Rome II — обзор политической системы. Total War Rome II: рецензия

МИХАИЛ ‘XIRURG’ ХРОМОВ

Для человека, искренне и глубоко любящего историю, игры серии Total War всегда были бальзамом на душу. Не перегруженные деталями, они, тем не менее, рисовали яркую, целостную и удивительно живую картину эпохи. не исключение, но за 40 с лишним часов, проведённых в древнем мире, я не сумел прогнать гнетущую мысль: разработчики сознательно не желают двигаться вперёд. Всё, что их интересует - это разнообразие, бо́льшая (по сравнению с предыдущими частями) простота и… деньги.

Ex parvis saepe magnarum rerum momenta pendent

(Исход крупных дел часто зависит от мелочей)

Полгода назад я , что самыми ожидаемыми премьерами 2013-го для меня станут и . Какую свинью нам подложили «друзья»-канадцы, известно, но и англичане, как оказалось, держали фигу в кармане.

Взять хотя бы «улучшенную» глобальную карту. Здешняя провинция, скорее, походит на отдельную страну со столицей и несколькими сателлитами. В часть ключевых объектов инфраструктуры перекочевала за границы поселения, что способствовало более активной игре. В прогресс пошел вспять. Научные, религиозные и производственные центры деградировали до уровня безликих деревушек, лишённых защитных сооружений, а значит, вся надежда на гарнизон. Усилить оборону при помощи регулярных войск нельзя. Каждую армию теперь в обязательном порядке возглавляет генерал, а их количество определяют размеры империи. Собрались подогнать на фронт подкрепления? Наймите «ослика», как в Heroes of Might and Magic , нормальных вариантов нет.

Бедолаге, которому выпала незавидная роль, предстоит изрядно побродить. Здесь разжились мечниками, там - лучниками, а ещё нужна кавалерия, копейщики, баллисты. Купить всё в одном месте не удастся. Игра предлагает неприлично мало слотов для строительства, и потому в районах процветает специализация. Пытаясь решить, какой домик куда воткнуть, испытываешь почти физические муки. Невольничий рынок или кузница? Лавка с деликатесами или школа гладиаторов?..

А как они жрут! Иногда боишься апгрейдить город, потому что потребление пищи подскочит до небес. Голод - худшая из бед, ведь больше всего от нехватки калорий страдают солдаты. Больно смотреть, как элитные подразделения буквально тают на глазах. Другая проблема - мусор. Изнеженные граждане патологически не выносят грязи. Апельсиновая корка на тротуаре вызывает негодование, а если почтенный отец семейства, совершая променад, поскользнулся на чьих-то фекалиях, бунта не миновать (чистоплюйство присуще не только цивилизованным грекам и римлянам, но и каким-нибудь вонючим галлам). Глупости обыкновенные чередуются с глупостями историческими. Например, нам запрещено прокладывать дороги - отныне их качество зависит лишь от экономического развития региона.

Весь этот вагон условностей потихоньку разрушает атмосферу. Не помогают ни шаблонные миссии, ни редкие видеорепортажи (подавление восстания рабов, триумф и т.п.), ни примитивная стилизация. Помните уродливые значки отрядов из ? В псевдохудожества, наконец, исчезли… чтобы наверстать в .

Честное слово, вместо вазописи лучше бы довели до ума политическую систему. В республике главное - баланс; «партия власти» не должна быть чересчур популярна. В монархии наоборот - любое проявление слабости приводит к перевороту. Рычаги давления на истеблишмент традиционные: взятки, слухи, кровопускания… Увы, влияние подковёрной борьбы на геймплей стремится к нулю. Если верховный главнокомандующий не просиживает тогу в столице, то всё у него будет хорошо. Козни соперников и вовсе походят на ворчание старых бабок. Я постоянно получал сообщения о покушениях, но ни разу - ни разу! - кинжал убийцы не задел важных органов. не наказывает всерьёз. В крайнем случае - может слегка пожурить.

Общение с соседями тоже отвечает принципу всепрощения. Исходя из наших действий, игра высчитывает «рейтинг доверия», но особо переживать не стоит - обманы и махинации постепенно забываются. Главное, как обычно, торговые соглашения. Достаточно пожать руки, и в казну потечёт очередной золотой ручеёк (количество маршрутов бесконечно). В остальном, всё стандартно и даже аскетично. Ни заложников, ни матримониальных связей - чистый функционал. Некоторые элементы, правда, не совсем продуманы — я так и не смог заставить своих вассалов заключить мир друг с другом.

Non progredi est regredi

(Не идти вперёд - значит идти назад)

Дипломатия в Total War априори вторична. Размер армии ограничен 20 отрядами, зато под нашим непосредственным руководством может находиться до 40 юнитов (справедливости ради отмечу, что в последней версии это уже было). Десант в реальном времени - вот настоящая новинка! Подплыл, пришвартовался, выгрузил бойцов… Прибрежные поселения беззащитны при атаке с воды - пока основная часть войска с шумом и помпой штурмует каменные укрепления, диверсанты коварно зайдут с тыла.

Звучит потрясающе, только в схватке с компьютером хитрости излишни. Если на стратегическом уровне AI создает видимость разумной деятельности, то в тактике он профан. Враги готовы безропотно терпеть обстрел и гнать собственные баллисты врукопашную, бесцельно бегать туда-сюда и водить хороводы. Верх идиотизма - атаковать город и… ровно час («time limit» на битву) стоять не шелохнувшись.

На YouTube хватает роликов, живописующих бесчисленные «баги», но проблема гораздо серьезнее. Даже после второго патча AI попросту не понимает , что такое стены (в и солдаты самостоятельно, без лестниц, карабкались наверх). Хотя в чистом поле ситуация не столь плачевна. «Туман войны» позволяет наносить неожиданные удары в тыл и фланги. Разобраться в батальной суете тяжело - вышколенная пехота моментально ломает строй, что уж говорить о варварах. Однако ещё сложнее не заплутать среди десятков «близнецов». Легионеры, легионеры-ветераны, первая когорта, преторианцы… Различия в стоимости и кое-каких параметрах, спецумения - и те одинаковые. Порой доходит до абсурда: преторианцы - личная гвардия римских полководцев и императоров - идут в бой под свист кнута!

Такое обращение не всякий стерпит. Немудрено, что мы вынуждены платить наёмникам и набирать нечёсаных дикарей «союзные войска» из жителей оккупированных земель. Вникать в их особенности нет ни малейшего желания, да и не нужно. Будь то туманная Британия, жаркая Африка, загадочная Азия - в любом уголке мира вы сколотите стандартную римскую казарму и наштампуете стандартных римских легионеров.

Кстати, любой отряд можно погрузить на корабль — «сухопутные крысы» запросто превращаются в бывалых мореходов. А полноценный флот тут без надобности. Стремясь к мнимой реалистичности, разработчики загнали себя в тупик. Таран, абордаж, таран, абордаж… В и (да и в ) было повеселее.

Сами корабли выглядят шикарно. А кто откажется посмотреть на боевых слонов, полуголых гладиаторов или чернокожих нумидийцев? Однако лишь обладатели топового «железа» получат истинное удовольствие от зрелища; на средних и высоких настройках картинка не красивее, чем в . Кстати, настраивая качество графики, оставляйте запас мощности, иначе внезапные проседания fps и бесконечные загрузки доведут до белого каления. Вообще, - игра для терпеливых. Ближе к середине кампании, когда империя вырастет и соседи подкачают мускулы, обсчёт каждого хода будет длиться 2-3 минуты.

Искать утешение в объятиях случайных интернет-знакомых бесполезно - сделанный «для порядка» мультиплеер не конкурент великолепной . Вместо глобальной карты, «прокачки» и прочих новомодных радостей - список игр и кнопка «quickmatch». Исчезли «drop-in battles»; раньше мы ставили галочку, и место AI занимал доброволец. Воевать с реальным противником всегда интереснее, при условии, что он не «жульничает», ведь с балансом пока труба. Незачем подбирать идеальное сочетание пехоты, конницы и стрелков, если можно взять толпу «супертяжей» и задавить массой.

Dum spiro, spero

(Пока дышу - надеюсь)

Одна из самых масштабных стратегий современности, но в нынешнем состоянии тратить на неё деньги и нервы нерационально. Технические недоделки, худший за всю историю серии AI, сомнительные дизайнерские решения, контуженный мультиплеер… Что-то исправят патчи, что-то - моды. Увы, это долгий процесс. Если ничего нигде не свербит, лучше вернуться к игре через полгода-год.

Rome стала для многих одной из самых любимых игр серии Total War. И хотя она вышла уже достаточно давно, у нее до сих пор большое число поклонников, а многие даже и теперь, когда появилось множество других игр о новых эпохах с различными усовершенствованиями и графики, и геймплея, считают ее едва ли не лучшей из всех. Частично и слава всей серии исторических стратегий Creative Assembly связана с ней. Зная о таком отношении к первому Риму, разработчики не могли не вернуться в эту привлекательную для многих эпоху еще раз, в Total War: Rome II, использовав весь накопленный опыт и учтя пожелания игроков.

Увеличились масштабы буквально во всем - сражается большее число войск, на карте больше фракций. Серия Total War вообще всегда была склонна к медитативному настроению, неторопливому принятию решений, долгому, продуманному геймплею. Здесь же думать вам действительно придется много и очень тщательно, да еще и сама карта сильно выросла. Теперь игровой мир заселяет великое множество фракций - 117, каждая из которых представляет собой аутентично изображенную древнюю цивилизацию того времени - нет уже безликих «варваров», на их место пришли конкретные народы и свободные города. Выбрав одну из доступных цивилизаций, вы начинаете долгую и сложную игровую кампанию по доведению своего государства до вершин развития и процветания. Бороться вам нужно будет не только с внешним врагом, но и с внутренними соперниками и недоброжелателями. Хотя Рим един, внутри него есть несколько влиятельных семей, претендующих на власть. Только от вас будет зависеть, как будет развиваться Рим и какая семья окажется во главе.

Фракции отличаются не только внешними атрибутами и местом расположения на карте, но и технологическими, культурными и политическими характеристиками. Некоторыми народами вы сможете поиграть, правда, только приобретя дополнение Greek States Culture Pack, куда входят Эпир, Спарта и Афины - достаточно интересные для изучения фракции. Тем, кто оформлял предзаказ, это дополнение давалось бесплатно.

Многие игроки любят в первую очередь за историческую достоверность, умение передавать сам дух эпохи, показывать ярко и реалистично все наиболее значимые события во всей сложности. Чтобы разобраться в любой из игр этой серии, всегда требуется какое-то время. Такой же приятной сложностью, тщательной проработкой деталей может похвастаться и Rome II. В плане достоверности здесь все даже еще лучше: теперь характеристики семей, их поведение заданы реальными историческими фактами. Так что можно, как и раньше, играя, изучать историю или же наоборот дополнять свои знания чудесным иллюстративным материалом. Вторая важная составляющая - это, конечно, увлекательный, глубокий и непростой геймплей, которые разбивается на несколько привычных этапов. Есть по-прежнему стратегический режим с глобальной картой, любоваться которой вам придется чаще всего (а смотрится она действительно впечатляюще), и проходящие в реальном времени сражения.

Задач для каждого хода найдется множество. Важную роль играет дипломатия, пренебрежение которой может стоить вам победы. Изменение претерпела экономическая система. Каждая провинция теперь состоит из нескольких городов и каждая из них может выполнять разные функции. В одной вы можете развивать сельское хозяйство, обеспечивая таким образом свое государство пищей, другую можете использовать, например, для подготовки новых видов войск, построив там военную академию. Здания, как и раньше, имеют несколько уровней и несколько путей развития. Каждый вариант постройки дает определенные бонусы. Только верно учтя все потребности и грамотно распределив роли между провинциями, вы сможете нормально развиваться и продолжать завоевания. Причем ошибки на ранних стадиях могут губительно отразиться на дальнейших событиях, не сразу удается понять, что где-то вы пошли не тем путем. Роль экономики сильно возросла, загвоздка еще и в том, что теперь число ваших войск напрямую ограничивается количеством производимой пищи, размерами вашего государства. Чтобы покрыть все возрастающие расходы, приходится захватывать новые земли. Ввязываться в войну нужно, лишь просчитав все варианты. Иногда полезнее решить дело миром, найти компромисс и не злить понапрасну опасного соседа. Фракции также не стоят на месте и часто к вам поступают предложения из разных уголков. Требования бывают иногда весьма дерзкими - мелких и самоуверенных царьков возникает на карте много. Дружить нужно тоже с умом: оборонительные и военные союзы требуют обязательного участия в битвах против врага другой фракции, а, задабривая один народ, вы можете тем временем ухудшать отношения с другим - предусмотрены особые штрафы или бонусы за различные действия.

Захватывая новые города с чуждой вам культурой, приходится подчас действовать жестоко, убивая большую часть населения, чтобы избежать последующих бунтов, и насаждать свои собственные законы. Состояние города красиво отражается визуально (и особенно получились крупные города). При захвате, как и в некоторых других частях, есть выбор действий из нескольких вариантов: оккупировать, разграбить, а можно и вообще стереть поселение с лица земли - между прочим, реальный исторический факт (именно так и поступили с Карфагеном, заклятым врагом Рима). Ваши собственные земли не всегда спокойны - приходится опасаться крестьянских восстаний, которые здесь почему-то возникают очень часто, да и различные политические интриги прибавляют проблем. В много случайных событий, вам приходится разрешать даже семейные проблемы и разбираться с преступлениями и желаниями простых людей.

Но не забудем и о чуть ли не самом важном в Total War - собственно о войне, а ведь серия всегда акцентировала внимание на реализме и эффектности сражений. Здесь есть ряд интересных изменений. Все большую роль играет рельеф. И не только на тактической карте, но и на глобальной - теперь ваши отряды могут устраиваться засады даже за какой-нибудь горой и совершать неожиданный удар по врагу. То же самое могут сделать и с вами. Ваша армия теперь, правда, без генерала не передвигается, зато научилась совершать ускоренные марши, разграблять территорию, выстраивать оборонные сооружения и прятаться. Никуда не делись и агенты, да еще и каждый из них теперь развивается, а вы можете выбирать самостоятельно нужные способности. Агенты могут при первом взгляде несколько сбить с толку. Есть три вида: воители, соглядатаи и сановники. Соглядатай наиболее понятный тип - он совершает различные диверсии, шпионит за врагом, совершает убийства. Воитель же обладает большим боевым опытом и авторитетом, умеет тренировать армии. Сановник обладает большим влиянием, он ученый дипломат и ловкий шпион, вносящий сумятицу в ряды противника, переманивающий на вашу сторону людей. При хорошем развитии он может даже подделать приказ, из-за чего, например, отряд врага начнет отступать.

В Rome II перенесены и морские сражения, однако теперь все это выглядит несколько иначе: сухопутные битвы и морские теперь могут быть связаны, а войска с моря способны в разгар сражения доставлять подкрепление или поддерживать с фланга. Битвы вообще проходят иначе, они могут разбиваться на множество этапов. Морская битва, высадка армии на берег, захват сначала городских стен, затем продвижение уже к центру города. Для переброски войск через воду не требуется больше строить суда - транспортные корабли появляются сами, когда вы входите в воду. Но для серьезных морских баталий потребуется мощный и современный флот. При взятии крепостей, как и в Medieval 2, например, потребуется осадная техника, башни, катапульты, онагры, лестницы. Здесь, как и в Shogun 2 позволяют стрелять из орудий от первого лица. А лучше всего наблюдать самые горячие схватки с помощью новой камеры, которая располагается прямо над головами воинов вашего отряда. В битвах нужно учитывать и погодные условия: туман и дождь могут вам помешать, а могут позволить незаметно подобраться к врагу.

Битвы проходят динамично, как и раньше, противник научился новым тактическим трюкам, обманным маневрам. Хотя в целом компьютер действуют логично, временами случаются какие-то просчеты, связанные с новыми возможностями. Порой AI ведет себя совершенно непредсказуемо, из-за таких ошибок бывает невозможно даже выиграть битву. Недоработки искусственного интеллекта - одни из самых неприятных моментов игры.

Благодаря усовершенствованному графическому движку сражения выглядят очень красиво. Впервые в серии каждый отряд имеет свои специфические внешние черты, лица солдат отличаются, воины даже имеют разный рост и по-разному ведут себя в бою. На место индивидуальным стычкам пришли слаженные групповые действия. Большой выбор графических настроек позволяет выбрать качество картинки как для топовых машин, так и для средних компьютеров, однако оптимизация у Rome II пока не очень хороша - лаги возникают даже на мощных машинах. Каждый ход процессору приходится просчитывать намного большее количество параметров. Так как фракций много, вы можете несколько минут наблюдать, как ходит компьютер, прежде чем снова вернетесь в игру. Большое количество различных багов привело к резко негативной реакции некоторых игроков и западных журналов, однако ведь и не одна игра серии еще не обходилась без этого, зато потом Creative Assembly . Играть тем не менее в Rome II можно сразу без особых опасений.

В Total War: Rome II мы получили, возможно, не революционную часть серии, но что-то весьма интересное, сложное и продуманное - добротную историческую стратегию с хорошим сеттингом, продуманным и многосторонним геймплеем. Конечно, можно сказать, что, несмотря на новшества, это все та же Total War с похорошевшей графикой, что кардинально здесь ничего и не поменялось. Но вряд ли кто-то и ждал от этой игры изменений самих основ, а то, что игра принесла интересные инновации и чем-то обогатила серию - бесспорно. Всем поклонникам исторических стратегий играть строго обязательно.

Rome II - обзор политической системы

Выбирая фракцию, вы начинаете руководить правящей группой или родом, определяя политическую систему. Главой этой правящей группы становится лидер вашей фракции. Многие персонажи, которые встречаются в ходе кампании, влияют своей харизмой на политическую силу вашей фракции. В свою очередь, это увеличивает сферу влияния вашей правящей группы на провинции. Увы, не все остальные политические группы спокойно наблюдают за тем, как вы правите. У них есть собственные планы и амбиции. Вы можете взаимодействовать с любым вовлеченным в политику персонажем. Откройте окно управления фракцией и продвигайте персонажей с помощью закулисных методов, например, взяток и присваивания чужих средств, принимайте персонажей в свою семью и даже предпринимайте агрессивные действия против них.

Аккуратно управляя политическими фигурами и предпринимая доступные вам политические действия, вы сможете удержаться на троне и твердой рукой править своим народом. Верность - прежде всего. В ваших интересах не злить другие политические группы и следить, чтобы они оставались верными вашему делу. В противном случае они осложнят вам жизнь в тех сферах, на которые могут влиять. Восстание не начинается на пустом месте. Если верность политической группы слишком низка, эта группа может отколоться от вас и объявить о своей независимости. Влиятельность политических групп зависит в том числе от того, какой выбор вы периодически делаете в ходе кампании. К этому выбору относятся также решения военного и гражданского характера, которые, на первый взгляд, вовсе не кажутся политическими: назначение полководцев, выбор исследуемых технологий, методы регулирования экономики.

Единого подхода не существует. Даже невмешательство в политику (то есть, решение сосредоточиться не на политике, а на гражданских и военных вопросах) вполне может оказаться удачным ходом хотя бы в краткосрочном периоде. Однако длительное бездействие, скорее всего, приведет к чрезмерному бесконтрольному усилению или ослаблению отдельных политических групп. Политически активный игрок должен как можно дольше удерживать власть в своих руках и помнить, что другие группы рано или поздно решат заявить о самостоятельности и пошатнуть установленный порядок. Если произойдет раскол, все действующие полководцы и флотоводцы политической группы соперников покинут вас - вместе с войсками - и перейдут в новую, враждебно настроенную фракцию, единственная цель которой - разгромить вас. Игроки, решившие не обращать внимания на уровни влияния, рискуют тем, что внутренний раскол возникнет в самый неподходящий момент. Впрочем, верность политической группы можно понизить намеренно, спровоцировав неугодных на отделение, а потом растоптать политических противников подготовленными войсками.

За одну кампанию может произойти несколько гражданских войн. Иногда такая война - единственный способ избавиться от неуступчивой группы, которую можно легко уничтожить после спровоцированного вами же восстания. Подробнее об этом читайте ниже.

СЕМЬИ И ПАРТИИ

У вас может быть от двух до пяти политических партий - это зависит от размера вашей фракции на карте кампании. В течение всей кампании вам придется следить за положением своей группы по отношению к другим, таким как сенат, царский двор или совет племени. Однако поддержание баланса политических сил становится непростым делом, если партий много. Следите за верностью групп, иначе вы рискуете столкнуться с открытым неповиновением и началом раскола. При расширении вашей фракции могут возникнуть новые партии, а старые - кануть в лету, если решат отделиться и потерпят поражение в начавшейся гражданской войне.

ВАЖНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Важные персонажи участвуют в политике и повседневной жизни фракции. Это происходит на всем протяжении игры благодаря заданиям, событиям и дилеммам. Кроме того, важные персонажи доступны в окне управления фракцией. Это не просто полководцы и флотоводцы (командиры) на вашей службе, но и граждане вашей фракции, участники групп или представители правящего рода. Что еще важнее, эти персонажи могут быть государственными деятелями различных партий, проживающими в столице фракции. В политическом плане государственные деятели сродни командирам и тоже могут изменить влияние благодаря своей харизме, но в отличие от командиров они не представлены на карте кампании, а занимают менее заметные должности в столице до тех пор, пока не потребуется возглавить очередную новую армию или флот. Кроме того, для смены командира необязательно дожидаться его смерти. Вы можете его сместить, выбрав армию на карте кампании и отдав команду «Заменить» на панели сведений о полководце. Если вы решите передать командование воинским формированием активному государственному деятелю, он поменяется местами с командиром. Это значит, что бывший командир покинет расположение части и станет государственным деятелем.

ХАРИЗМА И ЧЕСТОЛЮБИЕ

Харизма - это популярность персонажа и его положение в Римском мире. Именно эта характеристика сильнее всего отражается на влиянии группы, к которой принадлежит персонаж. На показатель группы влияет харизма всех ее участников, однако эффективность этого влияния зависит от общей харизмы персонажей в группах-соперницах. То есть, если в соперничающей группе есть несколько людей с высокой харизмой, а в вашей их нет, скорее всего влияние чужой группы будет каждый ход увеличиваться, а вашей - уменьшаться.

Кроме того, помните, что из-за честолюбия персонажа воздействие его харизмы на влияние группы может усиливаться, так что не лишним будет присматривать за вашими амбициозными полководцами. Чем более честолюбив персонаж по сравнению с другими людьми, тем сильнее его харизма влияет на силу, которую набрала его группа.

Чтобы регулировать влияние группы, увеличивайте или уменьшайте харизму ее участников. Например, можно попытаться ослабить группу, распуская слухи о некоторых или всех ее участниках, и в результате их общая харизма уменьшится. Впрочем, еще большего эффекта можно достичь, если убить выдающегося члена партии-соперницы, ведь после этого все влияние харизмы этого персонажа полностью исчезает за один-единственный политический ход. Можно сделать и наоборот - принять персонажа в свою семью. При этом его харизма вычитается из общей харизмы группы соперников и добавляется к общей харизме вашей группы. Подробнее о политических действиях читайте ниже.

ВЛИЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА

Влияние вашей политической группы растет благодаря военным победам, успешно выполненным заданиям, а также в ходе политических интриг. Опытного полководца можно оставить во главе какой-либо армии или флота, а можно назначить на государственную должность под названием «Путь чести». Колеса политической машины вращаются медленно, однако в военное время «свой» человек на высокой должности способен резко усилить влияние вашей группы. Это влияние можно копить до момента, когда ваша группа обойдет соперников по общей харизме, а можно использовать для выполнения политических действий, таких как убийство, чтобы подрывать влияние других групп вашей фракции.

Влияние распределяется по долям между партиями. Его можно увидеть в списке важных персонажей, который расположен на вкладках политики и персонажей фракции. Эти доли связаны с объемом поддержки, которую получает каждая группа фракции, обычно от невидимого класса «патрициев». Эти люди, среди которых могут быть сенаторы, старейшины племен, придворная знать, меняются в зависимости от культуры фракции, за которую вы играете. Например, в демократических эллинистических фракциях партиям оказывают поддержку граждане страны, а не какой-то отдельный класс патрициев. В любом случае, количество людей, оказывающих поддержку, всегда ограничено. Вдобавок, каждый человек может единовременно поддерживать только одну группу. Соответственно, потеря или получение их поддержки выливается в изменение влияния. Это следует учитывать при подготовке политических действий, так как многие из них немедленно отталкивают от вас определенное количество патрициев, подданных или граждан, то есть лишают вас части поддержки. Вы можете узнать, сколько именно людей поддерживают ту или иную группу. Для этого наведите указатель мыши на соответствующий процентный показатель, отображаемый в списке персонажей.

Влияние каждой группы напрямую связано с количеством провинций, которыми она управляет. Чем выше влияние группы, тем больше городов разделяют ее взгляды или порицают ваши методы правления. Любые появляющиеся из-за этой группы бонусы или штрафы воздействуют на провинции в ее зоне влияния.

В соответствии с вашим уровнем влияния у фракции могут появляться особенности, зависящие от набранной силы. Их можно увидеть в окне политики фракции.

ВЕРНОСТЬ

Чтобы удержать власть над фракцией, вы должны обеспечить верность других партий вашему делу. Верность любой группы определяет меру удовлетворенности текущим положением вещей. Чем выше показатель верности, тем больше группа рада идти вашей дорогой. Низкий показатель верности указывает на то, что группа не одобряет ваши политические решения. Это неодобрение может привести к предательству и даже к восстанию, если ничего не предпринимать.

Верные партии приносят бонусы (а недовольные - штрафы) провинциям в зоне своего влияния. Есть несколько способов обрести или потерять верность: политические действия, победы полководцев или флотоводцев группы, а также смерть участников группы. Помимо прочего, верность зависит от уровня империя вашей фракции: чем сильнее разрослась страна, тем труднее удерживать другие группы в узде.

ТИПЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Изначально каждая фракция имеет один из четырех типов правительства, у каждого из которых есть свои преимущества, действующие на всю фракцию. Цель любой фракции - стать империей и получить максимальные преимущества из доступных. Однако добиться такого статуса можно только при выполнении необходимых условий, одно из которых - большое количество провинций в стране. Вы можете в любой момент реформировать свое правительство. Это вызовет короткий период нестабильности, зато после него вы получите преимущества нового режима. Следует понимать, что не каждая культура позволяет выбирать любой тип правления. Например, восточные народы очень держатся за свои традиции и никогда не примут идею выборных правителей.

ИМПЕРИЙ

Империй вашей фракции - это показатель вашего продвижения в кампании глазами ваших соперников внутри фракции. Его можно накапливать в ходе завоеваний. Стоит уровню империя вырасти, как вместе с ним увеличится и важность политических маневров, ведь тогда другие политические группы начнут считать вас реальной угрозой своим планам. С каждым ходом будет увеличиваться шанс раскола и последующей гражданской войны. Крупным империям куда труднее поддерживать внутреннюю стабильность из-за резко возросшего количества политических происшествий. Когда вы заработаете наивысший уровень империя, как никогда важно будет постоянно держать руку на пульсе страны. Колебания влияния станут более резкими из-за интриг ваших политических соперников. Также учтите, что вы не сможете постоянно назначать полководцев из «правильной» политической группы. Если верность других групп уменьшится до критического уровня, начнется гражданская война с сепаратистами. Увы, заручиться верностью всех групп слишком трудно и попросту дорого. Вот почему важно еще на ранних этапах кампании научиться вести политические игры. Когда ваша империя разрастется, предпринимайте активные шаги, чтобы усидеть на троне.

Всю информацию об уровнях империя вашей фракции, в том числе появляющиеся особенности и эффекты, можно посмотреть в окне управления фракцией.

РАСКОЛ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Политика в Total War: ROME II сосредоточена на сохранении вашего трона и поддержания верности других политических групп. Если не обращать внимания на верность, можно внезапно узнать о вероломстве своих «верноподданных», которые пытаются отнять у вас бразды правления. Если верность группы стала слишком низкой, зависть и недоверие рано или поздно толкнут ваших соперников на открытый конфликт. В этом случае произойдет раскол страны: войска ренегатов поднимут против вас восстание и первым делом захватят провинции в зоне своего влияния. Если у вашей фракции много империя и она занимает большую территорию, раскол может привести к гражданской войне. Во время этой войны другим политическим группам придется выбирать, на чьей они стороне. Появившаяся фракция станет вашим противником и будет бороться с вашим режимом. С ней будет нельзя вести дипломатические переговоры, ее войска будут постоянно стремиться захватить и удержать ваши поселения, чтобы в итоге стереть вашу фракцию с лица земли. У гражданской войны нет определенного срока. Она продолжается до полного разгрома фракции-соперницы. Подобные войны могут начинаться несколько раз за кампанию, если вы не будете следить за верностью политических групп.

ПУТЬ ЧЕСТИ

Путь чести (Cursus Honorum) - это должности, которые получают подданные вашей фракции, когда достигнут определенного возраста или звания. Они приносят определенную пользу, также как особенности персонажей, их домочадцы или предметы. Некоторые позиции на пути чести можно купить очками власти: новые звания помогут задобрить полезных, но потенциально опасных людей. Когда соблюдены все условия повышения уровня пути чести, появляется кнопка назначения. Нажмите ее, чтобы пожаловать должность своему персонажу. Продвижение по службе можно использовать в качестве политического инструмента. Им можно купить верность политической группы, которой придется по нраву выдвижение кого-то своего на руководящий пост. Лидеру вашей фракции никаких постов жаловать нельзя, ведь он и так занимает самый высший пост. Вместо этого у него есть своя особенность, которая зависит от типа вашего правительства.

ОКНО УПРАВЛЕНИЯ ФРАКЦИЕЙ

Это окно - средоточие вашей политической системы. Чтобы его открыть, нужно нажать символ фракции в центре интерфейса основной кампании. В нем вы увидите всю информацию о политическом раскладе в вашей фракции. Например, вы увидите своих соперников, сможете оценить их влиятельность, особенности и верность вашему делу. Здесь вы сможете поддерживать баланс сил с помощью политических действий в отношении групп или отдельных персонажей. Действия эти могут быть как дружественными, так и не очень.

Кроме того, в этом окне можно увидеть текущий тип вашего правительства наряду с преимуществами, которые он обеспечивает. Вы сможете изменить режим правления, однако это на время дестабилизирует ситуацию в стране из-за того, что простому люду трудно свыкнуться с переменами.

В окне «Персонажи» перечислены важные персонажи. Это ваши подданные или политические фигуры. Их успехи и неудачи напрямую влияют на уровень влияния, которое, соответственно, обретают или теряют их группы. Нажав портрет персонажа, можно увидеть подробные характеристики этого человека. Среди них особенно важны харизма и честолюбие.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Вы сможете удержаться на троне, если сумеете поддерживать верность других политических групп на должном уровне. Для этого вам доступен ряд политических действий, большинство из которых требуют финансовых и политических издержек. Политические издержки - это потеря поддержки влиятельных граждан правящего класса. Такая потеря незамедлительно сказывается на доле влияния вашей политической группы. Однако такие действия могут благотворно сказываться на уровне влияния в долгосрочной перспективе. Если попытка манипулирования харизматичным персонажем будет успешной, в последующие ходы вашу группу станут поддерживать активнее.

Чтобы выполнить политическое действие по отношению к интересующему вас персонажу, нажмите его портрет в окне управления фракцией. В поле подсказок вы увидите стоимость выполнения того или иного действия. С каждым персонажем можно совершать определенные, доступные именно для него действия. Вы увидите их на экране. Ниже приведено описание доступных действий.

ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ

Продвинуть можно участника любой группы, будь она правящая (ваша) или другая. Продвижение сказывается не только на политическом раскладе, так как назначенный на должность персонаж тут же получает прибавку к харизме. Если этот персонаж не принадлежал к правящей группе, его продвижение повысит верность группы, к которой принадлежит этот человек. Подобные продвижения также предоставляют персонажам особенности пути чести, у которых есть уникальные эффекты. Продвигать персонажа можно несколько раз (до максимального уровня), если к моменту очередного повышения он достиг нужного возраста и звания. На первом уровне за продвижение придется заплатить горсткой отвернувшихся от вас аристократов. За каждое последующее продвижение придется платить все больше денег и жертвовать все большим числом аристократов, поддерживающих вашу группу.

ПРИСВОИТЬ СРЕДСТВА

Это действие доступно любому участнику правящей группы. Оно позволяет пополнить казну за счет влияния персонажа и снижает верность других групп. Это рискованно, но порой даже важный персонаж вынужден поступать бесчестно, ведь война требует денег, денег и еще раз денег. Учтите, что попытка присвоить средства может провалиться, а вот верности других политических групп вы лишитесь при любом исходе.

ОТПРАВИТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО

Вы можете направить государственного деятеля в определенную провинцию, чтобы он помог ей управлять и повысил общественный порядок. Это действие может выполнить участник любой политической группы, но не действующий полководец или флотоводец. Харизма этого персонажа вырастет, тем самым подчеркивая важность этого человека для населения провинции. Если отправить государственного деятеля из правящей группы, это вызовет зависть у остальных групп. Конечно же, они станут менее верны вам. Зато если назначить управляющим человека из другой группы, верность этой группы возрастет.

УСТРОИТЬ ПИР

Государственному деятелю можно поручить организацию пира, что увеличит приток продовольствия из выбранной провинции. Полководцам и флотоводцам это действие недоступно, а вот любому другому участнику вашей или другой группы оно вполне по плечу. Если вы отправите деятеля из правящей группы, другие группы как обычно встанут на дыбы из-за того, что задание поручили не их людям. Верность групп при этом уменьшится. И наоборот, если отправить участника другой группы, верность этой группы возрастет.

ПОДКУПИТЬ

С помощью подкупа вы можете переманить персонажа из оппозиции на свою сторону ценой определенных финансовых и политических издержек. Это позволит уменьшить общую харизму соперника и повысить общую харизму собственной группы, быстро восстановив баланс между политическими блоками. При успешном подкупе переметнувшийся персонаж теряет часть харизмы во время перехода в стан противников. Подкуп персонажей с высокой харизмой обходится дороже. Это действие доступно только при республиканском или имперском типе правительства.

УСЫНОВИТЬ

Это действие по сути аналогично подкупу, но доступно только при монархическом типе правительства. Перейдя в вашу политическую группу, персонаж не теряет харизму. Учтите, что лидеров политических групп нельзя подкупить или усыновить.

ЗАРУЧИТЬСЯ ПОДДЕРЖКОЙ

Есть один прямой и бесхитростный способ повысить верность неблагонадежной группы. Достаньте отложенные на войну деньги и подарите их своим политическим соперникам. Звон монет позволит им осознать мудрость и правильность вашего правления. Это действие направлено не на участника группы, а на группу ваших соперников целиком. Слабой и малозначимой группе достаточно и небольшого подарка, но чем влиятельнее становится группа, тем дороже вам обойдется ее честная и незамутненная верность. Впрочем, если вы не готовы к внутреннему расколу, не грех и откупиться. Это действие доступно для союза или лиги, а также при имперском типе правительства.

ПОЙТИ НА ПРОВОКАЦИЮ

Если конфликт с противоборствующей группой неизбежен, можно сознательно пойти на обострение ситуации. Это позволит вам действовать немедленно, не дожидаясь, когда беспокойная группа станет влиятельной и грозной. Вы можете совершить это направленное на группу действие, чтобы попытаться подтолкнуть ее к отделению. Подобная провокация с большой вероятностью превратит небольшое восстание в полномасштабную гражданскую войну. Если вы тыкаете палкой в гнездо политических ос - приготовьтесь к последствиям. На это действие придется тратить золото, причем тем больше, чем больше империя вы накопили. Действие доступно только при наследственной монархии или имперском типе правительства.

УСТРОИТЬ ЧИСТКУ

Если соперничающая с вами политическая группа слишком высоко подняла голову, можно попытаться силой выдворить ее последователей из вашей страны. Это снизит влияние данной группы во всех провинциях, но при этом очень сильно пошатнет верность всех политических групп. Они начнут считать вас жестоким тираном. Чем больше вы успели накопить империя, тем дороже вам обойдется подобная выходка.

ОТПРАВИТЬ ДИПЛОМАТА

Вы можете отправить государственного деятеля в другую страну в качестве дипломата. Подойдет участник любой политической группы, который не занят на военном поприще в качестве полководца или флотоводца. Этот персонаж отправится в выбранную фракцию и вступит в переговоры об отношениях, выгодных вашему государству. Через несколько ходов такой персонаж вернется в сенат и поведает о своих успехах. Если ваш дипломат ловок и обходителен, вы получите золото, бонус для фракции, а то и новые земли! Впрочем, если ваш посредник окажется посредственностью, отношения только ухудшатся, а горе-дипломат может лишиться жизни.

Спустя 12 лет одна из самых лучших (и сложных) стратегий в истории выходит на iPad. Лайф выяснил, как играется классика на современных планшетах.

Мобильные стратегии принято ругать за примитивность - жмёшь на одну кнопку, ничем не управляешь, а только поступательно закидываешь реальные деньги, чтобы ускорить строительство очередного офисного центра. Кажется, расклад сил поменялся, пусть и за счёт компьютерной классики 12-летней давности: Rome: Total War, когда-то наверняка укравшая у вас остаток осени 2004 года, вышла на iPad. И это важное событие - независимо от того, брали ли вы когда-то Каир тремястами лучников или нет.

Pax Romana

Это именно тот "Рим", что мы знали. Как пишут в определённых местах, "ничего не вырезано и не перекодировано" - стопроцентный порт, переносящий все функции оригинала. Кто помнит, игра условно делится на две части: в одной надо руководить страной, заключать дипломатические договоры, подавлять бунтующее население и отстраивать города - этакая Civilization, застрявшая в славном периоде нескольких веков до н.э. В другой - воевать на поле боя, иной раз управляя тысячами солдат. Первый режим на iPad сделан практически идеально: ответственным за переезд пришлось перерисовать интерфейс - вышло слегка простовато, но удобно. Чтобы посмотреть, скажем, общественные настроения в недавно взятом у египтян городе, достаточно сделать одно нажатие. Чтобы нанять армию - ещё парочку. Единственное, слегка неудобно водить солдат по карте: порой игра неверно считывает ваши команды. Но на полном серьёзе на это жаловаться - всё равно что брюзжать о налоге на выигранный в лотерею миллион - мелочно и гнусно.

Со сражениями сложнее. Руководить армией в 500-1000 человек было непросто и на компьютере - по очевидным причинам, на сенсоре это делается с ещё большим трудом. Каждый отряд (численность сильно урезана и зависит от версии планшета) можно выбрать, щёлкнув по его иконке. Когда дивизий много - скажем, больше десяти, - вы превращаетесь в Доктора Октавиуса: нажать сюда, отщёлкнуть этот отряд, спасти лучников от нападения слонов, подключить к бою спрятанную в лесу кавалерию.

Темп в игре довольно высокий для стратегии таких масштабов, и за перемещениями попросту не успеваешь - где-то обязательно образуется дыра, которая вам аукнется. В мобильном "Риме" есть возможность выделить солдат рамочкой (здесь это скорее эллипс), но даже такая штука мало спасает: пока вы будете чиркать, варвары убьют генерала и обратят в бегство несколько полков. Так что перед глобальными сражениями либо морально готовьтесь страдать, либо отдайте всё на откуп компьютеру.
Пострадать придётся ещё и по другим причинам. Во-первых, игра пойдёт начиная с первого Air и едва ли впечатлит визуально. Лучше Air 2 или Pro. Во-вторых, даже если у вас iPhone 7 Plus, можете выдохнуть: только планшеты. В-третьих, Rome: Total War стоит почти 750 рублей - на фоне объявленного ценника грядущего Марио, конечно, не так возмутительно, но всё же: речь идёт о хите 12-летней давности.

Впрочем, излишне говорить, что это тот случай, когда любые требования отбиваются самой игрой.

Лупанарии и акведуки

Rome: Total War - один из лучших выпусков серии, если не лучший. Здесь можно провести пару вечеров, ни разу не попадая на поле боя, потому что сперва надо разрулить дипломатические проблемы с галлами (заключим союз, потом нападём), выстроить во всех городах по канализационной системе и храму Венеры (чтобы плебс не ворчал) и решить, что делать с Сенатом - особенной историей, которая есть только в Rome: Total War (и сиквеле). Сенат расквартировался в нынешней столице Италии и поначалу в чужую жизнь особо не лезет - раздаёт задания и хмурит брови, когда мы его игнорируем. Но потом империя разрастётся, правительству станет страшно - и придётся либо принимать варварские условия Рима, либо идти гражданской войной. Но этого можно и избежать, предварительно воткнув в верхушку своих парней - а для этого придётся много хитрить и заключать династические браки.
Попутно не забывайте заглядывать в характеристики лучших полководцев и мониторить их окружение. Это не для галочки: например, гей-любовник прибавит вашему дипломату пару очков к убеждению, а завоёванная в дальних странах куртизанка докинет несколько баллов 16-летнему командиру. Всё в лучших традициях древнего Рима - Гелиогабалу бы игра понравилась.

Ну и кому-нибудь из талантливых вояк (Сципиону?), потому что без хитрости и тактической смекалки на местных полях не победить - разве что имея многократное преимущество. Наука войны: копейщики против конницы, лучники в арьергарде, подкрепления - скрытые за ближайшим лесом. Не говоря уж о том, что ваши (и чужие) солдаты, как ни странно, тоже люди - и они могут запаниковать, увидев несущихся на них слонов. А слоны - увидев несущихся на них свиней. Вот такие тут расклады.

Которые интересно вновь перебрать даже спустя 12 лет - ведь классика не стареет. Пусть игрой непросто управлять во время сражений, графика слегка смущает, а в списке доступных языков нет русского (многим это важно), но это Rome: Total War, и никакие огрехи не должны вас сбить с толку. Вперёд, к мировому господству!

Достоинства:

  • это Rome: Total War - одна их лучших стратегий в серии и вообще в мире;
  • мощный синтез стратегического и боевого режимов;
  • атмосфера древнего Рима: рабы, куртизанки, слоны, диктаторы;
  • неплохое качество портирования.

Недостатки:

  • управление в бою могло быть и получше;
  • чересчур высокие системные требования;
  • нет русского языка - комментаторы в App Store уже подвергли игру обструкции.

Игра, которая с головой погружает в культуру, историю и атмосферу древнего мира. Да и чего уж: Rome II - главная стратегия этого года.

Отправить

Серия Total War - один из столпов, на которых сегодня держится весь жанр стратегий. Rome была одной из самых успешных игр серии, поэтому нет ничего удивительного в том, что со стороны разработчика на ее перезапуск были брошены огромные силы. Да и ожидания фанатов давно преодолели критическую отметку. Еще до релиза было понятно, что изменения в механике будут достаточно глобальными, а масштаб происходящего увеличится в разы.

Квинтилий Вар, верни мне легионы!

Помимо вещи очевидной - роста игры вширь, есть и еще одна, менее очевидная. Речь, конечно, идет о глубине происходящего. Если раньше благодаря серии Total War можно было неплохо изучить историю, то теперь эту науку вы будете знать наверняка. Причем со всеми ее политическими, экономическими и культурными аспектами.

Кампания построена таким образом, что следить здесь нужно буквально за всем. Набрать бравых легионеров, а затем захватить какую-нибудь кельтскую деревню - лишь четверть дела. Чтобы ее удержать, половину жителей желательно вырезать (чтобы выказывать недовольство римской властью было некому), все варварские хижины снести, а на их месте возвести мощеные улицы, каменные дома и акведуки. После всего этого нужно усиленно прививать остаткам населения римскую систему ценностей, а на руководящий пост назначить верного сановника. Только тогда поселение будет расти и процветать.


Вообще плебс имеет обыкновение на удивление быстро поднимать всевозможные бунты и восстания, поэтому надо следить, чтобы ему было предоставлено достаточное количество как хлеба, так и зрелищ. Все это сопровождается жалостливыми картинками на тему того, как плохо живется людям, как быстро у них заканчивается еда и насколько ущемленными они чувствуют себя при влиянии иноземной культуры. Если же подобные сообщения проигнорировать, то очень скоро у ворот такого «несчастного» города появится толпа бородатых варваров, норовящих вернуть все, как было.

Благополучие и довольство населения - только вершина айсберга. Игрок должен выбирать военачальникам и агентам правильных спутников, продвигать своих подопечных на политические должности, следить за расширением и развитием городов, вести многочисленные политические переговоры и оперативно реагировать на случайные события вроде землетрясений и удивительно спонтанных появлений в городах трущоб. В итоге со временем каждый ход превращается в натуральный мозговой штурм с огромным количеством нюансов. Стоит добавить сюда воистину огромную мировую карту с каким-то фантастическим количеством фракций, чтобы понять: завоевывать все это придется очень и очень долго.

Кстати, в погоне за исторической достоверностью Creative Assembly избавились от абстрактных повстанцев, заменив их реальными варварскими племенами и свободными городами. В итоге завершение каждого хода длится довольно долго, потому что приходится ждать, пока свой ход сделает каждый провинциальный царек. А он, в свою очередь, может предлагать вам торговлю или начать попросту клянчить денег. Стоит ли говорить, что внутриигровая энциклопедия пестрит информацией обо всем и вся, а игра тут и там отсылает к реальным историческим событиям.


Впрочем, эта серьезность имеет и свои недостатки. Так, из игры напрочь пропали задорные сценки на движке, которые сопровождали, например, провал наемного убийцы. Канули в лету и проникновенные речи командира перед битвой. В самом начале кампании на игрока моментально наваливают все государственные проблемы сразу. В итоге, если опешивший новичок незнаком с серией, да еще и, чего доброго, пропустил обучение, то, скорее всего, хватит его ненадолго. Кстати обучение также наглядно демонстрирует добротность подхода к разработке. Оно длится порядка трех часов, а в качестве песочницы нам отдают ни много, ни мало Апеннинский полуостров времен Самнитских войн.

Пришел, увидел, победил!

Rome II , как мы уже и говорили, имеет множество структурных изменений по сравнению с другими играми серии. Главным образом они касаются глобальной карты. Во-первых, выглядит она без всяких преувеличений шикарно. Города из абстрактных крепостей, обнесенных забором, превратились в масштабные поселения, внутри которых можно даже увидеть реально находящиеся там здания и инфраструктуру.

Во-вторых, карта по-прежнему разделена на провинции, но вместо одного поселения они теперь состоят из нескольких. Стеной обнесена только столица региона, а управляются все города из одного общего меню. При удержании провинции целиком появляется возможность издавать эдикты, дающие те или иные бонусы всему региону. В-третьих, армию отныне собирают не городские власти (что всегда было довольно странно), а лично военачальник. При этом сам генерал вербуется в нужном городе - ждать, пока ИИ подберет достойного кандидата, больше не нужно.


Сильно преобразились морские сражения. Нет, менее бестолковыми они не стали: корабли все так же сбиваются в бесформенную кучу, а наиболее действенная тактика в такой ситуации - набрать побольше штурмовых квадрирем и затаранить противника до смерти. Тем не менее, смотрится все это на новом движке на порядок эффектнее. Однако главное вовсе не это. Для того чтобы перебросить армию на небольшой островок, раньше часто нужно было строить сперва порт, затем корабли, а потом, рискуя всей армией, прорываться к нему на единственном утлом суденышке. Теперь же сухопутная армия, направленная в воду, просто грузится на транспортные суда (строить отдельно для этого ничего не нужно), которые при необходимости могут даже принять бой. Не менее универсален стал и сам флот. При необходимости он может выступить в качестве подкрепления сухопутным войскам, высадив десант в нужном месте.

Агенты делятся на три типа. Соглядатаи, воители и сановники. Первый - типичный убийца, которого не видно на глобальной карте, второй - эдакий Брюс Уиллис древнего мира, полагающийся на грубую силу. Ну и третий - дипломат, никогда не пачкающий руки самостоятельно, зато успешно пропагандирующий преимущества собственной культуры. К сожалению, как и раньше, даром они не работают, зато отлично подходят для того, чтобы обезглавить вражеское войско или обезвредить назойливого вражеского агента.


Игровых фракций представлено не так уж много, что дает игре неплохой потенциал для грядущих DLC. Некоторые и подавно отличаются только тем, какая фамилия будет стоять во главе страны. Например, в случае с Римом это семейства Юлиев, Юниев и Корнелиев. К счастью, в отличие от оригинального Rome , на карте присутствует лишь одна римская фракция.

Лоск и глянец

Тактический режим в отличие от стратегического изменился не сильно. Ключевое нововведение здесь - возможность активно использовать рельеф. Дело в том, что отряды от противника теперь можно прятать не только в лесу, но и, например, за горой. Правда, и от врага стоит ожидать того же. Благодаря этому геймплей стал немного глубже. Ну и, конечно, нельзя не сказать про существенно выросшие масштабы. Изначально может показаться, что даже в режиме максимального ускорения битвы отряды перемещаются из точки «А» в точку «Б» очень медленно. На самом же деле карты стали настолько огромны, а отряды многочисленны, что при участии нескольких армий происходящее начинает напоминать фильм «Троя» в моменты батальных сцен.


Пользовательские и полностью настраиваемые битвы никуда не делись, как не обошлось и без фирменных исторических битв. Немного удручает лишь их скромное количество. Мультиплеер представлен как поединками на тактической карте, так и сетевой кампанией. Причем последнюю можно проходить в двух режимах: совместном и индивидуальном, в котором главная цель - как раз таки уничтожить своего оппонента.

Радует и проработка местности. Крупные города стали действительно крупными. Здесь есть храмы, театры и даже трущобы, расположенные за стенами города. В порту Александрии стоит знаменитый маяк, а на острове Родос не менее известный колосс. Все это делает поле битвы куда живее, чем оно выглядело раньше. Как нам и обещали, солдаты представляют собой довольно разношерстное войско.


Что еще заслуживает отдельного упоминания, так это искусственный интеллект. Он действительно поумнел. Противник может держать отряды в резерве, прятаться за горами, распределять силы, выманивать игрока на выгодную для него позицию и даже весьма успешно избегать встречи с вашими войсками на глобальной карте. При этом, как и раньше, иногда он совершает просто поразительные глупости. К примеру, имея значительное превосходство в силах, ИИ однажды отправил всю армию, защищающую город, в погоню за полуразбитыми копейщиками, что позволило вашему покорному слуге высадить два отряда с другой стороны поселения и занять центральную площадь, обеспечив тем самым победу.

Понятно, что игра потребляет значительное количество ресурсов компьютера. Rome II может подтормаживать даже на мощных машинах. Встречаются и технические недочеты. Так, даже в режиме «ультра» текстуры бойцов выглядят порой не так, как хотелось бы, а включенное сглаживание не обеспечивает достаточной проработки граней объектов. Тем не менее благодаря тщательной проработке местности и масштабу происходящего выглядит игра очень и очень хорошо.


В завершение хочется сказать про атмосферу. Да, в Rome II есть что-то от сухого и педантичного историка, крайне придирчивого к деталям и выдающего слишком много специализированной информации. Однако ряд факторов очаровывает настолько, что разбираться во всех хитросплетениях истории, политики и экономики хочется самому. Великолепные арты в качестве загрузочных экранов, отличная музыка, сопровождающая нас на протяжении всего действа, сложность, с которой достается каждое отвоеванное поселение - все это заставляет искренне привязаться к игре.

Порой слишком сложная и пересыщенная деталями Rome II способна оттолкнуть многих новичков, однако распробовав ее как следует, оторваться, скорее всего, уже будет невозможно. Внушительный масштаб, тщательная проработка деталей и широкие возможности делают ее главной стратегией этого года

Loading...Loading...