Понтий Пилат – биография, фото, личная жизнь прокуратора Иудеи. Понтий пилат - биография, информация, личная жизнь

Понтий Пилат

Понтий Пилат, рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Понтий - родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя "Понтий" было даровано ему при усыновлении. После смещения Архелая (см. Архелай) (см. Архелай) (Мф 2:22) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (см. Наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп. Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1) . Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса (Мф 27:2,11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - 19:16) . Жена П.П. просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19) , но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого Человека (Ин 18:38; 19:4,6) . В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", П.П. умыл руки (Мф 27:24) . Желая использовать возможность примирения с Иродом Антипой (см. Ирод Антипа), П.П. направил Иисуса к нему (Лк 23:7-12) . Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен - казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим. Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Понтий Пилат" в других словарях:

    Лат. Pontius Pilatus … Википедия

    Центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940). Сын короля звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник П.П. по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2 й главы «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей… … Литературные герои

    - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос … Современная энциклопедия

    - (Pontius Pilatus) римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа … Большой Энциклопедический словарь

    Pontius Pilatus римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Понтий Пилат - (Pilate, Pontius), рим. наместник Иудеи (26 36 н.э.), возглавлял суд над Иисусом Христом и приговорил его к распятию обычному наказанию для неримлян, обвиненных в подстрекательстве к бунту. О его роли на суде упоминает Тацит и рассказывает Новый… … Всемирная история

    Понтий Пилат - (Pontius Pilatus), римский прокуратор (наместник) Иудеи в 26 36, при котором был распят Иисус Христос. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20 х начале 30 х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. П. П. один из главных героев романа «Мастер и Маргарита». На первый взгляд, П. П. у Булгакова человек без биографии, но на… … Энциклопедия Булгакова

    Понтий Пилат - римский прокуратор () Иудеи в 26 36 гг. В некоторых источниках охарактеризован как продажный и жестокий человек, хотя, согласно Евангелиям, Понтий Пилат, при котором был распят Иисус Христос, всячески пытался спасти Его и умыл () руки,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36, отличавшийся жестокостью. Согласно новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. * * * ПОНТИЙ ПИЛАТ ПОНТИЙ ПИЛАТ (Pontius Pilatus), римский наместник Иудеи в 26 36. Согласно… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тайны античного мира , Кир Булычев. Тайны и загадки античного мира много столетий не дают покоя людям. Существовала ли Троя? Жил ли в Древней Греции Дедал? Кто такие были этруски? Где родился Понтий Пилат? Куда исчез флот…

О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.


пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36. Относительно длительный срок его

правления, по-видимому, должен свидетельствовать о его компетентности. Вместе с тем, по свидетельству Филона Александрийского (О посольстве к Гаю, De legatione ad Caium 38), правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным; он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдат

ам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и изображениями и использовав средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Его правление закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды, которые, как

уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей. В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим, и это – последнее, что мы знаем о нем из достоверных источников.

Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой обществе

нному спокойствию. Апологетические тенденции евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, возможно, объясняются тем, что древние христиане хотели возложить ответственность за смерть Иисуса на евреев. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с пригово

ром синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом евангелиях (Лк 23:13-25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толп

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической лег

енде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат ста

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. " Эту цитату из романа М.

А. Булгакова "Мастер и Маргарита" знают все. Кроме того, Пилат упоминается в Библии как человек, вынесший смертный приговор Иисусу Христу. Так был ли булгаковский и библейский Понтий Пилат похож на реального Пилата?

Настоящая дата рождения Понтия Пилата неизвестна. Зато доподлинно известно, что будущий прокуратор Иудеи появился на свет на территории современной области Абруцци (Центральная Италия) . Официально должность Пилата называлась префект Иудеи . Прокуратором он стал в сочинениях Тацита . Иосиф Флавий же называл Понтия правителем (игемоном) и наместником. Эти два названия сплелись в романе Булгакова. Но в 1961 г. в Кесарии была найдена табличка с высеченным фрагментом, из которого видно, что Пилат все же был префектом.

В роли Понтия Пилата - Ян Кречмар. Кадр из телефильма Анджея Вайды "Пилат и другие" (ФРГ, 1972 г.)

Итак, в 26 г. н. э. Пилат стал префектом Иудеи . Его правление отличалось репрессивностью (практика массовых казней), усилением налогового гнета, преследованиями и попиранием лично Понтием иудейской веры. Все это вызывало протесты населения и приводило к ожесточенным народным выступлениям, подавлявшимися римской армией. Современники Пилата, в частности, философ Филон Александрийский называл его жестоким и продажным самодуром, виновным в многочисленных казнях, совершенных без всякого суда.

Збигнев Запасевич в роли Понтия Пилата. Кадр из телефильма Мацея Войтышко "Мастер и Маргарита" (Польша, 1989 г.)

Понтий Пилат более известен тем, что он упоминается в сцене суда над Христом в Новом Завете. Если основываться на нем, то в честь праздника Песаха по традиции префект миловал одного из преступников, осужденных на смерть. В тот год преступников было четверо - Дисмас , Гестас , Варрава и Иисус Христос . Сам Пилат хотел помиловать Иисуса, ибо не видел в нем преступника. Однако, синедрион во главе с первосвященником Каифой был против решения префекта. Конфликт интересов должен был решить народ. Пилат выводил Христа к народу два раза. Народ был за освобождение Варравы. В Евангелии от Луки (23:21) сказано:

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

В итоге, Иисуса распяли, а Пилат "умыл руки" после народного решения (причем, в буквальном смысле).

Понтий Пилат в исполнении Михаила Ульянова. Кадр из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (Россия, 1994 г.)

Карьера Пилата в качестве префекта Иудеи кончилась в 36 году . Причиной отставки стала жалоба самаритян римскому легату в Сирии Виттелию на кровавую расправу, учиненную Понтием. Виттелий принял решение отправить экс-префекта в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. Есть легенда о его самоубийстве в 41 году из-за трудных жизненных обстоятельств. Другая легенда гласит, что его тело после самоубийства было выброшено в Тибр. Но в Тибре были такие возмущения воды, что тело достали и утопили в Роне, но там наблюдались аналогичные явления, как на Тибре. В конце концов, тело Пилата бросили в озеро на высоте 1548 м под Люцерной. В наше время там находится верховое болото. Согласно еще одной версии, Пилата казнил Нерон. Но проверить все эти версии не предоставляется возможности. Будем надеяться, что ученые разгадают тайну жизни Пилата, личности довольно интересной в плане изучения.

Кирилл Лавров в образе Понтия Пилата. Кадр из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" (Россия, 2005 г.)

Понтий Пилат известен нашим современникам главным образом из «Евангелия».

Считается, что это был прокуратор (римский наместник) Иудеи, при правлении которого был распят на кресте Иисус Христос. Что же известно об этом историческом деятеле?

Прокуратор? Игемон? Префект?

Титул Понтия Пилата античные историки называют по-разному:

  • Тацит считал его прокуратором;
  • Иудейский историк Иосиф Флавий называл его «игемоном» (правителем) и наместником.

Однако в 1961 году в Кесарии итальянскими археологами была найдена надпись, из которой следовало, что Понтий Пилат, как и все остальные римские наместники Иудеи, носил звание префекта. Это была первая археологическая находка, засвидетельствовавшая реальное существование такого исторического лица, как Понтий Пилат.

Абсолютный злодей

Христианские легенды рисуют нам Понтия Пилата как абсолютного злодея. В «символе веры» сказано: «Верую в Иисуса Христа вседержителя… распятого за нас при Понтии Пилате». Тем не менее, евангельский рассказ упоминает, что прокуратор не желал убивать Христа, не видя за ним никакой вины, и только лишь подчинился велению толпы.

Тем не менее, в сознании верующих прочно укрепился стереотип о нём как об отрицательном персонаже. Однако этот стереотип недалёк от истины. Все авторы того времени описывали Пилата как правителя, жестокость и безумие которого не знали предела. Придя к власти, он установил в Иудее тяжкое налоговое бремя, политику террора и насилия, совершал бесчисленные ограбления оскорбления религии и суровые казни, часто вообще без суда.

На зверства Пилата жаловался Калигуле иудейский царь Агриппа I. О дальнейшей жизни Пилата сохранилось мало сведений. Сообщается, что он покончил с собой в силу разных обстоятельств. В апокрифах рассказывается, что тело Пилата несколько раз бросали в реки и озёра, но вода начинала сильно возмущаться, не желая принимать мертвеца.

Понтий Пилат – христианский святой

Строго говоря, отношение христиан к Пилату не совсем отрицательное: по мере распространения христианства он стал приобретать в народе иную репутацию – человека покаявшегося и обратившегося к христианству. Это нашло отражение даже в романе «Мастер и Маргарита», где Понтий Пилат показан как трагический персонаж, своего рода заложник традиций.

Но этого мало: эфиопская православная церковь причислила Пилата… к лику святых. Он был канонизирован вместе со своей женой Прокулой. Дело в том, что Прокула позднее стала ассоциироваться с римлянкой Клавдией, принявшей христианство и упомянутой у апостола Павла. В мифологической традиции эта святая имеет поэтому двойное имя – Клавдия Прокула.

Сама Прокула, жена Понтия Пилата, известна из «Евангелия от Никодима» - апокрифического сочинения, в котором описывается казнь Иисуса Христа, его воскресение, а также «сошествие во ад». Впрочем, упоминание супруги Пилата, не названной по имени, есть и в «Евангелии от Матфея». Там женщина говорила Пилату, чтобы он не делал никакого зла Христу, поскольку она видела связанное с ним знамение во сне.

Александр Ткаченко
  • Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Иосиф Флавий
  • По́нтий Пила́т - пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека .

    До 4 года по Р.Х. Иудеей правил , затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

    Историчность фигуры

    До ХХ века о Пилате свидетельствовала и несколько древних историков. В 1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

    Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат - прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе. Имя Пилата нам неизвестно.

    Должность

    Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) - управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

    Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

    На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

    Характер Пилата

    Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист.

    Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

    Пилат и Христос

    Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека). Против казни также выступила жена чиновника. Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого. Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

    В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд () для собственной защиты.

    Что было с Пилатом после Христа?

    Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, - это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

    Что было дальше - документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

    Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

    Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

    Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

    Loading...Loading...