Синквейн на тему налоги. Прием синквейн на уроке. Пример синквейна на тему «глагол»

–  Рефлексию (осмысление) изученного материала можно организовать
с помощью приема из методики критического мышления «синквейн» (пя-
тистишие).
Правила написания синквейна
Первая строка – одно существительное, ключевое слово темы.
Вторая строка – два прилагательных, характеристика темы.
Третья строка – три глагола, это описание действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – резюме, вывод, суть темы.
Пример синквейна по теме «Налоги»
Налоги
Большие и непосильные
Скрывают, платят и плачут
Никуда от них не спрятаться, не скрыться
Надо!
Учащимся предлагается написать синквейн по теме «Бюджет».
Домашнее задание:
Определите баланс консолидированного бюджета Челябинской области
в 1998–2010 гг. (млн руб.). Сформулируйте выводы.
Годы
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
Доходы
8654
12848
19205
21980
24548
33137
43934
Расходы
8936
13329
20002
22945
23855
29500
38465
Дефицит/
профицит
-282
-481
-797
-965
+693
+3637
+5469
Годы
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Доходы
46249 66867
87362
≈60900 ≈66500 63402
Расходы
46836 59075
80599
≈60900 ≈78900 74686
Дефицит/
профицит
-587
+7792 +6763 сбалан-
сирован +7500 -11283
Рассчитайте структуру доходов и расходов бюджета Челябинской об-
ласти на 2009 г. на основе данных, приведенных в таблице. По результатам
расчетов сформулируйте выводы.
64
Доходы и расходы бюджета Челябинской области на 2009 г.
I. Доходы
Сум-
Структура

ма,
%
п/п
Наименование разделов и статей
млн
%
в раз-
руб.
к итогу
деле
1 Налоговые доходы, всего
В том числе:
1.1. Налог на прибыль предприятий и организаций
1.2. Подоходный налог с физических лиц
1.3. Налог на добавленную стоимость
1.4. Акцизы
1.5. Лицензионные и регистрационные сборы
1.6. Платежи за пользование природными ресурса-
ми
1.7. Налог на имущество предприятий
1.8. Сбор на нужды образовательных учреждений
1.9. Прочие налоги и сборы
2 Неналоговые доходы, всего
В том числе:
2.1. Доходы от имущества, находящегося в госу-
дарственной, муниципальной собственности
2.2. Доходы от продажи имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собствен-
ности
2.3. Прочие неналоговые доходы
3 Финансовая помощь из федерального бюджета
и фонда поддержки регионов (трансферты)
4 Доходы целевых бюджетных фондов, всего
В том числе:
4.1. Территориальный дорожный фонд
4.2. Другие целевые фонды
ВСЕГО ДОХОДОВ
65
II. Расходы
Структура

Сумма,
п/п
Наименование разделов и статей расходов
млн
%
% в раз-
руб. к итогу
деле
1 Государственное управление и местное само-
управление
2 Судебная власть
3 Правоохранительная деятельность, обеспече-
ние безопасности
4 Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу
5 Отрасли хозяйства, всего
В том числе:
5.1. Промышленность, энергетика и строительство
5.2. Сельское хозяйство и рыболовство
5.3. Охрана окружающей среды и природных ре-
сурсов
5.4. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и инфор-
матика
5.5. Развитие рыночной инфраструктуры
5.6. Жилищно-коммунальное хозяйство
6 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций
7 Социальные отрасли, всего
В том числе:
7.1. Образование
7.2. Культура и искусство
7.3. Средства массовой информации
7.4. Здравоохранение и физическая культура
7.5. Социальная политика
8. Обслуживание государственного долга
9. Субвенции городам и районам
10. Прочие расходы
11. Финансовая помощь бюджетам других уровней
(дотации)
12. Расходы целевых бюджетных фондов
ИТОГО РАСХОДОВ

– это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, синквейн на тему «Государство», составленный ученицей 11 класса на уроке правоведения.
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)
Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнози-руемого ранее результата.

Синквейн
Интернет
Сетевой, информационный
Искать, общаться, узнавать
Предоставляет новые возможности педагогу
Компетентность

Синквейн
1. Интернет.
2. Новое, необъятное.
3. Увлекающее, развивающее, познавать.
4. Учитель в сетевом сообществе Интернета.
5. Когда горишь сам - зажигай других.

Синквейн
Информация
Эффективная, полная
Освоим, внедрим, обработаем, применим
Всё для реализации педагога
Развитие

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на слайде 10) .

О, помогите мне придумать синквейн! Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе. Синквейн – это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей.

Интересное задание Если я правильно понял, то жизнь можно связать с жизнью самой баронессы - тяжелой и мучительной, а любовь - с любовью и верой в Бога. Получились вот такие синквейны. Синквейнов поступило немало и от моих учеников, и от учеников из других классов. И вижу не только краснодарским:))) А ведь за каждым из этих синквейнов чувствуется характер ребёнка!

Удивляюсь: когда всё успеваете.Анна Борисовна, некоторые дети так увлеклись составлением синквейнов, что придумали и о математике. Синквейн с точки зрения педагогики Это форма свободного творчества. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31).

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

В отличие от сочинения, задание по написанию синквейна носит сугубо искусственный характер (учебная задача только моделирует жизненную ситуацию, и то очень отдаленно). Поэтому написание синквейна может быть полезно лишь для небольшого процента учащихся с соответствующей структурой мышления.

Мне очень понравился Ваш сайт. Интересно составленные синквейны, а главное сама суть. А можно составить синквейны к словам ОКЕАН и материк? У вас своих мозгов нет? Или что это за мозги? Да какое, на фиг, «почувствуй себя творцом»??? Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений.

Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания.

Варианты работы с синквейном

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Синквейн как метод обучения универсален. Синквейн - это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных.

Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии. Составление синквейна - это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –- литературы, истории. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн. Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

Мне очень понравился этот прием (мы составляли синквейн во время работы над сетевым проектом — это было одним из требований к проекту)! Но, если честно, до работы на уроках с синквейном как-то не додумалась… Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка - два прилагательных. 3 строка - три глагола. 4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное. Например, синквейн на тему «Государство», составленный ученицей 11 класса на уроке правоведения. Государство: (Заголовок) Независимое, правовое. (Два прилагательных) Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола) Государство - это мы! (Фраза, несущая определенный смысл) Защита. (Резюме) Синквейн - это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? » Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы. …Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока - синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Loading...Loading...