Кто придумал обои? История возникновения обоев. Когда возникли первые обои

Говоря сегодня о том, какие бывают обои, мы вспоминаем роскошные дизайнерские покрытия или бумажные материалы с простым принтом. И совершенно не думаем о том, какими были самые первые обои и кто их придумал. Стоит восполнить пробел в знаниях и немного отмотать назад пленку истории.
Вот пещерные люди - конечно, они не знали обоев, но стремились украшать стены своего жилища, используя шкуру и наскальную живопись. Несколько тысяч лет именно эти «интерьерные идеи» считались самыми лучшими - до тех пор, пока не возникли первые обои.

Как появились обои на тканой основе

За тысячу лет до наступления нашей эры появились первые обои из ткани . Считается, что родина этого материала - Ассирия и Вавилон. Покрытия того времени можно было назвать обоями лишь условно - это были холсты из грубых нитей с примитивными черно-белыми узорами.
И только в 11 веке нашей эры уже придумали декорировать стены цветными полотнами, украшенными вычурными орнаментами и библейскими сценами. Технологии производства обоев развивались крайне медленно - только через два века после появления первых образцов текстильных покрытий решили организовать фабричное производство. И то - обои буквально ткались по определенным художественным полотнам и изготавливались только под заказ.

Текстильные обои в современном интерьере

Например, в начале 16 века во Фландрии ткались обои по полотнам Рафаэля, которые он специально подготовил для украшения Сикстинской капеллы. За «производственный процесс» отвечал нидердандский художники Бернгард Ван Олей. Тканевые настенные декорации были баснословно дороги, и вскоре нашли альтернативный способ производства - художник фламандской школы живописи Ван Эйк предложит не ткать узорное полотно, а расписывать уже готовую материю. Именно это изобретение положило начало процессу выпуска «печатных» обоев.
Вскоре рынок Европы был завоеван, а еще через 100 лет на обои обратил внимание Петр Первый и приказал срочно внедрять «новшество». В 1716 году основали «Российскую шпалерную мануфактуру», куда вначале пригласили мастеров из Франции. Но всего за 6 лет производство обоев в России было полностью налажено, причем курировали его уже местные мастера.

История появления бумажных обоев

История бумажных обоев началась в Китае, в период правления императора Хоти. В это время китайцы изобрели бумагу (ее делали из ниток и коры). Бумажными листами оклеивались стены, а на них рисовали картины и иероглифы. Секрет изготовления бумаги охранялся китайцами на протяжении шести веков - ни купить, ни узнать его хитростью было нельзя.
О том, как делать бумагу, мир узнал только в седьмом веке - несколько военных поражений китайцев вынудили их раскрыть секрет вначале японцам, а потом - арабам. А арабы продали технологию в Андалузию, и на территории Испании заработали первые бумажные мельницы.
Что же касается «оригинальных» китайских обоев, то они были впервые ввезены англичанами. И предприимчивые производители обоев с Туманного Альбиона долго никому не уступали первенства. Но покрытия все еще оставались слишком дорогими - все дело было в том, как делают обои: вначале печатали бумагу, а потом ее раскрашивали вручную по специально изготовленным трафаретам.
А в 17 веке подданный английской короны Цанер придумал новые виды обоев на стены - бумажные, имитирующие ткань. Это был так называемый «фальшивый шелк». Для его получения бумага грунтовалась и поверхность обсыпалась обрезками шелковых нитей. Получалась «благородная материя» - подобные образцы украшали Лувр и замок Ришелье.

Бумажные обои в интерьере французского замка

Также Цанер предложил печатать рисунок на поверхности, используя деревянный штамп, покрытый краской. Впрочем, его личным изобретением это сложно назвать - рисунки на обоях китайцы научились штамповать еще в 10 веке.
Первая гильдия обойщиков появилась во Франции в начале 17 века. Но о массовом выпуске рулонов тогда еще и не думали - материал производился кусками и не приклеивался на стену, а крепился на деревянный каркас. Популярными рисунками в те времена являлись фактуры штукатурки и кирпича, имитация архитектурных элементов. А в 18 веке пальму первенства отвоевали пасторальные мотивы с пастушками и пейзажами. После этого наступила эра флоры и природного камня - самыми востребованными орнаментами стали цветочные, а среди имитаций особой популярностью пользовался малахит, лазурит, мрамор.

Современные технологии, винил и флизелин

Технические возможности для выпуска обоев в рулонах появились только в 17 веке - вначале гравер из Франции Папильон придумал матрицы для непрерывной печати рисунка, потом (снова во Франции) появилась машина для изготовления рулонов. И только в 1839 печатник из Англии Престон установил в машину для печати цилиндрические валики - поучился прообраз современных печатных станков.
А история виниловых и флизелиновых покрытий принадлежит уже 20 веку. Так, коммерческое использование винила началось после 1933 года, когда продукт был запатентован компанией B. F. Goodrich Company. А первые виниловые обои появились в США в 1947 - изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила - микропористый.

Флизелиновые обои в современном интерьере

А флизелин или полотно из целлюлозных волокон начали выпускать в Германии - здесь даже была торговая марка Vliseline компании Freudenberg Vliesstoffe KG, которая вначале специализировалась на выпуске нетканого материала для спецодежды.

Тематические новости

Самая ранняя известная форма «бумаги» появилась около 4000 лет до н.э., это был египетский папирус.

Но на самом деле история обоев началась в древнем Китае, во-первых, потому что китайцы изобрели бумагу, а во-вторых, потому что они уже в 200 году до н.э. клеили рисовую бумагу, как обои для стен.

В 105 году нашей эры, китайский чиновник Цай Лунь, изобрел получение бумаги из текстильных отходов. Это было рождением бумаги в том понимании, как мы ее знаем теперь.

Некоторое время в 8 -м веке, несколько китайских заключенных, имеющих навыки производства такой бумаги, работали под арабами. Те в свою очередь распространили знания производства бумаги по всему Ближнему Востоку.

К 10-му столетию арабы заменили льняными волокнами целлюлозу и бамбук, тем самым создали более прекрасный листок бумаги. Бумага теперь достигла более высокого качественного уровня. В течение 12-ого столетия бумажное производство распространилось всюду по Европе.

Самые ранние европейские иллюстрированные оттиски с гравюры, известны сегодня как "helgen". Самая старая из известных, явление Богородицы, датируемая 1418 годом, в настоящее время хранится в Королевской библиотеке в Брюсселе. Этот тип способа печати, возможно, также был использован китайцами еще в 5 веке.

Jean Bourdichon нарисовал 50 рулонов настенных обоев с ангелами на синем фоне для французского короля Луи XI в 1481 году. Король Луи заказал портативные обои для стен, посчитав это необходимым, в связи с частыми своими переездами из замка в замок. Другие богатые европейцы поручали художникам раскрашивать бумагу, которая использовалась как обои для стен, но реальные обои, вряд ли можно сказать, существовали до появления печатного станка.

Самый ранний сохранившийся до наших дней фрагмент европейских обоев для стен, был найден в домике колледжа Христа в Кембридже, Англия и датируется 1509 годом. Авторство этих обоев приписывают Hugo Goes, печатнику из Йорка.

Гильдия обойщиков была создана во Франции в 1599 году.

Французский гравер Жан-Мишель Папиллон, который считается изобретателем обоев для стен, начал в 1675 году делать блочные схемы обоев с учетом соответствия рисунка, непрерывным способом, по шаблонам. Обоев, в том виде, какими мы их знаем сегодня.

Самый старый существующий пример флокированных обоев, обоев для стен, покрытых текстильными волокнами, исходит из Вустера и был создан примерно в 1680 году. Так во Франции такие обои для стен стали популярны во времена правления Людовика XIV во Франции.

Значительный вклад в развитие методов производства обоев, внесли англичане в 18 - м веке, чья продукция стала последним писком моды. Сначала в моде были обои для стен с дорогой ручной росписью, имитирующей архитектурные детали или материалы, такие как мрамор, лепнина, но в итоге выиграли обои с использованием их собственных достоинств. Были очень популярны обои для стен под бархат.

Обои прибыли в Америку в 1739, когда Plunket Fleeson начал печатать обои в Филадельфии.

В ранней Америке, колонисты копировали европейскую моду на обои. После Гражданской Войны за независимость, американцы начали создавать свои мастерские по производству обоев. Обои для стен выпускались на любой вкус, от неоклассического стиля, до хаотичных роз. Выпускали американские фирмы и патриотические «Юбилейные» обои.

В 1778, Луи XVI издал указ, который устанавливал, чтобы длина рулона обоев составила приблизительно 34 фута или около 10, 2м.

Обои Жан-Батиста Равейона, 1780г. Китайские обои 1760 г.

В 1785 году Кристоф-Филипп Оберкампф (11 июня 1738 - 6 октября 1815), французский натурализованный немецкий промышленник, изобрел первую машину для печати обоев, и вскоре после этого, Никола-Луи Роберт разработал способ изготовления бесконечных рулонов обоев.

В 1798 году Алоисом Зенефельдером в Solnhofen, Германия была изобретена литография.

В 1839 году на фирме Potters & Ross в Ланкашире, Англия специализирующейся а выпуске печатного ситца Charles Harold Potter, изобрел печатную машину с возможностью нанесения на обои четырех цветов посредством печатных цилиндров и которая позволяла печатать 400 рулонов обоев в день.

К 1850 году была доступна печать 8 цветов, а в 1874 году была изобретена печатная машина, позволяющая печатать 20 цветов на обоях.

В 1879 году, в Австрии Karl Keitsch изобрел способ глубокой печати, также известный как Инталия.

В 1888 году Фердинанд Зихель разработал первый готовый к применению клей для обоев.

В 1890 году в Англии была изобретена флексографическая печать.

Машины для нанесения клея на обои впервые появилась на рубеже 20-го века.

Шелкография, как говорят, возникла в Японии и Китае между 960-1280 г.г. Хотя этот способ был впервые запатентован в Англии Самуэлем Симоном в 1907 году. Первая механическая шелкографичная машина была изобретена в 1920 году.

Викторианская эра (1837-1901) стала Золотым веком обоев, временем, когда обои впервые стали центром внимания. Обои применялись для оформления не только стен, но и потолка. В тот период было продано приблизительно 400 миллионов рулонов обоев.

В 1936 году, состоялся дебют на рынке клея для обоев - Хенкель-Zellkleister Z 5 в качестве пастообразного порошка, растворяемого в холодной воде, производного целлюлозы карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ).

После Второй мировой войны, вся обойная промышленность претерпела революцию с появлением пластиковых смол, благодаря которым обои для стен получили новые свойства - долговечность и прочность, устойчивость к загрязнению, возможность мытья.

В 1974, в Соединенных Штатах была создана Национальная Гильдия Профессиональных Обойщиков.

Эпоха модернизма, с ее осуждением украшательства, привело к тому, что обои для стен впали в немилость в течение большей части двадцатого века.

Последние достижения в области цифровой фотографии и технологии печати позволяют воспроизвести на современном печатном оборудовании исторические документы и другие цифровые носители на различных подложках, в том числе и на обоях.

На сегодня существует большое количество различных видов обоев для стен.

  • Бумажные обои
  • Виниловые обои
  • Текстильные обои
  • Флизелиновые обои
  • Жидкие обои
  • Стеклообои
  • Фотообои
  • Обои под покраску

Конечно, больше нельзя говорить просто об обоях для стен. Теперь это - покрытие стен, поскольку пришедшая технология создала продукты, которые включают чудо соединения, что делает их моющимися, прочными, самоклеющимися, и в то же время имеющие возможность отразить лучшие образцы, исторические стили мирового искусства. Таким образом, компании могут воспроизводить любой стиль любого периода. И в отличие от дорогостоящих картин фресок, гобеленов и расписанных вручную старинных обоев, сегодняшние «покрытия для стен» являются очень доступными.

Во все времена люди старались украсить своё жилище. Украшали практически всё, что можно было украсить: стены, потолки, полы, окна. Для этого использовали различные материалы. В древности шкуры добытых на охоте животных вешали на стены, стелили на пол. Позднее, с появлением различных тканей, стены стали украшать драпировкой. Чаще всего ими отделывали стены в особняках знати, дворцах королей. И лишь с середины восемнадцатого века, когда появилась бумага, додумались наклеивать её на стены и потолки.

В настоящее время для отделки стен и потолков в основном применяют обои, выполненные из разных материалов.

Но задумывались ли вы, как и когда появились обои?

Итак, обои на тканой основе.

Очень давно, за 1000 лет до нашей эры, появились тканые обои. Оказывается, их изобрели ещё древние ассирийцы и вавилоняне. Однако долгое время обои были чёрно-белыми, цвет они приобрели лишь в конце 11 века нашей эры.

Во времена далёкого Средневековья прообразом современных обоев были гобелены, которые представляли огромные полотнища ткани с изображением древних сражений и исторических событий. Как правило, гобелены занимали всю стену от потолка до пола. Стоили они довольно дорого, потому что изготавливались из плотной ткани высокого качества. И были доступны лишь самым богатым слоям общества. Но украшать жилище было модно, поэтому стали оклеивать стены недорогими тканями с различными рисунками, такими же, как и на гобеленах. Очень часто полотна ткани крепили к стенам при помощи специальных скобок, а не приклеивали. Постепенно тканые обои стали тоньше и изящнее. На них появились изображения сюжетов из Библии, различные растения и животные.

Как всё полезное, производство обоев постепенно перебралось в Европу. Появилось несколько фабрик, выполняющих обои на заказ. В создании обойных тканей принимали участие лучшие художники. Но такие обои были довольно дороги, и поэтому возникла необходимость искать способы снижения затрат на производство.

Художник фламандской школы - Иоанн Ван Эйк предложил наносить рисунок на готовую ткань, что гораздо проще и дешевле. Это открытие стало началом новой эры по производству печатных обоев, значительно снизило их стоимость и позволило завоевать рынок во многих странах. В начале шестнадцатого века, Англия и Франция стали производить обои промышленным способом. Именно в Англии был изобретён первый станок по производству тканевых обоев. Это также способствовало снижению стоимости обоев.

А как же появились бумажные обои?

Многие полезные открытия пришли к нам из древнего Китая: это шёлк и компас, фарфор и бумага, которая появилась в начале второго века нашей эры. По всей видимости, китайцы начали украшать стены бумагой сразу после её изобретения. В некоторых источниках можно найти подтверждение, как разделяли помещения, завешивая их толстой бумагой. Более пятисот лет мудрые китайцы держали в строжайшем секрете процесс изготовления рисовой бумаги. И только в 6 веке японцы вывели свою технологию изготовления обоев.

Позднее, лишь в 8 веке, изготовление обоев перекочевало в Европу. Успев привыкнуть к красоте и прочности тканых обоев, люди хотели, чтоб и бумажные имели такое же отличное качество. Однако способы изготовления не позволяли этого достичь. К тому же раскрашивать обои приходилось в ручную, что значительно увеличивало их стоимость. Но изобретательный англичанин Цанер предложил оригинальный способ изготовления обоев, похожих на материю. На предварительно загрунтованную бумагу насыпались обрезки шёлковых нитей, которые после высыхания прочно приклеивались к бумаге.

Намного позже, в 14 веке, появился ещё один способ нанесения рисунка на бумагу: на печатную форму, сделанную из дерева, наносили слой краски, осторожно прикладывали к ней бумагу и прокатывали валиком.

Рисованные обои из Китая высоко ценились всегда, независимо от разнообразия и капризов моды. В Европе признанным лидером по производству бумажных обоев долгое время считалась Англия: несколько веков подряд их производили по китайской технологии, и даже копировали «китайские» рисунки.

В настоящее время при изготовлении обоев используют разные современные технологии, разнообразные материалы. При этом неизменной остаётся область применения этого «изобретения» - украшать наш интерьер, делать дом более красивым и уютным.

1. Европа и… меховые обои
Первые рулонные обои в Европе выпустил печатник из Йорка в 1509 году. Звали его Хьюго Гойс. Причем рисунок обоев был черно-белым - он имитировал парчовую ткань с вышивкой. Фрагменты первого рулона сейчас хранятся в Кембридже.

Факт: Когда появились обои в Европе, м ода на них быстро распространилась в богатых домах. В XVI веке были изобретены даже «меховые» обои: шерсть разбрасывалась по бумаге, покрытой лаком, создавая иллюзию ковра.

2. Индийская бумага
Почти весь ХVII век самыми популярными у европейцев оставались обои из Китая - они назывались фальшивым шелком или «индийской бумагой». Последнее название возникло из-за того, что поставлялись такие обои кораблями Ост-Индийской компании.

Китайские обои для стен были довольно дорогими: помимо экспортных пошлин на их цену влиял способ производства. Орнаменты и фигурки наносили на поверхность бумаги либо по трафарету, либо расписывали весь лист вручную.

3. Модный узор - китайский узор
Вплоть до XIX века рисунки на обоях представляли собой вариации ориентальных узоров: изображения птиц, пейзажей и цветов (тюльпанов, хризантем и пионов). Со стен комнат постепенно исчезали ковры и гобелены, прежде защищавшие интерьер от сырости. На их место владельцы клеили первые современные обои. Почти во всех обеспеченных домах Европы к концу XIX века было паровое отопление, и проблему утепления уже можно было не решать, заботясь исключительно о прекрасном. Обои часто наклеивали на холст, натянутый на раму. И уже потом всю конструкцию крепили к стене. В результате за обоями образовывалась воздушная прослойка, увеличивавшая срок службы бумаги - она медленнее выцветала и не деформировалась.

Факт: Если вы видите перед собой обои с желтым фоном и ориентальными узорами - можете смело использовать их для имитации интерьера XVIII века: тогда почти все китайские обои были именно такими. И наоборот, если эффект «китайщины» не нужен, избегайте орнаментальных обоев с желтым или бледно-зеленым фоном.

4. Материал для буржуа
Только в начале XIX века обои стали доступны среднему классу. Это связано с тем, что сами рулоны стали шире и длиннее (6 футов в ширину и 12 футов в длину), а стоимость их значительно снизилась.

Достаточно долго обои печатались с помощью деревянных форм, обеспечивающих непрерывность рисунка. Технические же средства для склеивания обоев и печати длинных листов появились только на рубеже XIX-XX веков. И, как водится, любая автоматизация процесса привела к снижению стоимости. А в 1920-е годы обои стали совершенно обыденным отделочным материалом. История обоев пишется и в наше время: появились флизелиновые обои, виниловые, стеклотканевые, светодиодные, жидкие, 3D-обои… - каких только нет! Можно выбрать на любой вкус.

5. Погрузиться в историю
Вообще обои штука красивая, но хрупкая - поэтому до нашего времени дошло не очень много аутентичных образцов, да и те не в идеальном состоянии. Моду на цвет и рисунки обоев можно отследить по картинам с интерьерными фонами и по книжным гравюрам.

Сейчас существует отдельная индустрия создания точных копий обоев из исторических интерьеров (дворцов и особняков) - например, их можно найти в коллекциях компаний de Gournay, Farrow & Ball, Cole & Son, Zuber и т.д. Обои-реплики выпускаются даже в масштабе для кукольных домов. Так что если хочется поиграть в дворцовые интерьеры, но нет бюджета - сделайте такой дом мечты для ребенка.

6. Лютики-цветочки
Флоральные мотивы - одни из самых популярных в обойном мире. Их популярность объясняется не только декоративными достоинствами цветов. Давным-давно, когда обои появились в интерьерах, они имитировали дорогие гобелены и ткани. Например, знаменитые фламандские гобелены XVI века вызвали моду на цветочные натюрморты, украшавшие стены. В эпоху барокко цветочные узоры собирались в гирлянды, вплетались в архитектурные детали. Историзм XIX века внес в изображения цветов детализацию ботанического атласа: на обоях можно было разглядеть каждую прожилку на лепестке.

Факт: Особую роль в любви к цветочной теме сыграл Уильям Моррис и основанная им мастерская Morris & Co. Он придумал десятки удивительных узоров. Сплетенные стебли гвоздик и роз, букетики маргариток и лютиков, разбросанные травы, хризантемы с колышущимися лепестками - эти знаменитые узоры до сих пор воспроизводят на современных обоях Morris&Co .

7. Свет сквозь стену
3D-обои подразумевают даже светодиодную подсветку между слоями. Обои эти пока экспериментальные, однако в некоторых лондонских студиях уже можно заказать несколько рулонов. Со светодиодами на стене много экспериментирует лучший световой дизайнер Инго Маурер (пример одной из его работ - на фото), а в России - Маша и Катя Ящук.

Известно, что основателями такого строительного материала как обои, являются китайцы. Именно они в 200 году до нашей эры оклеивали стены своих жилищ. Ими было налажено производство рисовой бумаги, предназначением которой являлось оклеивание стен помещений. Долгое время они хранили свой секрет, и только в 6 веке тайну узнали японцы, которые быстро сумели наладить производство подобной бумаги. После произошедшего сражения в 751 году при Самарканде китайскими пленниками был выдан секрет производства бумажных листов арабам.

Кстати, рисовые обои, которые были изготовлены в Китае, имели особую ценность. Это происходило даже независимо от направления моды. По сей день стенды лучших музеев мира украшают образцы старинных обоев. Где-то уже в начале 8 века технологические процессы производства нашли свое распространение. До России и до других стран эта технология дошла лишь в 10-11 веках, а применяться они стали несколько позже, с 11 по 15 век обои относились к предметам роскоши и свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома.

Во Франции в 1599 году образовалась гильдия «обойщиков». Несколько лет ушло на то, чтобы наладить технологический процесс производства обоев с самым простым рисунком. Изначально полотна обоев выпускались небольших размеров. В 1675 году французским гравером Джоном Папиллоном была выявлена возможность изготовления матриц, с помощью которых осуществлялось печатание непрерывного рисунка на обоях. Это позволило ускорить развитие производства обоев.

В странах Западной Европы в 17-18 веках стали обретать популярность «фальшивые» шелка. Технология изготовления такого шелка заключалась в том, что на обрезки шелковых нитей насыпали на грунтованную поверхность бумажного полотна. Вместе с высыханием грунта шелк приклеивался и полученный эффект создавал иллюзию ткани.

Особая популярность обоев приходится на вторую половину 18 века. Интересным остается тот момент, что бумажные обои наклеивались не на стены или бумажный слой, как делается это в настоящее время, а на холст, который натянут на деревянный подрамник, который, в свою очередь, прикреплен к стене.

Об обойных рисунках можно сказать следующее. В 17 и начале 18 века каждый рисунок подражал фактуре кирпича или штукатурки, некоторые имитировали некоторые детали архитектуры. Уже в конце 18 века было налажено производство обоев с аллегорическими сюжетами, с изображением пастушек и пастушков, пейзажами. И уже чуть позже особую популярность приобрели обои, выполненные с цветочными рисунками, также это были рисунки, которые имитировала мрамор, лазурит, малахит.

Loading...Loading...