Восприятие и его физиологические основы. Физиологические основы восприятия

1.1 Физиологические основы восприятия

В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.

При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет». 1

Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему. 2

1.2 Классификация восприятий

Как и ощущения, восприятия можно сгруппировать по модальностям. Хотя в отличие от ощущений перцептивные образы обычно полимодальны, комплексны, все-таки ведущую модальность или ведущий анализатор, определить возможно. Поэтому традиционно выделяют следующие виды восприятия:

Зрительные;

Слуховые;

Осязательные;

Вкусовые;

Обонятельные;

Кинестетические (двигательные).

Естественно по этим же модальностям различаются и перцептивные образы.

Необходимо заметить, что в последнее время высказываются сомнения в правомочности данной классификации, поскольку хеморецепция и основанные на ней вкусовые и обонятельные восприятия не дают представления ни о пространственных, ни о временных параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостного представления о них сформировать невозможно. Но именно уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта и, благодаря ему повышения вероятности биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (перцептивных) модальностных зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Сказанное позволяет согласиться с мнением, что необходимо выделять по модальности только три вида перцептивных чувств: филогенетически первичное гаптическое (кинестетическое) чувсто, отражающее единое пространственно-временное свойство – движение; два позднейших более сложных вида перцептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств. 1

По уровню психической активации различают два уровня восприятия:

Произвольное (преднамеренное);

Непроизвольное (непреднамеренное).

По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:

Сукцессивное (развернутое, последовательное);

Симультанное (свернутое, одномоментное).

По положению объекта восприятия, а следовательно, по направленности различают два рода восприятия:

Внешнее (объективное);

Внутреннее (самовосприятие).

В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия:

Пространства;

Времени;

Движения.

Суть первой классификации аналогична существу классификации ощущений по критерию «модальность» и отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации.

Показатель произвольности – непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое восприятие – произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным.

Третья классификация отражает преимущественно временной аспект перцептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут.

Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта.

Большие объекты – это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей е поверхности (сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».

Симультанное восприятие дано человеку не от рождения, а приходит с накоплением перцептивного опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом в чтении. Вначале мы знакомимся с элементами букв. Потом из них складываем буквы и учимся воспринимать буквы целиком. Следующий этап – схватывание слогов и целиком слов. Далее – целых словосочетаний и строк. Некоторые люди способны читать абзацами и даже страницами (скорочтение). Здесь мы видим, как происходит укрупнение порций перцептивной информации, одномоментно схватываемых как целостное образование и именуемых обычно единицами восприятия: от элементов букв до страниц текста. Емкость единиц восприятия косвенно характеризует пространственный аспект восприятия. Чем крупнее эти единицы, то есть чем больший объем информации они содержат, тем быстрее создается образ воспринимаемого предмета. Процесс перебора и восприятия более мелких единиц, который был раньше ощутим, теперь укорачивается, занимает незаметные для нас мгновения и не осознается. Нам кажется, что мы восприняли эти знакомые объекты моментально.

Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам – рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором – симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность – на нейронной.

Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявление в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и тому подобное, а также их объективное выражение в движениях и высказываниях. Отражение этих явлений самой психикой называется рефлексией, которая может осуществляться на всех уровнях и во всех видах психической деятельности, включая восприятие. Иначе говоря, восприятие самого себя (включая иногда и отслеживание процессов и состояний организма) есть восприятие своего «Я» (и психического, и физического), или самовосприятие, а восприятие всего остального («не – Я») есть внешнее восприятие. Соответственно такому делению восприятия в психологии выработаны исследовательские методы самонаблюдения и внешнего (объективного) наблюдения. При этом, когда самонаблюдению подлежит только психическая сфера субъекта без охвата ее телесной основы (организма), то точнее говорить о методе интроспекции.

Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.


Его личных установок. Глава II. Экспериментальные исследования механизмов достижения младшими школьниками катарсиса в музыке. II.1 Цель и методика констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели были подобраны следующие методики: 1. «Открой себя...

Происходит формирование стереотипов сознания, представления о своей, о других социальных группах, отличных от собственной по ряду каких-либо критериев. Механизмы формирования социальных стереотипов Стереотипы являются продуктом нормальных, психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы...

Не просто воспринимают друг друга, они формируют определенное отношение друг к другу. Механизм образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому называется аттракция. Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у...

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер. ИП. Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии и предметов и явлений окружающего мира с разнообразными свойствами на рецепторы. Предметы и явления выступают комплексными раздражителями в единстве всех своих свойств и черт, поэтому восприятие является к омплексною деятельностью системы анализаторов. Это, в свою очередь, предполагает сложную аналитико - синтетическую деятельность мозговых отделов анализаторов. Анализ обеспечивает выделение объекта с окружающей мира, синтез - объединение отдельных свойств и качеств объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие объекта. Поэтому незнакомая иностранная речь воспринимается как звуковой поте к. Для осмысленного восприятия языка необходимо разделить язык на отдельные слова или словосочетания, а затем, используя синтез, человек воспринимает не отдельные, разрозненные звуки, а слова и фраза і фрази.

При восприятии урока школьник видит учителя, слышит его объяснение, видит наглядность, делает определенные записи в тетради. Раздражитель в данном случае действует как комплексный и вызывает возбуждение в зрительном, слуховом, двигательном анализаторах. Возбуждение передается в мозг, в результате чего образуются сложные системы временных нервных связей, что и определяет целостность восприятияня.

Основой восприятия есть два вида нервных связей: связи внутри одного анализатора и мижанализаторни связи. Первый вид связи имеет место тогда, когда раздражитель имеет одну модальность (мелодия, а представляет собой сочетание отдельных звуков и действует как сложный раздражитель). Второй вид нервных связей при воздействии комплексного раздражителя - это связи в пределах разных анализатореів.

Физиологическим основой восприятия, по мнению. ИП. Павлова, является"рефлекс на отношение"Ученый показал, что при восприятии отдельных явлений сигнальное значение имеют не сами раздражители, а особенности отношений между ними. Поэтому в ходе восприятия вырабатывается условный рефлекс большей степени на отношения между раздражителямразниками.

Взаимодействие анализаторов обусловлено взаимосвязью объективных раздражителей, в результате чего возникает ассоциация ощущений, которая присуща любому восприятию. Целостный образ предмета или явления состоит постепенно благодаря взаимодействию анализаторев.

Отсутствие одного из анализаторов или повреждения его отдельных частей может компенсироваться за счет других анализаторов, способствует ориентированию человека в окружающей среде. Так, у слепых людей пи идвищуеться чувствительность слухового, осязательного и обонятельного анализатора.

Физиологическое основание восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, с различными психическими процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, как и взаимодействуют между собой и охватывают различные зоны коры, и составляет физиологическое основание восприятияня.

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и мижанализаторного комплекса нервных связей, что обеспечивает целостность и предметность объект и восприятии.

33 Свойства восприятия

К свойствам восприятия относятся: предметность, константность, избирательность, структурность, целостность, категориальнисть, осмысленность и апперцепция

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. При предметном отражении действительности рез омные по качеству ощущения сочетаются, и объект воспроизводится в богатстве его свойствй.

Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как олицетворенное в пространстве и времени отдельное физическое тело ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет - это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие и фон - все, что образуют другие предметы, которые действуют на нас в то же время, но отступают сравнению с объектом восприятия"на задний планлан".

Сначала различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве фигурой называют замкнутую линию, которая выступает вперед и занимает часть феноменологического поля, а все, что окружает является фигуру, является фоном. Таким образом, реальность, воспринимается, всегда разделяется на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружающего предмет пространства результате такого расчленения пред метнисть сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объєкт.

Соотношение предмета и фона - динамическое. То, что в данный момент принадлежит к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Выделение предмета с фон на связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Хуже выделяются окр эми части предмета. В этом случае часто необходимые усилия для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружением ни подобных предметов. Для того, чтобы облегчить выделение объекта с ф ° на, необходимо усилить его отличие 1 наоборот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить от миннисть между нимміж ними.

Константность восприятия заключается в относительной постоянства некоторых свойств предметов при изменении расстояния, ракурса и освещенности. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно с минюються. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые нам предметы кажутся неизменными по величине независимо от. Отделения ли. Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения и положения объектоб"єкта.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многочисленные восприятия одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивают постоянство перцептивного образа относительно условий, изменений изменяются, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное действие, которое имеет механизм обратной связи и настраивается особенности объекта восприятия и условий его существования. Константность восприятия играет значительную роль в ориентировании человека в окружающем мире бы образы не были константными, то при изменении дыхание ли, освещенности и ракурса все признаки предмета менялись бы, и человек бы потеряла способность ориентироваться в широком окружающей мирвіті.

Избирательность - это выделение отдельных предметов и явлений из всего многообразия окружающей среды, в то время как другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются. В в избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны деятельности человека. Избирательность восприятия определяется интересами, установками и потребностями личноститі.

Любому образа восприятия свойственна целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Благодаря целостности восприятия внешний раздражитель выступает как целостный и образ. Он составляется на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, которые поступают в виде отдельных ощущений. Компоненты ощущения настолько тесно связаны между собой, что единство иний сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Когда образ предмета не дается полностью, он мысленно достройке ся к целостной формы. Целостная форма предмета возникает на основе условных рефлексов, которые выработались в течение жизни и хранятся в опыте человеклюдини.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое, что есть в объекте, совсем не воспринимается или сприймаеть ься неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но все же мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, одновременно отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаемємо.

Взаимоотношения восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у бил льшости людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные част ини предметета.

Согласно индивидуальных различий по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без четкого различения его отдельных частей, то в дальнейшем ч части объекта воспринимаются все четче. И наоборот, если сначала выделились только части предмета, то осуществляется переход к целому конце концов, которую поэтому, так и в другом случае достигается спо ймання в целом при достаточно четком различении его отдельных частей. Восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от предыдущего опыта и установкиовки.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Структурность заключается в воссоздании структуры предмета восприятия. При изменении отдельных ощущений от предмета и сохранении отдельных отношений между ним мы общая структура образа остается неизменной (одна и та же песня в исполнении разных певцовв).

Восприятие носит обобщенный характер, каждый предмет восприятия сказывается определенным понятием и относится к определенному классу раз в этом заключается следующая свойство восприятия - категориальнисть. С. Воспринимая новый предмет, человек стремится не только понять, что перед ней находится, но и относит к определенной группе известных ему предметов. В этом отражается влияние языка и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, ко все большей совокупности предметов определенной категории, все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к классу подобных объектов, которые хранятся в памяти, что означает переход от существующей ситуации к другой, к постижению реальности через призм в лично обобщенной схемы действительностиності

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, которые не выводят объекта за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаютсяя.

Следующей свойством восприятия является его осмысленность. Осмысленность предполагает осознание объекта восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образ зи всегда имеют определенное смысловое значение. Благодаря осмысленности становится возможным целенаправленное использование предметов. Осмысленность достигается в процессе понимания сущности предметов, т.е. процесс восприятия я осложняется мыслительной деятельностью. Связь мышления и восприятия прежде всего проявляется в том, что сознательно воспринимать предмет означает мысленно называть его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным понятием. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, восприятие не определяется просто набором под разникив, влияющие на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся даных даних.

Процесс осмысления информации представлено следующими этапами. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они принадлежали ать до одного и того же объекта. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущение комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение объекта восприятия к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или отрицающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе ф ормуеться окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени ин ктуальний об этомроцес.

Восприятие - сложный процесс, который обусловливается не только объективными, но и субъективными факторами. Воспринимает не само по себе глаз или ухо, а конкретный человек. Зависимость восприятия от содержания психической в жизни человека, от особенностей его личности, от его индивидуального опыта называется апперцепция. При восприятии предметов из окружающей среды человек пытается отыскать субъективные ет. Алон, к которым можно было бы отнести эти предметы. Другими словами, в ходе восприятия активизируются следы прошлого опыта. Кроме этого, в восприятии оказываются желания, интересы, мотивы, чувства человека т а ее отношение к предмету восприятия. Поэтому одни и те же предметы воспринимаются разными людьми по-разномуізному.

Примером проявления апперцепция является восприятие одного и того же человека представителями различных профессий: филолог обратит внимание на произношение, фотограф-на внешность по поводу фотогеничности, врач заметит озна аки определенного заболевания, модельер обратит рагу на правильность пропорций фигур.

Понятие о восприятии. В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты.

Поэтому на основе ощущении должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.

Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимал, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем «тот образ, донимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти ж мышления. Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия- движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д. Без движений глаза нет, например, зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестает видеть объект. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т. е. словесное обозначение предмета. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет. Рассмотрите рис. 18. Что изображено? Группа разбросанных в случайном порядке пятен, скажете вы. Но если будут произнесены слова: «Это - собака», вы сразу увидите силуэт животного.

Физиологические основы восприятия. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Предметы или явления окружающего мира обладают целым рядом свойств и воздействуют этими свойствами на различные анализаторы. Воспринимая в первый раз незнакомый Предмет (например, лимон), ребенок ощущает его круглую форму и желтый цвет (через зрительный анализатор), его своеобразный аромат (через обонятельный анализатор) мягкую, шероховатую поверхность (через кожный и двигательный анализаторы), его кислый вкус (через вкусовой анализатор). Таким образом, предмет, в данном случае лимон, выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие же есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами.

Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Например, я вижу гранитную плиту и воспринимаю ее как твердую и холодную. Но твердость и температуру тела видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы. В данном случае возбуждение зрительного анализатора приводит к возбуждению соответствующей системы межанализаторных связей. Установление такого рода связей можно отчетливо проследить, наблюдая за восприятием слепорожденных, прозревших после операции. Первое время они не могут осмысливать то, что видят, пока не научатся при помощи ощупывания предметов осознавать показания органа зрения. Такие люди на первых порах не узнают с помощью зрения знакомых предметов. Известен случай, когда прозревший человек, которому показали бутыль и попросили определить, что это такое, ответил: «Не знаю. Вполне возможно, что это лошадь». Другой, увидев геометрические тела (куб, шар, пирамиду), никак не мог понять, что это такое, пока не определил их путем ощупывания. После образования связи между зрительными и осязательными ощущениями зрительное узнавание стало возможным.

Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор (например, при восприятии мелодии или восприятии звуковой речи), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение, соотношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит то в голосе, то в исполнении на различных инструментах. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигур независимо от их размера и цвета.

Осмысленность восприятия связана с работой так называемых вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущения, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмысливании его. При раздражении слабым электрическим током (о возможности таких экспериментов упоминалось в главе II) первичных зрительных нолей человек видел цветовые пятна, блики, вспышки, при раздражении вторичных зрительных полей - знакомые лица, предметы, животных. Аналогичное явление наблюдалось и при раздражении первичных и вторичных слуховых зон (шумы, неоформленные звуки разной громкости и высоты или же голоса, слова, звуки музыкальных инструментов).

Виды восприятия. В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе труда в школьной мастерской есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§16. Физиологические основы восприятия

Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга. В зависимости от того, каким анализатором осуществляется отражение предметов и явлений внешнего мира или какой анализатор является при этом ведущим, восприятия разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, кожные, вкусовые и обонятельные.

Опыты по изучению условных рефлексов показали, что когда на анализатор систематически действует не изолированный раздражитель, а совокупность раздражителей (например, ряд раздражителей, предъявляемых в определённом темпе), то ответная реакция начинает зависеть не от индивидуальности каждого раздражителя, а от своеобразия их связи, их соотношения. Так, в некоторых опытах применялся звуковой раздражитель, прерывающийся определённое количество раз в минуту; оказалось, что рефлекс, выработавшийся на такое прерывистое звучание, не зависит от того, какие именно звуки при этом применяются. То же самое наблюдалось и при световых раздражителях, когда рефлекс вырабатывался на соотношение между раздражителями: одни световые сигналы могли заменяться другими, предъявляемыми с определённой частотой. Это явление было названо И. П. Павловым рефлексом на отношение.

Связи между отдельными раздражениями, которые были вскрыты при изучении рефлексов на отношения, играют существенную роль в процессах восприятия. Образование таких связей в слуховом анализаторе даёт возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в неё звуков, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигуры, независимо от размеров, цвета и т. п. Таким образом, восприятие целостных предметов включает в себя восприятие соотношения раздражителей.

Кроме процессов, протекающих в пределах одного анализатора, огромное значение имеют взаимосвязи анализаторов между собой. Роль временных связей в процессе восприятия можно показать на примере зрительного восприятия величины.

Зрительное восприятие величины предмета зависит прежде всего от величины изображения предмета на сетчатке глаза. Предмет, вдвое более длинный, даст и на сетчатке вдвое более длинное изображение. Однако так обстоит дело лишь при восприятии предметов, одинаково удалённых от глаз. По законам оптики величина изображения предмета на сетчатке изменяется в зависимости от расстояния до предмета. Например, предмет вдвое более длинный, но находящийся на вдвое большем расстоянии, даст изображение такой же длины, как предмет, вдвое более короткий, но находящийся вдвое ближе. Каким же образом нам удаётся точно воспринимать величину предметов, находящихся на разных расстояниях?

Существенное значение для процесса зрительного восприятия имеют повороты глаз. При переводе взора с далёкого предмета на близкий зрительные оси глаз сводятся, и происходит поворот глаз во внутрь. При обратном переводе взора с близкого предмета на далёкий имеет место разведение зрительных осей - поворот глаз наружу. Повороты глаз вызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц; возникающие при этом двигательные ощущения, которых мы обычно не замечаем, играют важную роль в восприятии величины предмета.

Важным является и то, что форма хрусталика при приближении и удалении предметов меняется Это достигается опять-таки сокращением и расслаблением особой мышцы, что связано с некоторыми ощущениями, обычно нами не замечаемыми.

Зрительное восприятие величины осуществляется благодаря образованию с самого раннего детства прочной связи между раздражением, поступающим от сетчатки, а также раздражением от мышц, устанавливающих направление глаза, и от мышц, изменяющих кривизну хрусталика применительно к расстоянию. Нервные связи в коре, лежащие в основе зрительного восприятия, вырабатываются постепенно, путём длительного опыта, начинающегося с первых месяцев нашей жизни.

Нервные связи, лежащие в основе зрительного восприятия величины, являются по своему происхождению условным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс вырабатывается в раннем детстве, когда знакомство с действительной величиной предметов происходит и путём ощупывания; осязательные раздражения играют таким образом роль подкрепления.

На примере зрительного восприятия величины ясно видно, как благодаря образованию устойчивых нервных связей, лежаших в основе восприятия, достигается возможность познавать во внешнем мире такие свойства, которые не доступны отдельным ощущениям.

Из книги Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия автора Гордеева Ольга Владимировна

Физиологические факторы Вопреки традиционному представлению о трансе одержимости как о патологии, психологические аспекты ритуального транса обусловлены участием естественных функций правого полушария головного мозга (ГМ). В проведенном Р. Орнштейном обзоре

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Физиологические основы внимания В течение длительного времени психологи и физиологи пытались описать механизмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания. Однако эти попытки долго ограничивались лишь указанием на тот

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Физиологические основы памяти Сохранение следов в нервной системеЯвления длительного сохранения следов раздражителя отмечались исследователями на всем протяжении развития животного мира.Многократно наблюдался факт, что однократное раздражение электрическим ударом

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Физиологические и психологические основы внимания Говоря о внимании, мы в первую очередь имеем в виду активное внимание, физиологические механизмы которого связаны с активной мозговой деятельностью. Следовательно, их изучение возможно только при общем бодрствовании

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

53. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шерринг-тоном и широко использованный И.П.

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Физиологические реакции Мы упомянули чуть выше, что эмоциональная реакция помимо психического компонента (переживание, отношение) включает и физиологический. Любая эмоция активирует нервную систему, а это запускает определенные изменения в работе эндокринной

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Физиологические потребности На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Физиологические основы внимания Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги О памяти и мнемонике автора Челпанов Георгий Иванович

§22. Физиологические основы и внешнее выражение внимания В основе внимания лежит один из важнейших законов работы больших полушарий мозга, подробно изученный И. П. Павловым,- закон индукции нервных процессов (стр. 8). Согласно этому закону, всякий возникающий в коре

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Физиологические симптомы Застенчивые люди описывают следующие физиологические симптомы своего состояния: пульс учащается, сердце колотится, выступает пот, начинается нервная дрожь. Однако мы все испытываем подобные реакции в связи с любой сильной эмоцией – будь то

Из книги Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! автора Тасуева Татьяна Геннадьевна

Физиологические основы памяти Конечно, многие из читателей этой книжки слышали о мнемонике, или "искусстве приобрести хорошую память", но, наверное, очень немногие знают, что такое мнемоника на самом деле. Если бы такое искусство в действительности было возможно, то оно

Из книги автора

§ 2. Физиологические основы эмоций Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с

Из книги автора

Потребности физиологические Здесь «все, как у всех»! Еда, вода, жилье, работа, отдых, здоровье, желание избежать боли, трудностей, проблем… и секс, естественно! Мы цивилизованные, современные люди, однако, как и много веков назад, физиологические потребности – сильны. Они

восприятие зрительный тактильный вкусовой

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Итак, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Это различие отчетливо проявляется при нарушении деятельности той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, то есть при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. Совсем иные дела при поражениях или нарушениях работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что об этом он видит. Он перестает осмысливать влияет на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. Аналогичная картина наблюдается при нарушении деятельности интеграционных зон других модальностей. Так, при нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания).

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Итак, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с чувством, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими нарушения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: « В гармонии с непрерывно и разнообразно колебающейся природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в различные комплексы (синтезировались)». Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все свойства объединяются в целостный образ.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторных. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, которая представляет собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на самые раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексных раздражителей, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообразный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете почувствовать его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом вы обязательно мысленно назовете его, то есть произойдет воспроизведения слухового образа, который по своей сути является своеобразным обобщением свойств предмета. В результате вы сможете описать даже то, что в данный момент не наблюдаете. Итак, благодаря связям, образованным между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внуренне- и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Loading...Loading...