Обработка дерева хлорным железом. Химия в деревообработке. Как выбрать и использовать антисептики и антипирены

Фотоотчёт о небольшом эксперименте по декоративной обработке дерева.

(под катом - полмегабайта фоток и немного текста)

Идея: требуется подчеркнуть фактуру дерева и придать ему вид "старого".
Традиционно это делается при помощи т.н. "морилок" - спиртовых и водяных растворов анилиновых красителей. Работа морилок основана на том, что дерево впитывает краску неравномерно: рыхлые летние кольца сильнее чем плотные зимние. Поэтому после обработки летние кольца становятся ярче.
Спиртовые морилки лучше, но в последнее время их перестали производить, дабы не поощрять суррогатное пьянство.
Недостаток морилок тот, что их трудно найти того колера, который нужен, а если они есть, то продаются ёмкостями не менее поллитра. И, к тому же, морилку с эффектом "старого дерева" найти практически невозможно. Покупатели любят новое, производители любят покупателей.

1) Испытаем традиционный рецепт: раствор марганцовки, примерно половина чайной ложки порошка на две столовых ложки воды.
Когда марганцовка попадает на что-то органическое (на дерево, например) она разлагается с выделением атомарного кислорода, который окисляет (старит) поверхность дерева. Кроме того, образуется чёрная окись марганца, усиливающая эффект "старения".

Правый угол доски (сосна) оставлен чистым, я провёл марганцовкой две полосы: по левому краю и поверху. Там, где они пересеклись, материал (как и ожидалось) побурел сильнее.
Тёмная диагональная полоса - слой лака. Любой лак, даже прозрачный, делает поверхность чуть темнее, это нужно учитывать.

Толстая берёзовая фанера повела себя немного иначе: при склеивании фанеры в прессе, в древесине закрываются поры, поэтому она меньше впитывает протраву и не так сильно темнеет.
Правый конец образца не протравлен, далее к левому протрава ложилась полосами в несколько приёмов, чем левее - тем больше. Исходный цвет виден по волнистой полосе по верхнему краю: это след от клеевого пистолета, под него марганцовка не затекала.

Серая полоса понизу образца - лак (бесцветный аквалак).

Сперва кистью, когда чуть-чуть подсохнет, разравнивается влажным тампоном. Главное на этом этапе - не дать высохнуть раньше времени, полосы убрать очень трудно. Поэтому работать с аквалаками лучше во влажном помещении. Или, как минимум, не оставлять их надолго без присмотра.
Второй и последующие слои лучше наносить тампоном, обмакивая его в лак, и чередуя продольные движения (по волокнам) с круговыми.

Поскольку цвет меня не удовлетворил, продолжаем эксперименты.

2) Экстракт дубовой коры и железный порошок.
Дубовая кора содержит дубильные вещества - в основном танины, которые, реагируя с железом, дают стойкую чёрную окраску. Именно поэтому морёный дуб - чёрный, из-за реакции с железом, содержащимся в природной воде.

Я использовал спиртовую настойку коры дуба (половина литровой банки аптечной коры заливается спиртом доверху и настаивается недели две). Можно использовать отвар, это быстрее, или коньяк - ещё быстрее, но дороже.

По верхней стороне доски провёл кистью полосу "коньяка", тут же посыпал её железным порошком (окалина из-под наждачного круга с заточного участка нашей рембазы) и растёр порошок той же кистью.
На фотографии образец выглядит гораздо лучше, чем в реальности. Но если требуется изобразить "пиратский сундук", который год пролежал в земле, то это то, что нужно.

Здесь левый край отлакирован тем же аквалаком. Стало чуть лучше...

Второй подход: железный порошок был смешан с большим количеством песка. После высыхания верх досочки отлакирован. Если присмотреться к нижней части, видно, что экстракт дуба и сам окрашивает древесину.

Наилучший эффект получается, если дубовый экстракт и опилки вмешивать в лак - полоса сверху получилась от того, что кисть с лаком "растянула" ещё не до конца просохший "коньяк с гвоздями".

3) Хлорное железо!
Если марганцовку сейчас можно и не купить без проблем, то хлорное железо есть на любом радиорынке. Радиолюбители используют его для травления печатных плат.

Те же пол чайной ложки кристаллов на две столовые ложки воды дают светло-жёлтый раствор.
Осторожно, раствор едкий!

Вот что происходит от него с дубовой паркетной плашкой:

Раствор слабый и поверхность плашки отшлифована, поэтому чернота не полна. На торце, где раствор легко впитывается в полы, образуется "радикальный чёрный цвет".

А вот так хлорное железо действует на сосновую доску:

По левой стороне доски проведена полоса дубового экстракта, поверху - хлорного железа.
Поскольку дубильные вещества есть в любом дереве, тёмная полоса осталась и там, где экстракта не было.
Тёмная полоса посредине - лак. Из-за всевозможных реакций результат лакирования таких протравленных поверхностей угадать трудно, приходится экспериментировать.

Поэтому перед нанесением лака травлёную поверхность лучше промыть водой, чтобы убрать остатки протравы.

Второй подход на другой доске: Хлорное железо нанесено по правому краю, экстракт дуба - по нижнему. Видно, что на ЭТОМ образце чистое хлорное железо слабее окрасило дерево, а чистый экстракт - сильнее.
Два куска дерева никогда не будут вести себя одинаково, и с этим ничего не поделаешь. Приходится пробовать на обрезках.

Справа - увеличенный центр доски. Крапинки на левой нижней четверти оставили случайные брызги хлорного железа.

4) Наверное, самый простой и доступный на сегодня способ "проявить фактуру" дерева - использовать аквалак-пропитку.

Лаки бывают классические масляные, нитролаки и лаки на водяной основе. У каждого есть свои преимущества и недостатки. В домашних условиях, если не предполагаются жёсткие условия эксплуатации, проще всего использовать водорастворимые.
Они бывают глянцевые, матовые и даже с добавлением воска, практически всех цветов. И, вдобавок, хорошо окрашиваются любыми водорастворимыми колерами. (для водоэмульсионной краски).

Берём сосновую доску и аквалак окрашенный в цвет "махагон". Для разнообразия наношу лак тряпичным тампоном:

(Я не динозавр, у меня не три пальца. Я так тампон держу).

Даём время лаку впитаться в поры дерева и быстро СМЫВАЕМ водой всё, что не успело впитаться.

Даём высохнуть до полной сухости... и аккуратно, мелкой шкуркой СОШЛИФОВЫВЫЕМ неровности!
Они будут обязательно: при шлифовке дерева на его поверхности остаются ворсинки, которые от лака разбухают и встают дыбом. Кроме того, зимние и летние годовые кольца дерева по разному впитывают воду (и лак!) и после высыхания поверхность снова становится неровной. Ворсинки нужно убрать обязательно, после чернового слоя лака они стали толстыми и жёсткими и легко снимутся мелкой наждачкой.

А с неровностями от годовых колец - есть варианты.
Если требуется получить зеркально ровную поверхность (полка или столешница), то шлифовать нужно наждачной шкуркой, обернутой вокруг деревянного бруска. (А ещё лучше - плоскошлифовальной машинкой).
А если нужно сохранить фактуру дерева - то в шкурку нужно завернуть кусок пенополиэтилена, или вообще - шлифовать поролоновой губкой, обмакивая её в наждачный порошок. Летние кольца мягче зимних, и легче стираются, таким образом можно "проявить" фактуру дерева.
Наждачный порошок проще всего получить замочив дешёвую китайскую наждачку в воде.
В любом случае, размер зерна абразива должен быть хотя бы чуть меньше размера неровностей. Поэтому стоит запастись наждачкой разной крупности.

Чередуя несколько раз шлифовку и лакировку цветным и бесцветным лаком, можно довольно точно подогнать цвет заготовки к уже имеющемуся предмету:

5. И наоборот, если дерево слишком уж активно впитывает цветной лак, то нужно загрунтовать его поверхность лаком бесцветным. Для этой цели подойдёт даже клей ПВА, разведенный до консистенции молока.

Древесина - доступный, экологичный стройматериал с прекрасным внешним видом. Современные материалы (керамзитобетон, пенобетон) с недавних пор стали часто применяться для сооружения стен и перегородок, но их популярность при строительстве небольших домов пока проигрывает древесине.

Однако, являясь органическим материалом, древесина слишком гигроскопична, является замечательной питательной средой для плесени, микроорганизмов. Поэтому, используя данный материал, стоит обратить особое внимание на его защиту от внешних факторов.

Причины гниения древесины

Развитие плесневых грибков – основной фактор, разрушающий дерево. Развитие плесени (гниение) происходит в определенных условиях:

  • влажность воздуха 80–100%;
  • влажность материала выше 15%;
  • температура ниже 50 и выше 0 С 0

Дополнительными причинами гниения могут послужить промерзание материала, застой воздуха, контакт с почвой.

Факторы, благоприятные для процесса гниения, достаточно распространены. Поэтому необходимо знать, чем обработать древесину, чтоб защитить ее от плесневых грибков.

Просушка древесины

Начинать следует с профилактических мероприятий. Для предотвращения развития плесени дерево должно быть сухим. Есть четыре метода сушки бруса или доски:

  1. Естественная сушка в сухих помещениях с хорошей вентиляцией. Это самый длительный метод (продолжительность сушки - до 1 года).
  2. Сушка в камере при помощи перегретого пара, горячего воздуха. Это более дорогой, но быстрый и эффективный метод.
  3. Парафинирование. Дерево погружается в жидкий парафин и помещается в печь на несколько часов.
  4. Запаривание во льняном масле. Применяется для небольших деревянных изделий. Дерево погружается в масло, проваривается на медленном огне.

Защита деревянных элементов от влаги

Защитить брус от капиллярной влаги позволяет современная гидроизоляция. От атмосферной влаги конструкции защищает качественная крыша и нанесение специальных красок и покрытий.

Защиту от скопления конденсата обеспечивает тепловая и пароизоляция. Теплоизолирующий слой располагают ближе к наружной поверхности, а между ним и деревянной стеной располагают пароизоляцию. Брус кровельных элементов защищают от дождя и снега гидроизолирующими пленками.

Деревянные дома и сооружения должны располагаться выше уровня грунта, на фундаменте. Для эффективной защиты от воды стоит позаботиться о наличие отмостки, эффективной дренажной системы. Большое значение для биостойкости деревянного здания имеет возможность естественной просушки стен. Поэтому не следует высаживать деревья поблизости от деревянных строений.

Что делать, если брус начал гнить

Гниение сильно ухудшает физические параметры дерева. Его плотность падает в 2–3, а прочность в 20–30 раз. Восстановить гнилое дерево невозможно. Поэтому пораженный гнилью элемент следует заменить.

При незначительном заражении плесенью можно постараться остановить процесс. Для этого гнилой участок полностью удаляется (с захватом части здоровой древесины). Удаленную часть замещают стальными армирующими стержнями, которые должны достаточно глубоко входить в здоровую часть элемента. После армирования участок шпаклюется эпоксидной либо акриловой шпатлевкой.

Это трудоемкая и сложная процедура, после которой не всегда удается добиться прежней прочности конструкции. Проблему легче предотвратить, для чего производится обработка древесины от гниения.

Защита дерева народными средствами

Проблема защиты от гниения актуальна со времен, когда дерево было впервые использовано в качестве материала. За долгое время накопилось множество эффективных народных рецептов, успешно применяемых и поныне:

  • Обмазка деревянных конструкций силикатным клеем.
  • Обработка стен и почвы (до 50 см глубину) раствором бихромата калия в серной кислоте. 5%-е растворы кислоты и бихромата калия смешиваются 1:1.
  • Обработка уксусом с содой. Пораженные участки посыпаются содой и опрыскиваются уксусом из пульверизатора.
  • Обработка древесины 1% раствором медного купороса.
  • Пропитка горячей смолой. Очень эффективный способ для обработки бревен, кольев забора, скамеек, контактирующих с почвой.
  • Использование соли с борной кислотой. Смесью 50 г борной кислоты и 1 кг соли на литр воды следует несколько раз, с интервалом 2 часа, обработать дерево.

Все эти методы пригодны только для здоровой древесины или когда дерево имеет небольшие очаги поражения.

Современные методики борьбы с гниением

Разделяют два способа, позволяющие надежно защитить дерево: консервация и антисептирование.

При консервации на брус или доску наносится средство с длительным отравляющим эффектом. Для этого дерево вымачивается в холодных или горячих ваннах, либо консервант проникает в него с помощью диффузионной или автоклавной пропитки. Метод применим только в заводских условиях.

Антисептирование предполагает самостоятельную пропитку материала путем нанесения химических веществ пульверизатором или валиком. Антисептическое средство необходимо выбирать в соответствии с условиями эксплуатации деревянной конструкции. Например, пропитки на основе воды и уайт-спирита безопасны и недороги, но легко смываются. Поэтому для элементов, соприкасающихся с влагой или почвой, подходят только водоотталкивающие антисептики.

Классификация антисептиков

Выбирая средство, чтоб обработать брус, стоит разобраться с основными категориями и видами защитных составов. Выделяют три категории составов для защиты древесины: краски, лаки, антисептики.

Краски выполняют одновременно защитную и эстетическую функции. Для внутренних работ лучше выбрать водорастворимые краски, а для наружных – на основе органического растворителя.

Лаки образуют защитную пленку на поверхности, не изменяя ее внешнего вида. Для наружных работ применяются лаки с фунгицидами, убивающими плесень, предотвращающие растрескивание и выцветание дерева.

Антисептики отлично справляются в случае, когда плесень уже заразила дерево. Различают 5 их видов:

  1. Водорастворимые. Без запаха, нетоксичные, быстро сохнут. Делают их на основе фторидов, кремнефторидов смеси борной кислоты, буры или хлорида цинка. Не рекомендуются для обработки поверхностей, часто контактирующих с влагой.
  2. Водоотталкивающие. Отличаются более глубоким проникновением в дерево. Подходят для обработки конструкций бань, погребов и подвалов.
  3. На органических растворителях. Допускаются к применению в наружных и внутренних работах. Образуют толстую пленку, сохнущую до 12 часов.
  4. Масляные. Образуют толстое прочное покрытие, нерастворимое в воде. Однако, применять их следует только с сухим деревом. При нанесении на влажную древесину масляные антисептики не препятствуют размножению спор грибков внутри материала.
  5. Комбинированные. Применимы для любой древесины, дополнительно обладают антигорючими свойствами.

Как следует наносить на дерево защитное покрытие

Нанесение антисептиков, лаков и красок на не составляет труда. Однако, проведение таких работ требует соблюдения определенных правил.

  1. Перед обработкой следует надеть в перчатках, защитной маске и очках.
  2. Окрашиваемую поверхность очистить скребком от грязи, жира, старой краски.
  3. Зачистить доску или брус старой щеткой или наждаком.
  4. Вымыть поверхность водой с моющим средством.
  5. Дождаться полного высыхания древесины.
  6. Ознакомиться с инструкцией, где указан способ нанесения средства.
  7. Начать обработку деревянных конструкций с торцов, разрезов, поврежденных участков.
  8. При необходимости нанесения нескольких слоев покрытия, следует делать паузы 2–3 часа между нанесением каждого слоя.

Что необходимо знать о защите от плесени

Защитный состав следует выбирать исходя из особенностей эксплуатации защищаемой поверхности. Для наружных работ подходят только трудносмываемые покрытия. Такие средства надежно защитят древесину в течение 30 лет.

Для влажных помещений (подвалы, бани) необходимы специальные средства, способные выдержать резкие перепады температуры.

Изменение цвета дерева, появление сколов и трещин – сигнал о том, что следует срочно обновить защитное покрытие. Рекомендуется чередовать антисептические составы, не обрабатывая дерево тем же составом повторно .

Последствием долгой эксплуатации деревянного дома является посинение древесины. Причина появления синевы – определенные виды грибка, который со временем образуется на поверхности старого дома из дерева, особенно в тех случаях, когда деревянное строение не подвергалось периодической обработке защитными средствами. Однако и здоровое дерево может иметь разноцветные пятна, если природный пигмент распределен неравномерно. Потемневшая и неравномерно окрашенная древесина сильно портит внешний вид дома, кроме того, грибы могут стать причиной гниения и разрушения структуры дерева. Эффективным способом борьбы с синевой является отбеливание древесины. Какими средствами и как отбелить стены деревянного дома, будет рассмотрено в статье.

Грибок и плесень могут развиться на любой деревянной поверхности, независимо от пиломатериала, даже имитация бруса и клееный брус не застрахованы от поражения микроорганизмами. Порода древесины тоже в этом случае не имеет значения, грибок может появиться и на недорогой сосне, и на элитном дубе.

Очень частой причиной появления синевы является неправильная транспортировка и нарушение условий хранения брёвен и бруса. Храниться пиломатериал должен в хорошо проветриваемом, сухом месте. Желательно, чтобы участок находился в тени и на дерево не попадали осадки.

Грибки, способствующие образованию на древесине синего и серого налета, развиваются очень быстро, особенно в подходящих условиях. Поэтому избавляться от плесени и грибка нужно сразу, как только обнаружатся следы их пребывания, особенно в бане. В этом помещении созданы наиболее благоприятные условия для размножения микроорганизмов – высокая температура и большая влажность, которые значительно ускоряют процесс.

Средства для отбеливания

Отбеливание бревен производится при помощи специальных отбеливающих средств, которые подразделяются на две большие группы:

  1. Хлорсодержащие средства. К ним относятся средства, содержащие в своем составе: гипохлорит натрия или калия, хлорную известь, диоксид хлора.
  2. Составы без хлора, в которых в качестве активных веществ выступают аммиак, перекись водорода, щавелевая кислота и щелочи.

Любой состав для отбеливания древесины действует по одному и тому же принципу: он вызывает окислительный процесс, в результате которого красящий пигмент обесцвечивается, а молекулы грибов разрушаются.

Перед обработкой древесины отбеливающими средствами необходимо хорошо отшлифовать поверхность. В результате шлифования уходит до 20% синевы. Кроме того, отбеливатель лучше проникает в структуру дерева и впитывается им, если он наносится на отшлифованные доски.

Итак, основные рекомендации:

  • после отбеливания любой состав нужно обязательно смыть водой;
  • отбеливатель на основе кислоты смывается водным раствором соды;
  • нельзя комбинировать разные составы, поверхность можно обрабатывать только одним средством.
  • если древесина сильно поражена грибком, нужно проводить обработку более концентрированным составом.
  • отбеливание наиболее эффективно, если оно проводится при температуре 18-20 градусов тепла и при влажности около 60%;
  • при обработке дерева внутри дома необходимо обеспечить проветривание помещения, т.к. практически все составы содержат небезопасные для здоровья компоненты. Если обработка проводилась в бане, необходимо до принятия банных процедур два раза протопить помещение вхолостую, чтобы удалить испарения хлора.

Ниже вы узнаете, чем отбелить сруб после шлифовки.

Древесину можно отбелить хлорной известью. Перед нанесением средства, необходимо удалить с дерева смолу, для этого поверхность обрабатывают содой кальцинированной. Далее нужно развести хлорку с водой в такой пропорции: 2 кг сухого вещества на ведро жидкости. К разведенному раствору добавить 250 г соды, все перемешать и дать немного постоять.

Средство наносят кистью или валиком, а через 5 минут после обработки поверхность протирают уксусной кислотой. Примерно через пятнадцать минут древесина должна посветлеть. Если дерево осветлилось недостаточно, процедуру можно повторить.

Другое отбеливающее средство на основе хлора – белизна. Она особенно эффективна для наружной обработки. Жидкостью обильно смачивают древесину, а затем хорошо втирают в поверхность. При использовании белизны необходимо защищать глаза и руки от попадания средства.

Отбеливание пероксидом водорода

Перекись водорода – эффективное средство для осветления древесины. Однако его можно использовать не для всех древесных пород. Например, при нанесении раствора на дуб, дерево приобретает зеленый оттенок, зато пергидроль отлично подходит для обработки березы и бука.

Отбеливание производят 30% раствором, именно в такой концентрации состав наиболее эффективен. Перед нанесением средства дерево смачивают водой и обрабатывают 10% нашатырем.

Осветление древесины щавелевой кислотой

Щавелевую кислоту нужно применять с осторожностью, поскольку она очень ядовита. Перед нанесением кислоты поверхность обрабатывают гидросульфитом натрия, а затем практически сразу же древесину покрывают 10% раствором щавелевой кислоты. Через пять минут оба состава смывают водой.

Щавелевая кислота хорошо подходит для отбеливания светлых пород: клена, тополя, березы, липы. Чтобы достичь нужно эффекта, 6 мл щавелевой кислоты разбавляют 0.1 л воды. Кислоту, оставшуюся на древесине, нейтрализуют следующим составом: 15 г хлорной извести, 3 г соды кальцинированной и 0.1 л воды. Затем деревянная поверхность промывается водой.

Отечественная и зарубежная промышленность сегодня выпускает много эффективных и доступных средств, которые можно использовать для отбеливания бревенчатого или брусового дома.

По мнению экспертов одним из лучших отбеливателей является российский препарат «Сагус», который применяется для предупреждения образования коррозии, а также эффективно лечит дерево от грибка и отбеливает поверхность.

Сагус не только осветляет дерево, древесина отбеленная средством, приобретает ровный оттенок, с нее уходят черные точки и пятна. Состав устойчив к атмосферным явлениям и влажности, поэтому его можно применять как внутри, так и снаружи дома.

Еще один отечественный препарат, который используется для отбеливания дерева – Неомид 500. Он избавляет древесину от грибка и плесени, выравнивает цвет, а также защищает ее от насекомых. При глубоких поражениях применяют концентрированный состав. Если на дереве имеются лишь небольшие очаги грибка, состав разводят водой в соотношении 1:1.

Медные, латунные и бронзовые изделия обезжиривают в растворе, содержащем в 1 л воды 100 г тринатрийфосфата и 10-20 мл жидкого стекла. После обезжиривания изделие тщательно промывают в горячей воде и погружают на 30-60 секунд в 5%-ю соляную кислоту для удаления слоя оксидов металла, после чего изделие еще раз промывают водой и сразу же переносят в раствор для нанесения покрытия.
Для "окраски" медных изделий в различные цвета рекомендуют использовать следующие рецепты

17. Растворяют в 100 мл воды 4 г гидроксида натрия и 4 г лактозы (молочного сахара), раствор кипятят несколько минут, а потом небольшими порциями при непрерывном перемешивании добавляют 4 мл концентрированного раствора медного купороса. Погружают обезжиренное изделие в горячий раствор, и в зависимости от длительности обработки его поверхность приобретает окраску от золотистой до зеленой , коричневой или даже черной. В результате окислительно-восстановительной химической реакции сульфата меди с лактозой в щелочной среде получаются глюконовая кислота и выделяется осадок оксида меди (I). Вначале образуется тончайшая желтая пленка Cu2O, которая придает поверхности меди золотистый оттенок. При продолжительном нагревании кристаллы Cu2O укрупняются, становятся темно красными , отсюда и изменение цвета покрытия

18. Готовят раствор 2 г сульфата никеля, 4 г бертолетовой соли, 18 г медного купороса и 0,2 г марганцовки в 100 мл воды. Обработка медных изделий теплым раствором такого состава придает им "бронзовый " вид

19. Растворяют в 100 мл воды 12,5 г карбоната аммония и добавляют 4 мл нашатырного спирта. Полученный раствор кистью наносят на поверхность изделия и получают поверхность зеленоватого цвета . При действии аммиака на поверхность меди в присутствии кислорода воздуха происходит образование комплексной соли, которая затем взаимодействует с карбонатом аммония, выделяя на поверхности металла зеленый осадок гидроксида-карбоната меди Сu2CO3 (OH) 2.

20. Медь чернят раствором сорной печени. Для получения серной печени в железной банке сплавляют 1 часть (по массе) серы и 2 части поташа. После охлаждения стеклообразную черную массу извлекают из банки и мелко дробят. Хранить серную печень можно только в герметичной посуде. Делают 10-15%-ный раствор серной печени в воде, доводят раствор до кипения и в него опускают детали. Время чернения 0,5 - 1 мин. Если изделие сложное - состоит из деталей, то их чернят и полируют до сборки.
21. Латунь чернят в следующем растворе: 200 г углекислой меди и 1 г аммиака (25%-ного) растворяют в 1 л воды. Детали обрабатывают в растворе при температуре 30-40°С, время обработки 3-5 мин

22. "Преобразователь ржавчины " превращает ее в прочное покрытие поверхности коричневого цвета. На изделие кистью или пульверизатором наносят 15-30%-й водный раствор ортофосфорной кислоты и дают изделию высохнуть на воздухе. Еще лучше использовать ортофосфорную кислоту с добавками, например, 4 мл бутилового спирта или 15 г винной кислоты на 1 л раствора ортофосфорной кислоты. Ортофосфорная кислота переводит компоненты ржавчины в ортофосфат железа FePO4, который создает на поверхности защитную пленку. Одновременно винная кислота связывает часть производных железа в тартратные комплексы.

23. Старинный рецепт мази для защиты металла от ржавчины таков: растапливают 100 г свиного жира, добавляют 1,5 г камфоры, снимают с расплава пену и смешивают его с графитом, растертым в порошок, чтобы состав стал черным. Остывшей мазью смазывают металл и оставляют его на сутки, а потом полируют металл шерстяной тряпочкой.

Грунтование стен операция по созданию промежуточного слоя (грунтовки), прочно сцепляемого и с оштукатуренной поверхностью, и со слоем шпатлевки, побелки или краски. Одновременно заделываются трещины.
Смеси для грунтовки на олифе.
24. Купоросная грунтовка: растворяют в 2-3 л кипящей воды 150-200 г медного купороса, отдельно растворяют в 2-3 л воды 200 г столярного клея. К раствору клея добавляют 25-30 мл олифы, процеживают и приливают раствор медного купороса, 250 г наструганного хозяйственного мыла и 2-3 кг порошка мела, а потом доливают воды до 10 л. Смесь процеживают через сетчатую ткань (например, через марлю)

25. Квасцовая грунтовка содержит в 10 л воды 150-200 г алюмокалиевых квасцов, 200 г мыла, 200 г столярного клея, 25-30 мл олифы и 2-3 кг порошка мела, а готовят ее так же, как и купоросную

26. Мыловаренная грунтовка состоит из 2-3 кг гашеной извести, 500 г мыла, 100 г олифы и воды. Сначала растворяют мыло в 2-3 л кипящей воды и вливают в этот раствор при тщательном перемешивании олифу. Затем в полученную эмульсию добавляют гашеную известь, смешанную с небольшим количеством воды до тестообразного состояния. Смесь тщательно перемешивают и доливают воду до 10 л.

Крашение древесины и деревянных изделий.

Эту операцию выполняют при прозрачной отделке для усиления естественной окраски древесины, придания ей необходимого или более глубокого цвета, для устранения дефектов и синевы, пятен, полос и т. д.

Крашение осуществляют одним из трех способов: прямым поверхностным,
протравным или проявляемым.
Древесина хорошо окрашивается всеми красителями, применяющимися
для хлопчатобумажных тканей, а также природными (в виде отваров из растений,
коры деревьев, древесных опилок и т. д.), которые можно приготовить
самостоятельно в домашних условиях.

Техника прямого поверхностного крашения проста.
Сначала готовят состав: в воду, подогретую до 70*С, всыпают компоненты и перемешивают их до полного растворения; дают раствору отстояться в течение 3 суток
и сливают в рабочую посуду.
Поверхность древесины два-три раза смачивают влажной губкой и прошкуривают (тонкой или уже использованной шкуркой) легкими движениями руки,
снимая поднявшийся ворс.
Затем кистью или губкой в несколько приемов, до получения желаемого цвета,
наносят красящий состав.
Окрашенный материал или изделие сушат при комнатной температуре 1,5 - 2 часа,
после чего протирают жесткой тканью, приглаживая ворс,
листы шпона кладут под пресс.
Если требуется тонирование, т. е. чтобы на прежнем одноцветном кусочке дерева, скажем, темные тона плавно и почти незаметно переходили в светлые,

готовят три-четыре раствора красителя разной концентрации.
Например, смешивают компонент и воду в соотношении
1:1; 2:1; 3:1 (по массе).

Изделие покрывают сначала раствором самой слабой концентрации полностью, затем раствором средней концентрации - на 2/3 и завершают тонирование самым густым раствором - на 1/3.

При сгущении красителя в каком-то одном месте следует темное пятно осторожно
размыть водой или потереть ластиком.

Для прямого поверхностного крашения и тонирования древесины применяют чаще

всего естественные красители - бейцы и морилки,
продающиеся в хозяйственных магазинах.
Бейц - порошок, морилка - водный или спиртовой раствор красителя,
готовый к применению.
Красящими веществами в них являются гуминовые кислоты (содержатся в почвах, торфяниках, бурых углях), окрашивающие древесину на глубину 1- 2 мм.

По цвету, морилки бывают орехово-коричневые, красно-коричневые, желтые, черные.
При добавлении в морилку отвара из шелухи лука цвет ее светлеет и приобретает мягкий красивый оттенок.
А капля черной туши позволит углубить цвет морилки.
Из синтетических красителей для древесины применяют главным образом кислотные, нигрозины и протравные.
Кислотные красители представляют собой натриевые, калиевые или кальциевые
соли органических кислот.
Они окрашивают древесину в яркие чистые тона:
в светло-коричневые - красители N5, 6, 7, 16, 16В, 163, 17;
в темно-коричневые - N 8Н, 12, 13.

Нигрозины могут быть водо- и спирторастворимыми.
Так, водорастворимый 0,5%-ный нигрозин окрашивает древесину в синевато-серый цвет, а 5%-ный - в черный.

Распространены также и смесовые красители.
Например: красновато-коричневые - NQ 3, 3В, 4;
красно-коричневые - NQ 33, 34.
Коричневый цвет приобретет древесина березы, бука, сосны, ели, лиственницы при прямом поверхностном окрашивании раствором
уксуса (15 г на 1 л воды) или квасцов алюминиевых (55 г на 1 л воды).

Под орех можно окрасить раствором марганцовки (30 г на 1 л воды) березу, клен,
сосну, ель, лиственницу.
Имитацию красного дерева даст анилиновая вишневая краска, темно-красного - анилиновая краска «Понco» (20 - 25 г на 1 л воды).
В черный цвет окрасит березу, тополь, сосну, ель сульфат натрия (глауберова соль).
Серый цвет придаст березовому шпону 0,1%%ный раствор нигрозина.
Наиболее интенсивно окрашивается древесина тогда, когда красящие вещества вступают во взаимодействие с дубильными веществами (в частности, с танином), содержащимися в древесине.
Такие красящие вещества называются протравами.

В процессе окраски ими массив древесины прокрашивается на значительную глубину,
а шпон - насквозь.
Лучше всего окраску воспринимает таниносодержащая древесина - бук, дуб, орех, каштан, хуже - древесина липы, березы, где танина
значительно меньше.
Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, нужно капнуть на нее
5%-ным раствором железного купороса.
Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания капли не изменит цвет,
при их наличии - на поверхности останется черное
или серое пятно.
Насыщение древесины (березы, липы, ольхи, тополя, сосны и др.) танином осуществляют следующим образом.
В эмалированную посуду помещают массив древесины (шпон) и толченые дубовые
галлы в соотношении 3:1 (по массе), наливают воду и кипятят в течение 10 мин.
Затем древесину сушат и смачивают протравой; через несколько часов споласкивают в чистой проточной воде и помещают в раствор красителя.
Вместо галлов можно взять кору ивы или молодого дуба, но ее надо предварительно проварить несколько минут на среднем огне, раствор остудить и только после этого опускать в него древесину.

Можно также обработать древесину перед травлением 0,2-0,5%-ным раствором пирогалловой кислоты.
Протравы готовят, растворяя химические вещества в воде,
нагретой до 70*С.
В этот раствор окунают при окрашивании древесину или шпон.
Поверхности значительных размеров окрашивают кистью.
Протравное крашение не дает вуали, толщина окраски получается равномерной.
Для окрашивания древесины разных пород рекомендуются следующие протравы:

для дуба - хромпик 1-4%-ный (коричневый);


медный купорос 2-4%-ный (под орех);


железный купорос 0,5-2%-ный (черный);


для бука - железный купорос 2 -4%-ный (коричневый);


хромпик 2-3%-ный (зеленовато-желтый);


для березы - хромпик 2-4%-ный (коричневый);


железный купорос 4%-ный (коричнево-желтый);


для сосны - хромпик 1 - 4%-ный (коричневый);


медный купорос 1,5-5%-ный (под красное дерево);


для лиственницы - хромпик 2 -4%-ный (коричневый);


железный купорос 2-4%-ный (коричнево-серый).

Березовый шпон при длительной выдержке в 5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый цвет, а после травления З,5%-ной марганцовкой -
золотисто-коричневый.
Древесина березы в З,5%-ном растворе желтой кровяной соли (железистосинеродистый калий) окрасится в красно-коричневый цвет.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом образуется на березовом шпоне после выдержки его около 3 суток в растворе сернокислого железа (50 г на 1 л воды).
Мореный орех в таком же растворе станет дымчато-серым,
бук - коричневым.
В желтый цвет окрасится шпон из светлой древесины, обработанный раствором хлористого калия (10 г на 1 л воды температурой 100 ОС).
Шпон, выдержанный около 6 дней в настое дубовых и железных опилок,
приобретает серый, голубой или черный цвет.
При вымачивании дубового шпона в растворе уксуса и железной стружки получают иссиня-черный цвет мореного дуба.
Быстро придать древесине черный тон можно, поместив ее на сутки в раствор
уксусной кислоты с ржавчиной.
Перед сушкой древесину обрабатывают (нейтрализуют) раствором пищевой соды.
Краситель синего цвета создают, разбавив азотную кислоту водой и
всыпав туда медные опилки.
Смесь нагревают до кипения - опилки растворяются.
Остывший состав разводят водой (1:1).
Вымоченную в нем древесину необходимо нейтрализовать раствором пищевой соды.
Шпон из ели и ясеня, опущенный в смесь азотной кислоты (1:1), приобретает
устойчивую красновато-желтую окраску.

Мореный дуб синевато-серого тона получится после травления хлорным
и сернокислым железом, коричневого - хромовокислым и двухромовокислым калием, желто-коричневого - хлорной и сернокислой медью.
Основой многих природных красителей являются растения, кора деревьев,
древесные опилки и др.
Для крашения из них следует приготовлять отвары сильной концентрации.

Чтобы окраска была устойчивой, древесину предварительно
протравливают в солевом растворе.
Таким образом, лучше окрашивать древесину светлых мягких пород.
Отвар из шелухи лука окрасит: светлую древесину в красно-коричневый цвет,

из недоспелых плодов крушины - в желтый, из коры яблони - в коричневый.
Для усиления тона окраски можно добавить в эти отвары квасцы.

Желтый цвет приобретается древесиной под воздействием отвара барбарисового корня.
В процеженный отвар добавляют 2% квасцов и снова нагревают до кипения,
охлаждают и красят.
В черный цвет окрасит древесину отвар из коры ольхи или вербы.
От засушенных цветов череды получается золотисто-желтый тон.

Череду размельчают, вымачивают 6 часов и в этой же воде кипятят
в течение 1 часа.
Смесь сока волчьих ягод с кислотами окрасит древесину в черный цвет,
с купоросом - в коричневый, с пищевой содой - в голубой, с глауберовой солью в алый,
с поташом - в зеленый.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, приобретает оливково-зеленый цвет. Если затем опустить его в отвар листьев березы, он станет темно-серым

с зеленоватым оттенком.

Отвар коры ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а отвар коры ольхи - темно-красную.
Если выдержать шпон в растворе солей олова, а затем в отваре из картофельной ботвы, то он окрасится в лимонно-желтый цвет.
При проявляемом окрашивании древесину вначале обрабатывают протравами, а затем - составами для проявления.

Так, светлая древесина (клен, ель, ольха и др.) окрашивается в
светло-серый цвет после травления 5%-ной пирогалловой кислотой
с последующим крашением 4%-ным железным купоросом;
в синий цвет - после травления 0,7 -1%-ным хромпиком;
в коричневый - после травления 2-3%-ным танином и окрашивания
5-10%-ным нашатырным спиртом.
Черный цвет получается, если после танина нанести на древесину
1 - 2%-ный железный купорос.

Ярко-желтой окраски достигают, обработав древесину 1-1,5%-ным уксуснокислым свинцом, а затем 0,551%-ным хромпиком; оранжевой - покрасив после травления
0,5-1%-ным карбонатом калия (поташом).
Алый цвет получится после травления 1 %-ным медным купоросом с последующей обработкой 8 - 10%-ным раствором
железистосинеродистого калия (желтая кровяная соль, продается
в магазине фототоваров).

Кроме поверхностного крашения существует также и глубокое, или пропитка.
Этим способом красят кряжи, заготовки, шпон крупнопористых пород - березы, бука, липы, ольхи.
Применяют смесевые красители и протравы.
Крашение производят в горяченных ваннах.
Сначала древесину помещают в ванну с горячим раствором красителя и выдерживают
до полного прогревания.
Затем материал перекладывают в ванну с холодным красителем;
древесина охлаждается и за счет создавшегося вакуума раствор всасывается внутрь нее.
Влажность древесины перед крашением должна быть не выше 20%, температура горячего красителя - не выше 90 ос, холодного - 30-35 ос.
Продолжительность выдержки 14-48 часов.

Loading...Loading...