Какие условия необходимы для жизни растений? Условия, необходимые для роста и развития растений

Каждому растению для здорового развития нужна определенная среда. Характер этой среды в основе своей обусловлен климатом, высотой над уровнем моря и месторасположением.

Климат

Воздействовать на климат человек не может. Он может только видоизменять среду в зависимости от запросов растений, используя орошение, защищая посадки от холодов, когда надо, создавая тень, окуривая и т. п., в результате чего в саду, на грядке, в парнике или теплице в значительной мере улучшается так называемый микроклимат.

Для того, чтобы растение хорошо развивалось, все времена года имеют одинаково важное значение. Так, зимой обильный снег или трескущий мороз без снега, образовавшаяся наледь или внезапная оттепель могут иметь как благоприятные, так и весьма нежелательные воздействия на дальнейшую жизнь растения. Очень важно, какой будет весна. Самое идеальное, когда снег сходит медленно, талая вода постепенно впитывается в почву, а не стекает стремительными потоками в реки и ручьи, как бывает при бурном таянии. От весны мы также ждем, что обильные в эту пору осадки установят правильный водный режим и позволят хорошо развиваться растениям с глубоко расположенной корневой системой. Желательно и медленное потепление без резких перепадов дневных и ночных температур. Тогда деревья не пробудятся от зимнего сна раньше времени и не пострадают от заморозков. Оптимальное соотношение между количеством осадков и температурой определяет успешное развитие растений летом и хорошее созревание урожая. Внезапное и преждевременное падение температуры осенью ниже 0° приводит к тому, что древесина кустарниковых и древесных пород не успевает как следует созреть. В результате эти растения будут более чувствительны к низким температурам и менее устойчивы к болезням. Нежные сорта овощных культур и цветов ранние заморозки погубят на корню.

Месторасположение

Для сада это один из решающих факторов. От него будет зависеть способ использования всего участка. Склон, на котором расположен сад (южная или северная сторона), может, например, усилить или уменьшить воздействие ветров, температурных изменений, солнечного освещения и т. д. Южные склоны сильнее всего освещаются солнцем. Они, как правило, и сухие, весной растения там начинают развиваться раньше. Восточная сторона также бывает хорошо освещена, и чаще всего она оказывается даже еще более сухой, чем южная, потому что ее в значительной мере высушивают восточные ветры. Западные склоны сравнительно теплые, но более влажные, чем южные. Самая холодная сторона - северная. Там почва позже оттаивает, растения задерживаются в развитии. Некоторые виды здесь вообще развиваются плохо из-за недостатка солнечного света.

Многое зависит от того, на защищенном или незащищенном, открытом месте будет расположен сад. Овеваемое ветрами свободное пространство обычно бывает сухим. Но в таком месте растения часто повреждает ветер. Наиболее подходят для разбивки сада такие участки, которые с северной стороны или же со стороны преобладающих ветров защищены лесом или зданиями. Закрытые места и холодные котловины для растениеводства не выгодны, так как здесь часто стоит туман, воздух бывает холодным, воздушные массы медленно перемещаются.

Высота над уровнем моря

Высота над уровнем моря имеет значение с точки зрения температуры, влажности воздуха и количества осадков. Чем высота больше, тем обычно менее благоприятными бывают климатические и почвенные условия, тем короче период вегетации. В основном различаются низменные, возвышенные и горные местности (низменность - до 250 м над уровнем моря, возвышенность - от 250 до 450 м и горная местность - от 450-600 м и выше).

Так как, разбивая сад, мы обычно не имеем возможности выбирать участок, который был бы идеальным по своему расположению и климату, то нам ничего не остается, как исходить из реальности и стараться к ней приспособиться. Прежде всего это значит правильно выбрать подходящие культуры. Существует целая шкала растений, отличающихся самыми разными требованиями к окружающей среде: начиная с растений исключительно влаголюбивых до крайне сухолюбивых, от светолюбивых до тенелюбивых. Выбирая подходящие культуры и сорта, можно полностью использовать имеющиеся на участке условия. Чтобы нейтрализовать преобладающие ветры, следует выбирать и соответствующие средства защиты, будь то кулисные посадки деревьев или же возведение различных стенок, которые одновременно будут выполнять декоративную функцию либо визуально разделять пространство. Если почва слишком сыра, ее следует осушить, а чрезмерно сухую, наоборот, придется обильно увлажнять. На слишком освещенных солнцем участках можно с помощью соответствующих посадок создать тень. Сделать микроклимат более влажным помогут искусственные водоемы.

Возможностей смягчить неблагоприятные условия много. Используя их, садовод сумеет и в гористой местности, и в менее подходящих условиях вырастить сад, в котором с весны и до осени будет что-то цвести и плодоносить, сполна одаривая хозяина и своей красотой, и своими плодами.

Климатические факторы

Комплекс климатических условий создает благоприятные или же неблагоприятные предпосылки для жизни растений. Главным образом речь идет об освещении (интенсивность, продолжительность светового дня), температуре, влаге (количество и распределение осадков) и ее содержании в атмосфере.

Свет

Различны требования растений к количеству света. Согласно этому критерию мы делим их на светолюбивые, растения полутени и теневыносливые. Светолюбивые растения хорошо растут только на солнечных местах. Те, что любят полутень, нуждаются в частичном затенении или же в так называемом «рассеянном свете», а растения теневыносливые можно сажать и в тени. Различные культуры для своего цветения и плодоношения требуют и различной продолжительности светового дня. Поэтому их подразделяют на растения короткого дня (примером могут служить хризантемы, которым для цветения нужен световой день, не превышающий 12 ч.), растения среднего дня (скажем, розы, не слишком требовательные к продолжительности освещения и цветущие в пору, когда световой день колеблется в пределах 12 ч.) и растения длинного дня (например гвоздики, требующие, чтобы дневное освещение продолжалось свыше 12 ч.).

Свет имеет огромное значение для роста и плодоношения растений, так как он оказывает значительное воздейсвие на интенсивность проходящего в растительных тканях обмена веществ. Садовод должен стремиться к тому, чтобы обеспечить выращиваемым культурам достаточное количество света. Говоря конкретно, это означает сажать растения в оптимальных сочетаниях так, чтобы они не затеняли друг друга. Следует также своевременно прореживать и кроны деревьев, чтобы и вглубь листвы проникал свет, делая красочными и созревающие плоды.

Температура

Большинство растений средней полосы начинает вегетацию при температуре 1-5 °С, что является температурным минимумом. При температуре выше 40 °С растения начинают отмирать, поэтому этот предел называется температурным максимумом. Самая подходящая (оптимальная) для большинства растений средней полосы температура находится в пределах 20-30 °С.

Особенно опасными для растений бывают ранние осенние морозы и поздние весенние заморозки. Осенние морозы обычно разом уничтожают все цветы и овощи. Поздние заморозки весной повреждают овощную и цветочную рассаду, цветущие фруктовые деревья и декоративный кустарник. Постоянно угрожает садоводу и опасность так называемых «майских холодов», что бывает в середине мая. Только после последнего дуновения зимы можно без опасений высаживать теплолюбивые растения (томаты, перцы).

Температурные перепады особенно опасны в предвесенний период, когда в солнечные дни столбик ртути поднимается выше 10 °С, а ночью наступает сильное охлаждение. Устойчивость отдельных видов растений к низким температурам определяет возможность их разведения в тех или иных местах. Поэтому успех в выращивании любого садового растения прежде всего зависит от того, правильно ли выбрана культура и найдено ли для нее подходящее место на участке. Там, где выбор был сделан ошибочно, где место не отвечает запросам растения, лучше его и не сажать. В крайнем случае подготовленную грядку надо как-то защитить, улучшить с учетом требований культуры. Защищать растения можно с помощью возведенных стен или укрытий, изготовленных из полиэтиленовой пленки или стекла.

Влага

Без воды нет жизни, нет и растений. Вода дает им непосредственное питание в форме кислорода и водорода, не считая того, что в ней растворяются питательные вещества, поступающие в растение через его корневую систему. При, недостатке влаги происходит увядание. Любое растение для своего существования нуждается в достаточном, отвечающем его запросам количестве воды в течение всей вегетации - от всходов до плодоношения. В зависимости от потребности той или иной культуры в воде, их разделяют на водяные, водолюбивые, растения со средней потребностью во влаге и сухолюбивые.

Водные растения растут прямо в воде, их корни проникают в слой ила на дне водоема (примером может служить белая кувшинка, которую называют еще водяной лилией). Водолюбивые растения нуждаются не только в обилии почвенной воды, но и во влажном воздухе, так что разводить их удается чаще всего в оранжерее, где для них приходится создавать особый микроклимат. Большая часть растений нуждается в среднем количестве воды. В засушливых местах растут сухолюбивые растения, имеющие мясистые стебли или листья, где накапливается влага на период засухи (кактусы, молодило и т.п.).

Главным источником влаги являются атмосферные осадки: дождь, снег, иней, роса. Дождь - самый важный и самый обильный источник влаги в вегетационный период. Снег образует толстое покрывало, которое зимой защищает растения от мороза, а весной, тая и впитываясь в почву, создает источник так называемой зимней влаги. Иней представляет собой мелкие кристаллики льда, которые образуются на поверхности почвы и растений из влажного воздуха в результате охлаждения, когда температура падает ниже О °С. Днем, когда потеплеет, он тает, и влага стекает в почву. Иней появляется, как правило, перед восходом солнца холодной осенней и весенней порой. Роса также представляет собой источник природного увлажнения, особенно в бездождье. Она образуется, как и иней, из водяных паров в результате охлаждения воздуха ночью и оседает в виде капелек воды на поверхности растений и земли.

В течение года количество осадков распределяется неравномерно. Больше всего их бывает осенью и весной. Чтобы растения получали влагу в достаточном количестве и в нужное время, их надо поливать.

Воздух

Воздух представляет собой смесь газов и водяных паров. Для растений он - источник кислорода и углекислого газа, а для тех организмов, которые способны связывать находящийся в нем азот, - и источник азота. Влажность воздуха оказывает влияние на испарение. Если воздух слишком сух, испарение сильно увеличивается, и растения страдают от недостатка воды. При чрезмерной влажности воздуха растения начинают преть, что приводит к развитию грибковых заболеваний. С большой влажностью воздуха приходится сталкиваться обычно лишь при выращивании культур с использованием стеклянного или пленочного покрытия. Поэтому в таких случаях надо не забывать о проветривании.

Загрязненный воздух вреден для всего живого - для людей, животных и растений Пепел, сажа и пыль оседают на растениях, главным образом на их листве. Эти осадки забивают устьица, поглощают солнечные лучи и мешают листьям выполнять их важные функции. Особенно вреден сернистый газ, содержащийся в дыме, так как он разлагает хлорофилл. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на общий рост и развитие растений.

Небольшое движение воздуха, легкий ветерок хорошо действуют на растительность, однако резкие перемещения воздушных масс, сильный порывистый ветер, буря - растению не на пользу; они могут повредить, сломать и даже вырвать его из земли с корнем. Кроме того, в ветреную погоду резко повышается испарение: высушиваются и почва, и растения. Разыгравшийся ветер не в малой мере влияет и на опыление, удерживая пчел от вылетов и вызывая засыхание рыльца. От сильных ветров, чаще всего дующих в одном направлении, посадки можно защитить полосой подходящих кулисных растений или же расположив более нежные культуры под надежной защитой близко находящейся стены и т. п. Стенку-изгородь из фруктовых деревьев также следует высаживать таким образом, чтобы ветер не бил в нее в упор, а скользил вдоль.

Почва

Почву можно воспринимать, как живое существо, в котором бьет ключом жизнь различных бактерий и других микроорганизмов, растет плесень. В почве - замкнутый круг бытия и гибели, образования и распада органических соединений. Она, как любой живой организм, стремится к единой цели: жить и размножаться.

Под понятием почва подразумевают верхний слой твердой земной коры. Обрабатываемая сельскохозяйственными машинами и орудиями часть почвы называется пахотной землей. Встречающиеся местами глины биологически малоценны. Садоводы с ними не работают, оставляя их гончарам а печникам.

Под верхним пахотным слоем почвы находится более тонкий, называемый основанием. Еще ниже лежит подпочвенный горизонт, а далее идут материнские породы. Под понятием почвенный профиль подразумевают пахотный слой, основание и подпочвенный горизонт.

Почва складывается из различных составных частей, главным образом это твердые частицы, вода и воздух.

Твердые частицы - это собственно сама почвенная масса, состоящая из веществ неорганического и органического происхождения. В неорганической части преобладают разные по размерам частицы песка, пыли и глины. Мельчайшие частицы глины обладают способностью задерживать воду с растворенными в ней питательными веществами и склеивать почву в более крупные комочки. Органическая ее часть состоит главным образом из перегноя и почвенной фауны. Перегной возникает в результате разложения органических веществ. Этот процесс является следствием жизнедеятельности почвенной фауны, прежде всего бактерий.

Разложение органических веществ в почве называют гумификацией. В зависимости от степени доступа воздуха (главным образом кислорода) гумификация происходит путем тления, гниения или квашения.

Тление - это разложение органических веществ при достаточном доступе воздуха. Бактерии разлагают организмы и высвобождают минеральные соединения, необходимые для питания растений. Такой процесс считается благоприятным. Гниением называется разложение органических веществ бактериями без доступа воздуха. Это неблагоприятный процесс. Квашение - превращение сахара и других, не содержащих азот веществ в квашеные продукты и углекислый газ. Квашение происходит при участии дрожжей с ограниченным доступом воздуха.

В зависимости от содержания перегноя различаются почвы мало гумусные, имеющие менее 1% перегноя, умеренно гумусные (1-2%), среднегумусные (2-3%) и гумусные (более 3% перегноя). Почва в саду должна иметь не менее 3% перегноя.

Пространство между отдельными твердыми частицами почвы заполняют вода и воздух. В воде растворены различные вещества, так что это не столько вода, сколько питательный почвенный раствор. Воздух, находящийся в почве, содержит больше углекислого газа, чем атмосферный. Это объясняется тем, что корни растений дышат, потребляя кислород и выделяя углекислый газ.

Рост растений

Скорость роста у разных растений весьма различна. Быстрее всех растут грибы, весьма быстро увеличиваются в размерах травы (в том числе и подсолнечник), медленнее - деревья. Разные органы растений не растут всегда одинаково и равномерно. Сначала это происходит медленно, затем наступает ускорение, которое продолжается до тех пор, пока не будет достигнут максимум, а потом весь процесс идет на убыль и, наконец, прекращается. Растения по мере роста увеличиваются как в высоту, так и в ширину.

Жизнь высших зеленых растений - от начала и до гибели - одинакова. Цветущие растения развиваются из семян. Созревшее семечко сначала отдыхает, его жизненные процессы при этом сведены к минимуму, но, оказавшись в благоприятных условиях (достаток влаги, тепла, света и кислорода), оно пробуждается, прорастает и начинает развиваться в растение. Необходимую для этого энергию оно получает, разлагая запас веществ, находящихся в нем самом, а также черпая из окружающей среды воду и кислород.

Когда растение достигнет половой зрелости, на нем появятся цветы, из которых после оплодотворения разовьются плоды с семенами. Однако в дальнейшей жизни растений возникают различия между теми из них, что цветут только раз (однолетними и двулетними), и теми, что цветут многократно (многолетние травянистые растения и древесные породы). Первые после образования семян в наших условиях гибнут, и их жизнь продолжится в новых растениях, которые прорастут из семян. Многолетние растения развиваются, цветут и плодоносят в течение долгого времени, пока не погибнут. Кроме того, многие растения размножаются и вегетативно, своими различными частями. Наиболее выносливые части некоторых растений могут пережить период неблагоприятных жизненных условий, а затем дать новые побеги, так продолжая свой дальнейший рост.

Растения - это наши зеленые друзья. Они совершенно заслуженно получили такое название, ведь для людей и животных флора и ее компоненты - это источник питания, материалы для бытовых нужд, лекарственные средства, главный регулировщик чистоты атмосферного воздуха и так далее.

На сегодняшний день известно свыше 350 тысяч различных видов растений. Все они имеют своеобразные морфологические и генетические особенности, радуют нас пышностью и многоцветьем, доставляют настоящее эстетическое удовольствие. При этом их жизненные формы могут быть разными, но всегда важными, уникальными и прекрасными. И на их существование непосредственное влияние оказывают условия, необходимые для жизни растений.

Жизненные формы растений

Данную классификацию можно привести с точки зрения разных наук: систематики и экологии. Нас интересует больше именно систематическая, так как она основана на внешних признаках растений. С данной позиции все царство флоры можно разделить на группы, которые сформировались эволюционно, и на которые повлияли условия жизни растений.

  1. Деревья - ярко выражен ствол, высота не менее двух метров.
  2. Кустарники - от 50 см до 2 м высотой, несколько стволов, отходящих от самой земли.
  3. Кустарнички - образованы от предыдущей формы, но размер до 50 см.
  4. Полукустарники - сформировались от форм кустарничков, однако верхние части множественных стволов отмершие.
  5. Травы - низкорослые растения, на зимний период замораживающие свои надземные побеги.
  6. Лианы - характеризуются ветвящимися и ползучими стеблями, снабженными крючочками, усиками и другими цепляющимися устройствами.
  7. Суккуленты - растения, способные запасать большое количество воды в стебле и листьях.

Какие условия необходимы для жизни растений каждой из перечисленных групп? Рассмотрим их подробнее.

Экологические факторы как условия жизни растений

К таковым относятся следующие.

1. Абиотические:

  • солнечный свет;
  • влага (вода);
  • температурный режим;
  • питание.

2. Биотические: все живые организмы, которые окружают данное растение (животные, микроорганизмы, грибы).

3. Антропогенные - влияние человека и его деятельности в разных отраслях быта и промышленности.

Какие условия необходимы для жизни растений больше всего? То есть которые из перечисленных факторов являются определяющими? На такой вопрос сложно ответить. Только их совокупное грамотное сочетание позволяет растениям чувствовать себя максимально комфортно, безопасно и быстро расти, развиваться и размножаться.

Влияние света

Самое главное отличие растительных организмов от всех остальных - это автотрофный способ питания. То есть способность преобразовывать энергию солнечных лучей в энергию химических связей, заключенную в образуемых органических соединениях. Весь этот сложнейший биохимический процесс, построенный из двух фаз, называется фотосинтезом. Продуктом таких преобразований становится крахмал как запасное питательное вещество растений и газ кислород - как источник жизни на нашей планете.

Становится очевидным, что без фотосинтеза не было бы и жизни. А без солнечного света не будет этого процесса. Значит, энергия естественного солнечного излучения и дополнительных источников освещения - условия, необходимые для роста и Роль этих факторов определяющая.

По отношению к свету можно выделить несколько групп организмов.

  1. Теневые растения. Такие представители не переносят прямых солнечных лучей, им достаточно очень рассеянного слабого освещения. Например, значительная часть лесных трав, укрытых под тенью деревьев - кислица, майник, прострел, камнеломка, хохлатка, подснежник, горянка, пролеска, плющ, орляк, чистотел и другие.
  2. Теневыносливые. Данные растения предпочитают умеренное освещение и достаточно терпимо относятся даже к длительным затемнениям. Однако солнечный свет все же любят и на короткие воздействия прямых солнечных лучей реагируют положительно. Это, к примеру, смородина, ландыш, черника, бузина, брусника, купена, манжетка и другие.
  3. Светолюбивые - растения, которые больше всех нуждаются в ярких прямых солнечных лучах. Только при таких условиях процесс фотосинтеза происходит у них максимально быстро и полно. Примеры: мать-и-мачеха, клевер, лаванда, бессмертник, мелисса, лотосы, кувшинки, злаковые, кактусы, большая часть деревьев и другие.

    Итак, что необходимо растениям для жизни в первую очередь? Солнечный свет, который является источником главного растительного процесса - фотосинтеза.

    Значение воды

    Двуокись водорода является самым важным веществом в жизни не только растений, но и всех живых существ на планете. Известно, что жизнь на Земле стала возможна благодаря наличию жидкой воды. Поэтому переоценить ее значение сложно. Универсальный растворитель, в котором протекают все биохимические реакции живого организма, она является неотъемлемой структурной частью, компонентом каждой клетки.

    Значение воды для жизни растений не менее важно, чем солнечного света. Ведь вода создает тургорное давление на клеточные стенки, именно в ней осуществляется транспорт всех соединений, она - среда для химических реакций. Одним словом, для растений вода - источник жизненных сил.

    Не все представители флоры одинаково относятся к воде и ее количеству. Так, можно выделить три основные по отношению к оксиду водорода.

    1. Ксерофиты - обитатели самых засушливых районов, которые сумели адаптироваться к недостатку влаги. Примеры: пустынные и полупустынные растения, обитатели морских побережий. Эшшольция, кактусы, пырей, песколюб, бриофиллум, и так далее.
    2. Мезофиты - обитатели мест с умеренным содержанием воды. Это растения луга, лесные обитатели. Нормально относятся к увлажненной почве, но не переносят излишнюю влагу или засуху. Тимофеевка, ромашка, васильки, кровохлебка, любка, сирень, лещина, клевер, медуница, золотарник, все листопадные деревья и кустарники.
    3. Гидрофиты . Такие растения лучше всего чувствуют себя, когда находятся частично в воде (пресной, соленой) или полностью в нее погружены. Примеры: водоросли, водные лютики, роголистники, кувшинки, поседонии, рдесты, альтемии, наяды и другие.

      Итак, какие условия необходимы для жизни растений? Вода входит в их перечень.

      Роль температуры

      Теплые дни для всех живых существ в радость. Однако среди растений есть и такие, которые низкие температуры выносят достаточно легко. Всех представителей флоры по отношению к данному фактору можно разделить на три группы.

      1. Теплолюбивые . Условия, необходимые для жизни растений данной группы, - это температурный показатель не ниже +5 0 С. Оптимальным вариантом для них считается примерно +25-26 0 С. Такие растения не переносят резких колебаний температуры воздуха, не выдерживают даже легких заморозков. Примеры: рис, хлопчатник, какао, пальмовые, бананы, практически все тропические и субтропические обитатели.
      2. Холодостойкие растения. Предпочитают умеренные температуры, однако в состоянии переносить и довольно низкие, переживают заморозки без повреждений. Примеры: картофель, все корнеплоды, зелень, многие виды крестоцветных, злаковые культуры и прочие.
      3. Морозостойкие . Способны зимовать под снежным покрывалом, сохраняя жизнеспособность. Примерами могут служить такие садово-огородные растения, как ревень, многолетники лук, чеснок, щавель и другие.

      Вывод: температурный режим - важное условие для нормального роста и развития всех растений на Земле.

      Минеральное питание

      Данный фактор чрезвычайно важен именно для плодово-ягодных, фруктовых и овощных культур, возделываемых человеком. Ведь в естественных условиях растения заселяют такие места обитания, к которым способны адаптироваться. В том числе и к содержанию минеральных солей в почвах.

      А вот культурным представителям нужна помощь. Каждый хозяин знает, какой комплекс минеральных удобрений следует внести для определенного растения, чтобы получить необходимый урожай.

      В целом минеральные вещества - это важный элемент питания всех особей, который поглощается растениями из почвы путем всасывания вместе с водой. Но для растений губителен переизбыток удобрений, а их недостаток ведет к медленному росту и плохому урожаю.

      Состав воздуха

      Какие условия необходимы для жизни растений, помимо рассмотренных выше? Важным также является состав воздуха. Ведь ночью растения, так же, как и другие живые существа, дышат, потребляя кислород. Поэтому его в воздухе для их нормального развития должно быть достаточно. Это значит, что в условиях повышенной концентрации вредных газов, пыли, грибков и микроорганизмов растения будут чувствовать себя крайне плохо.

      Биотические факторы и их влияние

      Мы рассмотрели все абиотические факторы жизни растений. Тепло, свет, воздух, вода - главные и неотъемлемые условия для их нормального роста и развития.

      Биотические же факторы - это влияние на них окружающей биомассы, то есть других растений, животных, грибов, насекомых и так далее. Чтобы рассмотреть все аспекты воздействия этих условий, была создана наука экология. Следует лишь заметить, что биотические факторы не менее важны, чем абиотические.

      Главные условия для жизни комнатных растений

      Условия среды, необходимые для жизни комнатных растений, ничем не отличаются от тех, что мы рассмотрели для всех в общем. Они так же нуждаются в солнечном свете, тепле, воде, минеральном питании, защите от вредных насекомых.

      Чтобы горшечные цветы чувствовали себя хорошо и выглядели красиво, следует подходить к ним индивидуально, учитывая особенности конкретного рода и вида растения.

Как бы ни отличались растения друг от друга, все они нуждаются в свете, тепле, воде, воздухе и минеральных солях.

Свет - это одно из важнейших условий, необходимых для жизни растений. Недаром зеленые растения называют «детьми солнца».

Свет необходим растениям для образования хлорофилла и крахмала. Свет нужен для нормального роста растений. Попробуйте затенить растение, и стебли его изменятся. Они поблекнут, станут длиннее и тоньше. Это особенно заметно на комнатных растениях зимой и на молодых деревцах, растущих под пологом темного леса.

Тепло также необходимо для жизни растений. При понижении температуры до одного градуса мороза замирают почти все жизненные процессы в организме растений - дыхание, рост, размножение и другие. Весной, когда температура повышается, вновь усиливается деятельность органов растений. Но и к теплу различные растения относятся по-разному. Одни из Них теплолюбивы, другие, наоборот, достаточно холодостойки.

Теплолюбивые растения - южане по происхождению. Это кукуруза, просо, фасоль, тыква, огурцы, помидоры и другие.

Холодостойких растений в средней полосе и на севере большинство. Семена их способны прорастать при 1-3 градусах тепла. Всходы свободно переносят легкие весенние заморозки.

Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и питательные вещества. Из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах на свету образуется крахмал. В жаркое время вода испаряется листьями, охлаждая растения. Жизнь растений без воды невозможна.

Одни растения, например ряска, кувшинка, кубышка, живут в воде. Другие, как капуста, тыква, растут на суше, но им необходимо много воды. Третьи растения, например просо, молодило, кактусы, нуждаются в Небольших количествах воды.

Воздух нужен растениям для дыхания и образования питательных органических веществ.

Дышат растения, как и животные, потребляя кислород. Кислородом дышат клетки всех органов растения. И если почва, где прорастают семена или находятся корни, слишком плотная, то семена и корни могут погибнуть, задохнувшись от недостатка кислорода.

Из воздуха для образования органических веществ растения поглощают и углекислый газ, который проникает через устьица листьев и чечевички стеблей.

Минеральные соли поступают в растение из почвы.

Рис. 112. Молодило .

В почве содержатся разнообразные. минеральные соли, но растениям больше всего нужны азотные, фосфорные, калийные соли. В очень небольших количествах необходимы также вещества, содержащие бор, марганец, железо и некоторые другие элементы. Минеральные соли необходимы для образования белков.

Как же влияют условия жизни на рост и развитие растений?

В солнечные майские дни многие из вас собирали золотисто-желтые одуванчики, из которых можно сплести тяжелые красивые венки. И, наверное, каждый заметил, что самые крупные одуванчики с высокими стрелками, несущими соцветие корзинку, встречаются на лугах и полянах среди густой высокой травы. В таких местах иногда можно найти одуванчики-гиганты, листья которых достигают нескольких десятков сантиметров в длину.

Совсем иначе выглядят одуванчики, растущие на сухих открытых участках с уплотненной тощей Почвой. Где-нибудь на утоптанной тропинке, между камней на мощеной дороге или на сухом, каменистом склоне они превращаются в карликов.

Задание 1. Рассмотри рисунок 122 и попробуй сам назвать те объекты живой и неживой природы, которые могут влиять на жизнь растений (А), животных (Б), человека (В).

А. Прочные листья подорожника не боятся вытаптывания
Б. Чертополох защищают острые колючки от поедания животных, не влияет на жизнь человека
В. Углеводные газы, хищники и болезни.

Задание 2. Что такое среда обитания? Заверши высказывание.

Задание 3. Заполни в табличке пропущенные строчки.

Живые организмы

Благоприятные для жизни условия

Неблагоприятные для жизни условия

А. Растения

Холод

Засуха

Темнота

Место обитания

Степь

Чернозём

Загрязненная почва

Б. Животные

Холод

Воздух

Нехватка или отсутствие воздуха

Засуха

Место обитания

Непригодные условия

Заповедники.

Браконьерство

В. Человек

Плохое питание

Чистый воздух

Грязная экология

Отсутствие жилья

Общение с другими людьми

Замкнутость

Тунеядство

Задание 4. Запиши несколько своих примеров благоприятных и неблагоприятных условий для жизни различных организмов.

Д1) Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать сам.

Д2) Рассмотри рисунок 126 и подумай, какой способ лова рыбы наносит меньший вред природе. Составь план ответа.

Меньший вред природе наносит ловля рыбы удочкой

Основные условия, необходимые для роста и развития растений,— тепло, свет, воздух, вода, питание. Все эти факторы одинаково необходимы и выполняют определенные функции в жизни растений.

Жизненный цикл роста и развития делится на определенные этапы — фазы. Условия внешней среды сильно влияют на рост и развитие растений. Установлено, что воздействием пониженной температуры на прорастающие семена и прогреванием сухих семян можно ускорить развитие растений и увеличить урожай. На основании этого наукой разработаны, а практикой широко используются специальные рекомендации по прогреванию, проращиванию, закаливанию семян некоторых овощных культур, а также клубней картофеля. Продолжительность этих процессов и температура различны и зависят от культур.

Тепло
Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы и зависят от происхождения, вида, биологии, фазы развития и возраста растения.

Семена теплолюбивых культур прорастают при температуре выше 10°С. Такие растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду. При температуре ниже 10—12°С их рост и развитие приостанавливаются, они ослабевают и быстрее поражаются грибными и бактериальными болезнями. При более низкой температуре они погибают. Наиболее благоприятная температура для роста, развития и плодоношения теплолюбивых культур выше 20°С. Практическое значение в некотором повышении холодостойкости теплолюбивых культур имеют приемы по закалке семян и рассады низкими и переменными температурами, также повышенные дозы калия при подкормках.

Семена холодостойких культур прорастают при температуре ниже 10°С. Температура 17—20°С наиболее благоприятна для развития и плодоношения растений этой группы. При понижении температуры рост холодостойких культур продолжается, однако, если всходы подвергаются длительному воздействию низких температур (2—0°С), многие растения преждевременно выбрасывают цветоносный побег, не образуя ни полноценного урожая, ни семян. Особенно резко это проявляется у растений свеклы и сельдерея. Капуста после высадки ее в грунт может переносить не только продолжительные низкие температуры, но и кратковременные заморозки, которые не отражаются на дальнейшем росте и развитии. Осенью же, перед уборкой, заморозки в 4—5°С не сказываются отрицательно на качестве продукции в том случае, если кочаны перед срезкой оттают на корню. Зимостойкие культуры хорошо зимуют в грунте под снежным покровом при морозах в 30~С и более, а весной начинают расти вслед за стаиванием снега.

Молодым растениям, приспосабливающимся к условиям внешней среды и к самостоятельному корневому питанию, необходима температура как днем, так и ночью ниже, чем семенам при прорастании. Это необходимо и для равномерного развития надземных органов и корневой системы, от чего зависит нормальный рост и развитие растений. С развитием листьев и стеблей, когда начинается воздушное питание растений,температура должна быть выше. В этот период особенно важно правильное соотношение между температурой и освещением. В солнечную погоду повышение температуры не сказывается отрицательно на развитии растений,при пасмурной же погоде температуру по возможности необходимо снижать. Особенно ее нужно снижать ночью, так как при высокой температуре без света растения вытягиваются, ослабевают, что не только задерживает сроки поступления урожая, но и отрицательно сказывается на его величине. В период бутонизации, цветения и плодоношения необходима повышенная температура для всех растений как днем, так и ночью, особенно для культур, выращиваемых в теплицах и парниках,у которых нарастание плодов происходит в основном ночью.

Свет
Основной источник света — солнце. Только на свету растения создают из воды и углекислого газа воздухасложные органические соединения. Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. Требования к условиям освещения у растений не одинаковы. Для южных растений длина светового дня должна быть менее 12 часов (это растения короткого дня); для северных — более 12 часов (это растения длинного дня).

К растениям короткого дня относятся баклажаны, перец, большинство сортов помидоров, кукуруза, фасоль, кабачки, патиссоны, тыква и сорта огурца, выращиваемые в открытом грунте.

К растениям длинного дня относятся корнеплоды, капуста, зеленные культуры, лук репчатый, чеснок и некоторые тепличные сорта огурца, изменившие свою биологическую природу в результате длительного выращивания зимой в теплицах.

Искусственно укорачивая или удлиняя световой день, можно повысить урожай и значительно улучшить его качество. В естественных условиях в открытом грунте этого достигают ранневесенними и позднелетними посевами.

Наибольшее практическое значение свет приобретает при выращивании рассады и овощей в теплицах зимой. В это время растения испытывают наибольший недостаток света, так как, во-первых, это самое темное время года и, во-вторых, значительная часть светового потока поглощается, проходя через остекленную поверхность теплицы, и затеняется шпроссами. Для усиления освещенности используют различные электролампы и светоустановки. Освещенность растений на стеллажах и под парниковыми рамами зависит также от правильного их размещения. Загущение растений отрицательно сказывается на их качестве.

В открытом грунте для равномерного освещения растений необходимы своевременные прополки и прореживания. Однако и среди овощных растений есть теневыносливые культуры, что позволяет выращивать их в междурядьях плодовых деревьев или в несколько затененных местах (лук репчатый на перо, лук многоярусный, лук-порей, щавель, ревень, спаржа).

Вода
Влажность не только почвы, но и воздуха необходима растению на протяжении всей его жизни. Прежде всего вода вместе с теплом пробуждает семя к жизни.Образовавшиеся корешки всасывают ее из почвы вместе с растворенными в ней минеральными солями. Вода (по объему) является главной составной частью растений. Она участвует в создании органических веществ и в растворенном виде разносит их по растению. Благодаря воде растворяется углекислый газ, высвобождается кислород, происходит обмен веществ, обеспечивается нужная температура растения. При достаточном запасе влаги в почве рост, развитие и плодообразование протекают нормально; недостаток влаги резко снижает урожай и качество продукции.

Требования растений к влаге. Овощные растения особенно требовательны к влаге, что объясняется значительным содержанием ее в овощах (от 65 до 97%, в зависимости от культуры), а также большой испаряющей поверхностью листьев. Содержание влаги в тканях листа должно быть не менее 90—95%. При уменьшении ее даже на 10% листья привядают, работа их нарушается.

Требовательность растений к влаге по периодам роста и развития неодинакова. Особенно она высока при прорастании семян. Вот почему рекомендуется высевать намоченные и пророщенные семена в хорошо пролитые бороздки. В период формирования корневой системы решающее значение имеет содержание влаги в слое почвы 5—15 см. При этом нужно знать, что редкие обильные поливы значительно полезнее частых, но недостаточных. При частых поливах почва сильно уплотняется, требует рыхления, корни растений начинают располагаться в верхнем слое почвы. Это нежелательно, так как последний быстро просыхает, растрескивается,а корни с массой всасывающих корневых волосков надрываются, много их повреждается и при рыхлении почвы. Временный перерыв в поливах заставляет корни в поисках воды устремляться в нижнюю часть пахотного слоя, что улучшает обеспеченность растений не только водой, но и пищей. Особенно влаголюбивы огурцы, капуста, зеленные культуры, редис, а также рассада овощных культур.

Как сказывается недостаток влаги на качестве продукции. При недостатке влаги в почве растения зеленных культур и редиса преждеврехменно стареют, не сформировав урожая. Листья и корнеплоды грубеют, приобретая горьковатый вкус. То же происходит и с плодами огурцов. Капуста приостанавливает рост кочанов, а головки цветной, не достигнув должного размера, желтеют и рассыпаются.

У плодовых овощных культур (помидоры, огурцы, кабачки, патиссоны и др.) повышенная требовательность к влаге проявляется в момент завязывания плодов и плодоношения. В это время особенно опасны большие перерывы между поливами. Без достаточного количества влаги рост плодов, кочанов и корнеплодов прекращается, а в солнечную погоду поверхностные ткани их быстро пробковеют и теряют эластичность. Возобновление поливов вызывает растрескивание плодов, кочанов и корнеплодов, делая продукцию некачественной.

Корнеплоды и бобовые особенно нуждаются в воде в первый период роста. В последующем, развивая длинные корни (до 130—300 см), они используют влагу из нижних слоев почвы и нуждаются в поливе лишь при продолжительней засухе. Такие же требования к влаге предъявляют тыква, дыня, арбуз. Для растений лука значение влаги особенно велико при формировании листовой розетки, а у картофеля в период бутонизации, цветения и клубнеобразования.

Рассада при недостатке влаги преждевременно стареет, листья бледнеют, грубеют. При высадке в грунт такая рассада плохо приживается, поступление урожая задерживается, а у цветной капусты не образуются головки.

Что делать, если участок обеспечен водой недостаточно? При недостатке воды для полива ее в некоторой степени может заменить «сухой полив». Так называют своевременное рыхление почвы в междурядьях после полива или дождя. Такое рыхление не дает образоваться корке, нарушает капилляры, по которым вода поступает из нижних слоев почвы в верхние, и значительно сокращает испарение влаги из почвы. Это обеспечивает также свободный доступ воздуха к корням, а также усиливает жизнедеятельность полезных микроорганизмов. Имеются и особые приемы выращивания растений без полива, основанные на использовании влаги из нижних слоев почвы для обеспечения ею высеянных и высаженных растений.

Температура поливной воды. Все теплолюбивые культуры, особенно огурцы, нужно поливать водой с температурой не ниже 20°С. Полив холодной водой — одна из причин массового заболевания растений и резкого снижения урожая. В теплицах и парниках воду для полива подогревают. В условиях открытого грунта вода нагревается на солнце, для чего ее заблаговременно наливают в бочки, чаны, или она нагревается в специально устроенных на участках небольших водоемах.

Поливать растения в солнечные часы не рекомендуется. Исключением являются огурцы, «припарку» которых делают днем при выращивании их в теплицах, парниках и под пленочными укрытиями. Полив теплолюбивых культур лучше проводить в теплую погоду в вечерние, а при продолжительной засухе — в ночные часы. Чрезмерная влажность почвы также нежелательна, так как при этом излишняя влага вытесняет из почвы кислород, что нарушает дыхание корней Это наблюдается чаще на пониженных местах при большом количестве осадков. Чтобы избежать этого, от мест застоя воды делают отводные канавки, борозды, а после отвода воды почву при первой возможности рыхлят.

Воздух
Из воздуха растения получают необходимый им углекислый газ, который является единственным источником углеродного питания. Содержание углекислого газа в воздухе ничтожно и составляет 0,03%. Обогащение воздуха углекислым газом идет в основном благодаря выделению его из почвы. Большую роль в образовании и выделении почвой углекислого газа играют органические и минеральные удобрения, вносимые в почву. Чем энергичнее в почве процессы жизнедеятельности микроорганизмов, тем активнее разлагаются органические вещества, а следовательно, тем больше углекислого газа выделяется в приземный слой воздуха. Другой источник пополнения воздуха углекислым газом — живые существа, выделяющие его при дыхании Повышение содержания углекислого газа в воздухе положительно сказывается на всех процессах в растениях, особенно ускоряет плодоношение.

Как повысить содержание углекислого газа в воздухе? В теплицах содержание углекислого газа повышают искусственно до 0,4—0,7%, используя для этого сухой лед (твердую углекислоту) и углекислый газ из баллонов. В открытом грунте несколько увеличить содержание углекислого газа в приземном слое воздуха можно внесением в почву повышенных доз органических удобрений (навоза, торфа, компоста), жидких подкормок из разведенного коровяка, навозной жижи, птичьего помета и минеральных удобрений.

Не меньшее влияние на развитие растений оказывает и относительная влажность воздуха. Чем суше воздух, тем сильнее испаряют растения воду и тем выше их температура, а все это увеличивает расход питательных веществ в ущерб откладываемым в запас. При длительном снижении влажности воздуха наступает воздушная засуха которая может перейти в почвенную. Поливы почвы, особенно методом дождевания, несколько повышают влажность воздуха и поэтому более эффективны для растений. Чрезмерная влажность воздуха также отрицательно сказывается на растениях, усиливая различные грибные заболевания. В теплицах, парниках и под пленкой избыточную влажность понижают вентиляцией.

Питание растений
Для нормального роста и развития растениям требуются различные элементы питания. Кислород, углерод, водород растения получают из воздуха и воды; азот, фосфор, калий, серу, магний, кальций, железо — из почвенного раствора. Эти элементы потребляются растениями в больших количествах и называются макроэлементами . Бор, марганец, медь, молибден, цинк, кремний, кобальт, натрий, которые также необходимы растениям, но в небольших количествах, называются микроэлементами .

Упрощенно процесс питания растения протекает так. Корни с массой корневых волосков всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями и подают ее в листья через стебель по восходящим токам. Листья через устьица и в меньшей степени стебли и корни поглощают из воздуха углекислый газ. В зеленых частях растений, содержащих хлорофилл, под действием солнечного света из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Этот процесс называют фотосинтезом. Основное количество выработанных в листьях органических веществ затрачивается на построение стеблей, листьев, корней, цветков и плодов.

Потребность растений в элементах питания изменяется в зависимости от культуры, возраста, скороспелости и способности выносить питательные вещества с урожаем из почвы. Молодому растению с первых дней жизни необходимо усиленное минеральное питание. Поэтому земляные смеси для выращивания рассады заправляют удобрениями. Молодые растения потребляют меньше питательных веществ, но, имея недостаточно развитую корневую систему, они более требовательны к их наличию в верхних слоях почвы, причем в легкоусвояемой форме. Этим же обусловлена повышенная требовательность к питанию и взрослых растений некоторых культур, имеющих малоразвитую корневую систему. К таким культурам относится лук, который развивает корни главным образом в поверхностном слое почвы.

Растения с коротким периодом развития (скороспелые) наиболее требовательны к запасу питательных веществ в почве, так как формируют урожай за более короткий срок. Эта требовательность увеличивается, если скороспелые растения густо размещены и имеют недостаточно развитую корневую систему. К таким растениям относятся все зеленные (салат, шпинат, укроп), некоторые пряные, а также редис и летняя редька. Растения с продолжительным периодом развития потребляют больше питательных веществ, но требовательность их к запасам этих веществ в почве ниже, так как период их использования более растянут. Это относится к поздним сортам капусты, моркови, свеклы. Способность растений выносить питательные вещества из почвы неодинакова и зависит от культуры и урожая.

Примерный вынос основных элементов минерального питания из почвы в зависимости от культуры и урожая (в кг с 1 га)

Культура

Продолжи-

тельность
периода
роста *
(дней)

Урожай
(Ц с 1 га)
Вынос элементов питания
всего в том числе
азота фосфора калия
Капуста поздняя 160-180 1000 910 319 109 482
Капуста ранняя 100-125 500 425 150 50 225
Морковь 135-140 500 425 153 47 225
Помидоры 135-150 400 260 103 16 141
Огурцы 65-100 300 264 79 63 122
Лук 100-110 300 247 90 37 120
Редис 25-30 100 119 50 18 51

Значение отдельных элементов питания. Овощные растения больше всего выносят из почвы калия, но это не значит, что вносить его в почву нужно больше, чем азота и фосфора (исключением являются пойменные и торфяные почвы). Это объясняется тем, что калий хотя и вымывается дождями из почвы, но легче поглощается почвой и лучше усваивается растениями. Он повышает устойчивость растений к болезням и их холодостойкость, увеличивает содержание сухого вещества, повышает сахаристость, улучшает вкус плодов и картофеля.

Особенно велика у растений потребность в азоте, так как он входит в состав белка и является основой всех жизненных процессов. При недостатке в почве усвояемого азота растения плохо развиваются, становятся светло-зелеными, урожай резко снижается, ухудшается его качество. Излишнее количество азота в почве также нежелательно, особенно при недостатке фосфора. Это вызывает усиленный рост листьев, стеблей, побегов. Цветение и плодоношение задерживаются, что снижает общий урожай и особенно ранний.

Огромна в жизни растений и роль фосфора. Он входит в состав сложных белков, участвует в построении клеток растений, повышает усвоение и действие других элементов питания. Так, при совместном действии фосфора и калия растения делаются более устойчивыми к полеганию, Фосфор ускоряет образование органов плодоношения, улучшает качество продукции.

Магний играет большую роль во многих жизненных процессах растений. Он участвует в построении тканей, а также вместе с фосфором во всех обменных процессах, происходящих в растении.

Кроме этих основных, в почве должны быть и другие макроэлементы, а также микроэлементы. При недостатке любого из них нарушается нормальное развитие растения. Недостаток того или иного элемента питания можно обнаружить по некоторым внешним признакам растения.

При недостатке в почве азота листья растения становятся бледно-зелеными. Рост замедляется. Новые листья, если они образуются, очень мелкие и с тонкими пластинками. При остром недостатке азота листья желтеют и опадают.

При недостатке фосфора листья приобретают тусклый темно-зеленый цвет, который в дальнейшем переходит в фиолетовый, а вдоль жилок листа с нижней стороны в пурпурно-красный. При засыхании листья чернеют, а не желтеют.

Недостаток калия вызывает появление по краям листьев вначале бледно-желтой каймы, а в последующем ярко-желтой. При остром голодании листья приобретают неправильную форму, в середине их появляются бурые пятна, кайма становится буро-коричневой и рассыпается. Характерно, что при недостатке этих основных элементов питания изменение окраски, а при остром голодании и отмирание начинается с нижних листьев.

При недостатке кальция рост растений замедляется, они становятся карликовыми. Старые листья остаются зелеными, стебли деревенеют. Для помидоров характерно пожелтение верхних листьев, а нижние остаются зелеными. Растения ослабевают, поникают, верхушечные почки отмирают.

При недостатке железа (на любой почве) у растений первым поражается верхушечный побег. Листья в верхней части растения становятся бледно-зелеными, а затем желтыми (хлороз), но ткань листа не отмирает. Для помидоров характерно пожелтение и отмирание молодых листьев.

При недостатке магния хлороз развивается в первую очередь на нижних листьях. Зеленая окраска исчезает, между прожилками появляются желтые пятна, придающие листьям пестроту. Пожелтевшие участки листа приобретают различную окраску. Постепенно они буреют и отмирают. У помидоров, кроме того, листья становятся ломкими и закручиваются книзу.

Появление внешних признаков свидетельствует продолжительном голодании растения. Чтобы не допустить нарушения в питании растений, необходимо за ними постоянно наблюдать и своевременно проводить соответствующие подкормки.

Loading...Loading...