Виды и типы обоев. Кто придумал обои? История возникновения обоев

История обоев уходит корнями в глубокую древность - во времена китайских императоров и индийских раджей. С тех пор изменились технологии производства, появились новые материалы, но осталась неизменной традиция украшать стены квартир, коттеджей и офисов «разрисованной бумагой» и тканями. Что же сегодня предлагают своим потребителям производители отделочных материалов для стен?

История обоев началась около 200 года до нашей эры в Китае. Именно тогда китайцы изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ее стены жилищ. Китайские мастера хранили секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.

Примерно в VIII веке производство бумаги начало распространяться в Европе, а в Х-XI столетиях получило широкое распросторанение в европейских странах, а также в России. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от модных тенденций. Cтаринные расписные обои и сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. И все-таки, широкое применение бумажные обои получили намного позже, в то время как основными материалами для отделки стен служила ткань.

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков", но в те времена можно было купить только сравнительно небольшие куски обоев.

В 1675 году Жан Папильон, французский гравер, придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, это послужило новой ступенью в развитии обойного производства.

С XVIII века благодаря новейшим методам производства получила широкую известность продукция Лондонских цехов.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIII века. были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

В те времена обои клеили не прямо на стены, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух.

Первое время рисунки обоев подражали фактуре штукатурки, кирпича, а также рисунок различных тканей. Рисунки тканых и бумажных обоев обязательно соответствовали моде. В XVIII веке наиболее распространены были пейзажи, изображения пастушек и пастушков, жанровые сцены, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, имитации под мрамор, малахит, лазурит. В Викторианскую эпоху все больше развиваются методы машинной многоцветной печати, что приводит к дальнейшему удешевлению обоев и росту их популярности. Обои приходят практически в каждый дом.

В эпоху модернизма обои на время утратили свою популярность, но длилось это до начала 20 годов XX столетия, после чего наступило новое "возрождение" обоев.

Обои — это, безусловно, самый распространенный вид настенного покрытия в мире. Сегодня существует масса разновидностей: бумажные, текстильные, виниловые, изготовленные из разных природных материалов, инкрустированные стразами, кристаллами и пр., флизелиновые, высокотехнологичные и многие-многие другие обои, которые ежегодно производятся миллионами тонн и миллиардами километров.

Во всех странах и на всех континентах обои ценятся за ту незримую теплоту, которую они придают домашнему интерьеру, и, конечно же, за свою эстетическую привлекательность. Но как же все это случилось?

Появление бумаги

История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги — египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.

В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других — появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.

В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.

В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.

История развития обоев

Первыми европейскими образцами блочной печати были религиозные памятки, называемые «helgen». Старейший из известных таких рисунков — Представление Девы (1418 г.) — хранится сегодня в Королевской Библиотеке Брюсселя. В Китае подобный метод печати применялся еще в V веке.

Жан Бурдишон, «Поцелуй Иуды»

В 1481 году французский художник Жан Бурдишон раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги прекрасными ангелами на синем фоне. Король Людовик приказал ему изготовить такие портативные обои, потому что часто переезжал из замка в замок. После этого многие богатые европейцы на протяжении десятков лет заставляли художников разрисовывать бумагу для украшения стен, но вряд ли можно сказать, что настоящие бумажные обои существовали до появления печатного пресса.

Самый ранний фрагмент европейских обоев, который удалось обнаружить и который сохранился до сегодняшних дней, был найден на балках Колледжа Христа в Кембридже, Англия и датирован 1509 годом. Дизайн этих обоев представляет собой оттиск с гравюры на дереве граната, выполненный на обороте провозглашения, выданного Генрихом VIII. Автором этой работы был признан типограф из Йорка Хьюго Гоес.

Позднее значительного успеха добились и английские методы производства обоев. Продукты, которые в XVIII веке появились в лучших магазинах Лондона, быстро стали писком моды. На первых порах лондонские модники предпочитали очень дорогую, расписанную вручную бумагу, которая имитировала различные архитектурные элементы и материалы, например, мрамор или лепнину. Но позже обои добились признания и благодаря своим собственным достоинствам. Особенной популярностью пользовались окантовки, напоминающие тесьму или отрезок ткани, а также флоковые обои, выглядевшие как срезанный бархат.

В Америке обои появились в 1739 году. Бумажные настенные покрытия с рисунком — от неоклассических моделей до беспорядочных узоров из роз — быстро стали олицетворением моды. Изначально колонисты копировали европейский стиль, но после войны в американском мастерстве начала проявляться самостоятельность. В 1778 году король Людовик XVI издал указ, в котором задал требуемую длину рулона обоев 34 фута (10.36 м). Эта величина остается общепринятой по сей день.

В 1785 году француз Кристоф Филипп Оберкампф изобрел первую машину для печати обоев. В то же самое время его соотечественник Никола Луи Робер нашел способ изготавливать бесконечный рулон.

Следующий важный вклад в историю развития обоев внесла Германия. В 1798 году в Зольнхофене Алоизом Зенефельдером была изобретена литография — новый способ печати, в ходе которого краска наносилась на бумагу под давлением при помощи плоской печатной формы.

В 1839 году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Это английское изобретение позволило печатать до 400 рулонов обоев в день. В 1850 году количество возможных оттенков увеличилось с четырех до восьми, а в 1874 году их уже стало 20.

В 1879 году австрийцем Карлом Кайчем была изобретена глубокая печать. При использовании этого метода краска может наноситься на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.

Шелкография, как говорят, возникла и развивалась в Японии и Китае между 960 и 1280 годами. Однако впервые она была запатентована в Англии Самюэлем Саймоном в 1907 году. Первая механическая машина для шелкографии была изобретена в 1920 г.

В викторианскую эпоху было модно украшать стены комнат как можно ярче. Появление машинного производства сделало обои с самыми сложными узорами доступными практически для каждого дома. Такие мастера, как Луис Комфорт Тиффани и Уильям Моррис с их лирической манерой интерпретировать природные мотивы, стали символами стиля модерн. Но, несмотря на все это, настоящее признание обои получили лишь в 20-х годах. То время прославилось как Золотой век обоев, за период которого было продано их более 400 миллионов рулонов.

После Второй мировой войны вся промышленность пережила революцию благодаря появлению пластиковых смол. С их помощью многим изготавливаемым продуктам удалось придать такие важные свойства, как сопротивляемость к грязи, стойкость к стирке, прочность и долговечность.

Архитектурный модернизм, длившийся по 70-е — 80-е, выступал против декоративных излишеств, из-за чего обои впали в немилость на большую часть времени этого века. Но в конце XX столетия многие люди вновь открыли для себя всю романтику и красоту узорчатых стен.

Что мы имеем сегодня?

Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?

Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому.

История обоев обновлено: Январь 16, 2014 автором: Маргарита Глушко

Самый верхний слой обоев называется покрытием , именно от этого слоя зависит внешний вид обоев. Существует пять основных покрытий: бумажное, виниловое, акриловое, текстильное и пробковое . Наиболее популярны первые два вида, а именно бумажные и виниловые обои . Какие обои лучше? Их преимущества и недостатки. И какому типу покрытия отдать предпочтение?

Появились бумажные обои для стен в странах Восточной Азии. В Европе они получили распространение в XVIII, и уже много лет являются наиболее востребованными при поклейки стен. Их называют родоначальникам всех типов обоев и даже классикой в отделке стен. Они позволяют придать необходимый колорит помещению и создать определенные стиль.

Бумажные обои бывают однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс) . Дуплекс имеют дополнительное покрытие, которое несёт защитную функцию от внешних факторов. Однослойные бумажные обои в последнее время пользуются меньшим спросом, они недостаточно стойкие к перепадам температуры и влажности, воздействию солнца и имеют небольшой срок службы. Дуплекс — более востребованы и износостойкие.

Нынче производятся не только гладкие, но и структурные (тиснённые, рифлённые) обои для стен из бумаги.
Структурные бумажные обои получаются благодаря разной технологии нанесения на бумагу краски, благодаря которой и достигается разный визуальный эффект фактуры. Благодаря такой структуре дуплексных обоев достигается эффект теснения. Этот эффект широко используют фабрики в разных странах, при производстве дизайнерских бумажных обоев.

+ Преимущества бумажных обоев. Безусловно, главными преимуществами таких обоев является экологичность и воздухопроницаемость. Благодаря природному происхождению, бумажные обои рекомендуется использовать в спальне и детской. Бумага хорошо пропускает воздух, под такими обоями никогда не заведется плесень или грибок. К «плюсам» обоев с бумажным покрытием можно отнести и сравнительную дешевизну.

Недостатки бумажных обоев. Бумажные обои не подходят для комнат, в которых высокая влажность и часто меняется температура (кухни, ванные), а также для прихожих, где на стены могут попасть брызги и грязь с обуви. Бумага не влагостойкая и её нельзя почистить без нанесения обоям повреждения, поэтому для вышеуказанных помещений такая отделка стен неприемлема. Лишь некоторые обои, обработанные специальным составом, можно протирать влажной салфеткой. У обоев с бумажным покрытием меньший срок службы по сравнению с обоями с виниловым покрытием.

могут иметь бумажную или флизелиновую основу, от которой в большей степени зависят характеристики обоев в целом. Виниловое покрытие дает возможность воспроизводить любые рисунки и рельефы, имитировать разнообразные узоры. Существует четыре типа виниловых покрытий: твердый, гладкий, вспененный винил и шелкография. Первые два – это плоский рельеф и большая плотность, вспененный винил имеет выпуклую фактуру и относительно малую плотность, а шелкография похожа на текстиль и производится методом горячего тиснения.
Виниловые обои представляют собой двухслойное покрытие . На тканевый или бумажный слой наносят покрытие ПВХ, после чего накладывают рисунок или тиснение. ПВХ защищает обои от проникновения в слои влаги, излишнего света, и частично от механических повреждений. Кроме этого, такие покрытия пропитаны составами, препятствующими образованию плесени, налёта и грибков. Доступная цена и широкие возможности применения, позволяют считать виниловые обои одними из наиболее востребованных на рынке настенных обоев.

Использование специальных микропор позволило исключить один важный недостаток таких покрытий и сделать их полностью воздухопроницаемыми . Эти микропоры, с одной стороны, не допускают проникновения влаги под обои при их мытье, а с другой – не препятствуют испарению конденсата из–под покрытия. В результате этих процессов обеспечивается нормальный микроклимат в помещении, стены которого оклеены виниловыми обоями. Такой тип покрытия подходит хорошо проветриваемым помещениям — для гостиной, кухни или прихожей.


+ Преимущества виниловых обоев. Виниловые обои имеют большой срок службы – от 10 до 20 лет эксплуатации. Они просты в уходе: достаточно иногда протирать стены влажной губкой. Основные преимущества виниловых обоев: влагостойкость и легкость мытья; широкое многообразие дизайнов и фактур; красота и неприхотливость при эксплуатации; противодействие механическому воздействию; стойкость к выгоранию. Именно этот тип обоев идеально подойдет для кухни, ванной или прихожей.

— Недостатки виниловых обоев. Будучи синтетическим полимером, винил, как и другие аналогичные материалы, выделяет вредные вещества: формальдегиды, ДОФ, ДБФ. Даже если на упаковке указано, что виниловые обои соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, лучше отказаться от использования их в детских комнатах и спальнях. В других жилых помещениях их следует применять при условии постоянных и частых проветриваний. Если виниловые обои не имеют специальных микропор, под такими обоями может развиться плесень и грибок из-за слабой воздухопроницаемости.

Несмотря на стремительно возникающие инновации в отделке, бумажные обои для стен все ещё сохраняют весьма высокий и, главное, стойкий спрос на рынке. И это объяснимо. Основным достоинством такого типа обоев является их дешевизна. Но кроме этого, важную роль в «реинкарнации» бумажных обоев сыграла и мода на экологичность. И, как результат, бумажные обои , быстро привлекли на свою сторону приверженцев тотальной экологичности в своём жилье. Именно бумажные станут лучшим выбором для детской и спальни.

Что касается помещений, в который постоянный риск механический повреждений (в кладовых), повышенная влажность (ванная), необходимость в постоянной уборке (кухня и прихожая) — здесь намного более уместными станут обои с виниловым покрытием . Выбирайте обои с микропорами, которые обеспечивают воздухопроницаемость, не забывайте проветривать эти помещения — и виниловые обои смогут прослужить заявленные производителями 20 лет без выгорания, налетов или грибка.

Виниловые и бумажные обои в интерьере:

1

3

2

1

Обои – популярное покрытие для отделки стен. Они настолько разнообразны, что подходят для отделки как бюджетных комнат, так и дорогих интерьеров. Но когда дело доходит до выбора подходящего вида, многие просто берут материал наугад, ориентируясь на внешние характеристики. В этой статье мы подробно расскажем о видах обоев, чем они отличаются друг от друга и какие из них лучше выбрать.

  • бумажные;
  • флизелиновые;
  • виниловые;
  • акриловые;
  • натуральные;
  • стекловолокнистые;
  • текстильные;
  • металлические;
  • жидкие.
  • Некоторые из них можно использовать в качестве основы под покраску. Это бумажные, виниловые с флизелиновой основой и стеклообои.

    Любой из видов имеет широкий выбор дизайна, множество рисунков и расцветок. Для усиления эффекта можно попробовать . Поговорим конкретно о каждом из них.

    При выборе обоев покупают рулоны из одной партии: оттенки цветов в разных партиях могут немного отличаться.

    Бумажные

    Наиболее дешевый и распространенный вид обоев, полностью сделанный из бумаги. Бывают как однослойные (симплекс), так и двухслойные (дуплекс). Чаще всего поверхность гладкая, но иногда выпускают и с рельефом.


    Преимущества:

    • низкая цена – от 50-100 руб. за рулон;
    • экологичность – можно использовать в детской и спальне;
    • пропускают воздух, поэтому стены могут «дышать»;
    • самый простой процесс поклейки.

    Недостатки:

    • недолговечность: быстро появляются светлые пятна, максимальный срок использования – 5 лет;
    • боязнь влаги (если появятся загрязнения, мыть их нельзя);
    • рисунки выгорают на солнце;
    • впитывают запахи.

    Качество бумажного рулона зависит от плотности материала. Обои хорошего качества должны весить 110-140 г/кв. м.

    Флезилиновые

    Их основа выполнена из флизелина, нетканого материала с высокой плотностью. По сути это та же самая бумага, только с добавлением тканевых волокон.


    Плюсы флизелиновых обоев:

    • высокая прочность, в отличие от бумажных видов;
    • пропускают воздух;
    • не усаживаются после высыхания;
    • при намокании материал не набухает;
    • скрывают мелкие трещины на поверхности;
    • экологичны, прочны и износоустойчивы;
    • просты в поклейке: клеем покрывают только стену;
    • хорошо подходят для отделки стен и потолков.

    Такие обои используются под покраску, если на флизелиновое основание нанесен вспененный винил.

    Безвредными считаются флизелиновые обои без винилового слоя. Их, как правило, труднее найти, и стоят они дороже. Также безопасные обои должны иметь сертификацию по ГОСТ 6810-2002 «Обои».


    Виниловыми называют разновидности обоев с покрытием из вспененного винила. Материал для основы – бумага или флизелин. Поверхность бывает гладкой и рельефной, а также в стиле шелкографии.


    Плюсы:

    • влагоустойчивы, их можно мыть и чистить (должно быть указано на упаковке, идеально подойдут и прихожей);
    • долго сохраняют цвет, почти не выцветают;
    • рельефные рисунки визуально скрывают мелкие неровности стен;
    • есть виды под покраску, которые можно перекрашивать до десяти раз.

    К минусам относят воздухонепроницаемость, так что лучше не использовать их в детской комнате и спальне.


    Подробнее про читайте в отдельной статье.

    Акриловые обои

    Акриловые обои внешне очень похожи на виниловые. В качестве лицевого слоя здесь используется вспененный акрил.

    Из-за более тонкого слоя акрила они не так долговечны. Напыление наносят точечным способом, поэтому акриловые обои способны пропускать воздух.

    Натуральные обои

    Элитные виды обоев для зала делают из натуральных материалов. В качестве верхнего слоя используют пробку, джут, солому, шпон, бамбук, тростник, водоросли; в качестве основания - чаще всего бумагу. Некоторые из них имеют основу из флизелина.


    В большинстве случаев ширина рулонов из натурального материала составляет 91 см, и длина 5,5 или 10 м.

    Для поклейки этого вида используют обычный клей для обоев, в зависимости от основы. Для бумажной основы его наносят только на полотно, для флизелиновой – на стену, а если полотна тяжелые - и там, и там.

    • Натуральные материалы создают уютный интерьер, очень теплые на ощупь;
    • материал полностью экологичный;
    • для защиты от пыли их покрывают специальными пропитками.


    К минусам натуральных обоев относят:

    • боязнь влаги(краска сделана на водной основе, и при намокании может легко потерять цвет);
    • трудный процесс поклейки;
    • высокая цена (из-за этого их редко клеят на все стены, только для зонирования и выделения акцентов;
    • из-за особенностей натурального материала, между полотнами остаются видны стыки.
    • яркие цвета могут потерять окрас под воздействием солнца буквально за один сезон.

    Стирая пыль с натуральных видов обоев, нельзя пользоваться влажной уборкой. Допустимо использование пылесоса или смахивание пыли щеткой с длинным ворсом.

    Стеклообои

    Обои из стекловолокна оптимальны для использования в новостройке, которая дает усадку. Также их часто применяют в офисах.

    Их производят ткацким методом из стеклонитей, поэтому они имеют повышенную прочность на разрыв и экологичны. В отличие от стекловаты, они не колются при прикосновении. После их поклейки рекомендуется окрашивать стены красками на латексной или водной основе.

    Среди преимуществ стеклообоев:

    • большая долговечность и износостойкость;
    • срок службы около 30 лет, при необходимости можно перекрасить верхний слой до 15 раз;
    • защита стен от трещин;
    • стеклоткань не горит, не боится воды или дыма;
    • материал не создает питательной среды для микроорганизмов, грибков и плесени, поэтому устраняет наиболее частые причины аллергии;

    К недостаткам можно отнести маленький выбор рисунков, наиболее популярные из них: рогожка, елочка, ромб. Стены получаются на вид довольно скучные.

    Текстильные обои

    Лицевая часть сделана из натурально материала: шелк, лен, хлопок, джут, велюр. Основа - из бумаги или флизелина. На производстве их обрабатывают антистатическим и противопожарным раствором. Иногда покрытие делают из синтетических тканей, за таким материалом ухаживать проще, при необходимости его можно будет пропылесосить.


    Преимущества:

    • в первую очередь, тканевая отделка выглядит дорого и эксклюзивно.
    • полностью экологически чистый материал;
    • некоторые виды на основе льна имеют антисептические свойства;
    • устойчивы к воздействию солнца, дополнительно обладают тепло- и звукоизоляцией.
    • есть виды с увеличенной шириной рулона, что позволяет сделать бесшовное покрытие.

    К минусам относят низкую устойчивость к пыли, грязи, запахам, влаги и воздействию домашних животных. Так как это дизайнерский тип отделки, он имеет высокую цену. Для поклейки потребуется опытный специалист.

    Металлические обои


    Металлизированные разновидности обоев отлично подойдут для интерьера в стиле хай-тек. Они отливаются красивыми бликами на солнце, а дополнительная подсветка только приукрасит их и покажет все достоинства. Интерьер наполнится золотыми, серебряными или бронзовыми сияниями.

    • металлические обои привлекательны благодаря красивому внешнем виду;
    • декоративный слой состоит из тонкой алюминиевой фольги, что дает высокую износоустойчивость;
    • не боятся воздействия солнечных лучей и не теряют цвет со временем;
    • легко моются;
    • обладают хорошей звукоизоляцией;


    Конечно, цена за рулон остается высока. А перед поклейкой требуется идеально , иначе тонкая фольга сморщится.

    Жидкие обои

    Один из самых необычных видов - жидкие обои. Они сочетают лучшие качества рулонных покрытий и .

    Не имея опыта, их легко спутать по внешнему виду со структурной штукатуркой. Однако по составу жидкие обои отличаются: при производстве не используют песок, в качестве основного компонента используется целлюлоза – безвредное клеящее вещество. Для придания приятного вида они содержат декоративные волокна, блестки, натуральные красители.


    Жидкие обои продаются в виде сухого порошка, который розводят водой перед применением. Цена на одну упаковку весом 1 кг с простой структурой начинается от 360 руб., её хватает на 4-5 кв. м. при нанесении тонким слоем (1 мм). Обычно цена зависит от количества декоративных частиц в смеси, чем она ярче – тем дороже.

    Мастер-класс по нанесению жидких обоев показан на видео:


    Они серьезно отличаются от обычных обоев и имеют следующий ряд преимуществ:

    • при нанесении нет стыков;
    • создают необычную рельефную структуру;
    • могут выравнивать стены, поэтому время отделки уменьшается;
    • экологически чистый материал;
    • обладают антистатическими свойствами, не притягивают пыль;
    • срок службы 6-8 лет.

    Время высыхания после нанесения смеси составляет до 48 часов. Не рекомендуется использовать жидкие обои во влажных помещениях из-за их высокой гигроскопичности.

    Фотообои

    Отдельно стоит упомянуть и фотообои. Они позволяют получить практически любой рисунок на всю стену: цветы, города, природу, океан. Чаще всего для их нанесения используется самоклеящаяся основа.



    Мы рассмотрели практически все типы обоев для стен. Теперь несложно подобрать оптимальный вариант для своей комнаты, в зависимости от условий, требований и финансовых возможностей.

Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

Loading...Loading...