Частота, определение и смена вращения вентилятора. Общие сведения о вентиляторах

Обозначение аббревиатуры

Д 3,5 дв.3*1500 Лв.90 сх.1 расшифровывается следующим образом:

- Д – дымосос (устройство, которое по своей конструкции представляет собой промышленный вентилятор, при изготовлении которого используется более толстый металл; предназначение – работа в режимах высоких температур);
- 3,5 – 3,5 ДМ или же 350 миллиметров – размер рабочего колеса, который традиционно влияет на размер всего агрегата;
- дв . – электродвигатель;
- 3 – 3 киловатт, именно такой является мощность электродвигателя;
- 1500 – 1500 оборотов (имеются в виду обороты вала электродвигателя);
- Лв. – левый (имеется в виду разворот улитки);
- 90 – 90 градусов, поворот улитки;
- сх.1 – схема за номером 1 (схема исполнения, при которой рабочее колесо располагается на одном валу с двигателем).

Направление вращения и угол разворота корпуса (улитки) дымососов, схема №1, вид со стороны электродвигателя

Схема разворотов корпусов тягодутьевых машин типа Д ПРАВОГО вращения.

Схема разворотов корпусов тягодутьевых машин типа Д ЛЕВОГО вращения.

Основными элементами дымососов, как, впрочем, и центробежных вентиляторов, являются:

1. Улитка – стационарный спиралеобразный кожух, выполненный из металла, в котором создаются вихревые потоки.

2. Рабочее колесо. Второе название данного элемента – «беличье колесо». Вращающаяся часть этого элемента состоит из двух дисков: центрального (в середине находится втулка, предназначенная под вращающийся вал), открытого (на нем крепятся воздухозаборные лопатки, которые изогнуты под определенным углом).

3. Электродвигатель. Является основным приводом для установки. Дымососы, в зависимости от рекомендуемых условий эксплуатации, комплектуются разными типами двигателей: асинхронными; двухскоростными асинхронными, позволяющими работать вместе с направляющим аппаратом, отличающимися экономичностью регулирования; односкоростными асинхронными типа ДАЗО. Кроме того, двигатели могут отличаться разной степенью взрывоопасности, различным климатическим исполнением.

4. Каркас – металлический, несущий каркас, который может быть видоизмененным или же отсутствовать – все зависит от конкретной схемы исполнения. Всего существует 6 схем: схемы № 5, 3 и 1 могут быть исполнены на едином постаменте с виброоснованием или на едином постаменте без виброобразования. Однако эти вент-агрегаты также могут быть установлены и нестандартным путем – зависит от места расположения, проекта.

Опять же, в зависимости от схемы исполнения, машины могут комплектоваться «подшипниковым валом» (сх. 3), «клиноременной передачей» (сх. 5). При желании заказчика и подходящем размере, возможна комплектация направляющим аппаратом НА.

2. Назначение дымососов

Важной установкой практически во всех сферах котельного хозяйства являются дымососы. Последние занимают основное, главное место в работе центральной отопительной системы.

Оборудование подобного вида устанавливается на больших и малых стационарных водогрейных и паровых котлах. Они подходят для практически всех типов котельных. Также могут использоваться для перемещения в иных технологических установках пыледымовоздушных смесей.

Тягодутьевые машины ДН-типа созданы для перемещения дымовых, пылегазовоздушных смесей, которые не являются взрывоопасными с запыленностью не более 2 грамм на м/куб. Если говорить более простыми, понятными словами, то подобное устройство представляет собой мощный вентилятор, предназначенный для удаления продуктов сгорания (дым, пар, гарь) из топочных камер с температурным диапазоном от минус 30 до плюс 200 градусов или же до плюс 400 градусов (если речь идет о новой, оптимизированной, усовершенствованной конструкции). Более подробно узнать о последней, можно по телефону +7 4995023405.

3. Особенности дымососв Д

Тягодутьевые машины ДН-типа изготавливаются в двух видах – правого и левого вращения, о чем говорят соответствующие сокращения в их аббревиатуре (Пр. и Лв.). Для того чтобы определить направление вращения, необходимо смотреть на колесо со стороны двигателя: левое вращение будет происходить против часов стрелки, правое – по часовой стрелке. Угол разворота улитки колеблется в пределах от 0 до 270 градусов, при этом интервал вращения – каждые 15 градусов. Мешающие ребра жесткости улитки, при необходимости, дорабатываются механическим способом – подрезаются.

Обслуживание и осмотр рабочих колес осуществляться должны через небольшие спецотверстия-люки, предусмотренные в стенке улитки. Кроме того, во всех корпусах-улитках имеются специальные кнопки, предназначенные для слива конденсата.

В дымососах Мовез (созданных по 5 или 3 схеме) устанавливаются подшипники большого размера (со стороны рабочего колеса), что повышает степень надежности, долговечности всего изделия. Для таких вентиляторов подшипниковые узлы изготавливаются разборными – это важно для ремонтопригодности. Кроме того, начиная с 9-го типоразмера (то есть ДН 9 и т. д. до ДН 22), есть возможность комплектации змеевиком охлаждения (по желанию; необходимо для предотвращения возможного перегрева).

Для регулирования режимов работы используется направляющий аппарат. Последний, меняя аэродинамические характеристики, повышает КПД и уменьшает потери энергии установки.

Для того чтобы не допустить попадание крупных частиц, способных повредить рабочие органы аппарата, используются всасывающие карманы – они задерживают все твердые фракции.

Вентиляторы являются неотъемлемой частью систем вентиляции, кондиционирования и обогрева. Они используются как в промышленных помещениях, так и в жилых домах для обеспечения лучшей циркуляции воздуха либо его вытяжки.

Пример вентилятора, используемого в промышленных помещениях

Этот прибор представляет собой устройство, состоящее из пропеллера и электродвигателя, который приводит их в движение. По типу установки они подразделяются на устанавливаемые внутри помещения и крышные. Как определить в какую сторону крутятся лопасти? Как изменить сторону вращения? Как определить частоту производимых оборотов? Именно об этом дальше и пойдёт речь.

Определение стороны вращения

Определить сторону движения крыльчатки очень просто. Зачастую направление вращения маркируют в виде стрелки. Стрелка указывает сторону, в которую вращается крыльчатка. Если по какой-то из причин обозначение направления движения отсутствует, то определение правильной стороны не составит труда и без этого.

Пример указателя направленности движения «улитки»

Для определения направления лопастей необходимо посмотреть конструкцию со стороны отверстия, через которое происходит всасывание воздуха. Если крыльчатка проворачивается по часовой стрелке и корпус типа «улитки» закручен по часовой стрелке – движение правое. Если обороты лопастей идут против часовой стрелки – сторона левая.

Как определить частоту вращения вентилятора?

Частота оборотов показывает его производительность установки. Для того чтобы вычислить частоту движения крыльчатки, применяется прибор под названием тахометр. Для более точного определения рекомендуется применять тахометры класса точность 0.5 или 1.

Тахометры различаются по месту установки и подразделяются на:

  • стационарные;
  • дистанционные;
  • ручные.

Также тахометры различаются по принципу действия. Они бывают механическими, магнитными, магнитно-индукционными и электронными.

Современный электронный тахометр в действии

Рассмотрим пример, указанный на картинке. С помощью лазерного луча, направленного на колесо, идёт измерение частоты вращения (rpm). Все данные отображаются на небольшом дисплее.

Как поменять направление вращения пропеллера?

Иногда случаются такие ситуации, когда нужно поменять сторону поворота лопастей. Для таких целей используются реверсивные вентиляторы. Их главным отличием является то, что реверсивный вентилятор предназначен для возможных изменений направления, а обычный – нет.

Реверсивная модель

Большое распространение реверсивные модели получили на шахтных предприятиях. Они служат как для подачи воздуха, так и для его вытяжки.

Реверсивные осевые модели, используемые на шахтах

Изменение стороны движения осевых моделей осуществляется двумя основными способами:

  • Без смены направления поворота.
  • Со сменой направления поворота.

При применении второго способа без смены положения лопастей система работает не в полную силу. Колесо работает задней частью вперёд, из-за чего падает КПД. Для того чтобы получить 100% производительности при реверсе, необходимо изменить положение лопаток.

Для того чтобы поменять сторону вращения пропеллера, необходимо разобрать двигатель и поменять фазы:

  • На однофазном двигателе на выходе мы имеем 4 провода. 2 провода на начало обмотки и 2 с конца. Для реверса необходимо перекинуть фазу и ноль с начала обмотки на конец.
  • В случае с трёхфазным двигателем на выходе мы имеем 6 проводов. 3 на начало обмотки и 3 на её конец. Для реверса в трёхфазной сети нам необходимо поменять местами два любых провода на входе.
  • Для реверса трёхфазного электродвигателя с подключением в однофазную сеть через пусковой конденсатор, необходимо поменять местами кабель, идущий на вход конденсатора с кабелем который не подключён к нему.

Для того чтобы изменить направленность хода пропеллера вытяжной вытяжки (кухонной вытяжки) существует два действующих способа:

  1. Если в конструкции вытяжки установлен асинхронный электродвигатель, изменение производится с помощью перекидывания проводов (способ описан выше).
  2. В случае наличия фазосдвигающего конденсатора, изменение производится с помощью его перестановки. Для корректного исполнения данного способа рекомендуется обратится к услугам опытного электрика.

Вытяжная вытяжка

Подведём итог. Направленность хода колеса определяется либо по стрелке, нарисованной на корпусе или крыльчатке, либо по взгляду со стороны.

Для измерения частоты оборотов лопастей используется прибор под названием тахометр. Они бывают как старые механические, так и современные, считывающие информацию с помощью лазерного луча.

Для изменения стороны направления оборотов лопастей нам необходимо просто поменять необходимые контакты на электродвигателе. Если после смены стороны направления нет возможности поменять положение лопастей, то КПД и его производительность упадёт примерно на 30% от нормы (в зависимости от вида).

Все эти процедуры можно выполнить без особых усилий и своими руками.

Рис.6. Схемы расположения кожухов радиальных вентиляторов: а  левого вращения (Л), 6  правого вращения (ПР)

По направлению вращения рабочего колеса различают вентиляторы правого и левого вращения:

    вентилятор правого вращения: вентилятор, рабочее колесо которого вращается по часовой стрелке - вид со стороны всасывания.

    вентилятор левого вращения: Вентилятор, рабочее колесо которого вращается против часовой стрелки - вид со стороны всасывания.

У вентиляторов двухстороннего всасывания направление вращения определяется со стороны, противоположной приводу.

Вентиляторы радиальные выпускаются по 1 конструктивному исполнению (рабочее колесо на валу электродвигателя), по 3 конструктивному исполнению (рабочее колесо на валу подшипникового узла, связанном с электродвигателем втулочно-пальцевой муфтой), 5 конструктивному исполнению (рабочее колесо на валу подшипникового узла, связанном с электродвигателем клиноременной передачей, позволяющей изменять обороты рабочего колеса шкивами).

Осевые вентиляторы

Осевой вентилятор представляет собой колесо из лопастей (крыльчатку), прикрепленных к втулке под некоторым углом к плоскости вращения. Это колесо установлено в цилиндрическом кожухе (рис.7). При вращении лопастей они захватывают воздух и перемещают его в осевом направлении. При этом в радиальном направлении воздух почти не перемещается. Чаще всего лопасти осевого вентилятора непосредственно насаживаются на ось электродвигателя.

Рис.7. Схемы осевого вентилятора: 1 – лопасть рабочего колеса; 2 – корпус; 3 – электродвигатель; 4 - основание

Преимущества:

    большой КПД по сравнению с другими типами

    легко регулировать расход воздуха (поворотом лопастей)

    компактные размеры

При равных частотах вращения и диаметрах колес, осевые вентиляторы создают в 2-3 раза меньшее давление, но имеют большую производительность, чем радиальные вентиляторы, поэтому в вентиляционных системах они используются в основном для перемещения больших объемов воздуха – на вытяжке, для создания противодымного подпора и т. д.

Тангенциальные вентиляторы

Тангенциальный вентилятор - тип вентиляторов, в котором перемещение воздуха происходит в плоскости, перпендикулярной оси вращения рабочего колеса. Угол между входом и выходом потока может быть разным, существуют также вентиляторы с различными углами выхода потока, вплоть до 180°. Тангенциальный вентилятор представляет собой колесо барабанного типа с загнутыми вперед лопатками в корпусе. Колесо тангенциального вентилятора установлено в корпус, напоминающий корпус центробежного вентилятора (рис.8).

Рис. 8. Тангенциальный вентилятор: 1 – входной патрубок; 2 – рабочее

колесо; 3 – выходной диффузор

Только воздух забирается не с торца вентилятора, а по всей его длине с фронтальной стороны устройства. Воздух увлекается вращающимися лопатками, а потом благодаря выходному диффузору приобретает ускорение в нужном направлении. Отличительной особенностью диаметральных вентиляторов является возможность увеличения длины колеса (осевой протяженности), что дает возможность увеличивать производительность вентилятора (при соответствующем увеличении мощности привода). Корпус таких вентиляторов имеет патрубок на входе воздуха и диффузор на выходе. Воздух двукратно проходит рабочее колесо тангенциального вентилятора в поперечном направлении.

Преимущества:

    создают равномерный плоский поток воздуха;

    удобная компоновка позволяет легко изменять направление потока;

    большой КПД (достигает 0,7);

    компактные размеры.

Несмотря на очевидные компоновочные преимущества, диаметральные вентиляторы не нашли широкого применения в вентсистемах. Это связано с относительно малой аэродинамической эффективностью этих вентиляторов. В основном они используются в маломощных завесах, хотя известны попытки применения диаметральных вентиляторов в воздухоприточных установках.


По направлению вращения колеса они делятся на вентиляторы правого вращения - с вращением колеса по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода) и вентиляторы левого вращения - с вращением колеса против часовой стрелки.  


По направлению вращения колеса вентиляторы делятся на вентиляторы правого вращения, или правые (колесо вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода) и вентиляторы левого вращения, или левые.  


По направлению вращения колеса вентиляторы делят на вентиляторы правого вращения, или правые (колесо вращается но часовой стрелке, если смотреть со стороны привода), и вентиляторы левого вращения, или левые.  

По направлению вращения колеса центробежные вентиляторы делятся на вентиляторы правого вращения - (правые), у которых колесо вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода, и на вентиляторы левого вращения - с колесом, вращающимся против часовой стрелки.  

Осевыми вентиляторами правого вращения называются такие, которые при вращении по часовой стрелке подают воздух на наблюдателя. Если воздух идет на наблюдателя при вращении вентилятора против часовой стрелки - вентилятор левого вращения. При правильном вращении осевых вентиляторов их лопасти должны двигаться тупыми кромками и плоскими или вогнутыми сторонами вперед. Реверсивные вентиляторы дают одинаковую подачу воздуха при вращении в обе стороны; их лопасти имеют симметричную форму.  

В зависимости от направления вращения рабочего колеса вентиляторы бывают правого и левого вращения. Если смотреть со стороны всасывания, у вентилятора правого вращения рабочее колесо вращается по часовой стрелке, у вентилятора левого вращения - против часовой стрелки. При совпадении частоты вращения вентилятора с частотой вращения электродвигателя эти механизмы соединяют, насаживая крыльчатку на ось электродвигателя. При несовпадении частоты вращения вентилятора и электродвигателя их соединяют с помощью клиноременной передачи (реже плоскоременной), для чего на валы вентилятора и электродвигателя насаживают плоские шкивы или шкивы с канавками клиновидной формы.  

Венгилятор, у которого рабочее колесо вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны всасывания воздуха, называется вентилятором правого вращения. Вентилятор, у которого рабочее колесо вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны всасывания воздуха, относится к вентиляторам левого вращения.  

Центробежные вентиляторы изготовляют правого и левого вращения. Если смотреть на вентилятор со стороны привода, в вентиляторах правого вращения рабочее колесо вращается по часовой стрелке, в вентиляторах левого вращения - против часовой стрелки. Выбор вентилятора правого или левого вращения определяется проектом в зависимости от планировки помещения, в котором он будет установлен.  

Центробежные вентиляторы могут быть правого и левого вращения. У вентиляторов правого вращения колеса вращаются по часовой стрелке, если смотреть на вентилятор со стороны шкива или электродвигателя, у вентиляторов левого вращения колесо вращается против часовой стрелки.  

Loading...Loading...