Золочение в домашних условиях FunChrome HandMade это. Как позолотить металл в домашних условиях Как позолотить пластик в домашних условиях

Мастерство декоративного золочения различных поверхностей относится к тем редким старинным ремеслам, которые требовали не только высокого мастерства, но и хорошего вкуса. Нет ничего проще, как испортить изящный предмет, нанеся на него толстый неаккуратный слой позолоты, превращая элемент дизайна в безвкусную пошлую вещь...

С книгой издания 1895 года мы попробуем разобраться в тайнах этого ремесла, научимся грамотной подготовке поверхностей и правильной подборке необходимых материалов. Сам автор считает, что процесс домашнего золочения вообще-то сам по себе ничего сложного не представляет: покрой поверхность клейким веществом, а сверху на нее наложи листок с золотым покрытием, стараясь, чтобы он лег ровно и гладко. Но как и в любом мастерстве, тут имеются свои секреты.

Золочение по маслу (матовое золочение)

Этот тип золочения изделий считается одним из наиболее распространенных - хотя бы потому, что только выполненная таким способом позолота способна стойко переносить перепады температур и атмосферные осадки без ущерба внешнему виду.

Для работы используется темное и светлое листовое золото, часто продаваемое в виде квадратных книжек, из которых по мере необходимости вынимаются листки. как старинные, так и современные мастера для работы часто используют поталь , являющейся бюджетной имитацией сусального золота.

Профессиональные золотильщики в своей работе часто используют такой прием: берут из книжки золотой лист, расправляют его на кожаной подушке, окруженной защитным экраном. Такую подушку делают из листа фанеры, покрытого слоем байки, двумя-тремя слоями фланели, а поверх них - тонкой кожей. Вокруг подушки находится небольшой бортик, защищающий тонкий лист золота от дыхания мастера. Снизу подушки приделывается петля, в которую вставляется большой палец левой руки золотильщика.

Листок кладут на подушку, осторожно расправляют с помощью легких дуновений, после чего лист делится на нужное количество частей тупым ножом. До лезвия ножа категорически не рекомендуется дотрагиваться руками, т.к. из-за этого он будет не резать, а комкать тонкие листы золота.

Если, допустим, требуется позолотить полосу шириной в 5 см, то листок необходимо нарезать на полоски, ширина которых на 5-7 мм будет больше, чем ширина полосы. каждую полоску захватывают специальной кистью и накладывают на подготовленную поверхность. Старинный учебник по золочению называет эту кисть из редкого верблюжьего волоса "типом" и дает совет по ее изготовлению: сделать тип можно из двух старых игральных карт, вклеив между ними необходимое количество щетины - см. рисунок.

Очень удобно использовать тип при работе с неровной поверхностью: щетина кисти легко подстраивается под любой рельеф.

Далее следует забавный совет: золотильщику рекомендуется провести типом по собственной прическе, что придает щетине кисти легкую "маслянистость" в той степени, которая необходима для прилипания золотой полоски к кисти. Затем листок переносят на подготовленную и смазанную клеем поверхность, и он легко отклеивается от кисти. Можно предположить, что дело не в маслянистости, а в обычном статическом электричестве...

Следует помнить, что листки золота очень тонкие, ломкие и легко деформируются, поэтому при обращении с ними необходимо быть очень осторожным. При золочении в домашних условиях может пригодиться такой прием : поверх золотого листка накладывают лист вощеной бумаги и очень легко его разглаживают. После этого золото легко прилипает к бумаге и так же легко переносится на нужную поверхность, где его уже фиксирует клеевой состав.

Золотильщики старой школы для этих целей пользовались специальной палитрой: дощечкой, к которой приклеивался лоскут полотна. если на такую палитру дыхнуть несколько раз, то листок золота легко к ней приклеивался и переносился в нужное место без повреждений.

Если на золотом листке оказались трещины или незакрытым остался небольшой фрагмент обрабатываемой поверхности, то исправляется это так: кончиком перочинного ножа, смоченного в маленькой капле воды (или просто языком), берут небольшие фрагменты золотого листка и накладывают на дефектное или непокрытое место. После этого лоскутки плотно прижимаются круглым тампоном из ваты, обтянутой тонкой кожей. Затем уже обычным ватным тампоном легко протирают работу, удаляя излишки листового золота и придавая поверхности гладкость.

Клей для масляного золочения

Классический клеевой раствор для золочения подразумевает варку льняного масла с окисью свинца, или, иначе говоря - олифа, приготовленная по старинному рецепту. Недостатком этого клея можно считать то, что покрытая им поверхность для золочения будет готова лишь часов через двенадцать; преимуществом - возможность использовать клей для наружных работ.

Более быстрое средство - "клей для лакировщиков" пригоден для золочения уже через 2-3 часа, но его можно использовать только для внутренних работ. Также считается, что этот клей гораздо слабее, чем приготовленный по классическому рецепту, а потому позолота на его основе нуждается в дополнительном покрытии лаком.

Если позолоту совершают по грунту желтоватого или красноватого цвета, то в клей для золочения рекомендуется добавлять немного желтой или красной охры. Лучше всего клей наносить кистью из верблюжьего волоса - так слой клеевого состава получается ровнее и глаже. От равномерности высыхания клея будет зависеть и качество золочения: на слишком тонких местах клей быстро высохнет и позолота будет иметь слишком блестящий вид; на утолщениях клей останется влажным и позолота приобретет тусклость.

Чтобы определить готовность клея к нанесению золота, необходимо легко прикоснуться к нему суставом пальца: чуть липкий клей пригоден для работы, а вот смазанный слой говорит о необходимости дальнейшего подсыхания. Однако, тут есть важный нюанс: если предстоит работа с листовым серебром, то для него слой клея должен быть более влажным, чем для золота!

Золочение дерева

Простое, неполированное дерево обладает пористой структурой и потому нуждается в тщательном грунтовании. Для этого его можно пропитать составом, приготовленным из льняного масла и плотного красящего вещества (в современном мире можно воспользоваться готовой грунтовкой по дереву ).

После покрытия дерева слоем грунта, ему дают хорошо просохнуть, после чего тщательно шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой до состояния гладкости. После этого наносят еще 2-3 слоя грунта, повторяя процесс. От качества грунтования будет зависеть и качество золочения, поэтому не стоит спешить с подготовительным этапом. Затем на идеально ровную и гладкую поверхность наносят клеевой состав и производят процедуру золочения.

Золочение картона

Материалы, по структуре подобные картону, также нуждаются в грунтовании, но не на масляной основе, а водным раствором грунтового состава. Мастера прошлых лет использовали для этих целей раствор гуммиарабика или рыбьего клея, а иногда - и отвар обрезков пергамента в желатиновой смеси. Но также, как и в случаях с масляной грунтовкой, современные мастера могут пользоваться широким ассортиментом готовых грунтовок.

Грунтовку наносят полосой, ширина которой должна быть чуть больше полосы, на которую будет нанесен клей. Это делается для того чтобы защитить работу от масляных потеков, которые могут появиться при использовании клея. Технология нанесения позолоты такая же, как и при работе с деревом.

Если позолоту собираются накладывать на обратную сторону фотографии , то грунтовать эту фотобумагу не нужно: ее поверхность уже готова к нанесению клеевого состава и листового золота.

Золочение по тканям

При золочении поверхностей из шелка и других видов тканей необходимо нанесение такого же типа грунта, как и для картонных изделий. Грунт накладывают несколько раз - каждый слой после высыхания предыдущего.

Эта мера поможет избежать появления некрасивых жирных пятен и полос, которые неизбежно появятся на ткани после нанесения на нее масляного клея. Если в работе используется грубый и плотный материал, наподобие коленкора, то в качестве грунтовки хорошо подходит слабый раствор столярного клея .

Золочение по камню и штукатурке

Эти материалы относятся к пористым, а потому требуют особого внимания к наложению и качеству грунта. Старинные мастера утверждают, что самой лучшей грунтовкой для подобных материалов является смесь гуттаперчи и шеллака, растворенных в бензине. Такой грунт не только способствует качественному золочению, но и предохраняет материал от воздействия сырости.

Надо заметить, что рецепт этого грунта долгое время считался секретом английских декораторов, которые широко им пользовались при украшении церквей. С помощью этого раствора позолоту можно было накладывать прямо на стены, не прибегая к покрытию масляной краской или к использованию дополнительных подкладок из цинка, как это делалось раньше.

При золочении по камню используется грунтовка, состоящая из шеллака, растворенного в винном спирте. Камень отмывают от загрязнений, дают хорошенько просохнуть, иначе со временем грунтовка начнет отслаиваться вместе с позолотой. Если часть камня, за исключением позолоченных мест, должна оставаться в естественном виде, то в таком случае при нанесении масляного клея нужно следить, чтобы он не заходил за границы шеллакового грунта, иначе на соседних с позолотой частях появятся некрасивые жирные линии. Но эта предосторожность будет излишней, если при работе использовался "клей для лакировщиков".

Золочение на гипсе

Все гипсовые предметы отличаются пористой структурой и потому нуждаются в качественной грунтовке. Как правило, для работы необходимо 3-4 слоя олифы, нанесенных с суточным интервалом. При работе с изделиями больших размеров, у которых отсутствует мелкая отделка, можно воспользоваться "клеем для лакировщиков" с добавлением желтой охры, предварительно хорошо растертой.

Для гипсовых изделий с мелкими деталями (статуэтки, медальоны) лучше всего использовать водный раствор клея с мелко растертой желтой охрой.

  • следует запомнить, что полированные и крашеные поверхности в грунтовании не нуждаются, но перед золочением их необходимо тщательно протереть от пыли и других загрязнений;
  • металлы обладают низкой впитывающей способностью и потому также способны обходиться без грунтования, но для более качественного золочения и защиты от ржавчины рекомендуется сначала покрасить их поверхность;
  • для наружных работ больше всего подходят цинковые изделия, т.к. они стойки к коррозии, но важно учесть и такую особенность цинка. как склонность к деформации поверхности при сильном нагревании солнечными лучами.

Глянцевое золочение

При этом виде золочения блеск деталей будет зависеть от гладкости поверхности или качества операции, известной в этом ремесле под названием "обжига".

Золочение по стеклу

Самым подходящим материалом для глянцевого золочения считается стекло. Благодаря идеально гладкой и ровной поверхности стекло позволяет наиболее качественно наложить листовое золото или серебро.

Никакой предварительной подготовки, кроме очистки от загрязнений, стекло не требует. Однако следует избегать неосторожных прикосновений к поверхности руками - даже небольшой след от пальца способен испортить всю работу.

Самым важным моментом при золочении по стеклу считается тот факт, что работа производится всегда по обратной стороне предмета , поэтому все изображения или буквы должны накладываться в зеркальном отражении.

Предварительное очищение стекла удобнее всего производить белилами, которые хорошо удаляют жирные пятна и следы от пальцев. Стирать белила очень удобно небольшим шелковым лоскутом.

При работе со стеклом кисть-тип обычно не используется, автор предлагает более оригинальный способ нанесения позолоты, удобный при работе с небольшими поверхностями:

Если на позолоте имеются трещины, то для их устранения нужно подышать на такое место и тут же наложить маленький кусочек листового золота. Затем, когда все дефекты будут заделаны, лоскутки золота придавливают ватным тампоном по всей поверхности. Затем стекло слегка нагревают и протирают сухой ватой - позолота будет казаться равномерной и однородной.

Очень важно во время работы защитить стекло от прикосновений руками. Для этих целей необходимо использовать специальные подставки, сделанные по типу мольберта.

Получив позолоченную поверхность, приступают к ее детальной обработке, если конечной целью является получение золотого орнамента или надписи. Для этого необходимо поверх золотого слоя нанести нужные детали и удалить излишек позолоты. Очень часто для рисования деталей используется клей для лакировщиков в смеси с желтой охрой или брауншвейгская черная краска (в качестве пигмента используется истолченные в порошок минералы).

После того как контур рисунка высохнет, приступают к удалению излишка позолоты: как правило, это делают влажным ватным тампоном. Чтобы частицы позолоты не размазывались по стеклу, тампон рекомендуется заменять как можно чаще

Для золочения стеклянных изделий большого размера способ нанесения золота на просто увлаженную поверхность не подходит, в данном случае необходимо использование клеевых составов. Удобно для этих целей использовать водный раствор рыбьего клея: чайную ложка клея разводят в двух чайных ложках горячей воды, добавляют к ней также две ложки винного спирта и фильтруют. Клей удобнее всего наносить плоской кистью, а золото накладывают с помощью типа или любым другим способом.

При желании усилить позолоту, все вышеописанные операции повторяют с той лишь разницей, что клей наносят не кистью, а просто наливают на поверхность и позволяют свободно растекаться. Затем накладывают листовое золото вторым слоем. После высыхания всех слоев можно приступить к дальнейшей отделке: чтобы придать поверхности сильный блеск, ее обливают горячей водой, хотя при этом способе всегда существует риск испортить проделанную работу.

Как сделать золотые блестки

Золотые блестки часто используются для декорирования различных поверхностей, как прозрачных, так и матовых. Чтобы сделать блестки, берут стеклянную бутылку и покрывают ее слоем листового золота, используя для работы водный раствор рыбьего клея. Затем позолоту покрывают копаловым лаком и тщательно просушивают бутылку в теплом месте.

После того как лак затвердеет, с помощью небольшого узкого шпателя с бутылки снимают слой позолоты, разместив ее над листом бумаги. Показателем того, что лак хорошо высох, будет его хрупкость: частицы позолоты должны отлетать от стекла легко и быстро.

При декорировании стекла серебряными или золотыми блестками желательно использовать не клей, а лак в чистом виде, т.к. клей портит цвет золота. Обратную сторону стекла покрывают лаком и наносят блестки; если в работе используется большая поверхность, то к лаку добавляют одну или две капли масла, чтобы слой такого грунта высыхал помедленнее.

Также следует помнить, что при наложении блесток поверхность лака должна быть более влажной, чем при нанесении листового золота: на лаке не должно быть следов его высыхания.

Если в работе необходимо создание теней у некоторых элементов декора, то необходимо использовать брауншвейгскую черную краску. Тени создают следующим образом:

  • на позолоте брауншвейгской черной краской рисуют контуру нужных предметов;
  • на высушенной поверхности стекла убирают излишки позолоты влажным тампоном;
  • стекло помещают под источник тепла так, чтобы черная краска немного нагрелась;
  • кусок ваты обмакивают в терпентин и начинают стирать черную краску, периодически заменяя тампон;
  • если под воздействием терпентина позолота приобретает блеклый вид, то стекло снова нагревают и позолоченную поверхность протирают ватой, обмакнутой в мелко истолченные белила, которые после этой операции смахивают шелковой тканью;
  • стекло кладут лицевой стороной вниз на черный лист бумаги или ткани и острой палочкой на позолоте процарапывают необходимые линии (см. пример на рисунке ниже);
  • затем заднюю поверхность стекла раскрашивают цветными красками в нужные цвета.

Если же рисунок должен быть не золоченым, а раскрашенным и при этом располагаться на золоченном фоне, то узор наносят на стекло перед золочением. Сначала накладывают слой прозрачных красок, затем - непрозрачных, а после того, как работа высохнет, выполняют золочение фона.

При золочении рельефного стекла используются те же способы, как и на плоской поверхности, за тем исключением, что клей должен быть более густой консистенции. Те части стекла, которые должны оставаться прозрачными, защищаются смолистой краской, а все остальные фрагменты протравливаются плавиковой кислотой, придающей стеклу матовый вид.

Для создания рельефного рисунка на стекле черной брауншвейгской краской рисуют нужный узор и оставляют его сохнуть. После этого по краям стекла делают бортик из воска, разбавляют плавиковую кислоту на 2/3 водой и заливают ее на поверхность работы таким образом, чтобы слой кислоты составлял около 5 мм.

Стекло должно лежать очень ровно, чтобы протравливание происходило равномерно. Спустя 30-40 минут в восковом бортике делают щель и очень аккуратно сливают кислоту в подставленный нестеклянный сосуд. Части стекла, защищенные краской, окажутся выпуклыми, а после смывания этой краски вышеуказанным способом линии узора находящиеся под ней, останутся блестящими и прозрачными, по сравнению с остальной матовой поверхностью.

Важно помнить, что все рельефные работы производятся на задней поверхности стекла и потому все узоры, надписи и пр. выполняются в зеркальном отражении, выпуклости - вытравливаются, а впадины - остаются нетронутыми.

Глянцевое золочение на непрозрачных поверхностях

Для полированных поверхностей клеевой состав готовится без добавления спирта, все остальные работы производятся также, как и на стекле. Необходимо помнить, что любую позолоченную деталь необходимо защищать от истирания прозрачным лаком, иначе работа окажется недолговечной.

Для золочения своими руками подходят абсолютно любые гладкие поверхности, будь то полированное дерево, гладкие металлы или все виды стекла. Кроме того, непрозрачные поверхности позволяют использовать одновременно сочетание двух видов золочения: глянцевого и матового. К примеру, на поверхность наносится орнамент, детали которого нарисованы клеем для лакировщиков в смеси с желтой охрой.

Когда клей высохнет, в определенные части орнамента тампоном втирают бронзовый порошок и затем всю поверхность золотят. На бронзированных частях рисунка позолота окажется матовой, а на всех остальных - глянцевой.

Серебрение кистью

Очень простой способ серебрения различных изделий:

40 г хлористого серебра растирают с 40 г винного спирта, добавляют 40 г нашатырного спирта, 35 г поваренной соли, 1/2 г кристаллической борной кислоты и 25 г винного камня. Ингредиенты растирают и в процессе загустения массы добавляют нашатырный и винный спирт до получения густой текучей жидкости.

Смесь хранят в сосуде из темного стекла, т.к. хлористое серебро на свету теряет свои свойства. Нужные предметы хорошо очищают от загрязнений, кистью наносят серебряную смесь, затем обливают водой и сушат в древесных опилках.

Золочение стальных предметов

Хлорное золото, по возможности свободное от кислоты, разводят в воде, добавляют эфира, взятого в количестве в 3 раза больше, чем хлорного золота. Смесь настаивают в течение суток, после чего в получившийся эфирный раствор погружают необходимый стальной предмет.

На поверхности предмета образуется тонкий позолоченный слой. Чтобы получить на предмете надпись или рисунок, на его поверхность с помощью лака наносят нужное изображение, погружают в приготовленный раствор, после чего лак удаляют спиртом или льняным маслом.

Золочение украшений – это процесс покрытия изделий тонким слоем золота, чтобы защитить их от коррозии, придать большую прочность и блеск. Основа для позолоты может быть любой:

  • никель;
  • медь;
  • латунь;
  • бронза и пр.

Искусная имитация золотых аксессуаров смотрится ярко, красиво и благородно. Одно из достоинств таких изделий – цена. При этом сами предметы выглядят не менее роскошно, чем украшения из золота.

Золочение также используют для реставрации старинных ювелирных изделий. После обновления они вновь радуют блеском и сиянием.

Какие украшения подвергаются золочению

Золоченые украшения всегда в моде, подходят к вечерним и повседневным нарядам. Позолотой можно покрывать разные аксессуары:

  • кольца;
  • браслеты;
  • часы;
  • броши;
  • цепочки и пр.

Для каждого предмета оптимальна разная толщина позолоченного слоя. Например, на часы обычно наносят золотой слой от 5 микрон. Толщина позолоченного слоя влияет на прочность, цвет, срок службы, а также устойчивость к коррозии.

Чтобы золоченые изделия как можно дольше радовали красотой, их нужно носить аккуратно: снимать перед сном, физическим трудом, водными процедурами, занятиями спортом. Их необходимо беречь от моющих средств, попадания прямых солнечных лучей и механических повреждений. Желательно хранить аксессуары в отдельной шкатулке.

Золочение от мастеров компании «6 микрон»

Искусством гармоничного золочения украшений в совершенстве владеют мастера-позолотники компании «6 микрон». В их руках любое изделие превращается в изысканный ювелирный шедевр!

Мы наносим позолоту электрохимическим и иммерсионным методами. Такие способы считаются самыми эффективными и безопасными. Цена позолоты рассчитывается, исходя из размеров украшения, выбора золотой пробы, сложности нанесения. Чтобы получить более детальную информацию, обращайтесь к нашим менеджерам.

Золочение церковной утвари

Золочение церковной утвари – сложная и трудоемкая работа, которая требует особой квалификации. Изделия могут покрываться слоем золота полностью или частично.
Позолота придает церковной утвари благородное сияние и повышает стойкость к коррозии. Толщина слоя выбирается индивидуально. Чем толще покрытие, тем лучше защитные и декоративные свойства.

Золото можно наносить на различные изделия:

  • кресты;
  • блюда;
  • иконы;
  • ковши и пр.

Предметы могут иметь основу из стали, бронзы, латуни и других материалов. Возможна также реставрация церковной утвари из благородных металлов. Золотое покрытие совершенно безопасно и долгое время не теряет блеск.

Методы золочения

Существует несколько методов нанесения позолоты. Способ подбирают в зависимости от характеристик предмета и площади обработки. Например, для икон могут использовать механическое золочение, а для небольших изделий вроде нательных крестов используют метод гальваники, когда тонкое металлическое покрытие осаждается на поверхности под действием электрического тока. Золото равномерно оседает гладким красивым слоем.

Вне зависимости от способа обработки, золочение требует наличия специального оборудования и условий, поэтому работу нужно проводить в мастерской. Тогда можно гарантировать красивый результат, который сохранится надолго.

Мастера лаборатории “6 микрон” готовы выполнить золочение церковной утвари любой степени сложности. Мы нанесем позолоту на всю поверхность изделия или в отдельных местах (фон, нимбы, мелкие детали). Цена работы рассчитывается в зависимости от формы предмета, сложности нанесения, выбранной пробы и толщины покрытия.

Золочение сувениров и подарков

Золочение сувениров и подарков – новое слово в искусстве декора. Украшать таким способом можно все, чему нужно придать изящный, благородный вид. Золото не тускнеет со временем, не теряет свою красоту, но такой способ обработки выбирают не только для декоративных целей. Золото – очень прочный металл, который устойчив коррозии и делает изделие более прочным.

Позолота может иметь разную толщину, в зависимости от характеристик предмета и пожеланий заказчика. Чем толще слой, тем выше прочность покрытия, а также лучше защитные свойства. Это красивый и доступный способ сделать сувениры долговечными, придать им красивое сияние.

Искусство декоративного золочения сувениров и подарков

Способ золочения выбирают в зависимости от характеристик предмета. Один из самых распространенных методов – гальваника. Этот вид обработки заключается в погружении изделия в ванну с раствором солей золота под действием электрического тока. При электрохимических реакциях покрытие тонким слоем оседает на поверхности предмета, так что внешне его нельзя отличить от полностью золотого.

Существуют также химические и механические способы золочения. Главное, для качественного результата обработка должна проходить в специальных условиях с применением профессионального оборудования. Тогда современные способы обработки гарантируют долговечность и красоту готового слоя.

Золочение – это сложный процесс, который требует опыта и аккуратности. Основная цель – придать предметам красивый, сверкающий, благородный вид. Поверхность после нанесения должна иметь безукоризненный вид. Любые следы обработки, пылинки, шероховатости портят работу. Поэтому такую задачу стоит доверять только профессионалам.

Мастера компании «6 микрон» готовы выполнить работы любой сложности. Вы приносите к нам простую вещь, а забираете золотую. Цена работы рассчитывается в зависимости от характеристик предмета, выбора золотой пробы, толщины покрытия, площади нанесения.

Золочение металлов

Яркий блеск золота вызывает ассоциации с благородством, элегантностью и богатством. Однако это дорогой металл, поэтому изделия из него по карману не каждому. В этом случае на помощь приходит золочение металлов. Эта технология позволяет придать металлическим предметам вид золотых вещей, обходясь малым количеством золота. Такая обработка также служит защитой от вредных воздействий.

Свойства позолоченных изделий

Металлы покрывают тонким слоем позолоты толщиной от 2 до 25 микрон. Для обработки используют золото 585, 750 и 999 пробы. Готовое покрытие имеет следующие свойства:

  • высокая устойчивость к коррозии, окислению и резким колебаниям температур;
  • химическая стойкость;
  • сохранение блеска в течение многих лет;
  • отличная прочность.

Хотя само золото – мягкий и податливый металл, после обработки оно становится надежным, хорошо противостоит негативным воздействиям, в том числе, трению и ударам. Однако у позолоты есть свой срок службы, поэтому за изделиями нужно ухаживать, беречь их от воздействия агрессивной химии.

Способы нанесения позолоты

Технологии золочения металлов применяют во многих областях жизни. Существуют несколько способов нанесения позолоты: механический, электрохимический, иммерсионный. Метод обработки подбирают в зависимости от характеристик изделия, задач обработки.

Наносить золотое покрытие можно на разные предметы:

  • украшения;
  • посуду;
  • монеты;
  • оружие и пр.

Готовое изделие не имеет пробы, зато мастер может сделать маркировку, которая указывает на способ нанесения покрытия. По такому признаку можно отличить предмет от полностью золотого.

Цена золочения металла рассчитывается индивидуально, зависит от сложности формы предмета, выбранного покрытия, его толщины, площади обработки. Наши мастера готовы выполнить работу любой сложности оптимальным способом, который гарантирует красоту и долговечность изделий.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Способ № 1. Используем хлорное золото

Золото необходимо поместить в водку и дождаться, пока жидкость полностью испарится. Ту массу, которая останется на дне ёмкости, необходимо поместить в раствор цианистого калия и добавить отмученный мел. Последний ингредиент нужно добавлять до тех пор, пока масса не начнёт напоминать кашу жидкой консистенции. После этого, используя малярную кисть любого удобного размера, готовый продукт нужно нанести на поверхность любого предмета, изготовленного из металла. После этого, позолоте нужно дать просохнуть, поверхность изделия обмыть и вытереть насухо, после этого поверхность подлежит тщательной полировке.

Способ № 2. Нанесение позолоты гальваническим способом

Многолетняя практика раз за разом доказывает, что наиболее прочной и долговечной позолотой является та позолота, которая была нанесена гальваническим путём, с применением необходимых золотых ванн.

Для того, чтобы позолотить изделие рассматриваемым способом, понадобятся следующие ингредиенты:

  • Фосфорнокислый натрий, 60 граммов;
  • 700 миллилитров чистой воды комнатной температуры;
  • 3 грамма хлорного золота;
  • Ещё 150 миллилитров воды.

Процесс нанесения позолоты выполняется следующим образом:

Натрий помещается в 700 миллилитров воды и находится там до полного растворения. В другой ёмкости 2.5 грамма хлорного золота, количество воды должно равняться 150 миллилитрам. После этого ещё в 150 миллилитрах воды растворяется 1 грамм калия цианистого и 10 грамм двусернистокислого натрия. Изачально 2 массы неспеша перемешиваются между собой, после этого нужно добавить и третью полученную массу. Процесс нанесения выполняется также, как и в приведённом выше рецепте.


Способ нанесения позолоты на проволоку

В тех случаях, когда позолоту необходимо нанести на металлическую проволоку, основа изделия, проволока, должна быть предварительно помещена в раствор из серной кислоты и воды (раствор изготавливается из рассчета 1 часть кислоты на 10 частей воды). Затем проволока должна быть вымочена в другой кислоте, на этот раз азотной. После этого проволоку помещают в раствор из меди. Этот раствор можно приготовить, используя 1.5 килограмма едкого натрия, 1.5 грамма винного камня, 300 грамм медного купороса, 10 литров воды.

После того, как проволока, с учетом приведенных выше рекомендаций, была обработана медью, её можно считать готовой к нанесению позолоты. Для того, чтобы нанести позолоту, необходимо в двух разных емкостях растворить следующие ингредиенты:

  • Емкость №1. В ней следует растворить 150 грамм калия на 5 литров воды, затем в полученную массу добавить 10 грамм хлорного золота;
  • Емкость № 2. Тут необходимо растворить 50 грамм фосфорнокислого натрия в 5 литрах жидкости, после добавить 50 грамм едкого калия.

Содержимое обеих ёмкостей следует тщательно перемешать между собой и греть до кипения. После того, как готовый раствор закипел, в него помещается проволока, которая была предварительно пропитана медью. В течении короткого промежутка времени проволока покроется качественной, равномерной и долговечной позолотой.

Существуют способы позолотить не только изделия из обычных металлов, но и те вещи, которые изготовлены из более благородного сырья. В этом случае речь идёт об изделиях из олова, меди и даже ольфенида. Для того, чтобы подготовить металл к правильному нанесению позолоты, его необходимо пропитать медным раствором так, как описано выше. После того, как пропитка выполнено, для нанесения позолоты понадобятся:

  • 1 грамм кристаллического, углекислотного натрия;
  • 1 грамм кровяной соли.

Указанные ингредиенты следует смешать с 30 граммами жидкости и нагревать до кипения в любой посуде, изготовленной из керамики. После того, как масса закипела, в неё добавляется гремучее золото в количестве 50 грамм. Готовый раствор также подлежит кипячению в течении 10 - 15 минут. Понять, что кипячение следует прекратить можно по красному осадку, который образуется на поверхности. Раствор готов, осталось лишь очистить его с помощью тонкой бумаги.

Золото…

В этом слове заключено так много, что не хватит и тысячи книг, что бы описать глубину смысла, скрытую в нём.

За ним охотились короли и простые смертные. Ради него продавали душу, друзей и родственников. Во имя него совершались измены, нарушались клятвы и совершались самые страшные преступления.

По мнению многих, оно обладает своей энергетикой. Ему приписывают целебные свойства и ассоциируют с Солнцем…

Однако, что по этому поводу говорит наука?

Золото (Au – “Aurum”) – химический элемент периодической системы Д. И. Менделеева под номером 79 (имеет такой же атомный номер). Металл платиновой группы, не подверженный коррозии и поэтому относящийся к благородным металлам.

Какими словами можно охарактеризовать золото?

  • тяжёлое – почти в 2 раза тяжелее свинца;
  • мягкое – твёрдость сопоставима с твёрдостью человеческого ногтя;
  • желтого цвета;
  • очень теплопроводно и имеет низкое электрическое сопротивление;
  • дорогое – золотые изделия ассоциируются с преуспеванием и достатком.

И всё перечисленное верно.

Несомненно одно:

Золото нравится всем

и превращает любую безделушку в престижную и дорогую вещь!

Гальваническое золочение

Распространённые технологии гальванического золочения имеют целый ряд недостатков:

  • Вредность – электролиты цианистые или условно бесцианистые. (цианистые соединения испаряются и отравляют воздух);
  • Дороговизна – высокое содержание золота в электролите и профессиональное оборудование требуют значительных финансовых затрат;
  • Сложность – технологический процесс золочения сложен и требует значительного опыта и знаний;
  • Утилизация – высокотоксичные отработанные электролиты необходимо утилизировать. Их нельзя вылить в канализацию или на землю!

Золочение трибогальваникой

Трибогальваника не является самостоятельной технологией (относится к гальваническим процессам):

Не выдерживает никакой критики ни по скорости нанесения, ни по качеству, ни по износостойкости.

Очень ёмко этот “способ нанесения золотых покрытий” уже охарактеризовали на просторах интернета. Так что все заинтересованные могут прочесть известную статью “Легенды и мифы трибогальваники”. Нам к ней добавить нечего.

Контактный способ - электролитическое золочение без внешнего источника тока - позволяет получить равномер-ные и очень плотные покрытия, достаточно плотно держащиеся на поверхности металла. Так как в данном случае процесс “электролиза” осуществляется в результате разности потенциалов детали и электролита, то качественно позолотить удается лишь латунные детали или детали из других металлов, предварительно покрытых тонким слоем латуни.

Рис.1. Устройство ванны для электролитического нанесения слоя позолоты контактным способом:
1 - стеклянный сосуд, 2 - кольцевой электрод из цинка, 3 - стакан из пористой керамики, 4 - медная проволока - подвеска, 5 - опоры подвески - изолятор.

Перед нанесением слоя латуни на поверхность изделия из стали, изделие шлифуют, полируют, после чего его поверхность обезжиривают и протравливают, то есть подвергают химической обработке. Первые три операции не требуют особых пояснений. Травление же стальных изделий проводят в щелочном растворе, содержащем 20 - 30 г/л гидрата окиси калия (или гидрата окиси натрия) и нагретом до 75 - 85 гр. С. Время травления изделия в горячем растворе составляет при-мерно полчаса, при комнатной температуре изделие держат в щелочи не менее 1 ч. После тщательной промывки в проточной воде деталь погружают на 1 минуту в 0,5%-ный раствор соляной кислоты, чтобы удалить с поверхности металла следы окислов железа. Из раствора соляной кислоты (опять же после тщательной промывки) деталь помещают в ванну для электролитического латунирования, причем, чем скорее влажная деталь очутится в ванне, тем лучше будет покрытие.

Состав электролита (гальванической ванны) для латунирования приведен ниже (в г/л):

Ционид меди 30 - 35;
- ционид цинка 8 - 12;
- ционид натрия 20 - 25;
- карбонат натрия 6 - 8;
- бикарбонат натрия 8 - 12;
- гидроокись аммония 3 - 5.

Компоненты электролита растворяют в дистиллированной воде. Латунирование ведут при температуре раствора 25 - 35 градусов С и плотности тока 0,3 - 0,5 А/кв.дм. В качестве источника тока подойдут гальванические элементы типа 373. Понадобится также реостат для регулирования тока.

Анодом служит пластина из латуни марки М70. Для получения более однородного по толщине покрытия деталь в процессе электролиза необходимо поворачивать. Так как слой латуни служит подслоем для последующего слоя золота, требуется нарастить слой латуни толщиной не менее 1 мкм, для чего потребуется примерно 15 - 20 минут. Учтите, что поверхностный слой свежеосажденной латуни получается весьма непрочным, и касаться его нельзя.

В тех случаях, когда слой латуни выполняет роль декоративного покрытия, его рекомендуется обработать раствором какого-либо пассиватора для повышения прочности и атмосферостойкости. В нашем же случае латунный слой - промежуточный “продукт”, так что его незапассированная поверхность только способствует взаимной диффузии латуни и золота, приводя к упрочнению соединения слоев. Поэтому после тщательной промывки в горячей воде отлатунированную деталь сразу переносят в ванну для золочения. Некоторые составы ванн для контактного золочения приведены в таблице.

Компоненты , г/л электролит I электролит II электролит III

Хлорное золото 0,4 3,5 1,5
Бикарбонат калия 50 - 100
Хлористый натрий - 2 -
Сульфид натрия (кристаллический) - 30 -
Железосинесодержащий калий - 3 -

Температура раствора в процессе золочения - 70-80 гр., время для получения слоя золота толщиной около 0,1 мкм составляет: для ванны I - 3-5 минут; для ванны II и III - 5-10 минут. Значительно увеличивать время пребывания изделия в ванне не имеет смысла - при достижении указанной выше толщины слоя золота процесс практически прекращается и утолщения слоя позолоты получить не удается.

Контактное золочение осуществляется в электролитической установке, разрез которой показан на рис. Как видно из рисунка, в стеклянной емкости размещен цилиндрический электрод (анод) из цинка, погруженный во вспомогательный электролит - раствор хлористого натрия (концентрация раствора 30 г/л). Внутри стакана из пористой керамики на медной проволоке подвешивают деталь, которую требуется позолотить. Проволока удерживается в центре стакана с помощью опоры (например, трубки) из изолирующего материала, которую крепят на стакане. Таким образом, проволока не контачит со стаканом, но электрически соединена с цинковым анодом.

В данной установке стакан из пористой керамики играет роль полупроницаемой диафрагмы, разделяющей растворы двух электролитов и препятствующих их смешению, но не создаю-щей преград для процесса электронно-ионной проводимости. Если такого стакана у Вас нет, в качестве полупроницаемой перегородки подойдут брезент, фильтрованная и даже непроклеенная бумага. Только учтите, что при замене материала перегородки придется экспериментально определить время электролиза и откорректировать состав ванны. После золочения деталь тщательно промывают и высушивают на воздухе. Несмотря на небольшую толщину слоя золота, покрытие получается достаточно плотным, прочным и блестящим.

Характерной особенностью данного способа золочения является высокая прочность сцепления слоя позолоты с основным металлом, но этот показатель, как уже говорилось ранее, в большой степени зависит от качества предварительной подготовки поверхности металла под латунирование.

В тех же случаях, когда не требуется высокая прочность сцепления покрытия, и слой позолоты предназначен для чисто декоративных целей, лучше воспользоваться так называемым горячим способом золочения - методом менее трудоемким и более безопасным.

Для горячего золочения готовят раствор следующего состава (в г):

Кислота азотная (плотность 1,36 г/куб.см) 20;
- кислота соляная (плотность 1,18 г/куб.см) 20;
- золото 1;
- сурьма хлористая 1;
- олово 1;
- борная кислота (насыщенный раствор) 20.

Раствор готовят следующим образом. В стеклянной посуде смешивают азотную и соляную кислоту и в получившей-ся “царской водке” растворяют золото, после чего добавляют хлористую сурьму и олово. Далее посуду ставят на водяную баню и после полного растворения олова в раствор добавляют борную кислоту. Работать с раствором надо с соблюдением всех необходимых предосторожностей - жидкость весьма агрессивна, так что попадание ее кожные покровы опасно, а пары жидкости - ядовиты (содержат окислы азота и хлор).

Изделие, предназначенное для золочения, предварительно шлифуют, полируют, обезжиривают, а также протравливают, прокипятив в щелочи. После чего “золотой” раствор наносят на промытую подготовленную поверхность изделия мягкой кистью. Когда раствор подсохнет, изделие прогревают в пламени спиртовки или на костре из древесного угля. В результате образуется позолота, не требующая дополнительной обработки, но сцепление слоя позолоты с основным ме-таллом не обладает высокой прочностью.

Loading...Loading...