрыва. Почему это произошло, люди пока объяснить не могут.

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы - «кирпичики», из которых сложено все, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве.

Солнечная система

В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой веревкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос. Первые четыре планеты - если считать по порядку от Солнца - состоят из горных пород и находятся достаточно близко к светилу. Их называют планетами земной группы. По твердой поверхности этих планет можно ходить. Другие четыре планеты целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга.

Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы - это Плутон, который находится за Нептуном в области под названием «пояс Койпера». Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, ведь в поясе Койпера есть и другие небесные тела такого же размера и даже больше (например, Эрида - планетоид, открытый в 2005 году).

Если бы Земля была помидором черри, то какого размера были бы остальные планеты? Если бы мы держали Землю - помидор черри - в руках, то Солнце находилось бы от нас на расстоянии 500 метров и имело бы диаметр всего 4,5 метра.

Млечный Путь

Все звезды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп - галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь, или просто Галактика, и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет. Млечный Путь можно увидеть собственными глазами. Для этого нужно выехать на природу, подальше от городских огней, и посмотреть на небо. Там будет видна молочно-белая полоса света. Это и есть Млечный Путь.

Первая прогулка по Луне

21 июля 1969 г. астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми из людей прогулялись по Луне. На них были скафандры, многослойное покрытие которых защищало от холода и космического излучения, и баллоны с воздухом, позволявшие дышать в условиях вакуума. Скафандры были персональными, и ходить в них можно было до 115 часов. На Земле носить такие скафандры очень тяжело, но на Луне они почти невесомы.

Солнце и Земля

Каждый день мы видим, как Солнце проходит по небу, но это обман зрения. На самом деле Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг него и вокруг собственной оси. За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси, подставляя Солнцу разные бока. Вот почему нам кажется, что Солнце то восходит, то заходит. Это всё равно что кружиться около яркой лампы: создается впечатление, что она то появляется, то исчезает.

О том, что в этом мире Земля не одна, люди узнали вглядываясь в небо. Светящиеся точки на небе казались сначала чем-то, неизведанным. Но постепенно стало понятно, что это звезды, которые так похожи на наше родное Солнце, а все что рядом со звездами это и есть космос. Если попытаться разобраться, что означает слово «космос», то возникают и много других вопросов. Например, космос и Вселенная - это то же самое, или разные понятия, где начинается космос, чем он заполнен, и есть ли там разумная жизнь, подобная человеку. И тогда, пытаясь найти ответы, приходит осознание того, что космос это нечто иное, чем привычные для людей вещи. Нечто, выходящее за рамки сознания.

Что означало это слово в древние времена?

«Космос» переводится как «порядок, упорядоченность » с греческого языка. Именно так когда-то Пифагор назвал Вселенную. Тогда еще в древней Греции различные философские учения пытались представить устройство всего мира.

Вселенную представляли как Землю, вокруг которой расположены другие планеты, в том числе и Солнце. Но постепенно знания накапливались, расширялись возможности и люди стали делать все больше и больше открытий инопланетного мира.

Уже спустя некоторое время человек, казалось, совершил невероятное - смог побывать в том самом «космосе». Но побывав, понял, как много еще таит в себе загадок этот небесный мир. Теперь под «космосом» подразумевается космическое пространство - это все участки вселенной между небесными телами. Принято считать, что космическое пространство пустое, но это вовсе не так.

Что находится в космосе?

Космическое пространство или космос заполнено небольшим количеством водорода, межзвездным веществом и электромагнитными излучениями. Но эти составляющие настолько разрежены, что позволяет назвать космическое пространство относительно пустым .

Получается, что космическое пространство начинается там, где заканчиваются атмосферы планет и звезд. Космическое пространство можно условно подразделить на

  1. Межпланетное,
  2. Межзвездное,
  3. Межгалактическое.

На какой высоте начинается космос?

Четкой границы между атмосферой земли и космическим пространством не существует, так как удельная масса воздуха уменьшается постепенно, по мере удаления от уровня моря.

Именно плотность воздуха служит приблизительным ориентиром начала космоса. На высоте 100 км она имеет предельно низкое значение, которое не позволяет летательным аппаратам двигаться со скоростью менее 7,9 км/с. Если скорость будет меньше, то тело не сможет двигаться по круговой орбите и упадет на землю, в физике это значение называют минимальной космической скоростью, а линия, расположенная на высоте в 100 км, называется линией Кармана .

Однако значение 100 км не считается абсолютным, ведь и выше 100 км имеется земной воздух. Влияние атмосферных ветров заканчивается полностью на высоте 118 км, дальше начинается воздействие потоков космических частиц.

Межпланетное пространство

Межпланетное пространство - это участки между планетами одной системы. Например, между планетами Солнечной системы это пространство заполнено межпланетной средой, в которой присутствуют нейтральный газ, космические лучи, солнечный ветер, межпланетную пыль. Но плотность всех элементов этой среды очень низкая - всего 5 единиц на, причем, чем дальше от Солнца, тем плотность меньше.

Межпланетная среда нашей системы нагрета до 99, 727 °С, на все составляющие частицы влияют магнитные поля. Межпланетная среда имеет свои границы, которые совпадают с границей Солнечной системы, находится на расстоянии в 110-160 астрономических единиц от Солнца и носит название - гелиопауза . Она же очерчивает Солнечную систему, образуя, в свою очередь, гелиосферу. Дальше, за гелиосферой, начинается межзвездное пространство.

Межзвездное пространство

Межзвездное пространство - это так называемая «пустота» между системами и звездами в одной галактике. Однако и это пространство не является абсолютно пустым, хотя плотность составляющих его частиц в разы меньше чем в межпланетном пространстве и составляет всего 1000 атомов на. Расстояние между звезд заполнено межзвездным газом и пылью.

Частичками пыли являются преимущественно атомы различных элементов:

  • Железа;
  • Углерода;
  • Кремния;
  • Азота;
  • Кислорода.

Эти пыль и газ образуют туманности, которые можно наблюдать в межзвездной среде. Межзвездное пространство заканчивается там, где галактический газовый поток сталкивается с межгалактической материей. Галактики разделены между собой межгалактическим пространством, которое еще более разряжено, чем межзвездное и межпланетное пространство, и практически приближено к вакууму.

Зачем люди осваивают космос?

В научное освоение космоса каждая страна вкладывает много сил и средств. Каждое государство борется за то, чтобы быть первооткрывателем в космической отрасли. Но зачем это нужно?

Каковы перспективы освоения космоса:

  1. Известно, что энергетические ресурсы Земли исчерпывают себя, в мире надвигается проблема глобального голода, нехватки газа, нефти и воды. Для того, чтобы восполнить все эти запасы, понадобится миллиарды лет. Освоение космоса дает надежду человечеству найти решение этой проблемы. Например, переселится на другую планету или в другую систему;
  2. Изучение космоса позволяет человеку предположить, что может стать с нами через некоторое время. Зная историю развития других планет можно прогнозировать будущее Земли;
  3. Осваивая космос, человечество параллельно сделало множество других важных научных открытий: спутниковое телевидение, интернет и GPS;
  4. Люди делают интересные и полезные открытия, которые в дальнейшем могут помочь решить многие проблемы. Например, найденный в лунном грунте гелий-3 сможет стать решением вышеупомянутой энергетической проблемы.

Поскольку слово «космос» на сегодняшний день не используется наукой, то оно может быть интерпретировано по-разному. На вопрос - что означает слово «космос», каждый ответит по-своему. Но в любом случае космос для человеческого разума непостижимое понятие. Как пространство и время. Попробуйте представить бесконечность или четырехмерное пространство. Это кажется невозможным, невозможно и представить космос. И лишь малая часть, запечатленная на ночном звездном небе, нам приоткрывает занавес в тот загадочный мир, который находится за пределами планеты Земля.

г. Хабаровск

Конспект непосредственно образовательной деятельности составила и провела в подготовительной группе воспитатель

Цой Любовь Владимировна

Конспект открытого НОД по развитию речи

и формированию целостной картины мира в подготовительной группе

(с использованием презентации)

Тема НОД «Что такое «Космос».

Цель : сформировать у детей понятие «космос».

Задачи:

1.Образовательные:

- познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу);

Ввести понятия «космонавт», «спутник», «планета»;

Объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

2.Воспитательные:

- добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе;

Воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.

3.Развивающие:

- развивать фантазию, воображение;

Активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;

Поощрять знания детей о космосе.

Словарная работа:

Активизация словаря: космос, космонавт, Земля, Луна, планета.

Существительные: космос, Луна, Земля, планета, звезда, ракета, орбита.

Прилагательные: космический, лунный, земной, планетный, звездный.

Глаголы: прилуниться, приземлиться, полететь, двигаться.

Материалы: демонстрационный: карта звездного неба с созвездиями, шапочки для детей с нарисованными на них планетами, пояс с ленточками, разной длины на ребенке, шапочка-Солнце, модель Солнечной системы: желтый шарик – Солнце, 9 шариков на ниточках разной длины – планеты, глобус, портрет Ю.А. Гагарина, книги о космосе;

демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки.

Методы, использованные в процессе НОД:

- наглядные – карта звездного неба, шапочки с названием планет, пояс с Солнцем и ленточками, модель солнечной системы;

- практические – активное общение с детьми;

- словесные – проговаривание детьми стихов;

- информационно-коммуникативные технологии – показ фильма.

Организационный момент.

(дети подходят к воспитателю, рассматривают карту звездного неба).

Воспитатель показывает карту, читает стихи.

Светятся звезды, светятся…

Даже порою не верится,

Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное

Гляжу, все забыв на свете я…

А все-таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят.

Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

Наблюдали ли вы за ночным небом? (да)

Что же вы видели на небе? (ответы детей: много разных звезд, луну).

Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. И видите вы звезды маленькими, почему? (они находятся очень далеко).

Да, и звезды, и планеты находятся очень далеко и от Земли, и друг от друга. Понятно, что обо всем этом сегодня поговорить мы с вами не сможем. Поэтому предлагаю сегодня побеседовать о планетах.

Основная часть.

Ребята, давайте посмотрим фильм о планетах. Сядьте, пожалуйста, полукругом, чтобы всем было хорошо видно (дети садятся на стульчики).

(демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки о космосе)

Интересный фильм? (да, очень).

А теперь немножко отдохнем и представим себя космонавтами.

Физ. Минутка.

Раз-два, стоит ракета. (поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (развести руки в стороны)

Чтобы долететь до Солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)

Но лететь туда не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет. (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею (развести руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх, машут).

Молодцы. Так как мы космонавты, занимаем места в своих космических кораблях (дети садятся на большие мячи), и полетели.

Воспитатель: Космос. Космос, это Земля. Космонавты, расскажите, что вы видите.

Матвей:

На небе есть звезды, но странные очень.

Гуляют по небу они между прочих

Других, настоящих, мерцающих звезд.

И звезды ль они? – нас волнует вопрос.

По небу блуждающий странник-звезда -

Совсем не звезда, а планета она!

Катя:

Планеты, в отличье от звезд, холодны –

Не светят, лишь свет отражают, они!

И свет этот ярок, но разных оттенков.

Они отличаются чем-то, наверно.

Различны поверхности – вот в чем секрет.

Изучим планеты – поищем ответ.

Космические корабли приземлились. А теперь, космонавты, расскажите о том, что же вы видели в космосе. (видели звезды, луну, солнце).

Ребята, а что же такое Солнце? (ответы детей). Да, Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который находится в постоянном движении и вокруг него вращаются планеты. И Солнце, и планеты – это как бы одна семья, а называется она Солнечная система.

Сколько же планет вращаются вокруг Солнца? (ответы детей - 9). Правильно. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. И каждая из них вращается по своей орбите. А что такое орбита? (ответы детей – это дорожки, по которым кружатся планеты). Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя? Почему они не разлетаются в разные стороны?

Проведем опыт . Представьте себе, что желтый шарик на палочке – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если же палочку остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. А если Солнце не будет двигаться вся система развалится и все планеты могут просто столкнуться, взорваться, погибнуть.

Давайте послушаем другого космонавта

Кристина:

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И Солнце – звезда в самом центре системы.

И притяжением связаны все мы.

Уважаемые космонавты предлагаю вам выбрать себе любую планету и поиграть в игру

«Расположи планеты правильно».

(выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс. На поясе 9 ленточек разной длины. На каждой ленточке цифра от 1 до 9. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет. Ребенок выходит, берет свою ленточку, читает стихотворение и так все 9 детей. Потом начинают идти по кругу, как бы вращаясь вокруг «Солнца»).

Воспитатель:

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вкруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному они Солнцем согреты.

Солнце-светило клокочет вулканом,

Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,

Солнце-звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.

Может быть люди на них обитают?

1.МЕРКУРИЙ

Я –Меркурий! Меркурий – это планета, самая близкая к Солнцу. Меркурий называют двойником Луны, они так похожи!

2.ВЕНЕРА

Я – Венера! Венера – это планета, самая близкая к Земле, вторая планета от Солнца.

3.ЗЕМЛЯ

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

4.МАРС

Я – Марс! Марс – это планета, на которой есть день и ночь, времена года. Марс является загадкой для ученых и на сегодняшний день.

5.ЮПИТЕР

Я – Юпитер! Юпитер – это самая большая планета в Солнечной системе. На Юпитере очень холодно.

6.САТУРН

Я – Сатурн! Сатурн – это вторая огромная планета. На Сатурне еще холоднее, чем на Юпитере. Самое удивительное и интересное у Сатурна – это кольца, похожие на обручи, которые вращаются вокруг планеты.

7.УРАН

Я – Уран! Уран – это тоже большая планета, на которой есть день и ночь. Она отличается от всех планет тем, что вращается вокруг своей оси, как бы лежа на боку.

8.НЕПТУН

Я – Нептун! Нептун – это большая планета. История открытия этой планеты очень интересна, ее открыл математик.

9.ПЛУТОН

Я – Плутон! Плутон – это самая дальняя планета Солнечной системы, поэтому тепла и света от Солнца Плутон получает очень мало.

Воспитатель читает:

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

(дети снимают с себя шапочки, садятся на стульчики).

Воспитатель: Ребята, 12 апреля все люди нашей страны будут отмечать праздник. Кто знает, что это за праздник? (День космонавтики).

А что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).

Да, в этот день первый человек полетел в космос. И это был? (космонавт Ю. А. Гагарин). Но прежде, чем отправить человека в космос нужно было запустить спутник и не один. Спутник фотографирует и передает на Землю снимки. Эти снимки нужны ученым для исследований. А для чего нужно исследовать космос? (ответы детей).

Правильно, для того, чтобы изучать Землю, лучше знать, где что происходит, а также для того, чтобы изучать другие планеты - есть ли на них жизнь. Может быть где-то в космосе есть живые существа, и мы пока не знаем об этом. И кто-то из вас вырастет и станет космонавтом, или исследователем.

Заключительная часть.

Ребята! Давайте вспомним, что же нового и интересного узнали мы сегодня на нашем занятии.

Мы узнали, что такое космос, Вселенная.

Познакомились с Солнцем, строением солнечной системы.

Много узнали о планетах, об исследовании космоса.

Мы посмотрели интересный фильм о планетах.

Узнали, кто такие космонавты,

Мы узнали, что такое спутники для чего они нужны.

Молодцы, ребята. Все очень активно работали, хорошо вели себя, прекрасно справились с домашним заданием по изготовлению шапочек с изображением планет и заслуженно получаете награды. (детям вручаются памятные сувениры).

А дальнейшее знакомство с космосом мы продолжим с вами на следующих занятиях.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

О КОСМОСЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Планеты

Космодром. Стою на трапе, поправляю шлем.

«До свиданья!» - крикну папе, «До свиданья!» - всем.

Небо высилось над нами, оставляя след,

Красным светом било пламя в сторону планет.

(Ю.Луцкевич)

Вокруг солнца движутся девять больших планет: меркурий, Венера, Земля. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Каждая из планет движется вокруг солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.

Есть и маленькие планеты – невидимки. Их больше всего между Марсом и Юпитером.

Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет солнечную систему.

В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других планетах живых существ нет.

Еще в древности люди заметили несколько светил, блуждающих среди звезд. Эти светила стали называться планетами. Планеты не светят собственным светом, как звезды. Планеты видны на небе потому, что их освещает солнце. На первый взгляд они похожи на яркие звезды, но планеты не мерцают. Они светятся ровным светом. Они ярче звезд. В бинокль можно разглядеть, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски, кружочки.

На протяжении многих веков люди изучали планеты невооруженным глазом, потом с помощью телескопа – зрительной трубы с увеличительными стеклами. Сейчас планеты изучают с помощью автоматических межпланетных станций. Они подлетают к планетам и с близкого расстояния фотографируют поверхность планеты.

Космонавты на другие планеты не летали. Они летали вокруг Земли и на спутник Земли – Луну.

Рассказ педагога о Меркурии

Эта планета ближе всех к Солнцу. Меркурий кажется огромным. Раза в три больше, чем Земля.

Меркурий – планета маленькая. Он в 20 раз меньше Земли. Это безжизненный каменный шар с горами, глубокими оврагами и голыми, унылыми камнями.

День на Меркурии длится 90 дней – три месяца. За такой длинный день солнце очень сильно разогревает поверхность Меркурия до 400 градусов. Жара стоит нестерпимая. Потом на 90 дней наступает черная, непроглядная ночь. Страшный холод. Мороз – 150 градусов.

Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером. То утром (в первые два часа после захода Солнца), то ранним утром (за два часа до рассвета). Недаром нашим далеким предкам непросто было догадаться, что утренние и вечерние звезды – одно и то же светило, и называли они Сет и Гор (египтяне), Будда и Рогинея (индийцы), Апполон и Гермес (греки).

Меркурий как и луна, светит отраженным солнечным светом. Меркурии лишен атмосферы – значит жизнь там невозможна не только из – за невыносимой для живых существ температуры, но и потому, что на меркурии им нечем дышать.

Поверхность Меркурия испрещена кратерами – люди узнали об этом, получив изображение его поверхности, сделанное в 1974 г. Американским космическим аппаратом «Маринер – 10».

Рассказ педагога о Венере

Венера – это не звезда, а планета, такая же как наша Земля. Все планеты Солнечной системы кружатся вокруг Солнца, каждая по своему кругу. Венера – вторая от Солнца планета. Она ближе к Солнцу, чем Земля. Горячие солнечные лучи очень сильно раскаляют поверхность Венеры. Температура на Венере - +500 градусов. В таком пекле не может жить ни одно живое существо.

На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжелый. Он давит своей тяжестью с такой силой, как на нас бы давил слой воды толщиной в один километр.

На Венере свистят и завывают ураганы, носятся тучи поднятой ветром пыли, тянутся каменистые пустыни, скалы. Раскаленный песок.

Над Венерой так много облаков. Что она кажется укутанной в белую вату. Сквозь плотные облака не пробивается солнечный свет, поэтому на планете вечная ночь.

По величине Венера примерно такая же, как наша Земля. Она ближе к Солнцу, чем Земля. И успевает облететь вокруг солнца всего за семь месяцев. Поэтому год на Венере длится семь месяцев.

С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой.

Она появляется на небосклоне только утром или только вечером, и люди называют ее Утренней звездой, кто Вечерней. Она сияет мягким белым светом. Ни одна звезда не может сравниться с красивым блеском Венеры.

Люди назвали эту планету по имени богине красоты и сложили о ней красивые сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями.

Рассказ педагога о Земле

Есть одна планета сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

Береги свою планету – ведь другой похожей, нету!

Земля – третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца.

Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро. За год успевает облететь вокруг солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Земля не только вращается вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она повернется один раз вокруг своей оси, пройдет 24 часа, то есть сутки – день и ночь.

Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

То, что Земля круглая, люди догадывались еще в старину. Сначала они думали, что Земля – круглый блин и можно дойти до его края, но ни один смельчак так и не дошел до края Земли.

И вот моряк – путешественник Маггелан на пяти кораблях решил объехать Землю.

Три года плыли корабли все вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны.

Рассказ педагога о Марсе

Марс – четвертая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли.

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко – оранжевую пламенную звезду. И назвали ее в честь бога войны – Марса Любопытно, что очень многие писатели – фантасты населяли красную планету живыми существами – ил воинствующими чудовищами, или похожими на людей, или враждебно настроенными к ним. А в наши дни журналисты называют Марс Бермудским треугольником? Почти все космические экспедиции на Марс заканчиваются неудачно.

Как на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а также зима, весна, лето, осень. Каждое из этих времен года в два раза длиннее, чем на Земле. Это потому, что на Марсе год равен почти двум земным, ведь Марс дальше от Солнца, и ему нужно больше времени, чтобы облететь вокруг солнца. Ну, а если марс дальше от Солнца, то солнце там хуже греет. Поэтому зима там суровее, а лето холоднее. Самая высокая температура днем на Марсе + 15 градусов, а ночью – 100 градусов мороза.

Днем небо Марса кажется нежно - розовым. Такой цвет ему придает марсианская пыль, освещенная Солнцем.

В конце 20 века космические аппараты «Викинги», передали на Землю изображение планеты «Марс» - абсолютно безжизненные пейзажи, похожие на земные пустыни. Неуютно и неприветливо на Марсе. Сильные ветры поднимают тучи красной марсианской пыли огромные пустыни усыпаны камнями. Горы с острыми вершинами поднимаются вверх.

Воздух на марсе состоит из газа, которым не могут дышать люди. На Марсе нет кислорода и воды. Там нет жизни.

Рассказ педагога о Юпитере

Юпитер дважды сыграл важную роль в истории астроном. Он стал первой планетой, у которой были открыты спутники. Произошло это почти четыреста лет назад. Автор открытия – всемирно известный ученый Галилей. Быстрое и хорошо заметное перемещение спутников юпитера делает их весьма удобными небесными часами, и моряки раньше пользовались ими, чтобы определить положение корабля в открытом море.

И еще. Юпитер и его спутник помогали решить одну из древнейших загадок: распространяется свет молниеносно или скорость его не так уж велика? Путем сложных расчетов на основе наблюдений О. Ромер определил, что свет движется быстро со скоростью 3000 км/ сек

Юпитер – пятая и самая большая планета нашей Солнечной системы. Это – планета гигант. Она в десять раз больше Земли.

Медленно и величаво перемещается яркий Юпитер вокруг Солнца. Двадцать лет пройдет на Земле, а юпитер облетит наше солнце вокруг только один раз. Очень далеко от светила, очень длинный путь ему приходится проходить.

Юпитер так далеко от Солнца, что солнечные лучи совсем его не согревают. Это очень холодная планета.

У юпитера нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры, маара и меркурия. Это огромный шар из плотных облаков пыли и газа.

На Юпитере бушуют ужасные бури и грозы, каких не бывает на Земле. Это самая беспокойная и грозная планета.

Воздух на Юпитере ядовит и непригоден для дыхания.

Вокруг своей оси Юпитер крутится очень быстро, как волчок. Всего десять часов продолжаются сутки на юпитере: пять часов день и пять часов ночь.

У Юпитера 16 спутников, которые вращаются вокруг него, каждый из них со своей историей и со своими загадками, разгадать которые человечеству удалось только в космическую эру. Об этом вы узнаете. Когда станете старше и будете читать книги по астрономии.

Рассказ педагога о Сатурне

Есть в небе звездочка одна,

Какая – не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где – нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь

(Г. Кружков)

Это шестая планета Солнечной системы. Сатурн, как и все планеты. Совершает свой полет вокруг Солнца. Чем дальше планета от солнца, тем длиннее ее путь. Чтобы совершить один круг, Сатурну требуется 30 земных лет.

Светло – желтый Сатурн выглядит гораздо скромнее оранжевого Юпитера. У него нет, как у его соседа, красочного облачного покрова. Зато есть кольца, которых нет у других планет. Они будоражили воображение многих ученых своей уникальной формой. С Земли различимы только три кольца. Эти кольца тонкие, но очень широкие – ширина многие тысячи километров. Состоят они из камней и льда, которые, как спутники, движутся вокруг Сатурна. Этих мелких камней и льдинок так много, что они сливаются в сплошные кольца.

У Сатурна нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры или марса. Сатурн. Как и Юпитер, это гигантский газовый шар, в 9 раз больше Земли.

Очень далеко находится эта планета от Солнца, поэтому солнечное тепло не доходит до Сатурна. Там царит вечный холод, мороз до – 180 градусов.

Как и все планеты, Сатурн поворачивается вокруг себя. Один оборот вокруг своей оси Сатурн совершает за 10 час

Луна

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять на ней немножко

И вернуться вновь домой. (С.Баруздин.)

Луна не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше земли.

Луна - самое близкое к Земле небесное тело, расстояние до нее 384 тысячи километров.

Если посмотреть на Луну в бинокль, на ней можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые пятна – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и называли их морями.

На Луне нет ни воды. Ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На луне нельзя жить.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Астронавты, которые побывали на Луне, говорят. Что она выглядит так, как - будто на ней много лет не вытирали пыль.

На поверхности Луны днем бывает жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна светит потому. Что ее освещает Солнце. С Земли Луну можно видеть то круглой, то серпиком, иногда ее совсем не видно. Это происходит потому. Что ее по-разному освещает Солнце, и мы видим только освещенную часть Луны. Поэтому она все время меняет вид Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз за месяц.

Первыми в космическом корабле на Луну слетали американские астронавты.

Звезды

Кто смотрел на купол звездный

Поздней осенью морозной,

Тот видал, как звездный Лебедь

Поднимается в зенит,

Тот слыхал, как в синем небе

Лира звездная звенит.

В старину люди думали, что звезды блестящие фонарики. Подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.

Звезды – громадные раскаленные шаря, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

Звезд на небе очень много, и чтобы разобраться в них. Люди объединили группы звезд в созвездия. Созвездиями и самым ярким звездам люди дали имена.

На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.

Белые и голубые звезды – очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца.

По своим размерам звезды отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Наше Солнце – звезда. Возможно, и у других звезд, похожих на Солнце, есть планеты и их спутники. Возможно, на тех планетах есть жизнь. Но об этом мы пока не знаем.


Солнце

Свети нам, солнышко, свети!

Легко с тобой живется.

И даже песенка в пути

Сама собой поется.

От нас за тучи – облака

Не уходи, не надо –

И лес, и поле, и река теплу и солнцу рады.

Послушай песенку мою: свети с утра до ночи

А я тебе еще спою, спою, когда захочешь. (Я.Аким)

Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца – 20 миллионов градусов.

Нам кажется, что Солнце – маленький кружочек. Это потому. Что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли солнце – шар – великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы.

Кометы

Раскинув свой огнистый хвост, комета мчится между звезд Несясь на диких скоростях, была у солнышка в гоcтях И Землю видела вдали и новых спутников Земли и уносилась от Земли, за ней летели корабли! (Г.Саприр)

Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «грязными снежками».

Но есть кометы. Которые время от времени возвращаются к Солнцу. Например, так делает через каждые 76 лет комета Галлея. Галлей – это ученый, который первым заметил эту комету. Кометам всегда дают имена людей, которые их открыли.

Совсем недавно американцами Хейлом и Боппом была открыта новая яркая комета, которая впервые прилетела в Солнечную систему. Теперь ее так и называют – комета – Хейла – Боппа.

В марте и апреле 1997 года она появлялась на небе утром и вечером. И можно было любому полюбоваться ее серебристым блеском. Эта комета очень редкая гостья. Ученые считают, что в следующий раз она приблизится примерно через два с половиной тысячи лет.

Когда комета приближается к Солнцу, ее можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у нее появляется светящийся хвост. Это кометный хвост – шлейф образуется из пыли и газа. Улетает комета от Солнца, остывает ее тело, хвост пропадает, и в космосе опять путешествует холодная глыба. Хвосты комет не страшны Земле, хотя они пугали людей в древности. Опаснее твердое тело кометы. Но, к счастью, космическое пространство так огромно, что мы можем не бояться этих встреч.

Космонавты

Мне сказал конструктор главный: - Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть, часто в пятки уходить…

Задирай повыше пятки – вот и будет все в порядке

И тогда на весь полет сердце в пятки не уйдет… (А.Шалыгин)

Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах мира. Но космические корабли строят и отправляют в космос только две страны в мире – в России и Америке. На Российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки. Из Японии, из Китая и из многих других стран.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле 2Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым. И ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на космических научных станциях.

Космическая станция «Мир» построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетой и Солнцем, фотографируют и изучают Землю. Ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много научных опытов.

За космическим полетом следят с Земли из центра управления.

Многие космонавты летали в космос уже несколько раз.

Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.

Астронавты

Астронавтами называют американских космонавтов. Американские астронавты были первыми людьми, которые слетали на Луну.

В июле 1969 года американский корабль «Апполон» помчал жителей Земли к нашей космической соседке. Когда космический корабль приблизился к Луне, от него отделилась специальная лунная кабина. А ней астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин спустились на поверхность Луны.

Несколько часов гуляли земляне по поверхности луны, разглядывая окрестности, собирая камни и фотографируя лунные пейзажи.

По Луне астронавты ходили в специальных скафандрах, а разговаривали друг с другом по радиотелефону, потому что на Луне нет воздуха и не слышно ни голоса. Ни звуков. Астронавты передвигались по Луне как бы подпрыгивая. Отталкиваясь то одной, то другой ногой, потому что на Луне предметы во много раз легче, чем на Земле.

Они оставили на Луне медали с портретами первых космонавтов и табличку с надписями «Мы прибыли с миром от имени всего человечества». Кто знает, может быть, какой – нибудь инопланетянин прочитает когда – нибудь это письмо с планеты Земля.

Затем астронавты вернулись на космический корабль, который ждал их на окололунной орбите. А через три дня «Аполлон» приводнился в Тихом океане.

Так закончился первый полет на Луну. После этого еще несколько раз американские астронавты летали на Луну.

На других планетах и их спутниках жители Земли пока еще не были, а посылали туда автоматические космические станции.

Астрономы

Как заманчиво стать астрономом, со вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно: наблюдать за работой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры, обнаруживать черные дыры

И трактат сочинять непременно – «Изучайте глубины Вселенной!»

Астрономы – это ученые, которые наблюдают и изучают звезды.

В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо – хрустальный колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для украшения.

Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой ученый, Ньютон, понял. Почему планеты не падают: они взаимно притягиваются друг к другу и не позволяют друг другу отдаляться от себя или приближаться к себе. Поэтому все они летят вокруг Солнца каждая по своему пути.

Так постепенно ученые открывали тайны космоса.

Древние астрономы изучали звезды без специальных приборов, наблюдая небо с Земли. В средние века ученые изобрели подзорную трубу и телескоп, чтобы рассматривать далекие светила. Сейчас в космосе летают искусственные спутники и космические станции, которые исследуют планеты и звезды.

У вселенной еще много загадок, и астрономам хватит работы надолго.

Спутник

Что там за родственник Луны,

племянник или внучек

Мелькает между тучек? –

Да это спутник! Вот те раз!

Он спутник каждого из нас и в целом всей Земли

Руками спутник сотворен, а после на ракете

Доставлен в дали эти (Ю.Яковлев).

Так называют небесное тело. Которое все время кружит вокруг другого. У многих планет есть естественные спутники. У Земли тоже есть естественный спутник – Луна – и очень много искусственных спутников, сделанных руками человека.

Может быть, ты видел, как по ночному небу катится мерцающая звездочка? Звездочка эта – спутник, освещенный лучами Солнца.

Первый спутник Земли был запущен в России 4 октября 1957 года. Потом такие же спутники запустили в США и других странах. Сейчас вокруг Земли летают тысячи искусственных спутников.

Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывают людей друг с другом. Поэтому их называют связными.

С помощью спутников капитан ведет корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет куда плыть кораблю.

Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы

Вселенная

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

Космосу, или вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны. Но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.

В этой бесконечной и вечной Вселенной наша Земля – маленькая планета, а наше Солнце – обычная звезда, самая близкая к Земле.

Наша Земля летит в космосе вместе с другими небесными телами.

Каждая звезда, планета, комета или какое – то другое небесное тело движется во Вселенной по своему пути. Во вселенной существует строгий порядок, ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнуться одна с другой.

Слово «космос» обозначает слово «порядок, строй».


Loading...Loading...