Можно ли класть асфальт на бетон, или следует заменить основание? Применение асфальта, технология его укладки и ремонта

Могу ли я положить на старый асфальт - брусчатку, тротуарную плитку или залить бетоном? Если да, то как это лучше сделать?

Анатолий, Регина.

Привет, Анатолий из города Регина(?).

Понимаю ваш вопрос как то, что в месте площадки (парковки авто или дороги или чего-то подобного) вы желаете на старый асфальт уложить новое покрытие. А именно - брусчатку, тротуарную плитку или залить просто бетоном.

В идеале старый асфальт просто-напросто убирают. По крайней мере так всегда делают профессиональные строители государственных или частных компаний и фирм. Затем планируют участок, делают его ровным, при необходимости делают уклоны для стока дождевой воды.

Тогда, при соблюдении технологии укладки слоев песка, щебенки и верхнего покрытия в виде перечисленных вами, площадки будут служить нормально и долго.

Если же эта площадка находится у вас где-нибудь рядом с дачным домиком, будет в дальнейшем использована просто для парковки вашего легкового автомобиля, весом гораздо меньшим тонны, то допустимо вполне не ковыряться со старым асфальтом, убирать его.

Можете просто на старый асфальт подсыпать слой песка речного или горного толщиной около пяти сантиметров, чтобы выровнять все неровности и выступы старого асфальта. Песок будет служить и компенсатором нагрузок от авто.

Для выравнивания поверхности песка его можно пролить водой из лейки, он так уплотнится.

А потом укладывайте либо брусчатку либо тротуарную плитку вплотную друг к другу.

По периметру можно положить бордюры либо желоба-стоки. Бордюры прикапывают в глубину, они не дадут сместиться плиткам в сторону при наезде на плитки автомобиля.

Есть желание сделать площадку прочнее? Тогда на песок сыпят сухую смесь из цемента и песка. Также проливают водой. Смесь схватывается и прочнее держит брусчатку или тротуарные плитки.

Смесь марки М150 или выше.

Дешевле ее делать самому, чем покупать в магазинах. То есть берете два-три мешка цемента и раза в два-три больше песка, лучше речного. Магазинная смесь обойдется раз в пять дороже, чем приготовленная самим, а марка ее не выдерживает никакой критики по прочностным характеристикам.

Впрочем, если площадка больших размеров, то и компонентов надо брать больше соответственно.

Все это весьма подробно расписывалось на моем сайте "как сделать площадку под авто". Можете поискать и найти.

Если же площадка крайне неровная по причине того, что старый асфальт лежит буграми, и убрать его вовсе затруднительно, то площадку заливают бетонной стяжкой толщиной не менее 10 сантиметров.

Чтобы стяжка не расползлась в стороны, по всему периметру площадки делают опалубку из на высоту будущей заливки бетона. Доски крепят с помощью кольев либо арматуры, забивая их в землю на глубину сантиметров в 30.

Это так называемые технологические приспособления, которые после застывания бетона убирают через пару-тройку дней. И засыпают границы площадки песком либо, при отсутствии оного, просто грунтом от скалывания краев стяжки.

Бетон готовят примерно в пропорции - на одну часть цемента - три части песка и пару частей щебенки. Либо просто на лопату цемента (марка его особой роли при столь малых нагрузках не играет, все равно она меньше декларируемой на упаковке), берут пять лопат ПГС. То есть песчаногравийной смеси.

Ничего сложного.

Задать вопрос Семенычу (автору материалов)

Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел - забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.

ООО "Бау-пром" - многопрофильная строительная компания, основными направлениями деятельности которой являются:
- устройство промышленных полов;

Гидроизоляция полимочевиной;
- теплоизоляция пенополиуретаном.

Промышленные полы

Промышленные полы – это полы, выдерживающие интенсивные нагрузки. Различные виды промышленных полов обладают устойчивостью к истиранию, механическим повреждениям, к воздействию агрессивных химических, биологических сред, могут работать в различных температурных режимах, не пылят, удовлетворяют жестким санитарно-гигиеническим требованиям. Технологии устройства таких полов разрабатывались специально для их использования в производственных помещениях, складах, хранилищах, паркингах, ремонтных мастерских и т.п. Многие виды промышленных полов помимо их высоких эксплуатационных характеристик обладают также отличными декоративными свойствами. Такие полы широко используются в торгово-развлекательных, общественных, административных помещениях. Различают следующие типы промышленных полов: наливные, тонкослойные окрасочные, кварцнаполненные, топпинг-полы.

Благоустройство

Благоустройством называется комплекс мероприятий, позволяющих сделать среду обитания человека комфортной и красивой. Под внешним благоустройством территории понимаются работы по строительству дорог, тротуаров, различных площадей, площадок, а также озеленение, устройство уличного освещения и прочее декоративное оформление. Дорожное строительство в рамках благоустройства включает в себя такие работы как: асфальтирование, укладку тротуарной плитки, устройство основания, установку бордюров, прокладку ливневой канализации, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия.

Бетонные работы

Бетонные работы представляют собой совокупность работ по созданию стационарных бетонных и железобетонных конструкций. Бетонные работы включают в себя: устройство армокаркаса, установку различных закладных деталей, монтаж опалубки, укладку бетонной смеси, первичную обработку и уход за свежеуложенным бетоном, разбор опалубки, последующую обработку горизонтальных и вертикальных бетонных поверхностей. Одним из самых распространенных видов бетонных работ является устройство бетонных полов.

Напыляемая гидроизоляция полимочевиной

Полимочевина – это синтетический полимер, обладающий высокой эластичностью. Именно это свойство позволяет устраивать из этого материала высокоэффективные гидроизоляционные покрытия. Напыляемая гидроизоляция полимочевиной выполняется с помощью специальных аппаратов высокого давления, которые распыляют полимочевинный эластомер на подготовленную поверхность. Технология напыления полимочевины используется для гидроизоляции кровель, подвалов, фундаментов, бассейнов и т.п. Напыление слоя полимочевины является также способом защиты поверхности от негативных воздействий окружающей среды.

Напыляемая теплоизоляция пенополиуретаном

Пенополиуретан – это синтетический материал, представляющий собой застывшую полиуретановую пену. Жесткий пенополиуретан используется в строительстве в качестве утеплителя. На сегодняшний день напыляемая теплоизоляция пенополиуретаном стала одним из самых распространенных способов утепления. С помощью специальных аппаратов пенополиуретан распыляется и наносится на различные поверхности самой сложной геометрической формы, образуя качественную бесшовную изоляцию. Методом напыления пенополиуретана утепляют кровли, стены, перекрытия зданий, а также цистерны, автофургоны, теплотрассы и т.п.

Наши преимущества

Строительная фирма ООО "Бау-пром" предлагает своим заказчикам:
- бесплатные консультации по вопросам выбора покрытий;
- клиентцентрированный подход;
- выполнение работ качественными материалами зарубежного и отечественного производства;
- использование в строительных процессах современных технологий и оборудования;
- штат грамотных специалистов-исполнителей;
- собственный парк строительной спецтехники;
- соблюдение установленных сроков выполнения работ;
- гибкость ценовой политики;
- гарантию на выполненную работу от 1 года.

Наши работы

ООО "Пивоваренный завод Хадыженский": устройство наливных полов в производственном цехе (г.Хадыженск, Апшеронский район, 2013г.)


Сегодня асфальтовое покрытие принято считать одним из самых долговечных и популярных. Именно с помощью него можно легко уложить новый участок дороги или сделать ремонт уже поврежденного. При укладке асфальта применяется в качестве основы покрытия щебеночная смесь.

Однако, нередко вместо нее берется основа из бетона. Именно асфальт на бетонном основании обладает самыми высокими характеристиками прочности, долгим сроком службы и устойчивостью к разного рода природным воздействиям. Укладка самого асфальта в этом случае, разумеется, происходит в последнюю очередь.

Перед тем, как приступить к укладке асфальта, необходимо выполнить все предварительные и подготовительные работы. Они включают в себя подготовку места работ и стабилизацию грунта. Укладка асфальта – это не столь легкий процесс, как может показаться. Для его проведения необходимы определенные знания, умения и навыки.

Схематическое изображение слоев при укладке асфальта.

На этапе подготовительных работ проводится также изучение документов и ГОСТов. Более того, для правильной и качественной укладки асфальта необходимо уделить пристальное внимание стандартизации СЭВ.

Этот документ рассказывает о требованиях и характеристиках дорог общего пользования. Если не учитывать эти требования, то уложенное асфальтовое покрытие не прослужит долго – оно быстро пустит трещины и станет неровным.

Укладка на основание из бетона

Конечно, качественные материалы для укладки асфальта стоят недешево. Однако, экономия на них может обернуться еще более печальными последствиями. Продлить срок службы и повысить качество асфальтового покрытия помогут современные средства для уплотнения грунта. В составе таких препаратов содержатся элементы, которые буквально склеивают частицы грунта, делая его похожим на камень.

Нельзя просто распределить такой раствор по почве. Следует придерживаться при этом определенного алгоритма действий:

  • Убрать из грунта все растения;
  • Утрамбовать землю при помощи катка (минимальный вес катка – 1,5 тонны) и получить ровный грунт с уклоном не более 3 см на каждые 3 метра;
  • Обработать грунт растворами – они помогут предотвратить появление новых растений;
  • Положить несколько дренажных пластов из песка и щебня толщиной от 10 см;
  • Утрамбовать дренаж с использованием воды (песок должен быть утрамбован более чем на 90%).

После того, как грунт подготовлен к укладке асфальта, можно приступать к основному этапу работ. Прежде всего нужно помнить, что бетон необходимо заливать сразу же, как только он будет изготовлен или привезен – это регламентируется несколькими ГОСТами. Укладывать весь бетон нужно за один раз.

В случае, когда объем предстоящих работ достаточно велик, то при укладке бетона следует привлекать специализированную технику – автоукладчики и катки.

Если же класть асфальт необходимо на небольшие участки, то можно обойтись лопатами и швабрами. Иногда даже при небольшом объеме работ необходимо применять специальную технику, но такая возможность есть не всегда. В такой ситуации лучше всего будет использовать вибрационные плиты.

Если вам предстоит класть асфальт на даче или во дворе дома, то в этой ситуации тоже существуют свои требования к покрытию:

  • Ширина пласта для садовых дорожек – 4 см;
  • Ширина пласта для подъездных дорог – от 5 см.

После работ необходимо качественно утрамбовать основание посредством вибрации, катка или ручного уплотнения.

Существует несколько типов специальной техники для утрамбовки:

  1. Вибрационные катки и плиты;
  2. Ручные и автоматизированные катки.

ГОСТ 9128-2009 гласит, что температура проведения работ по укладке асфальта должна быть более 100 градусов по Цельсию.

Именно при такой температуре покрытие отлично утрамбовывается. Если температура ниже, то придется дольше работать катком.

Если уплотнение покрытия происходит с помощью вибрационных плит, то их нужно предварительно смочить водой, чтобы смесь к ним не прилипала. Чтобы покрытие получилось идеально гладким, проходы виброплитой должны осуществляться без реверсивных движений.

Укладка асфальта на старое основание

Вас интересует, можно ли и как правильно положить бетон на асфальт, который уже использовался? Конечно, можно производить укладку бетона и на прежнее основание. Это позволит сэкономить финансы, ведь не придется тратиться на обустройство нового основания.

Если Вы используете прежнее основание, то перед проведением работ его нужно почистить от грязи и кусков асфальта. Если основание также имеет трещины, то их тоже необходимо прочистить, а также углубить и расширить.


Слои при укладке асфальта на бетонное основание.

Когда старое основание хорошо прочищено и подготовлено к работам, нужно хорошо разогреть битум. Когда он станет достаточно жидким, нужно разлить его по периметру обрабатываемого участка и качественно размазать.

В результате у границ участка образуется полоса шириной в пол метра, которая должна хорошо промазать границы. Подобные полосы нужно сделать на всей площади участка. Когда это требование выполнено, можно продолжать работу как при обычной укладке асфальта.

Уложенный по всем требованиям и правилам асфальт будет служить в течение многих лет, а возможность возникновения аварийных ситуаций на этом покрытии значительно снизится.

Покрытие из асфальта считается одним из наиболее популярных и долговечных. Это отличный метод, чтобы починить дорогу либо выполнить новый дорожный пласт. Технология выполнения данного процесса бывает двух типов – ручная и с применением строительной специальной техники. Если объем работ не слишком обширен, то предпочтительнее использование первого варианта.

В качестве основания для бетонного асфальта используют щебеночную смесь. Однако это не обязательно, подобную смесь можно заменить на бетонное основание. Асфальт такого типа характеризуется одними из наивысших показателей по прочности, долговечности, способности противостоять воздействию атмосферных явлений. Укладка подобного покрытия является последним пунктом производственного процесса по починке трасс и дорог.

Прежде чем приступить к основному процессу, стоит провести организационные и предварительные работы. К ним же относится обустройство места работы и стабилизация грунта.

Технические требования

Технологический процесс по укладке асфальта оборонного покрытия — не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Подобные работы требуют навыков, опыта и знаний. Прежде, чем приступать к выполнению укладки либо ремонта дорожного покрытия, нужно изучить необходимые руководства, документы, инструкции, ГОСТы. Далее приводятся лишь основные ГОСТы:

  • ГОСТ 7473-85. В данном документе описаны необходимые и правила, требования и технические нюансы. Именно от этих нормативов необходимо отталкиваться во время изготовления бетонных растворов.
  • ГОСТ 9128-97. В данном документе приведены требования к разным видам бетонных растворов, использующихся для автомобильных дорог и аэродромов.
  • ГОСТ 28013-89. В данном документе приведены требования по производству асфальтобетонных растворов.
  • ГОСТ 30412-96. В данном документе приводится описание способов и материалов для точного измерения углов наклона и неровностей для дорог общего пользования и аэродромных.
  • ГОСТ 30413-96. Этот документ написан непосредственно для дорог общего пользования, в нем прописан способ нахождения показателя сцепления колес машин с дорожным покрытием.

Однако нужно изучить не только вышеназванные руководства, но обратить внимание на стандартизацию СЭВ . В ней указаны общие требования и параметры дорог общего пользования. Если же не соблюдать требования, которые прописаны в документации, то это чревато тем, что смонтированные покрытие скоро покроется трещинами, а на поверхности появятся неровности.

Материалы для покрытия


Укладка асфальтного покрытия на щебневую подушку.

Сложно переоценить значение материалов. Ведь именно от их выбора зависит в первую очередь экономическая сторона технологического процесса. Важно знать, что далеко не всегда разумно экономить на материалах.

Рынок предлагает покупателям огромный ассортимент. Сейчас легко можно приобрести раствор, который сможет хорошо укрепить почву, что скажется на показателях долговечности, прочности. Потребитель сможет более долгое время эксплуатировать дорожное покрытие. Благодаря специальному составу, раствор склеивает между собой частицы почвы, а это делает грунт крепким и похожим на камень.

Прежде чем залить бетонный раствор на почву, важно произвести некоторые предварительные манипуляции:

  • Из верхнего слоя почвы необходимо устранить растения, а почву -утрамбовать с помощью катка. Лучше использовать каток, вес которого не менее 1,5 тонны. Поверхность почвы обязана быть предельно гладкой, допустимая максимальная погрешность угла уклона не более 3 сантиметров на каждые три метра.
  • Рекомендуется обработать грунт при помощи специализированных растворов для стерилизации, это необходимо, дабы предотвратить прорастание травы, сорняков и цветов.
  • Прежде чем положить бетонный раствор, обязательно необходимо предварительно выполнить укладку дренажного пласта. Дренажный слой кладется из щебня и карьерного песка, важно, чтобы таких слоев было несколько и ширина каждого из них не была меньше 10 сантиметров. Щебеночный дренаж необходимо тщательно утоптать. Чтобы усадка вышла получше, рекомендуют поливать основание водой. Необходимо, чтобы песок утрамбовался не менее чем на 90%.

Порядок укладки и уплотнения


Устройство асфальта на бетонном основании.

Технологический процесс, связанный с укладкой асфальтом дорожного покрытия, важно производить согласно инструкций. Как только бетонный раствор привезен либо изготовлен, необходимо сразу начинать выполнение покрытия и желательно положить все сразу. Промедление не допустимо, данное требование является одним из основных во всех ГОСТах.

Если работа предстоит большого объема, к примеру, обустройство дорог общего пользования, то желательно использование специальной монтажной техники – автоукладчики и катки. Однако если работа предстоит небольшая, к примеру обустройство тротуара, то можно обойтись швабрами и лопатами. К тому же, далеко не всегда имеется возможность уплотнить покрытия катком даже небольшого размера. В такой ситуации лучшим решением будет применение вибрационных плит.

Если работы планируется выполнять на личном подворье либо даче, то скорее всего вы не будете использовать услуги специальных проектировщиков. Однако это не значит, что вы не должны следовать определенным нормам показателей ширины покрытия. В зависимости от типа покрытия, данный показатель различается:

  • для дорожек в саду ширина слоя должна быть примерно 4 сантиметра;
  • для подъездных дорожек ширина должна быть не менее 5 сантиметров.

Качество монтажа оснований и бетона зависит от правильности выполнения технологических процессов. Важно, чтобы основание было сделано вовремя и было тщательно утрамбовано. Уплотнение может быть выполнено по нескольким технологиям – с помощью вибрации, с помощью катка и с помощью ручного уплотнения. Специализированная техника также может различаться. Это может быть:

  • автоматизированный каток;
  • ручной каток;
  • вибрационный каток;
  • вибрационная плита.

Согласно требованиям, прописанным в ГОСТе 9128-2009, температурный режим укладки бетонной смеси не должен быть менее 100С. Подобная температура обеспечивает лучшее уплотнение формируемого покрытия. Ведь чем ниже температура в бетонном растворе, тем тяжелее его уплотнять, и как следствие, понадобится более долгая работа катком. Дабы предупредить прилипания смеси на вибрационную плиту либо иную технику, предварительно необходимо полить их водой.

Дабы поверхность покрытия вышла одинаково гладкой, необходимо внимательно следить за числом проходов катка. Это число должно быть одинаковым. А чтобы покрытие бетона не повреждалось, каток не должен совершать реверсных движений. Если этапы технологического процесса делать внимательно, то асфальтировать дорожное покрытие будет абсолютно не сложно.

Самым популярным методом покрытия дорог и тротуаров, отвечающим современным понятиям о качественном покрытии и цена которого, к тому же, сравнительно невысока, можно назвать асфальтирование. Но помимо самой смеси надёжность и эффективность укладки примерно, на 50% зависит от подготовительных работ, то есть от подушки, служащей черновым основанием для лицевого слоя.

Ниже мы поговорим о технологии данного производства, а также обратим внимание на демонстрацию тематического видео в этой статье, касающегося нашей темы.

Асфальт на дороге

Примечание. Название происходит от греческого ἄσφαλτος что подразумевает горную смолу, где 60%-75% битума смешаны с минералами. В искусственном варианте битум ограничен количеством от 13% до 60%, а наполнителем служит гравием/щебнем, песком и минеральным порошком.

Этапы производства

  • В первую очередь технология укладки асфальтобетонной смеси, впрочем, как и другие строительно-монтажные работы, зависит от планировки, следовательно, перед началом производства должен быть составлен технический проект и финансовая смета . Затем следует разметка с привязкой к особенностям рельефа данной местности, чтобы обеспечить возможность отвода сточных вод и проходящих вблизи подземных и наземных коммуникаций. Кроме того, большое значение имеет наличие больших деревьев с развитой корневой системой — при необходимости их вырубают, чтобы в дальнейшем не возникало проблем.
  • По окончании подготовительных работ снимается верхний, влажный слой грунта с помощью экскаватора или бульдозера, где глубина, в первую очередь, будет зависеть от эксплуатационного назначения данного участка . Например, для асфальтирования тротуара или садовых дорожек вполне достаточно 10-25 см глубины, но для проезжей части этого, конечно, недостаточно — чем больше планируемая нагрузка, тем глубже придётся закладывать основание.
  • Кроме того, технология укладки асфальтобетона подразумевает обязательное устройство дренажной системы — вода не должна скапливаться ни на покрытии, ни под ним . В связи с этим очень важно убрать весь грунт, который был снят при подготовке основания, чтобы в период дождей его не размыло, и он не забил дренажную систему.

  • После окончания проведения земляных работ возможна укладка асфальта на бетонное основание (жёсткая подушка) или на щебневое (гравийное) с песком (нежёсткая подушка) и это опять-таки зависит от будущей степени нагрузки при эксплуатации участка по СНиПу 06.03-85 . Например, для пешеходных дорожек высота песочно-щебневой подушки может составлять всего 5-10 см, но если это проезжая часть с малой интенсивностью движения (подъезд к дому или воротам), то здесь уже высота составит от 10 см и более. Причём, при условии, что во время эксплуатации предвидятся большие нагрузки, подушка укладывается по слоям — вначале гравий (фракция 40-60 мм), затем, щебень (фракция 20-40 мм), а поверх них — крупный речной песок.

Примечание. Для того чтобы ускорить усадку подушки перед укладкой асфальта, её обильно поливают водой. Когда подсыпка усаживается, она, к тому же, приобретает дополнительную прочность. Утрамбовка производится виброплитами, катками, а в домашних условиях это можно даже делать своими руками с помощью какой-либо биты.

  • В тех случаях, когда на проезжей части предусматривается очень интенсивное движение и, следовательно, большая механическая нагрузка, тогда для основания применяется бетонирование или укладка железобетонных плит, как это показано на верхнем фото . В связи с высокой стоимостью такого типа покрытий в нашей стране их делают крайне редко и по большей части такие конструкции ограничиваются применением для взлётно-посадочных полос или испытательных полигонов.
  • Наиболее выгодно использовать в качестве подсыпки строительный мусор — битый кирпич, камень, старые битые плиты, блоки и перекрытия, цементно-песочную штукатурку и так далее . Примечательно, что при достаточной трамбовке таких материалов они ничуть не уступают тому же щебню или гравию, при этом себестоимость подушки резко уменьшается — ведь мусор, вместо его утилизации, используют, как строительный материал. Но здесь, безусловно, значительно увеличивается трудоёмкость процесса — ведь такие отходы, как правило, имеют очень большую фракцию и из-за этого их сложнее утрамбовывать (приходится разбивать).

Примечание. Закладка основания ( подушки) подразумевает наличие отбортовки, которая выполняется из камней или специальных железобетонных бордюров — это позволяет формовать будущее покрытие. Кроме того, формовки также требует и укладка асфальта, следовательно, высота бордюра должна быть рассчитана на лицевое покрытие.

Технология укладки

В настоящее время укладка асфальта в Российской Федерации производится в согласии с ГОСТ 9128-2009 по асфальтобетонным дорожным и аэродромным смесям, причём инструкция, данная в этом документе применима и для укладки подобных покрытий в частном порядке (на дачных и загородных участках). Обычно асфальтобетон заказывают на ближайшем пункте его изготовления — это предпочтительнее кустарного производства.

Асфальтных заводов, в том числе и небольших, достаточно много, так что покупка готовой смеси обойдётся гораздо дешевле, нежели её самостоятельное изготовление, к тому же, пропорции Госстандартов проще соблюдать при поточном производстве, нежели при разовом изготовлении.

Важно учитывать, что температура воздуха на улице, должна быть не ниже 5ᶛC, причём производственный процесс должен осуществляться в сухую погоду — монтаж во время дождя категорически запрещён! При нарушении данных условий уже на следующий год после укладки будет наблюдаться растрескивание и эрозия покрытия, к тому же износостойкость асфальта значительно понизится.

Чтобы вычислить количество расходуемого материала на определённом объекте, вам нужно будет вычислить площадь участка и определиться с его толщиной — для слоя асфальта высотой 10 см и площадью 10м 2 понадобится одна тонна раствора.

Порядок укладки и уплотнение

Технология укладки асфальта на бетонное основание или на песочно-щебневую подушку подразумевает выполнение работ без малейшего промедления после того, как самосвал с раствором прибыл на строительный участок — это одна из важнейших граней требований ГОСТов и СНиПов.

Для большого объёма, например, автомобильной дороги, при монтажных работах применяются специальные автоукладчики и большие самоходные катки, но при обустройстве тех же тротуаров приходится использовать лопаты и швабры. Кроме того, малые участки не всегда можно утрамбовать даже маленьким самоходным катком, поэтому, в таких случаях используются вибрационные плиты.

Если вы производите подобные работы на приусадебном участке, то вряд ли вы станете приглашать туда проектировщика, но, тем не менее, вам придётся придерживаться определённых параметров толщины покрытия. Поэтому, для садовых дорожек можете выдерживать слой высотой 3-4 см, в то время как для подъездных путей (если там не предусмотрена стоянка тяжёлых автотранспортных средств) потребуется толщина 5-7 см.

Качество укладки асфальтобетона и его эксплуатационный ресурс во многом зависят от правильного и вовремя сделанного уплотнения покрытия. Такой процесс можно осуществить тремя методами, это вибрация, укатка и трамбовка. Для этого можно использовать автоматический или ручной каток, вибрационный каток и вибрационную плиту.

По ГОСТ 9128-2009 температура укладки асфальтобетонной смеси должна выдерживаться не ниже 105ᶛC — это одна из предпосылок хорошего уплотнения укладываемого слоя — чем холоднее асфальтобетон, тем сложнее его утрамбовывать (больше проходов катком). Чтобы избежать налипания раствора на каток или вибрационную плиту, их можно смочить водой.

Чтобы вся поверхность получилась одинаковой, вам придётся следить за количеством проходов катка — оно должно быть одинаковым, к тому же, следует избегать реверсных движений, чтобы не нарушить целостность монолита.

Примечание. Если вам приходится производить укладку асфальта на склоне, то движение катка при уплотнении должно осуществляться только снизу вверх и никак иначе. Для разравнивания (ликвидации) образующихся в таких случаях швов движение катка осуществляется почти перпендикулярно — с тем же преимуществом движения снизу вверх.

Уход за асфальтным покрытием

Категорически запрещено допускать заезд тяжёлой гусеничной техники на такие покрытия — оно достаточно мягкое и траки обязательно оставят вмятины, которые, в свою очередь, будут способствовать разрушению. Кроме того, в жаркое время года противопоказан заезд тяжёлой колёсной техники, так как при таких температурах асфальт размягчается и опять-таки будет разрушен.

При необходимости следует вовремя заделывать все выбоины и трещины, чтобы они не вызывали дальнейшее разрушение структуры.

Виды асфальтобетона

Все асфальтобетонные смеси можно разделить на три основные группы, по виду минерального наполнителя — щебневые, гравийные и песочные. Кроме того, в соответствии с вязкостью используемого и укладочной температуры растворы могут быть горячими и холодными.

Так, горячие производятся с использованием дорожных вязких и жидких битумов и стелятся при температуре не менее 120ᶛC, в то время как холодные, с использованием тех же битумов — при температуре не менее 5ᶛC.

Асфальты могут быть крупнозернистыми, когда фракция наполнителя достигает 40 мм, мелкозернистыми, с фракцией до 20 мм и песочными, с фракцией наполнителя до 5 мм. При этом холодные смеси бывают только мелкозернистыми или песочными (крупный речной песок).

В соответствии с величиной остаточной пористости горячая асфальтовая смесь может быть: а) высокоплотным — остаточная пористость 1-2,5%; плотным — 2,5-5%; пористым — 5-10%; высокопористым — 10-18%. Для холодного асфальтобетона остаточная пористость допускается от 6% до 10%.

В зависимости от содержания щебня и гравия в горячей смеси их можно классифицировать по типам:

  • А — содержит от 50% до 60% щебня;
  • Б — от 40% до 50%;
  • В — от 30% до 40%.

Кроме того, в зависимости от содержания гравия классифицируются на типы Бх и Вх. Горячие и холодные растворы могут быть типа Г и Гх, то есть, это песок из отсевов дробления или смесь с натуральным песком, если последнего не менее 30%. Типы Д и Дх основаны на натуральном песке или если он смешан с отсевом дробления, но при этом, его содержание не менее 70%.

Таблица маркировки смесей и асфальтобетонов

Примечание. Обработка застывшего асфальта практически идентична таким действиям, как резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне. Но в этом случае лучше ориентироваться на прохладную погоду, так как при жаре битум будет налипать на круги, свёрла и корончатые фрезы, что создаст определённые неудобства в работе.

Заключение

Если укладка асфальтобетонной смеси производится у вас дома — на участке или возле него, то, скорее всего, вам не понадобятся высокоплотные асфальты первой марки. Тем не менее, как мы уже упоминали об этом выше, чтобы максимально продлить эксплуатационный ресурс, важно уделить особое внимание укатке и трамбовке не застывшего раствора.

Loading...Loading...