Да не обманет нас жизнь мирская. Жизнь – игра

Мирская жизнь

Гампопа родился в небольшой деревне в Тибете, в южной области Дагпо (Dvags-po) на границе с Непалом. Его отец был очень известным врачом в этой деревне. Старший из двух сыновей, Гампопа рос чрезвычайно умным ребёнком. Он обучился профессии отца и тоже стал великим врачом. К пятнадцати годам он изучил много священных ньингмапинских писаний и обладал глубоким знанием традиции ньингма. Гампопа продолжал много времени уделять изучению Дхармы, а когда достиг двадцати двух лет, женился на Чогме (mChog-med), дочери очень богатой семьи из соседней деревни. У них родились сын и дочь.

Через несколько лет его сын внезапно умер. Гампопа отнёс тело сына на кладбище и похоронил его в соответствии с местными обычаями. Вернувшись домой, он нашёл мёртвой и дочь. Вскоре после смерти дочери его жена слегла со многими болезнями. Будучи лекарем, Гампопа давал ей различные лекарства, советовался с другими врачами и перепробовал различные пуджи для её выздоровления, но ничего не помогало. Ей становилось всё хуже и хуже, и они совсем потеряли надежду. Наконец Гампопа сел у кровати жены и прочитал ей сутру о подготовке к смерти. Но она не умерла.

Гампопа задавался вопросом, почему она не могла умереть, что удерживало её от смерти? Из-за чего она не могла расстаться с этой жизнью – жизнью без надежды, предвещавшей лишь постоянные боль и страдания? Сочувствуя больной жене, Гампопа мягко спросил её: «Я сделал всё возможное, чтобы исцелить тебя. Я приглашал многих врачей, испробовал всевозможные средства, молитвы и ритуалы для твоего выздоровления, но все они потерпели неудачу. Они не помогли из-за твоих собственных предыдущих действий. Нас с тобой объединяют кармические силы и молитвы наших прежних жизней. Но теперь, несмотря на большую привязанность и любовь к тебе, я должен спросить – что держит тебя здесь? Если ты сильно привязана к какому-нибудь богатству, находящемуся в доме, или к чему-либо из накопленного нами имущества, я избавлюсь от них: продам или в качестве подношения отдам в монастырь или раздам бедным. Я избавлюсь от всего, что могло бы удерживать тебя от смерти, сделаю всё, что ты пожелаешь».

Чогме ответила: «Я не привязана ни к богатству, ни к чему-либо в доме. Не это держит меня. Я очень беспокоюсь за твоё будущее и поэтому не могу умереть. После моей смерти ты легко сможешь вступить в повторный брак, в котором родится много дочерей и сыновей, больше, чем было у нас. Однако я вижу, что для тебя такая жизнь бессмысленна. Вот почему я так за тебя волнуюсь. Если ты пообещаешь мне, что не будешь вести такую жизнь, а станешь практикующим, посвятишь себя Дхарме, ведь именно так проще всего достичь собственного счастья и принести счастье всем чувствующим существам, – тогда я смогу спокойно оставить эту жизнь. Иначе я буду страдать так ещё очень долго».

«Если это так, – сказал Гампопа, – то я дам тебе честное слово, что во что бы то ни стало откажусь от этого образа жизни и стану практикующим, посвятившим себя Дхарме».

Чогме ответила: «Хоть я и доверяю тебе, но, чтобы сделать меня полностью счастливой и уверенной в твоём обещании, приведи, пожалуйста, свидетеля».

Гампопа попросил своего дядю засвидетельствовать обет. Стоя перед любимой женой, рядом со своим дядей-свидетелем, Гампопа дал обещание посвятить свою жизнь Дхарме. Чогме была очень счастлива. «Даже после смерти я буду заботиться о тебе», – сказала она. И, держа Гампопу за руку, вся в слезах, она скончалась.

Он подготовил сложный похоронный обряд кремации своей жены. Из пепла, костей и глины Гампопа сделал много вотивных табличек с оттисками статуй просветлённых существ. В её честь он построил «Ступу Чогме» (mChog-med mchod-rten), которая стоит в Тибете и по сей день.

Теперь, когда Гампопа остался один, он разделил всё свое богатство на две равные части. На деньги, вырученные от продажи одной части, он сделал подношения Трём драгоценностям и пожертвования бедным и нуждающимся. Вторую часть он сохранил для поддержания своей жизни и религиозных практик.

Однажды дядя Гампопы, который был свидетелем того, как он дал обещание Чогме, посетил его, ожидая, что тот будет в глубоком трауре по любимой жене. Он пришёл, чтобы дать ему совет, сказать, что не нужно переживать, утешить его, объяснив его положение в свете закона кармы.

Гампопа ответил, что он нисколько не беспокоится. Напротив, он вполне счастлив, что она умерла. Услышав это, дядя пришел в ярость и, взяв горсть пыли, бросил в лицо Гампопы. «Что ты имеешь в виду?» – кричал он. – «Ты не смог бы найти лучшей жены, такого прекрасного человека!»

Удивившись вспышке дядиного гнева, Гампопа спросил его: «Какой же ты свидетель? Разве ты не был там, когда я пообещал следовать практике Дхармы? Разве ты не слышал?» Сильно пристыжённый, дядя сказал: «Это действительно так. Хоть я и старик, но забываю практиковать Дхарму, а ты, такой молодой, мужественно следуешь духовному пути. Я был бы счастлив, если бы мог хоть как-нибудь тебе помочь».

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ОБМАН ПЛОТИ. ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ОБЩАЯ ВСЕМ ЛЮДЯМ. Общее изложение главы одиннадцатой Когда Иисус, чувствуя себя готовым к смерти, пошел, чтобы выдать себя, Петр остановил его и спросил, куда он идет. Иисус отвечал: я иду туда, куда не можешь идти. Я готов на

Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

Мирская рассудочность мучает человека - Геронда, я чувствую, что мое сердце жесткое, как камень. Что мне делать с моим жестокосердием? - У тебя не жестокосердие, а "головосердие". Все твое сердце собралось в голове, и сейчас работает только она. Но у тебя еще есть

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ОБМАН ПЛОТИ. ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЖИЗНЬ ОБЩАЯ ВСЕМ ЛЮДЯМ Общее изложение главы одиннадцатой Когда Иисус, чувствуя себя готовым к смерти, пошел, чтобы выдать себя, Петр остановил его и спросил, куда он идет.Иисус отвечал: я иду туда, куда не можешь идти. Я

Из книги Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Печаль яже по Бозе и печаль мирская 1946 г.Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает" (2 Кор. 7, 10). Это глубокие-глубокие слова святого апостола Павла из его Второго послания к Коринфянам. Нужно вникнуть в эти слова: что

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Мирская логика приносит духовное разорение Когда один монах впервые привез на Святую Гору кур, ему явилась Божия Матерь и сказала:"Ты пришел сюда, чтобы разорить Мой сад?"Также когда другой старец из скита святой Анны привез было козу, чтобы его больной послушник мог пить

Из книги Быть честным перед Богом автора Робинсон Джон

Из книги Притчи и истории, том 1 автора Баба Шри Сатья Саи

73. Мирская любовь и привязанность ответственны за все радости и горести Моха (заблуждение, иллюзия) выражает себя в привязанности к вещам. Желания множатся беспрерывно. Моху можно сравнить с водой, которая заполняет озеро. Приведу вам пример. В одном доме жила девушка, в

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Воскрешение мертвых Христос отчасти совершает уже и теперь. Есть немало людей мертвых духовно (Мф. 8:22; Откр. 3:1). О них

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора

39. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Иудеи читают Писание, и очень внимательно (видеть в выражении???????? изъявительное наклонение, а не повелительное, как в русском

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

8. Вечная религия и мирская деятельность Однажды после полудня, почтив прасад, вайшнавы Шри Годрумы собрались в отдаленной роще на северо-восточном берегу озера Шри Гауры. Лахири Махашая спел собравшимся песню, пробудившую в них экстатическую любовь Враджи. В этой песне

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Прежняя жизнь и новая жизнь 17 Поэтому я заявляю и настаиваю ради Господа: перестаньте жить как язычники, чьи мысли пусты, 18 потому что их сознание помрачено. Они отчуждены от жизни, которую дает Бог, из-за их духовной слепоты, произошедшей по черствости их сердец. 19 Потеряв

Из книги Человек и Церковь. Путь свободы и любви автора Чаландзия Этери Омаровна

Монашеская жизнь - это жизнь, наполненная поэзией (поэтики) Великое дело - монашеская жизнь! Весьма великое. Великая, высокая жизнь, Божественная жизнь… Монашеская жизнь - это жизнь, наполненная поэзией (поэтики).Это изумительная жизнь. Монах может жить на земле, но

Из книги О русской истории и культуре автора Панченко Александр Михайлович

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

РУССКИЙ ПОЭТ, ИЛИ МИРСКАЯ СВЯТОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА Поэт (независимо от того, пишет он стихами или прозой) - вечная русская проблема. Нигде так не мучают поэтов при жизни и так не чтут после смерти, как в России. Мы прибегаем к ним с сегодняшними заботами,

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

385. По получении возвращаемых нужных книг. О перемене места жительства по отношению к духовной жизни. Значение слов: мир, мирская жизнь, мирянин Милость Божия буди с вами! Получил возвращаемые вами книги. Благодарствую, что являетесь исправными, чтобы не возмущать души

Из книги автора

ЖИЗНЬ ИНОЧЕСКАЯ И МИРСКАЯ Истинная иноческая жизнь - ежедневный крестНемощам и неисправлениям, о коих упоминаешь ты в своих письмах, - врачевство одно: отчаиваться отнюдь не надо, а приносить покаяние, смиряться и укорять себя во всем; и так на всякий день полагать

Хвала Всевышнему, Который сделал этот бренный мир провизией для Вечного Мира, провизией для тех, кто воспользуется этим миром. Хвала Создателю, Который сделал этот мир кусочком Рая для тех, кто оправдал доверие Всевышнего. Да благословит Аллах и приветствует Своего Любимца нашего господина Мухаммада, который обучил нас тому, как относиться к этому миру и как подготовиться к Вечному Миру.

Всё благое, что мы совершаем в этом мире, помогает нам добиться довольства Всевышнего, содействует в осуществлении повелений Аллаха – всё это является провизией верующего для Вечной Жизни.

Всё то, что противоречит повелениям Всевышнего; то, что запретил Аллах; всё то, что становится причиной вреда – всё это зло, всё это мирское (дунья), от которого нас предостерегал Пророк (мир ему и благословение). Дунья – причина порочности и пороков, причина лишения благ в Ахирате.

Мы все знаем, что не имеет ценности то, что отдаляет нас от Всевышнего, отвлекает от Его поминания. Всевышний говорит (смысл):

يا أيها الذين آمنوا لا تلهكم أموالكم ولا أولادكم عن ذكر الله ومن يفعل ذلك فأولئك هم الخاسرون

«О вы, которые уверовали! Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. А тот, кого отвлекают от этого его имущество и дети, потерпит убыток в День воскресения ». Понесут урон в Судный День те, кто не поминал Аллаха из-за своего имущества и детей.

В другом аяте говорится (смысл):

وما أموالكم ولا أولادكم بالتي تقربكم عندنا زلفى إلا من آمن وعمل صالحا

«Ни ваши богатства, ни ваши дети не являются тем, что приблизило бы вас к Нам,разве только тех, которые уверовали и творили благое ».

Поистине те, которые уверовали, знают, как распоряжаться имуществом и как воспитывать детей, чтобы быть из числа тех, которых приведут к водоёму Пророка (мир ему и благословение). О таких рабах Всевышний говорит в аяте: «тех, которые уверовали и творили благое». Это верующие, средством приближения ко Всевышнему которых являются их дети и имущество.

К сожалению, дети и имущество для основной массы людей не служат средством приближения, так как их имущество и потомство, отклонило людей от того, для чего они созданы.

Становится очевидным, что когда красота этого мира возобладает над нашим сердцем, заняв в нём незаслуженное место – это приводит к отклонению от истинного пути и достоверных знаний, отдаляет от довольства Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение) обратил особое внимание на то, чтобы мы не увлекались тем, что отдаляет нас от Всевышнего. Стремление к тому, что препятствует человеку в возвышении на высокие уровни, является большим бедствием человека.

Дунья не имеет абсолютно никакой цены, как это разъяснил Пророк (мир ему и благословение). Передаёт имам Муслим, имам Ахмад и аль-Байхаки, что Джабир ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил по рынку. Люди находились по обе стороны от него. И тут, проходя возле мёртвого, безухого козлёнка, он подошёл к нему и указал на него, а затем спросил: «Кто-нибудь из вас согласился бы купить его за дирхам?» И они (торговцы на базаре) ответили: «Мы бы за него вообще ничего не дали. На что он нам?»

Они ответили: «Клянёмся Аллахом, он и живой-то был с ущербными ушами, ну, а теперь он, к тому же ещё и мёртв!» И он сказал: «Клянусь Аллахом! Дунья ещё презреннее для Аллаха, чем этот (мёртвый козлёнок) для вас!»

Нельзя возвеличивать мирское сердцем, иначе в нём возникнет любовь к мирскому, и сердце лишится связи со Всевышним. Поистине, любовь к мирскому – основа всех грехов.

О те, которые уверовали, не устремляйте свои взоры на мирское.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отрекись от мирского, и Аллах полюбит тебя, и отрекись от того, чем обладают люди, и люди полюбят тебя ».

Таково положение мирского, верующий должен воспользоваться этим миром, то есть правильно вести себя в этом мире, остерегаясь запретного и сомнительного. Мирское необходимо использовать для достижения довольства Господа. Используя мирского вышеуказанным образом, как это делают праведные люди, являющиеся для нас примером, человек сохранится от зла этого мира. Используйте мирское в борьбе с нашим врагом – сатаной, желая встречи с Господом и надеясь на Его милость. Как же унизительно положение тех, кто придал мирскому иное значение, устремившись к нему и обрекая себя на погибель?

Аллах, сохрани наши сердца и подготовь их для Вечной жизни, дай нам сполна и правильно воспользоваться этой короткой жизнь, чтобы обрести вечное счастье. Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Стенограмма лекции шейха Хабиб Умара

Дорогие братья и сестры, мир вам и милость Всевышнего!

Братья, по-моему, какие-то уставшие. Нет!? Они все постятся в месяц Рамазан. Одной из целей месяца Рамазан является то, как говорит Всевышний в Коране: “О уверовавшие, вам предписан пост, так же, как и для тех кто был до вас. “

И цель этого в чем!? Примерно за два часа успеть поесть как можно больше кибабов, поколе и.т.д. В этом ли цель месяца Рамазан? Нет! Цель месяца Рамазан в том, чтобы ко времени его завершения у вас появилась глубокая связь с Аллахом. Чтобы у вас была глубокая связь с Аллахом. Чтобы вы стали людьми Такъва (богобоязненности). Это и есть смысл месяца Рамазан. И поэтому каждый из нас должен спросить себя: стал ли этот месяц Рамазан причиной нашего духовного роста. Стали ли мы людьми, приблизившимися к Аллаху или же для нас этот месяц прошел, также как обычно: то есть мы воздержались от еды и питья, не имели близости с женой, а кроме всего этого, остальное мы совершали так же, как и в другие месяцы. Цель месяца Рамазан - стать богобоязненными людьми к его завершению. Воздержание от еды и питья - это катализатор того, стали ли вы богобоязненными людьми. Но это не является основной целью месяца Рамазан. Цель в том, чтобы к концу вы духовно стали сильнее. Чтоб у вас возникла глубокая связь с вашим Творцом. И это значит, что те вещи, которые запрещены, становятся еще более запрещенными. Есть, пить и сближаться с женой в общем дозволено, но то, что дозволено в общем, в месяц Рамазан становится запретным. А как насчет тех вещей, которые итак запрещены!? Каково их положение!?

Одна из этих вещей, что отдаляет человека от богобоязненности -это обман мирской жизни. Сама мирская жизнь. Почему? Потому что мы все люди и мы подвержены воздействию всего окружающего. И по этой причине, если вы живете в духовно здоровом обществе, это помогает вам развиваться духовно. И еще, потому что мирская жизнь значит - нечто близкое. Нечто близкое к нам. А ахират как бы другое и соответственно нечто далекое. То есть мирская жизнь - это нечто ощутимое. Мы можем почувствовать мирское и оно повсюду вокруг нас. Ахират основывается на имане (вере). И вот почему многие люди обмануты мирским. Мирское овладело их жизнями. Я имею ввиду, сколько интеллигентных людей мы видим вокруг, которые никогда не задумывались о смысле своего пребывания на этой земле. Они идут по жизни, даже не задумываясь о её смысле на этой земле. Они знают, что их обувь имеет предназначение, что их куртка имеет предназначение. Но каково предназначение человека на земле!? Зачем Аллах создал человека? А люди же обмануты мирским. Ну вы представьте, кто выбирал когда и где ему родиться. Кто выбирал место рождения в Клаптоне или же в восточном Лондоне? Нет! Вы не выбирали. Аллах выбрал… для вас то, где вы родитесь и в какое время. Если бы выбор был за вами, то вы скорее не пожелали бы родиться в глубинах Пакистана, Бангладеша, Сомали или еще где-то. Так что вы пришли в эту жизнь не по своей воле. И клянусь Аллахом, когда ангел смерти постучит в вашу дверь, не будет отсрочки, смерть придет к вам и вы покинете этот мир тоже не по своей воле. У вас не будет выбора и вы не сможете сказать: нет, нет, нет мне еще нужно сделать кое-что. Или мне все еще осталось 6 месяцев быть президентом исламской ассоциации. Или же, мне осталось собрать еще пару сотен тысяч до своего первого миллиона. Позволь мне заработать мой первый миллион. У вас не будет никакого выбора. И вы уйдете из этой жизни не по своей воле. Вы пришли в этот мир не по своей воле и уйдете из этого мира не по своей воле. Так что же заставляет вас думать, что вы можете делать все, что пожелаете с момента рождения до смерти?

Жизнь - это доверенное нам от Аллаха и каждый хочет иметь здесь успех. Но каково определение понятия успех? Когда Аллах говорит об успехе, что же Он сказал?

Он говорит: «Кто бы не был отдален от огня и вошел в Рай тот преуспел».

Затем Аллах говорит непосредственно другое: «Но это мирское, эта жизнь сама по себе - ничто иное, как обман», так как Аллах знает, что большинство людей отдалены от Аллаха, они потеряли смысл своей жизни и обмануты мирским. Обмануты, потому что основой их смысла жизни является только мирское. И на что это похоже!? Это похоже на сон. Вы же все видите сны. Вы видите сон и в этом сне вы едете на феррари в Калифорнии, у вас также имеется прекрасный особняк, вы наслаждаетесь, да и вообще верите, что это все по настоящему. А затем вы просыпаетесь, открываете свое окно и видите там свое пежо 306. И вы все еще на востоке Лондона. Ну я не знаю, как там на востоке Лондона, я обычно щучу по поводу Бирмингема. Вы осознали, что тот сон был иллюзией. Вы поняли это. А с другой стороны, вы иногда видите во сне, что вас избили и вам больно. И вы чувствуете эту боль. А после пробуждения вы осознаете, что это был всего лишь сон. Вот на что похож этот мир. Алиасхаб, да будет доволен им Аллах, говорил, что все люди спят, и они проснутся только когда умрут. Вы думаете, что бодрствуете, но на самом деле вы спите. И только когда вы умрете и увидите истинность земной жизни и вечной жизни, вот тогда вы всецело осознаете, что мирская жизнь - это обман. И это и есть ваше пробуждение.

Во времена Пророка Исы, мир ему, был человек, который хотел сопровождать Пророка Ису, мир ему. Так он сказал: О Посланник Аллаха, можно ли мне сопровождать тебя? И пророк Иса, мир ему, разрешил ему. Спустя немного времени, когда они уже были в пути, пророк Иса, мир ему, сказал ему: пойди купи три лепешки! Лепешки были даже в те времена. Он пошел. А потом он спросил себя: нас всего двое - я и Иса, а для кого же третья лепешка!? Так, он сам и съел её. По его возвращению, пророк Иса, мир ему, спросил его: А где же третья лепешка? Он сказал, что третьей не было. Они продолжили путешествие. И пророк Иса, мир ему, купил козу, заплатив хозяину козы ее стоимость. После чего он вознес мольбу Аллаху. И это коза сама принесла себя в жертву, содрала шкуру с себя и начала жариться. А этот человек в шоке стал произносить: Аллагьу Акбар. СубхнАллах. МашаАллах. Как это произошло? Пророк Иса, мир ему, же говорит: Я прошу тебя именем Того, Кто осуществил это чудо, скажи мне что случилось с третей лепешкой? Где она? Тот человек ответил: валлахи, билляхи, таллахи, я не знаю. Так они пошли дальше и подошли к реке, а там не было лодки, чтобы пересечь ее. Тогда пророк Иса, мир ему, ударил своим посохом по земле и река разделилась. И этот человек видит все это и говорит: Аллаху Акбар, СубханАллах, что за чудо. Пророк Иса спрашивает его: я прошу тебя именем Того, Кто сделал это чудо, скажи мне где третья лепешка? Тот снова отвечает Валлахи, билляхи, таллахи, я не знаю. Не было третей лепешки. Позже они достигли пустыни и решили передохнуть. Пророк Иса сделал из песка три песчаные кучи, после чего вознес мольбу Аллаху и Аллах превратил эти три кучки песка в золото. И пророк Иса, мир ему, поворачивается к нему и говорит: это мне, то тебе, а третий кусок золота для того, кто съел третью лепешку. Этот человек сказал: валлахи, билляхи, таллахи, это я съел ее, я съел ее. Тогда Пророк Иса, мир ему, сказал: ты иди своим путем, а я пойду своим. Человек же этот ликовал, ведь он получил земное - три куска золота. Затем там проходили трое разбойников. Они увидели этого человека с тремя кусками золота. И они убили его. Затем один из них сказал другому: пойди купи лепешек. Один из них уходит, чтобы купить поесть что-нибудь. А тот, который остался ждать, подумал: когда тот вернется, я убью его. Отправившийся за едой, в свою очередь, подумал: я добавлю яд в эту еду, он ее поест и умрет. Он вернулся с едой. Напарник его убил, а затем съел лепешки и тоже скончался.

Мирское остается на месте. Но человек покидает его. Человек оставляет мирское. Однажды пророк Иса, мир ему, увидел мирскую жизнь в виде прекрасной шальной женщины и спросил ее: кто ты. Она же в ответ: я - мирская жизнь. Он спросил: сколько партнеров у тебя было? Она ответила: у меня их было миллиарды. Каждый, кто ходил на поверхности этой земли был моим партнером. Он спросил: и к скольким из них ты была верна? Она же сказала: Ни одному! Тогда пророк Иса, мир ему, сказал: глупец тот, кто влюбляется в тебя после того, как он увидел то, что ты сделала со своими предыдущими партнерами.

Вот почему Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: Не забывай своего удела в этом мире!

Имам Куртуби говорит, что твой удел из этого мира - это ваш саван.

Единственное, что вы возьмете с собой из мирского, - это ваш саван. Ведь вы не сможете взять с собой все остльное. Все: ваши машины, банковские счета, абсолютно все - свою популярность, власть, прекрасные дома и красивые одежды, все остается здесь. То, с чем вы уходите в могилу - это два куска савана. И все! Это и есть реальность мирской жизни. Но мы часто обманываемся мирским.

Один из прекраснейших примеров, который я приводил сотни раз о реальности мирской жизни - это пример приведенный имамом аль Газали. В этом примере он говорит о человеке, который пробирается через джунгли. Он оглядывается назад и видит, что за ним гонится лев. Он бежит. Подбегает к колодцу и прыгает в него. Падая, он хватается за веревку и вздыхает с облегчением. Затем он смотрит и видит, что лев над ним и ждет его. Он смотрит вниз и видит большую змею с открытой пастью, которая ждет, пока тот упадет. И все, что у него есть, - это веревка. Потом, через некоторое время он видит на веревке двух мышей, черную и белую, которые начинают грызть эту веревку. Над ним лев. Под ним змея. И единственная поддержка - это веревка… и ее сейчас начинают грызть. А перед собой он видит медовые соты. Смотрит на эти соты и кладет свой палец туда. Берет мед на палец, потом ставит на язык и пробует на вкус. Сладость меда моментально заставляет забыть его льва, змею и двух мышей.

Имам аль Газали говорит: лев - это смерть, которая всегда преследует тебя. Змея - это твоя могила, в которую уложат каждого. И если это хороший человек, то он окажется в райских садах. А если же это плохой человек, то он будет в яме ада. Веревка - это его жизнь. Черная мышь - означает ночь. А белая - это день. И они постоянно грызут на протяжении твоей жизни. Что касается меда, то это дунья (мирская жизнь). Человек пробует сладость жизни и забывает смерть, забывает могилу. Он забывает о том, что придет день и он умрет и ему придется предстать перед своим Создателем. И это есть реальность мирской жизни. Вы когда-нибудь ходили на кладбище!? Вы когда-нибудь видели….. могильные камни!? Многим из тех, кто там лежит от 18-ти до 25-ти или от 18-ти до 75-ти лет. Вы понимаете, что эти люди проводят больше времени под землей, чем над. Многие из них были намного сильнее, чем я и вы, прекраснее, чем я и вы, они обладали большим имуществом, силами и знаниями. Они пришли и ушли. И разумный человек тот, кто готовится к вечной жизни. Но иногда то, что окружает нас, заставляет забывать об этом.

О цели нашей жизни. Пророк, мир ему и благословение, как-то рассказал о трех людях, которые жили во времена сынов Исраиля еще до Ислама. Было три человека. Один был прокаженный. Второй был облысевший. А третий был слепым. И Всевышний Аллах пожелал испытать этих людей и послал к ним ангела в образе человека. Так этот ангел направился к прокаженному. И ангел сказал ему: Чего больше всего ты желаешь на этой земле? Человек ответил: больше всего я хочу в этой жизни, чтобы Всевышний Аллах даровал мне хорошую кожу со здоровым цветом. Потому что люди избегают меня. Люди избегают меня. А мы часто видим подобное в наши дни, люди стали слишком поверхностно относиться к другим людям. Они не судят вас по вашим действиям, не судят по тому, какой у вас характер, они судят вас на основе материальных средств: какую машину вы водите, где вы живете, насколько хорошо вы выглядите….. Всевышний Аллах создал человека не по его выбору. Вы видите людей, которые ездят на больших машинах, у которых много денег на счету, готовы ли они разделить эти деньги с вами!?? Нет! Парень на большой машине никогда и не думает о нуждающихся друзьях. Что же говорить о людях!? Вы готовы подлизываться человеку ради какого-то куска металла? Разве такое подобает мусульманину!?

А ведь было время, когда людей судили по их характеру. Если бы Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, оценил Биляла, да будет доволен им Аллах, по цвету его кожи, а такое имело место быть в обществе, то он никогда не освободил бы его. Но Абу Бакр оценивал Биляла по его характеру, по его богобоязненности и поэтому когда он увидел Биляла, которого подвергали пыткам, то отправился к Умайи и сказал: продай мне Биляла. Умайя ответил: я продам его тебе, потому что ты тот, кто испортил его. Абу Бакр спросил: Сколько? Умайя ответил: 10 золотых монет. Тут же Абу Бакр пошел домой и принес 10 золотых монет и отдал их Умайи. Тогда Умайя начал смеяться. Абу Бакр же спросил его: О Умайя, что заставило тебя засмеяться? Умайя сказал: Причина моего смеха в том, что если бы ты поторговался со мной, если бы ты поторговался со мной, и предложил бы мне одну золотую монету, то я продал бы Биляла тебе за одну золотую монету. А Абу Бакр сказал: Клянусь Аллахом, о Умайя, если бы ты поторговался со мной и попросил бы у меня сто золотых монет за Биляла, Я отдал бы тебе сто золотых монет…..Потому что Билял стоил того. Так Абу Бакр освободил Биляла. Билял был рабом… он был рабом, но вырос до такого уровня, что Абу Бакр - правитель своего времени говорил: Сайидуна (господин) Билял. Умар в свое время говорил: сайидуна Билял. А Халид бин Валид!? Когда Умар будучи правителем в свое время хотел наказать его и хотел забрать чалму с его головы, кого отправил Умар!? Он отправил Биляла. Кем был Халид? Халид был сыном Валида ибн Мугиры. Он был мечом Аллагьа и сыном Валида ибн Мугиры, который являлся бесспорным лидером…люди думали, что это Абуталиб, но именно Валид ибн Мугира был бесспорным лидером курайшитов. А Билял был рабом, но когда он стал мусульманином, когда у него возникла связь с Аллахом, Умар отправил его и он взял чалму Халида ибн Валида.

Но сегодня мы оцениваем людей по одежде, которую они носят. Обувь «Прада»и брендовые часы. Что, разве это традиция мусульман!? Если вы хотите судить людей по их виду или же по одежде, которую они носят, тогда позвольте мне сказать вам. Когда Пророк, мир ему и благословение, покинул этот мир, он оставил несколько кусков материала. 11 кусков ткани. Когда Абу Бакр покинул этот мир, у него было 14 кусков материала.

Когда умер Умар ибн Абдулазиз…Кем был Умар ибн Абдульазиз!? Умар ибн Абдульазиз, да будет доволен им Аллах, был одним из самых могущественных людей на поверхности этой земли. В предании упоминается, что его халифат распространился от Китая до Испании. От Кавказа до глубин Африки. И когда он умирал, на нем была старая одежда. Тогда некто сказал его жене: поменяй ему одежду. Она же промолчала. Он же снова ей говорит: послушай, он умирает, поменяйте ему одежду. Она снова промолчала. И в третий раз он сказал то же самое, но уже сердито. Тогда жена повернулась к нему и сказала: Клянусь Аллахом, это единственная одежда, которая имеется у него. Это единственная одежда, что у него есть. Но история упоминает Умар ибн Абдульазиза за его благодеяния, оставленные им после себя, за его услужение, которое он оказывал людям. Вот почему он был запечатлен в истории.

Так этот прокаженный говорит ангелу, что он больше всего желает красивую кожу и прекрасные волосы. Ангел спросил: чего ты желаешь из материального. Человек ответил ему: из материального я хочу, чтоб у меня была верблюдица. Тогда ангел даровал ему беременную верблюдицу, затем сделал дуа для благодати, после этого удалился.

Далее ангел направился к человеку, который страдал облысением и поврежденной кожей. Ангел спросил: чего ты желаешь? Тот ответил: я желаю, чтобы Всевышний Аллах даровал мне волосы, так как люди избегают меня. Тогда ангел провел рукой по его голове и Всевышний Аллах даровал ему здоровые волосы. Затем ангел спросил: а что ты хочешь из материального? Человек сказал, что хочет получить корову. И ангел дал ему беременную корову. Затем сделал дуа для благодати.

И то же самое ангел сделал со слепым. Он вернул ему зрение и даровал ему беременную козу. А после всего этого, Всевышний Аллах пожелал испытать этих людей снова. Потому что эти блага даровал им Он. Так Всевышний Аллах послал к ним другого ангела. Но теперь уже в виде нищего. Так ангел направился к тому человеку, который страдал проказой. И сказал ему: я очень далеко от своего дома, у меня нет ничего. А у того человека уже имелось целая долина полная верблюдов. И ангел говорит: я далеко от своего дома и у меня нет никого, к кому бы я мог обратиться, кроме Всевышнего Аллаха, а после Аллаха ты. Из всех имеющихся у тебя сотен и тысячи верблюдов, даруй мне одного! И Субх1аналлагь! Он сказал: У меня слишком много обязанностей. У меня слишком много ртов, которые я должен кормить. У меня слишком много устремлений.

У меня нет времени для людей в Пакистане. Мне ведь нужно купить себе айфон. Мне ведь нужно купить себе большую машину. Это мои устремления. А те люди в Пакистане согласно тому что сказал Всевышний Аллах и Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Верующие как одно тело. Если болит голова, то и все остальное тело чувствует себя плохо».

Видите ли нет времени для них. Потому что у меня большие устремления. Это ведь то, что Аллах говорит о неверующих.

Он говорит (смысл): «Оставьте их кушать и пить. Их желания и любовь к своим стремлениям обманут их. Позволь, чтоб их любовь к стремлениям обманула их. Скоро они вернутся к Аллаху и Аллах покажет им».

Так этот человек сказал: у меня слишком много обязанностей. Тогда ангел спросил: Ни ты ли тот человек, который страдал проказой… а потом Всевышний Аллах дал тебе все это!? Нет, нет…, не я!? Это все я получил от своих предков. Это все я унаследовал. Тогда ангел проклял его и сказал: Если ты лжешь, да вернет Аллах тебя в прежнее состояние. И Аллах вернул его в прежнее состояние.

Затем ангел направился к облысевшему человеку. И там состоялся такой же разговор. Слишком много ртов, которые нужно кормить. Слишком много долгов, которые нужно выплатить. Слишком много желаний. Как сказал поэт: «Увы, но сколько желаний полегло в глубине могилы». Каждый мужчина и каждая женщина, которые умирают, имеют свои желания, но вы никогда не осуществите их, потому что такова сущность мирской жизни.

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы у сына Адама, т.е. человека имелось золото равное двум долинам, он бы стремился к третей. Это никогда не заканчивается».

Далее тот ангел направился к человеку, который был слепым. И сказал ему: я бедняк, находящийся далеко от своего дома, даруй мне одну из этих коз. На что человек ответил: Клянусь Аллахом, из всех коз, которых ты видишь здесь у меня, бери какую только пожелаешь, потому что Аллах наградил меня ими. Аллах даровал мне их. Тогда ангел сделал дуа за этого человека, чтоб Аллах еще больше увеличил ему блага.

Такова сущность, мои дорогие братья и сестры. Люди страдают. Не дайте мирскому обмануть вас! Потому что у мусульман есть такое понятие, как барака (благодать). Когда вы тратите что-то ради Аллаха, Аллах тот, Кто дает и Аллах тот, Кто увеличивает, и Аллах тот, Кто дает благодать. Всевышний Аллаз обещает: «Если вы будете Мне благодарны, Я увеличу ваше состояние». Что значит благодарность!? Не знаю насчет других, но в основном азиаты говорят: шукр, шукр альхамдулиллях. И все. Наилучший шукр - это когда вы тратите и используете то, что даровал вам Аллах, ради Его же довольства. Вот это и есть наилучшая благодарность.

Пророк, мир ему и благословение, сказал: Это приводит имам ат-Тирмзи в своей книге: «Три вещи относительно которых я клянусь: Не уменьшится богатство человека, если он потратит его на пути Аллаха». Во времена Пророка, Пророк, мир ему и благословение, пришел домой и спросил Айшу, да будет доволен им Аллах: «приходил ли кто-нибудь в этот дом?» Приходил один человек. Но все что у нас было это совсем немного еды для тебя и сохранила ее для тебя. Тогда Пророк сказал: «Нет, нет, Айша! То что ты потратила, это и было бы сохраненным для меня, потому что оно находилось бы у Аллаха и сохранилось бы у Него». Все, что у вас - исчезнет. А все, что хранится у Аллаха - останется. И это оказало глубокое воздействие на Айшу.

После смерти же Пророка, мир ему и благословение, нищий пришел в дом Айши, да будет доволен им Аллах,. И рабыня Айши по имени Барира открыла дверь. Нищий промолвил: о семья Посланника Аллаха, дайте мне что-нибудь! Она сказала, что у нас нет ничего. А Айша же услышала это и спросила: Кто это? На что Барира ответила, что это попрошайка. А все, что у нас есть - это горсть ячменя для вас, чтобы открыть пост. И это было во время послеобеденной молитвы. Айша же сказал: отдай ему! Аллах наделит. Она отдала. Наступило время вечерней молитвы, а еды нет. Так Айша открыла свой пост просто водой и начала совершать вечерний намаз. А Барира сидела рядом и она немного с сарказмом, ну так шутя, сказала: Да, Аллах наделит. Аллах обеспечит. После чего сразу раздался стук в дверь. Пришел человек и подарил им козу в качестве подарка. Айша завершила молитву и спросила: О Барира, кто это? Она сказала, что это был человек, живущий неподалеку. Клянусь Аллахом, до этого он ничего не давал нам, но сегодня он принес нам козу. И Айша сказала: О Барира! Разве коза не лучше, чем горсть ячменя, которая была у тебя!? А затем Айша сказала то, что действительно говорит об имане этих людей: Она сказала: Клянусь Аллахом, никто из вас не уверует истинно, пока он не уверует в Аллаха сильнее, чем в то, что на ладони его руки. То, что у тебя на ладони, ты видишь это. Но твоя вера в Аллаха сильнее чем, то, что ты держишь в руках. И мы видим мирскую жизнь. И да сделает Аллах нашу веру в вечную жизнь сильнее, чем в эту жизнь на земле. Да дарует нам Аллах веру, которая заставит нас осознать заблуждение и обман мирской жизни.

Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (дьявол) не обольщает вас относительно Аллаха» (Сура 35-“Творец”, 5 аят).

Также Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (Сура 57-“Железо”, 20 аят).

Передается от ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я думаю, вы услышали, что Абу ‘Убайда что-то привёз из Бахрейна. Тогда радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас! (Однако,) клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали (жившие до вас), и это погубит вас, как погубило их!» . (Аль-Бухари 3158, Муслим 2961).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным, и когда вечером будет он верующим, а утром - неверным, продающим свою религию за мирские блага» . (Муслим 118)

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мир этот сладок и зелен (сочен) и, поистине, Аллах Всевышний делает вас своими наместниками в нём, чтобы посмотреть, каковы будут дела ваши. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин!» (Муслим 2742).

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сделал своей заботой вечную жизнь, тому Аллах поместит его богатство в его сердце и приводит в порядок его дела и придёт к нему мир этот сам, против своей воли. А тот, кто сделал своей заботой земную жизнь, тому Аллах ставит его бедность перед его глазами и приводит в расстройство его дела и он не получит из мирского ничего, кроме того, что предписано ему» . (Ат-Тирмизи 2465, Ибн Абид-Дунья в «аз-Зухд» 332. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргиб», 3169).

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося” ». (Ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4112. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргиб», 74).

Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: “Кто из вас хочет купить это за дирхам?” Люди сказали: “Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?” Он сказал: “А хотите ли вы, чтобы он достался вам?” Люди сказали: “Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!” » (Муслим 2957).

История Каруна и пользы из нее

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Карун (Корей) был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит тех, кто ликует. А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».

Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? Грешники не будут спрошены об их грехах.

Он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали мирской жизни, сказали: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну (Корею)! Воистину, он обладает великой долей».

А те, которым было даровано знание, сказали: «Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретет этого никто, кроме терпеливых».

Мы заставили землю поглотить его вместе с его домом. Не было у него сторонников, которые помогли бы ему вместо Аллаха, и сам он не мог помочь себе.

А те, которые накануне желали оказаться на его месте, наутро сказали: «Ох! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает? Если бы Аллах не оказал нам милость, то Он заставил бы землю поглотить нас. Ох! Неверующие не преуспеют». Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (Сура 28-“Рассказ”, 76-83 аяты).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это является наилучшим (средством для того), чтобы вы не считали милость(, оказанную) вам Аллахом, незначительной» . (Аль-Бухари 6490, Муслим 2963).

Толковый словарь русского языка в третьем пункте значений данного слова пишет: «Жизнь - это полнота проявления физических и духовных сил», а в четвертом - «период существования кого-либо от рождения до смерти» .

Теперь посмотрим, как ее (жизнь) трактовали, ощущали, понимали мудрецы и отдельные ученые мужи человеческой истории. Например:

«Вся наша жизнь уходит на то, чтобы научиться пользоваться ею» (П. Буаст).

«То, что получаем от жизни, прямо пропорционально (соразмерно) тому, что мы вкладываем в жизнь» (Г. Леман).

«Жизнь легче, чем кажется; нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое» (К. Норрис).

Дается жизнь не навсегда,

Жизнь - одноразовое чудо.

Мы все являемся сюда,

Чтобы навек отбыть отсюда.

В. Шефнер

«Жизнь не перестает быть забавной, когда мы умираем, и не перестает быть серьезной, когда мы смеемся» (Б. Шоу).

А теперь попробуем взглянуть на суть жизни, мирского бытия через призму Священного Корана, но лишь на одну ее грань (один из основных ее смыслов), не распыляясь на многое. Ведь лучше узнать и уместно применить что-то одно, нежели черпать информацию тоннами страниц, не спроецировав ни одной строки на реальную жизнь.

«Мирская жизнь не что иное, как игра и забава [легкомысленная серьезность, она не столь сложна и страшна, как мы это порой себе представляем, да и непостоянна. Это - игра ценою в вечную жизнь]. Вечная же обитель является наилучшим [там на самом деле жизнь со всеми теми радостями и уютом, к которым стремятся люди] для тех, кто набожен [кто нес в себе постулаты веры и был активен в праведном, кто оставил после себя хорошее наследие в мирском. Для тех, кто понял и нашел гармонию между земным и вечным, став счастливым в обоих мирах. Ведь через правильность в мирском идут к благополучию в вечном]. Разве вы не можете это понять (уяснить для себя)?!» (Св. Коран, 6:32).

«Мирская жизнь не что иное, как забава и игра [является таковой по сути своей, особенно когда человек ограничивается ею в мыслях, устремлениях и делах. В сравнении с вечностью она несерьезна. Учитывая ее тленность и быстротечность, подходить к ней следует обстоятельно и умело, дабы выиграть шанс на счастье земное и вечное]. А вот вечная [райская] обитель - это, воистину, жизнь [постоянная, полноценная, с ощущением того комфорта и спокойствия, которых так не хватает здесь, на земле]. Если б только люди знали! [Сколь было бы им на пользу, если бы они осознали это, верно выстроив пропорции мирского и вечного в своем отношении к происходящему, желаниях и усилиях!]» (Св. Коран, 29:64).

«Действительно, жизнь мирская - игра (развлечение, упражнение) [она похожа на партию в шахматы, где следует продумывать все на несколько шагов вперед, а при неверном ходе, отвлекаясь от сложного интеллектуального процесса, можно и проиграть] и забава [для тех, кто легкомыслен в своем отношении к ней; в их случае она похожа на увлечение, быстро проходящее, оставляющее после себя гнетущее чувство растерянности, сожаление о неверно реализованных силах и возможностях]. Если вы уверуете [сердцем] и будете набожны [осознанно сторонясь очевидных грехов и преступлений], то [Господь миров] непременно воздаст вам [многочисленными] благами [в земной обители и в вечной] и не попросит [всего], чем вы [временно] владеете. [Да, Он обязал вас выплачивать милостыню (закят), но не делает акцента на Им же Самим временно предоставленном вам достатке и средствах, ведь многие из вас очень скупы. Поймите, Он, Господь миров, никогда не нуждался и не нуждается в ваших благодеяниях и проявлениях щедрости! Любой ваш добрый поступок, в том числе материальные затраты на благо другим, близким вам или незнакомым, на пользу вам же самим - вернется в виде земных (здоровье, достаток, взаимопонимание с нужными вам людьми и т. п.) и в виде вечных благ (бесконечная благодать и великолепие Рая) ]» (Св. Коран, 47:36).

«Знайте же, что, поистине, жизнь мирская - (1) игра [где свои правила и где есть выигравшие и проигравшие; в ней присутствует немало пустого и бесполезного, на что не стоит тратить времени и сил]; (2) забава (развлечение) [в мирской обители много никчемного, а порой и греховного: игорные дома, пьяные застолья, ночные клубы, пляжные романы, бессмысленные и аморальные развлекательные передачи и т. п.]; (3) [ослепляющая и обманывающая вас порой] красота [а это - великолепные, но малополезные предметы фарса: раритетные или гоночные автомобили, яхты, частные самолеты с эксклюзивным дизайном; полные роскоши и неразумного изобилия элитные квартиры и особняки; дорогостоящая одежда и т. п. Посмотрев сквозь все это, проницательный человек легко может понять и уяснить никчемность роскоши подобного уровня, не говоря уже о том, что она зачастую сопряжена с посягательством на имущество и права других, с казнокрадством и обманом ], (4) горделивость (кичливость ) друг перед другом [когда человек приобретает ту или иную дорогостоящую вещь не для уюта и удобства, а ради хвастовства, ощущения превосходства над другими, чтобы «утереть нос» соседу, компаньону или другу] и (5) накопительство [слепое приумножение] богатств , а также [горделивость] многочисленностью детей [когда родители гордятся не порядочностью, умом, образованностью, воспитанностью, набожностью и самостоятельностью своих чад, а тем лишь, что их много].

[И если представить себе мирскую жизнь образно, то] она подобна обильному дождю (ливню). Неверующие восхищаются растениями (урожаем), произрастающими после него, ведь все быстро созревает, но [через недолгий промежуток времени] сразу начинает желтеть (бледнеть), а затем гниет (или иссыхает, превращаясь в бесполезные остатки, сор, мусор, труху). [«Созревающие» мирские «плоды», возможности, достаток, силы нужно уметь вовремя и разумно «собрать», использовать, переведя в то, что полезно и доходно в мирском и в вечном. Но люди часто бывают ослеплены тем, что есть, забывая о том, что земное в скором времени уйдет, а вернется в виде записи в личном деле в Судный День - или грехами, или благодеяниями.]

В вечности [для грешников и безбожников предусмотрено] суровое наказание, [а для кого-то из числа уверовавших и набожных] - прощение от Господа и довольство.

Жизнь мирская - и нет сомнения в этом - предмет ослепления (самообольщения , тщеславия, высокомерия, гордости). [Она есть то, посредством чего вы можете быть обмануты, можете жестоко обмануться, купив за кровью и потом заработанные на протяжении десятилетий миллионы то, что не стоит и гроша . От отдельных мирских благ и удовольствий человек может постепенно ослепнуть, переставая проницательно видеть сквозь них, теряя возможность анализировать, во что они превратятся в вечности: в райские плоды, неописуемые по красоте и вкусу, или в адские колючки, запиваемые кипятком Ада. Звучит непривычно, но одного из двух не избежать]» (Св. Коран, 57:20).

Итак, жизнь - игра. Но это по сути своей не легкомысленная забава, а игра, требующая от нас взвешенного, серьезного подхода и неустанных тренировок. Ведь в ней будут и выигравшие, и проигравшие. Но мы ради своего же блага не имеем права проигрывать. Верующий относится к жизни спокойно, ровно, энергично, с радостью, но подход серьезен и чувство ответственности всегда при нем.

Ничто не удержать в руках навечно, кроме как переведя в иную категорию - во имя Аллаха (Бога), совершая тот или иной добрый поступок пред Ним, Господом миров, и на благо себе (но помня о человеческой ненасытности, зная меру в собственных желаниях и хотениях), родным, своему народу, единоверцам и вообще людям . К тому же все по намерениям. Важны - целеустремленность , настрой и положительная, разумная активность, иногда - с двойным усилием, упорством. Дело осталось за малым - жить… достойно прожить. И больше на уровне души , намерений и фактических дел, нежели - масок, декораций и искусственных представлений; желаний или фантазий.

См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 306.

«Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [себе на благо, мирское и вечное], а если совершаете что-то плохое, злое [развращаете, сеете раздор; осмеливаетесь посягнуть на честь, жизнь или имущество других], то - против самих же себя. [Вам лишь кажется, что вы помогаете другому, на самом деле вы помогаете самим себе. И вам лишь кажется, что вы вредите другим, на самом же деле пострадаете лишь вы сами, не от людского, так от Божьего правосудия]» (см. Св. Коран, 17:7).

«Слишком много людей тратят деньги, которые они не заработали, чтобы купить вещи, которые им не нужны, дабы удивить людей, которые им не нравятся» (У. Смит) .

«Некоторые думают, что покупают наслаждение, а сами продают себя ему в рабство» (Б. Франклин).

Самообольщение - обольщение себя приятными, но ложными мечтами, надеждами. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1144.

Более подробно о смыслах данного аята говорится в моей лекции «Миллион за то, что не стоит и гроша» (14.01..

Уметь мудро и искусно жить, преодолевая, достигая, не обманываясь и не ослепляясь, - непростой, но в результате работы над собою приобретаемый навык. Есть разные пути достижения успеха, обхода обмана и сохранения зрячести. Наилучшими помощниками в этом для человека, считаю, являются вера и интеллект.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) наставлял: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление)! Вы обязаны иметь цель (стремление) [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)». Последняя часть хадиса при подстрочном переводе звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, не отчаиваясь в помощи и милости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 180, хадис № 3013, «сахих».

Понять, что такое «жить на уровне души», поможет вам (с благословения Всевышнего) моя книга «Мир души», которая есть в книжном варианте, в аудиоформате, а также в электронном варианте. Все это вы можете найти на http://ummastore.ru.

Loading...Loading...