Обертон - что это такое в музыкальном понятии. Высокая форманта и заикание

Обертоны суть первопричина осмысленности тона; они заключают в себе эстетические причины голосовых чудес, они суть - сердце и пульс человеческого голоса.
П. Брунс .

Если в обычной разговорной речи характер тембра не является чем-то особенно существенным, то в искусстве пения - это важнейшее свойство голоса, составляющее его главное богатство. Чтобы согласиться с этим, достаточно вспомнить, например, голос нашего выдающегося певца Ф. Шаляпина с его удивительно разнообразным, каждый раз неповторимо красочным тембром.

Тембр голоса часто называют «окраской звука», «колоритом» или просто «цветом голоса».() По тембру мы легко различаем голоса знакомых.() По «цвету» голоса вокальные педагоги определяют тип голоса певца (баритон, бас, тенор и т. д.). Любопытны высказывания о тембровых красках голоса известного баритона Титта Руффо (1966): «Я стремился создать при помощи специфической вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определенных изменений я создавал звук голоса белый; затем, затемняя его звуком более насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к черному, т. е. к максимально темному» (стр. 302).

От чего же зависит тембр голоса? Как известно, звуки речи сложные: они состоят из основного тона и многочис ленных обертонов, т. е. звуков более высокой, чем основной тон, частоты. Если высота голоса человека определяется частотой основного тона, то тембр голоса и принадлежность к той или иной гласной пли согласной определяется степенью выраженности в звуке тех или иных обертонов.

Анатомия тембра

Сто лет тому назад известный немецкий физик Герман Гельмгольц пользовался для определения обертонов голоса очень простым прибором: это был стеклянный или металлический шар, имеющий два отверстия (Helmholz, 1913). Узким отверстием шар вставлялся в ухо, и если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие к резонансному тону шара. Собственный же резонансный тон этого шара (f0) определяется формулой: f0 = k vs/lv, где s - площадь отверстия, v - объем резонатора, l - длина горла резонатора, k - коэффициент пропорциональности, зависящий от плотности воздуха. Легко видеть, что чем меньше объем шара и чем больше площадь его отверстия, тем выше собственная резонансная частота такого резонатора. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров, собственные резонансные тоны которых были Гельмгольцу известны.

Рис. 20. Резонатор Гельмгольца. Объяснение в тексте.

«Анатомируя» таким образом гласные, Гельмгольцу удалось установить наличие в каждой из них по одной-две области особых усиленных обертонов, которые он назвал «характеристическими тонами гласных». Гельмгольц показал, что именно благодаря этим «характеристическим топам» гласные и отличаются друг от друга по слуху.

В наши дни для исследования обертонов звука применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура. Один из таких приборов, называемый зву-ковым спектрометром, изображен на рис. 21. Если Гельмгольц при помощи своего шара-резонатора мог только выслушивать обертоны, то этот прибор, кроме того, позволяет еще и видеть их на экране. Подобно тому как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, так и сложный звук голоса, пройдя через спектрометр, оказывается расчлененным на отдельные составляющие его обертоны. Приемником звука в этом приборе служит микрофон. Далее звук в форме электрического сигнала с микрофона поступает на усилитель, а с усилителя проходит через систему электроакустических фильтров, которые и разделяют его на составные части. В результате ряда преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определенной частоте обертона, а высота столбика - его интенсивности. Столбики эти вырисовываются безынерционным лучом ка-тодно-лучевой трубки спектрометра. Таким образом, по шкале прибора мы можем определить не только частоту обертонов, из которых состоит звук голоса, но и силу каждого из обертонов. Спектрометр, изображенный на рис. 21, позволяет обнаружить в сложном звуке обертоны с частотами от 40 до 27 000 гц, т. е. практически весь слышимый человеческим ухом диапазон частот.() Слева на экране прибора располагаются низкие составляющие, справа - высокие.


Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Таким образом, речевые форманты по своей сути соответствуют характеристическим тонам Гельмгольца.

Детальные исследования формантного состава речевых звуков позволили установить, что формант в каждой гласной не одна-две, как думал Гельмгольц, а значительно больше - три, четыре и даже пять. Хотя все эти речевые форманты влияют на опознаваемость звуков, наиважнейшими оказываются все же первые две-три, средние частоты которых приведены в табл. 5.

У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности (в детском и женском голосе все форманты несколько выше, чем в мужском). Кроме того, даже у одного и того же диктора форманты одного и того же звука, например А, заметно различаются в зависимости от того, в каком слове звук произносится, ударный он или безударный, высокий или низкий и т. д. (Артёмов, 1960; Зиндер, 1960). Индивидуальные особенности формант, а также присутствие в голосе еще и других специфических для каждого человека обертонов и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному, тембр.

Теперь мы видим, что научить машину разбираться во всех этих особенностях обертонов, т. е. решить проблему «захвата речи», - дело не простое. Пока что машина научилась хорошо производить анализ звука, т. е. «анатомию» обертонов, как это делает, например, спектрометр. Но для того, чтобы опознать звук, нужно по существу произвести его синтез, т. е. найти среди обертонов форманты, сопоставить все их особенности и причислить звук к определенной категории, несмотря на целый ряд мешающих этой операции случайных признаков, Так, например, при классификации речевых звуков машина не должна «обращать внимание» на разную высоту голоса, его силу и различие в тембре. Поскольку же в формировании тембра участвует по сути дела тот же самый механизм, что и в образовании гласных, различить эти два явления очень трудно, Легко себе представить, что для человека, не знающего чужого языка, различные гласные этого языка звучат как звуки различных тембров. Таким образом, проблема классификации звуков в речи тесным образом связана с изучением тембра. Успехи науки, однако, позволяют надеяться, что в недалеком будущем, взяв телефонную трубку, нам уже не нужно будет производить однообразную и скучную операцию набора номера пальцем; достаточно лишь будет четким голосом произнести номер, как машина тотчас же соединит нас с абонентом. Разумеется, произойдет это тогда, когда тайна вещих слов «сим-сим, отвори дверь!» из известной сказки «Али-баба и сорок разбойников» будет полностью раскрыта и из фантазии превращена в действительность.

Таблица 5
Средние частоты формант гласных (в гр) (по Фанту, 1964)

Начат разговор о явлении резонанса, как основного «строителя» нашего голоса. Данная статья, как продолжение темы о резонансе в голосе посвящена полностью рассмотрению того, как работают наши ВЕРХНИЕ, ГОЛОВНЫЕ резонаторы.

Головные резонаторы – глотку и рот, а если быть более точной, то следует сразу говорить о ротоглоточной полости, пока не деля ее на части, нельзя оценивать как «простую» структуру. Только верхняя часть гортани, надскладочная, является, по сути, очень короткой трубкой с относительно твердыми стенками. Ротоглоточную же полость, как отмечалось в статье , следует рассматривать как подобие «мешка» сложной формы с возможностью мгновенной трансформации. Уже по самому строению можно понять, что процессы резонанса будут проходить в такой полости совершенно иначе, чем в простой полости.

Простой трубчатый резонатор (органная труба, например) будет работать так, как об этом рассказывалось в статье «Резонаторы голоса. Грудной резонатор?» , то есть усилит, кроме основного тона, на который «отзовется», все его обертоны. Так, например, если прозвучит нота Ля малой октавы (основной тон – 220 Гц), то резонатор также усилит частоты в 440, 660, 880, 1100, 1320 и т.д., но каждый, более высокий по отношению к предыдущему обертон будет звучать тише предыдущего. На рисунке ниже приведен график. Это – спектр музыкального звука.

В конечном счете, для нашего уха важны будут не более 12-15 обертонов, более высокие мы просто не расслышим. Однако, согласитесь, если бы ВЕСЬ резонаторный аппарат человека работал, как простой усилитель первичного звука голосовых складок, то звуки человеческого голоса не отличались бы от, например, звука музыкального инструмента. Но это же не так! Ни на одном музыкальном инструменте нельзя разговаривать. Другими словами, невозможно издавать гласные и согласные звуки, а человеческий голосовой аппарат это может! В чем же дело?

В том, что резонаторная система работает не только как усилитель, но и как своеобразный АКУСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР . Причем главную роль в функции ФИЛЬТРА играет именно ротоглоточный рупор (так еще называют объединенную ротовую и глоточную полости).

По своей форме ротоглотка действительно несколько напоминает изогнутый рупор. Но отличается кардинально от любого рупора наличием в ней одной мощной, объемной и подвижной мышцы, какой?… Правильно, ЯЗЫКА ! И вот именно его движения внутри нашего рта приводят к удивительной трансформации просто музыкального звука в звук ВОКАЛЬНЫЙ .

Это впервые доказали в 1946 году японские ученые, предложив математическую модель процесса, который происходит в расширяющейся и замкнутой с одного конца трубе если ее «пережимать», создавать в ней сужение, причем в разных ее местах. Так, как и работает корень нашего языка при произнесении различных гласных звуков. Сам процесс очень сложен математически, но главное – выводы, следующие из него.

При таком изменении формы резонатора основная звуковая волна и ее обертоны, созданные в гортани и усиленные нашими резонаторами, начинают «чудесным» образом «склеиваться» между собой, причем не все, а только самые интенсивные, энергетически сильные обертоны, как бы «выключая» из получившегося звука все остальные. Привычная спектральная картина изменяется совершенно! Возникает то, что в фонетике, акустике (и вокале, конечно) называют ФОРМАНТАМИ .

Оказывается, что ТЕМБР нашего голоса – не бесконечное количество звуковых волн, не сумма основного звука и его обертонов, а довольно ограниченная по своему спектру сложная звуковая волна. Эта звуковая волна состоит из нескольких ОБЛАСТЕЙ – групп частот, усиленных резонаторной системой вокального тракта, тогда как другие, которые ротоглоточной полостью НЕ ОТФИЛЬТРОВАНЫ , не оказывают влияния на тембр голоса вообще. Эти области усиленных частот и называются ФОРМАНТАМИ .

Самую низкую по частоте форманту называют Основной, в ней содержится основной тон звука, сама НОТА . Следующую форманту называют Первой речевой. Эта форманта в речи возникает, благодаря глоточной полости. Для распознавания гласного звука важны первые две форманты – первая и следующая за ней вторая речевая. «Ответственной» за вторую речевую форманту является ротовая полость. Именно размер и взаимное расположение в спектре первой и второй формант определяют то, какую гласную мы услышим.

В обычной разговорной речи этих трех формант (не забыли про Основную) вполне достаточно для создания всего спектра гласных звуков языка. При пении вокальный аппарат человека организован несколько иначе, и это приводит к иному взаимодействию человеческих резонаторов между собой и образованию других частотных областей в спектре.

Согласно выводам науки, нельзя считать, что первая форманта в пении образуется благодаря именно глотке. Эта форманта играет в вокале огромную роль и даже имеет свое специальное название – НИЗКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ФОРМАНТА . За ее создание в спектре голоса одновременно отвечают две полости – трахеобронхиальный (нижний, грудной) резонатор и вся ротоглоточная полость (включая и глотку, и рот). Однако, как вы могли прочитать в статье «Резонаторы голоса. Грудной резонатор?» , а также в статье «Грудной резонатор - мифы и реальность» , западные коллеги этого мнения совершенно не разделяют...

«Обобщение собственных исследований, проведенных мною в разные годы, а также работ других авторов, приводит нас к выводам о том, что НПФ, во-первых, представляет для певческого голоса значительно большую роль, чем это считалось раньше, а во-вторых, - происхождение НПФ связано с резонансной активностью двух наиболее крупных полостей голосового тракта певца ротоглоточного и трахеобронхиального резонаторов.
…При этом вклад грудного резонатора весьма велик.»

Профессор В.П.Морозов
«Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники.»

Ротоглоточная полость при пении имеет конфигурацию, отличную от речевой. Эта конфигурация при пении гораздо больше напоминает трубу, чем при создании звуков речи. Конечно, в том случае, если певец поет, а не разговаривает под музыку. Это важно, но, отвлекшись на рассказ о том, почему, я уйду от рассматриваемой темы. Просто отметим, что изменение конфигурации ротоглоточной полости при пении, большая интенсивность создания звука приводят к появлению в спектре голоса дополнительных областей усиленных частот.

Средняя певческая форманта, которую часто сравнивают со второй речевой не соответствует этой второй ни по частоте, ни по амплитуде, хотя в спектре голоса певца присутствует и, как бы, выполняет роль второй форманты в речи. Прошу заметить, что в современной вокальной манере и НПФ (низкая певческая форманта) и средняя, могут быть ПОДОБНЫ речевым формантам, но совпадать с ними все равно не будут. Это даже не требует специальных исследований - послушайте сами, речевой голос человека (точнее гласные звуки) звучат не так, как те же звуки в голосе того же человека, когда он поет, пусть даже и не профессионально.

Следующие форманты, третья, четвертая, пятая уже более важны для того, чтобы слушатель оценил голос как «красивый», «богатый». Существует в голосах певцов и ВЫСОКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ форманта, представляющая из себя некое объединение третьей, четвертой и пятой формант в нечто общее. Она дает голосу качество «полетности», а с точки зрения физики полетность – это помехоустойчивость, такой голос будет слышен на фоне шумов.

«Интересно отметить, что у старинных скрипок (Страдивари, Амати, Гварнери), отличающихся особой звонкостью, полетностью звука, также в этой области частот (2,5…3 кГц) находится область выраженных резонансов (третья форманта). В работах В.П.Морозова была даже предложена количественная величина K – коэффициент звонкости голоса…(он показывает, какая часть тембра голоса приходится на высокую певческую форманту) …Измерения, проведенные у разных категорий певцов, показали, что у выдающихся певцов этот коэффициент достигает 33…35%, у неквалифицированных певцов – 5…11%, а у детей – 3%.»

Ирина Алдошина «Акустические характеристики вокальной речи».

О высокой певческой форманте написано очень и очень много, так что мне нет смысла повторяться. Однако замечу, что в обычном разговорном голосе эта форманта отсутствует, она, как правило – продукт искусственный, и появляется в голосе певца далеко не сразу! Подавляющее большинство российских певцов, поющих репертуар в современных музыкальных стилях, не имеют в своем голосе этой форманты, или она очень неразвита, но собирать стадионы ее отсутствие певцам не мешает.

Хотя нужно заметить, что у некоторых наций (итальянцы, американцы) в тембре разговорного голоса часто присутствует высокая форманта, которую называют twang (звон струны), голос пронзителен, звонок. Более подробно о том, что такое twang для современного вокалиста, рассказывает статья «Тванг или не тванг? Вот в чем вопрос!»

Женский голос отличается от мужского не только высотой. В нем меньше формант, чем в голосе мужском. Пусть женщины не обижаются на природу, все ею сделано с позиций целесообразности. Не забывайте, ведь женский голос на целую октаву выше! В среднем, конечно. Именно поэтому он хорошо различим на фоне шумов (объявления в аэропортах и на вокзалах делаются, как правило, женским голосом).

На рисунке видно, почему так происходит. Это следствие того, что длина ротоглоточного резонатора у женщин меньше, чем у мужчин. В более короткой трубке возникает меньше пиков-формант. Вспомните сами, ведь женский голос кажется нам менее обертональным, чем мужской, зато он более «прозрачен».

В простом, бытовом, что ли, смысле мы сталкиваемся с формантами голоса постоянно. Гласная А отличается по звучанию от гласной О , или И , или Э … Чем? Как я уже говорила - взаимным расположением формант в спектре голоса. РАЗНЫЕ частоты и ПО-РАЗНОМУ отфильтровывает наша ротоглотка при помощи двигающегося языка, открывающейся или закрывающейся челюсти, растягивания или сужения губ. Поэтому и гласные, спетые на одной и той же высоте, звучат по-разному. Форманты то сближаются между собой, то несколько отдаляются, звучат относительно соседей громче или тише, а все эти изменения в спектре звука наш мозг фиксирует как звучание разных гласных. Слава богу, вокалисту не нужно учиться говорить, как этому учатся маленькие дети. Способность нашего главного ГОЛОВНОГО резонатора со всеми его АРТИКУЛЯЦИОННЫМИ возможностями (язык, губы, челюсть и т.д.) создавать гласный звук, мы вырабатываем в раннем детстве, когда учимся говорить.


"Поющие обертоны"

В Мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
Виктор Гюго

В этом интервью я хочу представить вам Галину Парфёнову - певицу, ведущую семинаров по обертонному пению.

Впервые, я узнала про обертоны на концерте Галины и Ольги Анисимовой в апреле 2009 года. Я не предполагала, что можно слышать что-то еще над основным звуком. Происходило это так - весь зрительный зал был единым хором, и, дружно чередуя звуки А, О, У, Ы, И – под руководством Ольги, в какой-то момент я услышала “звук над звуком” – как будто колокольчики зазвенели…это было удивительно! К новому звучанию добавлялось ощущение человеческого единения со всеми поющими. Некоторые пели с закрытыми глазами – так легче сосредоточиться и услышать обертоны.

Галина уже долгое время занимается обертонным пением, и по ее словам, обертон - "это глубинное знание о законе, по которому мы созданы..."

Галина, расскажите, пожалуйста, что такое обертон?
Я расскажу, что такое обертоны в контексте музыки и традиций, как обертонное пение связано с человеческой жизнь. Само слово обертон означает “надзвук”. Обертоны звучат всегда, в каждый момент над любым звуком - шумом, звуком музыкального инструмента. Обертоны это целый сонм призвуков. Есть еще одно слово для обозначения обертонов – “гармоники”. Благодаря “эффекту золотого сечения” - я расскажу о нем подробней далее, обертонное пение приводит в гармонию душу и тело. А главная особенность обертонного пения – то, что можно петь сразу два звука: тон и обертон.

Так как человеческий голос – тоже звук, значит, у него есть свои обертоны?
Да, тембр голоса - это ни что иное, как соединение обертонов. Мы можем не знать номеров обертонов, и не предполагать, что в это время пользуемся ими. Обертонов довольно много. Существует обертонная лестница - 16 гармоник - это то, что входит в диапазон звуков, которые мы слышим. Обертонов больше, но далее такие мелкие кратности, которые не воспринимаемы ухом человека. Но они все звучат, какие-то из них слышнее, а какие-то тише.

Профессор Морозов, который очень много занимался изучением резонансного пения, предположил, что когда нам надо сделать противный голос, в это время громкими становятся те обертоны, которые образуют диссонирующие интервалы.

Значит, обертоны связаны с внутренним состоянием напрямую?
Очень связаны. Тембр, как информацию, мы считываем почти сразу. Когда звучит голос человека, мы еще можем не понимать, какие слова в это время он говорит, но мы уже восприняли характеристики тембра. Мы уже реагируем, симпатичен нам этот голос, или нет.

Тембральный спектр зависит от многих особенностей человека - формы нёба, физического тонуса, как мы сегодня себя чувствуем. От того, как звук привык распространяться в нас; где он резонирует, а где нет - из всего этого складывается тембр.

Галина, что же такое - эффект «золотого сечения»?
Обертоны по своей природе высокочастотны. Они возникают по акустическому закону в интервалике «золотого сечения». А «золотое сечение» заключено в шагах обертонной лестницы - cначала интервалы большие - первый обертон отстоит от тона на октаву. Следующий скачок поменьше - квинта, и так далее…- потрясающее созвучие * . Важная особенность, что это интервалы чистого строя, то есть еще пифагорейских интервалов, а не равно темперированных, в системе которых мы сейчас живем.

Все наши пропорции по «золотому сечению». В нас есть эта мера. Мы привыкли визуально реагировать на эстетические свойства через ощущение золотого сечения. А в звуках гораздо реже с этим сталкиваемся. Благодаря этому эффекту, через обертонное пение мы соединяемся с исконными, глубинными принципами мироздания.

Незнакомый мне термин “пифагорейские интервалы” - что он означает?
Пифагорейские интервалы отличаются от равнотемперированных, которые возникли в 17 веке, и были исторически обусловлены – они дали свою пользу композиторам, музыкантам. Тем не менее, равная темперация несколько укоротила естественные интервалы. В результате чего музыка перестала попадать в пропорции «золотого сечения».

Когда звучат архаичные, или пифагорейские интервалы (а это осталось в фольклоре, в средневековой музыке и в обертонном пении) - мы возвращаемся к чистой интервалике. И это отзывается в резонансе тела. Бывают ощущения очень неожиданные, когда люди слушают такие звуки. Некоторые испытывают чувство, будто бы на родину вернулись.

Как в Средневековье люди узнали про обертоны?
Думаю, что в Средневековье никто не произносил таких слов. Но тем не менее, эффект в храме, что ангелы подпевают - слышали многие. При одноголосом пении хора создаются условия, чтобы услышать обертоны. Когда замечаешь звук над звуком, то перестаешь обращать внимание на тех, кто поет... Как будто, это уже не имеет никакого отношения к поющим.

А как обертоны стали известны у нас? Кого Вы можете назвать среди исполнителей?
К нам обертонное пение пришло не из европейских традиций, а из восточных. Новоевропейский стиль возник на основе тибетского, алтайского и тувинского горлового пения. Он вобрал в себя простые и доступные способы проявлять обертоны, используя их в музыке и для собственного развития и здоровья.

В 70-е годы в Америке и Европе начали возникать гармонические хоры. Из потрясающих исполнителей в Америке можно назвать Дэвида Хайкса.

В это же время гармоники стали применять в музыке. Один из первых, кто стал использовать обертоны в своих произведениях – немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен. Параллельно с деятельностью Дэвида Хайкса появилась книга Джонатана Голдмена "Целительные звуки". Это одна из основных книг, где можно почерпнуть информацию об обертонах.

Сейчас в разных областях музыки начинают вспоминать про чистый строй. Например, Егор Даниилович Резников - профессор парижской консерватории, русский по происхождению, ведет в московской консерватории осенью и весной курсы под названием “Пение в чистом строе”. На его занятиях можно услышать естественное, спокойное, тихое пение на примерах древних антифонов. Как григорианские песнопения, так и знаменный распев. Нам близки исследования Егора Даниловича.

В одной из статей (в тексте с форума) Дэвида Хайкса, есть очень интересная и правильная мысль. О том, что обертоны эта та область, где нет границ. Нет русских, американских, украинских обертонов… Тут рекордов не поставишь. Это звучание для единения. Для того чтобы понять звук, как волну, как вибрацию… Обертонное пение – это тонкое явление, соединяющее людей.

Галина, а как Вы начали заниматься обертонным пением?
Пришло время, чтобы этому явлению стать явным. Я оказалась на семинаре Роберта Нортона в Москве. Пригласила английского музыканта на семинар в Петербург, где приобрела друзей и союзников. Например, семинары мы ведем совместно с Ольгой Анисимовой. Мне стало понятно, что есть еще одно музыкальное измерение. И с его помощью можно слышать гораздо больше. И постепенно, так с моим слухом и произошло. Например, на тех же самых, давно известных нам дисках – которые слушали раньше не раз, сейчас мы стали слышать и обертоны.

Надо ли человеку обращать внимание на звук, и на обертоны, как особое явление? Большинство информации мы воспринимаем визуально, таков тип культуры, в которой мы живем. Мы делаем на семинарах некоторые задания с закрытыми глазами. Главным каналом восприятия становится слух. И происходят открытия - об ощущении себя в пространстве, о страхе и радости. Аудиальное восприятие дает дополнительные источники жизненной энергии.

Человеку необходимо петь?
Это глубинная потребность. А в образе жизни современного человека, подчас, поешь, только пока моешь посуду...

Я пою, но не слышу обертонов, почему?
Потому что внимание еще не устремлено туда.
Важно расслабление и понимание того, что обертоны есть.
Важна практика, а потом слышишь обертоны и в каплях воды, в звуке трамвая, в шуме пылесоса и дрели. И они красивые, конечно, если децибелы не зашкаливают.

Обертонное пение проявляет один из обертонов. При переходе с одного обертона на другой, ухо начинает слышать этот скачок, и регистрирует, что там есть какой-то “свист”. Нужен частотный сдвиг. А он происходит, когда мы переходим от одного гласного звука к другому. Потом начинаешь понимать и стеклянность переливов, и радужность звука. И то, что это определенная песня.

Я знаю, что Вы сейчас обучаете обертонному пению. Как и где это происходит?
Сейчас с Ольгой Анисимовой мы проводим семинары в разных городах, создаем гармонический хор "Обертония". У нас существует интересная форма концерта-релакса, который по своему эффекту подобен, очевидно, дыхательной сессии по Грофу в мягком варианте. Происходит глубинное расслабление, без какого-либо воздействия, только с помощью вибрации звука. Можно просто слушать, но скорей всего захочется петь самому.

На наших семинарах можно научиться слышать обертоны, начать их петь самостоятельно, разбираться в этом. По дороге возникают насущные необходимости, которые касаются собственного голоса. Кто хочет научиться говорить громко, разборчиво; у кого-то нет согласования слуха и голоса. Кто-то недоволен своим голосом, и не может его принять, находится в затруднительной ситуации. С этим со всем можно работать. На семинарах происходят изменения.

Голос - явление физиологическое и психологическое. Поэтому мы можем дать сильную мотивировку и способы, что делать в конкретной ситуации, а дальше зависит от личных мотивов развивать свой голос. Необходимо время, чтобы мышечный аппарат заработал по-новому. Обычно это не меньше 3 месяцев усердных занятий. Но главное - регулярность, а не количество часов.

Какова основная цель Ваших семинаров?
Главное, что удается создать такие условия на занятиях, когда человек переживает ощущение резонанса и гармонии в себе. Основная цель семинаров - услышать обертонность мира, встретиться со своим резонансом. Со своим голосом. Когда ты открываешь в себе возможность изменений, тогда они и происходят. От переживания гармонии хочется открываться дальше.

А в чем польза обертонов?
Когда мы стали вести клуб обертонного пения, все спрашивали про пользу, но как только начинали сами петь и слышать - переставали спрашивать. Но, действительно, обертонное пение подпитывает кору головного мозга. У нас, жителей мегаполиса есть огромная жажда высоких частот, о которой мы не знаем. Птички, скрипки - это все, что восполняет жажду. Плюс обертоны, которые можно петь самим.

Связи между клетками восстанавливаются с помощью восприятия высокочастотных звуков. Мы замечаем, как меняется и мера восприятия, и иммунитет, как расширяется аудиальный диапазон у нас и наших учеников.

Немецкий киматик (“kyma” – греч. – волна) Александр Лаутервассер, изучающий воздействия звуковых частот на воду, научился фотографировать поверхность воды, которой дается какой-либо тон (будь то шум, музыка Баха, звук ручья). Выясняется, что на воде образуются в это время потрясающие изображения, которые похожи на многие природные формы. А как танцует вода в нас, когда мы поем или слушаем музыку!

…Галина рассказала мне еще многое об обертонах. Но интервью не может вместить всю информацию. Поэтому я приглашаю вас, дорогие читатели, познакомиться с этим необычным пением, придя на концерт, или приняв участие в семинаре. Начать знакомство с обертоном вы можете, послушав композиции на сайте www.oberton-piter.ru
Чудесных вам открытий!

* Галина перечисляет интервалы, которые получаются между тоном и первым обертоном. И между первым и вторым обертоном. На сайте www.oberton-piter.ru в аудиогалерее вы можете посмотреть таблицу интервалов.

.
Перепечатка только с указанием прямой ссылки на источник.

Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос. Природное количество обертонов в сочетании с - секрет завораживающего звучания голоса.

Тембр голоса, виды

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.
  • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
  • меццо-сопрано;
  • контральто. Это низкий голос.

От чего зависит тембр?

Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.

Как определить тембр голоса?

Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры - спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.

Как изменить тембр голоса

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, ? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

Что влияет на тембр голоса?

  1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
  2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
  3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
  4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

Спектрометр и не только

Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.

Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.

Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.

Обертон (overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.

Обертонное пение 1.0 - видеосеминар Олега Российского

Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной - негармоническими»

В музыке звук - это совокупность основного тона и гармонических обертонов. Любое звучащее тело может колебаться не только как целое, но и одновременно как бы «частями». Так в гитарной струне колеблется не только сердечник, но и оплетка, а еще колки, гриф и корпус. Сердечник задает основной тон, а все остальные элементы как бы добавочные звуки – обертоны. Вместе мы получаем тембр. Если струну поставить в другую гитару или поменять вид оплетки – будет тот же основной тон, но тембр уже другой.

Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.

А что же такое обертонное пение ?

Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, например, Снатам Каур

То можно услышать, что тембр ее голоса включает в себя разные по высоте звуки. Очень ярко слышен высокий стеклянный звук. Это и есть один из обертонов. Богатый обертонами тембр, говорит либо о хороших природных данных, либо о хорошей и глубокой проработке голоса.

В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка. Когда мы слушаем обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Особенно ярко обертоны выражены в горловом пении. Так называют обертонное пение народов Сибири, Монголии, и некоторых других.



Обертонное пение – это один из лучших способов войти в глубокую медитацию. Причем как исполнителю, так и слушателям. Обертоны обладают магическим свойством очищать сознание, успокаивать ум, уравновешивать энергетическое тело. Несмотря на глубокое медитативное состояние, звук обертонов способствует сохранению полной ясности восприятия.

На наших семинарах мы прикасаемся к основам обертонного пения, делаем упражнения, которые помогают усилить и услышать наши собственные обертоны.

Loading...Loading...