Имя Фотиния: значение, толкование, характер и тайна. Фоти́ния (Светла́на) Палестинская

Память - 2 апреля

С вятая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?

Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Фотиния плюнула императору в лицо и, посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.

Святая мученица Фотиния в народе почитается как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Нередко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Почему именно св. Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что она исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: «Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни». Может, это и была лихорадка. Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.

Просвещение светом Христовым

(проповедь Митрополита Антония Сурожского о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Придание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете.

Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Богу доступ в нашу душу и в нашу жизнь.

И второе, чему могут научить нас святые, - это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он - свет миру, свет, просвещающий каждого человека: и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф.5;16) .

Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет - есть свет Божий; не по нашим словам - разве только что наши слова - это слова такой же правды и силы, как слова апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, пусть задумается каждый из нас о значении нашего имени и о том, как нам стать тем, чем мы названы. Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа.

Каждый из нас людей может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Потому что Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Но свет нельзя прятать под спудом: обнаружив, что Свет пришел в мир, Что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, Самарянка оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда может быть любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов, и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами сказали ей: Теперь мы верим, - это сказали люди не потому, что ты нам рассказала, - теперь мы сами видели, сами слышали…

Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью, так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.

Краткие жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Это та са-мая же-на-са-ма-рян-ка, с ко-то-рой бе-се-до-вал Гос-подь у ко-лод-ца Иа-ко-ва (). По-стра-да-ла за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Нероне в Ри-ме, в 66 г. Св. Фо-ти-на жи-ла в то вре-мя в Кар-фа-гене. По-лу-чив от Гос-по-да из-ве-ще-ние о пред-сто-я-щих ей стра-да-ни-ях, она от-пра-ви-лась в Рим и вме-сте с сы-но-вья-ми Иоси-ей и Фо-ти-ном (Вик-то-ром) и сест-ра-ми Ана-то-ли-ей, Па-рас-ке-вой, Ки-ри-а-ки-ей, Фо-то и Фо-ти-дой доб-ро-воль-но яви-лась к Неро-ну. По-сле мно-гих му-че-ний, ко-то-рые не при-чи-ни-ли ей вре-да, свя-тая бы-ла от-ве-де-на в «Зо-ло-той дом» Неро-на, где об-ра-ти-ла ко Хри-сту дочь его Дом-ни-ну и 100 ее ра-бынь.

Через три го-да, пре-тер-пев вновь мно-гие му-че-ния и со-дра-ние ко-жи, св. му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла бро-ше-на в ко-ло-дец, где и скон-ча-лась. Вме-сте с ней по-стра-да-ли за Хри-ста оба ее сы-на, сест-ры, му-че-ни-ца Дом-ни-на и му-че-ник Се-ва-сти-ан.

Полные жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Свя-тая му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла той са-мой са-ма-рян-кой, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ко-вле-ва (). Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Неро-на (54-68), про-явив-ше-го чрез-вы-чай-ную же-сто-кость в борь-бе с хри-сти-ан-ством, свя-тая Фо-ти-на жи-ла в Кар-фа-гене со сво-им млад-шим сы-ном Иоси-ей и там без-бо-яз-нен-но про-по-ве-до-ва-ла Еван-ге-лие. Ее стар-ший сын Вик-тор храб-ро сра-жал-ся в рим-ских вой-сках про-тив вар-ва-ров и за свои за-слу-ги был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-род Ат-та-лию (Ма-лая Азия).

Гра-до-на-чаль-ник Ат-та-лии Се-ва-сти-ан при встре-че со свя-тым Вик-то-ром ска-зал ему: "Я знаю до-сто-вер-но, что ты, твоя мать и твой брат - по-сле-до-ва-те-ли уче-ния Хри-ста. Но я по-дру-же-ски со-ве-тую те-бе - под-чи-нись во-ле им-пе-ра-то-ра, за это бу-дешь по-лу-чать иму-ще-ство хри-сти-ан, ко-то-рых ты до-ста-вишь нам. Тво-им же ма-те-ри и бра-ту я на-пи-шу, чтобы они не про-по-ве-до-ва-ли Хри-ста от-кры-то. Пусть тай-но ис-по-ве-ду-ют свою ве-ру". Свя-той Вик-тор от-ве-тил: "Я сам хо-чу быть про-по-вед-ни-ком хри-сти-ан-ства, как мои мать и брат". На это Се-ва-сти-ан от-ве-тил: "О Вик-тор, все мы хо-ро-шо зна-ем, ка-кие бед-ствия ожи-да-ют за это те-бя, мать и бра-та тво-е-го". По-сле этих слов Се-ва-сти-ан вдруг по-чув-ство-вал острую боль в гла-зах, из-ме-нил-ся в ли-це и оне-мел.

Три дня про-ле-жал он сле-пой, не про-из-но-ся ни сло-ва. На чет-вер-тый день неожи-дан-но он гром-ко про-из-нес: "Толь-ко ве-ра хри-сти-ан ис-тин-на, нет дру-гой ис-тин-ной ве-ры!" На-хо-див-ше-му-ся ря-дом свя-то-му Вик-то-ру Се-ва-сти-ан ска-зал: "Ме-ня при-зы-ва-ет Хри-стос". Вско-ре он кре-стил-ся и тот-час же про-зрел. Слу-ги свя-то-го Се-ва-сти-а-на, сви-де-те-ли чу-да, кре-сти-лись по при-ме-ру сво-е-го гос-по-ди-на.

Слу-хи о про-ис-шед-шем до-шли до Неро-на, и он при-ка-зал при-ве-сти хри-сти-ан к нему на суд в То-гда Сам Гос-подь явил-ся ис-по-вед-ни-кам и ска-зал: "Я бу-ду с ва-ми, и Нерон бу-дет по-беж-ден, и все, кто слу-жит ему". Свя-то-му Вик-то-ру Гос-подь воз-ве-стил: "С это-го дня имя те-бе бу-дет Фо-тин - "Све-то-зар-ный", ибо мно-гие, про-све-щен-ные то-бой, об-ра-тят-ся ко Мне". Свя-то-го Се-ва-сти-а-на Гос-подь обод-рил: "Бла-жен, кто со-вер-шит свой по-двиг до кон-ца". Свя-тая Фо-ти-на, из-ве-щен-ная Спа-си-те-лем о пред-сто-я-щих стра-да-ни-ях, в со-про-вож-де-нии несколь-ких хри-сти-ан от-пра-ви-лась из Кар-фа-ге-на в Рим и при-со-еди-ни-лась к ис-по-вед-ни-кам.

В Ри-ме им-пе-ра-тор при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-тых и спро-сил их, дей-стви-тель-но ли они ве-ру-ют во Хри-ста. Все ис-по-вед-ни-ки ре-ши-тель-но от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля. То-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал раз-дро-бить на на-ко-вальне ки-сти рук свя-тых му-че-ни-ков. Но во вре-мя ис-тя-за-ния ис-по-вед-ни-ки не чув-ство-ва-ли бо-ли, а ру-ки му-че-ни-цы Фо-ти-ны оста-лись невре-ди-мы. Нерон при-ка-зал свя-тых Се-ва-сти-а-на, Фо-ти-на и Иосию осле-пить и за-клю-чить в тем-ни-цу, а свя-тую Фо-ти-ну с пя-тью ее сест-ра-ми - Ана-то-ли-ей, Фо-то, Фо-ти-дой, Па-рас-ке-вой и Ки-ри-а-ки-ей - от-пра-вить в им-пе-ра-тор-ский дво-рец под над-зор до-че-ри Неро-на Дом-ни-ны. Но свя-тая Фо-ти-на об-ра-ти-ла ко Хри-сту Дом-ни-ну и всех ее ра-бынь, ко-то-рые при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Об-ра-ти-ла она ко Хри-сту и волх-ва, ко-то-рый при-нес отрав-лен-ное пи-тье, чтобы умерт-вить ис-по-вед-ниц.

Про-шло три го-да, и Нерон по-слал в тем-ни-цу за од-ним из сво-их слуг, на-хо-див-ших-ся в за-клю-че-нии. По-слан-ные со-об-щи-ли ему что свя-тые Се-ва-сти-ан, Фо-тин и Иосия, ко-то-рые бы-ли ослеп-ле-ны, ста-ли со-вер-шен-но здо-ро-вы, и их по-сто-ян-но по-се-ща-ют лю-ди, ко-то-рые слу-ша-ют их про-по-ведь; са-ма тем-ни-ца пре-вра-ти-лась в свет-лое и бла-го-ухан-ное ме-сто, где про-слав-ля-ет-ся Бог. То-гда Нерон при-ка-зал рас-пять свя-тых вниз го-ло-вой и в те-че-ние трех дней бить их по об-на-жен-но-му те-лу рем-ня-ми. На чет-вер-тый день им-пе-ра-тор по-слал слуг по-смот-реть, жи-вы ли му-че-ни-ки. Но, при-дя на ме-сто пы-ток, по-слан-ные тут же ослеп-ли. В это вре-мя Ан-гел Гос-по-день осво-бо-дил му-че-ни-ков и ис-це-лил их. Свя-тые сжа-ли-лись над ослеп-ши-ми слу-га-ми и сво-и-ми мо-лит-ва-ми к Гос-по-ду воз-вра-ти-ли им зре-ние. Про-зрев-шие уве-ро-ва-ли во Хри-ста и вско-ре кре-сти-лись.

В бес-силь-ной яро-сти Нерон при-ка-зал со-драть ко-жу со свя-той Фо-ти-ны и бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец. Му-че-ни-кам Се-ва-сти-а-ну, Фо-ти-ну и Иосии от-сек-ли го-ле-ни, бро-си-ли со-ба-кам, за-тем с них со-дра-ли ко-жу. Страш-ные му-ки пре-тер-пе-ли и сест-ры свя-той Фо-ти-ны. Нерон при-ка-зал от-ре-зать им сос-цы, а за-тем со-драть ко-жу. Изощ-рен-ный в же-сто-ко-стях им-пе-ра-тор уго-то-вал же-сто-чай-шую казнь свя-той Фо-ти-де: ее при-вя-за-ли за но-ги к вер-ши-нам двух скло-нен-ных де-ре-вьев, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Осталь-ных им-пе-ра-тор при-ка-зал обез-гла-вить. Свя-тую Фо-ти-ну вы-та-щи-ли из ко-лод-ца и за-клю-чи-ли в тем-ни-цу на 20 дней.

По-сле это-го Нерон при-звал ее к се-бе и спро-сил, по-ко-рит-ся ли она те-перь и при-не-сет ли жерт-вы идо-лам. Свя-тая Фо-ти-на плю-ну-ла им-пе-ра-то-ру в ли-цо и, по-сме-яв-шись над ним, ска-за-ла: "Нече-сти-вей-ший сле-пец, за-блуд-ший и безум-ный че-ло-век! Неуже-ли ты счи-та-ешь ме-ня столь нера-зум-ной, чтобы я со-гла-си-лась от-речь-ся от Вла-ды-ки мо-е-го Хри-ста и при-нес-ла жерт-ву по-доб-ным те-бе сле-пым идо-лам?!"

Услы-шав та-кие сло-ва, Нерон сно-ва ве-лел бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец, где она пре-да-ла дух свой Гос-по-ду († ок. 66).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

В море во время шторма корабль пригнало на камни и разбило в щепы. Никто из пассажиров не спасся, кроме одной девицы, которая успела ухватиться за доску и приплыла к скале, где подвизался блаженный Мартиниан. Он помог Светлане (так звали девицу) подняться на скалу. Он рассказал ей о жизни своей на скале, о посещении его три раза в год корабельщиком, благословил девицу, оставил ей хлеб и воду и бросился в море. Дельфины помогли ему достичь земли.

Светлана осталась одна совершать свой подвиг во имя Господа. Через некоторое время прибыл корабельщик, привез хлеб и воду Мартиниану, а застал на скале женщину. Светлана рассказала все корабельщику, от предложения корабельщика перевезти ее в город отказалась, а просила, чтобы он прибыл вместе с женой и привез ей мужскую одежду и шерсть для рукоделия.

Корабельщик исполнил ее просьбу, и Светлана продолжала подвижническую жизнь. Она жила под открытым небом и днем, и ночью, и в зной, и в холод, и восхваляла Господа за свою жизнь.

Ежедневно она возносила двенадцать молитв Богу, а каждую ночь она двадцать четыре раза становилась на молитву. Фунт хлеба служил ей пищей на два дня.

Через шесть лет подвижнической жизни на острове Светлана скончалась. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик с женой, они нашли блаженную Светлану навеки усопшей. Похоронили святую Светлану в городе Кесарии Палестинской.

2 апреля многие Светланы (и я в том числе) отмечают День Ангела. Наша небесная покровительница - Святая Фотиния (Светлана) Самаряныня

Святая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?

Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Фотиния плюнула императору в лицо и,
посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.

Святая мученица Фотиния в народе почитается как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Нередко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Просвещение светом Христовым

(проповедь Митрополита Антония о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Придание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Каждый святой дается нам в
образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Богу доступ в нашу душу и в нашу жизнь. И второе, чему могут научить нас святые, - это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он - свет миру, свет, просвещающий каждого человека: и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: "Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах" (Мф.5;16). Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет - есть свет Божий; не по нашим словам - разве только что наши слова - это слова такой же правды и силы, как слова апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, пусть
задумается каждый из нас о значении нашего имени и о том, как нам стать тем, чем мы названы. Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа. Каждый из нас людей может встретить Христа на каждом шагу жизни,
например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Потому что Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Но свет нельзя прятать под спудом: обнаружив, что Свет пришел в мир, Что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, Самарянка оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда может быть любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов, и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами сказали ей: Теперь мы верим, - это сказали люди не потому, что ты нам рассказала, - теперь мы сами видели, сами слышали... Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью, так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.

Молитвы:

Фотинии (Самарянке)
Тропарь, глас 4-й

Агница Твоя, Иисусе, Фотиние, / зовет велиим гласом: / Тебе,
женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаются и
спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, и
умираю за Тя, / да и живу с Тобою: / но яко жертву непорочную приими мя с
любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, / яко милостив, спаси души наша.

Молитва Святой мученице Фотинии

О, Святая мученица Фотино. Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангилие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящие
муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодязь брошена, душу свою Господу предала еси. Услыши нас Святая Фотино, духовною красотою возсиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа
поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою не ослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Миластивого, во все века. Аминь.

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров

Loading...Loading...